Судебная практика по ст 127 ук рф: Судебная практика по ст. 127 УК РФ \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

Адвокат по ст. 127 УК РФ — незаконное лишение свободы в Самаре — Адвокат в Самаре и Москве

ГлавнаяПрофессиональные новости Адвокат по ст. 127 УК РФ — незаконное лишение свободы в Самаре

Адвокат Антонов А.П.

Состав преступления по ст. 127 УК РФ — незаконное лишение свободы, достаточно специфический, может распространяться на множество различных жизненных ситуаций. 

Сам состав преступления ст. 127 УК РФ подразумевает незаконное удержание человека в определенном помещении (месте) вопреки его собственной воле, лишение возможности свободно передвигаться, определять место своего пребывания по своему усмотрению и общаться с другими людьми. Период лишения свободы не является определяющим. Инкриминируемое деяние носит формальный состав, то есть преступление считается оконченным с момента когда человек осознал, что у него нет свободы передвижения/перемещения. Очень часто преступление совершается в отношении знакомых или родственников.

Преступление по ст. 127 УК РФ необходимо отличать от ст. 126 УК РФ (похищение человека) и ст. 128 УК РФ (незаконное помещение в психиатрический стационар). В последних двух случаях состав преступления предусматривает перемещение человека в другое место, тогда как ст. 127 УК РФ помещение потерпевшего в другое место не предусматривает.

Ст. 127 УК РФ относится к делам публичного обвинения и возбуждается даже при отсутствии заявления потерпевшего, при обнаружении признаков такого преступления, то прекращение за примирением сторон быть не может. 

Если Вас или Вашего родственника обвиняют в незаконном лишении свободы по ст. 127 УК РФ, уголовный адвокат в Самаре поможет выработать оптимальную и грамотную линию защиты, обеспечит защиту своего подзащитного на всех стадиях процесса, начиная с проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ и до завершения рассмотрения дела в судебных инстанциях.

Услуги адвоката по делам о незаконном лишение свободы:

1) Выезд на место происшествия. Консультация на месте и дальнейшее представление интересов доверителя в отделе полиции, следственных органах;

2)  Правовые консультации в устной или письменной форме по незаконному лишению свободы;

3) Сбор достоверных доказательств невиновности доверителя, также поиск свидетелей в пользу доверителя;

4) Защита доверителя на стадии доследственной проверки;

5) Обжалование нарушений при незаконных действиях либо бездействиях представителей надзорных и силовых структур;

6) Защита доверителя на стадии предварительного следствия, сбор доказательств и формирование позиции защиты. Предотвращение незаконной переквалификации на более тяжкую часть или статью. Изменение меры пресечения;

7) Представление интересов доверителя в судах различных инстанций.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 07.07.2020

Чтобы записаться на консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!

Поиск по сайту

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!

Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т. д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!

Подписывайтесь на наши новости в Телеграмме

Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта

Добавляйтесь к нам в друзья

Подписывайтесь на наш канал

Полезные ссылки

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист

Что-то пошло не так!

Заявка не была отправлена. Пожалуйста, попробуйте еще раз.

ВС доработает разъяснения по делам о похищении, незаконном лишении свободы и торговле людьми

Адвокаты прокомментировали «АГ» основные положения документа. Один из них назвал будущее постановление долгожданным и отметил, что в нем нашли отражение многие теоретические подходы, высказываемые исследователями данных вопросов. Другой отметил, что проект впервые объединил многочисленную судебную практику, связанную с уголовными делами о похищении людей, торговлей людьми, работорговлей. Третий согласился, что разъяснения затрагивают именно те моменты, которые вызывают затруднения у правоприменителей.

9 декабря Пленум Верховного Суда РФ рассмотрел проект постановления о судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми. По итогам обсуждения документ был направлен на доработку.

В комментарии «АГ» советник ФПА РФ, член Совета АП г. Москвы Евгений Рубинштейн отметил, что само будущее постановление Пленума является долгожданным документом, который разъяснит спорные вопросы квалификации по уголовным делам о похищении человека и ограничении свободы. По его словам, в проекте документа уже нашли отражение многие теоретические подходы, высказываемые исследователями о квалификации действий, выразившихся в торговле людьми.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов добавил, что проект документа впервые объединил многочисленную судебную практику, связанную с уголовными делами о похищении людей, торговлей людьми, работорговлей.

В свою очередь, адвокат, управляющий партнер АБ «Правовой статус» Алексей Иванов обратил внимание на то, что в проекте постановления Пленума ВС РФ уделено большое внимание квалифицирующим признакам таких преступлений, вопросам квалификации деяний и освобождения от уголовной ответственности, ранее вызывающим трудности у ряда правоприменителей.

В преамбуле проекта документа со ссылкой на ст. 22 российской Конституции отмечено, что право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность является одним из основных неотчуждаемых прав, принадлежащих людям с рождения. В интересах защиты этого конституционного права в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение преступлений против свободы личности. Так, ст. 126 Кодекса предусматривает уголовную ответственность за похищение человека, ст. 127 – за незаконное лишение свободы, а ст. 127.1 – за торговлю людьми.

Похищение и незаконное лишение свободы

Согласно п.

1 проекта, общественная опасность вышеуказанных преступлений заключается в незаконном ограничении человека в его физической свободе, в том числе в свободе передвижения и выбора своего местонахождения.

В п. 2 отмечено, что под похищением человека в рамках ст. 126 УК РФ понимается его захват и перемещение в иное место (например, в другую квартиру, дом, подвал, гараж, участок местности) против воли потерпевшего и с целью его незаконного удержания. Похищение следует квалифицировать как оконченное преступление с момента захвата и начала перемещения потерпевшего. Если похищенный человек не был доставлен в другое место вследствие обстоятельств, не зависящих от виновного лица, это не влияет на квалификацию совершенных им действий как оконченного преступления.

Исходя из разъяснений п. 3, суды должны иметь в виду, что, в отличие от похищения человека, при незаконном лишении свободы (ст. 127 УК РФ) потерпевший остается в месте его нахождения, но ограничивается в передвижении без законных на то оснований.

Например, виновное лицо закрывает потерпевшего в его же доме, квартире или ином помещении, связывает его или лишает возможности покинуть какое-либо место иным образом. Такое деяние представляет собой оконченное преступление с момента фактического лишения человека свободы независимо от длительности его пребывания в таком состоянии. Если виновное лицо, первоначально незаконно лишившее другого человека свободы, в дальнейшем переместило потерпевшего в другое место, содеянное подлежит квалификации как похищение человека по соответствующей части ст. 126 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ.

Действия виновного лица, совершенные в процессе похищения человека и состоящие в незаконном ограничении свободы потерпевшего при его перемещении и (или) удержании в другом месте, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ. В связи с этим они не требуют дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ.

Филипп Шишов отметил, что для правильной квалификации действий преступников следует учитывать ряд важных моментов: «Например, состав похищения человека считается оконченным с момента начала перемещения лица, а если потерпевший не перемещается в другое место, а удерживается в месте, в которое он прибыл добровольно, то похищения человека не будет, а речь будет идти о гораздо более мягкой статье – «незаконное лишение свободы»».

По словам Евгения Рубинштейна, до подобных разъяснений судебная практика сформировала несколько подходов к квалификации указанного деяния – начиная от вменения совокупности преступлений, предусмотренных ст. 126 и 127 УК РФ, и заканчивая поглощением первой всех действий, охватываемых второй. «Согласно проекту документа Верховный Суд РФ рекомендует использовать последний подход, что представляется обоснованным, – отметил он. – Аналогично этому должна разрешаться ситуация с квалификацией действий лица, совершенных в процессе похищения человека и состоящих в незаконном ограничении свободы потерпевшего при его перемещении и (или) удержании в другом месте».

В соответствии с п. 4 проекта при правовой оценке деяния судам необходимо исходить из того, что применение насилия, не опасного для жизни или здоровья человека, охватывается ч. 1 ст. 126 УК РФ или 127 УК РФ. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, при совершении указанных деяний образует состав преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 вышеуказанных статей. В свою очередь, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью при совершении похищения человека охватывается п. «в» ч. 2 ст. 126 УК РФ. В то же время осуществление такой угрозы при незаконном лишении свободы следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 127 и ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) Кодекса.

Председатель МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнеры» Дмитрий Солдаткин отметил, что в указанном пункте не совсем корректно использована формулировка «осуществление угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью». «На практике с этим вряд ли возникнут проблемы, но тем не менее осуществление угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью может быть буквально истолковано как собственно убийство или причинение тяжкого вреда здоровью», – отметил эксперт.

По его словам, в том же пункте проекта указано, что, в отличие от п. «в» ч. 2 ст. 127 УК РФ, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается п. «в» ч. 2 ст. 126 УК РФ. В связи с этим совокупность преступлений, предусмотренных ст. 127 и 119 УК РФ, невозможна из-за отсутствия в п. «в» ч. 2 ст. 127 УК РФ прямого упоминания об угрозах. «Из предложенной формулировки также следует, что Верховный Суд РФ намерен приравнять угрозу убийством к угрозе применения насилия, опасного для жизни, что сможет в ряде случаев исключить на практике избыточное вменение по совокупности преступлений ст. 119 УК РФ», – предостерег Дмитрий Солдаткин.

В п. 5 проекта отмечена обязанность судов учитывать, что при похищении человека и незаконном лишении его свободы насилие или угроза его применения могут осуществляться как в отношении потерпевшего, так и в отношении иных лиц (в том числе близких родственников), с целью устранения препятствий захвату, перемещению или удержанию человека.

Евгений Рубинштейн назвал интересным и обоснованным такое разъяснение. «При этом такие действия должны квалифицироваться в зависимости от того, какую квалификацию получило «основное» деяние – похищение человека или ограничение свободы. В соответствии с ранее изложенной позицией при похищении человека не требуется дополнительной квалификации по ст. 119, а при ограничении свободы дополнительное вменение ст. 119 УК РФ необходимо», – пояснил он.

В п. 6 проекта постановления поясняется, кто является исполнителями преступления при квалификации похищения человека по п. «а» ч. 2 ст. 126 УК РФ как совершенного группой лиц по предварительному сговору. Ими признаются лица, которые в соответствии с имеющимся сговором непосредственно совершили все действия или их часть по захвату и перемещению потерпевшего, равно как и его последующее удержание в другом месте.

Из положений п. 7 следует, в каких случаях похищение человека квалифицируется по п. «з» ч. 2 ст. 126 УК, то есть как совершенное из корыстных побуждений. Например, преступление совершено в целях получения материальной выгоды для виновного или других лиц или избавления от материальных затрат, а равно по найму в целях получения вознаграждения или избавления от затрат. В связи с этим лица, организовавшие похищение человека, совершенное исполнителем за материальное вознаграждение, подстрекавшие к его совершению или оказавшие пособничество в таком преступлении, несут ответственность по соответствующей части ст. 33 и п. «з» ч. 2 ст. 126 УК РФ.

Согласно п. 8, если похищение человека сопряжено с одновременным требованием передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера, то при наличии оснований действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных п. «з» ч. 2 ст. 126 и соответствующей частью ст. 163 «Вымогательство» УК.

По мнению Дмитрия Солдаткина, п. 7 и 8 проекта документа необходимо дополнить формулировкой о том, что совокупность преступлений, предусмотренных п. «з» ч. 2 ст. 126 и соответствующей частью ст. 163 УК РФ, возможна в ряде случаев. Например, требование передать имущество либо совершить иные действия имущественного характера подкреплено угрозой применить в будущем насилие, уничтожить или повредить чужое имущество, распространить сведения, позорящие потерпевшего или его близких, либо иные сведения, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близким. Такое разъяснение, подчеркнул адвокат, не вытекает из самого по себе факта похищения и последующего незаконного удержания человека.

В п. 9 проекта отмечено, что, исходя из примечания к ст. 126 УК РФ, добровольным следует признавать такое освобождение похищенного человека, при котором виновное лицо осознавало, что у него имелась реальная возможность удерживать потерпевшего, но оно освободило его. Например, оно передало человека родственникам, органам власти, указало им на место нахождения похищенного лица, откуда его можно освободить.

По смыслу уголовного закона добровольное освобождение похищенного человека не освобождает виновное лицо от уголовной ответственности за иные незаконные действия (в том числе за деяния, совершенные в ходе похищения человека), если они содержат признаки состава самостоятельного преступления.

Торговля людьми

В соответствии с предлагаемыми разъяснениями в п. 10 проекта торговля людьми может выражаться в совершении одного или нескольких указанных в ч. 1 ст. 127.1 УК РФ действий. Среди них, например, купля-продажа или иная сделка в отношении человека, а равно вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях его эксплуатации.

При этом цель эксплуатации человека является обязательным признаком состава преступления только для таких действий, как вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение потерпевшего. Также не влияют на квалификацию деяний в качестве торговли людьми осведомленность потерпевшего о характере совершаемых с ним действий и его согласие на их совершение.

В п. 11 указано, что в рамках ст. 127.1 УК под куплей-продажей человека понимается совершение действий, состоящих в его передаче одним лицом другому лицу (лицам) за денежное вознаграждение. Под иными сделками в отношении человека подразумеваются другие противоправные действия, не являющиеся куплей-продажей, но приводящие к передаче потерпевшего от одного лица другому лицу (например, безвозмездная передача, обмен на какие-либо материальные ценности).

Вербовкой предлагается считать поиск, отбор и прием по найму лиц для выполнения в интересах нанимателя или иных лиц каких-либо работ, оказания услуг либо осуществления иной деятельности, в том числе на территории иностранного государства, совершенные в целях дальнейшей эксплуатации завербованного человека. Для получения согласия потерпевшего могут быть использованы обещание вознаграждения, шантаж, обман или злоупотребление доверием.

Перевозкой, согласно проекту постановления, следует считать перемещение человека любым видом транспорта из одного места в другое (в том числе в пределах одного населенного пункта) для его дальнейшей эксплуатации. Передача человека заключается в предоставлении потерпевшего другому лицу, в том числе для осуществления перевозки, укрывательства, эксплуатации потерпевшего, а получение – в его принятии. В свою очередь, укрывательство человека состоит в сокрытии потерпевшего от органов власти, родственников, заинтересованных лиц (например, путем фальсификации документов, удостоверяющих его личность).

«Ценность таких разъяснений бесспорна, так как она заключается в детализации объективной стороны торговли людьми, определении того, что понимается под куплей-продажей человека и иными сделками в отношении него, а также под терминами «вербовка», «перевозка», «передача» и «укрывательство»», – отметил Алексей Иванов.

Как пояснил Филипп Шишов, торговля людьми, совершенная в виде вербовки, будет считаться оконченной с момента, когда потерпевший согласился на предложение о работе, поступившее от преступника: «Например, если вербовка осуществляется преступником путем размещения в Интернете объявления об устройстве на работу, то в случае принятия такого предложения потерпевшим, даже при отсутствии каких-либо дальнейших последствий для него, состав преступления «торговля людьми» будет считаться оконченным».

Как следует из п. 12, суды должны определять момент окончания преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ, в зависимости от вида совершенных действий. При совершении купли-продажи человека или иных сделок в отношении потерпевшего преступление квалифицируется как оконченное при фактической передаче и получении потерпевшего. При вербовке человека – с момента получения согласия потерпевшего на осуществление деятельности, для которой совершалась его вербовка. При совершении иных действий содеянное квалифицируется как оконченное преступление при передаче или получении человека либо с момента начала его перевозки или укрывательства с целью эксплуатации.

В п. 13 проекта поясняется, что, если купле-продаже человека либо совершению с ним иных действий, относящихся к торговле людьми, предшествовало его похищение, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 126 и 127.1 УК РФ. Незаконное лишение человека свободы в целях осуществления в отношении него действий, относящихся к торговле людьми, а равно незаконное ограничение свободы потерпевшего в процессе совершения указанных действий охватываются соответствующей частью ст. 127.1 Кодекса.

В п. 14 отмечено, что действия, относящиеся к торговле людьми, совершенные с применением насилия, как представляющего, так и не представляющего опасность для жизни или здоровья потерпевшего, а равно с угрозой его применения надлежит квалифицировать по п.»е» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ.

Как следует из п. 15 проекта, в примечании к ст. 127.1 УК РФ отмечено, в каких случаях лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 или п. «а» ч. 2 этой статьи, освобождается от уголовной ответственности. К примеру, оно добровольно освободило потерпевшего (потерпевших) и способствовало раскрытию преступления, совершенного с его участием, при условии, что в его действиях отсутствует иной состав преступления. При этом добровольное освобождение потерпевшего (потерпевших) не освобождает виновное лицо от уголовной ответственности за иные незаконные действия (в том числе за деяния, совершенные в ходе торговли людьми), если они содержат признаки состава самостоятельного преступления (например, изготовление или использование поддельных документов).

В п. 16 проекта постановления содержится рекомендация судам при рассмотрении вышеуказанных деяний выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению, а также иные нарушения закона, например допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом. В связи с этим они вправе выносить частные определения (постановления) в целях обращения на них внимания соответствующих организаций и должностных лиц.

«Верной видится рекомендация выявлять нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, но эта рекомендация – общего характера, которая должна безусловно применяться правоприменителем безотносительно к категории рассматриваемого дела», – считает Алексей Иванов.

В то же время эксперт назвал неоднозначной рекомендацию Пленума ВС при рассмотрении уголовных дел о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, поскольку этим должно заниматься следствие, но не суд. «Суд же может использовать эту рекомендацию при назначении итогового наказания, что может вызвать лишь ухудшение положения подсудимого», – отметил Алексей Иванов.

Глава 21. ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

КАНЗАССКОЕ ОФИС из
  РЕВИЗОР из УСТАВ

    пропустить навигацию
  • Дом    
  • О нас   
  • Офисный персонал    
  • Часто задаваемые вопросы   
  • Свяжитесь с нами  
  • Устав    
   

НОВИНКА

2022 Новый, измененный и отмененный Устав

СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕССИЯ 2021 ГОДА

ДОКУМЕНТЫ

Информация для специальной сессии 2021 г.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ

ПОСЛЕДНИЕ ВСТРЕЧИ

16.11.2022 Уведомление о собрании Повестка дня

   Документы
Пункт 1 — Протокол 9-23-2022
Пункт 2 — Запросы временного комитета
Пункт 6 — Бюджет законодательных органов на 2023 год
Пункт 7 — Основные моменты
Пункт 8 — 2022 Постоянный журнал
Цены 220 Пункт 20
Пункт 13 — Рекомендуемые выходные на 2023 год

23.09.2022 Уведомление о собрании Повестка дня
16.06.2022 Уведомление о собрании Повестка дня
23.02.2022 Уведомление о собрании Повестка дня
07.01.2022 Уведомление о собрании Повестка дня

ПОЛИТИКА

LCC Политика

КАНЗАССКАЯ КОМИССИЯ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ

ПОСЛЕДНИЕ ВСТРЕЧИ

29. 06.2022 Уведомление о собрании Повестка дня

   Документы
Резюме роли Комиссии
Письмо о назначении ULC


ПЕРЕСМОТР УСТАВОВ

НАЗНАЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

2021 Промежуточные назначения

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ НОМЕРА СЕКЦИЙ

2022 Действительные номера разделов

ОБРАЗОВАНИЕ

Глава 72 Список передачи устава
Канзасский школьный закон о равенстве и расширении прав
Гэннон против штата

СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕССИЯ 2016 ГОДА

Общая информация, юридический анализ и исследования

ПОСЛЕДНИЕ СЕССИИ

Устав 2022 г. с поправками и отмененный

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Сессионные законы

ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Kansas Legislature
Административные службы
Отдел пост-аудита
Исследовательский отдел

Обоснование интеграции поддержания мира в расширенную концепцию климата, мира и безопасности

Женщины идут под деревьями филао, посаженными для замедления береговой эрозии и защиты начала Великой зеленой стены, Сенегал, 5 ноября 2021 г. Отсутствие Эксперты считают, что финансирование и политическая воля, а также растущая незащищенность, связанная с экстремистскими группами в Буркина-Фасо, препятствуют прогрессу в строительстве Великой зеленой стены в Африке. (AP Photo/Лео Корреа)

Одной из ключевых тем, поднятых на только что завершившейся COP27, является признание того, что изменение климата не только усугубляет причины и последствия конфликтов, но также влияет на возможности сообществ и институтов (Африканского союза или Организации Объединенных Наций, для пример), чтобы помочь установить, сохранить и построить мир в определенных контекстах. С одной стороны, связанные с изменением климата последствия, такие как засухи и наводнения, подрывают способность общин и институтов в таких местах, как Ирак и Сомали, поддерживать и укреплять мир. С другой стороны, связанные с конфликтом последствия, такие как перемещение или разрушение способов получения средств к существованию, подрывают способность сообществ и учреждений адаптироваться к изменению климата в таких местах, как Афганистан или Мали. В то же время сотрудничество в управлении общими ресурсами или в борьбе со стихийными бедствиями также может принести мирные дивиденды за счет укрепления социальной сплоченности и устойчивости общества. Это означает, что действия по устранению последствий климатических проблем также могут способствовать поддержанию мира; и наоборот, инициативы по миростроительству могут иногда также укреплять способность сообществ адаптироваться к изменению климата.

Повестка дня в области климатической безопасности

За последнее десятилетие дебаты по климатической безопасности набрали обороты как по масштабу, так и по уровню участия. Дискуссия о климатической безопасности, обычно понимаемая как причинно-следственная связь между климатическими факторами и безопасностью, привела к лучшему пониманию комплексных и каскадных рисков и проблем, с которыми сталкиваются глобальные инициативы по предотвращению конфликтов и миростроительству. Недавние дебаты в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) еще больше укрепляют понимание того, что далеко идущие последствия изменения климата являются проблемой не только национальной безопасности, но и глобальной безопасности. Язык, признающий сложные взаимосвязи между изменением климата, миром и безопасностью, теперь можно найти в многочисленных резолюциях Совета и заявлениях Председателя.

Повышение осведомленности об этих взаимосвязях привело к созданию Группы друзей климатической безопасности и Независимой группы экспертов среди членов СБ ООН. В Секретариате ООН формирование Механизма климатической безопасности в 2018 году стало важным институциональным катализатором более систематической интеграции повестки дня в области климата и безопасности в работу Секретариата. Направление советников по климатической безопасности рассматривается как столь необходимый следующий шаг в обеспечении того, чтобы миротворчество, поддержание мира и миростроительство ООН основывались на климатическом анализе и программах, учитывающих местный контекст, и чтобы программы системы ООН по адаптации к климату чувствительной к конфликту и предназначенной для получения мирных дивидендов, которые могут помочь сохранить мир.

Помимо ООН, Африканский союз (АС), Европейский союз (ЕС), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организация Североатлантического договора (НАТО) приняли стратегии в области изменения климата, которые приняли во внимание последствия изменения климата для конфликтов и безопасности. АС, например, на сегодняшний день провел десять сессий Совета мира и безопасности для обсуждения последствий изменения климата для мира и безопасности в Африке. ЕС также добился значительных успехов во внедрении чувствительных к конфликту формулировок в свою политику и программы в области изменения климата.

Точки расхождения

Если посмотреть на уровень страны, то некоторые не согласны с тем, что климатическая безопасность должна быть в повестке дня СБ ООН. В декабре 2021 года Россия наложила вето на проект резолюции об изменении климата и безопасности. Резолюция была соавторами 113 государств-членов, что является вторым по величине числом на сегодняшний день в истории СБ ООН, и 13 из 15 членов Совета проголосовали за. У тех немногих, кто не хочет климатической безопасности в СБ ООН, похоже, есть три проблемы: (1) они хотят четкого разделения ролей между органами ООН и поэтому выступают против прав человека, изменения климата, роли женщин или других тем. , которые являются основной ответственностью другого органа или процесса ООН, обсуждаемых Советом, (2) они опасаются, что обеспечение безопасности климатической повестки дня может в будущем привести к принудительным действиям, таким как санкции, предпринимаемым Советом против стран, чья климатическая политика оцениваются как угроза международному миру и безопасности, и (3) они обеспокоены тем, что, если изменение климата будет включено в повестку дня Совета, те государства, которые доминируют в Совете, могут использовать его, чтобы занять позиции, которых они не смогли достичь посредством процесс UNFCCC, где каждое государство-член имеет равное право голоса.

МГЭИК и научные доказательства связи между климатом, миром и безопасностью

Россия, Китай и Индия также утверждали, что Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) не обнаружила четкой связи между изменением климата и безопасностью . Выводы МГЭИК о связях между климатом и конфликтами могут сбивать с толку. С одной стороны, МГЭИК считает, что статистические данные, связывающие изменение климата с конфликтами, неубедительны. С другой стороны, отчеты МГЭИК содержат тысячи страниц свидетельств того, как изменение климата усугубляет продовольственную и водную безопасность и подрывает средства к существованию. МГЭИК также ясно, что эти последствия изменения климата тесно взаимосвязаны с политическими, социальными и экономическими факторами и что вместе они создают комплексные и каскадные системные риски, которые могут иметь серьезные последствия для мира и конфликтов. МГЭИК также признает, что конфликты подрывают способность сообществ и учреждений справляться с последствиями изменения климата. Возможно, одним из самых ярких примеров за последнее время является то, как связанные с климатом неурожаи в России и Украине в 2010 году привели к скачку цен на хлеб в Северной Африке и на Ближнем Востоке и в сочетании с давними политическими и экономическими недовольствами, способствовали разжиганию восстаний «арабской весны», в результате которых было свергнуто несколько правительств в регионе и спровоцированы два самых серьезных и до сих пор неразрешенных конфликта начала 2199 года. 0143-й век в Ливии и Сирии.

Выводы МГЭИК сбивают с толку, потому что они могут создать ложное ожидание того, что должна существовать статистическая корреляция между изменением климата и конфликтами, чтобы связь была научно установлена. Реальность такова, что изменение климата не ведет к войне; люди делают. Изменение климата может усугубить существующую напряженность, например, по поводу доступа и использования скудных ресурсов между скотоводами и фермерами в Сахеле, но выбор конкуренции или сотрудничества всегда остается за людьми. В большинстве случаев люди выбирают мирные способы управления общими ресурсами. В некоторых нет, и в этих случаях можно проследить, как последствия изменения климата приводят к ряду решений, которые приводят к конфликту.

Если решение о том, сотрудничать или конкурировать, не предопределено заранее, а находится в ведении затронутых сообществ или учреждений, то подразумевается, что их способность делать положительный выбор может быть усилена путем инвестирования в повышение их устойчивости и способности к адаптации. Поэтому важно, чтобы миротворцы и миротворцы ООН лучше понимали, как инвестиции в социальную сплоченность и общественное доверие могут способствовать поддержанию мира, в том числе в обществах, испытывающих стресс от изменения климата. Вот почему в последнем отчете МГЭИК подчеркивается необходимость наращивания синергии между адаптацией к изменению климата и миростроительством для комплексного решения проблем уязвимости, связанной с климатом, а также нестабильности и рисков конфликтов.

Последствия для миротворчества, поддержания мира и миростроительства ООН

СБ ООН не занимается средней статистической взаимосвязью между изменением климата и конфликтами. Он должен управлять конкретными конфликтами, стоящими на его повестке дня. В совместном проекте, осуществляемом NUPI и SIPRI, мы, например, привлекли внимание к путям между изменением климата, миром и безопасностью в 10 конкретных случаях, стоящих на повестке дня СБ ООН, в том числе в таких странах, как Афганистан, Колумбия, Ирак. , Мали, Южный Судан и Сомали. В соответствующих случаях специальные политические или миротворческие миссии ООН должны понимать, как последствия изменения климата усугубляют конфликты, которые им поручено урегулировать. Например, связанные с климатом погодные условия могут привести к более раннему или более позднему перемещению скота, или пастухи могут изменить свои маршруты, и такие изменения в поведении потребуют от миротворцев корректировки запланированного патрулирования для обеспечения защиты гражданских лиц и предотвращения ожесточенных столкновений.

Принятие во внимание последствий изменения климата не означает, что мандат миротворческих операций ООН расширяется за счет добавления обязанностей по адаптации к изменению климата. Это означает, что миротворцы и миротворцы должны понимать, как изменение климата влияет на их основные обязанности — например, посредничество и защиту гражданских лиц, и как им нужно планировать и действовать по-другому, чтобы быть в состоянии эффективно выполнять свои существующие мандаты, несмотря на изменение климата. сопутствующие сбои. Это также означает, что миротворческие операции ООН должны предпринимать шаги по минимизации собственного воздействия на окружающую среду.

Дело об изменении климата и поддержании мира

Принятие в 2016 году двух резолюций о поддержании мира обеспечило более комплексное реагирование на конфликты, основанное на понимании того, что устранение коренных причин конфликта — это верный путь к достижению и поддерживать мир. Поддержание мира также обосновывало инклюзивность, координацию и сотрудничество в ответ на кризисы. Обоснование необходимости изучения сохранения мира и изменения климата означает, что изменение климата следует рассматривать как усугубляющее коренные причины конфликта. Такой подход означает, что изменение климата будет рассматриваться не только как вопрос национальной и региональной безопасности, но и как сложный структурный аспект конфликта.

Для этого потребуется, во-первых, чтобы механизмы ООН по предотвращению конфликтов, управлению ими и реагированию на них учитывали климат, чтобы гарантировать, что влияние климата на мир и безопасность будет учтено. Во-вторых, комплексные оперативные и долгосрочные меры реагирования разрабатываются для устранения влияния изменения климата на мир и безопасность. В этом случае ответные меры на изменение климата потребуют комплексного подхода, предусматривающего сотрудничество субъектов гуманитарной деятельности, развития, мира и безопасности для обеспечения столь необходимых ответных мер на каждом этапе. Кроме того, нексусный ответ также создаст пространство для подхода всей системы ООН, как это предусмотрено в резолюциях о сохранении мира, с использованием различных учреждений и их соответствующих возможностей для вмешательства.

Новые инициативы по интеграции поддержания мира

Две недавние инициативы убедительно доказывают необходимость интеграции поддержания мира и изменения климата. 12 ноября председательствующая в КС Египта Каирский международный центр по разрешению конфликтов, поддержанию мира и миростроительству (CCCPA) в партнерстве с Программой развития ООН (ПРООН) и АС запустили новую инициативу под названием «Реагирование на изменение климата для поддержания мира». Цель инициативы состоит в обеспечении того, чтобы комплексные меры реагирования на изменение климата способствовали устойчивому миру и развитию в соответствии с национальной ответственностью и спецификой контекста. Ключевыми столпами инициативы являются: укрепление взаимосвязи между адаптацией к изменению климата и миростроительством, поддержание мира с помощью устойчивых к изменению климата продовольственных систем, продвижение долгосрочных решений взаимосвязи между изменением климата и перемещением и ускорение климатического финансирования для поддержания мира.

Аналогичным образом, 29 ноября 2022 года Кения и Норвегия — оба избранные члены Совета Безопасности — организуют параллельное мероприятие по формуле Аррии, на котором обосновывается необходимость расширения повестки дня в области климатической безопасности, чтобы сделать упор на поддержание мира. В концептуальной записке, которая лежит в основе встречи, организаторы утверждают, что последствия изменения климата выходят за рамки их влияния на возникновение и интенсивность конфликта.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *