как ее узнать и поменять?
В процессе выбора земельного участка стоит обратить внимание на такой параметр, как территориальная зона земельного участка. Именно на ее основе определяется вид разрешенного использования участка и возможности его застройки конкретными объектами.
СодержаниеПоказать
- Территориальные зоны земельных участков: понятие и законодательство
- Виды зон
- Как узнать территориальную зону земельного участка
- Если требуется поменять зону земельного участка
Территориальные зоны земельных участков: понятие и законодательство
Согласно Градостроительному кодексу, территориальная зона – это территория, для которой определены границы, и в отношении нее действуют установленные градостроительные регламенты. Каждый участок относится к одной определенной территориальной зоне.
Такие зоны выделяются на основании территориального планирования в целях установки градостроительных регламентов. Именно градостроительными регламентами определяются различные виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны, а также строительные нормативы и правила реконструкции капитальных объектов.
В 9 статье Градостроительного кодекса содержатся базовые цели планирования:
- Определение территориального планирования на основании комплекса социально-экономических, экологических и прочих факторов.
- Устойчивое развитие территории.
- Развитие инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.
- Учет интересов жителей.
Ст.85 Земельного кодекса освещает основные отличительные признаки территориальной зоны:
- необходимость учета ее расположения и развития;
- четкие границы;
- возможность сочетания нескольких видов разрешенного использования в пределах одной зоны;
- установленные градостроительные регламенты являются основой правового режима;
- отсутствие возможности причинить вред объектам капитального строительства.
Документация в отношении территориальных зон земельных участков оформляется в графическом виде как карта или план объекта землеустройства. Каждый цвет на данной карте соответствует определенной территориальной зоне. Карту всегда дополняет пояснительная записка в виде текстовой формы, которая содержит размер, границы объектов, а также прочие характеристики.
Схема с указанием территориальных зон вносится на публичную кадастровую карту. За подготовку карт отвечают кадастровые инженеры.
Виды зон
В процессе градостроительного зонирования территории специалистами могут выделяться следующие территориальные зоны:
- жилые;
- общественно-деловые;
- производственные;
- зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;
- сельскохозяйственного использования;
- рекреационного назначения;
- зоны особо охраняемых территорий;
- специального назначения;
- размещения военных объектов;
- в муниципалитетах могут выделяться иные виды территориальных зон, исходя из специфики местности.
Выше представлена общая классификация территориальных зон. В свою очередь, в пределах каждой из них могут выделяться подвиды. Так, в составе жилых зон могут находиться зоны под застройку:
- индивидуальными жилыми домами;
- малоэтажными домами;
- среднеэтажными;
- многоэтажными.
Также в жилых зонах допускается не только строительство домов для проживания, но и объектов социального, коммунально-бытового назначения, здравоохранения (больниц и поликлиник), образования (школ, детских садов и пр.), культовых зданий (церквей), стоянок автотранспорта, гаражей. При этом не разрешается строить промышленные здания и сооружения, которые негативно влияют на окружающую среду.
В Градостроительном кодексе РФ прописаны основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования участков и капитальных объектов. Вспомогательные виды обычно дополняют основные и условно разрешенные виды разрешенного использования участков.
В таблице приведено целевое предназначение различных земельных участков с учетом их территориальной зоны.
Наименование территориальной зоны | Код | Целевое использование |
Жилая | Ж | для застройки жилыми домами, размещения объектов инфраструктуры, территории СНТ и ДНТ |
Общественно-деловые зоны | Д | для размещения торговых объектов, административных зданий, объектов образования и здравоохранения и пр. |
Производственные | П | для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов |
Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры | И,Т | для размещения коммуникаций ж/д, автомобильного, воздушного, речного, морского и трубопроводного транспорта |
Рекреационные зоны | Р | для организации отдыха населения – лесные зоны, сады, парки, лесопарки, пляжи, оздоровительные и спортивные объекты и пр. |
Зоны сельскохозяйственного использования | С | для размещения пашни, виноградников, садов, огородов, сенокосов и пастбищ, питомников, теплиц и прочих объектов для выращивания с/х культур и животноводства |
Зоны специального назначения | К | зоны для размещения кладбищ, свалок, крематориев, мемориальных парков |
Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий | КЗ | зоны для размещения военных и иных режимных объектов: полигонов и пр. |
Как узнать территориальную зону земельного участка
Для того чтобы узнать, к какой территориальной зоне отнесен земельный участок, можно воспользоваться несколькими вариантами:
- Найти градостроительный план муниципального образования. Территориальные зоны, которые выделены в поселении, должны обозначаться на картах градостроительного зонирования.
- Подать официальный запрос в Росреестр для получения необходимой информации. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение ведомства либо в МФЦ.
- Найти информацию на публичной кадастровой карте от Росреестра, которая общедоступна всем заинтересованным лицам.
Рассмотрим последний вариант более подробно, так он позволяет получить нужные сведения не выходя из дома. Для того, чтобы узнать территориальную зону участка, требуется:
- Открыть публичную кадастровую карту, расположенную по адресу https://pkk5.rosreestr.ru/
- В поисковой строке прописать кадастровый номер или адрес земельного участка.
- На карте появятся официальные границы земельного участка на фоне остальных объектов недвижимости.
- Для того, чтобы узнать территориальную зону, требуется в левом верхнем углу поисковой строки изменить критерий поиска с «участки» на «территориальные зоны», а затем кликнуть в пределах границ земельного участка.
- В специальном информационном окне появятся сведения о территориальной зоне, в которой находится участок, а также ее код (например, ж – жилая).
Если требуется поменять зону земельного участка
При изменении разрешенного использования земельного участка необходимо внести правки в информацию из реестра. Эту процедуру требуется пройти собственникам участка в том случае, если в реестре ЕГРН содержатся сведения о территориальной зоне, к которой отнесен участок.
Решение о внесении изменений в территориальное зонирование и поправок в разрешенное использование земельных участков сам собственник принимать не вправе. Подобные правки вносятся на основании градостроительного регламента либо акта органа государственной или муниципальной власти.
Для внесения изменений требуется обратиться в территориальное отделение Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете изменений. К заявлению прилагается:
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- доверенность на представление интересов заявителя, заверенная нотариально;
- документ, подтверждающий статус собственника (выписка из ЕГРН или ЕГРП, свидетельство о собственности и пр.).
Информация в реестр вносится на бесплатной основе и госпошлину платить не нужно.
Если же в кадастре нет сведений об установленных границах территориальных зон, то к указанному комплекту документов дополнительно прикладывается:
- выписка из Правил землепользования и застройки, на которой отображены границы участка в границах территориальной зоны и указанным перечнем видов разрешенного использования;
- заключение от органов местного самоуправления или муниципальных властей об отнесении участка к соответствующей территориальной зоне, содержащее сведения о градостроительном зонировании, в соответствии с которым утверждена данная территориальная зона; документ должен позволять четко идентифицировать земельный участок и содержать его кадастровый номер, адрес и площадь.
Важно! Если собственник земельного участка не предоставит указанные документы, то отказать в предоставлении госуслуги ему не могут. Сотрудники Росреестра обязаны сами запросить недостающую информацию по каналам межведомственного обмена.
Таким образом, территориальная зона земельного участка – это важная характеристика участка, которая определяет его возможное использование и варианты застройки. Она определяется на основании градостроительного плана, который действует на территории муниципального образования. Для того, чтобы узнать, к какой территориальной зоне принадлежит участок, необходимо обратиться в Росреестр с запросом, изучить градостроительный план муниципального образования либо воспользоваться функционалом публичной кадастровой карты. Для изменения территориальной зоны необходимо обратиться с заявлением в Росреестр.
Вверх
Права землепользователя в споре о зоне — Статьи
Нередко принятие или изменение этого документа нарушает или существенного ограничивает права землепользователей, что порождает определенные споры, некоторые из которых будут рассмотрены в настоящей статье.
Понятие зонирования.
Разберемся в понятиях. Понятие «зонирование» далеко не новое. Еще в п. 4 ст. 6 ныне не действующего Закона РФ от 14.07.1992 № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации» было указано, что генеральный план территории является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия. В статье 1 прежней редакции ГрК РФ, действовавшей до 01.07.2006, под зонированием понималось деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование.
В соответствии с действующим ГрК РФ (п. 6 ст. 1) градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Таким образом, результатом зонирования является определение границ территориальных зон, для каждой из которых правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте указываются виды разрешенного использования земельных участков, их предельные размеры и параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Проблема определения границ территориальных зон.
В соответствии с п. 4 ст. 30 ГрК РФ и п. 2 ст. 85 ЗК РФ каждый земельный участок должен принадлежать только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Последствием нахождения образованного земельного участка в нескольких территориальных зонах является отказ в постановке такого участка на кадастровый учет. В качестве примера можно привести Постановление ФАС СЗО от 03.12.2012 по делу № А13-18150/2011, в котором суд указал следующее: два земельных участка, образованные в результате раздела, были расположены в двух территориальных зонах: П-1 (зона размещения производственных объектов I – II класса опасности) и С-3 (зеленые насаждения специального назначения). Поскольку представленный межевой план о земельных участках, образуемых в результате раздела, не соответствовал требованиям ГрК РФ, кадастровая палата на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) правомерно отказала в кадастровом учете названных участков.
В некоторых случаях изначально установить факт того, что образованный земельный участок находится в нескольких территориальных зонах, не представляется возможным, так как далеко не всегда происходит определение границ территориальных зон.
Дело в том, что, принимая правила землепользования и застройки, муниципальные власти забывают, что необходимо также определить местоположение границ территориальных зон и предоставить такие сведения в орган кадастрового учета.
Данная обязанность вытекает из положений ч. 2 ст. 30 ГрК РФ, согласно которым правила землепользования и застройки включают в себя в том числе карту градостроительного зонирования. В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. В силу ч. 2 ст. 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе о территориальных зонах, в него вносятся сведения о таких зонах, в том числе индивидуальные обозначения и описание местоположения границ территориальных зон (ст. 10 данного закона).
Эти сведения орган местного самоуправления в срок не более десяти рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, которым устанавливается или изменяется территориальная зона, представляет в орган кадастрового учета (ч. 6 ст. 15 Закона о кадастре).
Указанные сведения подаются путем предоставления выписки из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат (п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости [1].)
Таким образом, из указанных выше взаимосвязанных положений действующего законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правил землепользования и застройки (изменений в них) представить в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, содержащую описание местоположения границы территориальной зоны.
Исполнение данной обязанности имеет большое значение для землепользователей, так как в противном случае возникают проблемы с изменением вида разрешенного использования принадлежащих им земельных участков. Приведем в качестве примера Апелляционное определение Тульского областного суда от 26.04.2012 по делу № 33-1082: собственники земельного участка обратились в кадастровую палату с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка, но получили отказ, мотивированный отсутствием документа, устанавливающего вид разрешенного использования земельного участка. Отказ в государственном кадастровом учете был обжалован собственниками земельного участка в суде. Тот решил, что только градостроительного регламента с разделением территории на зоны недостаточно для осуществления кадастрового учета недвижимости. Органом местного самоуправления в орган кадастрового учета не передавались сведения о координатах границ территориальных зон, в том числе зоны, в которой был расположен земельный участок. Указанное обстоятельство не позволило органу кадастрового учета определить, в пределах какой территориальной зоны располагался земельный участок, какие виды разрешенного использования были предусмотрены для данной зоны.
Поскольку на орган кадастрового учета не возложена обязанность по сбору необходимых документов, отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка был признан судом обоснованным.
Выходом из сложившийся ситуации является обращение в суд с требованием о признании бездействия органа муниципальной власти незаконным и обязании его передать сведения о координатах территориальных зон в орган кадастрового учета.
Например, из Постановления ФАС ВВО от 28.12.2011 по делу № А39-1025/2011 следует, что организация приняла решение об изменении разрешенного вида использования земельного участка и обратилась в кадастровую палату с соответствующим заявлением. В ответ кадастровая палата сообщила о невозможности внесения изменения в связи с отсутствием сведений о координатах характерных точек границ территориальных зон и обо всех допустимых видах разрешенного использования земельных участков, входящих в состав таких зон, поскольку указанные сведения не были переданы в его распоряжение администрацией.
Суд установил, что администрация, располагая необходимой информацией, не представила сведения в кадастровую палату. В результате бездействие администрации (по неисполнению Закона о кадастре и Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости) было признано незаконным и нарушающим права и законные интересы организации. Суд обязал администрацию в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу предоставить в орган кадастрового учета соответствующие сведения.
Аналогичные выводы содержатся в Апелляционном определении ВС Республики Мордовия от 24.07.2012 по делу № 33-1285/57, Решении Апелляционного суда Пензенской области от 29.10.2012 по делу № А49-7088/2012 [2] и др.
Нарушения прав при установлении и изменении территориальных зон.
Известно, что землепользователи имеют право осуществлять строительство на земельном участке в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием при соблюдении требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ст. 40 и 41 ЗК РФ). Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
В некоторых случаях изменение территориальных зон существенно затрагивает права землепользователей, так как они не могут использовать земельный участок по планируемому ранее назначению. В качестве примера можно привести Постановление ФАС МО от 30.11.2010 № КА-А40/14394-10 по делу № А41-19917/10, в котором заявитель требовал признать решение городской думы не соответствующим Земельному и Градостроительному кодексам и не действующим в части изменения зоны Ц-3 на зону Р-2 в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что дума своим решением изменила вид территориального зонирования земельного участка, в границах которого находился участок, предоставленный заявителю для строительства здания. В результате вместо ранее установленной зоны Ц-3 (зона предприятия обслуживания населения местного (районного) значения) спорный земельный участок был определен как зона парков, бульваров, набережных (Р-2).
Суд при разрешении спора исходил из следующего. Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Аналогичные положения содержатся в п. 3 ст. 209 ГК РФ. Изменение градостроительной документации, включая право на изменение зонирования, не должно вступать в противоречие с требованиями ст. 34 ГрК РФ и нарушать права собственника (землепользователя) земельного участка. Изменив назначение зоны Ц-3 на Р-2, дума не приняла во внимание существующего порядка землепользования и фактически исключила возможность использования спорного земельного участка по назначению (строительство здания), тем самым нарушив указанные положения закона.
Схожий спор рассматривался в Постановлении ФАС ПО от 24.05.2012 по делу № А55-10950/2011. Гордума изменила вид территориального зонирования земельного участка, в границах которого находился участок, предоставленный организации для строительства универсального магазина, – вместо ранее определенных зон Ц-2 (зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения) и Ц-3 (зона предприятий обслуживания населения местного (районного) значения) часть зон была изменена на зону Р-2 (зона парков, бульваров, набережных). Суд указал, что решение думы привело к нарушению прав организации, связанных с землепользованием, поскольку повлекло невозможность строительства магазина на ранее выделенном земельном участке.
Определением ВАС РФ от 28.09.2012 № ВАС-12092/12 было отказано в передаче дела № А55-10950/2011 в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора постановления ФАС ПО. Коллегия судей ВАС указала, что в данном деле не было установлено нарушений норм права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов.
Однако в свежем Определении от 01.04.2013 № ВАС-136/13 было решено передать схожее дело на рассмотрение Президиума ВАС. В данном случае организации принадлежали земельные участки, в отношении которых была установлена зона Ц-1 (зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района). В целях проектирования и строительства на них административно-гостиничного комплекса фирма обратилась в Департамент строительства и архитектуры за выдачей градостроительного плана земельного участка. В соответствии с градостроительным регламентом она разработала инвестиционный проект по строительству административно-гостиничного комплекса, понеся затраты на выполнение инженерно-геологических изысканий, предпроектных работ и т. д.
Решением гордумы зона Ц-1 (зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района) была изменена на зону Р-2. Организация, сославшись на изменение разрешенного использования земельных участков (зона Р-2 не предусматривала ни открытых автостоянок, ни жилых и нежилых офисных зданий и гостиниц), настаивала на том, что отдельные положения нормативного правового акта гордумы не соответствуют закону, нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления такой деятельности.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. ФАС ПО (Постановление от 13.11.2012 по делу № А55-23145/2010) поддержал мнение нижестоящей инстанции. А вот коллегия ВАС решила передать указанное дело на рассмотрение в Президиум ВАС.
В Определении от 01.04.2013 № ВАС-136/13 судьи признали, что принятие думой решения после получения организацией генерального плана земельного участка является нарушением прав собственника земельного участка, поскольку лишает его возможности дальнейшего использования земли для строительства объектов недвижимости. Однако в силу ст. 51 ГрК РФ основанием для начала строительства объекта недвижимости служит разрешение на строительство. На момент рассмотрения спора у организации отсутствовало разрешение на строительство административно-гостиничного комплекса. Намерение фирмы осуществить строительство и получение для этого ГПЗУ не являлось основанием для признания решения думы противоречащим ГрК РФ и ЗК РФ и нарушающим права организации.
Ошибочным является и вывод судов о том, что принятие изменений создает препятствия для дальнейшей эксплуатации автостоянок. Положениями п. 8 ст. 36 ГрК РФ предусмотрено, что
земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно, вид разрешенного использования, у собственника земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.
Согласится ли с такой позицией Президиум ВАС, покажет время. Однако уже сейчас можно сделать вывод, что представленный подход радости землепользователям не доставит, ибо позволяет представительным органам местного самоуправления при принятии (изменении) правил землепользования и застройки не считаться с законными интересами землепользователей на предмет существующего или планируемого (до принятия, изменения указанных правил) использования принадлежащих им земельных участков.
Ссылки
[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости».
[2] Согласно данным официального сайта ВАС (http://kad. arbitr.ru) это судебное решение вступило в законную силу.
А. В. Мандрюков
эксперт журнала «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»
Морские зоны – Морское право
Введение
Права прибрежных государств регулировать и использовать районы океана, находящиеся под их юрисдикцией, являются одной из основ LOSC. Эти права необходимо уравновешивать свободой судоходства и доступа к ресурсам, неподконтрольным государству, — свободой мореплавания. Чтобы разграничить общеизвестные правила дорожного движения, LOSC разрешает прибрежным государствам устанавливать несколько различных морских зон. Эти зоны предоставляют прибрежным государствам различные юрисдикционные права. В целом государство имеет больше прав в зонах, расположенных вблизи его береговой линии, чем дальше в океане. Основные проблемы, связанные с этими зонами, заключаются в том, как различия в географии влияют на то, где заканчиваются зоны и начинаются новые зоны.
Морские зоны и как они определяются
Морские зоны рисуются с использованием того, что LOSC называет «базовыми линиями». В отличие от внутренних вод, в прибрежных водах возникают приливы и отливы. Вместо того, чтобы иметь подвижные морские границы, базовая линия фиксируется и начинается на линии отлива вдоль побережья. Линия наибольшего отлива берется из собственных карт прибрежного государства. 1
Эти зоны измеряются с использованием морских миль, измерения, основанного на окружности Земли. 2 Одна морская миля примерно равна 1,15 мили на суше.
Как видно на рисунке ниже, LOSC делит океан на шесть разных зон:
1. Внутренние воды | 3. Прилегающая зона | 5. Континентальный шельф |
2. Территориальное море | 4. Исключительная экономическая зона | 6. |
Схема морских зон
Внутренние воды
Внутренние воды — это все воды, которые падают на сушу от исходной линии, такие как озера, реки и приливы. Государства обладают такой же суверенной юрисдикцией над внутренними водами, как и над остальной территорией. Нет права мирного прохода через внутренние воды.
Территориальное море
Все от исходной линии до предела, не превышающего двенадцать миль, считается территориальным морем Государства. Территориальные моря — самая прямолинейная зона. Подобно внутренним водам, прибрежные государства обладают суверенитетом и юрисдикцией над территориальным морем. Эти права распространяются не только на поверхность, но и на морское дно и недра, а также вертикально на воздушное пространство. Подавляющее большинство государств установили пределы территориальных вод в 12 морских миль, но лишь немногие установили более короткие пороги.
В то время как территориальные воды находятся под исключительной юрисдикцией прибрежных государств, права прибрежных государств ограничиваются правами прохода других государств, включая мирный проход через территориальное море и транзитный проход через международные проливы. Это основное различие между внутренними водами и территориальными водами. Эти права подробно описаны в третьей главе: Свобода судоходства.
Нет права мирного прохода для воздушных судов, пролетающих через воздушное пространство над территориальными водами прибрежного государства.
Прилежащая зона
Государства могут также устанавливать прилежащую зону от внешней границы территориальных вод до 24 морских миль от исходной линии. Эта зона существует для укрепления потенциала правоохранительных органов государства и предотвращения бегства преступников из территориального моря. В пределах прилежащей зоны государство имеет право как предотвращать, так и наказывать за нарушение фискального, иммиграционного, санитарного и таможенного законодательства в пределах своей территории и территориального моря. В отличие от территориального моря, прилежащая зона предоставляет юрисдикцию только государству на поверхности и дне океана. 3 Не предоставляет права на воздушные и космические полеты.
Исключительная экономическая зона (ИЭЗ)
В отличие от других зон, существование которых вытекало из более раннего международного права, ИЭЗ была создана LOSC. Государства могут претендовать на ИЭЗ, простирающуюся на 200 морских миль от исходной линии. В этой зоне прибрежное государство имеет исключительное право разрабатывать или сохранять любые ресурсы, находящиеся в воде, на морском дне или в недрах морского дна. Эти ресурсы включают в себя как живые ресурсы, такие как рыба, так и неживые ресурсы, такие как нефть и природный газ. 4 Государства также обладают исключительными правами на производство энергии на шельфе за счет волн, течений и ветра в пределах их ИЭЗ. Статья 56 также разрешает государствам создавать и использовать искусственные острова, установки и сооружения, проводить морские научные исследования, а также защищать и сохранять морскую среду через морские охраняемые районы. 5 Статья 58 провозглашает, что статьи 88–115 Конвенции, касающиеся прав в открытом море, применяются к ИЭЗ «в той мере, в какой они не противоречат настоящей Части [V]». 6
Из-за морских особенностей, обсуждаемых далее в этой главе, США имеют самую большую ИЭЗ в мире, общая площадь которой составляет 3,4 миллиона квадратных морских миль. Размер ИЭЗ обусловлен большими береговыми линиями Атлантического океана, Мексиканского залива, западной части континентальной части США, Аляски, Гавайских островов и многих небольших отдаленных островов Тихого океана. Несмотря на то, что США не подписали LOSC, США создали ИЭЗ президентским указом в 1983 году. ИЭЗ государств во всем мире составляют 38% земных океанов, которые до принятия LOSC считались частью открытого моря.
ИЭЗ является наиболее неправильно понятой из всех морских зон политиками государств по всему миру. В отличие от территориального моря и прилегающей зоны, ИЭЗ допускает только ранее упомянутые права на ресурсы и правоохранительные возможности для защиты этих прав. Он не дает прибрежному государству права запрещать или ограничивать свободу судоходства или пролета за очень ограниченным числом исключений.
Континентальный шельф
Континентальный шельф является естественным продолжением сухопутной границы в сторону моря. Это расширение в сторону моря геологически сформировано по мере того, как морское дно отклоняется от берега, обычно состоящее из плавного склона (собственно континентальный шельф), за которым следует крутой склон (континентальный склон), а затем более пологий склон, ведущий к глубокому морскому дну. пол. Эти три области, вместе известные как континентальная окраина, богаты природными ресурсами, включая нефть, природный газ и некоторые полезные ископаемые.
LOSC позволяет государству вести экономическую деятельность на расстоянии 200 морских миль от исходной линии или континентальной окраины, где она выходит за пределы 200 морских миль. Существует два метода определения протяженности континентальной окраины в соответствии с LOSC. Первый метод заключается в измерении геологических особенностей с использованием так называемой формулы Гардинера. Измеряя мощность осадочных пород, рисуют край шельфа, где осадочные породы становятся менее 1 процента толщины почвы. 7 Второй метод заключается в использовании фиксированных расстояний в так называемой формуле Хедберга. Этот метод позволяет штатам провести свою границу в 60 милях от подножия склона шельфа. 8 Этот расширенный континентальный шельф, однако, не может превышать (i) 350 миль от базовой линии или (ii) 100 миль от 2500-метровой изобаты. 9
Для предотвращения злоупотреблений положениями о континентальном шельфе LOSC учредила Комиссию по границам континентального шельфа (CLCS). CLCS использует ученых для оценки заявлений государств о протяженности их континентальных шельфов и о том, соответствуют ли они стандартам Конвенции. CLCS более подробно обсуждается в Главе 8: Арктика и LOSC.
Экономические права в пределах континентального шельфа распространяются только на неживые ресурсы и оседлые живые ресурсы, такие как моллюски. Он также позволяет прибрежному государству строить искусственные острова, установки и сооружения. Другие государства могут добывать неоседлые живые ресурсы, такие как рыба; прокладывать подводные кабели и трубопроводы; и проводить морские исследования, как если бы это были международные воды (см. ниже). 10 Как и в случае с ИЭЗ, права на континентальный шельф не дают государству права ограничивать судоходство. 11
Открытое море и глубоководное дно океана
Поверхность океана и водная толща за пределами ИЭЗ в LOSC называются открытым морем. Морское дно за пределами ИЭЗ прибрежного государства и притязаний на континентальный шельф известно в соответствии с LOSC как Район. В LOSC говорится, что Район считается «общим наследием всего человечества» 12 и находится за пределами какой-либо национальной юрисдикции.
Государства могут осуществлять деятельность в Районе, если она преследует мирные цели, такие как транзит, морские исследования и подводные исследования.
С ресурсами сложнее. Живые ресурсы, такие как рыба, доступны для эксплуатации любым судном любого государства. Хотя LOSC не накладывает никаких ограничений на рыболовство в открытом море, он поощряет региональное сотрудничество для сохранения этих ресурсов и обеспечения их устойчивости для будущих поколений. США являются участниками отдельных конвенций и региональных организаций по управлению рыболовством, которые регулируют международную рыболовную деятельность.
С неживыми ресурсами Района, которые LOSC называет полезными ископаемыми, обращаются не так, как с рыбой, поскольку проекты по добыче полезных ископаемых требуют больших капиталовложений для строительства и управления. Чтобы поддерживать такие проекты без национального контроля, LOSC создал Международный орган по морскому дну, именуемый в документе LOSC Органом. Этот международный орган со штаб-квартирой на Ямайке отвечает за управление этими ресурсными проектами через бизнес-подразделение под названием «Предприятие». Предприятие было организовано так, чтобы им можно было управлять так же, как публичной корпорацией с Советом (функционирующим как Исполнительный комитет) и Секретариатом (который занимается повседневным управлением). Как международный орган Управление также включает в себя собрание представителей от каждой страны, которое функционирует как большой совет директоров. В отличие от публичной корпорации, Ассамблея является высшим органом, определяющим политику Управления. После ратификации LOSC активность в отношении этих положений была ограниченной. 13
Морские объекты
Хотя легко определить, как можно провести исходные линии на больших участках континентальной береговой линии, например, во Флориде или Калифорнии, существуют и другие морские объекты, которые могут повлиять на рисование зон. К ним относятся:
- Прямые базовые линии (которые не являются функцией, но изменяют базовую линию при использовании)
- Устья рек
- Отсеки
- Острова
- Камни
- Рифы и атоллы
- Высоты во время отлива
- Искусственные острова, установки и сооружения
Прямые базовые линии
Для размещения сильно изрезанной береговой линии и окраин вдоль побережья LOSC позволяет использовать прямые базовые линии. 14 Эти базовые линии, проведенные между объектами и береговой линией для создания прямых линий, позволяют государствам создавать фиксированные точки, чтобы иметь дело с дикими отклонениями расстояния, вызванными такими объектами. Любое море между побережьем и прямой исходной линией считается внутренними водами, а не территориальными водами. Практический эффект прямых исходных линий заключается в том, что они отодвигают морские границы государства наружу. Как следствие, государства, начиная от Канады и заканчивая Китаем, агрессивно использовали прямые исходные линии способами, которые не принимаются США 9.0006
Государства не могут произвольно проводить прямые исходные линии для расширения своих морских притязаний. LOSC предусматривает, что прямые исходные линии должны соответствовать общему направлению побережья, а морской район, проходящий по этим линиям, должен быть тесно связан с берегом. 15 Прямые исходные линии нельзя проводить через возвышенности во время отлива (см. определение ниже). Наконец, они не могут использоваться для перекрытия доступа другого государства к его территориальному морю или ИЭЗ. Прямые исходные линии могут рассматриваться в случае «экономического интереса, характерного для соответствующего региона», если государство демонстрирует «длительное использование» исходных условий. 16
Устья рек
Устья рек — это места, где реки впадают в океан. Государствам с устьями рек разрешается проводить прямую исходную линию между линиями отлива на каждом берегу. 17
Заливы
Заливы являются одним из наиболее сложных морских объектов. В общем, залив представляет собой большое углубление в береговой линии. Это может стать проблемой с прямыми исходными линиями, поскольку государства могут попытаться классифицировать большие заливы как внутренние воды, чтобы расширить морские границы и контролировать доступ к пролету. Чтобы предотвратить это, LOSC определяет бухту как «четко заметную выемку… [где] ее площадь равна или больше площади полукруга, диаметр которого представляет собой линию, проведенную через устье этой выемки. ” 18 Объем контроля государства над заливом зависит от расстояния между линией отлива по обеим сторонам входа в залив. Если ширина входа равна или меньше 24 миль во время отлива, то государство может провести прямую исходную линию через вход, фактически сделав весь залив внутренними водами. Если вход имеет ширину более 24 миль, государство может провести только прямую исходную линию длиной 24 мили через залив таким образом, чтобы максимизировать площадь внутренних вод. Это положение не распространяется на так называемые «исторические» бухты, такие как Чесапикский залив.
Острова
Острова представляют собой естественно образованные участки суши, со всех сторон окруженные водой. Острова должны находиться над водой во время прилива и быть способными поддерживать человеческое жилье или собственную экономическую жизнь. 19 Острова обладают теми же морскими зонами, что и другие массивы суши, включая территориальное море, прилегающую зону, ИЭЗ и континентальный шельф. Острова не обязательно должны быть заселены для создания этих морских зон; они должны быть только способными поддерживать человеческое жилье или экономическую жизнь. См. ниже информацию об искусственных островах, с которыми обращаются иначе, чем с естественными островами.
Скалы
Скала в LOSC определяется как остров, который не может поддерживать человеческое жилье или экономическую жизнь. Скалы предоставляют своим владельцам меньший контроль, чем острова, предоставляя только территориальное море и прилегающую зону. Они не создают и не расширяют ИЭЗ. Скала — это юридический термин, который не относится к какому-либо конкретному типу геологических образований. Например, песчаную отмель можно считать камнем.
Рифы и атоллы
Рифы представляют собой образования кораллов, грубо по форме напоминающие горы, которые проходят прямо под поверхностью воды. Атоллы — это небольшие U-образные острова или рифы, состоящие из кораллов. В случае островов, расположенных на атоллах, или островов, окаймляющих рифы, исходной линией для измерения ширины территориального моря является обращенная к морю линия отлива рифа… 20
Возвышения во время отлива
Возвышение во время отлива — это массив суши, полностью погружаемый во время прилива, но над водой во время отлива. Эти возвышения сами по себе не создают никаких зон морского контроля. 21 Если возвышение во время отлива находится в пределах границы территориального моря государства, если измерять его от материка или острова, это государство может провести исходную линию от линии отлива возвышения во время отлива, а не от берега .
Искусственные острова, сооружения и сооружения
Государства имеют право строить искусственные острова, сооружения и сооружения в пределах своей ИЭЗ. 22 Владельцам таких искусственных объектов разрешается устанавливать разумные зоны безопасности, обычно не превышающие 500 метров (1649 футов) или приемлемые стандарты международных организаций по безопасности, таких как Международная морская организация. Поскольку они не встречаются в природе, искусственные объекты не создают территориального моря, прилегающей зоны, ИЭЗ или континентального шельфа.
Влияние и противоречия морских зон и особенностей
LOSC конкретно определяет различные морские зоны и особенности. Однако во всем мире продолжаются споры по поводу определения этих характеристик и зон, которые они должны создавать. Легко понять, почему, в зависимости от типа функции.
Спор о заливе Сидра иллюстрирует проблемы, связанные с заливами и прямыми исходными линиями. Расположенный между восточной и западной половинами Ливии, ливийское правительство при Муаммаре Каддафи в 1970-е годы попытались провести прямую исходную линию через залив Сидра и объявить его внутренними водами.
Это дало бы Ливии гораздо большую территорию для ограничения навигации и пролета. Большинство стран не признали это требование, потому что в соответствии с LOSC исходная линия не соответствовала форме побережья. Эти страны также выступили против заявления Ливии об историческом использовании из-за отсутствия продемонстрированного использования и его большого размера.
Еще одна проблема связана с определением островов. Государства заинтересованы в том, чтобы получить статус острова за их глубоководные особенности. В отличие от скал или маловодных возвышенностей, острова представляют собой полное территориальное море с контролем полета и полной ИЭЗ. Эта проблема наиболее распространена в Южно-Китайском море, которое богато ресурсами и содержит множество морских объектов, которые могут быть или не быть островами, имеющими право на крупные ИЭЗ.
Наконец, повышение уровня моря угрожает изменить текущую демаркацию морских зон. Как уже говорилось, скалы и возвышенности во время отлива создают гораздо меньшие зоны контроля, чем острова. Повышение уровня моря может фактически понизить статус некоторых островов до статуса скал или отливных возвышенностей, которые лишат их владельцев ИЭЗ. LOSC не дает четких указаний по этому возникающему вопросу.
- Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, статья 5, дек. 10, 1982, 1833 г. 397 [далее LOSC]. (доступно по адресу: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/part2.htm).
- Министерство торговли США, Национальное управление океанических и атмосферных исследований. «Чем отличается морская миля от узла?» Национальная океаническая служба NOAA. 1 июня 2013 г. По состоянию на 6 июля 2017 г. http://oceanservice.noaa.gov/facts/nauticalmile_knot.html.
- Департамент военно-морского флота США, Аннотированное дополнение к Справочнику командующего по закону военно-морских операций, NWP 9 (Rev. A)/FMFM 1-10), пп. 1.5.1 и 2.4.1 (1989 г.).
- LOSC, статья 56
- LOSC, ст. 56.
- LOSC, ст. 58. ( Статьи 58-115 включают обязанности по оказанию помощи (статья 98), действия по противодействию работорговле (статья 99) и пресечению пиратства (статьи 100-107), пресечение оборота наркотиков (статья 108), пресечение несанкционированного вещания (статья 109), осуществления права на приближение и посещение в мирное время (статья 110) и права на преследование по горячим следам (статья 111) ).
- LOSC, статья 76(4)(a)(i).
- LOSC, статья 76 (4)(a)(ii).
- Изобата 2500 м означает линию, соединяющую морское дно на глубине 2500 м 10 LOSC, Статья 79(1).
- LOSC, статья 78.
- LOSC, статья 136. 13 LOSC, статья 151(b). 14 LOSC, статья 7.
- LOSC, Статья 7.
- LOSC, Статья 7.
- LOSC, Статья 9.
- LOSC, статья 10.
- LOSC, статья 121.
- LOSC, статья 6.
- LOSC, Статья 13.
- LOSC, статья 60 .
КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО МОРСКОМУ ПРАВУ
КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО МОРСКОМУ ПРАВУЧАСТЬ II
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ И ПРИЛЕГАЮЩАЯ ЗОНА
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 2
Правовой статус территориального моря, воздушного пространства
над территориальным морем и его дном и недрами
1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод на прилегающий морской пояс, именуемый территориальным морем.
2. Этот суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его дно и недра.
3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется в соответствии с настоящей Конвенцией и другими нормами международного права.
РАЗДЕЛ 2. ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ
Статья 3
Ширина территориального моря
Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, определяемых в соответствии с настоящей Конвенцией.
Статья4
Внешняя граница территориального моря
Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится на расстоянии от ближайшей точки исходной линии, равном ширине территориального моря.
Артикул5
Нормальный базовый уровень
Если иное не предусмотрено настоящей Конвенцией, обычной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия отлива вдоль берега, отмеченная на крупномасштабных картах, официально признанных прибрежным государством.
Статья 6
Рифы
В случае островов, расположенных на атоллах, или островов, окаймляющих рифы, исходной линией для измерения ширины территориального моря является обращенная к морю линия отлива рифа, обозначенная соответствующим символом на картах, официально признанных прибрежными Состояние.
Артикул7
Прямые базовые линии
1. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и изрезана, или если вдоль берега в непосредственной близости от него имеется полоса островов, для проведения исходной линии, от которой определяется ширина, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.
2. Если из-за наличия дельты и других природных условий береговая линия крайне неустойчива, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль самой дальней в сторону моря протяженности линии отлива и, несмотря на последующую регрессию линии отлива, прямые исходные линии остаются в силе до тех пор, пока прибрежное государство не изменит их в соответствии с настоящей Конвенцией.
3. Проведение прямых исходных линий не должно сколько-нибудь заметно отклоняться от общего направления побережья, а морские районы, лежащие в пределах этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с сушей, чтобы на них распространялся режим внутренних вод.
4. Прямые исходные линии не должны быть проведены к возвышенностям во время отлива и от них, если только на них не были построены маяки или подобные сооружения, которые постоянно находятся над уровнем моря, или за исключением случаев, когда проведение исходных линий к таким возвышениям и от них получило общее международное признание.
5. В тех случаях, когда метод прямых исходных условий применим в соответствии с пунктом 1, при определении конкретных исходных условий могут учитываться экономические интересы, характерные для соответствующего региона, реальность и важность которых ясно подтверждается длительным использованием.
6. Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы отрезать территориальное море другого государства от открытого моря или исключительной экономической зоны.
Статья8
Внутренние воды
1. За исключением случаев, предусмотренных в Части IV, воды, находящиеся со стороны берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод Государства.
2. В тех случаях, когда установление прямой исходной линии в соответствии с методом, изложенным в статье 7, приводит к включению в качестве внутренних вод районов, которые ранее не считались таковыми, существует право мирного прохода, предусмотренное настоящей Конвенцией. в тех водах.
Статья 9
Устья рек
Если река впадает непосредственно в море, исходной линией должна быть прямая линия, проходящая через устье реки между точками на линии межени ее берегов.
Артикул 10
Отсеки
1. Настоящая статья касается только заливов, берега которых принадлежат одному государству.
2. Для целей настоящей Конвенции залив представляет собой хорошо обозначенную впадину, проникновение которой настолько пропорционально ширине ее устья, что вмещает воды, не имеющие выхода к морю, и представляет собой нечто большее, чем просто изгиб берега. Однако углубление не должно рассматриваться как залив, если его площадь не равна или больше площади полукруга, диаметр которого представляет собой линию, проведенную через устье этого углубления.
3. Для целей измерения площадью углубления считается площадь, лежащая между отметкой отлива вокруг берега углубления и линией, соединяющей отметку отлива с естественным входом в нее. Если из-за наличия островов углубление имеет более одного устья, полукруг должен быть нарисован на линии, длина которой равна сумме длин линий, пересекающих разные устья. Острова внутри углубления должны быть включены, как если бы они были частью акватории углубления.
4. Если расстояние между отметками отлива естественных точек входа в бухту не превышает 24 морских миль, между этими двумя отметками отлива может быть проведена линия смыкания, и заключенные в них воды считаются внутренние воды.
5. Если расстояние между отметками отлива естественных точек входа в залив превышает 24 морские мили, в заливе проводится прямая исходная линия в 24 морских мили таким образом, чтобы охватить максимальную площадь воды. это возможно с линией такой длины.
6. Вышеизложенные положения не применяются к так называемым «историческим» заливам или в любом случае, когда применяется система прямых исходных линий, предусмотренная в статье 7.
Артикул 11
Порты
В целях определения границ территориального моря самые отдаленные постоянные портовые сооружения, которые составляют неотъемлемую часть системы портов, считаются частью побережья. Морские сооружения и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.
Артикул 12
Рейды
Рейды, которые обычно используются для погрузки, разгрузки и постановки судов на якорь и которые в противном случае находились бы полностью или частично за пределами внешней границы территориального моря, включаются в территориальное море.
Статья 13
Отливные возвышенности
1. Возвышение во время отлива – это естественно образованный участок суши, который окружен водой и находится над водой во время отлива, но затопляется во время прилива. Если возвышение отлива расположено полностью или частично на расстоянии, не превышающем ширины территориального моря от материка или острова, линия отлива на этом возвышении может использоваться в качестве исходной линии для измерения ширины территориального моря. море.
2. Если отливная возвышенность полностью расположена на расстоянии, превышающем ширину территориального моря от материка или острова, она не имеет собственного территориального моря.
Артикул 14
Комбинация методов определения базовых уровней
Прибрежное государство может в свою очередь определять исходные линии любым из методов, предусмотренных в предыдущих статьях, для соответствия различным условиям.
Артикул 15
Делимитация территориального моря между государствами
с противоположными или смежными берегами
Если побережья двух государств расположены напротив друг друга или примыкают друг к другу, ни одно из двух государств не имеет права, если между ними не будет достигнуто соглашение об ином, расширять свое территориальное море за срединную линию, каждая точка которой равноудалена от ближайших точек. на исходных линиях, от которых отмеряется ширина территориальных вод каждого из двух государств. Вышеупомянутое положение, однако, не применяется, когда в силу исторического права собственности или других особых обстоятельств необходимо провести делимитацию территориальных вод двух государств способом, противоречащим этому.
Артикул 16
Карты и списки географических координат
1. Исходные линии для измерения ширины территориального моря, определенные в соответствии со статьями 7, 9 и 10, или вытекающие из них пределы, а также линии делимитации, проведенные в соответствии со статьями 12 и 15, должны быть показаны на картах морских судов. весы или весы, достаточные для определения их положения. В качестве альтернативы можно заменить список географических координат точек с указанием геодезических данных.
2. Прибрежное государство должным образом опубликовывает такие карты или перечни географических координат и сдает на хранение копию каждой такой карты или перечня Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
РАЗДЕЛ 3. МИРНЫЙ ПРОХОД В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ
ПОДРАЗДЕЛ А. ПРАВИЛА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ КО ВСЕМУ СУДНУ
Артикул 17
Право мирного прохода
При условии соблюдения настоящей Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.
Артикул 18
Значение перехода
1. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:
а) пересечения этого моря без захода во внутренние воды или стоянки на рейде или в портовом сооружении вне внутренних вод; или
(b) при следовании во внутренние воды или из них или заходе на такой рейд или портовое сооружение.
2. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход включает в себя остановку и постановку на якорь, но только в той мере, в какой они связаны с обычным плаванием или необходимы в связи с форс-мажорными обстоятельствами, бедствием или с целью оказания помощи лицам, судам или самолетам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
Статья 19
Значение мирного прохода
1. Проход является мирным, пока он не наносит ущерба миру, хорошему порядку или безопасности прибрежного государства. Такой проход осуществляется в соответствии с настоящей Конвенцией и другими нормами международного права.
2. Проход иностранного судна считается наносящим ущерб миру, порядку или безопасности прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любую из следующих действий:
(a) любую угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или любым другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;
(b) любые упражнения или тренировки с оружием любого вида;
(c) любое действие, направленное на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
(d) любой акт пропаганды, направленный на защиту или безопасность прибрежного государства;
(e) запуск, посадка или посадка на борт любого воздушного судна;
(f) запуск, посадка или взятие на борт любого военного устройства;
(g) погрузка или разгрузка любого товара, валюты или лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
(h) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения, противоречащий настоящей Конвенции;
(i) любая рыболовная деятельность;
(j) проведение исследований или изыскательских работ;
(k) любое действие, направленное на создание помех любым системам связи или любым другим средствам или сооружениям прибрежного государства;
(l) любая другая деятельность, не имеющая прямого отношения к проходу.
Артикул20
Подводные лодки и другие подводные аппараты
В территориальном море подводные лодки и другие подводные аппараты обязаны плавать в надводном положении и показывать свой флаг.
Артикул 21
Законы и правила прибрежного государства, касающиеся мирного прохода
1. Прибрежное государство может принимать законы и правила в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права, касающиеся мирного прохода через территориальное море, в отношении всех или любого из следующего:
(a ) безопасность мореплавания и регулирование морского движения;
(b) защита навигационных средств и средств и других средств или установок;
(c) защита кабелей и трубопроводов;
(d) сохранение живых ресурсов моря;
(e) предотвращение нарушения законов и правил рыболовства прибрежного государства;
(f) сохранение окружающей среды прибрежного государства и предотвращение, сокращение и контроль ее загрязнения;
(ж) морские научные исследования и гидрографические съемки;
(h) предотвращение нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства.
2. Такие законы и правила не применяются к проектированию, строительству, комплектованию или оборудованию иностранных судов, если они не приводят в действие общепринятые международные правила или стандарты.
3. Прибрежное государство должным образом опубликовывает все такие законы и правила.
4. Иностранные суда, осуществляющие право мирного прохода через территориальное море, должны соблюдать все такие законы и правила и все общепринятые международные правила, касающиеся предотвращения столкновений на море.
Артикул22
Морские пути и схемы разделения движения в территориальном море
1. Прибрежное государство может, когда это необходимо с учетом безопасности мореплавания, потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через его территориальное море, использовать такие морские пути и схемы разделения движения, которые оно может определить или предписать для регулирования судоходства. проход кораблей.
2. В частности, танкеры, атомные суда и суда, перевозящие ядерные или другие опасные по своей природе или ядовитые вещества или материалы, могут быть обязаны ограничивать свой проход такими морскими путями.
3. При назначении морских коридоров и предписании схем разделения движения в соответствии с настоящей статьей прибрежное государство принимает во внимание:
а) рекомендации компетентной международной организации;
(b) любые каналы, обычно используемые для международного судоходства;
(c) особые характеристики отдельных судов и каналов; и
(d) плотность движения.
4. Прибрежное государство должно четко указывать такие морские пути и схемы разделения движения на картах, которые должны быть должным образом опубликованы.
Артикул 23
Иностранные атомоходы и суда с ядерными установками
или другие опасные или ядовитые вещества
Иностранные атомоходы и суда, перевозящие ядерные или иные по своей природе опасные или вредные вещества, при осуществлении права мирного прохода через территориальное море должны иметь документы и соблюдать специальные меры предосторожности, установленные для таких судов международными договорами.
Артикул24
Обязанности прибрежного государства
1. Прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу иностранных судов через территориальное море, кроме как в соответствии с настоящей Конвенцией. В частности, при применении настоящей Конвенции или любых законов или правил, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, прибрежное государство не должно:
невинный проход; или
(b) дискриминировать по форме или фактически суда любого государства или суда, перевозящие грузы в, из или от имени любого государства.
2. Прибрежное государство должно надлежащим образом оповещать о любой известной ему опасности для судоходства в пределах его территориального моря.
Артикул 25
Права на защиту прибрежного государства
1. Прибрежное государство может принять необходимые меры в своем территориальном море для предотвращения немирного прохода.
2. В случае следования судов во внутренние воды или захода в портовое средство за пределами внутренних вод прибрежное государство также имеет право принимать необходимые меры для предотвращения какого-либо нарушения условий, при которых допускается допуск этих судов во внутренние воды. воды или такой вызов подлежит.
3. Прибрежное государство может без дискриминации по форме или по факту среди иностранных судов временно приостановить в определенных районах своего территориального моря мирный проход иностранных судов, если такая приостановка необходима для защиты его безопасности, включая учения с оружием. Такая приостановка вступает в силу только после ее надлежащего опубликования.
Артикул 26
Сборы, которые могут взиматься с иностранных судов
1. Никакие сборы не могут взиматься с иностранных судов только по причине их прохода через территориальное море.
2. Сборы могут взиматься с иностранного судна, проходящего через территориальное море, в виде платы только за конкретные услуги, оказанные судну. Эти сборы взимаются без дискриминации.
ПОДРАЗДЕЛ B. ПРАВИЛА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К
ТОРГОВЫЕ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СУДА
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЙ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ
Артикул 27
Уголовная юрисдикция на борту иностранного судна
1. Уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста любого лица или проведения какого-либо расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, когда следующие случаи:
(a) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
(b) если преступление направлено на нарушение спокойствия страны или порядка в территориальном море;
(c) если помощь местных властей запрошена капитаном судна или дипломатическим агентом или консульским должностным лицом государства флага; или
(d), если такие меры необходимы для пресечения незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ.
2. Вышеизложенные положения не затрагивают права прибрежного государства предпринимать какие-либо меры, предусмотренные его законодательством, в целях ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.
3. В случаях, предусмотренных в пунктах 1 и 2, прибрежное государство, если об этом просит капитан, уведомляет дипломатического агента или консульское должностное лицо государства флага, прежде чем предпринимать какие-либо шаги, и содействует установлению контакта между таким агентом или должностным лицом и экипаж корабля. В экстренных случаях это уведомление может быть передано во время принятия мер.
4. При рассмотрении вопроса о том, следует ли произвести арест и каким образом, местные власти должны должным образом учитывать интересы судоходства.
5. За исключением случаев, предусмотренных в Части XII, или в отношении нарушений законов и правил, принятых в соответствии с Частью V, прибрежное государство не может предпринимать какие-либо шаги на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста любого лица или совершения любое расследование в связи с каким-либо преступлением, совершенным до входа судна в территориальное море, если судно, следующее из иностранного порта, только проходит через территориальное море, не заходя во внутренние воды.
Артикул 28
Гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов
1. Прибрежное государство не должно останавливать или отклонять иностранное судно, проходящее через территориальное море, с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна.
2. Прибрежное государство не может налагать взыскание на судно или арестовывать судно в целях любого гражданского разбирательства, за исключением обязательств или обязательств, принятых или принятых на себя самим судном в ходе или с целью его рейса через воды прибрежного государства.
3. Параграф 2 не наносит ущерба праву прибрежного государства в соответствии со своим законодательством налагать взыскание или арестовывать в целях любого гражданского разбирательства иностранное судно, находящееся в территориальном море или проходящее через территориальное море после выхода из внутренних вод.
ПОДРАЗДЕЛ C. ПРАВИЛА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К
ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ И ДРУГИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ КОРАБЛИ
ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ
Артикул 29
Определение военных кораблей
Для целей настоящей Конвенции «военный корабль» означает судно, принадлежащее вооруженным силам государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальной принадлежности, под командованием офицера, должным образом уполномоченного правительством этого государства и чье имя фигурирует в соответствующем служебном списке или его эквиваленте и укомплектован экипажем, находящимся в регулярных вооруженных силах.
Артикул30
Несоблюдение военными кораблями законов и правил
прибрежного государства
. Если какое-либо военное судно не соблюдает законы и правила прибрежного государства, касающиеся прохода через территориальное море, и игнорирует любой обращенный к нему запрос об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море.
Артикул 31
Ответственность государства флага за ущерб, причиненный военным кораблем
или другое государственное судно, эксплуатируемое в некоммерческих целях
Государство флага несет международную ответственность за любые потери или ущерб прибрежному государству в результате несоблюдения военным кораблем или другим правительственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальную моря или с положениями настоящей Конвенции или других норм международного права.
Артикул32
Иммунитет военных кораблей и других правительственных кораблей
эксплуатируется в некоммерческих целях
За такими исключениями, которые содержатся в подразделе А и в статьях 30 и 31, ничто в настоящей Конвенции не затрагивает иммунитетов военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях.