Субъекты и объекты приватизации государственного и муниципального имущества: Субъекты и объекты приватизации

Содержание

Субъекты и объекты приватизации

Понятие приватизации

Экономические отношения по вопросам присвоения имеют подвижный характер. Это значит, что может происходить переход от одной формы собственности к другой. Такие процессы осуществляются различными методами, одним из которых является приватизация.

Определение 1

Приватизация (от.лат - частный) – это процесс передачи государственного или муниципального имущества за определенную плату или на безвозмездной основе частным лицам.

Приватизация является направлением разгосударствления имеющейся собственности, заключающимся в передаче в частное владение отдельными гражданами или юридическими лицами.

Приватизация государственной и муниципальной собственности в России – это ее приобретение отдельными гражданами, товариществами у государства и местных органов власти.

Переходили в собственность такие виды имущества, как:

  • Предприятия и их подразделения, выделяемые в самостоятельные предприятия;
  • Материальные и нематериальные активы предприятий;
  • Доли (акции, паи) государства в капитале товариществ;
  • Принадлежащие доли приватизируемых предприятий в капитале других компаний.

Приватизация могла быть скрытого характера, к примеру, передача в аренду имущества государства частным лицам или организациям на длительный срок; могла быть частичной, при такой форме распродавалась только часть акций; также приватизация могла осуществляться посредством денационализационных и реприватизационных методов.

Масштабность приватизационного процесса в той или иной стране зависела от широты использования методов национализации частного сектора в предыдущем времени.

Основы приватизации в РФ заключались в следующем.

Выделялись три приватизационных формы: продажа имущества при помощи аукциона, на конкурсной основе, путем продажи акций;

Были выделены две структуры государства: комитет, занимающийся управлением государственного (муниципального) имущества и имущественные фонды. Функции первой заключались в подготовке планов приватизации и осуществлении мероприятий по подготовке предприятий к приватизационной процедуре. Вторая структура занималась продажей предприятий на аукционах, продажей их акций.

Определялись приватизационные объекты и их стоимостная оценка. Стоимость имущества имела особое значение. Было решено проводить оценку предприятий по остаточной стоимости основных фондов производства.

Субъекты и объекты приватизации

Определение 2

Субъектами приватизации являются государственные органы управления, которые были специально созданы и которые занимаются вопросами осуществления приватизационных процессов государственной собственности, а также приобретающие государственное имущество.

Приватизационные органы выполняют следующие функции:

  • Руководят процессами приватизации;
  • Создают комиссии по приватизации;
  • Принимают соответствующие решения о приватизации;
  • Преобразуют организационно-правовые формы предприятий государственного сектора, подлежащие приватизации;
  • Владеют и распоряжаются акциями акционерных обществ, которые принадлежат государству, и долями в уставных фондах других хозяйствующих субъектов, а также осуществляют контроль за ними;
  • Принимают решения в случаях преобразовании государственных предприятий и предприятий, находящихся в аренде, в акционерные общества открытого типа о закреплении пакета акций за государством;
  • Являются учредителями акционерных и других обществ;
  • Занимаются организацией и проведением конкурсов и аукционов по продаже государственных объектов.

Объекты приватизации – это государственное и муниципальное имущество. Такими объектами могут быть:

  • Земельные территории и имущественные комплексы, за исключением отчужденных земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости;
  • Природные ресурсы;
  • Жилищный фонд государства и муниципальных образований;
  • Государственный резерв;
  • Имущество государства, находящееся за пределами страны;
  • Государственная и муниципальная собственность в случаях, которые предусмотрены международными договорами РФ;
  • Здания и сооружения культурного наследия с прилегающими к ним земельными участками, находящиеся в собственности государства или муниципалитетов;
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • Имущество, принадлежащее государству или муниципалитетам, на основании решения суда;
  • Акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Таким образом, в общем смысле объектами приватизации являются всевозможные объекты недвижимости, т.е. предприятия, комплексы имущества, здания, сооружения, движимое имущество (ценные бумаги), имущественные права.

Особенности объектов приватизации

Приватизационные объекты обладают следующими особенностями.

Их выделение в частную собственность касается интересов работников и в целом всего трудового коллектива предприятия. Поэтому обеспечение таких интересов должно специально регулироваться государством.

Перед приватизационной сделкой объект включается в прогнозную программу приватизации и принимается решение о всех условиях передачи конкретного объекта в частную собственность соответствующим органом исполнительной власти.

Приватизация осуществляется на возмездной основе.

Продавцом федерального имущества могут выступать специализированные учреждения государства, которые наделены Правительством РФ соответствующими полномочиями.

Подлежат приватизации только те объекты, которые входят в государственную казну и казну муниципалитетов. Имущество, которое относится к унитарным предприятиям с правом ведения хозяйства или основанное на оперативном управлении, не относится к понятию «казна». В этом случае унитарные предприятия в праве распоряжаться таким имуществом от своего имени, в отдельных ситуациях – при согласии собственника, и приватизация не имеет места.

Приватизация государственной и муниципальной собственности

Определение 1

Приватизация государственной и муниципальной собственности – это отчуждение имущества, собственником которого является Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, на возмездной основе в собственность юридических и физических лиц.

Принципиальные основы осуществления приватизации государственной и муниципальной собственности

Осуществление приватизации государственной и муниципальной собственности выполняется в соответствии с рядом принципов, к числу которых можно отнести:

  • во-первых, признание равенства покупателей имущества, принадлежащего государству, его регионам и муниципальным образованиям;
  • во-вторых, открытость действий органов государственного и муниципального управления при продаже государственного и муниципального имущества;
  • в-третьих, отчуждение государственной и муниципальной собственности в собственность юридических и физических лиц только на возмездной основе, то есть за плату или в обмен на акции акционерных обществ, доли хозяйственных обществ;
  • в-четвертых, самостоятельное осуществление приватизации муниципальной собственности органами муниципального управления в соответствии с федеральным законодательством.

Решения относительно условий приватизации государственной собственности принимаются согласно прогнозным планам приватизации. Условия приватизации содержат в себе следующие данные:

  • наименование имущества, подлежащего приватизации, с указанием его характеристик;
  • способ приватизации имущества, его начальная цена, срок рассрочки при ее предоставлении;
  • иные сведения, которые требуются для приватизации имущества.

Замечание 1

Порядок принятия условий приватизации определяется органами государственного управления регионального уровня и местного самоуправления.

Способы приватизации государственной и муниципальной собственности

Законодательство предусматривает различные возможности приватизации государственной и муниципальной собственности. К числу способов осуществления приватизации государственной и муниципальной собственности можно отнести следующие:

  • Продажа государственной и муниципальной собственности в форме аукциона. Данный способ приватизации используется при отсутствии каких-либо условий по отношению к собственности для покупателей. Приобретение имущества осуществляется тем покупателям, который предложил самую высокую цену в ходе торгов. Продажа муниципального и государственного имущества осуществляется в открытой форме. Участники в ходе торгов заявляют свои предложения относительно цены на государственное или муниципальное имущество. При наличии только одного участника аукцион признается несостоявшимся. На прием заявок участников аукциона выделяется 25 и более дней. По окончании приема заявок на принятие решения о присвоении статуса участников аукциона дается пять рабочих дней. Проведение аукциона осуществляется в течение 3 рабочих дней с момента присвоения статуса участникам аукциона. Участие в аукционе подтверждается задатком, величина которого составляет 20% от начальной цены государственной или муниципальной собственности;
  • Продажа на специализированном аукционе акций акционерных обществ. Данный способ приватизации государственной и муниципальной собственности подразумевает продажу акций в форме открытых торгов, по результатам которых победители становятся собственниками акций по единой цене за единицу. Аукцион проводится в открытой форме. При наличии одного участника аукцион признается несостоявшимся. На осуществление приема заявок выделяется 25 дней. Проведение аукциона осуществляется через 10 рабочих дней с момента присвоения статуса участников аукциона;
  • Конкурсная продажа акций, долей в уставных капиталах, объектов культурного наследия. Данный способ приватизации применяется при наличии условий, которые покупатель должен выполнить в отношении приобретаемого объекта. Конкурс проводится в открытой форме. В ходе торгов участники конкурса заявляют свои предложения относительно цены государственной или муниципальной собственности. При наличии одного участника конкурс признается несостоявшимся. Прием заявок осуществляется в 25-дневный срок. Присвоение статуса участников конкурса осуществляется в течение 5 рабочих дней после приема заявок. На проведение конкурса дается три рабочих дня;
  • Продажа муниципальной и государственной собственности без объявления цены. Данный способ приватизации применяется при несостоявшейся публичной продаже государственного или муниципального имущества. В этом случае не устанавливается начальная цена продажи. Претенденты на покупку направляют свои предложения по цене посредством информационных сообщений. Продажа проводится в открытой форме. Право приобретения государственной или муниципальной собственности отдается тому покупателю, который предложил наибольшую цену. В случае получения одинаковых предложений по цене победителем становится тот, кто выставил более раннюю заявку;
  • Внесение муниципальной и государственной собственности в качестве вклада в уставный капитал. Данный способ приватизации осуществляется по решению органов государственного и муниципального управления. Приобретаемая доля акций не может быть менее 25% плюс 1 акция. Данный способ приватизации применяется в случае учреждения акционерных обществ или при оплате дополнительно размещаемых акций в случае увеличения уставного капитала уже существующих акционерных обществ;
  • Продажа акций по результатам процедуры доверительного управления. Данный способ приватизации применяется по отношению к лицу, который в результате конкурса заключил договор доверительного управления акциями. Приобретение акций осуществляется по окончании срока действия договора доверительного управления. Заключение договора купли-продажи осуществляется одновременно с заключением договора доверительного управления с победителем конкурса.

14.1. Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

14.1. Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

1) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

2) Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;

3) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;

4) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природные ресурсы;

3) государственный и муниципальный жилищный фонд;

4) государственный резерв;

5) государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;

6) государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

8) государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

9) имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;

11) акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Приватизация государственного и муниципального имущества как государственная задача

Меры по переводу экономики на развитие рельсового рынка включают в себя целый комплекс мероприятий по созданию новой конфигурации экономической системы в целом. Такие программы реализуются практически во всех странах с так называемым переходным типом экономики, и поэтому приватизация государственной и муниципальной собственности сама по себе является достаточно новым правовым механизмом, который продолжает совершенствоваться по мере накопления опыта в этой сфере деятельности.В России эти процедуры предусмотрены ст. 217 ГК, который определяет, что приватизация - это процесс передачи государственной собственности частным лицам или организациям. В содержательном аспекте это означает прекращение права публичной собственности и формирование права частой собственности.

Приватизация государственной собственности, независимо от того, в каких формах она проводилась, по каким мотивам она не инициировалась, всегда требует выработки четкого правового механизма ее проведения.Это продиктовано важностью процесса приватизации для всего общества и возможными негативными последствиями для общества в целом, в случае, если правовая сторона реализации этой политики не подготовлена. Поэтому приватизация государственной и муниципальной собственности диктует необходимость принятия специальных законов. Он может проводиться как на возмездной основе, так и бесплатно, это зависит от конкретных условий самого процесса приватизации и характеристик имущества, которое входит в этот оборот.

В России приватизация проводится в отношении следующего имущества:

- земельные участки.

- предприятия, имущество и ценные бумаги, ранее принадлежавшие государству;

- приватизация жилья;

Для каждого из этих объектов государство определяет и реализует конкретные цели экономического и социального характера. Так, например, целью приватизации государственных предприятий было провозглашено формирование слоя индивидуальных предпринимателей, развитие социальной инфраструктуры страны, повышение эффективности предпринимательской деятельности, улучшение финансовой ситуация.На начальных этапах приватизации государственные и муниципальные предприятия обычно приватизировались. Но, как показывает исторический опыт, первые попытки приватизации в России оказались крайне неудачными, особенно с точки зрения обеспечения их социального эффекта. Поэтому в 2006 году была принята Государственная программа, существенно изменившая не только целевые установки приватизации, но и процедурные. Так, например, основная цель программы - «максимизировать» эффективность приватизационной деятельности с целью повышения конкурентоспособности экономики страны.Реализация программы предполагает следующие решения:

- социально ориентированная приватизация государственного и муниципального имущества, выведенного из оборота государственного пользования;

- Уменьшение количества федеральных унитарных предприятий государственной собственности;

- эффективная реструктуризация ряда секторов экономики;

- увеличение доходов федерального бюджета.

В области программы приватизации жилья и земли поставлены следующие задачи:

- создание благоприятных условий для формирования рынков жилья и земли; - сокращение расходов на содержание жилья за счет государства;

- стимулирование эффективного использования земли и земли;

- Усиление социальной поддержки сельскохозяйственных рабочих.

Исходя из этих целей, Программа предполагает, что приватизация государственного и муниципального имущества должна проводиться в первую очередь на безвозмездной основе, и только по мере продвижения к поставленным целям должен осуществляться поэтапный переход к платной приватизации. Такая кампания обеспечит наиболее гармоничное сочетание интересов государства и граждан в процессе приватизации.

Субъектов собственности. Приватизация и ее сущность. Объекты приватизации.

Субъектами собственности являются физические или юридические лица, организации, обладающие тремя полномочиями: владение, пользование и распоряжение. Право собственности означает, что собственник владеет вещью физически. Право использования указывает на то, что собственник вещи имеет законное право пользоваться ею посредством ее применения. В процессе использования вещь расходуется или подвергается процессу амортизации. Последняя сила - это распоряжение собственностью. В нем говорится об определении юридической судьбы вещи, то есть о праве реализовать, отдать или стать участником лизинговых отношений.

Приватизация - это деятельность в целях управления. С этой точки зрения данная деятельность выступает как совокупность действий целенаправленного и взаимосвязанного характера, направленных на передачу объектов муниципальной собственности государства в частную собственность. Приватизация осуществляется при самом непосредственном участии специальных органов нашей страны в формах, установленных законом. Объекты и субъекты приватизации являются элементами этого процесса.

Таким образом, объектом процесса является собственность муниципального и государственного значения.Следует отметить, что действующее законодательство в сфере приватизации не дает однозначного ответа на вопрос о том, какие объекты подлежат приватизации, кроме упомянутых выше. Нормативно-правовые нормы ограничиваются только перечнем имущества, на которое не распространяется их действие. Таким образом, таким перечнем объектов можно считать природные ресурсы, заповедники и другие объекты, перечень которых можно увидеть через прямые указания в законе.

Исходя из сказанного, следует отметить, что основными объектами приватизации являются муниципальная и государственная собственность.Само понятие собственности в законе не прописано. Таким образом, можно только догадываться, какое имущество имел в виду законодатель. Видимо, это недвижимость, а также права собственности.

Субъектами собственности, в частности приватизации, являются государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, организации и частные лица. Основное направление приватизационного процесса ориентировано на реализацию такой функции государства, как экономическая.Субъекты права собственности в силу закона вправе осуществлять процесс приватизации. Они являются исполнительными органами нашего федерального правительства. Некоторое время назад рассматриваемое направление деятельности было возложено на Госкомимущество и его территориальные комитеты.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества обусловливают преобразование унитарного предприятия в акционерное общество акционерного типа, продажу государственного имущества с аукциона, продажу акций АО на специализированном аукционе, продажу госимущества на конкурсе, продажа публичных компаний за пределами РФ, находящихся в государственной собственности. Кроме того, следует отметить продажу имущества государства с помощью публичной оферты и внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.

Кроме того, следует отметить продажу ценных бумаг в форме акций АО открытого типа по результатам доверительного управления имуществом. Отметим, что способы приватизации указываются в законе в порядке, исходя из степени их значимости. Как правило, переход к методу последующей приватизации допускается, если описанный выше метод не может быть реализован и нет возможности его использовать.При передаче разрешенного имущества от государства другим акционерам они могут подпадать под такое понятие как субъекты собственности.

что это? Определение и виды имущества: движимое и недвижимое, государственное, муниципальное, организации и физические лица

В этой статье мы хотели бы поговорить о собственности и ее основных типах. В частности, мы определим такие термины, как движимое имущество и недвижимость. Мы также рассмотрим понятие собственности и обсудим ее формы и виды.Надеемся, эта информация будет вам полезна.

Имущество - сложный юридический термин, имеющий разное толкование.

В разных правовых нормах, в зависимости от сферы применения, это понятие может использоваться в разных значениях. Он коллективен и неоднороден по своему составу. Имущество можно рассматривать как отдельную вещь или как определенную совокупность материальных ценностей (см. Статьи 133–135 Гражданского кодекса). В другом смысле этот термин может также охватывать права собственности (см. 301, 303 Гражданского кодекса Российской Федерации).В наследственном праве понятие «имущество» включает в себя не только предметы материального мира и права, но и обязанности наследодателя (см. Ст. 1112 ГК РФ). Пока что в юридической литературе нет единого понимания собственности. Тем не менее многие исследователи, в том числе В.А. Лапач, поддерживают наиболее емкое определение этого термина. По их мнению, он должен включать любые продукты природы и деятельности человека (в том числе интеллектуальные), наделенные определенной оценкой и ставшие товаром, а также возникающие в связи с ними права и имущественные обязательства. Резюмируя вышесказанное, подведем итоги. Собственность - это основной объект гражданских прав, в который входят материальные вещи (в том числе ценные бумаги и деньги), результаты интеллектуального труда и другие нематериальные товары, а также имущественные права и имущественные обязательства.

Движущееся имущество. Деньги и ценные бумаги

В гражданско-правовых отношениях Обычным объектом являются вещи. Они делятся на два основных типа - передвижные и недвижимые. Движущиеся материальные ценности могут легко перемещаться вместе со своими владельцами, могут быть общими или индивидуально определенными и обычно взаимозаменяемы.В п. 2 ст. 130 ГК РФ описывает, что в категорию движимого имущества входят не только различные объекты материального мира, но и деньги с ценными бумагами. Последние представляют собой специальные документы, удостоверяющие права собственности. У них есть реквизиты и установленная форма. В ст. 143 Гражданского кодекса Российской Федерации описывает различные виды ценных бумаг, включая государственные облигации, переводные векселя, чеки, сберегательные и депозитные сертификаты, коносамент, сберегательную книжку и акции.

Перечень объектов недвижимости

Недвижимость - это объекты материального мира, которые всегда находятся на одном и том же месте, имеют тесную связь с землей и незаменимы. В ст. 130 ГК РФ описывает, что может относиться к недвижимости. Их перечень выглядит следующим образом:

  • объектов природного, природного происхождения - акватории, недра земли и другие природные ресурсы;
  • объектов, имеющих тесную связь с земельным участком - лесные участки, различные строения, сооружения, постройки;
  • объектов, признанных законодательным органом недвижимого имущества по разным причинам - море и авиация, искусственные спутники, орбитальные станции, космические корабли, суда внутреннего плавания и т. Д.

Статья 132 ГК РФ дополняет этот перечень и касается другого вида недвижимого имущества - предприятия, понимаемого как имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности и выступающий в качестве самостоятельного субъекта купли-продажи и иных сделок. Также в ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, жилые помещения, предназначенные для проживания граждан и отвечающие всем установленным санитарно-техническим, противопожарным и другим требованиям, и нежилые помещения, предназначенные для коммерческих, административных склад, производственное использование.

Понятие о собственности. Общая собственность

В этой статье мы хотели бы выделить еще один важный термин гражданского права - «собственность». В юридическом контексте это отношение человека к тому, что у него есть, как к своему собственному, и отражает весь комплекс прав собственности. Понятие собственности подразумевает наличие у субъекта правоотношений нескольких прав, включая право пользования (возможность пользоваться вещью по своему желанию и получать от нее доход), владение (то есть физическое владение вещью). и заказы (возможность подарить, обменять, продать товар).Общая собственность - это особый вид правоотношений, возникающих, если право пользования, распоряжения и владения одним и тем же товаром принадлежит сразу нескольким лицам (двум и более). В этом случае благо - это общее свойство, оно может состоять из неделимых и неделимых вещей или их совокупности. Право общей собственности может возникнуть на неделимые вещи в случае, если они унаследованы несколькими лицами по закону или завещанию. Примером может служить ситуация, когда дети умершего наследуют принадлежащее ему жилище - загородный дом.

Муниципальная собственность

Муниципальная собственность, наряду с государственной и частной, является одной из основных их форм собственности. В России это положение законодательно закреплено в Конституции (ст. 9, п. 2). Согласно Конституции муниципальные образования являются субъектами права муниципальной собственности. Органы местного самоуправления от своего имени реализуют право пользования, владения и распоряжения этим имуществом.

Муниципальная собственность находится в управлении административно-территориальных образований: городов, районов, поселков и др.Объектами собственности являются собственность органов местного самоуправления, жилищных фондов, нежилых помещений, фондов местных бюджетов, внебюджетных фондов, производственных предприятий, сферы услуг, учреждений культуры, образования, здравоохранения и др.

Имущество муниципальной собственности находится в фиксированная в значительной степени для муниципальных предприятий или переданная муниципальным властям. В случае передачи имущества предприятию приобретается право самоуправления полученным имуществом (имущественное право - право хозяйственной деятельности).Учреждения получают право оперативного управления имуществом, закрепленным за их счетом.

Муниципальная собственность с самого начала существования характеризуется организацией, наиболее близкой к населению, так как она обслуживает его нужды и потребности для удовлетворения нужд и потребностей населения.

Исторически сложилось так, что муниципальная собственность расширяет свой состав и усложняет структуру управления. Первоначально он состоял только из здравоохранения, образования, социального обеспечения, связи, но с развитием общества и технологий к перечисленным объектам добавились вода, электричество, канализация, транспорт, жилье и нежилые объекты и т. Д. Этот вид собственности совершенствуется, совершенствуется структура и структура управления (постоянно требуется все больше и больше квалифицированных специалистов по обслуживанию).

Исторически муниципальная собственность возникла как самостоятельный вид собственности, но развивалась под давлением государственных структур, в определенной степени им подчиняющихся. Однако в последние годы наблюдается устойчивая противоположная тенденция постепенного освобождения муниципальной собственности от подчинения государству и передачи ее в ведение органов местного самоуправления.

Из государственной собственности муниципальный имеет следующую особенность: его эксплуатация характеризуется преследованием достаточно узких целей по улучшению условий жизни местного населения, благоустройству территорий населенных пунктов. Государственная собственность стремится удовлетворить потребности всех граждан, независимо от места их проживания.

Муниципальная собственность на землю Земельный участок подразумевает право собственности, распоряжения и пользования землей, принадлежащей муниципалитету. Объектами этого права являются земельные участки, переданные РФ или ее субъектам в муниципальную собственность или признанные таковыми на основании федеральных законов.Право на владение землей должно подтверждаться свидетельством о собственности.

Муниципальная (коммунальная) собственность существует не во всех странах, а только в тех, где для ее возникновения есть соответствующие исторические предпосылки. В России это рассматривается на законодательном уровне как самостоятельная форма собственности. Это относится к собственности, принадлежащей на праве собственности городов, сельских поселений и муниципальных образований.

p>

Право государственной и муниципальной собственности: на субъекты и объекты

Если рассматривать право государственной и муниципальной собственности с точки зрения ее субъектов, то сама Российская Федерация и представляющие ее субъекты, то есть регионы, К ним относятся автономные округа и области, республики, города федерального значения.

Что касается собственности, которая считается, скажем так, национальной? Ведь раньше все было народным. Сегодня земля и другие ресурсы, не принадлежащие физическим или юридическим лицам, а также муниципальным образованиям, являются активами казны.

Так что же все-таки право государственной и муниципальной собственности, если рассматривать это в объективном смысле? Это не что иное, как свод правовых норм, которые определяют право собственности на материальные богатства нашей страны различным организациям и регулируют все вопросы, связанные с прекращением, осуществлением или возникновением прав собственности.

Рассматривая право государственной и муниципальной собственности в субъективном смысле, мы имеем все основания говорить о возможности распоряжаться, владеть или пользоваться имуществом (конечно, публичным). Очевидно, что и первое, и второе, и третье должны осуществляться исключительно в интересах населения, а также для обеспечения безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности.

Следует отметить, что имущество, находящееся в ведении государства, имеет двухуровневую структуру. Одна часть объектов принадлежит непосредственно Российской Федерации, а другая - ее субъектам.

На сегодняшний день право государственной собственности может характеризоваться неограниченным количеством объектов. К ним относятся:

• Недра;
• водные ресурсы;
• Лесной фонд;
• ресурсы континентального шельфа;
• предприятия, производящие как радиоактивные, так и ядерные материалы, в том числе оружие;
• предприятия по производству государственных знаков;
• Атомные станции;
• железные дороги;
• объекты культурного наследия (движимые и недвижимые).

Приведенный выше список нельзя считать исчерпывающим.В нем упоминаются только основные объекты. Кстати, приватизация любого из них строго запрещена.

В то же время нельзя сказать, что на казну, а также на наркотические или ядовитые вещества распространяется особое право государственной и муниципальной собственности. Давайте подумаем, а можно ли из средств федерального бюджета, связанных с казной, направить на поддержку индивидуальных предпринимателей или субъектов малого бизнеса? Конечно, могут. Поэтому говорить об исключительности права на нее нельзя.Точно так же с наркотическими или ядовитыми веществами. Первые входят в состав многих лекарств, которые свободно продаются гражданам (по рецепту). Последние в основном относятся к категории товаров народного потребления. Речь идет о всевозможных ядах для насекомых и грызунов.

Напоследок давайте разберемся, чем же интересно право государственной собственности на землю. Примечательно, что природные ресурсы, в том числе земля, принадлежат государству постольку, поскольку они не принадлежат гражданам страны, юридическим или муниципальным образованиям.

р >>

Субъектов собственности. Приватизация и ее сущность. Объекты приватизации.

Субъектами собственности являются физические или юридические лица, организации, обладающие тремя полномочиями: владение, пользование и распоряжение. Право собственности означает, что собственник владеет вещью физически. Право использования указывает на то, что собственник вещи имеет законное право пользоваться ею посредством ее применения. В процессе использования вещь расходуется или подвергается процессу амортизации.Последняя сила - это распоряжение собственностью. В нем говорится об определении юридической судьбы вещи, то есть о праве реализовать, отдать или стать участником лизинговых отношений.

Приватизация - это деятельность в целях управления. С этой точки зрения данная деятельность выступает как совокупность действий целенаправленного и взаимосвязанного характера, направленных на передачу объектов муниципальной собственности государства в частную собственность. Приватизация осуществляется при самом непосредственном участии специальных органов нашей страны в формах, установленных законом.Объекты и субъекты приватизации являются элементами этого процесса.

Таким образом, объектом процесса является собственность муниципального и государственного значения. Следует отметить, что действующее законодательство в сфере приватизации не дает однозначного ответа на вопрос о том, какие объекты подлежат приватизации, кроме упомянутых выше. Нормативно-правовые нормы ограничиваются только перечнем имущества, на которое не распространяется их действие. Таким образом, таким перечнем объектов можно считать природные ресурсы, заповедники и другие объекты, перечень которых можно увидеть через прямые указания в законе.

Исходя из сказанного, следует отметить, что основными объектами приватизации являются муниципальная и государственная собственность. Само понятие собственности в законе не прописано. Таким образом, можно только догадываться, какое имущество имел в виду законодатель. Видимо, это недвижимость, а также права собственности.

Субъектами собственности, в частности приватизации, являются государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, организации и частные лица.Основное направление приватизационного процесса ориентировано на реализацию такой функции государства, как экономическая. Субъекты права собственности в силу закона вправе осуществлять процесс приватизации. Они являются исполнительными органами нашего федерального правительства. Некоторое время назад рассматриваемое направление деятельности было возложено на Госкомимущество и его территориальные комитеты.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества обусловливают преобразование унитарного предприятия в акционерное общество акционерного типа, продажу государственного имущества с аукциона, продажу акций АО на специализированном аукционе, продажу госимущества на конкурсе, продажа публичных компаний за пределами РФ, находящихся в государственной собственности.Кроме того, следует отметить продажу имущества государства с помощью публичной оферты и внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.

Кроме того, следует отметить продажу ценных бумаг в форме акций АО открытого типа по результатам доверительного управления имуществом. Отметим, что способы приватизации указываются в законе в порядке, исходя из степени их значимости. Как правило, переход к методу последующей приватизации допускается, если описанный выше метод не может быть реализован и нет возможности его использовать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *