Субъективный характер используемых суждений: Субъективный характер используемых суждений. Правильно определяем фактический характер, оценочное суждение и теоретическое утверждение

Тест по обществознанию «ПОЗНАНИЕ»

ПОЗНАНИЕ

  1. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.

 

1) теоретическое обобщение фактов

2) констатация протекания отдельных событий

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности

4) стремление к достоверному, обоснованному и объективному знанию

5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин

2. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) использование понятий

2) логическое выведение умозаключений

3) экспериментальное подтверждение результатов

4) открытость рациональной критике любого положения

5) опора на данные опыта чувственного познания

3. Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния

 

1) Уче­ные-вул­ка­но­ло­ги на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вул­ка­на Этна

2) Уче­ные-ис­то­ри­ки вы­дви­ну­ли ги­по­те­зу про­ис­хож­де­ния на­зва­ния «Русь» от при­бал­тий­ско­го пле­ме­ни ругов.

3) Эко­но­ми­сты тео­ре­ти­че­ски обос­но­ва­ли пер­спек­ти­вы раз­ви­тия гло­баль­ной эко­но­ми­ки.

4) Эко­ло­ги про­ве­ли при по­мо­щи спе­ци­аль­но­го зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Бай­кал.

5) Опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти ген­ной ин­же­не­рии вы­яви­ли ген, спо­соб­ству­ю­щий за­бо­ле­ва­нию раком.

4. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки тео­ре­ти­че­ско­го уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) про­ве­де­ние кон­троль­ных из­ме­ре­ний

2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез

3) со­зда­ние ло­ги­че­ской мо­де­ли изу­ча­е­мо­го объ­ек­та

4) опи­са­ние изу­ча­е­мых яв­ле­ний

5) про­ве­де­ние на­уч­но­го экс­пе­ри­мен­та

6) объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей

5. Найдите в приведённом ниже спис­ке характеристики эм­пи­ри­че­ско­го уровня на­уч­но­го познания. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) непосредственное на­блю­де­ние отдельных фак­тов и явлений

2) выдвижение и обос­но­ва­ние гипотез

3) фиксация обоб­ще­ний в виде законов

4) получение ко­ли­че­ствен­ных данных об изу­ча­е­мом объекте

5) разработка на­уч­ных теорий

6) объяснение су­ще­ству­ю­щих взаимосвязей

6. Найдите в приведённом ниже спис­ке признаки, от­ли­ча­ю­щие научное по­зна­ние от дру­гих видов познания, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) субъективный ха­рак­тер используемых суждений

2) доступная форма изложения

3) экспериментальная про­вер­ка результатов

4) опора на авторитет

5) взаимосвязь тео­ре­ти­че­ско­го и эм­пи­ри­че­ско­го уровней

6) разработка спе­ци­аль­но­го понятийного аппарата

7. Найдите в приведённом ниже спис­ке черты, при­су­щие на­уч­но­му по­ни­ма­нию истины. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) знание, вы­ра­жен­ное в до­ступ­ной форме

2) знание, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те адек­ват­но­го от­ра­же­ния объ­ек­та по­зна­ю­щим субъектом

3) знание, вос­про­из­во­дя­щее по­зна­ва­е­мый объ­ект таким, каким он су­ще­ству­ет не­за­ви­си­мо от со­зна­ния человека

4) знание, со­от­вет­ству­ю­щее ин­те­ре­сам субъекта

5) знание, име­ю­щее ши­ро­кие воз­мож­но­сти для распространения

6) знание, ко­то­рое раз­де­ля­ет боль­шин­ство людей

8. Выберите вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Формой чувственного познания является представление.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.

9. Выберите вер­ные суж­де­ния о ра­ци­о­наль­ном по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Рациональное по­зна­ние при­су­ще толь­ко человеку.

2) Одной из форм ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся представление.

3) Рациональное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Рациональное по­зна­ние в от­ли­чие от чув­ствен­но­го спо­соб­но при­ве­сти к от­но­си­тель­ной истине.

5) Исходным эле­мен­том ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся понятие.

10. Выберите вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях со­ци­аль­но­го по­зна­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Ученый, изу­ча­ю­щий общество, ис­поль­зу­ет об­ще­на­уч­ные ме­то­ды и сред­ства познания.

2) Объективная ис­ти­на в со­ци­аль­ном по­зна­нии не достижима.

3) Социальные яв­ле­ния не­об­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать в ис­то­ри­че­ском и куль­тур­ном аспектах.

4) Социальное по­зна­ние может быть не толь­ко научным, но и обыденным.

5) Одной из со­ци­аль­ных наук яв­ля­ет­ся филология.

11. Выберите вер­ные суж­де­ния об ис­ти­не и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Критерием ис­ти­ны может быть её при­зна­ние ав­то­ри­тет­ны­ми лицами.

2) Критерием ис­ти­ны может быть её со­от­вет­ствие ранее от­кры­тым за­ко­нам науки.

3) Истину нель­зя уста­но­вить голосованием, она может быть и на сто­ро­не меньшинства.

4) Истинным при­зна­ет­ся утверждение, про­ве­рен­ное прак­ти­кой и опы­том мно­гих поколений.

5) Истиной не яв­ля­ет­ся эле­мент знаний, ко­то­рый в бу­ду­щем может быть опровергнут.

12. Выберите вер­ные суж­де­ния о кри­те­ри­ях ис­ти­ны и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Ос­нов­ной кри­те­рий ис­ти­ны – со­от­вет­ствие ин­те­ре­сам по­зна­ю­ще­го субъекта.

2) К кри­те­ри­ям ис­ти­ны можно от­не­сти со­от­вет­ствие за­ко­нам логики.

3) Прак­ти­че­ское при­ме­не­ние может про­ве­рить ис­тин­ность знания.

4) Разум и ин­ту­и­ция учёного яв­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми истины.

5) С точки зре­ния пред­ста­ви­те­лей фи­ло­соф­ско­го на­прав­ле­ния эм­пи­ри­ков глав­ным кри­те­ри­ем ис­ти­ны яв­ля­ет­ся разум.

13. Выберите вер­ные суж­де­ния о по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Фор­ма­ми ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния яв­ля­ют­ся ощущение, восприятие, представление.

2) К фор­мам чув­ствен­но­го по­зна­ния от­но­сят по­ня­тия и суждения.

3) Ра­ци­о­наль­ное по­зна­ние поз­во­ля­ет вы­явить су­ще­ствен­ные признаки, связи, закономерности, законы.

4) Для чув­ствен­но­го этапа (ступени) по­зна­ния свой­ствен­но вос­про­из­ве­де­ние внеш­них черт и свойств объектов.

5) Чув­ствен­ное по­зна­ние пред­по­ла­га­ет не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие по­зна­ва­е­мых объ­ек­тов на ор­га­ны чувств.

14. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

2) Истина — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.

3) Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.

4) Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих учёных.

5) Относительной истине свойственна субъективность.

15. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.

2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.

3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.

4) Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания.

5) Истина всегда объективна.

16. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Истинным можно считать лишь то знание, которое разделяет большинство людей.

2) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

3) Истина — это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.

4) Истина всегда конкретна.

5) Единственный критерий истины — соответствие существующим научным теориям.

17. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания.

2) Единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом учёных.

3) Относительная истина — это ограниченно верное знание.

4) Только абсолютной истине свойственна объективность.

5) Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.

18. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта.

2) Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

3) B научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.

4) Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты.

5) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

19. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность.

2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта.

3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания.

4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.

20. В структуре наук учёные выделяют социально-гуманитарные науки. Выберите в приведённом ниже списке социально-гуманитарные науки, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) биология

2) математика

3) культурология

4) политология

5) физика

6) история

Духовная жизнь общества — презентация онлайн

Урок 4
Духовная жизнь общества
Проверяем домашнее
задание
1
2
Истина
Познание
Эмпирики
Рационалисты
Агностики
Относительная истина
Абсолютная истина
Критерии истины
Формы познания
Ощущение
Восприятие
Представление
Понятие
Суждение
Умозаключение
Виды познание
Научное познание
Уровни научного познания
Эмпирические методы
Теоретические методы
Ненаучное познание
Миф
Художественный образ
Истина
Термины
Истина –
.
Термины
Познание –
Термины
Эмпирики –
Термины
Рационалисты –
Термины
Агностики –
.
Термины
Относительная истина –
Термины
Абсолютная истина –
Термины
Критерии истины –
Термины
Мышление –
Термины
Формы познания –
.
Термины
Ощущение –
Термины
Восприятие –
Термины
Представление –
Термины
Понятие –
Термины
Суждение –
Термины
Умозаключение или вывод –
Термины
Виды познания –
Термины
Научное познание –
Термины
Уровни научного познания –
Термины
Эмпирические методы научного познания –
Термины
Теоретические методы –
Термины
Миф –
Термины
Народная мудрость –
Термины
Мистика –
.
Термины
Познание методами искусства –
Термины
Художественный образ –
Тест
Выберите характеристики чувственного этапа познания и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1. обобщение существенных свойств предметов в понятиях
2. отражение в сознании отдельных внешних свойств предметов при контакте
с ними
3. формулирование выводов и умозаключений о предмете
4. формирование в сознании целостного внешнего образа предмета без
непосредственного контакта с предметом
5. утверждение или отрицание определенных положений о предмете
6. восприятие целостной картины предмета, процесса, явления,
непосредственно воздействующих на органы чувств
Тест
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания
мира.
1) наблюдение
2) ощущение
3) суждение
4) выдвижение гипотезы
5) проведение эксперимента
6) эмпирическое описание
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и
запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Тест
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды знаний.
1) житейское
2) трудовое
3) научное
4) социальное
5) гипотетическое
6) религиозное
Найдите два термина, «выпадающих» из общего
ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми
они указаны.
Тест
Укажите в приведенном перечне эмпирические методы
научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью
вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения
названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы
развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда
замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий
заболеванию раком.
Тест
Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов
познания, и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) субъективный характер используемых суждений
2) доступная форма изложения
3) экспериментальная проверка результатов
4) опора на авторитет
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического
уровней
6) разработка специального понятийного аппарата
Тест
A) отражение в сознании человека внешних свойств
предмета
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа
B) фиксация существенных свойств предмета
Г) сохранение в памяти обобщенного образа
предмета
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета
каких-либо свойств
Е) логический вывод новых суждений о предмете на
основе имеющихся
1. Чувственное 2. Логическое
Тест
Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они
иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) наблюдение
1) эмпирический уровень
Б) выдвижение гипотез
2) теоретический уровень
B) эксперимент
Г) описание
Д) измерение
Тест
Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.
1) опора на данные наблюдений
2) экспериментальное подтверждение выводов
3) учет накопленного опыта
4) использование форм рационального познания
5) разработка обоснованных теорий
6) применение строго определенных понятий
Тест
Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
3) Создал модель развития грибницы в различных природных условиях.
4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее
распространённых видов ядовитых грибов.
6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов
Тест
Группа астрономов-любителей разработала свою теорию
происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не
признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже
оснований могли стать причиной такой профессиональной
оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теорию разработали любители
2) теория не подтверждается практикой
3) выводы разработчиков нелогичны
4) теория опровергает принятые в науке представления
5) основные положения теории не обоснованы
6) разработчики теории рассматривают участие
сверхъестественных сил
Тест
Назовите и проиллюстрируйте примерами три отличительных признака научного познания.
Тест
На основе обществоведческих знаний и
знания других школьных дисциплин
покажите, в чем проявляется сложность
познания объективного мира. (Назовите
три проявления).
Тест
Долгое время люди считали, что Земля
плоская. Чем это представление является с
точки зрения современных научных
взглядов: относительной истиной или
заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и
относительной истины в познании мира.
Тест
Обществоведы считают, что ненаучное
познание чрезвычайно важно для
понимания человеком окружающего его
мира. Приведите три доказательства этого
тезиса
Урок 4
Духовная жизнь общества
Культура – всё ценное, созданное
человеком.
Культура – уровень достижений в
духовной сфере.
Культура – правила поведения в
обществе.
Духовное или нематериальное
производство
Тенденции развития культуры
Традиции
Новаторство
Тенденции развития культуры
Развитие
национальных
культур
Культурная
интеграция
Виды культуры
1. Элитарная
Виды культуры
1. Элитарная
Сложная по форме и содержанию.
Рассчитанная на специалистов и знатоков.
Не рассчитанная на коммерческий успех в
первую очередь.
Симфоническая музыка, классическая
литература и т.п.
Виды культуры
2. Массовая
Виды культуры
2. Массовая
Простая и стандартная по форме и содержанию.
В первую очередь рассчитанная на
коммерческий успех.
Тесно связанная со СМИ, прежде всего с
рекламой в СМИ.
Эстрадные концерты, телесериалы и т.п.
Виды культуры
3. Народная
Виды культуры
3. Народная
Анонимная, ей свойственны коллективные
творческие процессы.
Народные песни и танцы, национальная кухня.
Но и современные анекдоты, школьный
фольклор.
Виды культуры
4. Экранная
Виды культуры
4. Экранная
Возникает в постиндустриальном обществе.
Существует в Интернете, преимущественно в
социальных сетях.
Видеоролики, он-лайн конференции и пр.
Людям нужна культура разных видов.
Очень важен
ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Дайте определения
Элитарная
Массовая
Народная
Экранная культуры
Другие типы культур
1. Материальная и духовная
2. По принадлежности к типу общества:
традиционная, индустриальная и
постиндустриальная
3. По сферам общественной жизни:
экономическая, политическая,
экологическая, педагогическая и т.д.
4. По региональной принадлежности:
средиземноморская, западная, российская,
сельская и городская
Другие типы культур
По охвату: доминирующая, субкультура
(молодёжная, субэтниченская и др.),
контркультура
Давайте повторим!
Практикум
Всё, что создано человеком в своей
совокупности называется
1. Искусством
2. Прогрессом
3. Культурой
4. Техникой
Картины Пикассо являются сложными для
восприятия широкой публики. Это пример
культуры
1. Экранной
2. Народной
3. Массовой
4. элитарной
Задание 25.
Какой смысл обществоведы вкладывают в
понятие «духовная культура»? Составте
одно предложение про составляющие
духовной культуры и одно – про её связь с
материальным производством.
Всего нужно написать три фразы!
1. Мораль и мировоззрение
1. Мораль и мировоззрение
Сфера жизни общества, которая связана с
установлением людьми правил поведения для
каждого
Золотое правило морали и категорический
императив Канта гласят: «Не делай другому
того, что ты не хотел бы, чтобы он сделал
тебе».
Мировоззрение
Мировоззрение – целостное представление о природе,
обществе, человеке, выраженное в системе ценностей и
идеалов личности, социальной группы, общества.
Структура мировоззрения
— знания
— идеи
— духовные ценности
— идеалы
— идея
— принципы
— убеждения
Классификация (основная)
По этапу исторического развития
— мифологическое
— обыденное или житейское
— религиозное
— научное
Другие классификации
По соотношению с прогрессом
— прогрессивное
-реакционное
По главенствующему понятию
— теоцентризм
— природоцентризм
— антропоцентризм
— наукоцентризм
Этика – философская наука о добре и
зле, «теория морали».
Устойчивость и изменчивость морали
Моральные принципы –
утверждения о правильном поведении в
обществе, например, принцип
гуманизма. Носят субъективный
характер.
Моральные нормы – правила
поведения. Носят объективный
характер
Функции морали
Регулирующая или нормативная – ?
Ценностно-ориентировочная — ?
Воспитательная — ?
Мотивационная -?
Нравственная культура – уровень
усвоения человеком морали – знание,
сознание, поведение.
Найдите в приведённом ниже списке
основные признаки моральных норм.
1) установлены государством
2) выражаются в общественном мнении
3) обязательны для исполнения
4) регулируют общественные отношения с
позиций добра и зла
5) дают большой простор для толкования
6) поддерживаются силой
государственного принуждения
1) Моральные нормы отражают
потребности общества.
2) Мораль всегда формализована в
нормативных правовых актах.
3) Мораль помогает человеку оценивать
события общественной жизни.
4) Основой морали является внутренняя
мотивация человека и его самоконтроль.
5) Мораль всегда обеспечивает
взаимопонимание людей в социуме.
Какой смысл обществоведы вкладывают в
понятие «нормы морали»? Привлекая
знания обществоведческого курса, составьте
два предложения: одно предложение,
содержащее информацию о любом отличии
норм морали от норм права, и одно
предложение, раскрывающее сущность
совести как категории (понятия) морали.
2. Наука
Наука – добывание знаний, новых для
человечества
Наука – система научноисследовательских и учебных заведений
Наука – отдельная отрасль знаний
(математика, история и др.).
Функции науки
Познавательная
Мировоззренческая
Популяризаторская
Прогностическая
Социальная
Производственная
Функции науки
Познавательная
Мировоззренческая
Популяризаторская
Прогностическая
Социальная
Производственная
Классификация наук
Классификация наук
Классификация наук
3. Образование
Образование бывает
Общим
Специальным (профессиональным)
Образование – знания, умения, навыки
Структура образования:
1. Обучение
2. Воспитание
3. Развитие
Функции образования:
1. Экономическая – воспроизводство рабочей
силы
2. Социальная – осуществлять социализацию
3. Культурная – трансляция духовных
ценностей новым поколениям
Виды (формы) образования в РФ
1. Дошкольное
2. Начальное
3. Основное общее. До 9 класса включительно. Обязательное!!!
4. Общее среднее. Школа, лицей, гимназия.
Виды (формы) образования в РФ
5. Дополнительное
6. Среднее специальное. Техникум, колледж или училище.
7. Высшее.
8. Постдипломное. Курсы повышения квалификации.
Принципы образования в РФ
1. Доступность:
бесплатность школьного, среднего
специального и высшего на конкурсной
основе образования,
развитие заочной и дистанционной форм
образование, наличие вечерних отделений в
ВУЗах и техникумах,
возможность учиться на родном языке
Принципы образования в РФ
2. Единое образовательное
пространство:
единые государственные программы по
всем предметам,
обязательная сдача ОГЭ и ЕГЭ.
3. Светскость. Школа отделена от церкви.
Принципы образования в РФ
4. Гуманизаци образования:
индивидуальный подход к каждому
обучающемуся,
разнообразие образовательных маршрутов и
типов учебных заведений.
5. Гуманитаризация образования.
6. Непрерывность образования.
7. Интернационализация образования.
8. Компьютеризация образования
4. Искусство
Искусство
Функции искусства
Эстетическая
Этическая
Познавательная
Утешительнокомпенсаторная
Гедонистическая
5. Религия
Религия – форма общественного сознания,
основанная на вере в сверхъестественное.
Культ – религиозные обряды.
Конфессия – группа верующих,
исповедующих одну религию.
Церковь – социальный институт, в рамках
которой исповедуется определённая
религия.
Культ
Жертва
Магический обряд
Структура религии
Религиозная идеология – система идей
Религиозные психология – чувства,
эмоции
Религиозная деятельность – культ и
внекультовая деятельность
Религиозная организация, иерархия –
церковь, секта
Функции религии
— Мировоззренческая
— Культурно-транслирующая
— Компенсаторная
— Коммуникативная
Развитие религиозных представлений
1. Древнейшие верования. Духи.
Развитие религиозных представлений
2. Язычество. Боги.
Развитие религиозных представлений
3. Монотеизм. Бог.
Современные религии
1. Местные верования
Современные религии
2. Национальные религии
Современные религии
3. Мировые религии.
Огромное количество адептов. Распространённость на
всех континентах.
Космополитизм. Прозелитизм
1. Буддизм.
Самая первая мировая религия. Родилась в Индии в V
веке до н.э.
Основатель – Будда, «Просветлённый».
Вера в переселение душ.
2. Христианство.
Самая распространённая религия. Её исповедуют
почти 2 с половиной миллиарда человек.
Основатель – Иисус Христос, Сын Божий, посланный
на Землю, чтобы своими мучениями искупить грехи
человечества.
3. Мусульманство.
Самая молодая мировая религия.
Основатель – пророк Мухаммед, создатель Арабской
империи.
Священная книга – Коран.
6. СМИ
СМИ – все каналы трансляции
массовой информации.
Периодические издания (газеты,
журналы, альманахи),
радио,
телевидение,
интернет.
Функции СМИ.
Транслирующая
Мировоззренческая
Образовательная
Мобилизационная
Рекреационная
Периодическое издание
1. Одно название, много выпусков
(номеров)
2. Определена периодичность выхода в
свет
Цензура в РФ запрещена законом!
Давайте повторим!
Практикум
Сфера культуры
Ступени образования
Наука
Получение,
обоснование и
систематизация
знаний о мире
Целенаправленный
процесс обучения и
воспитания
?
Все эти термины, за исключением двух,
конкретизируют понятие формального
образования. Определите «выпадающие
термины».
1. Начальное
2. Семейное
3. Среднее
4. Профессиональное
5. Специальное
6. Церковное
Что из перечисленного характеризует
только науку?
1. Образное осмысление действительности.
2. Развитое мастерство в какой либо области.
3. Система знаний о природе и обществе.
4. Особый вид деятельности человека.
5. Система исследований, направленных на
получение новых знаний.
6. Система специфических организаций и
учреждений.
Какие примеры отражают деятельность
субъектов образования?
1. На школьном совете было принято решение о
благоустройстве спортивных площадок.
2. Начались каникулы и школьные кабинеты
опустели до конца лета.
3. Министерство образования объявило конкурс
«Школа года».
4. Родители делегировали своих
представителей в совет школы.
5. Родители проявили активность при
подготовке выпускного вечера.
6. Школьные библиотеки пополнились новыми
книгами.
В искусстве допускается художественный
вымысел. В произведении может быть
такое, чего нет и не может быть в
реальности. Почему, несмотря на это,
искусство является способом познания
мира? Укажите два положения.
Какую роль играет образование в жизни
человека? Приведите три примера.
Приступайте к выполнению
домашнего задания!
Спасибо за внимание!
До новых встреч!

Теория суждения Канта > Виды использования (Стэнфордская философская энциклопедия)

В обсуждении до сих пор суждения по существу отождествлялись с их пропозициональное содержание. Но, по Канту, это также возможно для рационального познающего использовать то же самое пропозициональное содержание по-разному. Эти различия в использовании не следует путать с тремя типами принятия за истинное или Fürwahrhalten , т. е. пропозициональные установки мнение, эпистемологическая вера и уверенность, которые являются всего лишь тремя основные «этапы» ( Stufen ) возрастающей рациональной приверженность истине (A820–823/B848–851). Напротив, использование или Gebrauch суждений также может быть прагматичным, моральное, эстетическое или телеологическое, а не эпистемическое. Фундаментальный разница в использовании суждений заключается между (а) теоретическими (например, научные) суждения и (б) нетеоретические (например, прагматические, моральные, эстетические, или телеологические) суждения.

Но есть и важные различия между типами теоретического использования суждений.

A. Теоретические суждения и нетеоретические суждения

По Канту, теоретические суждения — это суждения, используемые таким образом, что их общая рациональная цель или функция состоит в том, чтобы быть истинными предложениями о мире, независимо от того, считается ли этот мир феноменальным или ноуменальный (20: 195). Напротив, нетеоретические суждения суждения, что это не так именно потому, что они б/у неправдоподобно . Например, общий рациональной целью нетеоретического суждения может быть сделать инструментальные или неинструментальные свободные выборы или решения (прагматические или моральные суждения, т. е. «практические положения») (20: 196). Или это может быть оценка красоты или возвышенности феноменального объекты (эстетические суждения вкуса) (5: 203–356). Или это может относиться к естественным вещам так, как если бы они имели целенаправленное или целенаправленное структуру, как эвристическое руководство для построения лучшего механистические объяснения физических явлений (телеологические суждения) (5: 359–484).

В любом случае это будет серьезно ошибочно думать, что пропозициональное содержание суждения не имеет отношения к его нетеоретическому использованию. С другой стороны, прагматические/моральные суждения, суждения вкуса и телеологические суждения все индивидуализировал своим пропозициональным содержание, потому что это содержание определяет, каково суждение о . Но рациональная цель или функция нетеоретическое суждение может быть реализовано, даже если его пропозициональное содержание ложное. Для нетеоретического суждения важно то, как вещи кажутся судье , а не такими, какие они есть на самом деле это . Таким образом, конкретный выбор или решение может быть хорошим. или правильно, даже если оно основано на ложных убеждениях. Визуальный опыт та вещь вон там, которую вы принимаете за прекрасную розу, может быть подлинное переживание прекрасного, даже если на самом деле это не роза или даже не существует (5: 205). И телеологическое суждение о очевидное естественное предназначение чего-либо (например, гелиотропные растения поворачиваясь к солнцу, потому что они «хотят» солнечного света) могут быть эвристически полезным при построении полностью механистического теория биологических явлений (5:397–415).
Действительно, в этих В этом отношении кантовское объяснение суждения предвосхищает деннетовское. (1987) понятие «интенциональная позиция».

B. Теоретическое использование 1: конститутивные решения и регулятивные решения

Точно так же, как существуют различные варианты нетеоретического использования суждения, поэтому также существуют различные разновидности теоретического использования. Две из наиболее важных из этих разновидностей возникают у Канта. различие между «конститутивным» и «регулятивные» суждения. У Канта есть несколько способов формулируя это различие, но суть различия заключается в следующем: теоретическое суждение используется конститутивно тогда и только тогда, когда его смысл, истина или легитимность как «принцип»(

Grundsatz , Prinzip ) нет на основе любых дальнейших предположений, гипотетических условий или предположения; тогда как теоретическое суждение используется регулятивно, если и только в том случае, если его смысл, истинность или легитимность в качестве принципа на некоторых дальнейших предположениях, гипотетических условиях или предположениях. Таким образом, синтетические априорные «математические» принципы чистый рассудок Кант называет конститутивным, в то время как синтетические априорные «динамические» принципы чистой понимание называется регулирующим (А178–181/В220–224). Потому что смысл и истина экземпляров первого (например, «2+2=4») не основано на любые экзистенциальные предположения о фактическом применении этого суждение (т. е. «2 + 2 = 4» все равно будет верным, даже если каждый две пары яблок, когда бы их ни считали, всегда волшебным образом сливались в одно яблоко, «Большое яблоко»), в то время как, напротив, смысл и истина случаи последнего (например, «Материальные объекты падают на земля со скоростью 10 метров в секунду/в секунду» или «А вызвало Б») основано на экзистенциальных предположениях о существование материи и существование предшествующих событий в причинно-следственные связи.

Другое важное применение различия между конститутивное и регулятивное использование суждений касается точного семантический статус «пустых» предложений (т. е. предложения, лишенные объективной значимости), которые также имеют то же самое общую форму как объективно значимые синтетические априорные суждения. По Канту, все такие пустые суждения содержат «идеи чистый разум», которые являются либо понятиями ноуменальных объектов, либо метаконцепты, постулирующие «суммирующие» расширения чистые понятия разумения (А320/В377, А326–329/B382–386). Примерами таких предложений могут быть (

W ) «Все, что принадлежит к естественному роду вода делает это в силу своей локковской сущности или реального внутренней конституции» и ( G ) «Благожелательный Бог существуют.» Судебные решения ( G ) в соответствии с их конститутивным использованием и ( W ) не имеют значений истинности. И действительно ( G ) и ( W ), строго говоря, имеют значения истинности под своими регулятивное использование. Но есть, по Канту, вполне законное регулирующее использование суждения ( W ) в естествознании как принцип, согласно которому о природе судят только
, как если бы
( W ) были истинными, чтобы сгруппировать все остальные макроскопически разные виды воды (например, лед, пар, вода в его жидком состоянии и др. ) и изучать их с целью нахождения некоторых единый набор причинно-следственных законов, который систематически объясняет общее феноменальное поведение естественного вида вода (А645–647/В673–675). И есть также, по Канту, совершенно законное регулирующее использование ( G ) в морали как «постулат практического разума», который, в свою очередь, является основным пропозициональная цель моральных убеждений или Glauben , согласно которой наша нравственная жизнь должна вестись так, как если бы мы могли эпистемически верить или научно знать, что Бог доброжелательно гарантирует, что все и только счастливые люди нравственно добродетельны, чтобы укрепить нашу изначально ошибочную и изменчивую моральную решимость, и сделать нашу моральную жизнь полностью осмысленной (А633–634/Б661–662, А812–819/B840–847). Более как правило, эти два последних случая показывают, что в противном случае пусто или необъективно значимые суждения используются регулятивно, когда их легитимность как принципов зависит от их принятия исключительно для цель сделать научное исследование или нравственную жизнь связной, осмысленное целое.
Тот же самый статус когерентности/смысла также сохраняется для нескольких важных максим или девизов научных исследований, которые часто ошибочно принимают за чрезвычайно общие теоретические суждения, например, что природа никогда не умножает сущности без необходимости (оккамовское Бритва) или что природа не делает скачков (закон непрерывности) (А652–663/Б680–691). Как признавал Кант и как всякий практический ученый знает, мир природы вблизи кажется ужасно грязный и дырявый. Таким образом, общая рациональная идея того, что Кант называет «систематическим единством природы». (A650–668/B678–696) устраняет разрыв между грязным экспериментальные передовые рубежи естественнонаучных исследований, которые могли бы слишком легко привести к деструктивному скептицизму и подорвать рационального предприятия самого естествознания и компактного, элегантная красота его абстрактных математических или структурных моделей, которые, в свою очередь, пробуждают у работающего ученого ощущение, что какой-то рационального глубокого замысла пронизывает природу.
Этот эстетический и тактика телеологического моста тем самым эмоционально перегружает личная и общественная практика естественнонаучных исследований придавая ему коллективно-чувствуемую солидарность связного, осмысленное и интерсубъективно значимое рациональное предприятие. В этом смысле, Кант является первооткрывателем
эстетика science
(см., например, Breitenbach 2015).

C. Теоретическое использование 2: определяющие суждения и рефлексивные суждения

Вторую важную пару теоретических применений можно найти в Различие Канта между «определяющими» суждениями и «рефлексивные» суждения. Запутанная особенность этого отличие состоит в том, что он пересекает конститутивное и регулятивное различие. Действительно, определяющее суждение против рефлективного суждения различие даже не упоминается явно в критический период до первого знакомства с Критика силы Решение (20:211), тем не менее оно явно очень близко в связи с некоторыми замечаниями о регулятивном использовании идей причина в первом приложении Critique к Трансцендентальная диалектика и, в частности, к различию Канта находится между «аподиктическим» и «гипотетическое» использование суждения (CPR A647/B675).

Здесь Кант утверждает, что, по крайней мере, некоторое регулятивное использование суждения, а в частные, регулятивные суждения о систематическом единстве природы, имеют трансцендентальное предпосылочное отношение к истинности обоих синтетические априорные и синтетические апостериорные суждения в естественных науки, а не играют лишь второстепенную или эвристическую роль в научные исследования (CPR A648/B676, A651/B679). В третьем Критика , это несколько зачаточное и удивительное утверждение превратилась в явное учение о том, что суждения вкуса подчиняется «субъективно необходимому» трансцендентному принцип о том, что существование законных судебных решений вкус к прекрасному в природе предполагает, что мы должны верить что формальные структуры эмпирического характера хорошо приспособлены к (даже если они не предназначены специально для) врожденных структур нашего познавательные способности (5: 179–186) (20: 215–216, 211). Кант кажется, также занимает одно или два места в третьей Critique что телеологические суждения не просто эвристически полезны для механистическое изучение биологических явлений, но на самом деле эвристически необходимые (5: 376–383, 400) для этой цели. В современными терминами, это эквивалентно важному утверждению, что наша полностью механистические организменные, молекулярные и клеточные ветви биологии все конститутивно требуют намеренной позиции. Наконец, в третьем есть еще более дразнящие намеки. Критика о том, что эвристическая необходимость телеологические суждения о самоорганизующихся, самоинициируемых нечеловеческих движений животных означает, что мы также должны (в моральном плане?) верить, что наши собственные человеческие тела животных могут свободно перемещаться по выбору наших завещания в преднамеренной деятельности (5: 397–399).

Во всяком случае, как суждения вкуса, так и телеологические суждения Кант считал рефлективными суждениями, а не определяющими суждениями. Разница между определяющим использованием суждения и рефлексивное использование суждения связано с тем, как интерпретируется предикативная структура простого категорического суждения (5: 179) (20: 211). Обычно предикация интерпретируется как включающая либо «подчинение» того или иного лица (скажем, Сократ) под универсальным понятием (скажем, понятием быть философ), или подведение более узкого понятия (скажем, быть человека) под более широким понятием (скажем, быть смертным). Это «определяющая» интерпретация предикации в суждении, потому что это логически приводит к «детерминированному» индивидууму или более узкое понятие под универсальным или более общим «определимое» понятие. Но Кант считает, что это также можно интерпретировать предикацию в обратном направлении: т. от «определенного» к «определимому». Это «рефлексивная» интерпретация предикации в суждение не только потому, что оно логически вытекает из определенного индивидуальное или более узкое понятие в универсальное или более общее понятие, как, например, при индукции или абдукции (т. е. вывод о наилучшем объяснение), но и потому, что оно напрямую вызывает когнитивное способность субъекта формировать представления более высокого порядка о себя через акт отражения или Überlegung и, таким образом, быть рационально самосознательным или апперцептивным (B2, А260–263/В316–319) (20: 211). В любом случае, теперь мы можем ясно видеть, что, учитывая особую роль суждений вкуса и телеологические суждения в «Критике силы В решении Кант полагает, что рефлексивное использование суждения чрезвычайно важную функцию не только в естественных науках, но и также в трансцендентальной философии.

Субъективный и объективный — разница и сравнение

Субъективная информация или письмо основано на личных мнениях, интерпретациях, точках зрения, эмоциях и суждениях. Его часто считают неподходящим для таких сценариев, как репортажи новостей или принятие решений в бизнесе или политике. Объективная информация или анализ основаны на фактах, поддаются измерению и наблюдению.

Сравнительная таблица

Сравнительная таблица объективных и субъективных данных
Объективный Субъективный
Основанный на Наблюдение измеримых фактов Личные мнения, предположения, интерпретации и убеждения
Обычно встречается в Энциклопедии, учебники, новости Газетные передовицы, блоги, биографии, комментарии в Интернете
Подходит для принятия решений? Да (обычно) Нет (обычно)
Подходит для новостей? Да

Примеры объективного и субъективного письма

Вот несколько примеров объективных и субъективных утверждений:

  • «47% американцев не платят федеральный подоходный налог. Эти люди считают себя жертвами и никогда не проголосуют за кандидата от республиканцев». В этой цитате (перефразирующей Митта Ромни) первое утверждение является объективным. Поддающийся измерению факт, что 47% американцев не платят федеральный подоходный налог. Однако второе утверждение является личной точкой зрения Ромни и является полностью субъективным.
  • Apple разрешает устанавливать на устройства iOS только приложения, одобренные компанией. Компания не заботится об открытости своей платформы. Опять же, первое утверждение здесь объективно, а второе — субъективно, потому что поклонники компании могут утверждать, как это сделал Стив Джобс, что iOS действительно является «открытой» платформой.

Объективная и субъективная реальность

В популярном мысленном эксперименте задается гипотетический вопрос: если в лесу падает дерево, и никто не слышит, издает ли оно звук? Объективная реальность в этом сценарии такова, что дерево упало в лесу и издало звук.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *