Статья 382 Трудового кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2023 год
Новая редакция Ст. 382 ТК РФ
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Комментарий к Статье 382 ТК РФ
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту. Поэтому Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам. Тот, кто считает, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает наиболее приемлемый для него способ разрешения возникшего индивидуального трудового спора. Он может либо сначала обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. А может, минуя комиссию, обратиться сразу непосредственно в суд.
Пленум Верховного Суда в своем Постановлении от 17 марта 2004 года N 2 четко разграничил подведомственность и подсудность дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений. Поскольку мировые судьи выступают в качестве суда первой инстанции, то им подсудны любые дела, вытекающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной. Мировые судьи также рассматривают дела, связанные с отказом в приеме на работу, и дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку в указанном случае трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются.
Районным судам подсудны дела о восстановлении граждан на работе (независимо от основания прекращения трудового договора включая и расторжение трудового договора с работником в связи с неудовлетворительным результатом испытания). Дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения.
Дела о признании забастовки незаконной подсудны исключительно верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов.
Соответственно, вышеуказанным адресатам работники или их представительные органы и должны направлять заявления о защите своих нарушенных трудовых прав и интересов.
Другой комментарий к Ст. 382 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Еще в 1992 г. была изменена структура органов, рассматривающих индивидуальные споры, — из их числа были исключены профсоюзные комитеты. В целом это было логичное решение, так как исходя из своих уставных задач, профсоюз не может быть объективным участником процесса рассмотрения спора, а профсоюзный комитет — органом, принимающим обязательные решения по трудовым спорам. В итоге структура органов, рассматривающих трудовые споры, оказалась двухзвенной.
Это не исключает широкого использования профсоюзами своих прав по реализации уставных обязанностей. Речь идет об изменении форм и способов привлечения работниками своих представительных органов при разрешении трудовых споров. Существенное значение имеет работа представительных органов на стадии предупреждения споров и ситуаций, их создающих, при разработке и принятии локальных нормативных актов.
2. В настоящее время в деятельности судов по рассмотрению трудовых споров появляются новые аспекты. Это связано с тем, что Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание института мировых судей (ст. 28 Закона).
Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» предусматривает, что мировой судья рассматривает в первой инстанции в том числе и дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе (подп. 7 п. 1 ст. 3 Закона).
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России. Они осуществляют правосудие именем Российской Федерации.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Дела, входящие в компетенцию мирового судьи, рассматриваются им непосредственно и единолично.
3. Законодательство предусматривает в определенных случаях специальный порядок досудебного рассмотрения отдельных категорий трудовых конфликтов в рамках реализации такой государственной функции, как надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о его охране. К числу такого рода государственных органов относится федеральная инспекция труда. Органы федеральной инспекции труда, в частности, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст. 356 ТК РФ). В то же время они в соответствии с комментируемой статьей не являются органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области
Прокурор разъясняет
- 4 мая 2021, 18:21
Разрешение индивидуального трудового спора
Текст
Поделиться
Статьей 381 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) закрепляется понятие индивидуального трудового спора, под которым понимается неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда)
На основании ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Первоначальным «звеном» защиты нарушенных трудовых прав работника является комиссия по трудовым спорам, которая создается непосредственно внутри организации, в которой осуществляет трудовую деятельность работник. Состав такой комиссии состоит из равного количества представителей работодателя и работников. Согласно ст. 386 ТК РФ срок для обращения в комиссию по трудовым спорам составляет три месяца с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом в случае пропуска по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам вправе восстановить пропущенный срок.
Следующим «звеном» защиты нарушенных трудовых прав работника является судебная защита, посредством обращения в суд. При этом, работником имеет право сразу обратиться в суд за защитой своих нарушенных трудовых прав, минуя комиссию по трудовым спорам. Также, согласно ст. 391 ТК РФ, непосредственно в судах общей юрисдикции рассматриваются индивидуальные споры по заявлению работника: о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника, о компенсации морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями (бездействием) работодателя.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При этом Федеральным законом Российской Федерации от 05. 04.2021 N 272-ФЗ внесены изменения в статью 392 ТК РФ в части сроков обращения в суд при наличии спора о компенсации морального вреда, вследствие нарушения трудовых прав работника. Так, согласно внесенным изменениям при наличии спора о компенсации морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения его трудовых прав, требование о такой компенсации может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично. В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Отдельно стоит отметить, что в соответствии со ст. 391 ТК РФ в случае если при разрешении индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам вынесено решение, противоречащее трудовому законодательству, с соответствующим исковым заявлением о признании решения комиссии по трудовым спорам вправе обратиться органы прокуратуры.
Разъяснение подготовлено прокуратурой Новоорского района
Разрешение индивидуального трудового спора
Статьей 381 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) закрепляется понятие индивидуального трудового спора, под которым понимается неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда)
На основании ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Первоначальным «звеном» защиты нарушенных трудовых прав работника является комиссия по трудовым спорам, которая создается непосредственно внутри организации, в которой осуществляет трудовую деятельность работник. Состав такой комиссии состоит из равного количества представителей работодателя и работников. Согласно ст. 386 ТК РФ срок для обращения в комиссию по трудовым спорам составляет три месяца с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом в случае пропуска по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам вправе восстановить пропущенный срок.
Следующим «звеном» защиты нарушенных трудовых прав работника является судебная защита, посредством обращения в суд. При этом, работником имеет право сразу обратиться в суд за защитой своих нарушенных трудовых прав, минуя комиссию по трудовым спорам. Также, согласно ст. 391 ТК РФ, непосредственно в судах общей юрисдикции рассматриваются индивидуальные споры по заявлению работника: о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника, о компенсации морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями (бездействием) работодателя.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При этом Федеральным законом Российской Федерации от 05. 04.2021 N 272-ФЗ внесены изменения в статью 392 ТК РФ в части сроков обращения в суд при наличии спора о компенсации морального вреда, вследствие нарушения трудовых прав работника. Так, согласно внесенным изменениям при наличии спора о компенсации морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения его трудовых прав, требование о такой компенсации может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично. В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Отдельно стоит отметить, что в соответствии со ст. 391 ТК РФ в случае если при разрешении индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам вынесено решение, противоречащее трудовому законодательству, с соответствующим исковым заявлением о признании решения комиссии по трудовым спорам вправе обратиться органы прокуратуры.
Разъяснение подготовлено прокуратурой Новоорского района
Особенности правового регулирования труда и положения иностранной рабочей силы в Российской Федерации
Пробелы в российском законодательстве Выпуск №4 — 2022
Буянова Анастасия Васильевна
Подробнее об авторах
Буянова Анастасия Викторовна.
канд. науч. кандидат юридических наук, доцент кафедры психологии и развития человеческого капитала
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Москва, Российская Федерация
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь
Abstract:
Статья посвящена освещению особенностей правового регулирования труда иностранной рабочей силы в России. В статье анализируется действующее российское законодательство о порядке привлечения и использования труда иностранцев, в том числе новейшее, а также вопросы квотирования рабочих мест. Раскрыты права и обязанности иностранных работников, гарантии их труда, а также ответственность. Особое внимание уделено анализу понятий «трудящийся-мигрант», «рабочий-мигрант», «иностранный работник». Автор формулирует вывод о необходимости унификации данных понятий, встречающихся в международных документах. В заключении автор обосновывает предложение о включении в Трудовой кодекс Российской Федерации новой главы, регламентирующей порядок привлечения и использования отдельных категорий иностранных работников (в том числе научно-педагогических работников).
Образец цитирования:
Буянова А.В., (2022), ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА И ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОТНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Пробелы в российском законодательстве, 4 => 293-300.
Референс-лист:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12.1993 с изменениями, утвержденными в ходе всероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс»
Федеральный закон «О Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2022 г. N 115-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ // АТП «КонсультантПлюс»
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в редакции от 25 февраля 2022 г. ) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 марта 2022 г.) // КонсультантПлюс СПС
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) // СПС «КонсультантПлюс»
Рекомендация № 86 Международной организации труда» О трудящихся-мигрантах (пересмотрено в 1949)» (вместе с «Типовым соглашением о временной и постоянной миграции трудящихся, включая миграцию беженцев и перемещенных лиц») (принято в Женеве 01.07.1949 г. на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ) // СПС» КонсультантПлюс»
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г. ) // СПС «КонсультантПлюс»
Конвенция N 143 Международная организация труда «О злоупотреблениях в сфере миграции и об обеспечении равных возможностей и обращения с трудящимися-мигрантами» (заключено в Женеве 24.06.19 г.75) // АТП «КонсультантПлюс»
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2021 N 1706 «Об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников, привлекаемых субъектами хозяйствования, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности на территории Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 564н (ред. от 19 октября 2011 г.) «Об установлении случаев трудовой деятельности иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие (проживающие) в Российской Федерации, за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 18283) // КонсультантПлюс СПС
О временных мерах по регулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 // СПС «Консультант Плюс»
О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по регулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства» лиц в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [Электронный правовой ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. № 580 // СПС «КонсультантПлюс»
Андрианова М. А. Соотношение взаимодействия международного частного и трудового права России в регулировании трудовых отношений с участием иностранцев // Государство и право. 2002. №9.
Международное частное право: Сб. Филимонова М. В. М.: Проспект, 2006. С. 19.5.
Базалей А. А., Кудрявцева Л. В. К вопросу о коллизиях в правовом регулировании труда иностранных работников в Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: материалы IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 22.
Колдина Ю.В. Р. Особенности прекращения трудовых отношений с иностранными гражданами [Текст] / Ю.В. Колдина Р., Королева Е. В. // Вопросы российской юстиции. — 2020. — № 5. — С. 382-399.
Колдина Ю.В. Р. Миграционная политика и гражданский статус иностранных граждан [Текст] / Ю. Колдина Р. // Государство, общество и церковь: миграция и межкоммуникационное разнообразие. — 2018. — 9 с.0-94.
Низамова Е. А. О понятии иностранного работника в Российской Федерации // Право в современном мире. 2017. № 3. С. 38-47.
Худякова С. С. «Трудовой мигрант», «Трудовой мигрант», «Иностранный рабочий»: подходы к определению понятий в международном и российском праве // Седьмой Пермский съезд ученых-правоведов. 2016. С. 407-412.
Ключевые слова:
мигранты, иностранная рабочая сила, рынок труда, статус иностранной рабочей силы, труд иностранцев.
2. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО (ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО) Страницы: 31-37 Выпуск №20591
Правовое регулирование занятости в Германии и Австрии в условиях пандемии
Буянова Анастасия Васильевна
трудоустройство безработица пандемия социальное законодательство социальная поддержка
Показать больше
Проблемы мировой политики и международных отношений в истории общественно-политического контекста Страницы: 38-46 DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-1-38-46 Выпуск №18317
Феминизм в Европе: перед лицом нового вызовы
Потапова Дарья Дмитриевна
Шпагин Сергей Александрович
феминизм марксизм дискриминация гендерное насилие Ислам
Подробнее
2. НАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 08.00.05 Страниц: 37-45 Выпуск №16787
Разработка подходов к трудовой реабилитации инвалидов: опыт СССР и РФ
Фадин Никита И.
инвалидность населения медицинская реабилитация трудовая реабилитация социально-трудовая реабилитация инвалидов сотрудники с инвалидностью
Подробнее
3. Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития Страницы: 27-30 Выпуск №10553
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ В ЕВРОПЕ КАК ПРИМЕР КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Фролов Игорь Дмитриевич
EU Россия терроризм мигранты службы безопасности
Показать больше
5. 1.2. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО (ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО) Страницы: 88-91 Выпуск №20773
Правовые способы преодоления санкционного давления на трудовую миграцию в Российской Федерации
Абдуллаев Эльшан Эльшад оглы
Санкции миграция миграционные процессы трудовая миграция рынок труда
Подробнее
6. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕНИЯ 12.00.01 Страниц: 115-120 Выпуск №19821
Современная миграционная политика Российской Федерации
Бураева Людмила Анатольевна
Кодзокова Ляца Арсеньевна
миграционная политика современная сцена Российская Федерация миграционные процессы миграционный учет
Показать больше
5. 1.2. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО (ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО) Страницы: 173-178 Выпуск №21250
Рынок труда, рынок труда, рынок профессий, рынок занятости – соотношение понятий и их правовое значение
Буянова Анастасия Васильевна
труд рынок труда рынок профессий работа безработица
Подробнее
7. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 118-120 Выпуск №12615
МИГРАНТЫ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Первозванский Валерий Б.
Строгович Юрий Н.
мигранты ВИЧ-инфекция пенитенциарная система стратегия национальная безопасность
Подробнее
10. ГРАЖДАНСКОЕ, ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО Страницы: 131-136 Выпуск №9731
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ: ЗА И ПРОТИВ
Сергеева Полина О.3. Анастасия Васильевна
пенсионная система страховая пенсия пенсионная реформа пенсионный возраст работодатели
Подробнее
2. НАУЧНАЯ ШКОЛА ДОКТОРА НАУК, ПРОФЕССОРА ШАГАПСОЕВА З.Л. Страницы: 162-164 Выпуск №7907
КОНЦЕПЦИЯ СОСТОЯНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ДО 2025 ГОДА: ПЕРВЫЕ ИТОГИ И ПУТЬ РЕАЛИЗАЦИИ
Гутиева Ирина Генриховна
миграционная политика мигранты безопасность добровольное переселение соотечественников преступление
Показать больше
Облегчение и упрощение процедуры трудоустройства граждан Украины румынскими работодателями
Облегчение и упрощение процедуры трудоустройства граждан украинской национальности румынскими работодателями
I. Контекст
Военное вторжение в Украина Российской Федерацией и массовый приток перемещенных лиц также повлияли на правовые положения в Румынии. Это еще раз подчеркивает тот факт, что существует прочная взаимозависимая связь между законом и обществом.
В данной статье речь пойдет о законодательных изменениях в сфере трудового права, обусловленных современной геополитической ситуацией – поправках, которые могут заинтересовать работодателей, желающих принять на работу граждан украинской национальности.
Изменения, которые мы представим далее, имели следствием упрощение порядка приема на работу граждан украинской национальности путем отказа от обязанности получать определенные уведомления или визы (необходимые для других иностранных граждан).
II. Новые поправки в области трудового права
2.1 Европейская рамка
Совет Европейского Союза принял I о выполнении Решения (ЕС) 2022/382 от 4 марта 2022 года, устанавливающего наличие массового притока перемещенных лиц из Украины
по смыслу статьи 5 Директивы 2001/55/ЕС и с введением временной защиты. Постановление свидетельствует о том, что 24 февраля 2022 года российские вооруженные силы начали вторжение в Украину с нескольких территорий (Российская Федерация, Беларусь и неподконтрольные правительству территории Украины). Таким образом, к 1 марта 2022 г. более 650 000 перемещенных лиц из Украины прибыли в Европейский Союз через Польшу, Словакию, Венгрию и Румынию[1].
Статья 12 Директивы 2001/55/ЕС[2] о минимальных стандартах предоставления временной защиты в случае массового притока перемещенных лиц и мерах по обеспечению баланса между усилиями государств-членов по приему этих лиц и ликвидации последствий такое получение устанавливает определенные правила временной охраны.
Таким образом, государства-члены разрешают этим лицам в течение периода, не превышающего срока действия временной защиты, заниматься оплачиваемой или независимой деятельностью в соответствии с правилами, применимыми к выбранной профессии, а также участвовать в деятельности такие как образовательные мероприятия для взрослых, курсы профессионального обучения и практическое обучение на рабочем месте.
Бенефициарами этих положений являются граждане Украины, проживающие в Украине, которые были перемещены 24 февраля 2022 года или позже. нет. 20/2022 , которым внесены законодательные изменения в трудоустройство граждан Украины.
а) Общеправовой режим
В соответствии со статьей 36 Трудового кодекса иностранные граждане и лица без гражданства могут быть приняты на работу по индивидуальному трудовому договору на основании разрешение на работу или вид на жительство. Кроме того, в соответствии со статьей 40 пункт 2 Постановления правительства №. 25/2014 термины «разрешение на работу» или «вид на жительство» означают уведомление о приеме на работу или уведомление об увольнении.
Кроме того, Постановление правительства №. 25/2014 устанавливает общие и особые условия для трудоустройства на территории Румынии иностранных граждан , которые не освобождаются от получения уведомления о приеме на работу. Таким образом, это уведомление необходимо для постоянных работников, стажеров, сезонных работников, трансграничных работников и высококвалифицированных рабочих. Помимо уведомления о приеме на работу, Постановление правительства о чрезвычайном положении №. 194/2002 режима иностранцев в Румынии требует получения долгосрочной рабочей визы.[3]
b) Особый режим, принятый Постановлением правительства о чрезвычайном положении №. 20/2022
В отступление от режима общего права, представленного ранее, граждане Украины, законно въехавшие на территорию Румынии и не запрашивающие форму защиты, могут быть приняты на работу без уведомления о приеме на работу, предусмотренного Постановлением Правительства № . 25/2014 о трудоустройстве и командировании иностранцев на территории Румынии.
В то же время гражданам Украины продлевается право на проживание для работы в соответствии с Чрезвычайным Постановлением Правительства №. 194/2002 о режиме иностранцев в Румынии, без обязательства получения долгосрочной рабочей визы.
Трудоустройство граждан Украины, не имеющих документов, подтверждающих профессиональную квалификацию или опыт работы в деятельности, необходимой для трудоустройства, может осуществляться сроком на 12 месяцев, с возможностью продления сроком на 6 месяцев, за максимум один год, на основании заявления под свою ответственность о том, что они соответствуют условиям профессиональной квалификации и опыта работы, необходимым для работы, которую они должны нанять, и не имеют судимостей, которые несовместимы с деятельностью, которую они осуществляют или будут осуществлять. на территории Румынии. Этот порядок трудоустройства утвержден приказом министра труда и социальной солидарности №. № 301 от 9 марта 2022 года, опубликованный в «Официальном вестнике» №. 240 от 10 марта 2022 г.
Прием на работу граждан Украины осуществляется с соблюдением положений статьи 29 и статьи 31 Трудового кодекса относительно предварительной проверки профессиональных навыков лица, поступающего на работу, соответственно установление испытательного срока для проверки квалификации, при заключении трудового договора.
Важным положением является то, что регулируется пунктом 6 статьи 6 Постановления правительства о чрезвычайном положении №. 20/2022, где исключение установлено на возможность приема на работу граждан Украины, не имеющих документов, подтверждающих профессиональную квалификацию или опыт работы, необходимых для трудоустройства. Таким образом, установлено, что в случае граждан Украины, которые хотят осуществлять практику в Румынии самостоятельно или в качестве наемного работника, профессии врача, стоматолога, фармацевта, фельдшера, акушерки, ветеринара, архитектора недостаточно самостоятельны. декларация.
Граждане Украины, законно въехавшие в Румынию и не запрашивающие форму защиты в соответствии с Законом №. 122/2006 о предоставлении убежища в Румынии, иметь доступ к системе страхования по безработице, мерам по предотвращению безработицы и мерам по стимулированию занятости, предоставляемым после регистрации в окружных агентствах по трудоустройству, соответственно муниципалитету Бухареста, на тех же условиях, установленных для румынских граждан Законом №. 76/2002.
III. Выводы
Законодательные поправки были необходимы для определения решения, которое могло бы обеспечить более быстрый доступ граждан Украины из зоны вооруженного конфликта в Украине на рынок труда Румынии.
Эти поправки были введены ввиду их необходимости обеспечить источник трудового дохода и представляют собой сокращение государственного бюджета. Если бы у граждан Украины не было собственных источников доходов, расходы на их содержание покрывались бы за счет государственного бюджета.