Кто имеет преимущественное право при сокращении штата
Ст. 179 ТК РФ: официальный текст
Скачать ст. 179 ТК РФ
Статья 179 Трудового кодекса РФ
В ст. 179 Трудового кодекса РФ закреплен алгоритм действий компании по выявлению специалистов, которых следует оставить на занимаемой должности в случае, если фирма будет сокращать штат.
Как корректно составить приказ об увольнении при проведении сокращения на предприятии, читайте в статье «Приказ об увольнении по сокращению штата — образец».
В частности, исключительным правом не быть уволенными обладают специалисты, которые показывают более высокую производительность труда по сравнению с другими, а также более высокий уровень квалификации.
Если же все сотрудники предприятия находятся на одном квалификационном уровне, а также показывают одинаковые результаты труда, то исключительное право остаться в фирме имеют:
- специалисты, на иждивении у которых находятся не менее двух членов семьи;
- сотрудники, единственные в своих семьях имеющие источник заработка;
- лица, которые за период службы в компании вследствие каких-либо обстоятельств получили производственное увечье или заболевание;
- инвалиды, участвовавшие в боевых действиях, направленных на защиту Родины;
- специалисты, проходящие профессиональные курсы по повышению квалификации и при этом не прекращающие трудиться в фирме.
ВАЖНО! В ст. 179 ТК РФ также закреплено, что компания может самостоятельно установить в коллективном договоре иные категории работников, которые смогут остаться в фирме в случае сокращения персонала.
Можно ли сократить специалиста без выяснения, есть ли у него преимущественное право остаться на работе?
По общему правилу, если на производстве трудятся, к примеру, 50 инженеров, при сокращении 20 из них предприятие должно определить, кто имеет исключительное право не покидать работу. Важно делать это именно согласно нормам ст. 179 ТК РФ, а не самовольно. А следовательно, компания должна провести оценку текущего штата на предмет наличия у специалистов преимущественного права остаться.
ВАЖНО! Если же предприятие нарушит порядок, установленный ст. 179 ТК РФ, и уволит специалиста, не определив, есть у него исключительный статус или нет, такой специалист может смело идти в суд.
Увольнение с высокой вероятностью будет признано судом неправомерным, ведь получается, что фирма уволила работника без соблюдения процедуры, закрепленной в ст. 179 ТК РФ. К такому выводу, в частности, пришел суд в определении ВС Республики Башкортостан от 26.02.2015 по делу № 33-2978/2015, Санкт-Петербургского городского суда от 19.11.2013 № 33-18232/2013 и др.
О том, что будет в случае признания увольнения специалиста неправомерным, см. в статье «Правовые последствия незаконного увольнения с работы».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если специалист письменно согласился со своим сокращением, фирма может не выяснять, есть ли у него указанное преимущественное право (определение ВС Республики Коми от 26.08.2013 № 33-4492/2013).
Вправе ли фирма не анализировать наличие у работников преимущественных прав, если все штатные единицы по этой должности будут сокращены?
На практике может произойти так, что сокращение затронет все должности определенной направленности (к примеру, отдел, занимающийся финансовым моделированием). То есть штатных должностей, на которых можно было бы оставить таких специалистов, в фирме больше не будет. Как поступать в таком случае?
О том, в какой форме фирма закрепляет свою внутреннюю структуру и имеющиеся должности, см. в статье «Унифицированная форма № Т-3 — штатное расписание (бланк)».
ТК РФ никак не регламентирует данный вопрос.
Однако судебные инстанции в большинстве своем придерживаются точки зрения, что нормы ст. 179 ТК РФ следует распространять только на ситуации, когда сокращение происходит, но не в полном объеме по должности, т. е. хотя бы несколько должностей в штате остаются.
Если же после сокращения фирма не предполагает оставить в штате ни одну из должностей той же направленности и функционала, то уволить можно абсолютно всех сотрудников, не выясняя, есть у кого-то преимущественное право остаться или нет. Работать им будет просто негде (определение Иркутского областного суда от 03.02.2016 № 33-1116/2016, Мосгорсуда от 22.01.2015 по делу № 33-1708 и др.).
Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и получите алгоритм действий работодателя при увольнении по сокращению штата с образцами необходимых документов.
Как быть, если сокращается одна из должностей, которые имеют одинаковые названия, но предусматривают исполнение разных обязанностей?
В некоторых компаниях распространена практика, когда многие должности в организации называются однотипно, однако функционал у них разный. К примеру:
- юрисконсульты-эксперты первого отдела занимаются составлением правовых заключений;
- а юрисконсульты второго отдела — подготовкой судебной документации.
Что будет при полном сокращении одного из указанных условных отделов? ТК РФ данную ситуацию не регулирует.
Вместе с тем в судебной практике применяется следующий подход. Поскольку функционал у работников, занимающих одноименные должности, разный, требования к их квалификации также разнятся в зависимости от отдела. Следовательно, как и в предыдущем случае, полное сокращение одного из отделов приведет к тому, что определенное направление деятельности (участок работы) фирмы прекратит существование.
В связи с этим при увольнении специалистов этого направления в полном составе не нужно выяснять наличие у них исключительных прав, поскольку должности, изначально соответствовавшей их квалификации, в компании больше не будет.
Что если преимущественные права не быть уволенными по сокращению прописаны в коллективном договоре?
Может случиться так, что фирма, пытаясь соблюсти требования ТК РФ, удостоверится, что специалист не относится к группам, приведенным в ст. 179 ТК РФ, после чего уволит его по сокращению штата.
В данном случае компании важно не забыть проанализировать положения коллективного договора с работниками. Если согласно ему сокращаемый работник относится к лицам с преимущественным правом не быть уволенными по сокращению, прекращение сотрудничества с ним чревато судебным спором. Это подтверждает определение ВС Республики Алтай от 26.11.2014 по делу № 33-955, в котором суд встал на сторону специалиста, признав увольнение незаконным.
Если ни у кого из сотрудников преимущественных прав нет, кого следует оставить в фирме?
Итак, если фирма проанализировала положения ст. 179 ТК РФ, коллективный договор, после чего пришла к выводу, что ни у кого из работающих специалистов нет исключительного права не быть уволенными в результате сокращения, получается, что она имеет право сократить любого из них.
В данном случае формально все требования ТК РФ соблюдены, фирма проанализировала квалификацию и производительность всех работников, приняла во внимание положения внутренних документов предприятия. Следовательно, никаких нарушений в действиях фирмы, которая решит уволить любого из сотрудников по своему усмотрению, не будет. Это подтверждают и суды (определение Липецкого областного суда от 17.12.2012 по делу № 33-2986/2012).
Следует ли фирме предлагать имеющиеся вакансии иного профиля в первую очередь специалистам, обладающим исключительным правом остаться на работе?
Возможно также, что сокращаемый сотрудник будет иметь исключительный статус, однако фирма в силу объективных причин не сможет предложить ему должность с прежним функциональным содержанием. Однако, как и в большинстве организаций, на момент сокращения в фирме наверняка будут какие-то другие незакрытые позиции.
Что делать в таком случае? Известно ведь, что ст. 80 и 180 ТК РФ требуют от компании предложить сокращаемым работникам иные имеющиеся у нее вакансии.
ВАЖНО! В данном случае и сотрудник, и фирма должны понимать, что предписания ст. 179 ТК РФ, как было указано выше, должны применяться только при решении вопроса об оставлении специалиста на прежней должности и условиях труда.
Если же идет речь об оставлении работника в компании вообще, а не на той же должности, преимущественное право никакой роли играть не будет (определение ВС Республики Башкортостан от 17.04.2014). Решать, кому из сокращаемых специалистов предлагать имеющуюся вакансию, фирме следует без учета того, кто из них обладает исключительным статусом.
Работодатель обязан предложить всем работникам на должностях, подлежащих сокращению, все доступные вакантные должности, которые соответствуют квалификации таких работников, либо нижестоящие должности, в том числе нижеоплачиваемые. И только в случае, если несколько работников вправе претендовать на одну вакансию, то выбор конкретного специалиста следует производить с учетом положений ст. 179 ТК РФ, которая устанавливает критерии установления преимущественно права в отношении определенных работников (определение ВС РФ от 14. 09.2020 № 53-КГ20-4-К8).
Итоги
Преимущественное право при сокращении штата работников предоставляется в соответствии со ст. 179 ТК РФ. Работодатель обязан провести меры и выяснить кто из сотрудников вправе остаться в компании на сокращаемой должности. В противном случае уволенный работник вправе обратиться в суд.
Разъяснение действующего законодательства и правовое просвещение
Главная / Общество / Безопасность / Прокуратура информирует
У нас идет сокращение штатов. Я работаю санитаркой в медучреждении, у меня часто болеющий ребенок.
У нас идет сокращение штатов. Я работаю санитаркой
в медучреждении, у меня часто болеющий ребенок.
Какие я имею преимущества перед другими
работниками при сокращении?
В содержании преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников организации Трудовой кодекс условно выделяет преимущества двух уровней.
К первому уровню относятся преимущества, которые носят абсолютный характер. Эти преимущества имеют те работники, у которых более высокая производительность труда и квалификация. Какого-либо определенного перечня документов, свидетельствующих о более высокой производительности труда, законодательство не закрепляет. К их числу могут быть отнесены данные, свидетельствующие о высоком качестве выполняемой работы, о выполнении работником важных ответственных заданий либо большего объема работы по сравнению с работниками, занимающими аналогичные должности или выполняющими работу по той же профессии и одинаковой степени сложности и т.д. Доказательств более высокой производительности труда конкретного работника по сравнению с другим работником во внимание могут быть отнесены данные о поощрении работника за высокие показатели в труде.
Квалификация доказывается документами об образовании, о повышении квалификации, профессиональной переподготовке. Оценка более высокой производительности труда и квалификации работника и принятие решения о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников организации производится работодателем. В случае, когда уволенный работник не согласен с таким решением и считает расторжение трудового договора незаконным, он вправе обратиться с трудовым спором непосредственно в суд. При рассмотрении спора суд также оценивает деловые качества оставленного работника и сравнивает их с деловыми качествами уволенного работника.
Преимущества второго уровня определяются только при равной производительности труда и квалификации. Этими преимуществами пользуются:
— семейные — при наличии двух или более иждивенцев;
— лица, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
— работники, получившие в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;
— инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий по защите Отечества;
— работники, повышающие свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
К числу иждивенцев работника относятся любые члены его семьи, находящиеся на его полном содержании или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Это могут быть не только дети, но и родители супругов, получающие пенсию, а также другие члены семьи, имеющие доход, если помощь работника является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Может сложиться ситуация, когда все работники относятся к той или иной категории из указанных в ст. 179 ТК РФ. Поскольку их преимущества равны, то, видимо, предпочтение должно быть отдано тем из них, кто одновременно относится к нескольким из названных категорий. Если такого критерия нет, то работодатель вправе отдать предпочтение любому из этих работников.
Важным является положение, закрепленное в ч. 3 ст. 179 ТК РФ, о том, что коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующихся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации. Очевидно, другим категориям работников, указанным в коллективном договоре, работодатель может отдать предпочтение в оставлении на работе лишь в том случае, когда нет работников, пользующихся этим правом в силу Кодекса или иных законов.
Назад
Торговый центр в Джонсон-Сити
Аку массаж
Акупунктурный массаж
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (646) 595-7491
Аэропосталь
Авиапочта
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 610-0981
AJ Graphics & Key Stop
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 773-1047
Бутик Али Би
Пин-код на карте Верхний уровень
- (423) 854-2400
Сумки на все случаи жизни
Сумки на все случаи жизни
Пин-код на карте Верхний уровень между Ulta и GNC
- (423) 600-7401
Экипировщики American Eagle
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 282-2146
У тети Анны
Ванны и кузовные работы
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 282-0008
Белк
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 282-1994
Магазин мужской одежды и товаров для дома Belk
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 282-1994
Заколдованный бутик
Заколдованный бутик
- (423) 948-2232
Бар для бровей Bonita
Надбровная дуга Bonita
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 232-0576
БоксЛанч
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 262-0260
Пряжка
Мастерская Build-A-Bear®
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне перед магазином спортивных товаров Дика.
- (423) 328-5886
Картерс
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 283-0054
Кэсси Нейл Спа
Спа для ногтей Кэсси
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 262-0217
Чемпионы Спорт
Пин-код на карте Нижний уровень торгового центра рядом с фуд-кортом
Филадельфийский стейк Чарли
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 283-0464
Цыпленок в салате с курицей
Пин-код на карте Outparcel перед HomeGoods
- (423) 328-8200
Чик-фил-А
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 282-4771
Мексиканский гриль Chipotle
Пин-код на карте 2013 Н. Роан Сент-Джонсон Сити, Теннесси 37601
- (423) 218-0493
Клэр
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 282-0881
Изгиб и ткань
- (423) 631-0344
Часовая компания Дакота
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 854-9398
Спортивные товары Дика
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 282-4430
Гриль для яиц
Фанатики 101
Фанатики 101
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 434-0356
навсегда 21
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 282-0091
Франческа
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 915-5311
GameStop
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 283-0765
ГНК
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 282-8351
Большое американское печенье
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 282-2444
Волосы Плюс
Волосы плюс
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 282-4742
Гавайский лед
Гавайский лед
Компания Холлистер
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 282-2406
Товары для дома
- (423) 262-0335
Горячая тема
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 854-9555
iEat от Chopstix Express
Пин-код на карте Нижний уровень рядом с Aeropostale
- (423) 707-8090
Дж.
К. ПенниПин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 282-6606
Портретная студия JCPenney
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 282-6120
JCPenney Salon
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 282-4028
Салон Jmax
Салон Jmax
Пин-код на карте Нижний уровень
- (423) 282-0595
Путешествия
Пин-код на карте Верхний уровень торгового центра
Кей Ювелирс
Пин-код на карте Нижний уровень торгового центра
- (423) 610-6902
Отличительная черта Кея
Клеймо Кея
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 282-4687
Ла Ви Ногти
Гвозди La Vie
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 282-3899
LensCrafters
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 282-2882
Массажные кресла
Массажные кресла
Пин-код на карте расположен на нижнем уровне, рядом с Belk Women и Ресурсным центром здоровья
Морис
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 854-0020
Мерл Норман Косметикс
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 282-3100
МобильныйXPRESS
MobileXPRESS
- (423) 297-3125
Нори Япония
Пин-код на карте Нижний уровень торгового центра в фудкорте
ОшКош Б’гош
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
Пальметто Мун
Пальметто Мун
Пин-код на карте Верхний уровень
- (423) 930-9090
Пала
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 283-4514
РОЗОВЫЙ
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 282-6780
Красивый, как персиковый бутик
Pretty as a Peach Boutique
- (423) 915-6336
Обувь для стоек
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 854-9145
Спаси меня
Пин-код на карте Уровень Lowel рядом с женским магазином Belk
Rose & Remington
- (423) 631-0354
Спа-Ди-Да
Спа-Ди-Да
Пин-код на карте Нижний уровень от Belk Men’s Store
- (423) 722-3432
Блестки и многое другое
Блестки и многое другое
Подарки Спенсер
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 282-5889
Дух Хэллоуина
Дух Хэллоуина
Пин-код на карте Пространство h36 (находится в старом пространстве DSW)
- (609) 412-3393
Хижина для солнцезащитных очков
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 854-9241
Сладкие Эдемы
Сладкий Эдем
Пин-код на карте Верхний уровень
- (423) 307-2906
Чокнутая Ява
Чокнутая Ява
Пин-код на карте Расположен в фуд-корте рядом с Chick-Fil-A.
- (423) 440-2525
Вок
Вок
Пин-код на карте Ресторанный дворик
- (423) 262-0072
Жаркий
Пин-код на карте Верхний уровень
- (423) 232-1745
УЛЬТА Бьюти
Пин-код на карте Верхний уровень
- (423) 283-0693
Уникальные секреты
Уникальные секреты
Пин-код на карте Нижний уровень
- (706) 536-0758
Версона
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне рядом с Холлистером.
- (423) 232-0066
Виктория Сикрет
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 282-6780
Vision Quest VR
Пин-код на карте Нижний уровень
- (276) 696-9768
WalkAbout Салли
WalkAbout Салли
Пин-код на карте Нижний уровень
- (423) 854-0075
Залес
Пин-код на карте Расположен на нижнем уровне
- (423) 282-5162
Зумьес
Пин-код на карте Расположен на верхнем уровне
- (423) 915-5140
последствий для государственной политики (NCES 97-535)
Сноски
- Эти «выравнивающие» программы включают Head Start, Busing, выравнивающую помощь и т. д. [Назад]
- «Новые основы» включают четыре раздела по английскому языку, три раздела по естественным наукам, три раздела по общественным наукам, три раздела по математике и половину раздела по информатике. Студентам, поступающим в колледж, рекомендуется добавить к рекомендуемому списку требований два предмета по иностранному языку. [Назад]
- Высококачественная учебная программа относится к тем курсам, которые обычно преподаются учащимся академической подготовки к колледжу. [Назад]
- Некоторые политики, педагоги и родители утверждают, что это слишком узкая точка зрения, которая игнорирует два ключевых вопроса. Во-первых, знание музыки и искусства может улучшить общее образование ребенка. Во-вторых, это определение недооценивает преимущества профессионального образования, которое педагоги, такие как Джон Дьюи, приветствуют за его актуальность для классической учебной программы. [Назад]
- Выражаю благодарность Рону Данфорту, эксперту по содержанию Базовой системы образовательных данных штата Нью-Йорк, который сыграл важную роль в правильной классификации курсов. [Назад]
- В связи с тем, что в этом документе недостаточно учитываются периоды занятий Риджентс, поскольку в нем используются только классы Риджентс по математике и естественным наукам, эта часть может быть больше. Тем не менее, если доля учебных часов по программе Regents English, Regents по иностранным языкам и общественным наукам Regents существенно не меняется с течением времени, лонгитюдный анализ по-прежнему остается верным. [Назад]
- Обсуждение основано на двустороннем t-тесте с пороговым значением a = 0,05. [Назад]
- Эти модели определяют частичную корреляцию между выбранными переменными и двумя показателями стандартов учебной программы; они не являются поведенческими моделями. [Назад]
Ссылки [Вверх]
Александр, К.Л. и М.А. Кук. Октябрь 1982 г. «Учебная программа и курсовая работа: A Неожиданное окончание знакомой истории». American Sociological Обзор . 47: 626-640.Александр К.Л. и А.М. Паллас. Август 1984 г. «Реформа учебной программы и школа Производительность: оценка «Новых основ». Американский журнал образования. 92(4): 391-420.
Александр, Н. 1996. Выберите характеристики учащихся и учебный план Стандарты . Университет Нью-Йорка-Олбани. рабочий документ.
Алтонджи, Дж. Г. 1994. «Влияние учебной программы средней школы на образование и труд». Рыночные результаты». Журнал управления персоналом. 30(3): 409-438.
Эпплбоум, П., декабрь 1995 г. «Неужели школы потерпели неудачу? Ревизионисты используют Армию статистики». спорить № New York Times. B16-B17.
«Средние дети: забытое большинство». Декабрь 1990 г. Ежеквартальный отчет Конгресса. 1(48): 754.
Беккер, Г. С. 1965. «Теория распределения времени». Экономический журнал. 75(299): 493-517.
Бергер, М. К. и Э. Ф. Тома. 1994. «Изменения в государственной политике в области образования и ее последствия. по успеваемости учащихся». Журнал анализа политики и управления. 13(3): 477-491.
Берн, Р., М. Мозер и Л. Штифель. 1995. «Справедливость и эффективность в начальной школе и среднее образование: тридцать лет истории». Исследовательская конференция, Вашингтон, округ Колумбия, 2-4 ноября 19 г.95.
Bishop, J. 1993. Что не так с американскими средними школами: могут ли правительства штатов Почини это? в Экономические последствия американского образования, под редакцией Р. Дж. Торнтона и А. П. О’Брайена. Гринвич, Коннектикут: JAI Press, Inc. 37-86.
Бишоп, Дж. 1994. «Влияние экзаменов по учебной программе на обучение в Канадские средние школы». Документ, представленный на NSF/Обзор экономики и статистики. конференция по качеству школ и результатам образования в Школе государственного управления им. Кеннеди, Гарвардский университет, 14-15, 19 декабря94.
Bishop, J. 1996. Стимулы к учебе и организация средней школы Инструкция в разделе «Оценка образовательных практик: вклад экономики», под редакцией WE Becker и WJ Baumol. Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа. 99-160. Боулз С. и Х. Гинтис. 1976. Школа капиталиста Америка . Нью-Йорк: Основные книги.
Браун, Б. В. и Д. Х. Сакс. 1986. «Измерение влияния учебного времени на Обучение учащихся: данные с самого начала исследования по оценке учителей». Американский журнал образования . 94(4): 480-500.
Браун, Б. В. и Д. Х. Сакс. 1987. «Микроэкономика распределения учителей». Время и обучение студентов». Обзор экономики образования. 6(4): 319-332.
Клун, У. Х. и П. А. Уайт. 1992. «Реформа образования в окопах: увеличение Прохождение академических курсов в средних школах с учащимися с более низкой успеваемостью в штатах с более высокими Требования к выпускникам». Оценка образования и анализ политики. 14(1): 2-20.
Коэн Д. К. и Дж. П. Спиллейн. 1993. Политика и практика: отношения между Руководство и инструкция в Разработка согласованного образования Политика: Улучшение системы , отредактировано С. Х. Фурман. Сан-Франциско: Издательство Джосси-Басс. 35-95.
Коулман, Дж. и др. 1966. Равенство в образовании Возможность . Вашингтон, округ Колумбия: Министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения США.
Куксон, П. В., младший, и Ч. Х. Перселл. Август 1985 г. «Английские и американские жилые дома». Средние школы: сравнительное исследование воспроизводства социальных элит». Сравнительный обзор образования. 29(3): 283-297.
Совет руководителей государственных школ (CCSSO). 1995. Отчет о состоянии: государственное системное образование Улучшения . Совет руководителей государственных школ: Вашингтон, округ Колумбия.
Dean, WH 1996. «Степень, в которой справедливость в образовании может быть измерена Распределение учебных ресурсов в штате Мэн». Документ, представленный на ежегодном собрании Американская ассоциация финансирования образования, Солт-Лейк-Сити, Юта, 21-23 марта.
Эдер, Д. Июль 1981 г. «Группировка способностей как самоисполняющееся пророчество: микроанализ». взаимодействия учителя и ученика». Социология образования. 54: 151-162.
Furhman, S.H., RF Elmore, and D. Massell. 1993. Школьная реформа в Соединенных Штатах: внедрение Контекст в Реформирование образования: развивающаяся система Подход , под редакцией С. Л. Якобсона и Р. Берна. Таузенд-Оукс, Калифорния: Corwin Press, Inc. 3–27.
Ганьон, П. Декабрь 1995 г. «Чему должны учиться дети?» The Atlantic Monthly . 65-78.
Гаморан, А. Июль 1987 г. «Стратификация возможностей обучения в средней школе». Социология образования. 60: 135-155.
Гаморан, А. Декабрь 1992 г. «Переменные эффекты отслеживания в средней школе». Американское социологическое Обзор. 57: 812-828.
Глейзер, С. Декабрь 1990 г. «Почему в школах до сих пор Отслеживание » . Ежеквартальный отчет Конгресса. 1 (48): 746-747, 749-756, 758. 92. Гудлад, Дж. И. и З. Су. 1992. Организация Учебный план в Справочнике по исследованиям в Учебный план под редакцией П. В. Джексона. Нью-Йорк: Макмиллан. 327-344.
Гоуин, Д. Б. 1981. Обучение . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
Кершоу, Т. Сентябрь 1992 г. «Влияние образовательного отслеживания на социальную мобильность». афроамериканцев». Journal of Black Studies. 23(1): 152-169.
Ли, В. Е. Июнь 1993 г. «Выбор образования: стратифицирующие эффекты выбора школ». и курсы». Образовательная политика. 7(2): 125-148.
Ли, В. Е. и А. С. Брык. Апрель 1988 г. «Отслеживание учебной программы как посредничество в социальных Распределение достижений средней школы». Социология образования. 61: 78-94.
Линдси, Д. Сентябрь 1995 г. «Доклад руководителей отслеживает усилия государства по проведению реформ». Неделя образования. 27:14.
Monk, DH, декабрь 1994 г. «Вызовы политики, связанные с переходом к Стандарты школьного финансового капитала, ориентированные на результат». Образовательная политика. 8(4): 471-488.
Монах, Д. Х. и Э. Дж. Халлер. 1993. «Предикторы академических курсов средней школы: Роль размера школы.» American Educational Research Journal. 30(1): 3-21.
Монк, Д. Х., Б. О. Брент и К. Ф. Рёлльке. 1995. «Распределение ресурсов учителей внутри Государственные школы Нью-Йорка: анализ на микроуровне». Документ, представленный на симпозиуме по экономическая эффективность в образовании, 12, 19 декабря95.
Национальный центр статистики образования. 1995а. Выводы из Состояние образования 1994 . №1. старшеклассников через десять лет после «Нации в Риск.» Министерство образования США: Вашингтон, округ Колумбия.
Национальный центр статистики образования. 1995б. Выводы из Состояние образования 1994 . №2. Образовательный прогресс Блэка Студенты . Министерство образования США: Вашингтон, округ Колумбия.
Национальный центр статистики образования. 1995г. Тенденции среди старшеклассников, 1972–1992 годы . Министерство образования США: Вашингтон, округ Колумбия.
Национальный центр статистики образования. 1994. Сборник статистики образования . НАС. Департамент образования: Вашингтон, округ Колумбия.
Национальный центр статистики образования. 1993. Состояние образования, 1993 . НАС. Департамент образования: Вашингтон, округ Колумбия. Национальная комиссия по передовому опыту в области образования. 1983. Нация в опасности: императив для образования Реформа . Министерство образования США: Вашингтон, округ Колумбия.
Натриелло Г., А. М. Паллас и К. Александр. Апрель 1989 г. «На верном пути? Учебный план и академический подход».
Нью-Йорк Учитель. 1996. Объединенная Федерация Учителя .
Оукс, Дж. Октябрь 1982 г. «Социальные отношения в классе: изучение Боулза и Гипотеза Гинтиса ». Социология образования. 55: 197-212.
Оукс, Дж. 1985. Отслеживание: структура школ Неравенство . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
Оукс Дж., А. Гаморан и Р. Н. Пейдж. 1992. Дифференциация учебной программы: возможности, результаты и Значения в Справочник по исследованиям в Учебный план под редакцией П. В. Джексона. Нью-Йорк: Макмиллан. 570-608.
Пейдж, Р. и Л. Валли, ред. 1990. Дифференциация учебной программы: интерпретационные исследования в США Средние школы . Олбани, Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка Press.
Пауэлл, А. Г. 1993. Стимулы для учащихся и академические стандарты: независимые школы как Когерентная система в Разработка согласованного образования Политика: Улучшение системы , под редакцией С. Х. Фурман. Сан-Франциско: Издательство Джосси-Басс.