Участие прокурора гпк: Прокурор разъясняет — Прокуратура Ярославской области

Участие прокурора в рассмотрении судом дел о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, является обязательным

В соответствии с ч.3 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ одной из основных обязанностей прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском процессе, является вступление в процесс и дача заключений по делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

В первом полугодии 2015 года судами края с участием прокуроров рассмотрено 278 дел по искам граждан о возмещении вреда, причиненного здоровью. Это дела следующих категорий: о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда вследствие дорожно-транспортных происшествий; о возмещении материального вреда и компенсации морального вреда вследствие гибели близких родственников в результате дорожно-транспортных происшествий, преступлений, смертельного травмирования железнодорожным транспортом; о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда вследствие причинения вреда здоровью в результате совершения преступлений; о взыскании со страховых кампаний невыплаченного страхового возмещения; о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в результате получения травм на производстве; о перерасчете, индексации сумм возмещения вреда здоровью вследствие их несвоевременной выплаты.

Из 278 дел, рассмотренных судом первой инстанции с участием прокуроров, по 273 (98 %) решения вынесены в соответствии с их заключениями.

Однако практика показывает, что не во всех случаях прокуроры участвуют в рассмотрении дел по искам граждан о возмещении вреда, причиненного здоровью. Нередко причиной этого является непривлечение прокуроров судом к участию в делах, неизвещение их о слушании дел. Подобная практика имеет место при рассмотрении данной категории споров Гулькевичским районным судом.

Действующее законодательство не регламентирует понятие «заключение прокурора», однако на практике оно представляет собой мотивированное мнение о разрешении дела по существу, основанное на нормах материального и процессуального закона, подлежащих применению к спорным правоотношениям, сформированное по результатам совокупного анализа фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств в обоснование либо опровержение требований.

В соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса РФ заключение прокурора не может предопределять исход конкретного дела и обязательным для суда не является. Вместе с тем, поскольку прокурор занимает самостоятельное процессуальное положение представителя государства, от имени которого осуществляет надзор за соблюдением законности, его заключение принимается судом во внимание при вынесении правоприменительного акта, которым дело разрешается по существу.

Однако, в большинстве случаев прокуроры не привлекаются судом к участию в рассмотрении дел по спорам о компенсации морального вреда вследствие причинения вреда здоровью либо смерти, а также о взыскании страховых выплат в связи с причинением вреда здоровью. Поскольку требования истцов по указанным делам обусловлены причинением вреда жизни или здоровью, в силу ч.3 ст.45 ГПК РФ участие прокурора в рассмотрении таких дел является обязательным.

Госдума вновь приняла закон о расширении полномочий прокурора в арбитражном процессе

Один из экспертов положительно оценил выработанные согласительной комиссией изменения, подчеркнув, что открытый перечень дел, в которые может вступить прокурор на любой стадии арбитражного процесса, мог привести к возможным злоупотреблениям. Другой подчеркнул, что внесенные согласительной комиссией поправки носят технический характер и по существу закон не изменился.

28 сентября Госдума повторно приняла ранее отклоненный Советом Федерации закон (законопроект № 1192314-7), вносящий поправки в Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы относительно участия прокурора в арбитражном процессе. Как отмечается в пояснительной записке, изменения направлены на «исключение возможности использования в противоправных целях недобросовестными участниками хозяйственного оборота института судебной власти».

Напомним, в июне 2021 г. депутаты предложили дополнить ч. 1 ст. 52 «Участие в деле прокурора» АПК указанием на то, что прокурор имеет право на обращение в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, валютным законодательством, правом Евразийского экономического союза и российским законодательством о таможенном регулировании, и о применении последствий их недействительности.

Читайте также

Принят закон, расширяющий полномочия прокурора в арбитражном процессе

Согласно финальной редакции поправок прокурор вправе вступать в дело, помимо прочего, и в случае нарушения антисанкционного законодательства

09 июня 2022 Новости

Через год Госдума в третьем чтении приняла поправки, дополнив их указанием на то, что прокурор также имеет право на обращение в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и о применении последствий недействительности таких сделок.

При рассмотрении закона Совет Федерации отклонил его, предложив создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий в связи с юридико-технической ошибкой. В редакции закона, разработанной согласительной комиссией, детально в виде отдельных пунктов представлен перечень случаев (представленных выше), при которых прокурор вправе вступить в арбитражный процесс.

Согласно принятому закону прокурор будет иметь право вступать в дела на любой стадии арбитражного процесса, если будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о ПОД/ФТ. Также прокурор может вступить в дело на любой его стадии с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в том числе при рассмотрении арбитражным судом заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Аналогичные изменения внесены и в ст. 45 ГПК, для того чтобы прокурор смог дать заключения по таким делам. Поправками ч. 5 ст. 52 АПК РФ дополнена указанием на то, что в целях обеспечения законности прокурор вправе вступить в дело о банкротстве в случае, если в рамках этого дела затрагиваются жилищные права граждан, в том числе несовершеннолетних.

Руководитель практик разрешения споров и международного арбитража, адвокат Артур Зурабян положительно оценил выработанные согласительной комиссией изменения. Эксперт подчеркнул, что применительно к АПК РФ был установлен закрытый перечень дел, в которые может вступить прокурор на любой стадии арбитражного процесса в целях обеспечения законности. В первоначальной редакции, принятой Госдумой в начале июня, перечень был открыт, что, безусловно, могло быть основанием для возможных злоупотреблений, полагает Артур Зурабян.

Адвокат считает важным, что в законе учитывается специфика гражданского процессуального законодательства и отмечается, что прокурор не просто вступает в дело на любой стадии, а делает это именно для дачи заключения. Артур Зурабян напомнил, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор может либо обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (и в этом случае он обладает всеми правами истца, за исключением прямо указанных в ГПК РФ), либо вступать в дело для дачи заключения по существу спорных вопросов.

Руководитель арбитражной практики Адвокатского бюро г. Москвы «Халимон и партнеры» Игорь Ершов подчеркнул, что внесенные согласительной комиссией поправки носят технический характер и по существу закон не изменился. Ранее адвокат в комментарии «АГ» отмечал, что принятые поправки не дают разъяснений по ряду серьезных вопросов: «Приведет ли само по себе право прокуроров на подачу исков о признании недействительными сделок, о применении последствий их недействительности и на вступление в процесс к прекращению использования судебной власти в противоправных целях и к повышению качества осуществления судебной власти? Государство не доверяет судебной власти, если желает ввести прокуроров в процессы о признании недействительности и о применении недействительности таких сделок? Насколько соотносятся изменения с существующими механизмами выявления и пресечения органами государственной власти противоправной деятельности в данных сферах? Насколько соотносится заявленная цель (предотвращение или борьба с противоправной деятельностью) с тем, что прокуроры будут иметь лишь право, а не обязанность подать иски о признании недействительности и о применении последствий недействительности таких сделок? Если прокуроры будут иметь лишь право на подачу таких исков, то по каким критериям это право будет реализовано?»

Игорь Ершов указывал, что на данный момент безусловно положительно можно оценивать ту часть поправок, которая направлена на предоставление прокурорам возможности вступать в дело о банкротстве в случае, если в рамках этого дела затрагиваются жилищные права граждан, в том числе несовершеннолетних.

«Но положительная оценка не означает, что эта инициатива надлежащим образом доработана и не имеет недостатков, поскольку предоставление возможности – это право, а не обязанность прокурора, но обращение к проблеме защиты прав граждан необходимо», – комментировал он.

Эксперт посчитал, что дополнение поправок положениями о праве прокуроров вступать в дело для дачи заключения по делам о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением законодательства, устанавливающего специальные экономические меры, меры воздействия на недружественные действия иностранных государств, и оспаривать такие сделки – оценивать как юридическую конструкцию нет смысла. По его словам, такое потенциальное полномочие добавлено в русле текущей государственной политики.

Роль государственного обвинителя и судьи в системе уголовного правосудия

Термин уголовное правосудие используется в различных контекстах, но чаще всего он используется для обозначения ряда событий, действий, задач или функций, составляющих должностное лицо. реагирование на предполагаемые проблемы правопорядка, такие как предупреждение преступности, судебные слушания и исполнение судебных постановлений.

Таким образом, это система законодательства, политики и организаций правительства или штата, все из которых направлены на поддержание общественного контроля, сдерживание и контроль преступности и наказание тех, кто нарушает закон. Ниже перечислены основные цели системы уголовного правосудия: 

  • Предотвращение совершения преступления.
  • Наказания для преступников.
  • Реабилитационные услуги осужденным.
  • Максимальная компенсация для пострадавших.
  • Поддержание общественного правопорядка.
  • Предотвращение дальнейших преступных действий преступников.

Роль судов

В отправлении правосудия суды играют решающую роль. Перед вынесением решения суды проверяют факты и доводы, представленные обеими сторонами: апеллянтами и ответчиками через их адвокатов. Если сторона недовольна решением районного суда, она может подать апелляцию в Высокий суд, а затем в Верховный суд.

Роль судьи в системе уголовного правосудия

Судья – это лицо, которое назначается или избирается председательствующим в судебном разбирательстве. Судьи должны справедливо и объективно интерпретировать смысл, актуальность и последствия закона. Судьи также должны понимать, что правосудие требует сострадания и сочувствия ко всем вовлеченным сторонам, а не только чтения закона. Когда дело первоначально передается в суд, судья должен определить, имеются ли достаточные доказательства для обоснованного вывода о том, что преступление имело место и что его совершило лицо, обвиняемое в совершении преступления. Судья должен назначить адвоката для ответчика, если он или она не может себе этого позволить. Размер залога также устанавливается судьей. После найма адвоката и определения суммы залога ответчик заявляет о признании своей вины или невиновности. Судья должен подтвердить, что заявление было подано добровольно.

Роли судьи в индийской системе уголовного правосудия:

  • Подобно арбитру в игре, судья обеспечивает справедливое и прозрачное судебное разбирательство.
  • Все свидетели и другие доказательства, представленные обвинением и защитой, заслушиваются судьей.
  • Судья решает, виновен или невиновен обвиняемый на основании представленных доказательств и закона.
  • Если обвиняемый будет признан виновным, судья наложит штраф.
  • В зависимости от законодательства, он может приговорить обвиняемого к тюремному заключению, оштрафовать его или сделать и то, и другое.

Роль государственного обвинителя

Государственные обвинители — это назначаемые государством официальные лица, которые помогают в судебном преследовании преступников с целью поддержания общества, свободного от преступности. Ожидается, что роль прокурора в судебном преследовании всех обвиняемых государством будет беспристрастной. Он обязан представить суду все доказательства, будь то в пользу или против обвиняемого.

По сравнению с подведомственными правонарушениями неподотчетные правонарушения являются случаями, которые являются менее серьезными по своему характеру. Примерами могут служить общественное раздражение, насилие, вредительство и другие непонятные правонарушения. Неузнаваемые правонарушения не регистрируются полицией, и никто не может быть арестован за них.

Свод законов, который определяет уголовные преступления, регулирует арест, обвинение и суд над подозреваемыми, а также устанавливает наказания и варианты обращения с осужденными преступниками, известен как уголовное право. Обычно он начинается с подачи первого информационного отчета (FIR) сотруднику полиции, расследующему преступление, после чего следует подача дела в суд. В случае признания вины обвиняемый может быть приговорен к тюремному заключению и штрафу. Убийство, нападение, получение приданого и другие правонарушения подпадают под действие этого закона.

Уголовное правонарушение считается публичным правонарушением. Это означает, что считается, что оно было совершено не только против отдельных лиц, но и против общества в целом. Государственный обвинитель представляет интересы государства в суде. Работа прокурора начинается, когда полиция заканчивает расследование и подает обвинительный акт в суд. Он или она не является стороной расследования. От имени государства прокурор осуществляет уголовное преследование. Роль судебного должностного лица заключается в том, чтобы вести себя беспристрастно и предоставлять суду все существенные факты, свидетелей и доказательства, чтобы суд мог принять решение.

Примеры вопросов

Вопрос 1: Когда начинается полицейское расследование преступления?

Ответ:

Только после подачи FIR полиция может начать расследование преступления.

Вопрос 2: Что говорит об этом закон?

Ответ:

Согласно закону все равны перед законом. Фразы были бы бессмысленны, если бы Конституция не гарантировала каждому справедливое судебное разбирательство.

Вопрос 3: Что такое FIR?

Ответ:

Первый информационный отчет сокращенно FIR. Только после подачи FIR полиция может начать расследование преступления. В соответствии с законодательством должностное лицо, отвечающее за полицейский участок, обязано подавать FIR в любое время, когда лицо предоставляет информацию о предполагаемом правонарушении. Эта информация может быть передана полицейским в устной или письменной форме.

Прокурор | Определение, роль и факты

Связанные темы:
министерство общественного независимый адвокат магистрат дю паркет прокурор коронный поверенный

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

прокурор , государственный служащий, которому поручено привлекать подсудимых по уголовным делам к ответственности от имени государства. Хотя обязанности варьируются от одной юрисдикции к другой, многие прокуроры отвечают за все этапы уголовного судопроизводства, от расследования полицией до суда и далее до всех уровней апелляции. Многие также защищают государство в гражданских исках. В Соединенном Королевстве судебное преследование осуществляется от имени короны. В этом смысле можно сказать, что корона преследует, а обвинение часто называют «короной».

В некоторых странах, например во Франции, прокуратура осуществляется одним органом, имеющим представителей в судах по всей стране ( см. ministère public). В Японии прокуратура также работает параллельно с единой судебной системой. Однако в Соединенных Штатах штаты и округа имеют собственных прокуроров. Только на федеральном уровне система является унитарной, окружной прокурор назначается Генеральной прокуратурой США для каждого федерального округа (9).0117 см. генеральный прокурор).

More From Britannica

процессуальное право: роль прокурора

В некоторых странах, включая Францию, Японию и Германию, прокуроры являются частью карьерной государственной службы. Они назначаются и увольняются министерством юстиции и, как правило, находятся под его контролем. Однако в Японии они могут быть уволены только по состоянию здоровья или после дисциплинарного разбирательства.

В большинстве штатов и местных органов власти США прокуроры избираются. На федеральном уровне окружные прокуроры фактически являются членами исполнительной власти правительства; их обычно заменяют, когда к власти приходит новая администрация. Прокуроры, избранные или назначенные, часто подвергаются политическому давлению. В Японии и Германии были предприняты усилия, чтобы изолировать офис от такого давления.

В некоторых странах прокурор берет на себя расследование после совершения преступления. Как в Соединенных Штатах, так и в России прокурор несет основную ответственность за полицейское расследование, в ходе которого он должен обеспечить защиту гарантированных прав обвиняемых. В Англии большинство судебных преследований осуществляется полицией на основании поданных в нее жалоб; более серьезные преступления, такие как убийство, преследуются судебным приставом правительства.

Английская процедура не централизует все судебные преследования за преступления в руках государственного должностного лица или ведомства и, таким образом, отличается от системы, используемой в Шотландии и странах континентальной Европы, а также от американской системы.

В Соединенных Штатах прокурор представляет доказательства на слушании перед большим жюри, которое может или не может вернуть обвинительное заключение в суд. Однако в большинстве стран гражданского права предварительное слушание ведет специальный следственный судья. В целом прокурор мало участвует в этой стадии процесса, иногда давая свою оценку делу в конце судебного разбирательства. Однако в России предварительное слушание ведет представитель прокуратуры; генеральный прокурор наблюдает за расследованием и может приказать продолжить его, если он считает, что можно найти больше доказательств. При этом он может опрокинуть любое расследование.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *