Участие в исполнительном производстве банков и иных кредитных организаций – 8. ( )

Содержание

Особенности совершения исполнительных действий в отношении кредитных организаций

Порядок исполнения требований исполнительных документов, должниками по которым выступают банки и иные кредитные орга­низации, специально в ФЗ «Об исполнительном про­изводстве» не выделен. Здесь следует руководствоваться общими пра­вилами ФЗ «Об исполнительном производ­стве» и учитывать при совершении исполнительных действий в отношении кредитных организаций особенности их правового режима.

В отличие от должников юридических лиц, основной целью кото­рых является осуществление производственной либо иной коммер­ческой деятельности, основная цель и смысл существования любой кредитной организации состоит в извлечении прибыли путем осуще­ствления банковских операций, предусмотренных ФЗ «О банках и банковской деятельности», а именно: привлече­ния во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещения указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц.

Свою деятельность кредитные организации осуществляют на основа­нии специального разрешения-лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ.

Особенностью банкаявляется отсутствие у него расчетного счета и наличие так называемых корреспондентских счетов и корреспондент­ских субсчетов, открытых, как правило, в территориальных расчет­но-кассовых центрах Банка России (далее — РКЦ). Корреспондентс­ким счетом является счет головного или центрального банка, открываемый в РКЦ или в других банках (что в последнее время встречает­ся довольно редко).

Корреспондентский счет и субсчет банка являются разновидностью обычных банковских счетов.Данный вывод следует из положений ст. 860 ГК. Поэтому списание денежных средств с корреспондентского счета банка-должника на основании исполнительного документа и при­ложенного к нему инкассового порученияпроизводится РКЦ или иным банком, в котором открыт корреспондентский счет банка должника. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета бан­ка-должника урегулирован Положением о порядке проведения опера­ций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кре­дитных организаций, утвержденным приказом Центрального банка РФ

.



В соответствии с данным Положением при наличии средств на корреспондентском счете банка инкассовые поручения, поступившие в течение операционного дня, подлежат исполнению в тот же день. При недостаточности средств на корреспондентском счете исполни­тельные документы, поступившие до 11 часов, предъявляются к оплате в этот же операционный день. Документы, поступившие после 11 часов, предъявляются к оплате на следующий операционный день. Поступившие в РКЦ инкассовые поручения, подлежащие оплате с корреспондентских счетов, исполняются в очередности, установлен­ной ст. 855 ГК. При отсутствии средств на корреспондентском счете кредитной организации неоплаченные инкассовые поручения поме­щаются в картотеку.

Произвести списание денежных средств в иностранной валютес валютного корреспондентского счета банка-должника, открытого за границей в безналичном порядке по исполнительному документу, предусматривающему взыскание денежной суммы в иностранной ва­люте судебный пристав-исполнитель не сможет, так же как и с ва­лютного счета, открытого в филиале банка-нерезидента в России.

Исполнение судебных актов также возможно за счет средств, со­держащихся на корреспондентских (субкорреспондентских) счетах филиалов банков.

Права и обязанности сторон в исполнительном производстве.

Основными субъектами правоотношений, возникающих в рамках исполнительного производства, являются сторонывзыскатель и должник.

Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом.

В случаях, предусмотренных законом взыскателеми должникоммогут быть РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должникомявляется гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения действий.

В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников). Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно. Соучастник может поручить представлять свои интересы в исполнительном производстве другому соучастнику с его согласия.

Стороны исполнительного производства вправе:

1. Знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии,

2. Представлять дополнительные материалы,

Заявлять ходатайства,

4. Участвовать в совершении исполнительных действий,

5. Давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства,

6. Возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве,

Заявлять отводы,

8. Обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя

, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве.

9. До окончания исполнительного производства стороны вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.

Отдельно оговаривается право сторон заключить мировое соглашение, которое утверждается в судебном порядке. Это можно сделать в любой момент до окончания исполнительного производства.

Обязанность в исполнительном производстве одна - соблюдать требования закона. Как видно, общие права и обязанности сторон соблюдают принцип равенства между взыскателем и должником. Однако есть дополнительные нормы, которые добавляют взыскателюправ, а должнику обязанностей.

Специальные права и обязанности сторон размещены в различных статьях ФЗ «Об исполнительном производстве», и к ним относятся, например, право взыскателя на отказ от взыскания долга, и обязанность по уплате исполнительского сбора (по сути штрафа) за отказ от добровольного возврата долга.

 

megaobuchalka.ru

Об информации по вопросам, возникающим в деятельности кредитных организаций при взаимодействии с судебными приставами-исполнителями, Письмо ФССП России от 30 апреля 2014 года №00014/14/24525

Об информации по вопросам, возникающим в деятельности кредитных организаций при взаимодействии с судебными приставами-исполнителями

ПИСЬМО



Управление организации исполнительного производства, рассмотрев обращение АРБ от 01.04.2014 N А-01/5-213, направляет информацию по вопросам, возникающим в деятельности кредитных организаций при взаимодействии с судебными приставами-исполнителями при исполнении требований, содержащихся в исполнительных документах.

Начальник
Управления организации
исполнительного производства
Д.А.Фирстов

1. Вопросы исполнения банками исполнительных документов, предъявленных к банковским счетам должников

1. Проводится ли какая-либо доработка проекта типового Соглашения об электронном документообороте между ФССП России и кредитными организациями? В какие сроки планируется ее завершение?

Все ли структурные подразделения территориальных органов ФССП России имеют техническую возможность электронного документооборота с банками?


ФССП России проводится активная работа по построению межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде с кредитными организациями, как на федеральном, так и на региональном уровне.

При подготовке проекта типового соглашения о порядке электронного документооборота ФССП России не остаются без внимания замечания и предложения кредитных организаций.

В настоящее время проект нового типового соглашения о порядке электронного документооборота находится на доработке.

Подписание указанного соглашения между ФССП России и кредитными организациями будет осуществляться после его размещения на официальном сайте ФССП России.

Техническую возможность электронного документооборота с кредитными организациями на сегодняшний день имеют все структурные подразделения территориальных органов ФССП России.

2. Исключает ли наличие соглашения об электронном документообороте получение запросов/постановлений структурных подразделений территориальных органов ФССП России на бумажном носителе?

Обязаны ли банки давать ответ по запросам/постановлениям, поступившим на бумажном носителе, если ранее аналогичный запрос/постановление поступили в электронном виде (дублирование одного и того же запроса в электронном и бумажном виде)?

В кредитные организации поступают разными письмами абсолютно идентичные постановления из службы судебных приставов (то есть совпадают номера, дата, сумма, номер исполнительного производства, Ф.И.О. пристава), но в разные даты (например, первый раз документ поступил 15 февраля, а затем еще раз -11 марта).

Должна ли кредитная организация принимать второй поступивший документ к исполнению?


Порядок электронного документооборота, предусмотренный положениями проекта типового соглашения, не исключает возможность направления документов на бумажном носителе в случаях, предусмотренных указанным соглашением.


Повторное направление в Банк запросов судебными приставами-исполнителями может осуществляться в связи с отсутствием подтверждений Банка об их получении в электронном виде.

Также дублирование запросов может быть связано с некорректными настройками функционала "Автоматическое формирование запросов" ПК ОСП.

В этой связи кредитным организациям необходимо представлять информацию на запросы и постановления судебных приставов-исполнителей, поступивших повторно на бумажном носителе в сроки, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве.

Обращаем Ваше внимание, что указанные даты в "примере" могут свидетельствовать о несвоевременном представлении кредитной организацией информации по запросу судебного пристава-исполнителя. При продолжительном отсутствии информации, судебный пристав-исполнитель обязан повторно направлять соответствующие запросы на предмет проверки имущественного положения должника.

3. В связи с увеличивающимся поступлением в банки поддельных исполнительных документов, в том числе поддельных постановлений судебных приставов-исполнителей об обращении взыскания на денежные средства, возникает вопрос: есть ли порядок выдачи ФССП России документа о том, что постановление не существует (является поддельным)?

Правомерен ли возврат без исполнения исполнительного документа, если по истечении срока, указанного в ч.6 ст.70 Закона, взыскателем или судебным приставом-исполнителем не были представлены документы или сведения по запросу Банка?

Проблемы некорректного отражения информации в информационной системе ФССП России "Банк данных исполнительных производств": кто и каким образом отвечает за добросовестность открытых сведений в данной информационной системе?


В случае получения кредитными организациями постановлений, вынесенных судебным приставом-исполнителем, вызывающих сомнение в их подлинности, необходимо обращаться в соответствующий территориальный орган ФССП России.

В соответствии с частью 6 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" кредитные организации в случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), вправе задержать исполнение исполнительного документа для проверки его подлинности, но не более чем на семь дней.


В соответствии со статьей 6.1 Закона ФССП России ведется банк данных исполнительных производств в электронном виде, который размещен на официальном сайте ФССП России.

В банке данных исполнительных производств можно получить информацию о наличии возбужденных исполнительных производств в отношении физических, так и юридических лиц, в том числе оконченных с актом о невозможности взыскания.

В соответствии с приказом ФССП России от 12.05.2012 N 248 "Об утверждении Порядка банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов" сведения (документы) вносятся в банк данных Федеральной службой судебных приставов по месту их получения (формирования), в течение одного дня с момента их поступления (формирования).

Работники, отвечающие за формирование номенклатурного дела, обязаны обеспечить идентичность введенных в банк данных сведений (документов), а также несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность ввода в банк данных информации.

4. Правомерно ли поступают банки, отказывая в принятии к исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей о розыске счетов должника и наложении ареста в порядке ст.81 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не содержащих сумму ареста?

В случае, если на денежные средства на счете был наложен арест, правомерно ли поступают банки, отказывая в принятии к исполнению постановлений об обращении взыскания на денежные средства до поступления распоряжения от судебного пристава-исполнителя?

Вправе ли банк не принимать к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании денежных средств, если в нем не указан номер счета/номер счетов.

Можно ли банку снять арест со счета клиента (наложенный на основании и постановления о розыске счетов и наложении ареста) в случае, если в течение длительного времени (более 6 месяцев) по исполнительному производству, в рамках которого наложен арест, не поступает постановление об обращении взыскания на арестованные денежные средства/снятии ареста/ окончании исполнительного производства?


В случае поступления на принудительное исполнение в отношении одного должника нескольких исполнительных документов судебный пристав-исполнитель принимает меры принудительного исполнения в рамках каждого исполнительного производства. При этом в банк или иную кредитную организацию направляется постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на средства, находящиеся на счетах должника, в размере задолженности, определяемой в соответствии с частью 2 статьи 69 Закона.

В соответствии с частью 3 статьей 81 Закона кредитная организация незамедлительно исполняет постановление о наложении ареста на денежные средства должника и сообщает судебному приставу-исполнителю реквизиты счетов должника и размер денежных средств должника, арестованных по каждому счету.

Судебный пристав-исполнитель в соответствии с частью 4 статьи 81 Закона на основании информации кредитной организации незамедлительно принимает меры по снятию ареста с денежных средств должника, излишне арестованных кредитной организацией.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 70 Закона при наличии нескольких открытых счетов должника в постановлении об обращении взыскания на денежные средства судебным приставом-исполнителем указывается с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства.

Кроме того, при отсутствии денежных средств на счете должника либо их недостаточности кредитная организация приостанавливает операции с имеющимися денежными средствами на счетах должника и (или) продолжает дальнейшее исполнение постановления о наложении ареста по мере поступления денежных средств на счета должника до исполнения в полном объеме указанного постановления или до снятия ареста судебным приставом-исполнителем (часть 6 статьи 81 Закона).

5. Обязан ли банк представлять выписки по счетам клиента на основании требования, содержащегося в постановлении о наложении ареста на денежные средства, при условии, что на постановлении отсутствует разрешение старшего судебного пристава или его заместителя (ч.ч.8, 9 ст.69 Закона)?

Правомерен ли отказ банков в принятии к исполнению запросов и постановлений судебных приставов-исполнителей, содержащих "косую черту" над должностью судебного пристава-исполнителя или старшего судебного пристава?


Положения действующего законодательством об исполнительном производстве не предусматривают необходимость утверждения постановления о наложении ареста на денежные средства начальником отдела - страшим судебным приставом либо его заместителем.

Соответственно, банки обязаны исполнять постановление о наложении ареста на денежные средства.

6. Правомерен ли отказ банка в принятии к исполнению запросов судебных приставов-исполнителей по счету и вкладам клиентов в отношении проводимых предварительных проверок по подозрению должников в совершении преступлений, если в запросе отсутствует ссылка на номер уголовного дела либо на номер исполнительного производства?


Как банкам исполнять запросы судебных приставов-исполнителей о массовом розыске счетов клиентов, когда в одном запросе указано очень много счетов и установлен срок для исполнения, зачастую очень короткий? Поскольку поиск ведется вручную, установленные сроки заведомо нереальны. Нередко в одном запросе указано очень много счетов (порой свыше одной тысячи).

Возможно ли ограничить размер одного запроса (например, производить запрос не более чем по 30 производствам)?


В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.97 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки.

Отсутствие в запросе информации о номере уголовного дела либо номере исполнительного производства не является основанием для отказа в рассмотрении запроса.

При этом количество направляемых судебным приставом-исполнителем запросов о розыске счетов должника определяется исключительно необходимостью осуществления указанного розыска.

В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона банки и иные кредитные организации обязаны представлять сведения по запросу судебного пристава-исполнителя в течение семи дней со дня получения запроса.

2. Общие вопросы участия банков в исполнительных производствах в качестве взыскателей

1. По исполнительным листам, сумма задолженности в которых указана в иностранной валюте, судебные приставы-исполнители возбуждают исполнительное производство исключительно в рублях, ссылаясь на то, что разработанная ФССП России компьютерная программа не позволяет выносить постановление в иностранной валюте. В результате банки-взыскатели с учетом изменения курса иностранных валют недополучают присужденные судом денежные средства. Будет ли ФССП России запланирована доработка программы, чтобы судебные приставы-исполнители имели возможность выносить постановления о возбуждении исполнительного производства в строгом соответствии с указанной в исполнительном листе иностранной валютой (хотя бы в долларах США и евро)?


Законодательством об исполнительном производстве предусмотрен отдельный порядок обращения взыскания на денежные средства должника при исчислении долга в иностранной валюте (статья 72 Закона).

В частности, судебным приставом-исполнителем выносится постановление об обязании кредитной организации, в которой находятся денежные средства должника в иностранной валюте, перечислить денежные средства по официальному курсу, установленному кредитной организацией на день купли-продажи на депозитный счет подразделения судебных приставов или на счет взыскателя.

При отсутствии такого курса купля-продажа иностранной валюты осуществляется по официальному курсу, установленному Банком России.

2. Проблемы параллельного ведения двух сводных исполнительных производств в разных подразделениях Службы судебных приставов: каковы критерии для сводного исполнительного производства?

Банк, являясь должником по решению суда, на основании постановлений о возбуждении исполнительного производства в отношении Банка, направляет в службу судебных приставов денежные средства в счет погашения задолженности в адрес конкретных взыскателей.

Однако поступившие от Банка на депозитный счет службы денежные средства судебный пристав-исполнитель направляет в адрес других взыскателей Банка, по которым в адрес Банка не направлялись постановления о возбуждении исполнительного производства.

Правомерны ли действия службы судебных приставов, судебных приставов-исполнителей?


Несколько исполнительных производств имущественного характера, возбужденные в отношении одного должника, а также в пользу одного взыскателя на основании статьи 34 Закона объединяются в сводное исполнительное производство.

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов, по ним ведется сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации.

Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

При этом в соответствии со статьей 111 Закона в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в порядке очередности, предусмотренной указанной статьей.

3. Возбуждение исполнительных производств территориальными управлениями ФССП России (УФССП), а не районными отделами УФССП: есть ли особенности возбуждения исполнительных производств управлениями (сроки, порядок производства)?

Есть случаи, когда исполнительное производство возбуждается в подразделении ФССП России, заведомо не соответствующем требованиям ст.33 ФЗ "Об исполнительном производстве" (например, по территориальному признаку). Законодательство не содержит последствий возбуждения исполнительного производства в заведомо не соответствующем требованиям ст.33 ФЗ "Об исполнительном производстве" подразделении.

Должно ли постановление о возбуждении исполнительного производства в этом случае являеться недействительным?

Какие действия следует предпринять должнику?

Какие меры предпринимаются для предотвращения подобной практики?


В соответствии со статьей 33 Закона исполнительный документ подлежит исполнению в отношении должника-гражданина по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества, в отношении должника-организации - по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительное производство возбуждается по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Одновременно с этим законодательством об исполнительном производстве предусмотрен механизм передачи исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов по месту обнаружения имущества должника, места жительства должника, места его пребывания.

4. Проблемы затягивания судебными приставами-исполнителями немедленного исполнения исполнительных документов о принятии мер по обеспечению иска в связи с отсутствием определенности лица, которому возможно оставить имущество на ответственное хранение.

Каким образом должен действовать банк в таких обстоятельствах по отношению к ФССП?

Как относится ФССП к идее о предоставлении возможности взыскателю получать на хранение арестованное недвижимое имущество должника?


В случае наложения ареста на имущество в качестве обеспечительной меры, исполнительные действия определяются не судебным приставом-исполнителем, а судом и заключаются исключительно в запрете распоряжения имуществом. Ограничение права пользования имуществом с передачей арестованного имущества под охрану или на хранение иному лицу устанавливается также по решению суда.

Передача на хранение взыскателю объекта недвижимого имущества в рамах исполнительного производства о наложении ареста в обеспечение иска возможна при наличии соответствующего судебного решения.

Так, в соответствии с пунктом 33 Пленума Высшего Арбитражного Суда от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в целях обеспечения нахождения имущества во владении ответчика в период судебного спора о праве на это имущество, суд по ходатайству истца может принять обеспечительные меры, в частности запретить ответчику распоряжаться и/или пользоваться спорным имуществом (арест), запретить государственному регистратору изменять запись ЕГРП о праве на это имущество, передать спорное имущество на хранение другому лицу в соответствии с пунктом 3 статьи 926 ГК РФ (судебный секвестр).

3. Вопросы обращения взыскания на заложенное имущество

1. Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации любое видоизменение заложенной недвижимости (в том числе, не отраженные в ЕГРП реконструкции) не влечет прекращения залога (п.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2005 N 90).


Согласно п.2 ч.8 ст.89 ФЗ "Об исполнительном производстве" при реализации имущества должника на торгах к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются, в том числе, "документы, характеризующие объект недвижимости".

В связи с чем возникает ряд вопросов (реализация)


Положения порядка, утвержденного приказом ФССП России N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008, определяют общие условия взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и Федерального агентства по управлению государственным имуществом и не содержат (п.2.3) определенного перечня документов, необходимых для организации реализации объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 89 Закона при передаче для реализации недвижимого имущества к постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости.

В случае, если на момент ареста и передачи заложенных объектов на реализацию залогодатель, пренебрегая положениями договора, предусматривающего его обязанность не производить перепланировку, переустройство, реконструкцию без письменного согласия залогодержателя, произвел какие-либо изменения предмета ипотеки, фактически имеющаяся техническая документация не характеризует объект недвижимости.

Если параметры имущества (иные технические характеристики) на момент обращения взыскания не соответствуют данным, указанным в исполнительном документе, считаем целесообразным направление судебным приставом-исполнителем в орган, выдавший исполнительный документ, заявления о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.

Трудности доказывания в судебном процессе правомерности действий и риски оспаривания результатов торгов при обращении взыскания на измененный предмет ипотеки не исключены.

В этой связи заслуживает внимания принятое по делу N А82-5242/2009 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 (оставленное без изменений Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.2011 по делу N А82-5242/2009). Указанным решением подтвержден довод суда первой инстанции о нераспространении обременения в виде залога на реконструированный предмет ипотеки (дополнительно образовавшиеся в результате реконструкции здания площади). В результате в соответствии с решением суда, в удовлетворении исковых требований об обращении взыскания на дополнительно образовавшиеся площади и вновь созданные объекты, несмотря на нахождение указанной недвижимости на одном земельном участке, отказано.

В целях минимизации рисков, связанных с расхождением параметров объекта недвижимости с данными правоустанавливающих документов, необходимо усиление мер по мониторингу (проверке состояния и условий хранения заложенного имущества (343 ГК РФ)), а также по надлежащей проверке объектов и документов при принятии решения о заключении договора ипотеки со стороны залогодержателей (банков).

Поскольку противоречивость судебной практики при рассмотрении конкретных дел имеет место, полагаем, что решение поставленного АРБ вопроса требует детальной проработки, в том числе в рамках деятельности экспертов рабочей группы АРБ.

2. Из п.8 ст.85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" вытекает обязанность судебного пристава-исполнителя производить переоценку имущества, если с даты последней оценки прошло более 6 месяцев.

При этом исполнительное производство при оспаривании результатов оценки подлежит обязательному приостановлению (
п.1 ст.39 ФЗ "Об исполнительном производстве"). Процедура оспаривания может занять более 6 мес.

Необходима ли переоценка, если 6 мес. истекают посте проведения первых торгов?

Можно ли детализировать процедуру переоценки, указав, что переоценка проводится только в случае, если на момент истечения срока действия не были назначены первые торги, а после проведения первых торгов переоценка имущества не проводится?


В случае, если шестимесячный срок действия оценки истекает после объявления публичной оферты (дата размещения информационного сообщения в печатном издании), представленной при проведении первых торгов, необходимости проведения повторной оценки при передаче имущества на торги не имеется.

При затягивании сторонами процедуры оспаривания результатов оценки одним из вариантов решения данной проблемы может служить ходатайство заинтересованной стороны об установлении в судебном порядке начальной цены продажи арестованного имущества должника.

4. Необходимость изменения законодательства

1. Законодательством об исполнительном производстве не урегулирован вопрос о том, считается ли должник извещенным о совершении исполнительных действий, если уведомление возвращено за истечением срока хранения. В результате на практике возникает множество спорных вопросов о том, считается ли должник извещенным о совершении исполнительных действий.


В настоящее время Законом вопрос об установлении порядка надлежащего извещения должника в случае возврата уведомления за истечением срока хранения в достаточной степени регламентирован (с учетом внесенных Федеральным законом от 28.12.2013 N 441-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" изменений).

2. На сегодняшний день кажутся излишними полномочия старшего судебного пристава по утверждению запросов судебного пристава-исполнителя в регистрирующие органы и банки.

Поддержит ли ФССП России внесение соответствующих изменений в законодательство?


Полагаем, что таким образом осуществляется дополнительный контроль за деятельностью судебного пристава-исполнителя в части направления запросов в регистрирующие органы и в этом случае могут быть исключены факты ущемления прав должника.

3. В настоящее время имеется противоречивая практика по возможности обращения взыскания на предмет залога взыскателями, не являющимися залогодержателями. В этой связи считает ли ФССП России внесение изменений в ФЗ "Об исполнительном производстве" относительно более четкой регламентации прав взыскателей, не являющихся залогодержателями, на обращение взыскания на имущество должников, в частности, недвижимость, если данное имущество обременено залогом в пользу третьих лиц.

Действительно, практика обращения взыскания на заложенное имущество в пользу взыскателей, не являющихся залогодержателями, складывается неоднозначно.

Изменения статьи 80 Закона (часть 3_1) определили приоритетность требований, обеспеченных залогом. Вместе с тем системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что ни Закон, ни специальные законы о залоге не исключают возможность обращения взыскания на заложенное имущество по требованиям третьих лиц, не обеспеченным залогом этого имущества.

При условии, что стоимость заложенного имущества превышает сумму обеспеченного залогом требования и обращение на него взыскания может удовлетворить совокупный размер требований большинства кредиторов, в том числе не являющихся залогодержателями, применение на практике положений части 3_1 статьи 80 Закона, предусматривающей запрет наложения ареста на заложенное имущество в целях обеспечения иска взыскателя, не имеющего преимущества перед залогодержателем, может привести к нарушению прав кредиторов, требования которых не обеспечены залогом имущества,

Изменения, вступающие в силу 01.07.2014, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от 21.12.2013 N 367-ФЗ "О внесении изменений в часть первую ГК РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (абзац 2 части 2 статьи 347), в соответствии с которыми залогодержатель вправе требовать освобождения заложенного имущества от ареста (исключения его из описи) в связи с обращением на него взыскания в порядке исполнительного производства, косвенно подтверждают данную позицию, поскольку определяют способ защиты нарушенного права.

В этой связи необходимость рассмотрения вопроса о более четкой регламентации прав взыскателей, не являющихся залогодержателями, а также механизма обращения взыскания на имущество рассматриваемой категории на законодательном уровне не вызывает сомнений.

5. Иные вопросы

1. В настоящее время в ФССП России по причинам чрезмерной нагрузки на судебного пристава-исполнителя происходит текучка кадров. Вследствие этого очень снижается эффективность работы ведомства: например, теряются дела, значительно увеличиваются сроки производства.


В целях повышения эффективности работы территориальных органов ФССП России в настоящее время осуществляется внедрение электронного документооборота с уполномоченными органами, кредитными организациями, регистрирующими органами в части обмена информацией об имущественном положении должника.

Вместе с тем с органами Федеральной налоговой службы осуществляется обмен информации в электронном виде по направлению постановлений налогового органа на принудительное исполнение и процессуальных документов, вынесенных судебным приставом-исполнителем.

Так, автоматизированная информационная система ФССП России позволяет реализовать безбумажный документооборот.

Кроме того, необходимо отметить новеллы законодательства об исполнительном производстве. В частности, Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральным законом "Об исполнительном производстве" предусмотрено вынесение судебными приставами-исполнителями постановлений в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Вместе с тем в ФССП России создан и функционирует программный комплекс АИС ФССП России, в который входит ряд подсистем, позволяющих автоматизировать все сферы деятельности ФССП России.

Автоматизация деятельности территориальных органов ФССП России способствует повышению качества и снижению сроков исполнения судебных решений и иных актов.

2. В настоящее время в приемные дни в ФССП России нет электронной очереди и норматива времени на прием одного посетителя. Это приводит к снижению эффективности и конфликтам. Есть ли планы по внедрению практики, аналогичной той, которая применяется в налоговых органах?

Управлением информационных технологий разработан сервис "Электронная очередь записи на личный прием" (далее - Сервис) к должностным лицам ФССП России через официальный интернет-сайт ФССП России.

Сервис позволяет гражданам направить посредством официального интернет-сайта ФССП России заявку на личный прием к должностным лицам аппарата управления и отделов судебных приставов территориального органа ФССП России с указанием удобного для него (гражданина) времени.

Работник аппарата управления территориального органа ФССП России, ответственный за запись на личный прием, может подтвердить заявку, изменить время личного приема или должностное лицо, осуществляющее личный прием, или отклонить заявку. Информация о подтверждении, изменении или отклонении заявки на личный прием передается автоматически по электронной почте гражданину.

В настоящее время опытная эксплуатация Сервиса проводится на базе управлений ФССП России по Владимирской и Нижегородской областям.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт
Ассоциация российских банков

www.arb.ru
по состоянию на 25.06.2014

docs.cntd.ru

Статья 81. Наложение ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации - с изменениями, проверено 14.08.2019 - Закон об исполнительном производстве - Законы Российской Федерации

Статья 81. Наложение ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации

1. Постановление о наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, судебный пристав-исполнитель направляет в банк или иную кредитную организацию.

2. В случае, когда неизвестны реквизиты счетов должника, судебный пристав-исполнитель направляет в банк или иную кредитную организацию постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах должника, в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона.

3. Банк или иная кредитная организация незамедлительно исполняет постановление о наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы должника и сообщает судебному приставу-исполнителю в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного соответствующим должностным лицом усиленной квалифицированной электронной подписью, реквизиты счетов должника и размер денежных средств и драгоценных металлов должника, арестованных по каждому счету.

4. Судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по снятию ареста с излишне арестованных банком или иной кредитной организацией денежных средств и драгоценных металлов должника.

5. Положения настоящей статьи применяются также в отношении денежных средств должника, находящихся на специальном счёте профессионального участника рынка ценных бумаг или на номинальном банковском счёте, владельцем которого является иное лицо.

6. Если денежные средства и драгоценные металлы отсутствуют либо их недостаточно, банк или иная кредитная организация приостанавливает операции с имеющимися денежными средствами и драгоценными металлами на счетах должника и (или) продолжает дальнейшее исполнение постановления о наложении ареста по мере поступления денежных средств и драгоценных металлов на счёта должника до исполнения в полном объеме указанного постановления или до снятия ареста судебным приставом-исполнителем.

7. Со дня отзыва у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций исполнительные документы о наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в таком банке или такой кредитной организации, подлежат исполнению с учётом положений Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

8. Положения настоящей статьи не распространяются на средства, находящиеся на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

dogovor-urist.ru

Исполнение судебных актов банками и иными кредитными организациями

Порядок исполнения судебных актов банками и иными кредит­ными организациями в части наложения ареста исписания денежных средств (точнее, исполнительных документов, выданных на основе таких актов) определен ст. 5, 6, 46, 47, 51, 86 и 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве», п. 289—292Правил безна­личных расчетов в народном хозяйстве, утвержденных Государственным банком СССР от 30 сентября 1987 г. № 2, ст. 27 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».Перечисление денежных средств со счета должника на текущий счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов, осу­ществляется на основании соответствующего постановления судеб­ного пристава-исполнителя, представленного банку (или иной кре­дитной организации). Требование, изложенное в таком постановле­нии, в силу ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» и ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», явля­ется обязательным для банка.

Очередность распределения взысканной суммы

Всоответствии со ст. 78 Федерального закона «Об исполнитель­ном производстве» вопрос об установлении очередности распределе­ния взысканной суммы между взыскателями разрешается судебным приставом-исполнителем только в случае недостаточности взыскан­ной с должника суммы для удовлетворения всех требований по ис­полнительным документам. Согласно ст. 77 указанного Закона из де­нежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с дол­жника и поступившей на депозитный счет подразделения судебных приставов, первоначально оплачиваетсяисполнительский сбор, пога­шаются штрафы, наложенные в процессе исполнения исполнитель­ного документа, возмещаются расходы по совершению исполнитель­ных действий.

Оставшаяся денежная суммапосле всех вышеперечисленных оплат должна быть направлена взыскателю. Судебный пристав-исполнитель при недостаточности взысканной с должника денежной суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам рас­пределяет ее по очередности.

В первую очередьудовлетворяются:

1) требования по взысканию алиментов;

2) требования по возмещению вреда, причиненного здоровью;

3) требования по возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в резуль­тате смерти кормильца.

Статьи 1084—1087 ГК регулируют отношения по возмещению вреда здоровью и жизни, которые возникают при исполнении дого­ворных обязательств. К их числу относятся отношения, вытекающие из трудового договора, договора подряда, поручения и иных обяза­тельств, связанных с личным трудом гражданина в интересах другого лица. Ст. 1088 и 1089 ГК регулируются отношения по возмещению вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца.

Во вторую очередьудовлетворяются:

1) требования работников, возникающие из трудовых правоотношений;

2) требования членов производственных кооперативов, связанные с их трудовой деятельностью в этих организациях;

3) требования по оплате оказанной адвокатами юридической помощи;

4) требования о выплате вознаграждения, причитающегося автору за использование его произведения, а также за использование откры­тия, изобретения, полезной модели, промышленного образца, на которое выдано соответствующее свидетельство (патент и т. д.).

В третью очередьудовлетворяются:

1) требования по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Феде­рации;

2) требования по отчислениям в Фонд социального страхования Рос­сийской Федерации;

3) требования по отчислениям в Государственный фонд занятости Рос­сийской Федерации.

В четвертую очередьудовлетворяются:

1) требования по платежам в бюджеты всех уровней;

2) требования по платежам в государственные внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены третьей очередью.

В пятую очередьудовлетворяются все остальные требования в по­рядке поступления исполнительных документов.

Требования каждой последующей очереди должны погашаться после полного погашения требований предыдущей очереди. Несоб­людение установленной законом очередности приводит к нарушению прав взыскателей более ранней очереди и дает основание для обжа­лования действий судебного пристава-исполнителя.

Распределение взысканных сумм между взыскателями

При недостаточности взысканных сумм для полного удовлетворе­ния требований одной очереди эти требования удовлетворяютсяпро-порциональноприсужденной каждому взыскателю сумме. В этом слу­чае судебный пристав-исполнитель составляет расчет по суммам, под­лежащим выплате каждому из взыскателей, и утверждает его у старшего судебного пристава. После чего производит расчет.

Конкуренция взысканий

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном произ­водстве» принудительное исполнение судебных актов и актов других органов возложено на Службу судебных приставов Министерства юс­тиции Российской Федерации. Статья 5 названного Закона указывает на иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, и расшифровывает, что под ними сле­дует понимать те, которым при осуществлении установленных зако­ном правомочий предоставлено право возлагать на граждан, органи­зации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим граж­данам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств или иного имущества либо совершения в их пользу опреде­ленных действий или воздержания от них. Из названной статьи следу­ет, что требования судебных актов и актов других органов о взыска­нии денежных средств исполняются в настоящее время налоговыми органами, банками и другими кредитными организациями.

Законодательством Российской Федерации о налоговых органах, Законом Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции», Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 1998 г. определены полномочия налоговых органов по обращению взыс­кания на имущество должников. Налоговой полиции дано право про­изводить арест имущества должника для обеспечения взыскания за­долженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам. С 1 января 2000 г.(дата введения в действие ст. 47 и 48 первой части Налогового кодекса в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О введении в действие части первой Налогового кодек­са Российской Федерации»)судебные приставы-исполнители будут обращать взыскание на имущество должника по недоимкам налогов, сборов и иных обязательных платежей на основании решений судов и постановлений налоговых органов.

В настоящее время (до 1 января 2000 г.) сложился порядок, со­гласно которому обращением взыскания задолженности на имуще­ство одного должника занимаются, в силу своих служебных обязан­ностей, несколько государственных органов — Служба судебных при­ставов, налоговая полиция.

В этой связи для судебного пристава-исполнителя актуальным ста­новится вопрос, какими должны быть взаимоотношения между ним, судебным приставом-исполнителем как государственным служащим, исполняющим решение суда и накладывающим в связи с этим арест На имущество должника, и сотрудником налоговой полиции, исполняющим постановление налогового органа. Какому аресту должен быть отдан приоритет?

При наложении ареста на имущество должника приоритет дол­жен отдаваться судебному приставу-исполнителю, если у него на ис­полнении находятся исполнительные документы по первоочередным взысканиям. Представляется, что налоговые органы при обращении взыскания на имущество должника (вынесение постановления об аресте имущества) при взыскании задолженности по налогам, сбо­рам и иным обязательным платежам обязаны согласовывать свои дей­ствия со Службой судебных приставов. Практика показывает, что при осуществлении судебными приставами-исполнителями проверок на­личия имущества у должников многократно выявляются случаи, ког­да налоговые органы, опережая судебного пристава-исполнителя, на­кладывают арест на имущество должника, пытаясь погасить долги в бюджет. Рассматривая данную ситуацию, необходимо сделать следую­щий вывод. При наложении ареста на имущество должника, есте­ственно, должна соблюдаться очередность наложения ареста с уче­том требований Федерального закона «Об исполнительном произ­водстве» и гражданского законодательства. При возникновении ситуации, когда одно и то же имущество должника подвергается аре­сту сотрудниками двух государственных органов — судебным приста­вом-исполнителем и налоговым полицейским, преимущественное зна­чение имеет постановление судебного пристава-исполнителя, если производится взыскание задолженности первой и второй очередей. Исполнительный документ пятой очереди взыскания, находящийся у судебного пристава-исполнителя, естественно, уступает первенство постановлению налогового органа об аресте имущества должника для удовлетворения требований в бюджеты всех уровней (четвертая оче­редь взыскания).

Имущество должника, подвергнутое аресту сотрудником налого­вой службы для удовлетворения требований по долгам в бюджет, может быть вновь арестовано уже судебным приставом-исполнителем при возникновении у него необходимости предъявить к данному должни­ку для исполнения исполнительные листы по взысканию алиментов, заработной платы. Поэтому арест имущества должника по постанов­лению налогового органа не является препятствием для наложения ареста на это же имущество судебным приставом-исполнителем, так как исполняются, во-первых, судебные акты по первоочередным взыс­каниям, а во-вторых, арест — это ограничение прав на имущество должника, но не прав государственного органа принудительного ис­полнения.

 




infopedia.su

Статья 81 ФЗ № 229-ФЗ. Наложение ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве":

Статья 81 ФЗ № 229-ФЗ. Наложение ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации

1. Постановление о наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, судебный пристав-исполнитель направляет в банк или иную кредитную организацию.

2. В случае, когда неизвестны реквизиты счетов должника, судебный пристав-исполнитель направляет в банк или иную кредитную организацию постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся на счетах должника, в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона.

3. Банк или иная кредитная организация незамедлительно исполняет постановление о наложении ареста на денежные средства и драгоценные металлы должника и сообщает судебному приставу-исполнителю в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного соответствующим должностным лицом усиленной квалифицированной электронной подписью, реквизиты счетов должника и размер денежных средств и драгоценных металлов должника, арестованных по каждому счету.

4. Судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по снятию ареста с излишне арестованных банком или иной кредитной организацией денежных средств и драгоценных металлов должника.

5. Положения настоящей статьи применяются также в отношении денежных средств должника, находящихся на специальном счете профессионального участника рынка ценных бумаг или на номинальном банковском счете, владельцем которого является иное лицо.

6. Если денежные средства и драгоценные металлы отсутствуют либо их недостаточно, банк или иная кредитная организация приостанавливает операции с имеющимися денежными средствами и драгоценными металлами на счетах должника и (или) продолжает дальнейшее исполнение постановления о наложении ареста по мере поступления денежных средств и драгоценных металлов на счета должника до исполнения в полном объеме указанного постановления или до снятия ареста судебным приставом-исполнителем.

7. Со дня отзыва у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций исполнительные документы о наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в таком банке или такой кредитной организации, подлежат исполнению с учетом положений Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

8. Положения настоящей статьи не распространяются на средства, находящиеся на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.


Вернуться к оглавлению документа: Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Комментарии к статье 81 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержатся следующие разъяснения:

В силу частей 3 и 6 статьи 81 Закона об исполнительном производстве арест может быть наложен на денежные средства, как находящиеся в банке или иной кредитной организации на имеющихся банковских счетах (расчетных, депозитных) и во вкладах должника, так и на средства, которые будут поступать на счета и во вклады должника в будущем. В этом случае исполнение постановления судебного пристава-исполнителя об аресте денежных средств осуществляется по мере их поступления на счета и вклады, в том числе открытые после получения банком данного постановления.

Арест денежных средств на банковских счетах должника означает запрет их списания в пределах суммы, указанной в исполнительном документе, а также запрет банку (кредитной организации) заявлять о зачете своего требования к должнику, являющемуся его клиентом, поэтому суд вправе по заявлению судебного пристава-исполнителя или взыскателя наложить арест на поступившие денежные средства, а также на средства, которые поступят на имя должника в будущем на корреспондентский счет обслуживающего его банка, если иные меры не могут обеспечить исполнение принятого судебного акта (например, наличие ареста денежных средств на расчетном счете клиента). При этом арест денежных средств на корреспондентском счете не освобождает банк (кредитную организацию) от обязанности зачислить арестованные денежные средства на расчетный счет клиента, по которому судебным приставом-исполнителем также произведен арест денежных средств.

logos-pravo.ru

Статья 8 ФЗ № 229-ФЗ. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах..

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве":

Статья 8 ФЗ № 229-ФЗ. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями

1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

3. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе и о себе.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.07.2012 N 144-ФЗ.


Вернуться к оглавлению документа: Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Комментарии к статье 8 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" содержатся следующие разъяснения:

Исполнительный лист о взыскании денежных сумм в иностранной валюте может быть направлен как в банк, так и судебному приставу-исполнителю

Требование о взыскании денежных средств в иностранной валюте, выступающей валютой платежа, подлежит удовлетворению, если будет установлено, что в соответствии с законодательством, действующим на момент вынесения решения, денежное обязательство может быть исполнено в этой валюте (статья 140 и пункты 1 и 3 статьи 317 ГК РФ). В таком случае взыскиваемые суммы указываются в резолютивной части решения суда в иностранной валюте.

Исполнительный лист о взыскании денежных сумм в иностранной валюте может быть направлен непосредственно взыскателем в банк или иную кредитную организацию, где должник имеет счет в указанной иностранной валюте (статья 8 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"), либо судебному приставу-исполнителю для возбуждения исполнительного производства. При отсутствии у должника банковских счетов в указанной иностранной валюте или денежных средств на этих счетах исполнение решения суда производится судебными приставами-исполнителями в соответствии с правилами статьи 69, частей 2, 5 и 6 статьи 72 Закона об исполнительном производстве.


В "Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2017)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017 года содержатся следующие разъяснения:

Ответственность в виде штрафа за неисполнение судебного акта

Вопрос 2. Возможно ли наложение предусмотренного ч. 1 ст. 332 АПК РФ судебного штрафа за неисполнение судебного акта на лицо, на которое в силу закона возложено исполнение данного акта, в том числе на банк и иную кредитную организацию?

Ответ. Согласно ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебных актов в силу ч. 2 ст. 16 АПК РФ влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами.

Нормы об ответственности за неисполнение судебного акта арбитражного суда содержатся в ст. 332 АПК РФ, в соответствии с ч. 1 которой за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам гл. 11 АПК РФ в размере, установленном федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. В частности, с учетом положения ч. 1 ст. 8 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. В свою очередь, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в соответствии с ч. 5 ст. 70 Закона об исполнительном производстве незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информируют взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, исходя из приведенных законодательных положений, установленная в ч. 1 ст. 332 АПК РФ процессуальная ответственность может применяться в отношении любого лица, на которое в силу закона возложено исполнение судебного акта арбитражного суда, в том числе и в отношении банков и иных кредитных организаций.

logos-pravo.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о