Что скрывается за понижением ставки налога на недвижимость. Почему понижая ставку, платить будем больше.
9 Апреля 2019
Помните известную скороговорку: корабли лавировали, лавировали, да так и не вылавировали. Она сильно напоминает эпопею с принятием в России имущественных налогов.
Когда приступали к реформе системы имущественных налогов, то не предполагали, насколько окажется сложной эта затея. За это время принято немало законов, в них внесено большое количество поправок, вплоть до принципиальных изменений. И процесс этот не только продолжается, но и конца его не видно. С одной стороны, мы видим не самую качественную работу наших законодателей, но с другой – лучше по ходу корректировать отдельные положения принятых законодательных актов, чем проявлять упорство в их неизменности.
Оправдавшееся предвидение
В недрах Государственной Думы подготовлен очередной законопроект по имущественным налогам. Предлагается снизить предельную ставку налогообложения на имущество юридических лиц с 2% до 1,5%.
Автор проекта закона Первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Касатонов объясняет, что многие регионы устанавливают максимальную ставку по этому налогу. Когда принимался закон, такие опасения высказывались и вот сейчас они подтверждаются – условиях пересчета имущества по кадастровой стоимости ставка резко возрастает. В итоге налоговое бремя для компаний серьезно увеличивается, некоторые из них теперь вынуждены платить за свои активы в 5-10 раз больше.
Не так давно премьер-министр Дмитрий Медведев обещал, что в 2019 году налоговое бремя на бизнес повышаться не будет. Но де-факто в связи с максимальным налогообложением имущества оно растет. А это серьезно влияет на финансовое положение компаний, на их инвестиционную активность.
А можно ли им верить?
О том, как отражается повышение налогового обложения имущества на бизнес, рассказывает вице-президент Российской гильдии риелторов Григорий Полторак.
Что же получилось на деле? База налога, как и обещали, выросла, на порядок, а вот другое обещание не выполнили, вместо ставки 0,2%-0,3% имеем ставку в 1,5%-2%. Таким образом, нагрузка по налогу на недвижимость выросла в 5-10 раз.
Но и это не все. Для малого бизнеса, применяющего упрощённую систему налогообложения, налог на недвижимость до 2014 года включался в ставку единого налога. С 2015 года он уплачивается дополнительно к единому налогу, это увеличило для таких предприятий налоговую нагрузку в три раза.
Снижение экономической активности в целом привело к сокращению заполняемости помещений на рынке аренды коммерческой недвижимости. Наряду с ростом стоимости эксплуатации и повышением платы за коммунальные услуги это толкает арендные ставки вниз, что приводит к значительному снижению рентабельности арендного бизнеса. Помещения зачастую сдают просто за бесценок, а это в свою очередь влечет отток инвестиций в недвижимость. Не случайно, что ввод коммерческих площадей в последние годы резко сократился.
Между тем, уровень обложения активов очень существенно влияет на активность бизнеса. По словам Григория Полторака, расчеты показали: снижение всего на 0,1% ставки налога на имущество приводит к сокращению налогообложения на 1%. И точно так же наоборот. Для небольшой компании это существенные суммы, от которых нередко зависит ее дальнейшее существование на рынке.
Рубим сук, на котором сидим
Рост налоговой нагрузки вопреки тому, что говорят государственные мужи, идет в стране постоянно. И положение с имущественными налогами лишь отражает общую тенденцию. В этой связи Председатель Международного Клуба инвесторов «ИНТЕГРАЦИЯ» Ирина Радченко не без грусти замечает, что общее настроение отечественного бизнеса довольно пессимистичное. В России пятый год подряд падают доходы населения, тем самым снижается внутренний спрос. Многие зарубежные инвесторы сворачивают свой бизнес в России, в том числе и из-за политических рисков.
В таких условиях крайне недальновидно со стороны местных органов власти увеличивать налоговую нагрузку для предпринимателей, вводя максимальную ставку для имущественных налогов в 2% от кадастровой стоимости объектов. Возможно, чиновники не до конца осознают, что рубят сук, на котором сидят. Увеличив краткосрочные поступления бюджет за счет максимальной ставки, они потеряют в перспективе гораздо больше за счет сворачивания бизнеса в регионе. Если сойдутся два вектора в одной точке: снижение доходов и рост налогов, то однажды это может привести к социальному взрыву.
Если законопроект о снижении предельной ставки будет принят, это до некоторой степени разредит возникшее напряжение. Но остаются другие вопросы, которые также ждут своего решения, так как в сфере имущественных отношений проблем накопилось достаточно.
Белые пятна рынка недвижимости
На этом фоне Министерство экономического развития готовит еще два важных документа. Один из них касается старых объектов недвижимости, по которых отсутствует актуальная информация.
Согласно данным Директора Департамента недвижимости МЭРа Алексея Бутовецкого, сегодня насчитывается 25 млн таких объектов. Они имеют старые документы регистрации, однако не дают сведений об их актуальных правообладателях. Кто ими владеет, неизвестно.
На данный момент у местных органов власти нет ни возможностей, ни полномочий выяснять, кому и что принадлежит. Поэтому муниципалитеты не дополучают немалые доходы, так как налоги с этой собственности не только не уплачиваются, но даже налоговые уведомления не могут быть отправлены ее владельцам.
Проект закона дает право муниципалитетам запрашивать разные органы власти, которые могут иметь информацию об этих объектах.
Другая законодательная инициатива министерства связана с уточнением определения движимого и недвижимого имущества. По словам чиновника, сегодня строители смеются над существующими формулировками. Современные технологии позволяют перемещать в пространстве едва ли не любые объекты. В итоге возникла разная судебная практика, одни суды одни объекты признают движимым имуществом, другие – недвижимым. А это важно в связи с тем, что движимое имущество юридических лиц у нас освобождено от налогообложения.
Чем начинена коробка?
Впрочем, не все согласны с таким утверждением. Наталья Файзрахманова, старший юрист юридической компании «Пепеляев Групп», говорит, что когда отменяли налог на движимое имущество, то делали это в качестве компенсации за рост налогообложения на недвижимое имущество.
В итоге, говорит юрист, для налоговых органов так считать налоги проще, а вот бизнес считает себя обманутым. Планируемые изменения в ГК РФ не вносят ясности в этом вопросе, так как делается попытка обозначить, какую «коробку» считать недвижимостью, но никак не решается вопрос с «начинкой», составляющей часть такой коробки. Между тем, именно в отношении «начинки» (машины, оборудование, отделимые сооружения) Правительство продекларировало освобождение от налога на модернизацию, считает Наталья Файзрахманова.
Чтобы разрешить возникшую коллизию, по ее мнению, следует отказаться от понятий движимое и недвижимое имущество для целей исчисления налога на имущество организаций; определить объект налогообложения через использование более прозрачных, понятных и свойственных налоговому законодательству категорий – амортизационных групп или кодов ОКОФ.
Судя по всему, напряженные споры по этой теме только еще предстоят. Но невольно возникает вопрос: а способны ли в принципе наши думцы создать закон, который не потребует бесчисленных поправок или даже видоизменений, которые принципиально меняют его концепцию? Или это за гранью их возможностей? Не будем забывать и то, что вся эта титаническая работа по изменению законодательных актов проводится на средства, которые черпаются из наших же налогов. И есть подозрение, что им можно найти более лучшее применение.
Источник
Что в офисе тебе моем – Экономика – Коммерсантъ
Верховный суд РФ (ВС) решит, может ли бизнес не относить к офисным помещения, которые используются для размещения персонала и не сдаются с целью получения прибыли. Это важно для расчета налога на имущество, льготу по которому можно получить, если объект имеет не офисно-торговое назначение. Прецедентное для бизнеса решение будет вынесено в рамках спора Сбербанка с властями Москвы. Юристы говорят, что ВС может пересмотреть существующий в практике подход и тогда многие предприятия лишатся льгот.
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ
ВС рассмотрит спор о том, как определить назначение недвижимого имущества организации. Дело имеет важное значение, так как влияет на налогообложение.
Ставка налога на имущество организаций находится в пределах 2–2,2%, но главный вопрос — от какой стоимости его считать. Дороже всего обходятся объекты недвижимости, предназначенные под офисы, торговые помещения или общепит, поскольку предполагается, что собственник получает прибыль. Для них Налоговый кодекс РФ (НК) предусматривает расчет от кадастровой стоимости, близкой к рыночной. Для остальных объектов (в основном производственные площади и склады) налог считается от среднегодовой стоимости, которая, как правило, меньше кадастровой в разы, поскольку основана на остаточной стоимости имущества.
Каждый регион, исходя из назначения помещения или здания, ежегодно составляет перечень объектов недвижимости, облагаемых налогом от кадастровой стоимости.
Специальные органы проверяют, как фактически используется имущество, по итогам перечень может корректироваться либо предоставляется льгота по налогу.
В Москве проверки проводит госинспекция по контролю за использованием объектов недвижимости. Если налогоплательщик не согласен с включением объекта в перечень облагаемых по кадастру, он может оспорить решение в суде.
Именно так сделал Сбербанк, которого не устроило решение госинспекции, признавшей офисным его здание на улице Расплетина, 10, с. 1. Ведомство решило, что на офисы приходится 68,5% площади и в целом здание используется в коммерческих целях. Это лишило банк права на льготу в 75%, которую дает закон Москвы «О налоге на имущество организаций»: если фактически помещение используется под офис меньше чем на 20%, то бизнес платит лишь четверть налога.
Сбербанк оспорил заключение госинспекции, арбитражные суды Московского округа удовлетворили его иск, посчитав, что оборудованные в здании офисы сами по себе не делают помещения офисными, если используются организацией «в собственных уставных и административных целях и не сдаются в аренду».
При этом суды уточнили, что «учрежденческие помещения, имеющие назначение «кабинет», не тождественны понятию «офис»», последний подразумевает ведение в нем «самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия».
С этим уже не согласилась госинспекция, обратившись в ВС. Ведомство считает ошибочным вывод, что здание и помещения в нем «должны иметь самостоятельное офисное назначение». По мнению госинспекции, достаточно «использования по административному назначению». В спорном здании располагается отделение Сбербанка с кассами, кабинами для клиентов, операционными залами, переговорными, хранилищами и т. д. То есть площади в основном используются для работы с клиентами, пояснили в госинспекции, а деятельность банка направлена на извлечение прибыли. По этим доводам спор передали в экономколлегию ВС, слушание назначено на 1 марта.
В Сбербанке и госинспекции отказались от комментариев.
Партнер Orchards Юрий Аксенов говорит, что подобные споры в практике нередки, ключевыми доказательствами в них выступают как раз заключения проверяющих органов. Вопрос о применении льготы к помещениям, где размещаются сотрудники налогоплательщика, осуществляющие текущую деятельность, «стоит остро и нуждается в разрешении», подтверждает советник налоговой практики МЭФ Legal Денис Кожевников. С госинспекцией в Москве судятся «компании из разных секторов, чаще всего производственные организации с заводоуправлениями», добавляет партнер Taxology Алексей Артюх.
Главная проблема в том, что в законе нет четкого определения офиса и не всегда ясно, по каким критериям объекты вносят в перечень облагаемых налогом по более высокой, кадастровой стоимости, поясняет господин Артюх.
Но судебная практика последних лет, по его словам, складывалась в пользу бизнеса: «Арбитражные суды поддерживали логику о том, что полную ставку налога нужно платить в случае сдачи помещений в аренду под офисы, а при размещении административного персонала без извлечения рентного дохода есть право на льготу».
Теперь все может измениться. ВС счел заслуживающими внимания доводы госинспекции, подчеркивает господин Аксенов, и если коллегия закрепит подход, это «сузит поле возможностей для налоговой оптимизации». Денис Кожевников согласен, что позиция ВС «будет иметь определяющее значение для бизнеса и в случае поддержки доводов госоргана может положить конец череде споров, рассмотренных в пользу налогоплательщиков».
Анна Занина, Екатерина Волкова
Налог на недвижимость | Налоговая служба штата Мэн
- Налог на прибыль/имущество
- Налог на имущество
- Акциз
- Налог на передачу
- Страница оценщика
- Муниципальные службы
- Неорганизованная территория
- Контактная информация
- Формы налога на муниципальную собственность
- Руководящие документы и публикации
- Бюллетени
- Освобождение от налога на имущество
- Закон о налоге на имущество
- Государственная оценка
- Коммерческий лесной акциз
- Телекоммуникационный налог
- Обучение и сертификация
- Налог с продаж, использования и поставщиков услуг
- Топливный налог
- Другие налоги
- Кредиты и программы налоговых льгот
- Согласие
- Единицы аудита
- Управление налоговой политики
Популярная информация
Владельцы собственности
- Акцизный налог
- Программы освобождения от налога на имущество
- Налог на передачу
- Неорганизованная территория
Налоговые специалисты
- Страница оценщика
- Закон о налоге на имущество
- Государственная оценка
- Обучение и сертификация
- Формы налога на муниципальную собственность
Контактная информация
Отдел налога на имущество состоит из двух подразделений:
Муниципальные службы и неорганизованная территория
Наше подразделение отвечает за определение годовой приведенной полной стоимости (государственная оценка) для 484 объединенных муниципалитетов, а также что касается неорганизованной территории. Государственная оценка является основой для распределения денег, выделяемых на государственную общецелевую помощь на образование, распределение государственных доходов и для оценки округов.
Мы администрируем налог на передачу недвижимости, акцизный налог на лесное хозяйство, налог на передачу контрольного пакета акций и налог на телекоммуникационное коммерческое оборудование, а также ежегодно определяем сумму налогового возмещения каждому городу за льготы для ветеранов, приусадебных участков и объектов отходов животных, а также деревьев. возмещение убытков по налогу на рост.
Наш офис также укомплектован персоналом для администрирования и надзора за налоговой администрацией на неорганизованной территории.
Программа стабилизации налога на имущество
Информация для оценщика
Изменения в законе о налоге на имущество, 2022 г.
Новое пособие для ветеранов. В 2022 году Законодательное собрание штата Мэн ввело в действие расширенные льготы для ветеранов в виде скидки на справедливость налога на имущество. Хотя это пособие основано на налоге на имущество, уплачиваемом ветеранами, оно администрируется за счет индивидуального подоходного налога. Для получения дополнительной информации см. кредит справедливого налога на имущество.
Образовательные программы по налогу на имущество
- Курс IAAO 201 — Оценка земли: 20–24 марта 2023 г., Брюэр | Регистрация
Сертифицированный оценщик штата Мэн (CMA) Экзамены
- Следующий экзамен: май, август
Важное уведомление о налогах на недвижимость для покупателей и продавцов недвижимости (PDF)
Сертифицированные налоговые ставки по округам
Ниже приведен список и таблица утвержденных налоговых ставок, представленных и рассмотренных Государственным советом по уравниванию. Приведенная ниже информация предназначена только для информационных целей, и лица должны сравнивать любые приведенные ниже ставки со ставками, принятыми руководящим органом каждой юрисдикции. Щелкните здесь, чтобы просмотреть список налоговых ставок по округам. По вопросам, касающимся приведенных ниже ставок или процесса сертифицированной налоговой ставки, обращайтесь в офис Государственного совета по уравниванию.
Округа/Юрисдикции | 2015 CTR | 2016 CTR | 2017 CTR | 2018 CTR | 2019 CTR | 2020 CTR | 2021 CTR | 2022 CTR |
---|
АНДЕРСОН Чарльстон Типтонвилл Южный Питтсбург Селмер Юг Фултон Ленуар Сити СЕКВАТЧИ Ковингтон Джонсон Сити* Гудлетсвилл* Петербург* Джонсон Сити — Картер Ко. Белый дом* ДЖАЙЛС ДАЙЕР Блафф Сити Гудлетсвилл — Самнер Ко. Город СКОТТ Гранд-Джанкшен — округ Фейет Спринг-Хилл — округ Мори Хорнбик Скоттс-Хилл — Хендерсон Гранд-Джанкшен* Уэст-Кэрролл SSD Ноленсвилль Белль Мид ПИКЕТТ Тримбл — Дайер Ко Окдейл Бейнберри Линнвилл Долг сельской школы Svcs. Линден Трейси Сити Ашленд Сити Сомервилл Самбург ЧЕСТЕР Кентон — Компания Гибсон ВАН БЮРЕН Беллс Пэрис SSD БЕДФОРД Митчеллвилл Глисон Портленд — Компания Самнер Ванлир БЕНТОН ДЖЕКСОН Нормандия Бартлетт Хендерсон Хеннинг ПЕРРИ УОРРЕН Моррисон КАМБЕРЛЕНД Джексон Окленд Маунт Джульет Санитэйшн Резерфорд Миллерсвилл — Компания Робертсон Севьервилль Саут-Кэрролл SSD Лейк-Сити (изменение на Rocky Top)* Alexandria MCMINN Белый дом — Sumner Co. GIBSON Sunbright Collierville HollowRock/Bruceton SSD Твердые отходы местного назначения MONTGOMERY POLK Jamestown Columbia MC NAIRY Pegram Fire District Trimble* Shelbyville Johnson City — Washington Co. Rogersville GRAINGER HARDEMAN Trimble — Obion Co. Ardmore — Giles Co Loudon Sweetwater* Tullahoma * Ashland City Rural Fire HUMPHREYS Signal Mountain Goodlettsville — Davidson Co. LAUDERDALE Humboldt* Сельская задолженность/Санитаион Svcs. МОНРО Содди Дейзи Скоттс Хилл * Довер ФРАНКЛИН Брэдфорд SSD* Адамсвилл* ГЕНРИ Гринфилд Лафайет Бердстаун Таллахома* Инд. Школа Рейт Гейтс Гатлинбург Мэдисонвилл Кларксвилл Портленд* САМНЕР ХЕНДЕРСОН Этова СУЛЛИВАН Ватауга* Брюстон Милан SSD МакМиннвилл Скоттс Хилл — Хендерсон Ко. Россвилл Томпсонс Стейшн Маккензи — Carroll Co. Collinwood GREENE Hwy./Общественные работы Troy McLemoresville Humboldt — Madison Co. Dickson Co. General Fund Toone Ardmore — Lincoln Co. Urban Svcs. Расст. Коуэн Свитуотер — МакМинн Ко Скоттс Хилл — Декейтер Ко Лукаут Маунтин ХЬЮСТОН КЭМПБЕЛЛ ЛаВернь Москва Гринбрайер Миллерсвилл — Самнер Ко Петербург — Маршалл Ко Нью Джонсонвилл ФЕЙЕТТ Ривз ТИПТОН КЭННОН Эстилл Спрингс Ок-Ридж — Роан Ко Сардис Калхун Адамс КЛЕЙБОРН ДЭВИДСОН МАРШАЛ Образовательные долг Svcs.
Pigeon Forge General Purpose School Watauga — Washington Co. Kenton SSD — Gibson Co. RHEA Bond & Interest SSD Coopertown General Svcs. Расст. БЛАУНТ Смитвилл Твердые отходы/санитария БРЭДЛИ ГРАНДИ МЕЙКОН Лексингтон Морристаун* Ок-Ридж – округ Андерсон Джеллико Хантингдон SSD Декейтервиль Портленд – округ Робертсон Нью-Хоуп Кроссвилль Спарта Линчбург (городской округ) Пожарный район Харпет-Ридж Генри ЧИТЭМ Лейк-Сити (изменен на Рокки-Топ) )* ОЗЕРО Льюисбург Клинтон Элктон Кентон SSD — Обион Ко. Мэривилл МЭДИСОН Уэйверли Адамсвилл — Хардин Ко Куквилл Маунтин Сити Хантсвилл Гордонсвилл Дрезден Элизабеттон Хикори Вэлли Теннесси Ридж Пуласки Сургоинсвилл Дейтон Маккензи — Уикли Ко ХЭНКОК Долг за образование Svcs. Red Bank Миддлтон Ричард Сити SSD Кимбалл Брэдфорд SSD — Гибсон Брайтон КЭРРОЛЛ Ливингстон Биг Сэнди Грейсвилл ДЖОНСОН Дэндридж Дечерд Маккензи SSD ГАМИЛТОН Монтерей Пайквилл Пэрис МЕЙГС Франклин Ватауга — Картер Ко. Park/Special Purpose Tullahoma – Franklin Co. Tellico Plains CROCKETT Lake City – Campbell Co.
Долг средней школы Svcs. Уайт Пайн — Джефферсон Ко. Оливер Спрингс — Морган Ко Джефферсон Сити Арлингтон ШЕЛБИ Камден МОРГАН Уайт Пайн — Хамблен Ко КАРТЕР Трезевант Гейнсборо Ок-Ридж* СОЮЗ Маунт Плезант Ноксвилл Кингстон Спрингс Милан Кингспорт* Нью Маркет Галлоуэй Адамсвилл — Макнейри Ко Риджтоп* Scotts Hill* Bethel Springs Munford DECATUR Trimble — Obion Co. Sharon Germantown LINCOLN Oliver Springs* Woodbury HICKMAN Alamo Greeneville OVERTON SEVIER Мартин Ливан Lobelville White Pine* Jasper Lakeland Springfield LOUDON TROUSDALE 2015 CTR Whitwell Charlotte UNICOI Алгуд Галлатин Alcoa 2016 CTR Carthage Erin Eagleville Bristol White Блафф Лагранж ДЖЕФФЕРСОН УИЛЬЯМСОН Белый дом — Робертсон Ко. СМИТ Уортрейс ХАРДИН Свитуотер — Монро Ко Чаттануга Ливан SSD Общая ставка Дайерсбург Камберленд Сити Петербург — Линкольн Ко Брентвуд Ардмор* Клифтон Трентон SSD Лейк Сити — Андерсон Ко Пожарная зона 2/810 Puryear DEKALB Уотертаун Таллахома — Церковь Coffee Co. Хилл Риджли Образование Обслуживание долгов Хантленд Сент-Джозеф Кингстон Либерти Юнион Сити Гумбольдт — Гибсон Ко.
Боливар Парсонс Эд. Capital Projects Millington RUTHERFORD Ridgeside COFFEE HAMBLEN Woodland Mills Fire District/261 Fayetteville Mount Carmel Franklin SSD/9th SSD Oliver Springs — Roane Co. PUTNAM ROANE MARION Rural Debt Svcs. Ducktown Yorkville Petersburg * Ridgetop — Robertson Co. Lakesite Pleasant View Сельские пожары Твердые отходы Хендерсонвилль MAURY Pittman Center Fire/Animal Control Svcs. Bradford SSD — Dyer OBION Goodletsville — Sumner Co. Westmoreland Atoka Kingston Springs Rural Fire 2017 CTR Niota Vonore Halls Gibson Co. SSD Hollow Rock Loretto Hornsby COCKE Savannah Athens Waynesboro La Follette McKenzie* Lawrenceburg Spring City Mason Newport Three Way McKenzie — Henry Co. Hohenwald McEwen Collegedale East Ridge Ardmore — Giles Co. Rockwood KNOX Morristown — Jefferson Co. MOORE (Gen Svcs.) Cedar Hill Debt Svcs. WEAKLEY Henrietta Fire District СТЮАРТ Округа/Юрисдикции Селина Буллс Гэп Бентон Рипли Чапел Хилл Задолженность в сельской местности Trimble — Dyer Co. Kenton — Obion Co.