Судам общей юрисдикции подведомственны какие дела – 22. /

Содержание

О подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции: понятие и виды

Гражданские дела представляют собой самые цивилизованные способы решения конфликтов, возникающих между населением и не относящихся к коммерческой деятельности. Так, взаимоотношения между работодателями и сотрудниками, бывшими супругами в части развода и взыскания алиментов, соседями, автолюбителями и прочими слоями населения принято переводить в судебную плоскость, когда все способы мирного урегулирования конфликта уже исчерпаны, а стороны так и не смогли договориться о каких-либо уступках по отношению друг к другу.

Понятие и виды подведомственности гражданских дел

Для того, чтобы выделить эти понятия и виды, необходимо обратиться к юридической практике судопроизводства. Процессуальная практика по ведению гражданских дел осуществляется в соответствии со статьёй 11 ГК РФ, которая может быть рассмотрена районным или городским судом, участком мирового судьи, а также в арбитраже или третейском органе власти в зависимости от типа рассматриваемого иска, продолжительности процесса, суммы причинённого ущерба и т. д. Данные виды судебных инстанций обладают полномочиями по разрешению следующих типов вопросов, согласно статье 22 ГПК РФ:

  • Что такое подведомственность и подсудность? Любые ходатайства, связанные с нарушением гражданских прав и свобод, а также ущемления интересов конкретных физлиц из-за действия оппонентов.
  • Семейные, трудовые, а также любые имущественные споры, решаемые в пользу физических лиц.
  • Если дело очевидно и не требует присутствия второй стороны для предоставления доказательной базы, то, согласно статье 122 ГПК РФ, оно решается путём издания судебного приказа.
  • Гражданским процессам также подведомственны дела специального назначения, оговоренные в тексте статьи 262 ГПК РФ.
  • Любые процессы, опровергающие резолюции третейского судопроизводства, а также связанные с выдачей исполнительной документации.
  • Иные судопроизводства, связанные с имущественными правами граждан, в том числе и иностранцев, легально находящихся на территории РФ.

Важно! Граждане часто путают гражданские и арбитражные дела, но дела, касающиеся финансовой или хозяйственной деятельности компаний или ИП рассматриваются исключительно в арбитражном суде, в соответствии со статьёй 22 ГПК РФ.

Схема видов

Критерии подведомственности гражданских дел

Прежде всего – это содержание настоящего иска, так как оно не должно быть связано со спорами в области ведения бизнеса или направлено исключительно на защиту прав граждан. Может выделяться по следующим критериям, которые составляют их отличительную особенность, в частности:

  • Далее при определении гражданских дел используется понятие состава процесса, который ограничивает участников настоящего спора.
  • Одним из главных критериев, от которого будет зависеть наличие или отсутствие разбирательств по делу – это предмет спора, а именно – требует ли он показаний ответчика и доказательной базы или нет.
  • Кроме того, по гражданскому делу важен характер правового акта.
  • Последнее – в данном судопроизводстве важна иерархия хода настоящего дела, а именно – порядок досудебного урегулирования, само судопроизводство и обжалование во второй и третьей инстанциях, соответственно, в виде апелляции и кассации.

Важно! Кроме перечисленных выше, в гражданском судопроизводстве могут быть использованы некоторые другие критерии определения судебной подведомственности гражданских процессов в зависимости от текущих обстоятельств. Подсудность и подведомственность – это основные признаки судопроизводства, используемые на практике всеми юристами страны, являющимися бессменными участниками большинства разбирательств.

 

Мировой судья

Виды подведомственности гражданских дел

В зависимости от конкретных правовых запросов и прочих качественных критериев гражданских дел, возникающих между гражданами, подведомственность подразделяется на следующие виды:

  • Исключительная – подразумевает, что исковое ходатайство может быть подано напрямую, без каких-либо дополнительных процедур досудебного урегулирования. Таким образом рассматриваются дела, не требующие отлагательств, а именно – закрепление авторских прав, взыскание алиментов, восстановление в должности на предприятии после незаконного увольнения и т. д.
  • Альтернативная – представляет собой возможность выбора подсудности для данного процесса, так как не только тот орган власти, куда было адресовано исковое ходатайство, может разрешить спор, но также и третейская судебная коллегия.
  • Условная подведомственность предполагает собой возможность разрешения проблемы без обращения в судебные органы, например, через Роскомнадзор или трудовую инспекцию.
  • Зависящая от конкретных предъявляемых к процедуре требований. Это означает, что часть процедуры, которая не может быть разрешена через суд общей юрисдикции, может быть перенаправлена в арбитраж, так как претензия к взысканию выставляется коммерческой структуре из-за невыполнения договорных обязательств по отношению к гражданскому лицу.

Важно! При составлении искового ходатайства суд сам определяет подведомственность настоящего дела, либо гражданину следует обратиться за помощью к профессионалу, который сразу разберётся, в какую инстанцию необходимо подавать иск без дальнейшего отказа в рассмотрении.

Третейский суд

Подведомственность дел по судам общей юрисдикции

Подведомственность гражданских дел определяет границы для полномочий судопроизводства, а именно – в зависимости от типа ходатайства оно принимается к рассмотрению различными судами – мировыми, районными, городскими, региональными, Верховным Судом. Однако утверждение неверно, что подведомственны судам общей юрисдикции дела, касающиеся бизнеса и коммерческой деятельности предприятий, а также дела, где при разбирательстве затрагиваются статьи административного кодекса.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции объединена по качественному признаку – эти суды выносят решения по всем исковым ходатайствам, подаваемым гражданами против других физических или юридических лиц, однако данные заявления не должны быть квалифицированы как дела, подведомственные арбитражным производствам. Так, все гражданские суды можно классифицировать на следующие типы подведомственности:

  • Прежде всего, это решение споров в отношении восстановлении гражданских, имущественных или экологических прав, причём заявления могут исходить как от граждан, так и предприятий, и даже органов государственной власти и охраны правопорядка.
  • Все разновидности конфликтов, разрешаемых между гражданами в приказном одностороннем порядке.
  • Любые опровержения апелляционных и кассационных жалоб, подаваемых против первичного решения суда.
  • Дела о признании законности решений, когда судопроизводство имело место на территории другой страны.

Важно! Главный аспект, как правило, заключается в том, что в соответствии с кодексом, определяющим международные права иностранцев и апатридов, указанные личности могут также отстаивать свои интересы в суде.

Гражданский конфликт

В завершение стоит упомянуть, что рассмотрение гражданских дел вне зависимости от их подведомственности возможно исключительно при наличии настоящего конфликта, как основного свойства судопроизводства, так как обычная семейная ссора или недопонимание между работодателем и подчинённым ещё не повод для обращения в судебный орган. Так, каждое дело, которое рассматривает орган власти, должно трактоваться той или иной статьёй ГК РФ или иными кодексами. В противном случае иск, поступивший от гражданина, будет признан ничтожным и не подлежащим рассмотрению, так как решение выносится только на основе действующего законодательства.

shtrafsud.ru

3. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.

Действующим законодательством подведомственность судам общей юрисдикции сформулирована в следующем правиле: всё, что прямо законом не отнесено к подведомственности иных судов (арбитражных, КС, К(у) судов СРФ), будет рассматриваться судами общей юрисдикции. Т.е. принцип подведомственности судам общею юрисдикции сформулирован по остаточному критерию.

В соответствии со ст.22 ГПК суды общей юрисдикции рассматривают следующие категории дел:

1) дела искового производства – это дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод законных интересов по спорам, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений.

2) дела о выдаче судебного приказа – исключительная подведомственность судов общей юрисдикции.

3) дела, возникающие из публичных правоотношений, которые указаны в ст.245 ГПК.

4) дела особого производства – об установлении юр.фактов и фактов правового состояния граждан – ст.262 ГПК.

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. Эти споры не носят экономического характера, в противном случае они подведомственны арбитражному суду

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Имеются в виду иностранные третейские суды.

Судам общей юрисдикции подведомственны дела и с участием иностранных граждан и иностранных международных организаций. Если спор между указанными субъектами вытекает из предпринимательской и иной экономической деятельности, он будет подведомственен арбитражному суду.

В качестве одного из критериев подведомственности является спорность либо бесспорность права – например, по делам о расторжении брака. В органах ЗАГСа независимо от наличия общих несовершеннолетних детей будут рассматриваться следующие дела о расторжении брака:

  • Если один из супругов признан судом безвестно отсутствующим

  • Если один из супругов признан судом недееспособным

  • Если второй супруг осуждён к лишению свободы на срок свыше 3 лет.

Это производится в упрощённом порядке.

В соответствии с п.3 ППВС №3 от 24.02.2005г. по делам о защите чести и достоинства граждан ВС дал указание: п.5 ст.33 АПК установлена специальная подведомственность арбитражным судам дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому указанные дела рассматриваются арб.судами независимо от того, являются ли участники правоотношений, из которых возникли спор или право требования, ЮЛами, ИП или иными организациями и гражданами. Дела о защите репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подведомственны судам общей юрисдикции. Если же сторонами спора о защите деловой репутации будут ЮЛ и ИП в иной сфере, не относящейся к предпринимательской деятельности, то такой спор подведомственен суду общей юрисдикции. Например, если в отношении ИП Петрова опубликована статья, что он не платит налоги, это арб.суд, а если статья говорит, что ИП Петров плохой человек, это суд общей юрисдикции.

studfiles.net

Подведомственность гражданских дел. Виды подведомственности - Вопросы на госэкзамен по гражданскому праву

Понятие подведомственности гражданских дел

Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве пред­метную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых спо­ров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):

    • суд;
    • арбитражный суд;
    • третейский суд.

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

    • исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
    • дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям (требования, по которым выдается судебный приказ), разрешаемые в порядке приказного производства;
    • дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;
    • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
    • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
    • дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).


Внимание! Споры, возникающие из кредитных отношений, с участием физических лиц подведомственны судам общей юрисдикции (см. Обзор Президиума Верховного Суда России от 22 мая 2013 г. "Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств").


При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Виды подведомственности гражданских дел

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

    • исключительной,
    • альтернативной,
    • условной,
    • определяе­мой по связи требований.
Исключительная подведомственность

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Исключительная подве­домственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

jurkom74.ru

Вопрос 175. Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

Вопрос 175. Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

Подведомственность гражданских дел судам предусматривает распределение различных категорий дел между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами, комиссиями по трудовым спорам, административными органами и другими органами, рассматривающими правовые споры в пределах своей компетенции.

Особенностью подведомственности судов общей юрисдикции является то, что КС и арбитражные суды рассматривают только те категории дел, которые отнесены законами к их ведению. Суды общей юрисдикции не имеют строго определенной предметной компетенции и рассматривают все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции указанных судов.

Суды рассматривают и разрешают (ст. 22 ГПК):

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК;

4) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. До назначения (избрания) мировых судей в субъектах РФ дела, предусмотренные ст. 23 ГПК, рассматриваются районными судами.

Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 18 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»). Полномочия, порядок образования и деятельности КС устанавливаются Законом «О Конституционном Суде РФ».

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ (ст. 27 Закона «О судебной системе РФ»). Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

9.Понятие подведомственности дел федеральным судам общей юрисдикции. Основные правила определения подведомственности дел судам общей юрисдикции.

Подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.Исключительная подведомственность— подведомственность гражданских дел, исключающая возможность обращения за защитой своих прав в любой юрисдикционный орган, кроме суда.Условная подведомственность— подведомственность, требующая соблюдения установленного законом предварительного внесудебного порядка урегулирования спора.Альтернативная подведомственность— подведомственность, допускающая рассмотрение гражданских дел не только в суде общей юрисдикции, но и в другом юрисдикционном органе.Договорная подведомственность— подведомственность, основанная на соглашении сторон о возможности рассмотрения дела в третейском суде.

В соответствии с правилами подведомственности, установленными ст. 22 ГПК, суды общей юрисдикции РФ рассматривают и разрешают:

-исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

-дела, разрешаемые в порядке приказного производства;

-дела, возникающие из публичных правоотношений;

-дела особого производства;

-дела об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

-дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1, 2 данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК это правило применимо к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений. Исходя из этого, недопустимо принятие и рассмотрение в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК, заявлений об оспаривании таких решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, для которых федеральными законами (УПК РФ, КоАП РФ, АПК РФ и др.) установлен иной судебный порядок оспаривания (обжалования).

10.Подсудность дел судам общей юрисдикции. Виды подсудности: родовая, территориальная. Виды территориальной подсудности (исключительная, альтернативная, договорная, по связи дел).

Подсудность— это совокупность гражданских процессуальных норм, устанавливающих правила разграничения полномочий судов общей юрисдикции. Под подсудностью следует понимать полномочия судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению подведомственных им дел, разграничивающиеся на основе общих правил и предусмотренных законом исключений из них.

Вопросам подсудности уделяется внимание и высшими судебными органами страны, о чем свидетельствуют некоторые постановления КС1.

ВИДЫ КАК В ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ,

Подсудность подразделяется на:

а) родовую(предметную), определяющую компетенцию судов

различных звеньев судебной системы в качестве судов первой ин

станции',

б) территориальную(местную), определяющую территориальную (пространственную) компетенцию одноуровневых судов.

Действующее федеральное законодательство подробно регламентирует вопросы определения родовой подсудности судов общей юрисдикции.

Гражданские дела, подсудные мировому судье. В соответствии с указаниями ст. 23 ГПК мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

  • о выдаче судебного приказа;

  • о расторжении, брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

  • о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

  • возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

  • по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

  • возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

  • об определении порядка пользования имуществом.

Кроме того, федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие категории дел. Так в ТК, в определении КС от 10 ноября 2002 г. № 285-0 отмечается, что несоблюдение правил о подсудности ведет к нарушению не только ч. 1 ст. 47, но и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, в силу чего обращается внимание на то, что соблюдение судом правил о подсудности дела является необходимым условием законности такого акта. В развитие данной правовой позиции КС в определении от 20 ноября 2003 г. №402-0 указал, что законодатель вправе и обязан разграничивать предметную компетенцию судов общей юрисдикции путем принятия правил о подсудности.

В соответствии с ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» наряду с перечисленными к подведомственности мировых судей отнесены дела:

8) об определении порядка пользования земельными участями, строениями и другим недвижимым имуществом;

9) об административных правонарушениях, отнесенные компетенции мирового судьи ст. 23.1 КоАП;

10) по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в

илу.

При объединении нескольких связанных между собой требований, а также при изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудный районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, действует приоритет районного суда, в силу которого все требования подлежат рассмотрению не у мирового судьи, а в ионном суде. В случае изменения подсудности дела в ходе его рассмотрения у мирового судьи последний выносит определение о передаче дела и передает его на рассмотрение в районный

УД. Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются. Гражданские дела, подсудные военным судам.

studfiles.net

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.

Поделись с друзьями

В ст. 22 ГПК содержатся общие положения, касающиеся подведомственности гражданских дел судам. Подведомственность в широком смысле означает отнесение вопроса или спора на рассмотрение и разрешение того или иного компетентного органа, в том числе и суда.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами судебная защита в порядке гражданского судопроизводства осуществляется Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами. Кроме того, гражданско-правовые споры разрешаются и во внесудебном порядке органами рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, органами рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг, профсоюзными органами, органами исполнительной власти (государственного и местного самоуправления). Институт подведомственности служит для разграничения полномочий различных органов (в данном случае — судов), исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц.

Выделяют следующие виды подведомственности: 1) исключительная— означающая, что лишь один юрисдикционный орган, прямо указанный в законе, вправе разрешать то или иное конкретное дело. Ярким примером исключительной ведомственности является механизм разрешения дел о нестоятельности (банкротстве), которые в силу указания законодательства подлежат рассмотрению и разрешению только в арбитражных судах; 2) условная — предусматривающая разрешение дела различными органами в порядке «очередности». В качестве примера условной подведомственности можно привести подведомственность большинства трудовых споров, которые сначала подлежат рассмотрению во внесудебных органах и лишь потом в судах (общей юрисдикции; 3) альтернативная— предусматривающая возможность разрешения дела одним из нескольких юрисдикционных органов. Так, при несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может в соответствии с ч. 3 ст. 20 ФЗ «О недрах» обжаловать его либо в административном, либо в судебном порядке, осуществляя данный выбор в одностороннем порядке; 4) договорная — предусматривающая возможность разрешения дела одним из нескольких юрисдикционных органов на сновании обоюдной договоренности сторон. Примером альтернативной подведомственности является предусмотренная . 64 ВдК возможность защиты нарушенных или оспариваемых прав пользования водными объектами в суде, арбитражном суде ли третейском суде в соответствии с подведомственностью дел, постановленной процессуальным законодательством РФ. Выбор конкретного юрисдикционного органа в данном случае будет определяться исходя из нормативных предписаний о подведомственности (при передаче спора на разрешение государственного суда) либо на основании обоюдной договоренности сторон при решении вопроса о передаче спора для разрешения в государственный или третейский суд). Рядом авторов (В. М. Жуйков, И. М. Зайцев, Т. А. Савельев) отмечается отпадение необходимости в дробной регламентации права на судебную защиту, обусловленное правом суда рассматривать все без исключения так называемые дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц.

В соответствии со ст. 22 ГПК суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:

•исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Таким образом, судам общей юрисдикции подведомствен широкий круг вопросов, рассматриваемых и разрешаемых в порядке искового судопроизводства;

•дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

•дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК;

•дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК;

•дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

•дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;

•дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

students-library.com

Подведомственность и подсудность

Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами.

Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновениеправа на обращение в суд.

Подведомственностьозначает отнесение вопроса к рассмотрению определенного органа, к его ведению.

Подведомственность- это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Единого определения подведомственностив процессуальной литературенет.Термин«подведомственность»имеет исконнорусское происхождениеи означает«подвести под ведомство», ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы, однаков ряде случаевони помещаются ив материальных законах.Например, в ст. 30 СК определена судебная подведомственность признания брака недействительным, а в ст. 23 установлен судебный порядок расторжения брака. Нормы института подведомственности имеются и в Гражданском кодексе (ст. 148, 843, п, 6 ст. 1055), и в других кодексах.

Подведомственности существенно отличается от более широкого понятия компетенции*, которая означает совокупность правомочий суда, включающая в себя и подведомственность и подсудность дел. Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.

* Компетенция (лат. competentio — добиваюсь, соответствую, подхожу)— совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного, органа или должностного лица, определяющих их место в системе государственных органов.

Правом разрешать юридические дела, т.е. споры о праве и другие правовые вопросы (об установлении того или иного юридического факта, правового состояния лица или имущества и др.), по законодательству России пользуются различные органы.

Во-первых, органы государства, осуществляющие судебную власть: Конституционный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Во-вторых, в отдельных случаях, предусмотренных законом, - органы исполнительной власти. Например, в соответствии с п. 1 ст. 85 Конституции России Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Целый ряд органов исполнительной власти (либо при органах исполнительной власти) наделен юрисдикционными полномочиями правоустановительного характера, например органы загса, налоговые органы, Палата по патентным спорам Российского агентства по патентам и товарным знакам, Апелляционная комиссия Минздрава России по вопросам сертификации лекарственных средств и др.

В-третьих, органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора, к числу которых можно отнести, например, третейские суды, комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии, трудовые арбитражи, посредников. Юридические дела могут разрешаться и иными органами и лицами, наделенными юрисдикционными полномочиями, например нотариусами.

Кроме того, граждане России на основании ч. 3 ст. 46 Конституции РФ и в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане России вправе обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека.

Каждый из названных органов, в том числе и суд общей юрисдикции, вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т.е. подведомственны ему.

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность может быть подразделена на единичную (исключительную) и множественную.

Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на ижди­вении может только суд.

Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность.

Напротив, значительная часть имущественных споров между гражданами, между организациями имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только государственными (общей юрисдикции, арбитражными), но и третейскими судами.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную, альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникший из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение третейского суда (ч. 3 ст. 3 ГПК, ст. 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"). Другим примером может быть избрание соглашением сторон нотариальной формы защиты прав. В частности, по соглашению сторон любая сделка может быть удостоверена нотариально, даже если по закону для сделок данного вида нотариальная форма не требовалась (п. 2 ст. 163 ГК).

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности либо при установлении обязательного предварительного внесудебного порядка урегулирования спора. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом (гл. 60 ТК). Согласно ст. 452 ГК требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в соответствующие сроки.

При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе.

Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд. Такое понимание правил альтернативной подведомственности вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, п. 2 ст. 11 ГК и иных законодательных актов. Поэтому и при наличии альтернативы между разрешением спора в судебном и административном порядке (например, в пп. 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП) заинтересованное лицо вправе обжаловать решение, вынесенное органом исполнительной власти, местного самоуправления, должностным лицом, в суд.

Можно выделить несколько критериев, определяющих подведомственность дела определенным органам.

1. Одним из самых важных критериев выступает характер спорного правоотношения, т.е. содержание спора. Так, ст. 22 ГПК РФ закрепляет круг дел, относящихся к компетенции суда.

2. Не менее важным является и субъектный состав правоотношения. Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц.

3. Спорность или бесспорность спораопределяет необходимость предварительного разрешения спора или возможность непосредственной реализации исполнительным органом прав гражданина (Так, дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК). Подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния также определяется в основном наличием или отсутствием спора между супругами (ст. 18-23 СК).

Таким же образом разграничивается подведомственность между органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора - на основании решения суда (п. 3 ст. 165 ГК).

В ряде случаев обязательную силу имеют нотариально удостоверенные сделки, которые в случае невыполнения их условий создают право для одной из сторон требовать принудительного исполнения ее условий, например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (ст. 100 СК).

4. Наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном досудебном порядке урегулирования спораили о передаче спора на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права.

5. Характер оспариваемого акта (нормативный или ненормативный)определяет необходимость обращения в конституционные (уставные) суды, арбитражные либо суды общей юрисдикции.

6. Уровень органа, принявшего акт,определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен.

Важный признак подведомственности, как определение ее правил только в законе, например в ст. 22 ГПК, ст. 27-33 АПК, ст. 11 ГК, ст. 18-23, 27, 35, 41 и др. СК и т.д.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о