«Мелкая» коррупция не мелкая | GAB
Коррупция в крупных масштабах привлекает большое внимание — со стороны активистов, основных средств массовой информации и других комментаторов (в том числе в этом блоге) — и на то есть веские причины. В то время как средства массовой информации могут быть просто прикованы к декадентскому образу жизни коррумпированных актеров, антикоррупционное сообщество все больше осознает разрушительное воздействие, которое могут оказать клептократы и их приспешники. Без сомнения, такое внимание к коррупции в крупных масштабах приветствуется, и недавние успехи в борьбе с ней заслуживают похвалы. В то же время, однако, это повышенное внимание к крупной коррупции несет в себе риск того, что более мелкие, более повседневные формы коррупции — иногда называемые «мелкой» коррупцией — будут казаться менее значительными.
Тем не менее так называемая «мелкая» коррупция по-прежнему широко распространена, и ее совокупное влияние не следует недооценивать. В качестве примера рассмотрим самые последние результаты опроса граждан Латинской Америки и Карибского бассейна, проведенного Transparency International (TI) Global Corruption Barometer (GCB), который показал, что треть людей, воспользовавшихся государственными услугами, давали взятки в чтобы сделать это.
Несмотря на то, что антикоррупционное сообщество справедливо уделяет внимание борьбе с крупной коррупцией, мы не можем забывать о реальном хаосе, причиняемом мелкой коррупцией. Так называемая «мелкая» коррупция — это не мелочь. Скорее, это серьезная, широко распространенная проблема, которая заслуживает такого же пристального внимания, как и политики, покупающие коллекционные автомобили и недвижимость на берегу океана за активы со своих секретных оффшорных банковских счетов. Рискуя повторить знакомые моменты, стоит рассмотреть, каким образом мелкомасштабная коррупция в совокупности имеет целый ряд невероятно разрушительных последствий:
- Первый , и наиболее очевидно, мелкая коррупция наносит реальный, ощутимый вред очень большому количеству жертв. Возьмем коррупцию в сфере здравоохранения, с которой столкнулись 20% респондентов в опросе GCB, проведенном TI в Латинской Америке, и которая также является обычным явлением во многих других регионах мира (см.
, например, здесь, здесь и здесь). Требование от пациентов платить больше, чем справедливая цена за медицинское обслуживание, само по себе является проблемой. Кроме того, одно исследование показало, что коррупция заставляет людей откладывать обращение за медицинской помощью, в результате чего рак диагностируется на более поздних стадиях заболевания, иногда настолько поздно, что рак прогрессирует до неизлечимой стадии. Кроме того, взятки и откаты лишают возможности для значимых, доверительных отношений между врачом и пациентом, поскольку пациенты справедливо полагают, что главным приоритетом поставщиков медицинских услуг является зарабатывание денег, а не улучшение здоровья. Или возьмем образование: во всем развивающемся мире невыходы учителей на работу — по праву считающиеся формой коррупции — представляют собой огромную проблему, из-за которой тратится до четверти расходов на начальную школу, а классы остаются пустыми в течение 11–30 % времени. Затронутые студенты являются наиболее очевидными жертвами, но, кроме того, общество теряет полностью образованных и подготовленных граждан и рабочих.
- Второй , мелкомасштабная коррупция часто носит регрессивный характер, увеличивая экономическое неравенство за счет выкачивания ресурсов из более бедных семей. Исследование GCB, проведенное TI в Латинской Америке, показало, что бедные люди платят взятки по более высоким ставкам, чем богатые. Другое исследование показало, что влияние взяточничества, измеряемое в процентах от дохода, может быть огромным для бедных семей: в Мексике на взятки тратится поразительная треть дохода беднейших семей. Этот обременительный незаконный «налог» может лишить бедную семью возможности оплачивать необходимое лечение или отправить детей в школу, что еще больше усугубляет их бедность.
- Третий , мелкомасштабная коррупция — разновидность коррупции, с которой рядовые граждане чаще всего сталкиваются непосредственно в своей жизни, — особенно вероятно подрывает доверие к государственным институтам. Это недоверие и подозрительность могут, в свою очередь, иметь катастрофические последствия.
Например, некоторые утверждали, что недоверие к сектору общественного здравоохранения в Сьерра-Леоне и Либерии, в значительной степени вызванное преобладанием требований о взятках, способствовало быстрому распространению вспышки лихорадки Эбола в 2014 г. лечение в учреждениях, которым они не доверяли.
- В-четвертых, распространенность мелкой «мелкой» коррупции может усугубить проблему крупной коррупции по двум причинам. Во-первых, коррупция часто организована в сети, в которых чиновник низшего звена, требующий взятку в пункте обслуживания, может быть обязан отдать часть взятки (или зарплаты) следующему человеку в цепочке, который может должны сделать то же самое и так далее. Таким образом, кажущаяся «мелкой» коррупция не является единичным явлением, а фактически питает всю систему коррупции. Кроме того, терпимость к мелкомасштабной коррупции может способствовать формированию культуры нарушения правил. Рассмотрим вывод психолога Дэна Ариэли о том, что простое знакомство с требованием взятки (независимо от того, была ли она на самом деле уплачена) делает людей менее честными, тем самым «унижая моральный облик» всех участников.
Коррупция на любом уровне узаконивает и нормализует неправомерное поведение, угрожая верховенству закона и еще больше затрудняя борьбу с коррупцией.
Хотя так называемая «мелкая» коррупция может не вызывать столько заголовков, как крупная коррупция, она имеет огромное значение для повседневной жизни простых людей и общества в целом. Мелкомасштабная коррупция наносит ущерб благосостоянию людей, увеличивает неравенство, деградирует институты и способствует развитию других форм коррупции. Антикоррупционное сообщество должно обращать внимание не только на крупную коррупцию, но и на повседневное влияние мелкой коррупции на жизнь граждан.
Нравится:
Нравится Загружается…
Социальные нормы и плохое обслуживание способствуют мелкой коррупции в секторе здравоохранения Восточной Африки
В Восточной Африке существуют опасения по поводу широко распространенной мелкой коррупции в некоторых странах в сфере здравоохранения и медицинских услуг . Это делает доступ к ним зависимым от того, кого вы знаете или кому вы можете заплатить, в ущерб всем остальным, у кого нет денег или связей.
В Уганде и Танзании поставщики медицинских услуг считаются одними из наиболее подверженных взяточничеству учреждений в стране. Напротив, здравоохранение и медицинские услуги в Руанде оцениваются как наименее подверженные взяточничеству.
Мы хотели понять поведенческие факторы, такие как роль социальных норм и убеждений, в поощрении мелкой коррупции. Для этого мы исследовали решения тех, кто обращается за медицинской помощью, и поставщиков медицинских услуг, которые разжигают мелкую коррупцию в Танзании, Уганде и Руанде.
Мы сосредоточились на этих трех странах Восточной Африки, которые имеют общую границу к западу от озера Виктория, потому что нам нужна была возможность сравнить отношение и опыт. Все три страны имеют надежное антикоррупционное законодательство и институты, но все они дали разные результаты.
Наше исследование выявило доказательства того, что социальные нормы и общие убеждения подстегивают коррупцию. Например, люди поддаются социальному давлению, чтобы помочь родственникам, поделиться контактами или ответить взаимностью на услуги, полученные в их сетях. Многие также считают, что коррупция — это нормально.
Это было очень заметно в Уганде и Танзании, но в гораздо меньшей степени в Руанде. Это подчеркивает наши выводы о том, почему такое поведение возникает в первую очередь: люди занимаются коррупцией, когда медицинские услуги менее доступны или менее доступны.
В Руанде существуют эффективные государственные социальные программы. Например, Убудехе оказывает адресную поддержку самым бедным и наиболее уязвимым группам населения. Программа снизила зависимость граждан от неформальных социальных сетей, обеспечив доступ к государственным услугам и социальным благам.
Мы надеемся, что наше исследование прольет свет на важность учета поведенческих данных при разработке политики по борьбе с коррупцией, которую традиционные меры практически не учитывают.
Однако, если не будут решены основные проблемы доступности и качества государственных услуг, искоренить неформальные стратегии получения желаемого медицинского обслуживания будет крайне сложно.
Социальные нормы и сети
Исследование проводилось с января 2016 года по август 2017 года в Руанде, Танзании и Уганде.
Для нашего исследования мы провели интервью, обсуждения в фокус-группах и опросы. Нашими целевыми сообществами были поставщики и получатели медицинских услуг. Для тех, кто обращается за лечением, мы ориентировались на женщин детородного возраста, молодых мужчин, пожилых людей и инвалидов.
Данные свидетельствуют о том, что социальные нормы и связи играют роль в разжигании и воспроизведении практики мелкой коррупции. Пользователи государственных медицинских учреждений в Уганде и Танзании часто обращались к своим социальным сетям, семье, друзьям, друзьям друзей при поиске медицинских услуг.
При отсутствии личных связей для установления отношений с поставщиком используются предложения непрошенных взяток и подарков. Ожидается, что наличие «друга-поставщика» поможет облегчить доступ к лечению.
Социальные нормы определяют размер взятки. И в Уганде, и в Танзании для тех, кто был близок, например, для членов семьи, это было бы небольшим подарком или взяткой. Но для более социально отдаленных, таких как друзья друзей, их попросили платить больше.
Давление со стороны родственников
Исследование также показало, как коррупция поддерживается родственниками, работающими в сфере здравоохранения. Обязанность помогать и обеспечивать своих родственников была существенной, несомненной предпосылкой общественной жизни в трех странах.
Районный чиновник сектора здравоохранения в Танзании объяснил, что:
Не то чтобы у нас было много денег, чтобы помочь пяти или шести родственникам, но… все, что у тебя есть, ты делишь с другими.
Необходимость помогать семье и делиться с ней приводит к практике фаворитизма, как объяснил поставщик медицинских услуг в Кампале, Уганда, который заметил это,
Ваш родственник должен иметь приоритет, если нет чрезвычайной ситуации.
Моя мать, отец, сын или дочь на первом месте.
В некоторых случаях давление со стороны семьи вынуждало государственных служащих злоупотреблять своим положением и совершать незаконные действия, такие как растрата государственных средств или нецелевое использование государственных ресурсов. Например, обсуждения в фокус-группах в Танзании показали, что нецелевое использование государственных ресурсов было мотивировано необходимостью внести свой вклад в выполнение семейных обязанностей, таких как оплата обучения детей в школе, расходы на свадьбы и похороны.
Другим важным фактором коррупции в Танзании и Уганде была вера в то, что коррупция является обычным явлением, ее ожидают и принимают. Этот стереотип используется для оправдания коррумпированного поведения врачей, медсестер и фармацевтов.
Rwanda case
Наше исследование в Руанде показывает, что доступ к медицинским услугам через сеть намного меньше и ограничен теми, кто очень близок к медицинскому персоналу.
В основном это связано с тем, что вам не нужны особые связи или деньги, чтобы иметь доступ к качественным медицинским услугам. Индекс взяточничества в Восточной Африке иллюстрирует этот момент: наименьшая вероятность запроса или предложения взятки была зарегистрирована в медицинских службах Руанды.
Наше исследование предполагает, что это связано с тем, что это менее приемлемо в обществе. И отчасти этому способствует то, что власти публично осуждают тех, кто уличен в коррупции, не позволяя ей стать нормой.
Традиционные меры
Традиционные меры и подходы по борьбе с коррупцией часто направлены на ужесточение наказаний и тем самым усиление сдерживания. Некоторые сосредотачиваются на более совершенных законах, правилах и кампаниях по обучению и повышению осведомленности о негативных последствиях коррупции. Но они не обязательно эффективны для решения основных проблем.
Интеграция поведенческих данных в программы по борьбе с коррупцией может предоставить дополнительные возможности для укрепления этих усилий.