Уголовная ответственность за клевету и оскорбление
Уголовная ответственность за клевету и оскорбление установлена шестью статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь: 188 «Клевета», 189 «Оскорбление», 367 «Клевета в отношении Президента Республики Беларусь», 368 «Оскорбление Президента Республики Беларусь», 369 «Оскорбление представителя власти», 391 «Оскорбление судьи или заседателя».
Статьи 188 и 189 устанавливают уголовную ответственность за клевету и оскорбление, совершенные в течение года после наложения мер административного взыскания за такие же действия, либо содержащиеся в публичном выступлении, произведении, средствах массовой информации, либо соединенные с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Максимальная санкция, установленная этими статьями, — ограничение свободы на срок до трех лет. Предусмотрены и альтернативные санкции — штраф, исправительные работы, арест.
В 2003 году по статье 369 УК «Оскорбление представителя власти» за публикации о руководителях района был приговорен к к штрафу в 30 базовых величин главный редактор газеты «Вечерний Столин» Александр Игнатюк. Годом позже за клевету и оскорбление в СМИ был осужден редактор газеты «Борисовские новости» Анатолий Букас (за статью о редакторе местной государственной газеты он был приговорен к штрафу в размере 40 базовых величин).
Три статьи Уголовного кодекса предусматривают повышенную ответственность за диффамацию в отношении президента: 367 «Клевета в отношении Президента Республики Беларусь» (максимальная санкция – до 5 лет лишения свободы), 368 «Оскорбление Президента Республики Беларусь» (до 3 лет лишения свободы) и 369 «Оскорбление представителя власти». Уголовно наказуемыми признаются клевета в отношении Президента, содержащаяся в публичном выступлении, произведении либо в СМИ и публичное оскорбление Президента, а также клевета и оскорбление Президента, совершенные лицом, ранее судимым за эти деяния, либо соединенные с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Статьи Уголовного кодекса 367 и 368 применяются в Беларуси довольно часто. В 2002 году, после президентских выборов, по этим статьям были осуждены главный редактор гродненской газеты «Пагоня» Николай Маркевич и журналист газеты Павел Можейко за статьи, которые даже не дошли до читателя, поскольку номер газеты был арестован еще в типографии (соответственно 2,5 и 2 года ограничения свободы; впоследствии срок наказания обоим был снижен на год в связи с применением закона об амнистии). Тогда же за перепечатку статьи из Интернета и коллаж был осужден главный редактор газеты «Рабочы» Виктор Ивашкевич (2 года ограничения свободы; срок наказания также был сокращен на год в связи с амнистией).
В 2011 году, также после президентских выборов, за клевету в отношении Президента (ст. 367 УК) был приговорен к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на 2 года гродненский журналист Андрей Почобут; по ст. 368 УК журналист был оправдан. До вынесения приговора он три месяца провел под стражей. Позже, в 2012 году, против него снова было возбуждено уголовное дело по той же статье. Поскольку срок отсрочки приговора на тот момент еще не истек, в случае повторного осуждения А.Почобуту угрожало направление в места лишения свободы. Однако в 2013 году это дело было прекращено.
Уголовное преследование белорусских журналистов за диффамацию оказывает влияние на свободу прессы и входит в противоречие с международными обязательствами Республики Беларусь в области прав человека. Как отмечается в Комментарии общего порядка № 34, принятом Комитетом по правам человека ООН к статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, «Государствам−участникам следует рассмотреть возможность исключения клеветы из разряда преступлений, но в любом случае уголовное законодательство должно применяться лишь в связи с наиболее серьезными случаями, а лишение свободы ни при каких условиях не должно считаться адекватной мерой наказания. Государство−участник не должно допускать ситуаций, когда после предъявления лицу обвинения в клевете судебное разбирательство в отношении этого лица не проводится скорейшим образом, поскольку такая практика оказывает сковывающее воздействие, неправомерно ограничивающее осуществление таким лицом или другими лицами права на свободное выражение мнения».
Белорусская ассоциация журналистов последовательно выступает за декриминализацию клеветы и исключение из Уголовного кодекса статей об оскорблении и клевете, которые предоставляют государственным чиновникам и высшему руководству страны дополнительную защиту от критики. В 2002 – 2003 годах ею проводилась общенациональная кампания за отмену статей 367, 368 и 369 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в рамках которой было собрано почти 7 тысяч подписей. БАЖ обратилась в Конституционный суд Республики Беларусь с предложением проверить соответствие статей 367-369 Уголовного кодекса Беларуси Конституции страны. Конституционный суд принял решение, в котором предложил нижней палате белорусского парламента «рассмотреть вопрос о совершенствовании соответствующих норм Уголовного кодекса Республики Беларусь», однако это рассмотрение так не состоялось.
Изменения ст.ст. 188, 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь
Главная
Блоги адвокатов
Изменения ст.ст. 188, 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь
адвокат Горчак Ольга Михайловна,
10 сентября 2019
Телефон:+375295746176
Брестская областная коллегия адвокатов, Юридическая консультация Дрогичинского района
Законом Республики Беларусь №171-З от 09.01.2019 года внесены изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, которые вступили в силу 19.07.2019 года.
Так претерпели изменения статьи 188 и 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Ранее статья 188 (Клевета) в Уголовном кодексе Республики Беларусь звучала следующим образом:
1. Распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений (клевета), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания

2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, либо соединенная с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, — наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет.
Новая редакция статьи:
Статья 188. Клевета
Распространение заведомо ложных, порочащих другое лицо сведений (клевета) в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, либо клевета, содержащая обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, – наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет.
Таким образом, видно, что исключена административная преюдиция для привлечения по данном статье к уголовной ответственности.
Ранее статья 189 (Оскорбление) в Уголовном кодексе Республики Беларусь звучала следующим образом:
1. Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (оскорбление), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за оскорбление или клевету, — наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или ограничением свободы на срок до двух лет.
2. Оскорбление, нанесенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, — наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет.
Новая редакция статьи:
Статья 189. Оскорбление
Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (оскорбление), в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет.
В новой редакции также исключена административная приюдиция для привлечения к уголовной ответственности по данной статье.
То есть, для привлечения к уголовной ответственности за данные преступления не требуется в течение года, два и более раза привлечения к административной ответственности за клевету и оскорбление
Блог Горчак Ольга Михайловна
Возврат к списку
Уголовная клевета | Энциклопедия Первой поправки
Когда Джон Питер Зенгер предстал перед судом по уголовному обвинению в клевете за критику нью-йоркского колониального губернатора, судья приказал присяжным не обращать внимания на то, были ли утверждения в газете правдивыми или нет. Но присяжные проигнорировали судью и оправдали Зенгера. Это был первый случай в Америке, когда правда стала рассматриваться как действенная защита от клеветы. (Изображение судебного процесса через Уолл-стрит в истории Марты Дж. Лэмб, 1883 г., общественное достояние)
Хотя клевета или диффамация в настоящее время являются в первую очередь гражданским иском, когда-то они были главным образом уголовным преступлением, преследовавшимся в судебном порядке правительством и наказуемым тюремным заключением или штрафом.
В Соединенных Штатах суды основывали решения относительно клеветнических или клеветнических заявлений на правах на свободу слова и свободу печати, закрепленных в Первой поправке.
Уголовная клевета прослеживается до английской Звездной палаты
Уголовные законы, наказывающие клеветнические заявления, датируются тринадцатым веком в Англии. Закон об уголовной ответственности за клевету, применяемый в Америке, восходит непосредственно к английской Звездной палате, которая во времена короля Генриха VIII (годы правления 1509 г.–1547), стал форумом для судебного преследования критиков монарха.
Хотя Звездная палата занималась в первую очередь преследованием мятежной клеветы против государства, она также все чаще применяла развивающийся закон о клевете к диффамационным заявлениям, сделанным одним частным лицом в отношении другого. Обоснование этого расширения было изложено в De Libellis Famosis (1609 г.): «клевета, независимо от того, какой фактический ущерб нанесен репутации опороченного лица, может быть наказуема государством, потому что она имеет тенденцию нарушать мир, когда опороченный или его друзья берутся отомстить клеветнику».
Согласно английскому общему праву, осуждение за клевету обычно требовало только доказательства клеветнического заявления. Истинность утверждения не имела значения. После упразднения Звездной палаты в 1641 г. суды общего права взяли на себя юрисдикцию по уголовным делам о клевете.
Клевета против правительства преследовалась в судебном порядке в ранней Америке
Подстрекательская клевета была частью английского закона, принятого американскими колониями, и энергично преследовалась в Америке до обретения независимости.
Самым известным делом той эпохи было судебное преследование в 1735 году Джона Питера Зенгера, нью-йоркского печатника, который критиковал колониального губернатора Нью-Йорка в New York Weekly Journal . Адвокат Зенгера, Эндрю Гамильтон, убедил присяжных проигнорировать указание судьи о том, что правда не имеет значения.
Уголовное преследование диффамации на государственном уровне продолжалось и после обретения колониями независимости. Ратификация Первой поправки в 1791 году не оказала большого влияния, поскольку в то время эта поправка применялась только к действиям национального правительства.
Конгресс принимает Закон о подстрекательстве к мятежу для судебного преследования за клевету на правительственных чиновников.
В 1798 году федеральное правительство приняло Закон о подстрекательстве к мятежу, который налагал уголовную ответственность на лиц, клеветавших на страну или ее должностных лиц. Этот закон, результат ожесточенного соперничества между федералистами и демократами-республиканцами, был подписан президентом-федералистом Джоном Адамсом, чтобы задушить его политических врагов, многие из которых были редакторами газет демократов-республиканцев.
Хотя в настоящее время принято считать, что Закон о подстрекательстве к мятежу был неконституционным (и Джеймс Мэдисон утверждал это в своем отчете о Вирджинии за 1800 г.), суды в то время отклоняли такие аргументы. После того, как ожесточенные выборы 1800 года закончились тем, что республиканец-демократ Томас Джефферсон вступил в должность президента, срок действия Закона о подстрекательстве к мятежу истек в 1801 году. Джефферсон помиловал всех осужденных по этому закону, и Конгресс возместил наложенные на них штрафы.
Государства продолжают судебное преследование, хотя некоторые из них используют защиту с ограниченным установлением истины
Тем временем продолжалось судебное преследование штата за клевету. В 1801 году Верховный судебный суд штата Массачусетс постановил, что Конституция не изменяет английское общее право об уголовной ответственности за клевету, а в 1828 году тот же суд отклонил аргумент о том, что право критиковать государственных должностных лиц должно быть защищено.
Однако другие суды начали отходить от английского общего права об уголовной ответственности за клевету.
В деле People v. Croswell (NY 1804) апелляционный суд разделился, утверждая, что газеты имеют право публиковать правду с «благими мотивами и оправданными целями». Законодательный орган Нью-Йорка принял эту формулировку истины в качестве квалифицированной защиты от уголовной клеветы в 1805 году и включил ее в конституцию штата 1821 года. Большинство штатов постепенно приняли эту защиту с ограниченной правдой. Некоторые штаты разработали свои собственные разновидности уголовной клеветы, например, применяя ее к заявлениям о группах людей, заявлениям, сделанным только заявителю, и заявлениям о мертвых.
Верховный суд допускает уголовную ответственность за клевету в законодательстве штата в 1930–1950-х годах
В 1930-х годах Верховный суд оправдывал уголовную клевету в нескольких делах, которые косвенно поднимали этот вопрос.
В деле Ниар против Миннесоты (1931 г. ) Суд постановил, что судебный запрет на публикацию газеты, критикующей местных выборных должностных лиц, является неконституционным и равносильным цензуре. Однако в нем говорилось, что «закон об уголовной ответственности за клевету опирается на это надежное основание», которое «не было отменено защитой, предоставленной в наших [государственных и федеральных] конституциях.
В деле Кантуэлл против Коннектикута (1940 г. ) Суд отметил, что «применение эпитетов или личных оскорблений ни в каком правильном смысле не является передачей информации или мнений, охраняемых Конституцией, и его наказание как преступного деяния не вызовет вопросов в соответствии с этим документом». В деле Чаплинский против Нью-Гэмпшира (1942 г.) Суд заявил, что наказание за клеветнические слова «никогда не считалось вызывающим какие-либо конституционные проблемы».
Первым решением суда, непосредственно противостоящим уголовной ответственности за клевету, было Beauharnais v. Illinois (1952), в котором он почти оставил в силе обвинительный приговор в соответствии с законом штата Иллинойс о клевете в отношении преступных группировок. Несмотря на разногласия по поводу результата, все судьи признали, что уголовный закон о клевете опирается на надежные конституционные основы.
Движение против уголовно наказуемой клеветы как противоречащей конституции зародилось в 1960-х годах
Также росли настроения против преступной клеветы, что привело к тому, что разработчики Типового уголовного кодекса Американского юридического института 1962 года специально исключили уголовно наказуемую диффамацию.
Главной фигурой, стоящей за разработкой кодекса, был Герберт Векслер, профессор юридического факультета Колумбийского университета, выступавший в Верховном суде от имени New York Times в знаменательном деле о клевете New York Times Co. против Салливана (1964 г.). ). Хотя Салливан был вовлечен в гражданскую клевету, это решение также повлияло на уголовную клевету. В деле Sullivan Верховный суд постановил, что Первая поправка требует, чтобы государственные должностные лица для возмещения убытков в ходе гражданского судебного разбирательства по делу о клевете должны были показать, что ответчик действовал с «действительным злым умыслом» — что ответчики либо знали, что предполагаемое клеветническое заявление было ложным. или они действовали с «безрассудным пренебрежением» к истинности или ложности заявления.
Позднее в том же году Суд постановил в деле Гаррисон против Луизианы (1964 г.), что правда должна быть абсолютной защитой от преступной клеветы. Суд также постановил, что фактическое требование о злом умысле в деле Салливана применялось к уголовному преследованию за клевету в связи с заявлениями о государственных должностных лицах, но не касалось стандарта уголовного преследования за клевету, связанного с «чисто частной клеветой».
Верховный суд отменил уголовную клевету по общему праву в деле Кентукки
Последнее решение суда в отношении уголовной66), в котором говорилось, что неписаное преступление клеветы по общему праву штата Кентукки было слишком неопределенным и неопределенным, чтобы преследоваться по закону. Это постановление фактически устранило уголовную ответственность за клевету по общему праву.
Результатом этих решений является то, что уголовная ответственность за клевету может сохраняться только в том случае, если:
- она принята законом,
- не накладывает ограничений на истину как средство защиты (не может требовать «хороших мотивов и оправданных целей» для использования правды в качестве защиты), а
- требует «фактического злого умысла» для осуждения за заявления в отношении государственных должностных лиц.
Эти постановления и влияние пересмотра побудили несколько юрисдикций отменить положения об уголовной ответственности за клевету. В других юрисдикциях суды отменили эти положения либо полностью, либо в той мере, в какой они применялись к заявлениям о государственных должностных лицах и вопросам, представляющим общественный интерес.
Суды некоторых штатов оставили в силе законы об уголовной ответственности за клевету, приняв фактическое требование о злом умысле
требование злого умысла в закон. В деле Фелпс против Гамильтона (1995 г.) Апелляционный суд десятого округа сделал это, чтобы поддержать закон штата Канзас об уголовной ответственности за клевету. Позже штат внес поправки в свой статут, прямо требуя фактического злого умысла.
Дела по уголовным законам штата о клевете все еще возникают. В 2002 году присяжные признали редактора и издателя небольшой бесплатной ежемесячной газеты и веб-сайта в Канзасе виновными в диффамации после того, как они напечатали, что мэр и ее муж, судья, не живут в округе, где они занимают свои должности. Пара обжаловала штраф и условный срок, но получила отказ. В Юте Верховный суд штата признал недействительным закон штата об уголовной ответственности за клевету в деле 2002 года, в котором участвовал 16-летний подросток, который был арестован и обвинен после того, как опубликовал на веб-сайте, что директор его школы был «городским пьяницей» и имел роман с секретарь.
В 2021 году 1-й окружной апелляционный суд США заслушал аргументы по делу Нью-Гэмпшира, в котором мужчина был заключен в тюрьму за то, что назвал своего начальника полиции «трусом» в Facebook. Закон штата Нью-Гэмпшир объявляет преступлением заведомо ложное высказывание, которое вызовет «ненависть, презрение или насмешки» в «профессиональной или социальной группе». Этот человек утверждает, что закон штата об уголовной ответственности за клевету неконституционно расплывчат.
Согласно отчету, обновленному в сентябре 2015 г. Международным институтом прессы, 15 штатов и территорий США имеют законы об уголовной ответственности за клевету:
Многие законодательные акты дублируют гражданскую диффамацию — в Луизиане, Монтане, Нью-Гэмпшире, Оклахоме и Висконсине — упоминая подвергание «общественной ненависти, презрению или насмешкам» в качестве основания для правонарушения. Оклахома проявляет особую заботу о репутации умерших, в частности используя устаревшую фразу «очернить память о мертвых». Мичиган, Оклахома и Вирджиния прямо запрещают ставить под сомнение целомудрие женщины (хотя в Оклахоме штраф составляет всего 25 долл. США). Во Флориде, Иллинойсе и Мичигане действуют положения, запрещающие клевету на банки и финансовые учреждения (единственный пример закона об уголовной ответственности за клевету в Иллинойсе). ). Во Флориде, Айдахо, Иллинойсе, Мичигане, Нью-Гемпшире, Северной Каролине, Северной Дакоте, Вирджинии и Висконсине преступление считается проступком. Максимальный размер штрафа в этих штатах – от 500 до 5 000 долларов, а максимальный срок тюремного заключения – от шести месяцев до одного года. год
Законы об уголовной ответственности за диффамацию в 38 штатах и территориях либо отменены, либо признаны неконституционными.
Эта статья была первоначально опубликована в 2009 году. Эрик П. Робинсон — юрист и ученый, занимающийся правовыми вопросами, связанными со средствами массовой информации, включая Интернет и социальные сети. В настоящее время он является доцентом в Школе журналистики и массовых коммуникаций Университета Южной Каролины, а также является «консультантом» Fenno Law в Чарльстоне/Маунт-Плезант, Южная Каролина, которая занимается вопросами СМИ и интернет-права.
Отправить отзыв об этой статье
Защита от разжигания ненависти на основе религии
- Введение
- Уголовное законодательство о языке ненависти
- Административное законодательство о языке ненависти
- Гражданско-правовые нормы о языке ненависти
- Регулирование языка ненависти в сфере аудиовизуальных СМИ
- Мягкие законы
Введение
В правовой системе Республики Армения язык ненависти определяется только уголовным законодательством, указанным в Уголовном кодексе РА. В административном и гражданском законодательстве отсутствуют нормы языка ненависти. Таким образом, правовая база для защиты от разжигания ненависти и домогательств является неполной. В других гражданских и административных сферах правовая защита от языка вражды может быть востребована посредством альтернативных норм, о которых пойдет речь в этой статье.
Уголовное законодательство о языке вражды
Статья 226 т УК РА
Модель языка вражды в уголовном законодательстве определена в статье 226 Уголовного кодекса РА, принятого 20 38 апреля который предусматривает следующее:
Статья 226. Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.
- Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной ненависти, на расовое превосходство или унижение национального достоинства, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или лишением свободы на срок от двух до четырех лет.
годы.
- Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной ненависти, на расовое превосходство или унижение национального достоинства, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или лишением свободы на срок от двух до четырех лет.
- Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные:
1) публично или через средства массовой информации,
2) с применением насилия или с угрозой применения насилия;
3) с использованием служебного положения;
4) организованной группой,
наказываются лишением свободы на срок от 3 до 6 лет.
В статье определены элементы преступления разжигания ненависти по трем личностным признакам (защищаемым признакам), одним из которых является религия. Он обеспечивает благоприятную правовую основу для эффективной защиты от разжигания ненависти на религиозной почве.
Статья 63 УК РА определяет религиозную ненависть и религиозный фанатизм в качестве качественного признака преступления. Это означает, что любое преступление, определенное Кодексом РА, приобретает качественный признак, то есть правовую основу для ужесточения ответственности и наказания, если преступление совершено по религиозным мотивам или из религиозного фанатизма, как субъективный признак преступления. Это касается, например, действий, которые могут иметь общие признаки языка ненависти, таких как публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (статья 385), публичное подстрекательство к геноциду (статья 393.1) или геноцида и отрицания, смягчения, одобрения или оправдания преступлений против мира и безопасности человечества (статья 397.1). Тем не менее, проявления языка вражды в Республике Армения чаще происходят на основании статьи 226.
Однако следует отметить, что признаки преступления языка вражды, определенные статьей 226 УК РА, являются неполными и не не соответствуют международным стандартам в отношении разжигания ненависти. В этой статье определяется только уголовное деяние по возбуждению ненависти, но не определяются преступные деяния по возбуждению vi olence и различение . Более того, Кодекс не различает «подстрекательство» и «распространение», которые являются отдельными действиями и одно не поглощается другим. Например, распространение материалов, содержащих язык вражды, на интернет-площадках с использованием цифровых технологий может осуществляться без выражения каких-либо враждебных, человеконенавистнических мыслей, даже молча, при этом такие действия могут быть приравнены к действию «подстрекательство» только в силу толкования, сделать статью 226 применимой.
В этом случае в рамках судебной практики или конкретного дела и при наличии соответствующих оснований рекомендуется поставить вопрос об отсутствии указанных материальных оснований и оспорить данную норму в связи с ее несоответствием содержанию гарантии, определенные статьей 29, 41, 77 и 79 Конституции РА.
Статья 226.2 УК РА
Статья 226.2 УК РА определяет признаки преступления подстрекательства к публичному насилию на дискриминационных основаниях. В статье, в частности, определены:
Статья 226.2 Публичный призыв к насилию, включая такие действия, как публичное оправдание или пропаганда насилия
- публичный призыв к насилию в отношении лица или группы лиц по признаку пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических особенностей, языка, религии, идеологии, политических или иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, происхождения, инвалидности, возраста или иного личного или социального основания, в том числе такие действия, как публичное оправдание или пропаганда такого насилия при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частью 4 статей 225, 226, 226.
1, 301, 385, 397.1 настоящего УК, наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, либо арестом на срок до двух месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
- Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные:
- публичный призыв к насилию в отношении лица или группы лиц по признаку пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических особенностей, языка, религии, идеологии, политических или иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, происхождения, инвалидности, возраста или иного личного или социального основания, в том числе такие действия, как публичное оправдание или пропаганда такого насилия при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частью 4 статей 225, 226, 226.
1) группой лиц по предварительному сговору,
2) путем злоупотребления служебным положением;
наказываются штрафом в размере от ста пятидесяти до трехсот минимальных размеров оплаты труда, либо арестом на срок от двух до трех месяцев, либо лишением свободы на срок от одного года до двух лет с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной профессией. на срок 1-3 года или без такового.
Важность этой статьи заключается в том, что существует не только три признака, охраняемых запретом на дискриминацию, как это определено в статье 262, но множество, вплоть до общего запрета на дискриминацию, который определен в последнем предложение с фразой «иные личные или социальные обстоятельства». Тем не менее религия закреплена в статье в качестве отдельного признака, а последняя фраза может быть применена к делам любого личного или общественного характера, так или иначе связанным с религиозными убеждениями лица, даже не будучи прямо регламентированными Кодексом. Например, статья 385, определяющая публичные призывы к агрессивной войне, не определяет религию как отдельный мотив или объективный признак преступления, поэтому публичные призывы к агрессивной войне на основе религии могут регулироваться статьей 226.2, чтобы подчеркнуть дискриминационный мотив преступление и предубеждение против религии.
Статья также криминализирует оправдание фикацию или подстрекательство до насилия, что является чем-то новым в уголовном праве.
Административное законодательство о языке ненависти
Административное законодательство состоит из Закона РА «Об основах административного и административного производства», а также Кодекса РА об административных правонарушениях. Оба этих двух законодательных акта не содержат каких-либо положений, касающихся разжигания ненависти. Возникает вопрос, правомерно ли такое регулирование и соответствует ли оно конституционным гарантиям граждан.
Административное право может играть эффективную роль в ограничении распространения языка ненависти, когда тяжесть и общественная опасность языка ненависти не достигают минимального уголовно-правового порога, но все еще существует общая необходимость регулирования этого языка в интересы общественного порядка и мира. Меры административной ответственности также являются менее обременительными и стигматизирующими, чем те, которые предусмотрены в Уголовном кодексе, и, таким образом, могут помочь при попытке провести деликатный баланс между свободой выражения мнений и защитой общества от разжигания ненависти. В практике встречаются случаи, когда безудержное размещение оскорбительных высказываний и возмутительных высказываний в адрес лица или религиозного объединения в социальных сетях не требует вмешательства уголовно-правовых органов в силу их серьезности и степени общественной опасности, следовательно, требует вмешательства общественности в чтобы регулировать такое поведение. Целью административного права в основном является регулирование, а не наказание, и для некоторых публичных действий административный ответ был бы более подходящим, чем уголовное наказание. Административное регулирование обеспечивает более тонкий и эффективный баланс конфликтующих законных прав, особенно когда одним из них является право на свободу выражения мнений.
Помимо упомянутых выше, в административном праве есть еще одна черта, которой нет в уголовном праве. В целом административные процедуры и судебные реакции являются более быстрыми, а правовые последствия по ним имеют более быстрое действие, чем уголовные. Если, например, лицо неоднократно публикует оскорбительные или иным образом возмутительные высказывания в адрес религиозной организации на своей странице в социальной сети, то сначала можно попытаться применить меры государственного управления, а уж потом, при необходимости, уголовные принудительные меры. Административные методы реагирования занимают от нескольких дней до нескольких недель, а методы уголовного реагирования длятся месяцами и годами с использованием более крупных ресурсов.
Рекомендация 8 Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (ЕКРН) Общеполитической рекомендации № 15 устанавливает механизмы гражданской и административной ответственности в отношении разжигания ненависти, рекомендуя правительствам государств-членов в соответствии с их законодательством:
<< уточнить объем и применимость ответственности в соответствии с гражданским и административным законодательством за использование языка ненависти, который имеет целью или может разумно ожидаться для подстрекательства к актам насилия, запугивания, вражды или дискриминации в отношении тех, кто является их мишенью при соблюдении права на свободу выражения мнений >>.
Из толкования Рекомендации 8 (данной в пояснительной записке к ОПП №15) следует, что для обеспечения совместимости законодательства с правом на свободу выражения ответственность должна быть больше направлена на возможный вред ненавистнических высказываний, а не их содержания. Таким образом, уголовное законодательство должно быть направлено на регулирование такого использования языка ненависти, которое направлено на подстрекательство к актам насилия, запугивания, вражды или дискриминации [1] , или которые, как можно обоснованно ожидать, причинят общественный или личный вред [2] . Поэтому предпочтительнее регулировать административным законодательством тот вид языка ненависти, который с наибольшей вероятностью может нарушить общественный порядок, а не причинить вред. В этом случае было бы легче сбалансировать такое регулирование с правом на свободу выражения мнений или общественным интересом в получении информации. В этом же контексте следует также отметить, что в случае административного регулирования можно было бы применять более легкие и динамичные нормы правовой защиты, такие как наложение административного штрафа, принятие административного акта о удаление или блокирование публикации, в том числе ускоренное производство по наложению санкций и иных мер пресечения по решению суда.
Th us , рекомендуется сделать указанный правовой пробел и его соответствие конституционным гарантиям предметом обсуждения. Рекомендуется инициировать стратегическое судебное разбирательство в отношении случаев, когда слова религиозной нетерпимости произносятся в социальных сетях или на любой другой публичной площадке в отношении религиозной организации или лица, что, помимо того, что является вмешательством в права личности организация или лицо, также будет представлять собой высказывание, угрожающее общественному порядку (общепризнанные нормы морали, общественного мира и спокойствия, правила общественного сосуществования и т. д.).
[1] Рекомендация ЕКРН об общей политике № 15 (ОП № 15), параграф 148.
[2] ОПП № 15, параграф 152. что касается Кодекса РА об административных правонарушениях, то в Гражданском кодексе РА также отсутствует какое-либо положение о языке ненависти как объекте, охраняемом гражданским законодательством. Более того, в Кодексе также нет нормы о недискриминации. Это тоже большой пробел в законодательстве.
Тот факт, что Гражданский кодекс РА определяет нормы оскорбления и диффамации (статья 1087.1), ничего не меняет, так как язык ненависти имеет иные содержательные правовые основания, чем оскорбление и диффамация, и если в некоторых случаях язык ненависти представляется как оскорбление или диффамации (например, дело о троллинге), в большинстве своем эти нормы не могут быть основанием для эффективной правовой защиты.
Из-за указанного пробела в законодательстве при обращении в суд по спорам, связанным с разжиганием ненависти, граждане часто ссылаются на статью 1087.1, добиваясь защиты от высказываний, призывающих к дискриминации и нетерпимости. Такие разбирательства не дают желаемого результата, поскольку существенные правовые основания оскорбления или диффамации отличаются от существенных правовых оснований разжигания ненависти. Поэтому Гражданский кодекс РА должен определить запрет языка ненависти как самостоятельный объект гражданско-правовых отношений. Или, в противном случае, должен быть принят независимый, отдельный и содержательный закон, предусматривающий запрет дискриминации.
Таким образом, рекомендуется поставить вопрос об отсутствии в Гражданском кодексе РА соответствующей правовой нормы, определяющей и запрещающей дискриминацию или разжигание ненависти, в ходе соответствующего судебного разбирательства.
Регулирование языка вражды в сфере аудиовизуальных СМИ
Закон РА «Об аудиовизуальных СМИ» был принят в августе 2020 года, заменив действовавший с 2000 года Закон РА «О телевидении и радиовещании». Интернет-домен. Таким образом, аудиовизуальные медиапрограммы, которые транслируются на YouTube и других интернет-платформах, не подпадают под действие этого закона.
Закон РА «Об аудиовизуальных средствах массовой информации» содержит положение о запрете разжигания ненависти. Положением, определяющим запрет на разжигание ненависти, является пункт 7 статьи 9, который определяет запрет на разжигание ненависти по четырем защищенным признакам: национальному, расовому, религиозному и гендерному.
СТАТЬЯ 9
Запрет нг злоупотребление аудиовизуальными программами
…
20022 которые предназначены для цитируют национальную, расовую, религиозную и половую дискриминацию или распространяют конфликты, или содержат информацию, преследующую такое намерение . Религиозные характеристики определяются как объективные характеристики действия, что является благоприятным подходом. Статья дает основание национальному регулирующему органу, то есть Комиссии по телевидению и радио Армении (КТР), имеющей силу закона контролировать теле- и радиопрограммы, в соответствии со статьей 32 Закона, проверять выполнение условий указанных в лицензии вещателя и требованиям настоящего Закона, а также определять соответствие аудиовизуальных программ требованиям законодательства, лицензии и указанной статьи, используя выборочное аудио/видеонаблюдение. На основании применения указанной юрисдикции и на основании статьи 55 Закона Комиссия вправе возбуждать судебные дела в случаях «нарушения положений законодательства, регулирующего аудиовизуальные средства массовой информации».
Сфера аудиовизуальных СМИ также регулируется Законом РА «О лицензировании», согласно которому за нарушение требований того же закона, в соответствии со статьей 55, ЦТР имеет право применить следующие меры ответственности:
1) письменное уведомление,
2) штраф,
3) приостановление действия разрешения или лицензии,
4) прекращение действия разрешения или лицензии.
Например, на основании части 1 пункта 2 статьи 22 бывшего Закона РА «О телевидении и радио», в июне 2019 г.CTR наложил административный штраф в размере 500 000 драмов на телеканал «Цайг» за распространение контента, содержащего религиозную ненависть/расизм. Таким образом, ЦТР имеет право применять вышеуказанные меры ответственности за распространение религиозной дискриминации, вражды и ненависти также в соответствии с новым действующим законодательством.
Что касается Закона РА «О лицензировании», то в соответствии со статьей 35 настоящего Закона, ЦТР, как государственный регулирующий орган, имеет право приостановить действие лицензии вещателя, если лицензиат допустит нарушения законодательства, лицензионных процедур или лицензионных условий и требований которые непосредственно угрожают государственной и общественной безопасности, общественному порядку, жизни лиц, здоровью или нравственности населения, правам и свободам других лиц либо их чести или репутации. Хотя эта статья очень обширная, строго теоретическая и расплывчатая, тем не менее, она может быть основанием для обращения за правовой защитой, с целью приостановления действия лицензии средства массовой информации, транслирующего программы, подстрекающие к религиозной дискриминации и вражде. Конечно, в таких случаях КРТ в первую очередь предпочла бы наложение административного штрафа, поскольку применимость принципа соразмерности, хотя, как предусмотрено статьей 55, имеет право приостановить или даже прекратить действие лицензии на вещание.
В дополнение к вышеизложенному закон обязывает общественные вещатели << предоставлять потребителям программы, направленные на преодоление стереотипов, основанных на национальной, расовой, религиозной или гендерной дискриминации >> (статья 22, часть 6, пункт 3, подпункт в). Этот регламент выражает позитивное обязательство государства по обеспечению того, чтобы компании, предоставляющие аудиовизуальные услуги, принимали меры для преодоления стереотипов, основанных на религиозной дискриминации. Это может также включать позитивное обязательство предпринимать незаконные шаги, такие как действия и решения, направленные на повышение осведомленности, консультирование и руководство, которые помогут бороться с ненавистническими высказываниями.
Рекомендуется проводить регулярный мониторинг радио- и телекомпаний и возбуждать административные дела в отношении радио- и телепрограмм, возбуждающих, пропагандирующих и распространяющих религиозную ненависть, вражду, нетерпимость; а также потребовать от CTR принятия административного акта, устанавливающего административную ответственность соответствующего субъекта вещания. В случае непринятия благоприятного административного акта решение КТР может быть обжаловано в административном или судебном порядке.
Мягкие законы
Мягкие законы устанавливаются органами саморегулирования для регулирования таких правоотношений, которые органы власти сочтут наиболее подходящими для самостоятельного регулирования, без вмешательства государства. В связи с этим ряд медиакомпаний приняли кодексы поведения для журналистов, которые, в частности, содержат положения, запрещающие разжигание ненависти. Учитывая публичный характер деятельности СМИ, запрет таких норм имеет общественное значение.
47 СМИ Армении совместно приняли Кодекс этики армянских СМИ и журналистов, об этических принципах их деятельности. Статья 5 Кодекса предусматривает следующее:
СТАТЬЯ 5
Уважение к представителям различных групп и общечеловеческим ценностям
5.2. Ни в коей мере не пропагандировать этническую или религиозную ненависть и нетерпимость, любую дискриминацию по политическим, социальным, половым и языковым признакам, за исключением разжигания ненависти.