Характеристика объекта и объективных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 223 УК РФ (незаконное изготовление оружия)
В статье рассматриваются: объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 223 УК РФ; точки зрения о моменте окончания незаконного изготовления оружия; действия, в которых выражается объективная сторона незаконного изготовления или переделки оружия и примеры практики.
Ключевые слова: незаконное изготовление оружия, переделка оружия, объективные признаки, предмет преступления, холодное оружие, огнестрельное оружие.
The article examines the object and the objective side of the crime under Article 223 of the Criminal Code of the Russian Federation; points of view on the moment of the end of the illegal manufacture of weapons; actions that express the objective side of the illegal manufacture or alteration of weapons and examples of practice.
Keywords:
В современном мире оружие имеет большое значение. Трудно представить мир без оружия, как бы парадоксально это не звучало. С древних времён человечество использовало оружие, сначала с целью защиты и охоты, а позже и для военных целей. С течением времени оружие стало активно распространяться, совершенствоваться и видоизменяться, появилось множество его изготовления и переделки.
Исследование вопросов, касающихся незаконного изготовления оружия, весьма актуально. Это суждение подтверждается существенным количеством преступлений, совершенных с использованием оружия, имеющимися фактами вооруженного противостояния правоохранительным органам, ощутимой профессионализацией преступных группировок, нарастающей вооруженностью преступного мира. В последнее время чаще стала выявляться открытая демонстрация оружия как способ воздействия на потерпевших при совершении преступных деяний.
Традиционное доктринальное определение понятия объекта преступления сформулировано как совокупность общественных отношений, взятых под охрану уголовного закона [6]. Родовым объектом незаконного изготовления оружия является общественная безопасность и общественный порядок, видовым — общественная безопасность; непосредственным объектом преступления является общественная безопасность в сфере оборота оружия и боевых припасов.
Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 223 УК РФ, является огнестрельное оружие, его основные части (кроме огнестрельного оружия ограниченного поражения) и боеприпасы. Огнестрельное оружие согласно ст. 1 ФЗ «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Данной статьей также установлено, что основными частями огнестрельного оружия являются рамка, ствольная коробка, затвор, барабан и ствол.
В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 223 УК РФ предметом преступления не является огнестрельное оружие ограниченного поражения, являющееся короткоствольным и бесствольным оружием, предназначенным для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенным для причинения смерти человеку [3].
Предметом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 223 УК РФ является аналогичный предмет ч. 1 ст. 223 УК РФ, ч. 4 ст. 223 УК РФ — газовое, холодное, метательное оружие, патроны к газовому и огнестрельному оружию ограниченного поражения.
Газовое оружие — это «оружие, предназначенное для временного химического поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ». Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 12.03.2002 N5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» наличие газового оружия в виде револьверов и пистолетов предусматривает наличие лицензии, но такое газовое оружие как механические распылители, аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами могут приобретаться свободно, без получения лицензии [8].
Холодное оружие предназначено для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения. В качестве видов холодного оружия выделяются холодное клинковое оружие (кинжалы; боевые, национальные, охотничьи ножи, являющиеся оружием; штык-ножи; сабли; шашки; мечи и т. п.), иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, копья, боевые топоры и т. п.), а также оружие ударно-дробящего действия (кастеты, нунчаки, кистени и т. п.).
Метательное оружие — «оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства» [3]. Метательное оружие получает направленное движение при помощи мускульной силы человека (такие как, например метательные ножи и топоры, дротики и т. д.) либо механического устройства (луки, арбалеты и т. д.).
При принятии решения о принадлежности оружия, его комплектующих частей или боеприпасов к тому или иному виду оружия, в обязательном порядке назначается экспертиза для определения характеристик конкретного образца оружия.
Незаконное изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра влечет за собой привлечение не к уголовной, а к административной ответственности согласно ст. 20.10 КоАП РФ [2], что связано во много раз с меньшей степенью опасности. В этом вопросе нельзя не согласиться с М. В. Брескун, что существует возможность причинения опасных для жизни повреждений при выстрелах из пневматического оружия, однако такие повреждения причинить достаточно трудно [4].
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 223 УК РФ проявляется в ряде действий, которые выражаются в незаконном изготовлении, переделке, или ремонте перечисленных в статье видов оружия.
Под незаконным изготовлением, согласно Постановлению Пленума Верхового суда РФ 12.03.2002 N 5, необходимо понимать создание оружия, в том числе путем переделки каких-либо иных предметов (например, ракетниц, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов.
Переделкой считается изменение, которое нарушает установленный порядок тактико-технических характеристик и свойств огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему или газовому оружию, при котором поражающие свойства сохраняются независимо от результатов данных изменений.
В качестве переделки могут рассматриваться «изменение формы оружия для имитации других предметов, переделка ствола огнестрельного гладкоствольного оружия под патрон к оружию с нарезным стволом, укорачивание ствола огнестрельного гладкоствольного оружия, в результате чего оно становится запрещенным к обороту, а незаконное снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию может выражаться в сборке патрона путем установки в гильзу средства инициирования выстрела, размещения метательного заряда, а также метаемого снаряжения травматического действия или слезоточивого, раздражающего вещества» [8].
Примерами переделки холодного орудия можно привести наделение хозяйственно-бытового ножа, разделочного кухонного свойствами присущими холодному оружию, например, охотничьим ножам. Такими действиями могут являться добавление в структуру рукояти защитных устройств: крестовину или ограничитель. Выразительным примером переделки в холодное оружие можно считать изменение трубчатых винтовочных штыков в ножи и стилеты.
Отдельным видом переделки холодного оружия является переделка металлических скелетных ножей, развитой рукоятью, которая позволяет использовать нож без обмотки шнуром. Сами металлические скелетные ножи зачастую считаются шкуросъемными и разделочными, из-за недостаточных защитных свойств рукояти, которые делают использование такого ножа травмоопасным. Это происходит из-за шнуровой обмотки рукояти и снятие с неё шнура с целью возможности удобно держать нож может являться действием переделки; в сертификационных листах (приложение 1, приложение 2) содержится указание на то, что намотка на рукоять (ножей такого типа) обязательна.
Соответственно, создание подпальцевых выемок, увеличение глубины уже существующих, удаление шнура с рукояти — все перечисленные действия ведут к преобразованию рукояти в травмобезопасную, то есть являются действиями, представляющими собой переделку.Непосредственный процесс производства или ремонта оружия или его основных частей квалифицируется как покушение на незаконное изготовление оружия. Однако на практике квалифицировать действия таким образом достаточно непросто, поскольку необходимо доказать наличие умысла у лица на изготовление холодного оружия. Особенно сложно это сделать в случае процесса производства или ремонта ножей; поскольку отличия холодного оружия от хозяйственных ножей зависит от многих параметров, принять заключение по отдельным составным частям ножа, какими свойствами должно обладать готовое изделие очень трудно, а зачастую и невозможно.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 N 5 (ред. от 11.06.2019) «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» указывается, что под незаконным изготовлением оружия следует понимать их создание (в том числе путём переделки), в результате чего они приобретают свойства огнестрельного оружия.
Однако вышеуказанная формулировка не даёт четкого и однозначного понимания, с какого момента изготовления или переделки оружия преступление, предусмотренное ст. 223 УК РФ следует считать оконченным.
Относительно момента окончания незаконного изготовления оружия существуют две точки зрения: что преступление считается оконченным с момента самого начала изготовления оружия, и точка зрения что преступления будет считаться оконченным тогда, когда изготовляемое или переделываемое оружие уже будет иметь свойства соответствующего вида оружия (например огнестрельного), и будет являться по сути готовым экземпляром оружия.
Как считает Л. Ф. Соколов, незаконное изготовление оружия «подлежит квалификации как оконченное преступление с начала совершения действий, независимо от получения готовых к употреблению огнестрельного оружия его основных частей и боеприпасов, поскольку под изготовлением и ремонтом следует понимать действия, направленные на получение готового к использованию и применению оружия» [7]. Разногласия существуют из-за отсутствия определенного толкования термина «изготовление». Принятие на законодательном уровне определение понятия незаконного изготовления оружия могло бы положить конец разночтениям в этом вопросе и четко определить момент признания преступления оконченным.
Предлагаем в новом Постановлении Пленума Верховного Суда дать следующее разъяснение содержащее следующую формулировку: «под незаконным изготовлением огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание, в том числе путем переделки каких-либо иных предметов (например, ракетниц, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобрели свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. Изготовление и (или) переделка оружия признаются оконченными с момента начала существования готовых к употреблению огнестрельного оружия его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию».
Как справедливо отмечают Л. В. Готчина и Д. М. Кокин, «признание изготовления и ремонта оружия оконченным с момента начала физического создания или восстановление предмета вооружения (то есть определение предмета преступления как длящегося) необоснованно сужает сферу предварительной преступной деятельности, исключает возможность привлечения лица к ответственности за покушение за незаконное изготовление или ремонт оружия и сокращает шансы лица добровольно отказаться от доведения преступного замысла до конца ещё на стадии неоконченного преступления» [5].
При признании на законодательном уровне начала изготовления или переделки оружия моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 223 УК РФ, фактически сузило бы сферу предварительной преступной деятельности. Хотя на практике в основном большинстве случаев лица привлекаются к ответственности не за покушение на изготовление оружия, а за оконченное изготовления оружия, в жизни возможно существование ситуаций, когда произведённые действия лиц следовало бы квалифицировать именно как покушение на изготовление оружия: например в ситуации, когда с изначальными предметами производились целенаправленные действия, успешное завершение которых позволило бы создать и получить готовое огнестрельное оружие, которое способно воспроизводить выстрелы; однако вышеуказанные действия не были бы доведены до конца по не зависящим от лица обстоятельствам. На практике очень сложно встретить примеры таких ситуаций, поскольку изготовление оружие является относительно быстрым процессом, а также потому что зачастую лица, желающие изготовить оружие, производят свои действия до достижения конечного их желаемого результата, не останавливаясь на промежуточном этапе изготовления.
На практике объективные стороны совершенных преступлений, предусмотренных ст. 223 УК РФ проявляются в ряде действий, которые чаще выражаются в незаконном изготовлении или переделке оружия.
Например, согласно приговору № 1–63/2019 от 21 мая 2019 г. по делу № 1–63/2019 Пензенского районного суда, Петров В. С., имея познания, сформировавшиеся у него в армии для изготовления самодельного огнестрельного оружия, самостоятельно, используя нож, пассатижи, молоток, напильник, из деревянного бруска изготовил ложу пистолетной формы, к которой при помощи проволоки и изоленты прикрепил заготовленную металлическую трубку с отверстием, самостоятельно изготовил «поджиг», тем самым незаконно изготовил предмет, относящийся к категории короткоствольного гладкоствольного однозарядного дульнозарядного (шомпольного) огнестрельного оружия, изготовлен самодельным способом, пригоден для производства выстрела, при этом Петров В. С. убедился в том, что данный «поджиг» пригоден для производства выстрела. Данный изготовленный Петровым предмет обладает признаками огнестрельного оружия, является готовым к использованию огнестрельным оружием, которое является пригодным для произведения выстрела, и согласно заключению эксперта относится к категории короткоствольного гладкоствольного однозарядного дульнозарядного (шомпольного) огнестрельного оружия. Петров стал незаконно хранить данный предмет. Суд приговорил признать Петрова виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 222 УК РФ и ч. 1 ст. 223 УК РФ [10].
Примером незаконной переделки огнестрельного оружия является установленное судом обстоятельство, в соответствии с приговором Алданского районного суда от 21 мая 2019 г. по делу № 1–92/2019. Воронов, самодельным способом, используя полотно от ножовки по металлу, переделал огнестрельное оружие — гладкоствольное длинноствольное одноствольное охотничье ружье модели ИЖ-18Е № 17304, 28 калибра, путем отпила ствола и приклада ружья в краткоствольное гладкоствольное огнестрельное оружие 28 калибра (обрез), в результате чего оружие приобрело новые свойства, характеризующие его как короткоствольное гладкоствольное огнестрельное оружие 28 калибра (обрез). Воронов положил его в шкаф находящийся в надворной постройке. Суд приговорил признать Воронова виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 223 и ч. 1 ст. 222 УК РФ [9].
Для достижения наиважнейшего условия достойной жизни — безопасности, необходимо снижать количество совершаемых преступлений, включая преступления, совершаемые с использованием оружия.
Значение оружия и его составляющих трудно переоценить. Сегодня наблюдается рост числа случаев незаконного изготовления оружия, что диктует необходимость предпринять меры, направленные на ее пресечение. Предлагаем в новом Постановлении Пленума Верховного Суда дать следующее разъяснение содержащее следующую формулировку: «под незаконным изготовлением огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание, в том числе путем переделки каких-либо иных предметов (например, ракетниц, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобрели свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. Изготовление и(или) переделка оружия признаются оконченными с момента начала существования готовых к употреблению огнестрельного оружия его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию», — что позволит законодательно закрепить момент окончания преступления, предусмотренного ст. 223 УК РФ.
Литература:
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) [Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/дата обращения 15.04.22
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ дата обращения 17. 04.22
- ФЗ «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ, ст. 1. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12679/дата обращения 15.04.22
- Брескун М. В. О возможности причинения опасных для жизни повреждений при выстрелах из газобаллонного пневматического пистолета. [Электронный ресурс] // URL:https://www.forens-med.ru/book.php?id=3408 дата обращения 18.04.2022
- Готчина Л. В., Кокин Д. М. Некорыстный оборот оружия [Текст]: монография / Л. В. Готчина, Д. М. Кокин. — Москва: Юрлитинформ, —2017. — 149.
- Понятие объекта преступления. [Электронный ресурс] // URL: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/obekt-prestupleniya.htmlдата обращения 15.04.2022
- Соколов, Л. Ф. Оружие как признак состава преступления при посягательствах на общественную безопасность / Л. Ф. Соколов // Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. (715) / Сарат. юрид. ин-т. — Свердловск: [б. и.] —1970. — 24 с.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», п.6. [Электронный ресурс] // URL:https://base.garant.ru/1352597/#friends дата обращения 17.04.2022
- Приговор Алданского районного суда от 21 мая 2019 г. по делу № 1–92/2019 [Электронный ресурс] // URL: https://sudact.ru/regular/doc/FeCZqLJuWabn/?page=50®ular- дата обращения 20.04.2022
- Приговор Пензенского районного суда от 21 мая 2019 г. по делу № 1–63/2019 [Электронный ресурс] // URL:https://sudact.ru/regular/doc/5lvC23GV8WJk/?page=50®ular-court=®ular-date_from=01.01.2018®ular-case_doc=®ular дата обращения 19.04.2022
Основные термины (генерируются автоматически): огнестрельное оружие, УК РФ, холодное оружие, незаконное изготовление оружия, ограниченное поражение, газовое оружие, переделка оружия, незаконное изготовление, оружие, метательное оружие.
О недопустимости криминализации незаконных приобретения и ношения холодного, газового, метательного и иного оружия, указанного в ч.7 ст.222 УК РФ
Существует необходимость исключения из законопроекта № 1042767-7 уголовной ответственности за незаконные приобретение и ношение холодного, метательного, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, декриминализации незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность, и незаконных сбыта и изготовления газового оружия, приобретаемого без лицензии, а также решения вопроса о полной декриминализации незаконного оборота видов оружия, указанного в ч. 7 ст. 222 УК РФ, поскольку данные деяния не представляют общественной опасности, нечетко и нелогично распределены как незаконные действия с данными видами оружия, отнесенные к преступлениям, и декриминализированы в УК РФ и УК целого ряда других стран постсоветского пространства.
При этом незаконное приобретение холодного оружия декриминализировано в УК многих стран постсоветского пространства, в которых за него устанавливалась уголовная ответственность, и никогда не являлось преступлением в УК целого ряда стран постсоветского пространства (Белоруссии, Украины, Эстонии и др.), а незаконные приобретение, ношение или иной оборот газового оружия не являются преступлением в УК многих стран постсоветского пространства (Украины, Молдовы, Грузии, Эстонии и др.).
За незаконные приобретение, ношение или иной оборот метательного оружия в УК целого ряда стран постсоветского пространства предусмотрена ответственность как за незаконный оборот холодного оружия (Украины, Белоруссии и др.) и в большей части данных стран оно законодательно отнесено к холодному оружию (Украины и др.), но в УК ряда других стран постсоветского пространства уголовную ответственность влечет только его незаконное изготовление (Казахстана) или его незаконный оборот декриминализирован либо не криминализирован (Узбекистана, Молдовы, Эстонии и др. ).
Незаконное хранение холодного оружия декриминализировано в УК всех стран постсоветского пространства.
Незаконное хранение метательного оружия не является преступлением в УК всех стран постсоветского пространства, в которых оно декриминализировано или не криминализировано.
Незаконное хранение газового оружия не являлось и не является преступлением в УК всех стран постсоветского пространства.
Это означает признание незаконного хранения холодного, метательного и газового оружия деянием, не представляющим общественной опасности.
Незаконные приобретение и ношение холодного, метательного и газового оружия не представляют общественной опасности, поскольку холодное оружие не обладает большей поражающей способностью и, следовательно, не представляет большей степени опасности, нежели распространенные в быту предметы, т.к. оно может быть ими заменено при совершении насильственных преступлений или самообороне.
Газовое оружие не предназначено для причинения смерти человеку и может быть заменено другими устройствами, содержащими раздражающие вещества, используемые в быту, а часть газовых устройств законодательство относит не к оружию, а к бытовым средствам самообороны против животных или к спецсредствам МВД и других силовых структур.
Метательное оружие не представляет большей степени опасности, нежели пневматическое оружие, незаконный оборот которого (незаконные сбыт и изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж) влечет уголовную ответственность по ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, но не влек ее по ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ и не влечет ее по положениям данного законопроекта (которые могут быть изменены, учитывая произошедшие изменения законодательства), УК СНГ и УК большинства других стран постсоветского пространства, а холодное, метательное, пневматическое и газовое оружие представляют меньшую степень опасности, нежели наиболее опасные виды сигнального оружия и электрошоковых устройств, незаконный оборот которых не влечет уголовной ответственности по УК СНГ, УК РФ и УК всех стран СНГ, а также по УК многих других стран постсоветского пространства.
При этом пневматическое оружие (в особенности, с удельной кинетической энергией до 0,5 Дж на мм2 или дульной энергией до 25 Дж) не представляет достаточной степени опасности для криминализации его незаконных сбыта и изготовления, и, тем более, приобретения и ношения, учитывая его меньшую эффективность, чем огнестрельного оружия (в особенности, с приспособлением для бесшумной стрельбы), и отнесение к конструктивно сходным с оружием изделиям многих предметов, сходных с ним (ружей для подводной охоты, строительно-монтажных пистолетов и т. п.), а также отсутствие уголовной ответственности за незаконный оборот всех видов сигнального оружия и приспособлений для бесшумной стрельбы.
Уголовная ответственность за незаконные действия с холодным, метательным, газовым оружием, огнестрельным оружием ограниченного поражения и гражданским огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием в данном законопроекте распределена нечетко и нелогично, поскольку незаконные приобретение, ношение, сбыт и изготовление предмета могут представлять общественную опасность только, если ее представляют его незаконные хранение, перевозка и передача, а если указанные действия не представляют общественной опасности, то ее не могут представлять его незаконные приобретение, ношение, сбыт и изготовление.
При этом незаконные приобретение и сбыт предмета намного сложнее доказать, чем его незаконное хранение, и указанные деяния, совершенные в отношении холодного, газового и метательного оружия имеют срок давности (два года), а лицо, совершившее насильственное преступление, может применить оружие при его незаконном хранении или перевозке, либо при его законном обороте, либо применить оружие, незаконный оборот которого не влечет уголовной ответственности, или предмет, не отнесенный к оружию.
Таким образом, данная уголовная ответственность не защищает людей от совершения в отношении их вооруженных преступлений и влечет излишние репрессивные меры в отношении лиц, совершивших незаконные приобретение, ношение, сбыт или изготовление холодного газового и метательного оружия без преступной цели, и формальное их отнесение к преступникам. Поэтому декриминализация незаконных приобретения и ношения холодного, метательного и газового оружия в 2003 году была оправдана и не оправдано сохранение уголовной ответственности за незаконные сбыт и изготовление холодного и иного оружия, указанного в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ.
Незаконный оборот различных видов огнестрельного оружия ограниченного поражения до 2011 года мог влечь уголовную ответственность за незаконные действия газовым оружием по ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ или за незаконные действия с гладкоствольным огнестрельным оружием по ч. 1, 2 или 3 ст. 222 УК РФ (до 2003 года) или по ч. 1, 2 или 3 ст. 223 УК РФ (до 2011 года) и в законодательстве многих стран постсоветского пространства влечет ответственность как незаконный оборот газового оружия, а в УК ряда данных стран влечет уголовную ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия.
При этом огнестрельное оружие ограниченного поражения не предназначено для причинения смерти человеку и такое гражданское оружие не является огнестрельным оружием по экспертным методикам, поскольку имеет удельную кинетическую энергию снаряда не более 0,5 Дж на мм2 (энергия, близкая к значению, при котором возможно проникающее ранение грудной клетки), но приобретение и иной оборот данного оружия ограничены лицензированием и регистрацией. При этом к данному оружию может быть отнесено только гладкоствольное оружие, имеющее в стволе выступ, препятствующий стрельбе металлическими снарядами, или бесствольное оружие, использующее патроны травматического действия, а устройства, имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, имеющие простой гладкий ствол или нарезной ствол, либо не имеющие ствола, не отнесены к оружию и их оборот не ограничен. Поэтому огнестрельное оружие ограниченного поражения не может представлять большей степени опасности, чем пневматическое оружие и предметы, конструктивно сходные с огнестрельным или метательным оружием, и криминализация его незаконного оборота, а также существенное ограничение его приобретения, хранения и иного оборота представляются излишними.
Незаконный оборот гражданского и иного огнестрельного гладкоствольного оружия, включая охотничье оружие, не всегда являлся преступлением по законодательству РФ и не является преступлением в значительном числе стран постсоветского пространства.
В законодательстве СССР и УК союзных республик исключалась уголовная ответственность за незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия (с 1924 по 1927 год), всех видов охотничьего огнестрельного оружия (до 1959 года в общесоюзном законодательстве и до 1974 года в УК ряда союзных республик), всех видов огнестрельного гладкоствольного оружия (в ст. 182 УК РСФСР 1926г. с 1932 по 1933 год и в УК УССР 1960г. в 1961 году) и гладкоствольного охотничьего оружия (во всех нормах общесоюзного законодательства, в УК всех союзных республик до 1960 года, в УК многих из них с 1960 по 1974 год и в УК всех указанных республик с 1974 года).
В УК РФ незаконный оборот всех видов огнестрельного оружия являлся преступлением до 2003 года, незаконный оборот всех видов гладкоствольного огнестрельного оружия, включая его незаконный сбыт, был декриминализирован в ст. 222 с 2003 по 2004 год, а незаконный оборот указанного гражданского оружия – до 2011 года. При этом в 2011 году был полностью криминализирован незаконный оборот гражданского огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия и незаконный сбыт указанного длинноствольного оружия.
Во многих странах постсоветского пространства криминализировано только незаконное изготовление всех видов огнестрельного оружия, а в ряде данных стран не является преступлением незаконный оборот охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.
Таким образом, законодательство СССР, РФ и других стран постсоветского пространства традиционно не признавало или не признает преступлением незаконный оборот охотничьего или ряда других видов гражданского огнестрельного оружия и не всегда признавало преступлением незаконный оборот всех видов огнестрельного гладкоствольного оружия, что не влекло роста преступности и наступления других опасных последствий и, следовательно, декриминализация незаконного оборота гражданского или иного гладкоствольного огнестрельного оружия и всех видов охотничьего оружия допустима, в особенности, учитывая декриминализацию незаконного оборота всех видов огнестрельного оружия в СССР с 1924 по 1927 год и введения лишения свободы за любой незаконный оборот огнестрельного, не охотничьего, оружия только с 1933 года, и обоснована широкой распространенностью в обороте данного оружия.
Законопроектом не предусматривается введение в ч. 4 ст. 222 УК РФ условия исключения уголовной ответственности за незаконные действия с холодным оружием, как предусмотренного в ней до 2003 года и законопроекте о криминализации незаконных приобретения и ношения видов оружия, указанного в ч. 4 ст. 222 УК РФ, снятым с рассмотрения в 2014 году, так и иного условия, что необоснованно ухудшает положение владельцев холодного оружия. При этом прежнее условие, исключавшее уголовную ответственность лишь в определенных местностях РФ, противоречило ст. 19 Конституции РФ, т.к. нарушало принцип равенства всех перед законом и судом, но законодательством части союзных республик СССР и стран постсоветского пространства, а также многих других стран мира предусмотрены условия исключения уголовной ответственности за незаконные действия с холодным оружием или другими предметами, исключающие ответственность лиц, которым они необходимы по роду занятий, по службе или в иных законных целях, не противоречащие Конституции РФ, что не учтено в ч. 4 ст. 222 и 223 УК РФ и в данном законопроекте.
Законопроектом не предусматривается и введение исключения уголовной ответственности за незаконный сбыт и иной незаконный оборот холодного оружия, имеющего культурную ценность, что противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 № 18-П, которым уголовная ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, признана противоречащей Конституции РФ, что требовало внесения соответствующих изменений в ч. 4 ст. 222 УК РФ и требует их внесения в ч. 7 данной статьи, т.к. исключает ее применение к случаям незаконного сбыта такого холодного оружия. После вынесения Постановления Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 № 18-П был снят с рассмотрения первый законопроект о криминализации незаконных приобретения и ношения холодного и иного оружия, указанного в ч. 4 ст. 222 УК РФ. В рассматриваемом законопроекте необходимо введение указания об исключении уголовной ответственности за незаконный оборот холодного оружия, имеющего культурную ценность, и правильным решением может быть декриминализация незаконного оборота всех видов холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, оружия, приобретаемого без лицензии, и оружия, не предназначенного для причинения смерти человеку, поскольку уголовная ответственность является крайним средством воздействия на правонарушителей и общественно опасным может быть только незаконный оборот оружия и других предметов, представляющих повышенную степень опасности и не распространенных в быту и в гражданском обороте.
Увеличение в ч. 7 ст. 222 УК РФ срока наиболее строгого наказания в виде лишения свободы с двух до четырех лет с необязательным дополнительным наказанием в виде штрафа, максимальные размеры которого непропорционально велики для их назначения за незаконный оборот оружия, не повлекший тяжких последствий, и длительных сроков менее строгих альтернативных видов наказаний необоснованно и нелогично, т.к. противоречит общим принципам права и здравому смыслу, учитывая излишнюю строгость данных наказаний в случаях отсутствия совокупности незаконного сбыта или иного оборота оружия и насильственных преступлений с его применением или тяжких последствий незаконного оборота оружия.
Данные наказания являются избыточно строгими, в особенности, в случаях незаконного оборота холодного оружия, наиболее распространенного в гражданском обороте и заменяемого бытовыми предметами, различные виды которого могут использоваться в качестве предметов бытового, церемониального или коллекционного назначения. В части наличия дополнительного наказания в виде штрафа максимальное наказание по ст. 222 и 223 УК РФ является более строгим, нежели наказания, предусмотренные за незаконный оборот холодного, огнестрельного, газового и метательного оружия в законодательстве СССР и в УК всех союзных республик, поскольку данное дополнительное наказание за незаконный оборот оружия в указанном законодательстве не предусматривалось.
В УК многих стран постсоветского пространства и других стран мира не предусмотрено дополнительное наказание в виде штрафа за незаконные действия с холодным оружием и многими другими видами оружия (Белоруссии, Казахстана и др.) или всеми видами оружия (Украины, Польши, Израиля и др.), а в УК Армении с 2006 года запрещено назначение штрафа в качестве дополнительного вида наказания. В части размера дополнительного наказания в виде штрафа максимальное наказание по ст. 222 и 223 УК РФ является более строгим, нежели размеры данного наказания, предусмотренные за незаконный оборот холодного и многих других видов оружия или всех видов оружия в УК большинства стран постсоветского пространства и других стран мира (Кыргызстана, Абхазии, ПМР, США и др. ).
Поэтому необходимо смягчение наказаний в ч. 7 ст. 222 и установление различных по строгости наказаний за общественно опасный незаконный оборот видов оружия, различающихся по степени опасности, или декриминализация их незаконного оборота. Внесение аналогичных изменений требуется в ч. 4 ст. 223 УК РФ и в отношении различных видов огнестрельного оружия – в другие части ст. 222 и 223 УК РФ.
Учитывая вышеизложенное, необходимо исключение из данного законопроекта уголовной ответственности за незаконные приобретение и ношение холодного, метательного, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, но более правильным решением является полная декриминализация незаконного оборота данных видов оружия.
В случае принятия данного законопроекта, криминализирующего незаконные приобретение и ношение холодного оружия и других видов оружия, указанных в ч. 7 ст. 222 УК РФ, необходимо его отклонение Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, учитывая повышенную строгость уголовной ответственности, при которой недопустима произвольная криминализация деяний, не учитывающая степень их опасности.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека, экономии мер уголовной репрессии, противодействию коррупции, упорядочиванию правовых норм и формированию РФ как демократического и правового государства.
Соблюдение конституционных прав человека, экономия мер уголовной репрессии, противодействие коррупции и упорядочивание правовых норм.
Протокол об огнестрельном оружии
Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему (Протокол об огнестрельном оружии) является единственным юридически обязывающим документом по борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов и боеприпасы на мировом уровне. Он был принят резолюцией 55/255 от 31 мая 2001 года на пятьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и вступил в силу 3 июля 2005 года. Протокол об огнестрельном оружии дополняет Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (организованной Конвенции о преступности) и вместе с Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, а также Протоколом против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, представляет собой приверженность международного сообщества борьбе с транснациональной организованной преступностью.
Протокол об огнестрельном оружии обеспечивает основу для контроля и регулирования незаконных поставок оружия и вооружений, предотвращения их утечки в незаконные обороты, содействия расследованию и уголовному преследованию связанных с ними преступлений, не препятствуя законным поставкам.
Протокол об огнестрельном оружии направлен на поощрение и укрепление международного сотрудничества и разработку согласованных механизмов для предотвращения, пресечения и искоренения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему (огнестрельного оружия). Ратифицируя Протокол об огнестрельном оружии или присоединяясь к нему, государства берут на себя обязательство принять и осуществить ряд мер по борьбе с преступностью, направленных на:
(a) признание в качестве уголовного преступления незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия в соответствии с требованиями и определениями Протокола; (b) принятие эффективных мер контроля и безопасности, включая утилизацию огнестрельного оружия, с целью предотвращения его кражи и использования в незаконных оборотах (c) создание системы государственных разрешений или лицензирования, направленных на обеспечение законного производства и оборота, огнестрельное оружие; (d) обеспечение надлежащей маркировки, регистрации и отслеживания огнестрельного оружия и эффективного международного сотрудничества в этих целях.
Основные положения
В то время как Конвенция против организованной преступности предусматривает основные меры по предупреждению транснациональной организованной преступности и борьбе с ней, протоколы к ней предусматривают конкретные меры для борьбы с конкретными преступлениями. Таким образом, Протоколы следует толковать вместе с Конвенцией против организованной преступности. Стороны Протокола об огнестрельном оружии обязуются принять и применять как можно более строгое законодательство в соответствии с их национальной правовой системой, предотвращать, расследовать и преследовать в судебном порядке правонарушения, связанные с незаконным производством и оборотом огнестрельного оружия . Конкретные меры включают конфискацию, изъятие и уничтожение огнестрельного оружия, незаконно изготовленного или проданного; ведение записей в течение не менее 10 лет с целью идентификации и отслеживания огнестрельного оружия; выдача лицензий на ввоз и вывоз огнестрельного оружия и разрешение на транзит до его фактической передачи; и маркировка огнестрельного оружия, позволяющая идентифицировать изготовителя огнестрельного оружия, а также страну и год ввоза.
Стороны обязуются широко сотрудничать на двустороннем, региональном и международном уровнях для достижения целей Протокола об огнестрельном оружии, включая предоставление обучения и технической помощи другим Сторонам. Наконец, Стороны обязуются обмениваться и соответствующей конкретной информацией по таким вопросам, как уполномоченные производители, дилеры, импортеры, экспортеры и перевозчики огнестрельного оружия, а также информацией об организованных преступных группах, которые, как известно, принимают участие в незаконном производстве и обороте таких предметов. .
Государственный процесс
В соответствии со статьей 32 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности была учреждена Конференция участников Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (КС) для укрепления потенциала государств-участников по борьбе с транснациональной организованной преступностью, а также для поощрения и рассмотреть осуществление настоящей Конвенции и протоколов к ней. КС собирается каждые два года.
Соответствующие справочные отчеты и документы, представленные КС, и соответствующие резолюции КС:
3 -й Сессия КС
Осуществление Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола против незаконного производства торговли огнестрельным оружием, его составными частями и компонентами, а также боеприпасами к нему: цифры, отражающие ответы, полученные от государств за первый и второй отчетные периоды – Примечание Секретариата
Осуществление Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности – Аналитический отчет Секретариата
4-я сессия КС
Записка Секретариата о маркировке огнестрельного оружия, ведении учета огнестрельного оружия, обороте огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему и указании компетентных органов
Рабочий документ, подготовленный Секретариатом, по предложениям в отношении деятельности по оказанию технической помощи, предназначенной для удовлетворения потребностей, выявленных в приоритетных областях, определенных Конференцией Сторон Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности
5-я сессия КС
Деятельность Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности по поощрению и поддержке осуществления Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности
Запрошена техническая помощь для осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколов к ней
Резолюция 5/4, содержащаяся в докладе Конференции участников Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности о работе ее пятой сессии, проходившей в Вене с 18 по 22 октября 2010 года
6-я сессия КС
Деятельность Рабочей группы по огнестрельному оружию: доклад, представленный Председателем Рабочей группы
Записка Секретариата о работе Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности по проведению исследования транснационального характера и маршрутов незаконного оборота огнестрельного оружия
Резолюция 6/2, содержащаяся в докладе Конференции участников Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности о работе ее шестой сессии, состоявшейся в Вене с 15 по 19 октября 2012 года
7-я сессия КС
Деятельность Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности по поощрению и поддержке осуществления Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности
Деятельность Рабочей группы по огнестрельному оружию: доклад, представленный Председателем Рабочей группы
Резолюция 7/2, содержащаяся в Докладе Конференции Сторон Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности о работе ее седьмой сессии, проходившей в Вене с 6 по 10 октября 2014 г.
8-я сессия КС
Деятельность Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности по поощрению и поддержке осуществления Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности
Отчет о заседаниях Рабочей группы по огнестрельному оружию, состоявшихся в Вене 9 июня 2015 г. и 18 и 19 мая 2016 г.
Резолюция 8/3, содержащаяся в Докладе Конференции Сторон Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности о работе ее восьмой сессии, проходившей в Вене с 17 по 21 октября 2016 г.
9-я сессия КС
Деятельность Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности по поощрению и поддержке осуществления Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности
Отчеты о заседаниях Рабочей группы по международному сотрудничеству и Рабочей группы правительственных экспертов по технической помощи, состоявшихся в Вене с 9 по 13 октября 2017 г. и с 28 по 31 мая 2018 г.
Резолюция 9/2, содержащаяся в Докладе Конференции Сторон Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности о работе ее девятой сессии, проходившей в Вене с 15 по 19 октября 2018 г.
Рабочая группа
Межправительственная рабочая группа открытого состава по огнестрельному оружию была создана в соответствии с резолюцией 5/4 КС на ее пятой сессии для консультирования и оказания помощи КС в выполнении ее мандата в отношении Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия. в огнестрельном оружии, его составных частях и компонентах, а также боеприпасах к нему (протокол об огнестрельном оружии). В частности, Рабочая группа должна способствовать реализации Протокола об огнестрельном оружии путем обмена опытом и практиками между экспертами и практиками, включая выявление успешных практик, слабых сторон, пробелов и проблем, а также приоритетов и актуальных тем в борьбе с торговлей людьми. в огнестрельном оружии. Рабочей группе также было поручено дать рекомендации Конференции о том, как государства-участники могут лучше выполнять положения Протокола об огнестрельном оружии, о деятельности, которую должен выполнять Секретариат, и о разработке инструментов технической помощи, связанных с осуществлением Протокола об огнестрельном оружии. Протокол.
1-я сессия WGFA
Деятельность Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности по поощрению и поддержке ратификации и осуществления Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности
Надлежащая практика, пробелы и проблемы в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, а также меры по содействию осуществлению Протокола об огнестрельном оружии
Отчет о заседании Рабочей группы по огнестрельному оружию, состоявшемся в Вене 21 и 22 мая 2012 г.
2-я сессия WGFA
Проблемы и передовая практика в области противодействия незаконному изготовлению и обороту огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, а также меры по содействию осуществлению Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности*
Деятельность Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности по поощрению и поддержке ратификации и осуществления Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности
Отчет о заседании Рабочей группы по огнестрельному оружию, состоявшемся в Вене с 26 по 28 мая 2014 года
3-я сессия WGFA
Деятельность Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности по поощрению и поддержке ратификации и осуществления Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности
Отчет о заседании Рабочей группы по огнестрельному оружию, состоявшемся в Вене 9 июня 2015 г.
4-я сессия WGFA
Меры по предотвращению и сокращению незаконного оборота огнестрельного оружия, улучшению регионального и международного сотрудничества и соответствующей деятельности по оказанию технической помощи
Передовая практика, пробелы и проблемы в борьбе с незаконным производством и оборотом огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, а также меры по содействию осуществлению Протокола об огнестрельном оружии — Записка Секретариата
Проблемы и передовая практика в области противодействия незаконному изготовлению и обороту огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, а также меры по содействию осуществлению Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности — справочный документ, подготовленный Секретариатом
5-я сессия WFGA
Вклад Протокола об огнестрельном оружии в поддержку достижения задачи 16. 4 Целей в области устойчивого развития и деятельности Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности по содействию его ратификации и осуществлению
Отчет о заседании Рабочей группы по огнестрельному оружию, состоявшемся в Вене с 8 по 10 мая 2017 г.
6-я сессия WFGA
Практические меры в соответствии с Протоколом об огнестрельном оружии, которые способствуют предотвращению приобретения преступными организациями и террористическими группами оружия посредством незаконного оборота, а также контролю за достижением задачи 16.4 Целей в области устойчивого развития
Деятельность Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности по содействию ратификации и осуществлению Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности
Отчет о заседании Рабочей группы по огнестрельному оружию, состоявшемся в Вене 2 и 3 мая 2018 г.
7-я сессия ВФГА
Реагирование Протокола об огнестрельном оружии и национального законодательства на новые и возникающие угрозы, связанные с незаконным производством и оборотом огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему — Справочный документ, подготовленный Секретариатом
Подходы к расследованию и уголовному преследованию в борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия и связанными с ним формами преступлений внутри и за пределами юрисдикции — справочный документ, подготовленный Секретариатом
Отчет о заседании Рабочей группы по огнестрельному оружию, состоявшемся в Вене 16 и 17 июля 2020 г.
8-я сессия WGFA
Сокращение незаконных финансовых потоков и потоков оружия для достижения задачи 16.4 Целей в области устойчивого развития — справочный документ, подготовленный Секретариатом
От поставок оружия к незаконному обороту огнестрельного оружия: применение Протокола об огнестрельном оружии в контексте незаконного использования — Справочный документ, подготовленный Секретариатом
9-я сессия WGFA
Предупреждение и борьба с незаконным производством и оборотом боеприпасов — Справочный документ, подготовленный Секретариатом
Предложение по многолетнему плану работы Рабочей группы по огнестрельному оружию — справочный документ, подготовленный Секретариатом
Отчет о заседании Рабочей группы по огнестрельному оружию
Статус ратификации
В соответствии со статьей 18 (1) и (2), которая гласит: «1. Настоящий Протокол вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение сорокового документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении, за исключением что он не вступит в силу до вступления в силу Конвенции Для целей настоящего пункта любой документ, сданный на хранение региональной организацией экономической интеграции, не считается дополнительным к документам, сданным на хранение государствами-членами такой организации. Для каждого государства или региональной организации экономической интеграции, которые ратифицируют, принимают, утверждают настоящий Протокол или присоединяются к нему после сдачи на хранение сорокового документа о таких действиях, настоящий Протокол вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение таким государством или организацией соответствующего документа или в дату вступления настоящего Протокола в силу согласно пункту 1 настоящей статьи, в зависимости от того, что наступит позже».
В начале программы участниками Протокола были 84 страны. На сегодняшний день их число увеличилось до 122, что означает увеличение на 38 партий за период реализации.
Дополнительную информацию о статусе ратификации Протокола об огнестрельном оружии см. по адресу: https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=XVIII-12-c&chapter=18&clang=_en
Статус
Стороны : 122
Приверженность по регионам
Последние поступления
Страна | Дата |
Коморские острова | 4 июня 2021 г. |
Германия | 14 октября 2021 г. |
Люксембург | 9 мая 2022 г. |
Резолюции Генеральной Ассамблеи
В своей резолюции 55/255 от 31 мая 2001 года Генеральная Ассамблея приняла Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности
Губернатор Притцкер подписывает закон о запрете «оружия-призрака» по всему штату
Пресс-релиз — среда, 18 мая 2022 г. по всему штату. «Оружие-призрак» относится к несерийному огнестрельному оружию, изготовленному в частном порядке, которое часто продается в виде набора деталей для сборки дома, что позволяет запрещенным покупателям обойти проверку биографических данных. Оружие-призрак невозможно отследить обычными средствами, и его можно создать на 3D-принтере, не оставив никаких записей о его владении.
«Люди, производящие, продающие и покупающие это огнестрельное оружие, знают, что они работают над тем, чтобы обойти разумные законы об оружии, которые гарантируют, что оружие не попадет в руки торговцев людьми, насильников и осужденных преступников», — сказал губернатор Дж. Б. Притцкер . . «Мы видим, как эти незарегистрированные ружья строятся в подвалах теми, кто никогда не должен был иметь доступа к такому опасному оружию, а затем используются для совершения ужасных преступлений, и это необходимо остановить, чтобы обеспечить безопасность жителей Иллинойса».
Иллинойс является первопроходцем в борьбе с оружием-призраком. Бюро президента Джо Байдена по алкоголю, табаку, огнестрельному оружию и взрывчатым веществам сосредоточилось на призрачном оружии с момента вступления в должность, признавая беспрецедентную угрозу, которую представляет это нерегулируемое оружие. Администрация президента Байдена предприняла аналогичные шаги в Иллинойсе на национальном уровне, чтобы управлять оружием-призраком, требуя сериализации и реклассификации этих сборочных комплектов как огнестрельного оружия.
Поскольку оружие-призрак дешевле и его легче приобрести, чем обычное огнестрельное оружие, оно более доступно для молодежи. Уже в мае 2022 года как минимум двум подросткам из Иллинойса были предъявлены обвинения в хранении оружия-призрака, в том числе в одном случае, когда заряженное оружие-призрак было доставлено в среднюю школу. Только в мае 2022 года интернет-провайдер работал над 28 делами, касающимися оружия-призрака. Используя увеличенное количество камер на скоростных автомагистралях, установленных при губернаторе Притцкере, полиция штата недавно задержала и арестовала лиц, причастных к многочисленным вооруженным угонам автомобилей, которые использовали фантомное оружие для совершения этих преступлений.
HB4383 — еще одна разумная мера безопасности при обращении с оружием, введенная администрацией губернатора Притцкера в рамках целостного многостороннего подхода к предотвращению насилия. В 2021 году губернатор Притцкер подписал закон, расширяющий проверку биографических данных при всех продажах оружия в Иллинойсе, а также модернизирующий и укрепляющий систему удостоверений личности владельцев огнестрельного оружия. Принятый губернатором Притцкером Закон о переосмыслении общественной безопасности также учредил первое в истории Управление по предотвращению насилия с применением огнестрельного оружия, предоставив исторический вклад в предотвращение насилия на уровне общин для сообществ, наиболее пострадавших от насилия с применением огнестрельного оружия.
«Недавние события служат трагическим напоминанием о растущем числе жертв насилия с применением огнестрельного оружия по всей стране. Мы должны сохранять бдительность в наших усилиях по защите жителей Иллинойса, что и делает этот новый закон», — сказал президент Сената Дон Хармон (D- Дубовый парк) . «Те, кто использует оружие-призрак, подрывают требования, которые помогают обеспечить общественную безопасность и которым следуют ответственные, законопослушные владельцы оружия. Этот закон закрывает эту лазейку и гарантирует, что все следуют одному и тому же набору правил. Я аплодирую лидеру Коллинз за ее лидерство и решимость и поблагодарить губернатора Притцкера за его поддержку и защиту».
«Оружие, которое невозможно отследить, представляет собой быстро растущую угрозу для наших сообществ и правоохранительных органов», — сказал спикер палаты представителей Эмануэль «Крис» Уэлч . «Я горжусь тем, что Иллинойс стал первым штатом на Среднем Западе, запретившим оружие-призрак и не допускающим попадания этого оружия в руки опасных преступников».
«Борьба с незарегистрированным огнестрельным оружием является важным шагом к прекращению эпидемии насилия с применением огнестрельного оружия в нашем штате», — сказал представитель Камбиум Бакнер (штат Чикаго). «Не заблуждайтесь, единственные люди, которым нужно, чтобы их оружие нельзя было отследить, — это люди, планирующие совершить преступления. Эти безжалостные, расчетливые расстрелы не могут продолжаться. Я благодарю губернатора за его руководство в стремлении сделать наши сообщества более безопасными, подписав это все — важный законопроект в закон».
«Учитывая, что в современном обществе за нами постоянно следуют трагедии со смертельным огнестрельным оружием, чрезвычайно важно — сейчас как никогда — чтобы наш штат решил одну из самых смертоносных проблем общественной безопасности», — сказала сенатор штата Жаклин Ю. Коллинз (штат Чикаго). ). «Благодаря этому закону, запрещающему призрачное оружие, и недавним инвестициям в наши сообщества семьи Иллинойса стали на один шаг ближе к более безопасной среде».
«Работая в тесном контакте с выжившими и защитниками, мы смогли принять эту жизненно важную меру в конце законодательной сессии этого года», — сказала Кэтлин Сансес, президент и главный исполнительный директор G-PAC . «Эти групповые усилия демонстрируют силу нашей организации и важность принятия срочных и последовательных мер по сокращению насилия с применением огнестрельного оружия и спасению жизней. Теперь, с подписью губернатора Притцкера сегодня, Иллинойс станет первым штатом на Среднем Западе, который сделает оружие-призрак незаконным. В сочетании с наши недавние усилия по борьбе с нелицензированными торговцами оружием и блокированию незаконного владения оружием, Иллинойс теперь будет иметь одну из самых всеобъемлющих мер по предотвращению насилия с применением огнестрельного оружия в стране.Я хочу поблагодарить наших избранных лидеров, наших более чем 200 партнеров по коалиции; национальных защитников, таких как «Брэйди Юнайтед», «Эвритаун», «Гиффордс» и «Мамы» требуют действий; активисты этого движения — простые защитники; и такие выжившие, как Дельфин, которые пережили ужасную трагедию, но каждый божий день борются за правое дело».
«Боль потери двух моих детей никогда не проходит, но она также побуждает меня выступать за законы, направленные на прекращение бессмысленного и предотвратимого насилия с применением огнестрельного оружия, которое разрушает слишком много семей и сообществ», — сказала Дельфина Черри, основательница Фонд TY (Нежная молодежь), мать, выжившая и адвокат . «Я горжусь тем, что я здесь сегодня и вижу, как губернатор Притцкер подписывает закон, который немедленно запрещает призрачное оружие, и он требует, чтобы существующие серийные номера и отслеживались. У меня разрывается сердце, когда я вижу, как другие матери проходят через то же, что и я. сообщение для них: будьте сильными и знайте, что за вами стоит целый город и сообщество выживших родителей».
«Иллинойс продолжает лидировать на Среднем Западе в области действенных решений по предотвращению насилия с применением огнестрельного оружия, и этот исторический закон, запрещающий фантомное оружие, является лишь последним примером», — сказал президент Брэди Крис Браун. «Оружие-призрак продолжает угрожать семьям и общинам Иллинойса, но сегодня у штата будут новые инструменты и средства, чтобы остановить распространение этого опасного оружия. Приверженность штата предотвращению насилия с применением огнестрельного оружия, затрагивающего всех жителей Иллинойса, а также чернокожих и коричневых жителей в частности, это пример для региона и страны. Брейди благодарит законодательный орган за приоритетность этого важного законопроекта и губернатора Притцкера за поддержку и подписание закона. Он спасет жизни».
«Оружие-призрак представляет явную и непосредственную угрозу национальной и общественной безопасности», — сказал Шон Холихан, директор Законодательного собрания штата Гиффордс . «Это самодельное огнестрельное оружие все чаще используется для совершения насильственных преступлений, и, поскольку его невозможно отследить, оно невероятно затрудняет работу правоохранительных органов по началу и закрытию расследования». Губернатор Притцкер и лидеры в Чикаго и Спрингфилде, такие как спикер Уэлч, президент Harmon и организация PAC по предотвращению насилия с применением огнестрельного оружия (G-PAC) показали, что они не боятся оружейного лобби и являются лидерами в борьбе с насилием с применением огнестрельного оружия».
«Оружие-призрак представляет собой все более серьезную угрозу общественной безопасности в Иллинойсе и по всей стране. Это оружие, которое невозможно отследить, было продано жадными до прибыли компаниями, стремящимися обойти самые элементарные законы о безопасности оружия, и они составляют все большую и большую долю нелегального рынка оружия», — сказал Дэвид Пучино, заместитель главного юрисконсульта юридического центра Гиффордс. «Мы благодарны сенатору Коллинзу и представителю Бакнеру за поддержку этого важного закона, а также губернатору Притцкеру за его подписание. Этот законопроект поможет остановить распространение оружия-призрака и сделает Иллинойс более безопасным».
«Оружие-призрак — одна из самых быстрорастущих проблем общественной безопасности, стоящих перед нашим штатом, и угроза, которую они представляют, требует немедленных решений», — сказала Мария Пайк, волонтер Иллинойсского отделения Moms Demand Action . «Этот законопроект поможет правоохранительным органам обеспечить безопасность наших сообществ, и сегодняшнее подписание является важным шагом на пути к разрешению кризиса насилия с применением огнестрельного оружия в Иллинойсе.