Статья право на жилище: Разъяснения прокуратуры. Официальный портал Администрации города Омска

Ст. 40 Конституции РФ с Комментариями. Последняя редакция с изменениями на 2022 год

Последняя редакция Статьи 40 Конституции РФ гласит:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

1. Закреплением в Конституции права на жилище достигается троякая цель:

— определяется нравственное требование общества, согласно которому каждый должен иметь крышу над головой, не быть вынужденным к бродяжничеству;

— формулируется правовой принцип, определяющий действия всех ветвей власти, а также содержание соответствующего законодательства;

— данное право предстает как субъективное право конкретного субъекта жилищных правоотношений (нуждающегося в улучшении жилищных условий, нанимателя, собственника и т. д.).

Право на жилище реализуется в разветвленной системе жилищного законодательства, прежде всего в ЖК, а также в комплексных законах и иных актах. С законодательством о праве на жилище связана большая правоприменительная практика судов общей юрисдикции, Конституционного Суда*(7), органов исполнительной власти.

Слово «каждый» в комментируемой статье обозначает всех физических лиц, находящихся на территории России. Юридические лица — собственники жилых помещений, являясь участниками правоотношений в качестве наймодателей, конституционным правом на жилище не обладают (ч. 2 ст. 671 ГК).

Не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ст. 49 ЖК).

Понятие «жилище», используемое в комментируемой статье, шире понятия «жилое» или «нежилое помещение».

Объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; ст. 15 ЖК РФ). Жилое помещение (одноквартирный жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) является предметом договора найма (социального, коммерческого, найма специализированного жилого помещения).

Однако жилищем является не только то помещение, которое может быть объектом договора найма. Чум, яранга, цыганская кибитка, шалаш, пещера или другое естественное укрытие природы издавна служили человеку жилищем. С другой стороны, многие из рукотворных помещений (укрытий) жилищем не назовешь в силу их специфического предназначения, хотя в них и можно пребывать (жить) в течение определенного времени. Таковы, например, больница, тюрьма, бомбоубежище, школа и т.д.

Жилище может рассматриваться не только как вид помещения, но и как определенное место на конкретной территории, имеющей адресно-географические координаты. Например, передвижные (переносные) жилища некоторых народов могут устанавливаться на определенной территории (в населенных пунктах), где нет ограничений права на свободу передвижения и выбор места жительства.

Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК). Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1993. N 32. ст. 1227) под местом жительства понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 2). Однако, прежде чем определить конкретный вид жилища при выборе места жительства, граждане определяют место на конкретной территории в пределах России, где будет находиться их дом, квартира или иное жилище.

Для проживания можно выбрать город, деревню или какое-либо место в тундре, избранное для кочевой стоянки. Территория проживания будет иметь правовое значение для возможных ограничений права граждан на свободу передвижения (ст. 8), регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту жительства, самовольной постройки домов и строений на земельном участке, не отведенном для целей строительства (ст. 222 ГК РФ), и т.д.

Под жилищем, таким образом, можно понимать избранное место, адресно-географические координаты которого определяют помещение, специально предназначенное для свободного проживания человека. В этом смысле, как уже отмечалось, жилищем в современном понимании не будут являться: производственное помещение, специальное укрытие (например, бомбоубежище), естественные природные укрытия, огороженная территория, помещения, которые в силу их специфики нельзя считать жилищем, — тюремная камера, автомобиль, палата в больнице и т.п.

Различие между жилищем и помещением проводит и УК, устанавливая ответственность за кражу, совершенную с проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище (ст. 158).

Понятие «лишение жилища» требует уяснения в двух аспектах. Во-первых, лишением жилища будет физическое уничтожение помещения, предназначенного для проживания. Снос дома (в том числе самовольной постройки), в котором проживали люди, можно считать лишением жилища, поскольку в такой ситуации человек лишается конкретного помещения, расположенного в определенном месте. Уничтожение жилых строений в результате природных катаклизмов (лавины, землетрясения) также будет являться лишением жилища. Однако удаление самого человека из жилища не может рассматриваться как лишение его жилища, до тех пор пока сохраняется физическая и правовая возможности вернуться в него. Конфискация жилища (т.е. лишение его в правовом смысле) в тех случаях, когда она допускается законом (ст. 243 ГК), возможна только по решению суда.

Во-вторых, лишение жилища может состоять в лишении права на проживание в конкретном жилом помещении. Так, ЖК допускает расторжение договора социального найма жилого помещения с последующим выселением нанимателя и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения, если они используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение. Без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным (ст. 91), а также наниматели (собственники) жилых помещений, самовольно переустроившие и (или) перепланировавшие жилые помещения при условии отказа суда сохранить помещение в перепланированном и (или) переустроенном состоянии в силу нарушения прав и законных интересов граждан, создания угрозы их жизни (ст. 29).

Вместе с тем само по себе временное отсутствие в жилом помещении в домах государственного и муниципального жилищного фонда (командировка, болезнь и т.д.) не может служить основанием для лишения жилого помещения вне зависимости от сроков такого отсутствия.

Появлению этого положения жилищного законодательства способствовало Постановление Конституционного Суда от 23 июня 1995 г. N 8-П, которым были признаны не соответствующими Конституции положения ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР, допускавшие возможность лишения права гражданина пользоваться жилым помещением в случае временного отсутствия, в частности по причине осуждения к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев (СЗ РФ. 1995. N 27. ст. 2622).

Как указал Конституционный Суд, временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением. Конституционный Суд сформулировал также правовую позицию, согласно которой выселение лица без предоставления другого жилого помещения не может считаться нарушением его конституционного права, если оно произведено на основании закона и в судебном порядке (Определение Конституционного Суда от 11 июля 1996 г. N 76-О).

2. Часть 2 комментируемой статьи обращена к органам государственной власти и местного самоуправления, которым вменяется в обязанность поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.

Поощрение жилищного строительства означает широкий спектр деятельности органов власти и органов местного самоуправления — от планирования капитального строительства до приемки в эксплуатацию готовых жилых строений. Это направление деятельности возведено на конституционный уровень, поскольку оно обеспечивает выполнение важнейшей функции социального государства — обеспечить людей жилищем.

Создание условий для осуществления права на жилище и поощрение жилищного строительства предполагают проведение финансовых, организационных, законодательных мероприятий, наилучшим образом способствующих удовлетворению потребностей граждан в жилище.

В рамках реализации национального проекта о доступном жилье был принят ряд федеральных законов: от 30 декабря 2004 г. «О жилищных накопительных кооперативах» (СЗ РФ. 2005. N 1. ст. 47), от 30 декабря 2004 г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (там же. ст. 40), Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. (там же. ст. 16), иные нормативные акты.

3. Часть 3 комментируемой статьи посвящена вопросам предоставления жилища из государственных, муниципальных и других жилищных фондов некоторым категориям граждан. Прежде всего имеются в виду случаи бесплатного предоставления жилища из государственных и муниципальных фондов, поскольку в условиях рынка граждане должны приобретать жилище путем совершения гражданско-правовых сделок.

Гражданин, которому жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату, должен быть малоимущим.

Согласно ст. 49 ЖК, малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Нормативной базой для признания гражданина малоимущим служат постановление Правительства от 20 августа 2003 г. N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (СЗ РФ. 2003. N 34. ст. 3374), положения НК РФ и иных законов.

Наряду с малоимущими нуждающимися в жилище могут быть и иные граждане. ЖК прямо предусматривает право федерального и регионального законодателя регламентировать предоставление и иным категориям граждан жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Федерации (ч. 3 ст. 49).

Малоимущим и иным указанным в законе гражданам жилище предоставляется только в случае нуждаемости. Условия нуждаемости определены в ЖК; дополнительные условия нуждаемости могут вводиться и законами субъектов Федерации, поскольку, согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции, вопросы жилищного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Наниматели жилого помещения по договору социального найма должны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за коммунальные услуги. Граждане, признанные малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (ч. 9 ст. 156).

Установление платы за наем не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер платы за наем государственного или муниципального жилищного фонда определяется в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. Под доступной платой нужно понимать такую плату, которая доступна данным конкретным категориям граждан.

Норма предоставления жилой площади устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50).

Конституционное право граждан на жилище — Адвокат в Самаре и Москве

ГлавнаяПрофессиональные новости Конституционное право граждан на жилище

Конституция РФ провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина в ст. 40 право на жилище.

Право на жилище появилось в Конституциях сравнительно недавно. В нашей стране право граждан на жилище было впервые установлено в Конституции СССР 1977 г., а затем в Конституции РСФСР и Конституции Российской Федерации, а также в кодифицированных жилищных законах: Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик (24.06.1981), ЖК РСФСР (24.06.1983),  ЖК РФ.

В последнее время проблемы сущности и содержания права на жилище являются предметом серьезного внимания  российских правоведов.

В литературе подчеркивается  многоаспектный характер права на жилище. Оно включает в себя следующие возможности:

  • возможность иметь жилое помещение на различных правах,
  • возможность улучшить свои жилищные условия различными способами, в том числе путем обеспечения жилыми помещениями со стороны государства малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
  • возможность стабильного пользования жилым помещением: никто не может быть произвольно лишен жилища, право на жилое помещение может прекратиться только при наличии оснований и в порядке, предусмотренном в законе

Конституционное право граждан на жилище находит свое конкретное проявление в отраслях права, так гражданское и жилищное законодательство закрепляют основания возникновения и содержание различных прав на жилое помещение: права собственности, права пользования по договору социального найма, по договору коммерческого найма, в силу членства в жилищных кооперативах, на основании завещательного отказа и другие права.

Оценивать содержание права граждан на жилище следует с учетом политических и экономических изменений, произошедших в РФ за последние годы.

С развитием рыночных отношений произошли существенные изменения  в жилищной сфере, изменилось соотношение способов удовлетворения жилищных потребностей граждан: если ранее основным из них выступала распределительная система, то есть предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда с заключением договора социального найма, то в настоящее время жилищные потребности удовлетворяются двумя основными способами через собственность (приватизация, договор долевого участия в жилищном строительстве, наследование, рента, купля-продажа, ипотечное жилищное кредитование) и путем заключения договора найма жилого помещения (договор социального найма, договор коммерческого найма и др.).

Литовкин В.Н. выделяет три системы удовлетворения жилищных потребностей общества, функционировавших в России в течение 20 века: дореволюционную, советскую, постсоветскую.

В ст. 2 ЖК РФ в самом общем виде закреплены основные обязанности ОГВ и ОМСУ в целях обеспечения условий для осуществления права на жилище:

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

7) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;

8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

9) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;

10) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с ФЗ от 21.

07.2014 № 209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Помимо закрепления права на жилище Конституция содержит и ряд других статей, имеющих особое значение для жилищного права: ст. ст. 71, 72 о разграничении предметов ведения между РФ и субъектами РФ, ст. 35 – неприкосновенность собственности, ст. 25 – неприкосновенность жилища, ст. 27 – право на свободу передвижения, выбора места жительства и места пребывания.

Дата актуальности материала: 29.10.2017

Чтобы записаться на консультацию позвоните по круглосуточному номеру +7 (846) 212-99-71 или оставьте заявку ниже

Оставьте здесь свой отзыв о нашей работе!

Поиск по сайту

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!

Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого! Для заказа просто напишите нам сообщение в диалоговом окне в правом нижнем углу страницы либо позвоните нам по номеру в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход и гибкую ценовую политику, конфиденциальность и поддержку в течении 24 часов в сутки!

Подписывайтесь на наши новости в Телеграмме

Оплачивайте юридическую помощь прямо с сайта

Добавляйтесь к нам в друзья

Подписывайтесь на наш канал

Полезные ссылки

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист

Что-то пошло не так!

Заявка не была отправлена. Пожалуйста, попробуйте еще раз.

Называние жилья правом человека — первый шаг к решению жилищного кризиса

Декабрь — это всеобщий и национальный месяц прав человека, посвященный универсальным и неотъемлемым правам, которые принадлежат людям просто потому, что они существуют.

Безопасное, стабильное, доступное жилье впервые было признано правом человека во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и с тех пор было подтверждено во многих международных договорах, резолюциях и декларациях. Жилье имеет решающее значение для многих других аспектов жизни, включая физическое и психическое здоровье, качество жизни, доступ к образованию, экономические результаты и многие другие. Учитывая эту роль, безопасное, стабильное и доступное жилье является необходимостью для достижения многих других прав человека, включая безопасность и защищенность.

Хотя США подписали многие из этих международных резолюций, жилье по-прежнему рассматривается как товар, а не как право. Никакие федеральные законы не гарантируют право на жилище; скорее, американцам предоставляется набор мер защиты, в том числе свобода от жилищной дискриминации в соответствии с Законом о справедливом жилищном обеспечении.

Противоречие между острой потребностью в жилье и ролью жилья как товара отражается в продолжающемся кризисе доступности, с которым политика не может справиться. Большое и растущее число американских домохозяйств изо всех сил пытается найти безопасное и доступное жилье. В стране не хватает более 7 миллионов доступных домов, сотни тысяч американцев ежегодно становятся бездомными, а растущее число домохозяйств тратит более половины своего дохода на жилье. Если рассматривать его как рыночный товар, то у органов управления нет полномочий или требований по финансированию, управлению или предоставлению доступного жилья.

Может ли жилье как право человека решить кризис доступности?

В некоторых городах защитники жилищного строительства утверждают, что признание права на жилье в федеральной конституции или конституции штата и местного самоуправления было бы одним из способов выделить соответствующие бюджетные и надзорные ресурсы для решения кризиса доступности. Они говорят, что признание права на жилье может дать возможность привлечь такие организации, как арендодатели или городские власти, к юридической ответственности за выселения, отсутствие достаточного доступного жилья и криминализацию бездомности.

Во многих недавних предложениях жилье позиционируется как право человека как способ оправдать и поощрить достаточные инвестиции в жилищное строительство и доступность. В июне 2021 года представители Прамила Джаяпал (WA-07) и Грейс Мэн (NY-06) представили Закон о праве человека на жилье, целью которого было выделение средств, услуг и поддержки для устранения пробелов в жилье и помощи бездомным. .

В Окленде, штат Калифорния, организация Moms 4 Housing вместе с членом законодательного собрания Робом Бонтой работает над принятием закона, подтверждающего право на жилье. В Сакраменто мэр Стейнберг обсуждает, как создать жилье как юридическое обязательство обеспечить крышу людям, у которых ничего нет. Если эти законопроекты будут приняты, это переложит ответственность за жилищное строительство с рынка на органы управления и, таким образом, может потребовать значительного увеличения средств на обеспечение жильем, поддержку жилья и защиту людей, живущих в нестабильных или опасные жилищные ситуации.

Международные усилия по обеспечению соблюдения права на жилье как права человека 

Однако по мере того, как защитники строят рамки для жилья как права человека, простое обозначение жилья как права человека не обязательно приведет к желаемым результатам. Учитывая небольшое количество регионов и стран, которые провозгласили жилище одним из прав человека, нет веских доказательств того, что этот подход является ключом к решению проблем доступности и наличия жилья. Примеры со всего мира показывают сложность решения жилищных кризисов, даже когда жилье объявлено правом человека.

Шотландия включила это обязательство в свое законодательство и бюджет несколькими способами, включая законодательство о предотвращении бездомности и пособия, основанные на проверке нуждаемости, которые помогают покрыть расходы на жилье. В период с 1987 по 2003 год Шотландия приняла ряд законов, определяющих право на жилье, в соответствии с которыми местные органы власти несут ответственность за предоставление жилья (PDF) людям, непреднамеренно ставшим бездомными, в течение 90 дней, и что позволяет людям подавать в суд, если их право на жилье не уважается. Благодаря этому комплексному набору политик в Шотландии произошло сокращение числа людей, идентифицированных как бездомные, улучшение услуг для бездомных и предоставление пособий (PDF). Тем не менее, несмотря на внимание к правам человека, Шотландия продолжает бороться с доступом к жилью после недавних экономических спадов (PDF).

Франция и Южная Африка также кодифицировали право на жилище (хотя и менее широко, чем в Шотландии), и добились различных результатов. В 2007 году Франция приняла Droit au Logement Opposable, в соответствии с которым уязвимые группы получают социальное жилье в первую очередь и предоставляется им возможность обратиться в суд, если они не получили жилье. Тем не менее, DALO не удалось достичь своих целей, отчасти из-за отсутствия адекватных ресурсов и недостаточной осведомленности.

В конституцию Южной Африки были внесены поправки, гарантирующие право на достаточное жилище, с рядом законов, кодифицирующих это право (PDF) с особой защитой от выселения. Тем не менее, семнадцать лет спустя, это не достигло своих целей, отчасти из-за отсутствия адекватных сроков для реализации закона и отсутствия доступа к постоянному жилью.

Представление жилья как права человека может быть важным первым шагом к решению жилищных проблем, но база фактических данных свидетельствует о том, что просто обозначить жилье как право человека в отдельности, вероятно, недостаточно для обеспечения недорогого и доступного жилья для всех. Скорее ,  эта структура должна сочетаться с адекватным финансированием, сроками прогресса и путями принуждения к соблюдению.

Как будет выглядеть «Жилье как право человека» в Калифорнии?

Молли Соломон

Сохранить статью

Сохранить статью

Пожалуйста, попробуйте еще раз

Сторонники жилья 4 проводят митинг перед домом в Западном Окленде, который группа занимала несколько месяцев, прежде чем была насильственно выселена в январе. С тех пор общественный земельный фонд согласился купить дом и позволить женщинам вернуться в него. «Жилье — это право человека» стало реальностью, изменив конституцию Калифорнии.

Группа Moms 4 Housing ведет предварительные переговоры с членом законодательного собрания от Демократической партии Ист-Бэй Робом Бонтой, чтобы представить закон, который «установит фундаментальное право человека на жилье», — сказала Леа Саймон-Вайсберг, адвокат, представляющий группу. По ее словам, детали того, что именно будет в предлагаемом законе или когда он будет введен, все еще прорабатываются.

«Мы считаем, что жилье — это право человека, и мы будем бороться за это». Доминик Уокер, соучредитель Moms 4 Housing

Эта фраза недавно была на устах у активистов жилищного права и некоторых местных законодателей, особенно после того, как Доминик Уокер и другие матери, столкнувшиеся с бездомностью, в ноябре заняли дом в Западном Окленде, который принадлежит расположенной в Южной Калифорнии инвестиционной фирме по недвижимости.

«Мы считаем, что жилье — это право человека, и мы будем бороться за это», — сказал Уокер, основатель группы Moms 4 Housing.

Объединяющим лозунгом одновременно являются и протест, и петиция, призывающая лидеров правительства и корпорации решить проблему растущего дефицита жилья и обеспечить людей, вынужденных жить в приютах, на улицах или в переполненных домах.

Что означает «жилье как право человека»?

Большинство защитников прав арендаторов и бездомных считают, что жилье так же необходимо, как пища или вода. «Это должно начаться с признания того, что нужно, чтобы быть человеком», — сказал Оша Нойманн, адвокат юридического центра сообщества Ист-Бэй и давний защитник бездомных.

«Если у кого-то есть право на жизнь, у кого-то есть право и на то, что необходимо для этой жизни», — сказал Нойманн. «И жилье, жилье, безусловно, одна из таких вещей».

Организация Объединенных Наций определяет достаточное жилище как основное право человека, определяя его как «право жить где-то в безопасности, мире и достоинстве». Эти права далее уточняются, включая гарантии владения жильем, адекватные условия, защиту от принудительных выселений и доступ к доступному жилью в соответствии с Международным пактом ООН об экономических, социальных и культурных правах.

Право на достаточное жилище не является требованием, чтобы штаты строили бесплатное жилье для всего населения, сказал Эрик Тарс, юридический директор Национального юридического центра по вопросам бездомности и бедности. Скорее, по его словам, он выделяет ресурсы и защитные меры для предотвращения бездомности, дискриминации и обеспечения постоянного стабильного жилья. Это могло бы принять форму большего количества государственного жилья и ваучеров, стимулов для строительства доступного жилья, контроля за арендной платой и инклюзивного зонирования.

«На местном уровне это выглядит как многое из того, что наша страна уже делает, но это необходимо довести до более полного масштаба», — сказал Тарс.

Тарс провел большую часть своей карьеры, изучая жилищное право и законы о правах человека, и сказал, что потребуется смелый шаг, такой как законное право на жилье, для решения кризиса доступности в стране и растущего числа бездомных. А время и политическое давление необходимы для того, чтобы изменить жилищную политику на местном и национальном уровне в сторону парадигмы, основанной на правах человека.

связанное освещение

«Я надеюсь, что мы закладываем риторическую основу для представления права на жилье, чтобы затем мы могли создать политический импульс для его фактической реализации», — сказал Тарс.

Признание законного права или права человека на жилье может дать адвокатам, арендаторам и бездомным инструмент для привлечения арендодателей к юридической ответственности за завышение арендной платы или подачи иска на города, которые не строят достаточно доступного жилья.

Но обеспечение соблюдения права на жилье также будет затруднено, учитывая высокую стоимость строительства доступного жилья, особенно в таком дорогом регионе, как район залива Сан-Франциско. И это также противоречит давнему капиталистическому подходу Америки к использованию жилья и собственности в качестве товара, находящегося под влиянием рынка.

«Право на жилье в этом обществе приходит, когда у вас есть деньги», — сказал Нойманн. «Если вы не покажете им деньги, вы не имеете права на жилье».

Это новая идея?

Хотя это может показаться новой идеей, концепция жилья как права человека на самом деле считалась федеральной политикой после Великой депрессии. В своем обращении к Конгрессу США в 1944 году, когда мир все еще находился в состоянии войны, президент Франклин Д. Рузвельт представил «Второй билль о правах», направленный на дальнейшую борьбу с безудержной бедностью и неравенством в доходах, которые все еще препятствовали миллионам американцев. Это включало право каждого американца, независимо от «положения, расы или вероисповедания», иметь «приличный дом».

Рузвельт защищал эти экономические права не только из соображений справедливости, но и из соображений национальной безопасности.

«Все эти права означают безопасность», — сказал Рузвельт в своем обращении. «Собственное законное место Америки в мире во многом зависит от того, насколько полно эти и подобные права были реализованы на практике для наших граждан. Ибо без безопасности здесь, дома, не может быть прочного мира во всем мире».

«Он уже тогда понимал, что национальная безопасность и экономическая безопасность тесно связаны», — сказал Тарс.

Первая леди Элеонора Рузвельт была назначена главой Комиссии по правам человека и сыграла ключевую роль в подготовке проекта Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года.

Но в знаменательном Законе о жилье 1949 года, который является частью «Справедливой сделки» президента Гарри С. Трумэна, понятие жилья как права было сформулировано только как цель, а не мандат.

Дискуссии о политике в области прав на жилище оставались в тени в течение многих лет во время холодной войны, когда обсуждение вопросов экономической и социальной справедливости могло привести к тому, что кого-то заклеймят как коммуниста, сказал Тарс. Позже, во время движения за гражданские права, такие группы, как NAACP, начали использовать универсальные рамки прав человека в качестве инструмента для борьбы с расизмом, насилием и сегрегацией Джима Кроу в отношении афроамериканцев.

«Отчасти поэтому мы хотим использовать язык прав человека и структуру прав человека, чтобы говорить об этом, — сказал Тарс. «Это наши собратья, и каждый заслуживает того, чтобы иметь возможность жить достойно».

Приняли ли какие-либо страны политику в области права на жилье?

Франция, Шотландия и Южная Африка включили право на жилье в свои конституции или приняли аналогичные законы. В 2003 году в Шотландии был принят комплексный жилищный закон, который обязывал местные органы власти находить постоянное жилье для всех бездомных в течение 9 лет.0 дней.

Несколько небольших местных органов власти в США также приняли соответствующие меры, в том числе округ Дейн в Висконсине, где в 2012 году была принята резолюция, подтверждающая право на жилье.

Руководитель округа Дейн Хайди Веглейтнер говорит, что правление использовало эту формулировку для составления бюджета услуг для бездомных, создания фонда доступного жилья и открытия первой в округе системы навигации для бездомных. «Если мы не скажем это на этом языке, если мы не сформулируем это таким образом, это действительно потеряет ощущение срочности», — сказала она.

‘Право на жилье в этом обществе возникает, когда у вас есть деньги. Если вы не покажете им деньги, вы не имеете права на жилье». Оша Нойманн, адвокат юридического центра Ист-Бэй

Но законы о праве на жилье в США встречаются редко; вместо этого некоторые местные органы власти приняли «право на убежище», включая Массачусетс, Вашингтон, округ Колумбия, и Нью-Йорк. Критики, однако, говорят, что право на убежище не имеет достаточного значения и просто заставляет бездомных оставаться в помещении, чтобы остаться во временных убежищах.

Как это может работать в Калифорнии?

Законодатели Калифорнии рассматривают возможную политику, в том числе внесение поправок в Конституцию штата, которые создадут юридически обязательный мандат на сокращение огромного количества бездомных в штате, насчитывающего более 108 000 человек.

«Это политическая проблема и вопрос качества жизни номер один в нашем штате, и все же все, что мы делаем, является необязательным», — сказал мэр Сакраменто Даррелл Стейнберг, сопредседатель Совета региональных консультантов по вопросам бездомных, в который входят 13 человек. Сила назначена губернатором Гэвином Ньюсомом.

В отчете, опубликованном в прошлом месяце, целевая группа призвала губернатора рассмотреть вопрос о том, чтобы юридически обязать города и округа добиваться прогресса в обеспечении жильем своих незащищенных жителей, иначе им грозит наказание. Стейнберг сказал, что он лично считает, что жилье является правом человека, но сказал, что государство должно будет сделать что-то помимо декларации.

«Символизм важен. Это может помочь вести дебаты и изменить повестку дня», — сказал он. «Но если это не сопровождается фактическим законом, который делает это так, то жилье может быть правом человека в Калифорнии, но только на словах».

Ранее в этом году в комитете в январе была отклонена попытка под руководством члена законодательного собрания Отем Бёрк, штат Инглвуд, принять закон, предусматривающий право на жилье для калифорнийских детей и семей. Берк сказала, что планирует повторно представить аналогичный законопроект к концу этого месяца.

Во время многомесячной оккупации дома в Западном Окленде активисты «Мамы 4 жилищного строительства» эффективно расширили концепцию жилья как права человека, используя его в качестве морального аргумента в пользу того, почему им должно быть разрешено жить в нем.

Вскоре после выселения вооруженными до зубов помощниками шерифа в январе группа объявила, что достигла соглашения с владельцем собственности, Wedgewood Inc., о покупке дома через местный земельный фонд.

Но члены группы утверждают, что спасения одного дома недостаточно; они хотят использовать созданный ими импульс, чтобы начать более широкое движение, например, изменить Конституцию штата, чтобы включить жилье в число прав человека.

Поправка к конституции должна быть одобрена двумя третями обеих палат законодательного собрания до 25 июня, чтобы быть включенной в бюллетень для голосования в ноябре. В случае одобрения избирателями Калифорния войдет в историю как первый штат, объявивший жилище правом человека.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *