Ст. 40 Конституции РФ с Комментариями. Последняя редакция с изменениями на 2019 год
Последняя редакция Статьи 40 Конституции РФ гласит:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Комментарий к Ст. 40 КРФ
1. Закреплением в Конституции права на жилище достигается троякая цель:
— определяется нравственное требование общества, согласно которому каждый должен иметь крышу над головой, не быть вынужденным к бродяжничеству;
— формулируется правовой принцип, определяющий действия всех ветвей власти, а также содержание соответствующего законодательства;
— данное право предстает как субъективное право конкретного субъекта жилищных правоотношений (нуждающегося в улучшении жилищных условий, нанимателя, собственника и т.д.).
Право на жилище реализуется в разветвленной системе жилищного законодательства, прежде всего в ЖК, а также в комплексных законах и иных актах. С законодательством о праве на жилище связана большая правоприменительная практика судов общей юрисдикции, Конституционного Суда*(7), органов исполнительной власти.
Слово «каждый» в комментируемой статье обозначает всех физических лиц, находящихся на территории России. Юридические лица — собственники жилых помещений, являясь участниками правоотношений в качестве наймодателей, конституционным правом на жилище не обладают (ч. 2 ст. 671 ГК).
Не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ст. 49 ЖК).
Понятие «жилище», используемое в комментируемой статье, шире понятия «жилое» или «нежилое помещение».
Объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; ст. 15 ЖК РФ). Жилое помещение (одноквартирный жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) является предметом договора найма (социального, коммерческого, найма специализированного жилого помещения).
Однако жилищем является не только то помещение, которое может быть объектом договора найма. Чум, яранга, цыганская кибитка, шалаш, пещера или другое естественное укрытие природы издавна служили человеку жилищем. С другой стороны, многие из рукотворных помещений (укрытий) жилищем не назовешь в силу их специфического предназначения, хотя в них и можно пребывать (жить) в течение определенного времени. Таковы, например, больница, тюрьма, бомбоубежище, школа и т.д.
Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК). Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1993. N 32. ст. 1227) под местом жительства понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 2). Однако, прежде чем определить конкретный вид жилища при выборе места жительства, граждане определяют место на конкретной территории в пределах России, где будет находиться их дом, квартира или иное жилище.
Для проживания можно выбрать город, деревню или какое-либо место в тундре, избранное для кочевой стоянки. Территория проживания будет иметь правовое значение для возможных ограничений права граждан на свободу передвижения (ст. 8), регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту жительства, самовольной постройки домов и строений на земельном участке, не отведенном для целей строительства (ст. 222 ГК РФ), и т.д.
Под жилищем, таким образом, можно понимать избранное место, адресно-географические координаты которого определяют помещение, специально предназначенное для свободного проживания человека. В этом смысле, как уже отмечалось, жилищем в современном понимании не будут являться: производственное помещение, специальное укрытие (например, бомбоубежище), естественные природные укрытия, огороженная территория, помещения, которые в силу их специфики нельзя считать жилищем, — тюремная камера, автомобиль, палата в больнице и т.п.
Различие между жилищем и помещением проводит и УК, устанавливая ответственность за кражу, совершенную с проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище (ст. 158).
Понятие «лишение жилища» требует уяснения в двух аспектах. Во-первых, лишением жилища будет физическое уничтожение помещения, предназначенного для проживания. Снос дома (в том числе самовольной постройки), в котором проживали люди, можно считать лишением жилища, поскольку в такой ситуации человек лишается конкретного помещения, расположенного в определенном месте. Уничтожение жилых строений в результате природных катаклизмов (лавины, землетрясения) также будет являться лишением жилища. Однако удаление самого человека из жилища не может рассматриваться как лишение его жилища, до тех пор пока сохраняется физическая и правовая возможности вернуться в него. Конфискация жилища (т.е. лишение его в правовом смысле) в тех случаях, когда она допускается законом (ст. 243 ГК), возможна только по решению суда.
Во-вторых, лишение жилища может состоять в лишении права на проживание в конкретном жилом помещении. Так, ЖК допускает расторжение договора социального найма жилого помещения с последующим выселением нанимателя и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения, если они используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение. Без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным (ст. 91), а также наниматели (собственники) жилых помещений, самовольно переустроившие и (или) перепланировавшие жилые помещения при условии отказа суда сохранить помещение в перепланированном и (или) переустроенном состоянии в силу нарушения прав и законных интересов граждан, создания угрозы их жизни (ст. 29).
Вместе с тем само по себе временное отсутствие в жилом помещении в домах государственного и муниципального жилищного фонда (командировка, болезнь и т.д.) не может служить основанием для лишения жилого помещения вне зависимости от сроков такого отсутствия.
Появлению этого положения жилищного законодательства способствовало Постановление Конституционного Суда от 23 июня 1995 г. N 8-П, которым были признаны не соответствующими Конституции положения ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР, допускавшие возможность лишения права гражданина пользоваться жилым помещением в случае временного отсутствия, в частности по причине осуждения к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев (СЗ РФ. 1995. N 27. ст. 2622).
Как указал Конституционный Суд, временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении нанимателем своих жилищных прав и обязанностей и служить самостоятельным основанием для лишения права пользования жилым помещением. Конституционный Суд сформулировал также правовую позицию, согласно которой выселение лица без предоставления другого жилого помещения не может считаться нарушением его конституционного права, если оно произведено на основании закона и в судебном порядке (Определение Конституционного Суда от 11 июля 1996 г. N 76-О).
2. Часть 2 комментируемой статьи обращена к органам государственной власти и местного самоуправления, которым вменяется в обязанность поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.
Поощрение жилищного строительства означает широкий спектр деятельности органов власти и органов местного самоуправления — от планирования капитального строительства до приемки в эксплуатацию готовых жилых строений. Это направление деятельности возведено на конституционный уровень, поскольку оно обеспечивает выполнение важнейшей функции социального государства — обеспечить людей жилищем.
Создание условий для осуществления права на жилище и поощрение жилищного строительства предполагают проведение финансовых, организационных, законодательных мероприятий, наилучшим образом способствующих удовлетворению потребностей граждан в жилище.
В рамках реализации национального проекта о доступном жилье был принят ряд федеральных законов: от 30 декабря 2004 г. «О жилищных накопительных кооперативах» (СЗ РФ. 2005. N 1. ст. 47), от 30 декабря 2004 г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (там же. ст. 40), Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. (там же. ст. 16), иные нормативные акты.
3. Часть 3 комментируемой статьи посвящена вопросам предоставления жилища из государственных, муниципальных и других жилищных фондов некоторым категориям граждан. Прежде всего имеются в виду случаи бесплатного предоставления жилища из государственных и муниципальных фондов, поскольку в условиях рынка граждане должны приобретать жилище путем совершения гражданско-правовых сделок.
Гражданин, которому жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату, должен быть малоимущим.
Согласно ст. 49 ЖК, малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Нормативной базой для признания гражданина малоимущим служат постановление Правительства от 20 августа 2003 г. N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (СЗ РФ. 2003. N 34. ст. 3374), положения НК РФ и иных законов.
Наряду с малоимущими нуждающимися в жилище могут быть и иные граждане. ЖК прямо предусматривает право федерального и регионального законодателя регламентировать предоставление и иным категориям граждан жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Федерации (ч. 3 ст. 49).
Малоимущим и иным указанным в законе гражданам жилище предоставляется только в случае нуждаемости. Условия нуждаемости определены в ЖК; дополнительные условия нуждаемости могут вводиться и законами субъектов Федерации, поскольку, согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции, вопросы жилищного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Наниматели жилого помещения по договору социального найма должны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за коммунальные услуги. Граждане, признанные малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (ч. 9 ст. 156).
Установление платы за наем не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер платы за наем государственного или муниципального жилищного фонда определяется в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. Под доступной платой нужно понимать такую плату, которая доступна данным конкретным категориям граждан.
Норма предоставления жилой площади устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50).
constitutionrf.ru
Право на жилище (ст. 40 Конституции России)
Конституционное право на жилище предполагает гарантированную законом возможность для каждого быть обеспеченным постоянным жильем, возможность стабильного пользования имеющимся жильем, неприкосновенность жилища, право на улучшение жилищных условий, а также обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой и безопасной среды обитания.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Федерации право граждан на жилище обеспечивается, в том числе посредством содействия развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, стимулирования жилищного строительства, обеспечения контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и государственного жилищного надзора.
В то же время Конституция Российской Федерации и действующее законодательство не закрепляют обязанность государства обеспечивать жильем всех граждан. Граждане за свой счет или с привлечением государственных субсидий вправе покупать, менять, арендовать, строить своими силами или с привлечением подрядных организаций жилье. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище. Им жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Предоставление жилья малоимущим и иным установленным законом категориям граждан осуществляется по договорам социального найма.
Важной гарантией конституционного права на жилище является недопустимость произвольного лишения жилища. Это означает, что выселение из жилого помещения возможно только в случаях, установленных законом или в судебном порядке. При этом законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования.
Основные законодательные акты:
- Жилищный кодекс Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
01.xn--b1aew.xn--p1ai
Статья 40. Конституция РФ
Статья 40. Конституция РФАктуально на:
07 июля 2019 г.
Конституция Российской Федерации (РФ) | ст. 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=»»></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Судебная практика по статье 40 Конституция РФ:
- Решение Верховного суда: Решение N ВКАПИ16-36, Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция
Не противоречат оспариваемые административным истцом пункты Инструкции части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления гражданами права на жилище, а также статье 57 ЖК РФ, которая регулирует порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а не получения жилого помещения в собственность бесплатно, о чем утверждает административный истец…
- Решение Верховного суда: Определение N 88-КГ17-5, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что состоявшиеся по делу судебные постановления вынесены с существенными нарушениями норм материального права. В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами…
- Решение Верховного суда: Определение N 16-КГ16-52, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем. В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами…
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=»»></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Составить подборку
Подпишитесь на рассылку
списков новых / измененных правовых документов
Анализ текста
Идет загрузка…
www.zakonrf.info
№ дела / Дата | Категория |
5-КГ16-23
12.04.2016 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
58-КГ15-31
16.02.2016 Отрицательное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
22-КГ15-13
16.02.2016 Отрицательное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
78-АПГ15-23
27.01.2016 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
АКПИ15-1305
20.01.2016 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
9-КГ15-13
01.09.2015 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
46-КГ15-14
01.09.2015 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
13-КГ15-1
16.06.2015 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
41-КГ15-9
12.05.2015 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
5-КГ14-128
03.02.2015 Отрицательное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
33-КГ14-12
09.12.2014 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
49-КГ14-15
25.11.2014 Отрицательное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
25-КГ14-4
18.11.2014 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
81-КГ14-16
18.11.2014 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
87-АПГ14-3
24.09.2014 Отрицательное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
64-КГ14-2
29.04.2014 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
12-КГ14-2
01.04.2014 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
20-КГ14-4
11.03.2014 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
66-АПГ13-4
24.04.2013 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
11-КГ13-2
26.03.2013 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
18-КГ13-3
26.03.2013 Отрицательное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
20-КГ12-10
26.02.2013 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
78-КГ12-25
22.01.2013 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
29-КГ12-5
22.01.2013 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
41-КГ12-24
15.01.2013 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
5-КГ12-41
07.09.2012 Отрицательное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
18-В12-18
15.05.2012 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
ВКГПИ12-25
18.04.2012 Отрицательное решение |
Решение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
15-ВПР12-2
17.04.2012 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
15-ВПР12-9
17.04.2012 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
15-ВПР12-7
17.04.2012 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
15-ВПР12-8
17.04.2012 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
15-ВПР12-3
17.04.2012 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
15-ВПР12-1
17.04.2012 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
6-В12-1
13.04.2012 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
15-ВПР11-8
21.02.2012 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
15-ВПР11-4
24.01.2012 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
15-ВПР11-5
20.12.2011 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
15-ВПР11-7
20.12.2011 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
15-ВПР11-6
20.12.2011 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
78-Г11-56
07.12.2011 Отрицательное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
5-В11-72
04.10.2011 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
14-В11-4
26.07.2011 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
23-В11-1
17.05.2011 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
43-Г11-9
11.05.2011 Отрицательное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
4-В11-1
10.05.2011 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
5-В11-4
10.05.2011 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
77-В11-4
26.04.2011 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
21-В11-1
26.04.2011 Отрицательное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
49-В11-4
29.03.2011 Положительное решение |
Определение
Инстанция: Верховный Суд Российской федерации |
dogovor-urist.ru
Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на жилище. Оно реализуется посредством возложения обязанности на органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления жилищных прав.. Равенство прав граждан предполагает обязательным такое равенство и в публичных договорах, связанных с потреблением коммунальных услуг, электрической и тепловой энергии, пользованием телефоном и т.д.
Исследование вопроса о льготах некоторым
категориям граждан по оплате жилища и
коммунальных услуг выявило наличие
проблемы, заключающейся в неравном
положении граждан в публичных договорах,
регулируемых ст. 426 ГК РФ и, по моему мнению,
в существенном нарушении прав граждан при
реализации этих договоров
государственными органами, ведомствами и
коммерческими организациями.
В силу
закона основными условиями публичного
договора являются: для организации —
поставка товара либо выполнение работы
(оказание услуги) в установленный планом
(графиком) период и в установленных объемах
(пропорциях), а для гражданина —
своевременная оплата полученной продукции,
выполненной работы, оказанной услуги. При
этом цена товаров, работ и услуг, а также
иные условия публичного договора согласно
п. 2 ст. 426 ГК устанавливаются одинаковыми
для всех потребителей, за исключением
случаев, когда законом и иными правовыми
актами допускается предоставление льгот
для отдельных категорий потребителей. Это
означает, что каждый гражданин в рамках
публичного договора производит оплату
расчетной суммы в установленный срок по
одинаковому тарифу с учетом (либо без учета)
льгот и никакая государственная или
коммерческая организация, а также
ведомство не вправе менять существенные
условия публичного договора о льготной
стоимости услуг и установленный механизм
оплаты.
В законе специально оговорено,
что изменение цены после заключения
договора допускается в случаях и на
условиях, предусмотренных договором,
законом либо в установленном законом
порядке.
На практике реализация
гражданами права на льготу в оплате и
механизм взаиморасчетов сторон договора
достигается различными способами:
организация — поставщик услуг производит
прием платежей по установленному ею
размеру, в котором уже учтена льгота
потребителя, а впоследствии получает либо
не получает соответствующую компенсацию из
федерального либо местного бюджета;
гражданин сам рассчитывает льготный платеж
и вносит его на счет коммерческой
организации; гражданин вносит полную
стоимость потребленных услуг, а
впоследствии льготную часть ему
компенсируют установленные государством
органы.
Очевидно, что первый способ
обеспечивает государственный подход в
реализации льготы, остальные же
представляют собой лишь попытку
способствовать обеспечению законного
права, имеющую разные правовые
последствия.
Примером законного
подхода в этом вопросе может служить
установленный механизм реализации права на
льготные платежи такой категории
пользователей жилищем, как инвалиды.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля
1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и
семьям, имеющим детей — инвалидов, по
обеспечению их жилыми помещениями, оплате
жилья и коммунальных услуг» установлено,
что для получения льгот по оплате жилья,
коммунальных услуг и приобретаемого
топлива инвалиды и семьи, имеющие детей —
инвалидов, обращаются в организации,
осуществляющие сбор платежей за оплату
жилья, коммунальных услуг и приобретаемое
топливо (жилищные ремонтно —
эксплуатационные предприятия,
коммунальные предприятия и другие).
Основанием для предоставления льгот
является справка, подтверждающая факт
установления инвалидности, выданная
учреждениями государственной службы
медико — социальной экспертизы. Расходы,
связанные с предоставлением льгот по
оплате жилья, коммунальных услуг и
приобретаемого топлива, возмещаются: по
государственному жилищному фонду,
находящемуся в федеральной собственности, —
за счет средств федерального бюджета; по
государственному жилищному фонду,
находящемуся в собственности субъектов
Российской Федерации, по муниципальному
жилищному фонду, а также по общественному
жилищному фонду — в порядке, установленном
субъектами Российской Федерации и органами
местного самоуправления.
Такой же путь
выбран и в отношении других категорий
плательщиков, имеющих право на льготы
(письмо Минфина России от 5 октября 1993 г. N 112
«О порядке возмещения расходов, связанных с
исполнением Закона Российской Федерации «О
статусе Героев Советского Союза, Героев
Российской Федерации и полных кавалеров
ордена Славы»; письмо ГТК России от 16 июня 2000
г. N 14-10/16342 «О социальных льготах сотрудников
таможенных органов»; письмо ГТК России от 15
апреля 1999 г. N 06-20/11505 «О финансировании льгот
должностных лиц таможенных органов по
коммунальным услугам»).
В этих
документах соблюден договорный механизм
взаиморасчетов сторон в публичном
договоре, установленный ст. 426 ГК, и
урегулирован механизм компенсации
государством затрат коммерческой
организацией в связи с примененной льготой
в оплате услуг.
Аналогичным образом
отработан механизм взаиморасчетов между
финансовыми службами России и МВД России,
чьи работники пользуются льготами в
соответствии с Законом РФ «О милиции».
Кадровыми аппаратами служб МВД сотрудникам
выдается справка, заверенная гербовой
печатью, для представления в
соответствующие жилищно — эксплуатационные
учреждения для реализации указанных норм
по месту жительства (постоянной
регистрации).
Организации — поставщики
услуг через жилищные службы соглашаются на
изменение условий договора и производят
перерасчет платежей при предоставлении
документа. Таким образом, МВД не допускает
нарушения гражданских и жилищных прав
своих подчиненных, имеющих льготы.
Однако в ряде случаев действует механизм
применения льгот в публичных договорах,
который нарушает права граждан и нормы
закона. Например, механизм реализации
льготных платежей с последующей отсрочкой
их компенсации определен Постановлением
Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1210 «О
порядке возмещения расходов, связанных с
предоставлением судьям Верховного Суда
Российской Федерации, Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации и сотрудникам
аппаратов этих судов 50-процентной скидки
при оплате жилой площади, коммунальных и
иных услуг», а также письмом Госстроя России
от 15 марта 1999 г. N ЛЧ-794/12 «О финансировании
льгот по оплате жилья и коммунальных услуг,
предоставляемых работникам прокуратуры» и
письмом Минфина России от 2 марта 1998 г. N 10-3-2.
По замыслу авторов этих документов
механизм взаиморасчетов сводится к тому,
что данная категория льготников обязана в
полном объеме вносить все необходимые
платежи, и только после этого им
компенсируют 50% коммунальных расходов.
Такой механизм противоречит порядку,
установленному федеральным законом.
Обстоятельства, сложившиеся в связи с
неодинаковым пониманием сторонами и их
союзниками в лице различных ведомств и
разнородным применением по существу ясно
изложенных положений ст. 426 ГК, вынуждают
законопослушных граждан прибегать к такому
способу защиты гражданских прав, как
самозащита, установленному ст. ст. 12, 14 ГК.
Эти граждане производят самостоятельный
перерасчет льготных платежей, невзирая на
требования коммерческих организаций
производить оплату в полном объеме.
Правомерность и действенность такого
способа защиты нарушенного права
гражданина подтверждается устоявшейся
судебной практикой многочисленных отказов
организациям во взыскании задолженности по
платежам.
К сожалению, единый механизм
исполнения сторонами публичных договоров
детально не упорядочен нормами
федерального законодательства, а там, где
он установлен, его не всегда выполняют.
В московском Законе от 11 марта 1998 г. N 6
«Основы жилищной политики города Москвы» (в
редакции от 12 мая 1999 г.) продекларировано
право на льготу по оплате жилья и
коммунальных услуг (ст. 24): «Гражданам,
нуждающимся в социальной защите,
гарантируется предоставление, по их выбору,
льгот или компенсаций (субсидий) по оплате
за пользование жилым помещением и
коммунальные услуги в порядке,
установленном законодательством».
Иначе говоря, рекомендовано применение
льгот при договорных взаиморасчетах.
Однако на практике это делается не всегда,
чему свидетельство многочисленные споры в
судах по данной категории вопросов. Так, в
течение нескольких последних лет в судах
столицы были рассмотрены многочисленные
иски о взыскании задолженности с граждан,
пользующихся льготами в соответствии с
Федеральным законом «О ветеранах». Известно,
что он установил 50%-ную скидку оплаты по
публичным договорам коммунального,
энергетического и телефонного
обслуживания. Однако механизма
взаиморасчетов по восполнению льготных
платежей организациям — поставщикам
разработано не было. Коммерческие
организации стали требовать полной оплаты
договорной суммы, а при отказе ссылались на
отсутствие компенсационных затрат за
льготные платежи и продолжали начислять
платежи без учета права граждан на льготы.
Тем, кто производил самостоятельные
льготные расчеты, начисляли суммы
задолженности. Граждане — ветераны
вынуждены были обращаться в суды с исками о
перерасчете договорных платежей. Так,
Бабушкинский межмуниципальный (районный)
суд Северо — Восточного административного
округа г. Москвы 19 января 2000 г. вынес
решение, которым удовлетворил требования
двух ветеранов о перерасчете платежей по
публичным договорам как лиц, пользующихся
льготами, а начисленную задолженность
признал необоснованной.
Споры данной
категории в судах столицы практически все
разрешались в пользу граждан.
Правомерно решается вопрос и в отношении
граждан, пользующихся льготами в
соответствии с Законом РСФСР «О социальных
гарантиях Героям Социалистического труда»
и Федеральным законом «О статусе
военнослужащих». Такой порядок подтвержден
п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах
применения судами законодательства о
воинской обязанности, военной службе и
статусе военнослужащих», где сказано:
«Реализация предусмотренного п. 10 ст. 15
Федерального закона «О статусе
военнослужащих» права на льготную оплату
жилых помещений, коммунальных услуг,
пользования радиотрансляционными точками
и коллективными телевизионными антеннами,
приобретения и доставки топлива
осуществляется путем оплаты лицами,
обладающими этим правом, 50% установленных
тарифов. Остальная часть расходов,
связанных с предоставлением льгот,
возмещается в указанном в данной норме
порядке. Отсутствие подзаконных
нормативных правовых актов,
регламентирующих порядок возмещения
указанных расходов, или их несвоевременная
компенсация не могут служить основанием
для отказа в предоставлении этих льгот».
Таким образом, высший судебный орган на
примере военнослужащих признал незаконным
«ведомственный» механизм взаиморасчетов и
подтвердил правомерность взаиморасчетов
по публичным договорам уже с учетом льгот, а
не в полной сумме платежа, с последующей его
компенсацией.
Правительство РФ своим
Постановлением от 12 июля 1996 г. N 790 «О порядке
возмещения расходов, связанных с
предоставлением льгот, предусмотренных
Федеральным законом «О внесении изменений и
дополнений в ст. ст. 15 и 23 Закона Российской
Федерации «О статусе военнослужащих»
установило порядок, при котором гражданам
на основании справок о льготах
производится перерасчет платежей. Расходы
по предоставлению льгот коммерческими
организациями возмещаются за счет средств
федерального бюджета, выделяемых
федеральным органам исполнительной власти.
Вроде бы механизм взаиморасчетов определен
на основании закона. Однако в п. 7 этого
Постановления военнослужащих обязали
производить полную оплату за телефон с
последующей выплатой им разницы с учетом
льготы. Такой подход по оплате публичного
договора телефонного обслуживания признан
противоречащим Конституции РФ,
гражданскому законодательству. Поэтому
Верховный Суд РФ по конкретному делу от 12
февраля 1998 г. N ГКПИ 98-1 по жалобе граждан X. и
П. о признании недействительным
(незаконным) п. 7 Постановления
Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 790 признал
недействительным (незаконным) положение п. 7
этого Постановления, незаконно
возлагающего на военнослужащих и граждан,
пользующихся льготами, обязанность по
оплате установки квартирных телефонов и
внесению абонентской платы за пользование
квартирными телефонами в размере 100% (с
последующим возмещением 50%).
Казалось
бы, 12 февраля 1998 г. высший судебный орган
подтвердил единственно законный механизм
взаиморасчетов по публичным договорам:
гражданин рассчитывается с организацией по
льготному тарифу, а организация получает
соответствующую компенсацию на основании
механизма, установленного между ними.
Однако не прошло и месяца после решения
Верховного Суда РФ, как органы, имеющие
непосредственное отношение к строгому
выполнению закона, издают документы,
нарушающие законные права своих
сотрудников в вопросах льготной оплаты
жилья и коммунальных услуг. К ним относятся:
письмо Министерства юстиции РФ от 2 марта 1998
г., письмо Судебного департамента при
Верховном Суде РФ от 10 июня 1998 г.; письмо
Госстроя РФ от 15 марта 1999 г. «О
финансировании льгот по оплате жилья и
коммунальных услуг, предоставляемых
работникам прокуратуры». Ведомства
продолжают устанавливать механизм
взаиморасчетов сторон договора, в то время
как они должны устанавливать механизм
взаиморасчетов государства и коммерческой
организации по компенсации льготного
платежа гражданином. При этом нарушается
положение ГК о свободе договора, условия
которого обязательны только для сторон, его
заключивших. Ибо никакие третьи лица не
вправе быть участниками публичного
договора.
Наконец, Министерство
финансов РФ издает 10 мая 2000 г. письмо N 10-3-3
«По вопросу порядка предоставления льгот
сотрудникам правоохранительных органов»,
где предлагает по существу незаконную
процедуру взаиморасчетов. В нем указано,
что «работники судов и прокуратуры
оплачивают коммунальные услуги полностью,
представляя для получения компенсации
соответствующие документы, подтверждающие
оплату этих услуг, по месту работы».
Поддерживает такую позицию и письмо
Судебного департамента при Верховном Суде
РФ от 9 августа 2000 г. N УСД-2/951 по тому же
вопросу.
Конституция России объявила в
ст. 19 равенство всех граждан перед законом
и, запретив любые формы ограничения прав
граждан, обязала государство гарантировать
равенство прав и свобод гражданина. Но о
каком равенстве жилищных прав граждан в
публичных договорах может идти речь при
наличии такого противозаконного диктата
ведомств?
Чтобы разрешить проблему
равенства жилищных прав граждан в
публичных договорах путем, не посягающим на
их конституционные права, необходимо, по
моему мнению, привести в соответствие с
действующим гражданским законодательством
все нормы, ему противоречащие.
Для
этого следует реализовать положение, при
котором государство (министерство,
ведомство) откажется от разработок
механизма взаиморасчетов между
гражданином и организацией — поставщиком
услуг, поскольку он уже установлен
федеральным законом, но при этом
обязательно установит единый механизм
взаиморасчетов между коммерческой
организацией — поставщиком услуг и
соответствующим бюджетом для компенсации
этой организации расходов при исполнении
ею условий публичного договора.
ССЫЛКИ
НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
К тексту закона »
www.lawmix.ru
Глава 1. Право на жилище и жилищное право
§ 1. Право граждан на жилище
Статья 40 Конституции РФ провозглашает право каждого гражданина России на жилище. Основные же принципы реализации данного конституционного права российских граждан, общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере определены в новом ЖК РФ.
Анализ конституционных норм и положений, предусмотренных федеральным законодательством, показывает, что в настоящее время право на жилище может быть реализовано различными способами, а именно:
— путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда <*>. Конституция РФ предусматривает ограниченный круг граждан, имеющих такое право. К ним относятся малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище;
———————————
<*> О договоре социального найма см. § 2 гл. 2 настоящей работы.
— путем передачи жилых помещений в соответствии с договором коммерческого найма <*>. По данному договору в коммерческий наем может передаваться жилье из государственных, муниципальных и частных жилищных фондов на условиях, существенно отличающихся от договора социального найма. Круг граждан, имеющих право на заключение данного договора, не ограничен;
———————————
<*> В соответствии с ГК РФ данные отношения именуются договором найма жилых помещений (далее — договор коммерческого найма либо коммерческий наем). О договоре коммерческого найма см. § 3 гл. 2 настоящей работы.
— путем приобретения либо строительства жилых помещений в домах различных жилищных фондов за собственные средства без ограничения площади, в том числе и за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). В первом случае граждане решают свои жилищные проблемы посредством гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, дарения, наследования, а также строительства и других действий, не противоречащих законодательству. Во втором случае государственные и муниципальные органы обеспечивают приобретение гражданами жилых помещений из государственных либо муниципальных жилищных фондов за доступную плату (например, при освобождении комнаты в коммунальной квартире) или предоставляют нуждающимся в улучшении жилищных условий безвозмездные субсидии на покупку либо на строительство жилых помещений.
На основании ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
— содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
— используют бюджетные и иные денежные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений;
— в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма и найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах;
— стимулируют жилищное строительство в соответствии со спросом;
— обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, а также потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
— обеспечивают государственный контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам;
— обеспечивают государственный контроль за соблюдением требований градостроительного законодательства, государственных норм и стандартов при жилищном строительстве.
Конституция РФ (ч. 2 ст. 40) предписывает органам государственной власти и местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать иные условия для осуществления права граждан на жилище.
Конституционное право на жилище непосредственно связано с другим конституционным правом, закрепленным в ст. 27 Основного Закона. Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:
— защиты основ конституционного строя;
— защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
обеспечения обороны и безопасности государства.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) месту жительства гражданина посвящена ст. 20, в соответствии с которой «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», а «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов».
Из вышеизложенного следует, что многочисленные подзаконные акты, регулирующие пресловутую прописку, не имеют законных оснований. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. N 5242-I (далее — Закон о праве граждан на свободу передвижения) вместо прописки вводит регистрационный учет граждан России <*>. Одновременно данный Закон указывает на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
———————————
<*> Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 32. Ст. 1227.
Вплоть до недавнего времени законодательство и соответственно судебная практика почти всегда связывали право граждан на проживание в жилом помещении с пропиской. По данному вопросу было соответствующее разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами жилищного законодательства» от 3 апреля 1987 г. N 2 (п. 7) <*>. Однако с принятием Закона о праве граждан на свободу передвижения и Конституции РФ 1993 г. норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, вступила в противоречие с указанными актами и, как следствие, признана Конституционным Судом РФ неконституционной. В Постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» от 25 апреля 1995 г. <**> указано, в частности, что поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.Н. Ситаловой на нарушение ее конституционного права на жилище примененными судом в ее деле нормами ЖК РСФСР.
———————————
<*> См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1995. С. 171.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 18. Ст. 1708.
По делу было установлено, что гражданка Л.Н. Ситалова в течение пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гражданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении. После смерти родителей В.Н. Кадеркина она поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила.
В жалобе был поставлен вопрос о нарушении ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища. Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права, обязан следовать требованию ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ущемления законами прав и свобод человека и гражданина. Это имеет непосредственное отношение к установленному в ЖК РСФСР порядку вселения в жилое помещение.
Положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение «в установленном порядке» носит бланкетный характер. Неопределенность его юридического содержания не позволяет ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождает произвольное понимание того, что оно означает по своему существу.
Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен «устанавливать порядок» вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать такой порядок по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилья.
Противоречива также и судебная практика применения ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР. При юридически сходных обстоятельствах дела этой категории разрешаются судами по-разному, что влечет неодинаковые правовые последствия для граждан.
Судебное толкование Жилищного кодекса РСФСР сложилось как признание того, что осуществление жилищных прав напрямую связано с пропиской, наличию или отсутствию которой придавалось правоустанавливающее значение.
Несмотря на то что Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР» от 22 апреля 1992 г. N 8 (в редакции Постановления от 21 декабря 1993 г. N 11 <*>) установлено, что до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего СССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, правоприменительные органы при решении вопроса о вселении в жилое помещение нередко руководствуются отмененными нормативными актами, нарушая требования ст. 18 Конституции РФ, согласно которой «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» и «определяют смысл, содержание и применение законов», и ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, закрепляющей право свободно выбирать место пребывания и жительства, поскольку его реализация ставится в зависимость от получения разрешения на прописку.
———————————
<*> См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961 — 1993. М., 1995. С. 8.
Из Конституции РФ и Закона о праве граждан на свободу передвижения следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимается в правоприменительной практике исключительно как соблюдение положений о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой (со ссылкой на ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РСФСР).
Таким образом, положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, как в его буквальном истолковании, так и в том смысле, который ему придается сложившейся правоприменительной практикой, приводит к нарушению ст. 18, 19 (ч. 1) Конституции РФ, а также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст. 27 (ч. 1), 40 (ч. 1) Конституции РФ, и не согласуется с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ. Вместе с тем ч. 2 ст. 54 ЖК РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречит указанным конституционным нормам.
Уже после вынесения Конституционным Судом РФ названного выше решения Правительство РФ приняло Постановление «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 г. N 713 <*>, а Министерство внутренних дел утвердило соответствующую Инструкцию <**>, в которых конкретизируются нормы Закона о праве граждан на свободу передвижения. Однако с сожалением приходится отметить, что еще преждевременно говорить об окончательном «уходе» прописки из нашей жизни. Еще действуют региональные документы, которыми местные власти пытаются регулировать прописку вопреки Конституции РФ и другим указанным выше актам.
————————————
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 30. Ст. 2939.
<**> Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждена Приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 393, зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 ноября 1995 г. N 980 // Российские вести. 1995. 7 декабря. N 223.
Рассматривая конституционные права человека и гражданина, связанные с жилищем, нельзя не обратить внимание и на ст. 23 и 25 Основного Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Статья 25 указывает на то, что «жилище неприкосновенно» и что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» <*>. Развивая данное положение, ст. 3 ЖК РФ указывает на то, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях лиц допускается в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках или иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения совершаемого преступления или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая. Кроме того, ч. 4 ст. 3 указывает на то, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.
———————————
<*> О соотношении права на неприкосновенность жилища и права на жилище см.: Красавчикова Л.О. Жилищное право и личные неимущественные права граждан // Актуальные проблемы жилищного права: Сборник памяти П.И. Седугина. М.: Статут, 2003. С. 50 — 62.
studfiles.net
Каждый имеет право на жилище.
Конституция РФ, Статья 40
Статья 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Комм. Абрамова А.И.
Право на здоровое жилье входит как составная часть в понятие «достойный жизненный уровень» для каждого человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.
Конституционное право на жилище выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно является сущностным фундаментальным правом. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, которые должны соответствовать, не противоречить ему. От того, как определяется содержание этого права, часто зависит поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации.
Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма ст.40 конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права).
Но такие же правовые возможности открывались и раньше. Однако дефектом уходящей в прошлое системы было закрепление прежними конституциями монополии государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, созданных за годы социализма. Индивидуальному жилищному фонду отводилось в городах и поселках городского типа второстепенное место. Он господствовал лишь в сельской местности. Его развитию, как и развитию жилищной кооперации — другой формы участия граждан своими средствами в строительстве жилья, Советское государство обязывалось лишь содействовать. Личная собственность граждан на жилой дом носила потребительский характер. Частная собственность была под запретом.
Эта система, основанная на коллективных началах, за многие десятилетия своего функционирования не дала ожидаемого социального результата. Миллионы людей улучшали жилищные условия, но и миллионы на протяжении долгих лет продолжали томиться в очереди на получение благоустроенного жилья из общественных фондов потребления. Строительство и эксплуатация государственного, муниципального и общественного жилья требовали таких постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, каких ни у государства, ни у местных Советов, ни у общественных организаций не было. Население было настолько пролетаризировано системой ограничений его доходов, количества и размеров жилых помещений, приходящихся на одного человека или семью, изъятий в общественные фонды потребления, парализовано организационными трудностями, что было не в состоянии участвовать в массовом жилищном строительстве.
Действующая Конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких конституционных основ, как отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства и разных форм собственности, частной собственности на жилье и землю (см. комментарии к ст.8 и 9). Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался рынок жилья, земли и т.п.
Часть 3 ст.40 закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию жилищному строительству и его поощрению, как любых форм собственности, а также юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.
В новой системе ни государство, ни органы местного самоуправления тотально не аккумулируют средства населения «в общем котле» для последующего государственного и муниципального жилищного строительства и распределения свободных квартир нуждающимся в жилье в подведомственном жилищном фонде. Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку или строительство жилья, как в городе, так и в деревне, не рассчитывая на решение возникшей у него жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий) и кредиты для приобретения жилья.
Необходимо самому заработать на приобретение, строительство или коммерческий найм квартиры (жилого дома), причем без ограничения площади. Время новоселья будет определяться не низкими критериями нуждаемости в улучшении жилищных условий, действовавшими на протяжении многих десятилетий, не многими годами ожидания в очереди на получение жилья в домах названных фондов, не решением об обеспечении жильем органов управления и профкома по месту работы, а доходами гражданина, материальной возможностью позволить себе купить, построить или арендовать жилье.
Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные в законах, будут обеспечиваться исходя из принципов прежней системы: сохранится режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях социального найма жилого помещения за доступную квартирную плату либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда, как и прежде, будет осуществляться без оплаты строительной стоимости жилья. При этом обеспечение указанных лиц жильем на таких условиях возможно неоднократно.
В Конституции не перечислены, естественно, все, для кого сохранится планово-распределительная система выделения жилья: это должны предусматривать федеральные законы и законы субъектов Федерации, как действующие, так и будущие. Так, ст.9 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991г. для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняет порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма. Статьей 10 Закона на период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранен действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями. Гражданам, получающим жилье в этих разновидностях жилищного фонда, площадь выделяется в порядке очередности, с учетом имеющихся в Законе льгот. За семьями, уже проживающими по договору найма в таких домах, сохраняется право социального найма независимо от площади занимаемого жилого помещения (ст.14 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992г.).
Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования. Помимо государственного и муниципального и жилищных фондов по ст.40 Конституции в его состав входит и та часть частного жилищного фонда, где проживают на условиях найма социально незащищенные граждане. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным ст.40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации (см. Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики»).
Создание правовой базы жилищной реформы углубит принципиальные перемены в этой сфере. Вступила в силу часть вторая ГК РФ, которая регулирует жилищные отношения. Действуют правительственные постановления Российской Федерации о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг, Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Предстоит принять Жилищный кодекс Российской Федерации.
Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти и управления, ни судебно-прокурорскими органами, ни хозяйствующими субъектами, ни должностными лицами или работниками предприятий, учреждений и организаций, ни арендатором или нанимателем, ни собственником жилого дома или квартиры, ни членом жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами, ни иными гражданами. Ограничение жилищных прав, как и других, возможно в исключительных случаях, предусмотренных Конституцией (ст.55), и лишь в силу федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (см. комментарий к ст.46). Гражданин вправе обратиться и в Конституционный Суд, если полагает, что имеет место неопределенность в вопросе, соответствует ли Конституции Российской Федерации затрагивающий его жилищные права закон.
Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, они вправе требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.
www.moscow-v.com