Ук рф ст 19: УК РФ Статья 19. Общие условия уголовной ответственности \ КонсультантПлюс

Ст. 19 УК РФ с Комментариями 2022-2023 года (новая редакция с последними изменениями)

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

1. Перечисленные в комментируемой статье общие условия уголовной ответственности раскрываются посредством указания на три минимально необходимых признака лица, подлежащего ответственности. Субъектом преступления признается физическое лицо, т.е. человек, достигший возраста уголовной ответственности и вменяемый.

Уголовное право России, рассматривая преступление как социальное явление, исходит из того, что субъектом преступления и ответственности может быть только человек, обладающий сознанием и относительной свободой воли. Эта позиция соответствует задачам и принципам уголовного законодательства, понятиям преступления и наказания, сформулированным в законе. Все предпосылки, условия ответственности не просто взаимосвязаны между собой, а логически вытекают одно из другого: физическое лицо, достигшее нормативно определенного возраста, выступает носителем сознания и воли как необходимых компонентов вменяемости и вины, которые, в свою очередь, образуют субъективное основание уголовной ответственности.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Отсюда вытекает отказ от привлечения к уголовной ответственности не только малолетних, невменяемых, но и юридических лиц, который согласуется с принципом персональной (личной) и виновной ответственности. Это положение распространяется и на случаи, когда виновный действует в интересах юридического лица, выполняя решения коллективных органов управления организации. В ряде статей уголовного закона прямо указаны лица, отвечающие за деятельность юридического лица. Например, руководитель или собственник коммерческой организации назван в качестве субъекта преднамеренного, фиктивного банкротства (ст. ст. 196, 197 УК). В других случаях круг ответственных лиц определяется в зависимости от допущенных ими нарушений и их вины, например при уклонении от уплаты налогов и сборов с организации (ст. ст. 199, 199.2 УК).

2. О возрасте, по достижении которого наступает уголовная ответственность, см. коммент. к ст. 20.

3. О понятиях вменяемости и невменяемости см. коммент. к ст. 21.

4. Лицами, подлежащими ответственности по некоторым конкретным составам преступлений (преимущественно двуобъектных), являются лишь специальные субъекты. В таких составах используются дополнительные субъектные признаки, свидетельствующие о том, что причинителем вреда отдельным, в том числе нескольким объектам уголовно-правовой охраны, может быть не любое лицо, а специальный субъект, включенный в особую систему правоотношений (семейных, должностных, воинских, в сфере правосудия и т.п.). Дополнительные признаки специального субъекта разноплановы и могут относиться к гражданству, полу, возрасту, профессии и др., однако применительно к конкретным составам преступлений эти признаки приобретают значение не факультативных, а конструктивных, необходимых.

Так, субъектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, за отдельными исключениями, может быть только должностное лицо (см. примеч. к ст. 285 УК), исполнителем преступлений против военной службы — только военнослужащий (см. ст. 331 и гл. 33 УК).

В случаях, когда, например, военнослужащий нарушает обязанности, возложенные на него противозаконно, он не может признаваться субъектом преступления. Так, осуждение военнослужащих-женщин за нарушение уставных правил караульной службы не может быть обоснованным, поскольку их привлечение к несению этой службы законом не предусмотрено .
———————————
См: Определение Военной коллегии ВС РФ от 12.09.1999 // Информационный бюллетень военных судов. 2000. N 178.

В этой связи уместно говорить о наличии признаков специального субъекта внутри преступлений со специальным субъектом (например, в рамках должностных преступлений выделяются общие должностные и специальные должностные преступления, соотношение между которыми определяется по правилам о конкуренции уголовно-правовых норм (см. ст. 17 УК)).

О признаках специального субъекта преступления см. также ст. 20 и ч. 4 ст. 34 УК.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Прокурор разъясняет

  • 3 ноября 2020, 15:09

О возрасте, с которого наступает уголовная ответственность

  Текст

  Поделиться

Способность физического лица нести уголовную ответственность закон связывает не только с его вменяемостью, но и с достижением им определенного возраста (ст.

19 УК РФ).

Часть 1 ст. 20 УПК РФ устанавливает общее правило, согласно которому возрастом, с которого наступает уголовная ответственность, считается достижение лицом шестнадцати лет.

Установление возраста несовершеннолетнего обязательно, поскольку его возраст входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию, является одним из условий его уголовной ответственности. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток. При установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

Исходя из этого правила, а равно в связи правовыми положениями, закрепленными в п. 1 ч. 1 ст. 421 и ст. 73 УПК РФ, установление возраста несовершеннолетнего обязательно по каждому уголовному делу, поскольку его возраст входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию, является одним из условий его уголовной ответственности.

Под «установлением возраста несовершеннолетнего» здесь понимается не определение его с помощью документов, удостоверяющих личность, а выяснение такового путем проведения судебно-медицинской экспертизы.

Уголовная ответственность не наступает в связи с тем, что лицо достигло определенного возраста. Поэтому часто используемая формулировка «возраст, с которого наступает уголовная ответственность» вряд ли может быть признана точно отражающей заложенную в нее идею. Ответственность наступает не с определенного возраста, а в связи с совершением преступления. Ответственность может наступить в случае совершения преступления. А преступление лицо в состоянии совершить, только если оно достигло определенного возраста.

Недостижение возраста уголовной ответственности влечет безусловное прекращение уголовного дела (ч. 3 ст. 27 УПК РФ).

В ст. 20 УК РФ уточнен возраст, с которого наступает уголовная ответственность:

-уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста;

-лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.

3), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5), несообщение о преступлении (статья 205.6), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1), незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 223.1), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (статья 360), акт международного терроризма (статья 361).

Если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.


Прокуратура Гороховецкого района

О возрасте, с которого наступает уголовная ответственность

Способность физического лица нести уголовную ответственность закон связывает не только с его вменяемостью, но и с достижением им определенного возраста (ст. 19 УК РФ).

Часть 1 ст. 20 УПК РФ устанавливает общее правило, согласно которому возрастом, с которого наступает уголовная ответственность, считается достижение лицом шестнадцати лет.

Установление возраста несовершеннолетнего обязательно, поскольку его возраст входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию, является одним из условий его уголовной ответственности. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток. При установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

Исходя из этого правила, а равно в связи правовыми положениями, закрепленными в п. 1 ч. 1 ст. 421 и ст. 73 УПК РФ, установление возраста несовершеннолетнего обязательно по каждому уголовному делу, поскольку его возраст входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию, является одним из условий его уголовной ответственности.

Под «установлением возраста несовершеннолетнего» здесь понимается не определение его с помощью документов, удостоверяющих личность, а выяснение такового путем проведения судебно-медицинской экспертизы.

Уголовная ответственность не наступает в связи с тем, что лицо достигло определенного возраста.

Поэтому часто используемая формулировка «возраст, с которого наступает уголовная ответственность» вряд ли может быть признана точно отражающей заложенную в нее идею. Ответственность наступает не с определенного возраста, а в связи с совершением преступления. Ответственность может наступить в случае совершения преступления. А преступление лицо в состоянии совершить, только если оно достигло определенного возраста.

Недостижение возраста уголовной ответственности влечет безусловное прекращение уголовного дела (ч. 3 ст. 27 УПК РФ).

В ст. 20 УК РФ уточнен возраст, с которого наступает уголовная ответственность:

-уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста;

-лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.

3), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5), несообщение о преступлении (статья 205.6), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1), незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 223.1), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (статья 360), акт международного терроризма (статья 361).

Если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.


Прокуратура Гороховецкого района

Великобритания: Билль о правах серьезно подорвет свободу выражения мнений

Сегодня, 22 июня 2022 года, правительство Великобритании представило в парламент свой новый Билль о правах, заявив, что он «восстановит надлежащий баланс между правами отдельных лиц и личной ответственностью и более широкий общественный интерес». На самом деле новый законопроект подорвет универсальность всех прав человека и ослабит способность судов обеспечивать защиту основных прав человека, включая свободу выражения мнений. Он расширит государственную власть и будет препятствовать усилиям по привлечению правительства к ответственности, присоединившись к другим законодательным мерам, таким как Закон о судебном надзоре и судах 2022 года, которые ограничили возможности оспаривания злоупотреблений со стороны правительства.

Законопроект призван заменить Закон о правах человека, который более 20 лет защищает права человека и свободу выражения мнений людей, живущих в Великобритании.

Правительство утверждает, что замена Закона о правах человека новым Биллем о правах укрепит свободу слова. Как правозащитные организации, которые продвигают и защищают право на свободу выражения мнений во всем мире, мы безоговорочно отвергаем этот ложный нарратив. Свобода слова слишком важна, чтобы использовать ее в качестве прикрытия для ослабления защиты прав человека. Напротив, как подробно описано в нашем совместном ответе на консультацию, Закон о правах человека укрепил свободу слова в Великобритании в ряде областей: он ужесточил закон о диффамации; усиление защиты журналистских источников и материалов; усиление защиты права на протест; и ограниченная, основанная на восприятии запись инцидентов, не связанных с преступностью, среди прочих аспектов.

ARTICLE 19, Index on Censorship и English PEN считают, что если правительство серьезно относится к своей предполагаемой цели по укреплению свободы выражения мнений в Великобритании, оно должно вместо этого сосредоточить свое внимание на реформировании ряда проблемных законов и законодательных предложений, которые оно внесло. вперед, в том числе законопроект о национальной безопасности, законопроект о безопасности в Интернете, законопроект о высшем образовании (свобода слова), законопроект об общественном порядке и Закон о полиции, преступности, вынесении приговоров и судах.

Мы призываем правительство отказаться от любых предложений, которые каким-либо образом заменяют или ослабляют Закон о правах человека. Более того, он должен следовать обычным процедурам введения нового закона – особенно законопроекта, который может иметь столь широкие последствия – и обеспечивать надлежащее, тщательное демократическое рассмотрение законопроекта. Поспешное принятие такого законодательства может поставить под угрозу защиту прав человека людей в Великобритании и не обеспечить уровень защиты, на который они имеют право и которые Закон о правах человека уже закрепил в законе. Одним из оправданий Билля о правах является придание большего веса взглядам избранных законодателей. Сокращая возможность для этих же законодателей тщательно изучить законопроект, он демонстрирует пустую приверженность демократии и верховенству закона, которая лежит в основе этого законопроекта.

В письме министру юстиции Доминику Раабу в этом месяце наши организации вошли в число коалиции из 150 организаций гражданского общества, которые призвали правительство провести дозаконодательную проверку предложенного Билля о правах. Мы предупреждали, что предложение об отмене и замене Закона о правах человека будет значительной конституционной реформой, которая требует тщательного и тщательного рассмотрения. Права отдельных лиц могут быть скомпрометированы, если такой процесс будет осуществляться поспешно.

Подробнее

Совместный ответ на консультации ARTICLE 19, English PEN и Index on Censorship

Письмо министру юстиции Доминику Раабу

Джо Гланвиль: Являются ли некоторые права более равными, чем другие?

Великобритания: новое руководство должно защищать основные свободы

Уважаемый премьер-министр, 

Вы принимаете на себя новую роль премьер-министра Соединенного Королевства в период глубокой неопределенности и глубокого демократического кризиса во всем мире.

Крайне важно, чтобы в это кризисное время Великобритания играла ведущую роль в обеспечении поддержки и продвижения фундаментальных ценностей. Настало время действовать сейчас.

Соединенное Королевство имеет долгую и гордую историю отстаивания демократических ценностей. Именно Уинстон Черчилль после Второй мировой войны был одним из главных сторонников создания Совета Европы для продвижения демократии, верховенства права и прав человека на континенте.

Европейская конвенция о правах человека, значительная часть которой была разработана британскими юристами, стала новаторским шагом в области права прав человека, проложившим путь к созданию других региональных инструментов и усилению защиты прав миллионов людей во всем мире. Мир.

Совсем недавно Великобритания отстаивала демократические ценности, помогая жителям Гонконга, поскольку их гражданские и политические права были подорваны; введением санкций в отношении лиц, виновных в зверствах в Мьянме; и поддержка украинской демократии перед лицом российской агрессии. Об этой приверженности также свидетельствует то, что Великобритания взяла на себя ведущую роль в ряде международных инициатив, таких как Коалиция за равные права и Коалиция за свободу СМИ.

Это наследие, которым может гордиться Великобритания. Но это наследие находится под угрозой.

Прямо сейчас ряд предложений, проходящих через законодательный процесс, угрожают подорвать свободу слова, краеугольный камень демократии. Мало того: если они будут приняты, они рискуют поставить под угрозу позицию Великобритании как поборника демократии на международном уровне.

Когда вы приступите к своей новой роли, мы призываем вас принять меры, чтобы Великобритания соответствовала своим гордым демократическим традициям.

 

Сохранить наследие Черчилля 

Закон о правах человека 1998 (HRA) включил в британское законодательство права, закрепленные в Европейской конвенции о правах человека, которая была выкована из послевоенной цели Черчилля по защите демократии. Предложение правительства заменить его Биллем о правах будет иметь катастрофические последствия для прав человека в Великобритании.

Правительство утверждает, что замена ЗПЧ укрепит свободу слова. Тем не менее, HRA уже является мощным инструментом защиты свободы слова и помогла развитию британского законодательства в ряде важных областей, в том числе путем усиления защиты от несправедливого применения законов о диффамации, усиления защиты журналистских источников и материалов и укрепления права на акция протеста. Законопроект в том виде, в каком он был представлен, отменит многие ключевые положения, которые сделали возможными эти изменения.

Принятие предложенного Билля о правах не только подорвет права в Великобритании, но и неизбежно ослабит роль страны как защитника международных прав человека во всем мире. Предложения вашего предшественника Бориса Джонсона о том, что Великобритания может отказаться от Европейской конвенции о правах человека, играют непосредственно на руку авторитарным сторонникам, которые могут ссылаться на Великобританию как на оправдание своего дистанцирования от международных правозащитных механизмов. Как предупредила комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович, ослабление защиты прав человека в Великобритании «посылает неверный сигнал… в то время, когда права человека находятся под давлением во всей Европе».

 

Защита права на протест 

Право на протест тесно связано с правом на свободу выражения мнений. Признанный центральным элементом открытого общества, он позволяет каждому из нас участвовать в общественной жизни и выражать политические взгляды. Таким образом, криминализация протеста находится в прямом противоречии с идеалами демократического общества.

И тем не менее, это то, что сейчас происходит в Великобритании. Недавно принятый Закон о полиции, преступности, вынесении приговоров и судах 2022 года и законопроект об общественном порядке, который в настоящее время находится на рассмотрении парламента, наносят удар в самое сердце права на протест. Используя язык неприятностей и нарушений и криминализацию прямых действий, запрещая людям препятствовать доступу или приковывать себя к зданиям, тактику, восходящую к движению суфражисток, законопроект об общественном порядке атакует основные способы, которыми люди подчеркивают несправедливость и участвовать в общественной жизни.

Во всем мире люди, которые выходят на улицы, часто рискуют своей жизнью. Вместо того, чтобы бояться и подавлять протесты, либеральные демократии, такие как Великобритания, должны лидировать в демонстрации того, как право на протест может быть облегчено и защищено.

 

Усилить защиту свободы слова в Интернете 

Большие технологии коренным образом изменили мир, слишком часто без надлежащего надзора или ответственности. Очевидно, что нынешняя система не защищает права человека и слишком часто приводит к замалчиванию и маргинализации мнений.

Законопроект о безопасности в Интернете, который все еще находится на рассмотрении следующего правительства, не решит эти проблемы — на самом деле, он рискует еще больше ограничить свободу выражения мнений в Интернете. Его положение о «законном, но вредном» контенте будет стимулировать компании подвергать цензуре и принимать опасные решения, когда речь идет об удалении или ограничении контента, основывая политику на страхе и осторожности, а не на строгом опыте. В результате законопроект даст платформам больший, а не меньший контроль над нашей речью и взаимодействием в Интернете.

ARTICLE 19 уже давно утверждает, что любое законодательство, направленное на контроль над большими технологиями, должно в первую очередь касаться эксплуататорской бизнес-модели, в рамках которой работают эти компании. Великобритания занимает уникальное положение в области новаторского законодательства, предлагающего решения, которые могут обуздать чрезмерную рыночную власть крупных компаний и подорвать их доминирующее положение, что приведет к большему выбору и свободе для всех.

 

Защита журналистов от юридических преследований

В последние годы Великобритания предприняла важные шаги по усилению защиты журналистов как внутри страны, так и за рубежом посредством таких инициатив, как Национальный план действий по обеспечению безопасности журналистов и руководства страны. в Коалицию за свободу СМИ.

Мы также приветствуем недавнее внимание правительства к проблеме SLAPP (стратегические судебные иски против участия общественности). Практика, когда богатые и влиятельные люди продолжают угрожать общественным надзорным органам длительными и дорогостоящими судебными процессами, в последние годы распространилась по всему миру. Великобритания вызывает особую озабоченность, поскольку влиятельные лица злоупотребляют правовой системой страны, чтобы запугивать журналистов по всему миру.

Запуск Правительством общественных консультаций по решению проблемы SLAPPs является шагом в правильном направлении. Мы надеемся, что эта работа будет продолжена в приоритетном порядке и что ваше правительство примет всеобъемлющий закон против SLAPP, чтобы обеспечить защиту журналистов и других наблюдателей от назойливых судебных исков.

В то же время мы по-прежнему серьезно обеспокоены решимостью правительства экстрадировать Джулиана Ассанжа в Соединенные Штаты. Этот шаг резко контрастирует с приверженностью Великобритании свободе СМИ и посылает миру тревожный сигнал о том, что журналисты, активисты и все, кто раскрывает правду о преступлениях, не заслуживают защиты своих прав на обмен информацией и свободу слова. Мы настоятельно призываем ваше правительство отменить решение об экстрадиции.

Премьер-министр, ваша новая роль — это возможность возглавить Соединенное Королевство в решающий момент, когда решения, принимаемые вами и вашим правительством, будут иметь огромное влияние на жизнь людей не только в Великобритании, но и во всем мире.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *