Терроризм статья 205: УК РФ Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма \ КонсультантПлюс

УК РФ Статья 205. Терроризм

1.Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопас­ности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указан­ных действий в тех же целях — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
в) с применением огнестрельного оружия, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Если Вы обнаружили подозрительный предмет.
— Заметив взрывоопасный предмет (гранату, снаряд, бомбу и т.п.), а также подозрительные предметы (оставленный пакет, коробку) не подходите близко к ним, позовите людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию.


— Организуйте охрану, оцепление этого пред­мета, не допускайте людей, не позволяйте им прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его.
— Исключите использование средств радио­связи, мобильных телефонов, других радио­средств, способных вызвать срабатывание взрывателя.
Внимание!
Обезвреживание взрывоопасного предмета на месте его обнаружения производится только
специалистами МВД, ФСБ, МЧС.


Если произошел взрыв.

  1. Не поддавайтесь панике, уточните обстановку: степень повреждения здания, состоя­ние проходов или масштабы завалов, наличие задымленности, загазованности или огня, искрение электропроводки, потоки воды, освещенность проходов.
  2. В случае необходимости эвакуации возьмите документы и предметы первой необходимости и начните продвигаться к выходу (не трогайте поврежденные конструкции и провода).
  3. Не пользуйтесь открытым огнем из-за возможного наличия газов.

  4. При задымлении защитите органы дыхания
    смоченным полотенцем.
  5. Если произошел взрыв и Вас завалило обломками стен.
  6. Дышите глубоко и ровно, голосом и стуком
    привлекайте внимание людей.
  7. Если вы находитесь глубоко от поверхности
    земли (завала), перемещайте влево, вправо
    любой металлический предмет (кольцо, ключи
    и т.п.) для обнаружения Вас металлолокатором.
  8. Если пространство около Вас относительно
    свободно, не зажигайте спички, свечи, берегите кислород.
  9. Продвигайтесь  осторожно,   стараясь   не
    вызывать нового обвала, ориентируйтесь по
    движению воздуха, поступающего снаружи.
    Если есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпича) укрепите
    потолок от обрушения и дожидайтесь по­
    мощи.
  10. При сильной жажде положите в рот небольшой гладкий камешек или обрывок носового
    платка и сосите его, дыша носом.

  1. Если Вас захватили в заложники.
  2. Возьмите себя в руки, успокойтесь, не
    паникуйте.
  3. Разговаривайте    спокойным     голосом.
  4. Не выказывайте ненависть и пренебрежение к похитителям.
  5. Выполняйте все указания бандитов.
  6. Не  привлекайте  внимания  террористов
    своим поведением, не оказывайте активного
    сопротивления. Это может усугубить ваше
    положение.
  7. Запомните как можно больше информации
    о террористах (количество, вооружение, как
    выглядят, особенности внешности, телосложения, акцента, тематика разговора, темпе­рамент, манера поведения).
  8. Постарайтесь определить место своего
    нахождения (заточения).
  9. Сохраняйте умственную и физическую
    активность.
  10. Помните, правоохранительные органы делают все, чтобы Вас вызволить.
  11. Не пренебрегайте пищей. Это поможет
    сохранить силы и здоровье.
  12. Расположитесь подальше от окон, дверей
    и самих террористов. Это необходимо для
    обеспечения вашей безопасности в случае
    штурма   помещения, стрельбы   снайперов
    на поражение преступников.

— При штурме здания ложитесь на пол лицом
вниз, сложив руки на затылке.

Будьте наблюдательны! Только вы спо­собны своевременно обнаружить предметы и людей, посторонних в вашем подъезде, дворе, улице.
Будьте бдительны! Обращайте внимание на поведение окружающих, наличие бесхозных и не соответствующих обстановке предметов.

Наведите порядок в собственном доме: установите железную дверь с домофоном в подъезде, ежедневно проверяйте закрытие подвалов, чердаков и техниче­ских зданий.

Организуйте соседей на дежурство вблизи дома и оказание помощи правоохрани­тельным органам в охране общественного порядка.
Не делайте вид, что ничего не замечаете при опасном поведении попутчиков в транспорте! Вы имеете полное право защищать свой временный дом.
Никогда не принимайте на хранение или для передачи другому лицу предметы, даже самые безопасные.
Не приближайтесь к подозрительному предмету: это может стоить вам жизни.
Научите своих детей мерам безопасности: не разговаривать на улице и не открывать дверь незнакомым, не подбирать бесхоз­ные игрушки, не прикасаться к находкам и т.п.


Телефоны для экстренного реагирования в г.Горно-Алтайске

Единая служба
спасения (ЕСС-01)                       01

 

 

Дежурная часть
УФСБ                                    22-1-60

 

Дежурная часть                             
ГУВД                                            02
 
                                                        

Скорая помощь                           03

 

Газовая служба                           04


Категория: Антитеррор
Просмотров: 2336
  • Назад
  • Вперед

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 205 УК РФ.

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

2. Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 205 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями. В их первую группу входят взрыв, поджог и иные действия (устройство обвалов, оползней; распространение отравляющих веществ; повреждение транспортных коммуникаций и т.п.), которые устрашают население и создают опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий (радиоактивного, химического или бактериологического заражения местности, выведения из строя систем жизнеобеспечения, блокировки транспортных коммуникаций и т.п.). В этой своей разновидности террористический акт относится к составам реальной опасности и признается оконченным преступлением с момента совершения перечисленных действий независимо от того, наступили ли фактически общественно опасные последствия, угроза наступления которых была создана.

2. Вторую группу альтернативно предусмотренных действий образует угроза совершения действий, входящих в первую группу. Такая угроза может быть выражена в любой форме (устно, письменно, с помощью средств связи; как анонимно, так и с указанием автора) и обязательно должна носить субъективно реальный характер, т. е. вызывать у адресата обоснованное опасение в ее осуществлении. То, была ли угроза объективно реальной (т.е. предпринимались ли угрожавшим конкретные действия, направленные на приготовление к реализации угрозы, и намеревался ли он вообще исполнить угрозу), не имеет уголовно-правового значения. В этой своей разновидности состав является формальным.

3. Субъективная сторона характеризуется также целью: оказать воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями или дестабилизировать их деятельность.

4. В ч. 2 и 3 содержатся квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. При этом террористический акт, квалифицируемый по п. «а» ч. 3, требует также квалификации по совокупности со ст. 220 — 221 УК; напротив, террористический акт, повлекший умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам, квалифицируется только по п. «б» ч. 3.

5. Обстоятельством, исключающим уголовную ответственность за данное преступление, является добровольный отказ от совершения преступления, особенности которого применительно к террористическому акту сформулированы в примечании к статье.

Второй комментарий к Ст. 205 УК РФ

1. Объективная сторона характеризуется следующими альтернативными действиями:

а) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

б) угроза совершения указанных действий.

Под иными действиями следует понимать действия, способные вызвать последствия, аналогичные взрыву и поджогу (например, производство массовых отравлений, распространение эпидемий и эпизоотий, блокирование транспортных коммуникаций, вывод из строя объектов жизнеобеспечения и т.д.).

Под угрозой совершения указанных действий понимается прямое высказывание совершить террористический акт, подкрепленное совершением действий, свидетельствующих о реальности такого намерения. Угроза должна вызывать у адресата обоснованное опасение в ее осуществлении.

2. Террористический акт осуществляется в месте, где находятся люди или хранится ценное имущество, либо это деяние изначально направлено на уничтожение какого-либо значимого здания, сооружения.

Деяние должно устрашать население, создавать опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий.

Опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае с учетом места, времени, орудий, средств, способа совершения преступления и других обстоятельств (данных о количестве людей, находившихся в районе взрыва, о мощности и поражающей способности использованного взрывного устройства и т.п.).

Причинение в результате террористического акта значительного имущественного ущерба квалифицируется по п. «в» ч. 2 ст. 205 и дополнительной квалификации по ст. 167 УК не требует.

Иные общественно опасные последствия по степени тяжести должны быть сопоставимые с опасностью гибели человека или причинения значительного имущественного ущерба.

3. В случае реального наступления общественно опасных последствий деяние будет квалифицироваться по п. «б» или «в» ч. 2 ст. 205 либо по п. «б» ч. 3 ст. 205 соответственно.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — дестабилизацией деятельности органов власти или международных организаций либо оказанием воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.

Угроза совершения действий, перечисленных в ч. 1 ст. 205, влечет уголовную ответственность только, если совершается с целью оказания воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 14 лет.

6. В случае признания террористического акта совершенным организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по соответствующей части ст. 205 без ссылки на ст. 33 УК.

Действия участников террористического сообщества, террористической организации, совершивших террористический акт, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 205 и соответственно ст. 205.4, 205.5, 208 УК.

7. Причинение при террористическом акте смерти человека по неосторожности квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 205, умышленное — влечет ответственность по п. «б» ч. 3 ст. 205, дополнительной квалификации по ст. 105 УК не требуется.

8. К иным тяжким последствиям применительно к п. «в» ч. 2 ст. 205 могут относиться, в частности, причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам, дезорганизация деятельности органов государственной власти и т.д.

9. Посягательство на объекты использования атомной энергии (атомные суда, атомные станции, космические и летательные аппараты и т. п.) образует совершение взрыва, поджога и других действий, имеющих целью выведение их из строя, независимо от того, достигнута она или нет, произошло разрушение контейнера, в котором осуществляется транспортировка ядерного топлива, или нет.

Под использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ понимается их фактическое применение в процессе совершения террористического акта (например, для производства взрыва).

10. Закон предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности за подготовку к террористическому акту при наличии двух условий, закрепленных в примечании к ст. 205.

1. Данная норма в Уголовном кодексе выступает важной составной частью правового регулирования борьбы с таким масштабным и исключительно опасным явлением, как терроризм. Терроризм не имеет аналогов по степени общественной опасности содеянного, чудовищности методов и средств достижения преступного результата.
Терроризм превратился в мировую проблему, а борьба с ним потребовала разработки специальных законодательных актов во многих странах. В России 10 марта 2006 г. вступил в действие Федеральный закон «О противодействии терроризму» (ред. от 08.11.2011). Он определяет: «Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» (Российская газета. 2006. 10 марта).

Законодатель снял расширительное понятие терроризма, которое содержалось в предшествующем Законе «О борьбе с терроризмом» (1998 г.). Терроризм, по мысли законодателя, явление политическое, т.е. отражает в себе идеологию и практику насилия с целью оказать воздействие на принятие решения органами государственной власти.
Положения специального Закона нашли отражение в УК РФ в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. (Российская газета. 2006. 29 июля). Для применения данной нормы необходимо изучить Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности».

2. Объектом данного преступления выступает общественная безопасность, включая нормальное функционирование конституционных органов власти и международных организаций, а также жизнь и здоровье граждан, собственность всех видов. Появление данной статьи ставит в перспективе вопрос о локальном системном изменении Уголовного кодекса, поскольку террористический акт является наиболее общественно опасной формой экстремизма, а нормы об ответственности за экстремизм (ст. ст. 282, 282.1, 282.2) находятся в гл. 29 УК, которая предусматривает ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.
Потерпевшими при террористическом акте могут быть представители органов власти, международных организаций и другие граждане, не наделенные указанными полномочиями.

3. Объективная сторона (ч. 1) данного преступления выражается в совершении:
— взрыва, поджога и иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий;
— угрозы совершения указанных действий.
Под иными устрашающими действиями следует понимать такие общеопасные и масштабные деяния, которые сходны (подобны) взрыву или поджогу: организация обвалов, затоплений, камнепадов в горах, радиационное заражение местности, отравление водоемов, распространение эпидемий, эпизоотий и т.п.
Преступление окончено с момента совершения указанных действий.
Угроза как признак объективной стороны связана с доведением информации, которая несет в себе психическое устрашающее воздействие на окружающих, органы государственной власти, если она воспринимается как реальная. Способ доведения угрозы значения для квалификации не имеет (устно, письменно, через других лиц, в СМИ, Интернете и т.д.).

4. Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в форме прямого умысла и специальной целью — воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Диапазон требований в русле указанной цели может быть весьма широким: отделение какого-либо региона из состава России, выселение лиц какой-либо национальности из конкретной местности, требование выпустить из мест лишения свободы определенную группу преступников, изменить законодательные акты или подзаконные правовые нормы в интересах преступного элемента и т.п.

5. Субъектом данного преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Квалификационный состав террористического акта (ч. 2 ст. 205 УК) включает в себя такие отягчающие вину обстоятельства, как: а) совершение его группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекшие по неосторожности смерть человека; в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.
Понятие группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, дается в ч. 2 ст. 35 УК. При совершении террористического акта бандой или преступным сообществом действия виновных квалифицируются по совокупности преступлений (ст. ст. 205 и 208 или 209 УК).
В п. «в» ч. 2 ст. 205 речь идет о применении оружия, понятие которого дается в ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (ред. от 10.07.2012).
Причинение смерти по неосторожности рассмотрено в комментарии к ст. 109 УК.
Причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий — оценочные категории. Значительным может быть признан ущерб по одному или совокупности критериев, в основе которых лежат: стоимость и количество предметов, размер упущенной выгоды, размер материальных затрат на восстановление или ремонт и т. п. Дополнительной квалификации по ст. 167 УК не требуется.
Тяжкие последствия могут выразиться в причинении вреда здоровью различной тяжести, нагнетании паники в общественном сознании, повлекшей массовую миграцию с определенной территории, и т.п.

Верховный суд Татарстана вынес приговор четырем членам террористической организации «Исламский джамаат», совершившим террористические акты на территории Татарстана и соседних Кировской и Ульяновской областях и в Башкирии. Осужденные Хайруллин, Зиннуров, Данчаев и Атуев подрывали ЛЭП и газораспределительные станции в тесном контакте с чеченскими боевиками, получая от незаконных вооруженных формирований оружие и взрывчатку, инструкции по подготовке и совершению терактов. Хайруллин приговорен к 17 годам лишения свободы, а его единомышленник Зиннуров — к 12 годам с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Данчаеву и Атуеву суд назначил наказание в виде трех с половиной лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Присяжные в обвинительном вердикте отметили, что подсудимые заслуживают снисхождения — у них есть малолетние дети, они признали свою вину и активно сотрудничали в ходе предварительного следствия. Верховный Суд РФ 19 августа 2008 г. признал вынесенный приговор обоснованным (см.: Терроризм в приговоре // Российская газета. 2008. 20 августа).
Особо квалифицированный состав террористического акта (ч. 3 ст. 205 УК) предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 данной статьи, если они: а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) повлекли умышленное причинение смерти человеку.

Отягчающее обстоятельство, предусмотренное п. «а», особенно актуально в наш век технического прогресса, разработки новых высоких технологий, которыми могут воспользоваться террористы. Терроризм ядерный, химический, биологический пока во многом рассматриваются как потенциальные угрозы будущего. Однако отдельные проявления уже фиксировались в мировой практике. Распространение конвертов со спорами сибирской язвы в октябре 2001 г. в США наглядно продемонстрировало высочайшую общественную опасность терроризма этого вида и при этом простоту его применения, в том числе в международных масштабах (Казакова В.А., Михлин А.С. Уголовно-правовой анализ преступлений террористического характера // Терроризм: правовые аспекты противодействия. М.: Эксмо, 2007. С. 231).
Американским следователям удалось собрать все доказательства вины биолога Брюса Айвенса, рассылавшего в США осенью 2001 года письма с сибирской язвой. Установлено, что он работал один, без сообщников. Айвенс покончил с собой, приняв кучу таблеток до визита к нему сотрудников прокуратуры. Ученому должны были предъявить официальное обвинение в убийстве пятерых человек. Семь лет назад Айвенс, возглавлявший правительственную лабораторию биологической защиты, стал рассылать по стране почтовые конверты с белым порошком, в котором содержались смертельные споры сибирской язвы. Адресатами были редакции крупнейших газет и государственные учреждения. Помимо пятерых погибших еще десятки человек получили инфекцию и были вынуждены пройти длительный курс лечения.

В официальном некрологе по поводу смерти Айвенса вообще не говорится, что ученый ушел из жизни добровольно. До сих пор засекречена даже его фотография (Письма с сибирской язвой рассылал в США секретный биолог? // Комсомольская правда. 2008. 2 августа; Выявлен отравитель Америки // Комсомольская правда. 2008. 8 августа).
Умышленное причинение смерти как квалифицированный состав террористического акта рассматривается в комментарии к ст. 105 УК. В этом случае дополнительной квалификации по ст. 105 не требуется (по разъяснению Пленума Верховного Суда РФ).
Примечание к ст. 205 УК выступает одним из факторов мотивации прекращения террористического акта лицом, которое участвовало в его подготовке, но своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта. В этом случае оно освобождается от уголовной ответственности, если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

По объективным признакам состава террористический акт близок к диверсии (ст. 281 УК). Отличаются они друг от друга по направленности действий и целям. Если направленность диверсии — это экономическая безопасность и обороноспособность, то направленность террористического акта — воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями. Поскольку объективные признаки террористического акта и диверсии во многом сходны, то при наличии широкого диапазона мотивов и целей не исключена возможность идеальной совокупности указанных преступлений.

‹ Глава 24. Преступления против общественной безопасностиВверхСтатья 205.1. Содействие террористической деятельности ›

Конгресс.гов | Библиотека Конгресса

перейти к основному содержанию

Предупреждение

: для более удобной работы с Congress.gov включите JavaScript в ваш браузер.

Справка

  • Как выбрать страницу поиска
  • Знакомство с поиском
  • Средства поиска
  • Глоссарий
  • Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Другие полезные инструменты

  • Просмотр законодательства по номеру
  • Просмотр отчетов комитета по номеру
  • Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
  • Конгресс. гов Обучение
  • Свяжитесь с нами

Или попробуйте поискать в Справочном центре

Контент сайта

  • Законодательство
  • Отчеты комитетов
  • Заседания комитета
  • Публикации Комитета
  • Запись Конгресса
  • Индекс рекордов Конгресса
  • участников
  • Номинации
  • Договорные документы
  • Домовые коммуникации
  • Связь Сената
  • Законодательный процесс
  • О Конгресс.гов

Справка

  • Справка | Обратная связь | Свяжитесь с нами
  • Глоссарий
  • Средства поиска
  • Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
  • Вебинары

Способы подключения

  • Twitter (внешняя ссылка)
  • YouTube (внешняя ссылка)
  • Видео
  • Получать оповещения и обновления по электронной почте
  • Блог – In Custodia Legis: Юридические библиотекари Конгресса

Ресурсы

  • Веб-архив Конгресса
  • Отчеты CRS
  • Код США
  • GPO govinfo
  • Юридическая библиотека Конгресса
  • Путеводитель по закону онлайн
  • Планы уроков для учителей
  • Веб-сайты законодательного собрания штата
  • Массовые данные статуса счета
  • Конгресс. гов API
  • Поименное голосование
  • Конституция с комментариями
  • Отчеты юридической библиотеки

Домашние ссылки

  • House.gov
  • Деятельность на полу
  • Представители
  • Комитеты
  • Слушания (Видео)
  • Законопроекты к рассмотрению
  • Лидерство
  • История, искусство и архивы
  • Дополнительные ресурсы для дома

Ссылки Сената

  • Senate.gov
  • На этаже Сената
  • Сенаторы
  • Комитеты
  • Слушания (расписание)
  • Лидерство
  • История, искусство и статистика
  • Дополнительные ресурсы Сената

Наверх

Тема: Коллективная оборона и статья 5

  • Последнее обновление: 20 сен 2022 13:23
  • Английский
  • Французский
  • Русский
  • украинец

Принцип коллективной обороны лежит в основе учредительного договора НАТО. Он остается уникальным и непреходящим принципом, который объединяет его членов, обязывая их защищать друг друга и задавая дух солидарности в Североатлантическом союзе.

 

  • Коллективная защита означает, что нападение на одного союзника считается нападением на всех союзников.
  • Принцип коллективной обороны закреплен в статье 5 Вашингтонского договора.
  • НАТО впервые в своей истории применила статью 5 после терактов 11 сентября против Соединенных Штатов.
  • НАТО неоднократно принимала меры коллективной обороны, в том числе в ответ на ситуацию в Сирии и вторжение России в Украину.
  • НАТО имеет на действительной службе постоянные силы, которые на постоянной основе вносят вклад в усилия Североатлантического союза по коллективной обороне.

 

  • Статья 5

    В 1949 году основной целью Североатлантического договора – учредительного договора НАТО – было заключение пакта о взаимопомощи для противодействия риску того, что Советский Союз попытается распространить свой контроль над Восточной Европой на другие части континент.

    Каждая страна-участница согласилась с тем, что эта форма солидарности лежит в основе Договора, фактически сделав статью 5 о коллективной обороне ключевым компонентом Североатлантического союза.

    Статья 5 предусматривает, что если союзник НАТО станет жертвой вооруженного нападения, каждый член Североатлантического союза будет рассматривать этот акт насилия как вооруженное нападение на всех членов и предпримет действия, которые он сочтет необходимыми, чтобы помочь Союзник атаковал.

    Статья 5

    «Стороны соглашаются, что вооруженное нападение на одного или нескольких из них в Европе или Северной Америке считается нападением на них всех, и, следовательно, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждый из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признанного статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, будут оказывать помощь Стороне или Сторонам, подвергшимся такому нападению, путем немедленного принятия индивидуально и совместно с другими Сторонами таких действий. по мере необходимости, в том числе с применением вооруженной силы, для восстановления и поддержания безопасности в районе Северной Атлантики.

    Любое такое вооруженное нападение и все меры, принятые в результате этого, должны быть немедленно доведены до сведения Совета Безопасности. Такие меры прекращаются, когда Совет Безопасности принимает меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности».

    Настоящая статья дополняется статьей 6, которая гласит:

    Статья 6 1

    атака:

    • на территории любой из Сторон в Европе или Северной Америке, на алжирских департаментах Франции 2 , на территории Турции или на островах, находящихся под юрисдикцией любой из Сторон в районе Северной Атлантики к северу от Тропика Рака;
    • на вооруженных силах, морских или воздушных судах любой из Сторон, когда они находятся на этих территориях или над ними или в любом другом районе Европы, где на дату вступления Договора в силу размещались оккупационные силы любой из Сторон. или Средиземное море, или район Северной Атлантики к северу от Тропика Рака».
    Принцип оказания помощи

    Со ссылкой на Статью 5 союзники могут предоставлять любую форму помощи, которую они сочтут необходимой для реагирования на ситуацию. Это индивидуальное обязательство каждого союзника, и каждый союзник несет ответственность за определение того, что он считает необходимым в конкретных обстоятельствах.

    Эта помощь осуществляется совместно с другими союзниками. Он не обязательно военный и зависит от материальных ресурсов каждой страны. Поэтому решение о том, какой вклад она будет вносить, остается на усмотрение каждой отдельной страны-члена. Каждая страна будет консультироваться с другими членами, имея в виду, что конечной целью является «восстановление и поддержание безопасности в районе Северной Атлантики».

    При разработке статьи 5 в конце 1940-х гг. существовал консенсус в отношении принципа взаимопомощи, но принципиальные разногласия по способам выполнения этого обязательства. Европейские участники хотели гарантировать, что Соединенные Штаты автоматически придут к ним на помощь, если одна из подписавших сторон подвергнется нападению; Соединенные Штаты не пожелали давать такое обещание и добились, чтобы это было отражено в формулировке статьи 5.

    1. Статья 6 изменена статьей 2 Протокола к Североатлантическому договору о присоединении Греции и Турции .
    2. 16 января 1963 года Североатлантический совет внес изменения в настоящий Договор в своем решении C-R(63)2, пункт V, о независимости алжирских департаментов от Франции.
    3. Документы по внешним связям Канады, Vol. 15, гл. IV.
  • Террористические атаки 11 сентября

    Соединенные Штаты стали объектом жестоких террористических атак 11 сентября 2001 г. Стратегическая концепция Североатлантического союза 1999 г. уже определила терроризм как один из рисков, влияющих на безопасность НАТО. Ответ Альянса на 9/11, тем не менее, НАТО активно участвовала в борьбе с терроризмом, начала свои первые операции за пределами евроатлантического региона и начала далеко идущую трансформацию своего потенциала. Более того, это привело к тому, что НАТО впервые в своей истории применила статью 5 Вашингтонского договора.

    Акт солидарности

    Вечером 12 сентября 2001 г., менее чем через 24 часа после атак, союзники применили принцип статьи 5. Затем Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон впоследствии проинформировал Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о решение Альянса.

    Североатлантический совет – главный орган НАТО, принимающий политические решения, – согласился с тем, что, если он установит, что нападение было направлено из-за границы против Соединенных Штатов, оно будет рассматриваться как действие, подпадающее под действие статьи 5. 2 октября, когда Совет был проинформирован о результатах расследования терактов 11 сентября, он определил, что они рассматривались как действие, подпадающее под действие статьи 5.

    Ссылаясь на статью 5, члены НАТО продемонстрировали свою солидарность с самым сильным способом, террористическими атаками против Соединенных Штатов.

    Принятие мер

    После 11 сентября союзники провели консультации, и Совет принял решение о коллективных действиях. Соединенные Штаты также могут осуществлять самостоятельные действия в соответствии со своими правами и обязанностями по Уставу Организации Объединенных Наций.

    4 октября, после того как было установлено, что нападения были совершены из-за границы, НАТО согласовала пакет из восьми мер по поддержке Соединенных Штатов. По запросу Соединенных Штатов он начал свою первую в истории антитеррористическую операцию — Eagle Assist — с середины октября 2001 г. по середину мая 2002 г. В нее входили семь радиолокационных самолетов ДРЛО НАТО, которые помогали патрулировать небо над Соединенными Штатами; всего 830 членов экипажа из 13 стран НАТО совершили более 360 самолето-вылетов. Это был первый случай, когда военные средства НАТО были развернуты для поддержки операции по статье 5.

    26 октября Альянс начал свою вторую контртеррористическую операцию Active Endeavour в ответ на нападения на Соединенные Штаты. Элементы постоянных военно-морских сил НАТО были отправлены для патрулирования Восточного Средиземноморья и наблюдения за судоходством в целях выявления и пресечения террористической деятельности, включая незаконный оборот. В марте 2004 года операция была расширена и охватила все Средиземноморье.

    Восемь мер поддержки Соединенных Штатов, согласованных НАТО, были:

    • для расширения обмена разведывательными данными и сотрудничества как на двусторонней основе, так и в соответствующих органах НАТО, в отношении угроз, исходящих от терроризма, и действий, которые необходимо предпринять против него;
    • предоставлять, индивидуально или коллективно, по мере необходимости и в соответствии с их возможностями, помощь союзникам и другим странам, которые подвергаются или могут подвергаться повышенной террористической угрозе в результате их поддержки кампании против терроризма;
    • принять необходимые меры для обеспечения повышенной безопасности объектов США и других союзников на их территории;
    • для заполнения отдельных сил союзников в зоне ответственности НАТО, которые необходимы для непосредственной поддержки операций по борьбе с терроризмом;
    • для предоставления общих разрешений на пролет самолетов Соединенных Штатов и других союзников в соответствии с необходимыми правилами воздушного движения и национальными процедурами для военных полетов, связанных с операциями по борьбе с терроризмом;
    • для предоставления доступа Соединенным Штатам и другим союзникам к портам и аэродромам на территории стран-членов НАТО для операций против терроризма, в том числе для дозаправки, в соответствии с национальными процедурами;
    • о том, что Североатлантический союз готов развернуть элементы своих постоянных военно-морских сил в Восточном Средиземноморье, чтобы обеспечить присутствие НАТО и продемонстрировать решимость;
    • , что Североатлантический союз также готов развернуть элементы своих Воздушно-десантных сил раннего предупреждения НАТО для поддержки операций по борьбе с терроризмом.

     

  • По запросу Турции НАТО трижды вводила меры коллективной обороны: в 1991 с развертыванием ракет Patriot во время войны в Персидском заливе, в 2003 г. с согласованием комплекса оборонительных мер и проведением операции Display Deterrence во время кризиса в Ираке, а в 2012 г. в ответ на ситуацию в Сирии с развертыванием Patriot ракеты.

    После незаконной аннексии Крыма Россией в 2014 году и роста угроз безопасности с юга, включая жестокие нападения ИГИЛ и других террористических группировок на нескольких континентах, НАТО осуществила самое большое усиление коллективной обороны со времен холодной войны. Например, он утроил численность Сил реагирования НАТО (NRF), высокоготовых и технологически продвинутых многонациональных сил; создал передовой отряд численностью 5000 человек в составе NRF; и развернул многонациональные боевые группы в Эстонии, Латвии, Литве и Польше. НАТО также увеличило свое присутствие на юго-востоке Североатлантического союза, сконцентрировав многонациональную бригаду в Румынии. Североатлантический союз еще больше усилил охрану воздушного пространства над районами Балтийского и Черного морей и продолжает развивать ключевые военные возможности, такие как Объединенная разведка, наблюдение и рекогносцировка. На саммите в Варшаве в июле 2016 г. союзники признали киберзащиту новой оперативной областью, обеспечивающей лучшую защиту сетей, миссий и операций; и на встрече министров иностранных дел в ноябре 2019 г.Союзники согласились признать космос новой оперативной областью, чтобы «позволить специалистам по планированию НАТО обращаться к союзникам с запросами о предоставлении возможностей и услуг, таких как часы спутниковой связи».

    После неспровоцированного вторжения России в Украину, которое началось в феврале 2022 года, и в соответствии со своим планом обороны для защиты всех союзников НАТО предпринимает дополнительные шаги по дальнейшему укреплению сдерживания и обороны по всему Североатлантическому союзу. Это включает в себя развертывание NRF впервые в роли сдерживания и обороны. Союзники привели тысячи дополнительных сил в состояние высокой готовности, гарантируя, что СРН будут по-прежнему обладать скоростью, оперативностью и способностью защищать территорию и население НАТО. Более того, на внеочередной встрече на высшем уровне 24 марта 2022 г. руководители стран НАТО договорились значительно укрепить долгосрочный потенциал сдерживания и обороны Североатлантического союза. За этим последовала единая и твердая приверженность союзников на саммите в Мадриде в июне 2022 года конкретным мерам, таким как развертывание дополнительных боеспособных сил на восточном фланге, которые должны быть расширены от существующих боевых групп до бригадных. подразделения, где и когда это необходимо, подкрепленные быстро доступными подкреплениями, заблаговременно размещенным оборудованием и усиленным командованием и управлением. Они также внесли первоначальные предложения в отношении новой модели вооруженных сил НАТО, которая укрепит и модернизирует структуру вооруженных сил НАТО и обеспечит ресурсы для военных планов нового поколения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *