Территориальная подсудность административных дел: Территориальная подсудность административных дел \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс

Содержание

Территориальная подсудность административных дел \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс

]]>

Подборка наиболее важных документов по запросу Территориальная подсудность административных дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Территориальная подсудность административных дел

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 12.26 «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения» КоАП РФ
(В.Н. Трофимов)Суд отклонил довод о нарушении судом территориальной подсудности при рассмотрении дела об административном правонарушении. По мнению суда, сославшегося на ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, состоит в невыполнении водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Местом совершения указанного административного правонарушения является место, где водитель транспортного средства отказался от выполнения законного требования инспектора ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 4 «Судебные участки» Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и отметив, что территориальная подсудность мировых судей определена законом субъекта РФ, согласно которому адрес совершения заявителем административного правонарушения не относится к территориальной подсудности мирового судьи судебного участка; сведений о том, что на мирового судью было возложено исполнение обязанностей другого мирового судьи, в материалах дела не имеется; ходатайства заявителя о передаче дела об административном правонарушении для рассмотрения по месту его жительства материалы дела также не содержат, суд пришел к выводу о том, что постановление мирового судьи вынесено с нарушением правил территориальной подсудности, в связи с чем отменил постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении и прекратил производство по делу, поскольку разрешение дела с нарушением правил подсудности является существенным процессуальным нарушением, не отвечает требованию справедливого правосудия.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Территориальная подсудность административных дел

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как лишают водительских прав?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2020)В течение трех суток с даты составления протокола инспектор ГИБДД обязан направить собранный по делу административный материал в суд. Обычно такие дела рассматривают мировые судьи. По общему правилу дело рассматривается по месту совершения правонарушения, но, если заявленное водителем ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства удовлетворено, материал направляется мировому судье, в чью территориальную подсудность входит адрес места жительства водителя (ч. 1 ст. 28.8, ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Административная ответственность: Учебно-практическое пособие»
(Липатов Э. Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е.)
(под ред. С.Е. Чаннова)
(«Волтерс Клувер», 2010)Общая территориальная подсудность может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. Исключение составляют дела, перечисленные в ч. ч. 2 и 3 ст. 29.5 КоАП РФ, для которых установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных данными нормами критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Нормативные акты: Территориальная подсудность административных дел

Подведомственность и подсудность в административном процессе

Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела:

  • связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан;
  • прав и законных интересов организаций;
  • другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.

Институт подсудности административных дел определяет относимость подведомственных судам общей юрисдикции административных дел к ведению конкретного суда в системе судов общей юрисдикции по первой инстанции.

Согласно ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ (ст. 1).

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

  1. верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
  2. районные суды;
  3. военные суды.

В Кодексе административного судопроизводства РФ различают два вида подсудности административных дел: родовую и территориальную.

Правила родовой подсудности определяют относимость административных дел судам определенного уровня (ст. 18 – 21 КАС РФ).

Все административные дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа:

  • дела подсудные военным судам;
  • дела подсудные районным судам;
  • дела подсудные верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и судам автономного округа;
  • дела подсудные Верховному Суду РФ.

Правила территориальной подсудности определяют, какому суду общей юрисдикции одного уровня по первой инстанции в зависимости от места рассмотрения подсудно конкретное административное дело (ст. 22 – 24, 26 КАС РФ).

В КАС РФ четыре статьи, по которым надлежит производить выбор надлежащего суда среди равных, используя правила четырех видов территориальной подсудности:

  • общей;
  • исключительной;
  • по выбору административного истца;
  • по связи между собой административных дел (ст. 22, 23, 24, 26 КАС РФ).

Общая территориальная подсудность административных дел предполагает подачу административного искового заявления по месту нахождения административного ответчика (ст. 22 КАС РФ).

Ст. 23 КАС РФ закрепляет четыре случая действия правила исключительной подсудности, сущность которого заключается в возможности обратиться с административным исковым заявлением только в указанный в законе суд.

Правила определения подсудности по выбору административного истца предполагают выбор суда для рассмотрения и разрешения административного дела, что позволяет административному истцу обращаться в суд как по месту нахождения административного ответчика, так и в другой суд, указанный в ст. 24 КАС РФ.
Подсудность нескольких связанных между собой административных дел представляет собой особую разновидность территориальной подсудности, когда подсудность одного дела определяется по месту рассмотрения связанного с ним другого дела (ст. 26 КАС РФ).

Подведомственность и подсудность административных дел судам: Видео

Статья 32. Территориальная подсудность уголовного дела — с изменениями, проверено 17.01.2021 — Уголовно-процессуальный кодекс — Кодексы Российской Федерации

Статья 32. Территориальная подсудность уголовного дела

1. Уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой и пятой настоящей статьи, а также статьёй 35 настоящего Кодекса.

2. Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления.

3. Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них.

4. Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации и предварительное расследование уголовного дела осуществлялось на территории Российской Федерации в соответствии со статьёй 459 настоящего Кодекса по основаниям, предусмотренным статьёй 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на место жительства или место пребывания потерпевшего в Российской Федерации либо на место жительства или место пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

5. Уголовное дело частного обвинения или заявление потерпевшего о преступлении, совершенном гражданином Российской Федерации в отношении гражданина Российской Федерации вне пределов Российской Федерации, подлежит рассмотрению мировым судьёй, чья юрисдикция распространяется на территорию, на которой проживает потерпевший или обвиняемый.

6. Вопрос об изменении территориальной подсудности уголовных дел, указанных в частях четвертой и пятой настоящей статьи, разрешается в порядке, установленном статьёй 35 настоящего Кодекса.

Статья 19. Территориальная подсудность административных дел Раздел II. Организация административного судопроизводства (ст. 17–103) Кодекс административного судопроизводства Украины (редакция до 15.12.2017 г.) | Нормативная база Украины

1. Административные дела решаются административным судом по местонахождению ответчика, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездействия субъектов властных полномочий, принятые (совершенные, допущенные) в отношении конкретного физического или юридического лица (их объединений), решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированному в установленном законом порядке месту жительства (пребывания, нахождения) этого лица-истца, либо административным судом по месту нахождения ответчика, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Если такое лицо не имеет места проживания (пребывания, нахождения) в Украине, тогда дело решает административный суд по месту нахождения ответчика.

3. Административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, административные дела по поводу обжалования решений Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок, административные дела, ответчиком по которым является зарубежное дипломатическое или консульское представительство Украины, его должностное или служебное лицо, а также административные дела об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительном роспуске, ликвидации) политической партии решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев.

4. Административные дела по поводу обжалования решений субъектов властных полномочий, принятых на контрольных пунктах въезда (выезда) на временно оккупированную территорию, их действий или бездействия решаются административным судом по местонахождению соответствующего контрольного пункта.

5. В случае неопределения настоящим Кодексом территориальной подсудности административного дела такое дело рассматривается местным административным судом по выбору истца.

О подсудности по КАС РФ: подведомственность административных дел судам

В КАС подсудность является ключевым правилом отношения дела к юрисдикции судебного органа. На основании этого критерия проводится дальнейшее разграничение по подсудности. Административный иск подсудность — тема этой статьи.

Что говорит закон

Подведомственность и подсудность административных дел судам определяется согласно нормам 17-27 КАС РФ. При этом разграничивается понятие подведомственности административных дел и подсудности по КАС РФ.

Подведомственность (далее — ПвАД) определяет характер разрешаемо дела. Подсудность (далее — ПАД) же позволяет разграничить компетенцию между судебными структурами, под ведомством которых производится рассмотрение вопроса.

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

Подсудность гражданских дел

Дела, подсудные административному судопроизводству (далее — АД), по части 2, 3 ст. 1 КАС РФ разделяются на два типа:

  1. Те, где истцами выступают физические и юридические лица. Сюда относятся АД по вопросам оспаривания (краткий список):
  • деяний публичных органов, их работников,
  • актов нормативного характера (полностью или в определенной части),
  • деяний (в том числе письменных документов/решений) коллегий судей по вопросам квалификации,
  • размера/факта начисления компенсационных выплат за несвоевременное рассмотрение дела или выполнение решения суда,
  • выборных прав и т. п.

Выборное право защищается в порядке админ-судопроизводства

  1. 2. Те, истцом в которых выступают публичные органы или их работники. Обычно такие иски касаются судебного контроля за правомерностью работы публичных органов власти в части:
  • прекращения работы, ликвидации политической партии/общественной/религиозной организации или другого некоммерческого объединения, или такие же действия в отношении их структурных подразделений,
  • завершения работы средства массовой информации,
  • принуждения граждан выплатить положенные суммы, штрафы,
  • установления режима административного надзора для бывших преступников,
  • принудительной доставки лица в медицинскую организацию,
  • защиты прав недееспособных и лиц до 18, если их представитель по закону отказался от медицинских мер по спасению их жизни и т. п.

Если иск касается админ-правонарушения, судья использует нормы КоАП РФ, ч. 5 ст. 1 КАС (далее – Кодекс).

Определение подсудности административных дел

Подсудность дел об административных правонарушениях

По норме N 17 КАС, суды общей юрисдикции (далее — СОЮ), ВС РФ, региональные и военные суды могут вести судопроизводство АД в качестве органа первой инстанции. Разграничения ставятся по характеру полномочий каждого учреждения.

По КАС РФ подсудность позволяет разграничить распространение юрисдикции органов на разные типы административных исков.

Реализация права гражданина подать иск в орган, по правилам подсудности, осуществляется согласно ч. 1 ст. 47 Конституции России

Какие бывают виды подсудности

Выделяют такие виды административной подсудности:

  • по родовому признаку (далее — РП),
  • по территориальному признаку (далее — ТП).

РП – это правила передачи спора в определенное звено системы судебных органов (далее — СО). Разграничения производятся между райсудами, региональными СО и ВС. Каждый орган уполномочен решать вопросы конкретного рода. Последний определяется предметом спора.

Так, по норме N 19 Кодекса, АД относятся к районным судам, кроме:

  • исков по реализации прав военнослужащих, норма N18 КАС. Такими вопросами занимается военный суд,
  • мировой суд выносит постановление по взысканию платежей в порядке гл. 11.1 КАС (N17.1 КАС),
  • АД, которые перечислены в ст. 20 КАС и относятся к СО субъектов Федерации,
  • споров, которые рассматриваются ВС по ст. 21 Кодекса.

Важно! Согласно ст. 19 КАС подведомственные судам АД, за исключением споров, предусмотренных нормами N 18, 20 и 21 КАС, рассматриваются райсудом в порядке первой инстанции.

Территориальная подсудность административного иска

По ТП разграничивается юрисдикция СО одного уровня в зависимости от территории, где происходит судопроизводство. В Кодексе ТП разделяется по типам:

  • общий вид – норма N 22. Иск подается по адресу ответчика,
  • исключительный вид – норма N 23. Определяет ПАД для лиц, которых нужно депортировать, госпитализировать, освидетельствовать, а также несовершеннолетних и недееспособных,
  • альтернативный вид – норма N 24. В этом случае заявитель вправе самостоятельно выбрать СО: по адресу ответчика или по месту проживания истца,
  • в зависимости от связи нескольких споров – норма N 26. Распространяется на случаи, если есть несколько ответчиков или встречный иск.

В большинстве случаев спор рассматривается по месту жительства ответчика

Ст. 27 КАС определяет случаи, когда допускается передача спора в другой СО. Такой процесс допускается, только если изначально иск подан по правилам ПАД, но:

  • в ходе процесса оказалось, что не соблюдены нормы Кодекса о подсудности,
  • ответчик, место нахождения которого неизвестно, объявился и подал ходатайство о передаче дела,
  • имел место отвод судьи, что сделало рассмотрение спора в этом суде невозможным.

Передача спора в другой СО оформляется определением и ограничивается сроком обжалования акта.

Подведомственность административных дел судам

Подсудность Гражданского процессуального кодекса (ГПК)

Юрисдикция, то есть свойство спора быть рассмотренным конкретным органом, определяется по правилам подведомственности административных дел. ПвАД позволяет поставить четкие границы между СО разной направленности.  ПвАД определяется только согласно статьям законодательных актов, к примеру, Гражданский процессуальный кодекс — ст. 22, Арбитражный процессуальный кодекс – ст. 27-33 и т. д.

Выше уже было упомянуто, что в большинстве случаев, административные споры рассматриваются СОЮ, согласно КАС. Прочие судебные структуры вправе выносить решения по АД, только если это предусмотрено в нормативно-правовых актах (далее — НПА):

  • КС РФ – ст. 125 Конституции России и ФЗК N 1 от 21.07.1994. Принимает решение о соответствии НПА высших органов исполнительной власти основному закону страны,
  • КС субъектов РФ выносят решения о законности нормативно-правовых актов местных исполнительных органов – ст. 27 ФЗК N 1 от 31.12.1996,
  • судебные органы арбитража (далее — АрбС) могут осуществлять судопроизводство АД на основании ст. 29 АПК.

Это споры:

  • связанные с оспариванием НПА, что затрагивают отношения в сфере интеллектуальной собственности,
  • если истцом выступает участник предпринимательской сферы и полагает, что акты органов власти нарушили его права,
  • некоторые админ-правонарушения, которые по закону отнесены к ведомству АрбС,
  • некоторые случаи взысканий с участников предпринимательской/экономической сферы платежей, штрафов и других сумм,
  • другие случаи, отнесенные законодательством к юрисдикции АрбС.

КС РФ проверяет НПА на соответствие основному закону страны

Исключения составляют суды, которые ни при каких условиях не могут рассматривать АД:

  • СО других стран,
  • третейские суды,
  • международные коммерческие арбитражи.

Основаниями отличия компетенции СО выступают:

  • определение сути спора,
  • выделение круга участников (истец и ответчик).

Важно! Судопроизводство другими судами (не СОЮ) осуществляется по процессуальным НПА, на основании которых они создаются и действуют, так, АрбС использует АПК.

Как видно, определение правил ПАД и ПвАД в отношении административных споров — задача не из легких. Большинство дел разрешается СОЮ, а иск подается по адресу ответчика. Но если есть проблематика с определением круга виновных, либо стороной выступает высший орган исполнительной власти, следует внимательно ознакомиться с компетенцией других СО.