Статья 279 тк рф: ТК РФ Статья 279. Гарантии руководителю организации в случае прекращения трудового договора \ КонсультантПлюс

Ст. 279 ТК РФ. Гарантии руководителю организации в случае прекращения трудового договора

В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

См. все связанные документы >>>

< Статья 278. Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации

Статья 280. Досрочное расторжение трудового договора по инициативе руководителя организации >

1. В соответствии со ст. 278 ТК (см. коммент. к ней) работодатель вправе принять решение о досрочном прекращении трудового договора с руководителем организации при отсутствии виновных действий со стороны такого руководителя, выплатив ему справедливую компенсацию.

Конституционный Суд РФ в п. 4.2 Постановления от 15.03.2005 N 3-П указал: «Предоставление собственнику права принять решение о досрочном расторжении трудового договора с руководителем организации — в силу статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации — предполагает, в свою очередь, предоставление последнему адекватных правовых гарантий защиты от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы, от возможного произвола и дискриминации.

К числу таких гарантий относится предусмотренная статьей 279 Трудового кодекса Российской Федерации выплата компенсации за досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации в размере, определяемом трудовым договором. По смыслу положений данной статьи во взаимосвязи с положениями статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации выплата компенсации — необходимое условие досрочного расторжения трудового договора с руководителем организации в указанном случае».

2. Комментируемая статья установила, что стороны могут прийти к соглашению о конкретном размере компенсации. Однако во всех случаях она не может быть ниже трехкратного среднего месячного заработка работника.

Размер указанной компенсации может определяться с учетом времени, остающегося до истечения срока действия трудового договора, тех сумм (оплаты труда), которые увольняемый мог бы получить, продолжая работать в должности руководителя организации, дополнительных расходов, которые он, возможно, вынужден будет понести в результате досрочного прекращения договора, и т.п.

«Отсутствие в трудовом договоре условия о выплате компенсации и о ее размере, в частности по той причине, что договор заключался до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, а необходимые изменения в него не были внесены, не освобождает собственника от обязанности выплатить компенсацию (в силу части второй статьи 424 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей правила применения норм данного Кодекса к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут в соответствии с пунктом 2 статьи 278 и в том случае, если он был заключен до 1 февраля 2002 года).

Однако вопрос о размере компенсации, как следует из статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации, решается по соглашению сторон, а не собственником в одностороннем порядке, и значит, суммы, подлежащие выплате, должны определяться по договоренности между руководителем организации и собственником, а в случае возникновения спора — по решению суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, цели и предназначения данной выплаты. Соблюдение требования о выплате руководителю организации справедливой компенсации при увольнении на основании пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации должно обеспечиваться независимо от того, была ли трудовым договором, заключенным до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрена компенсация в связи с увольнением по другим основаниям» (п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П).

Невыплата такой компенсации, если руководитель не совершал никаких виновных действий, дающих основание для его увольнения, может быть расценена как нарушение порядка увольнения, а следовательно, руководитель организации должен быть восстановлен на работе.

3. Когда руководителя организации увольняют в связи с виновным неисполнением им своих обязанностей, работодатель обязан указать конкретную причину увольнения:

— однократное грубое нарушение трудовых обязанностей;

— принятие руководителем необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества;

— неправомерное использование имущества или иной ущерб имуществу организации;

— одно из оснований, предусмотренных трудовым договором, заключенным с руководителем.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для правильного рассмотрения требования руководителя о восстановлении на работе и подлежащими доказыванию ответчиком, являются соблюдение процедуры увольнения, гарантий, предоставленных ТК руководителю организации в случае расторжения с ним договора по этому основанию, а также причины, послужившие основанием для досрочного прекращения трудового договора с руководителем.

Если руководитель организации был уволен без выплаты компенсации, то ответчик обязан также представить доказательства, подтверждающие, что досрочное расторжение трудового договора было вызвано виновными действиями (бездействием) руководителя, т.

к. именно в этом случае комментируемая статья дает возможность увольнения без выплаты соответствующей компенсации.

Итак, если увольнение произведено с выплатой компенсации, суд не должен рассматривать причины, приведшие к принятию работодателем такого решения. Если же компенсация не выплачена, необходимо доказать, что трудовой договор прекращен в связи с виновными действиями руководителя.

4. В последнее время проблема компенсационных выплат руководителю организации за досрочное прекращение полномочий является одной из наиболее болезненных тем, обсуждаемых представителями корпоративного и трудового права. Речь идет о так называемых золотых парашютах.

Компенсационный парашют (severance parachutes) — это условие, включаемое в заключенный с работником корпорации контракт и гарантирующее ему выплату значительной денежной суммы в случае его досрочного увольнения из компании из-за смены собственника, т.е. при изменении контроля. На практике наибольшее распространение получили «золотые парашюты» (golden parachutes) — компенсационные парашюты, заключаемые с топ-менеджерами корпорации (см.

об этом подробнее: Макарова О.А. «Золотые парашюты»: способ защиты при враждебном поглощении или угроза для компании? // СПС «КонсультантПлюс»).

Широкое распространение «золотые парашюты» получили уже после принятия ТК, который впервые предусмотрел возможность прекратить трудовой договор с работником по решению собственника, без объяснения причин (п. 2 ст. 278 ТК).

Поэтому если собственник принимает решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа, то одновременно с этим решением следует принять и решение о прекращении трудового договора. С позиции трудового законодательства принятие уполномоченным органом юридического лица решения о досрочном прекращении трудового договора, по существу, является увольнением по инициативе работодателя, а значит, без надлежащей компенсации произведено быть не может.

Минимальный размер такой компенсации установлен ст. 279 ТК, в соответствии с положениями которой в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Максимальным размером указанная компенсация также не ограничена. Поскольку на практике размеры таких компенсаций довольно значительны и их выплата является зачастую весьма затруднительной, в науке и правоприменительной практике возник вопрос о правовой природе такой выплаты и признании условия о ней в трудовом договоре сделкой с заинтересованностью и крупной сделкой (см. подборку мнений юристов о «золотых парашютах» (Трудовое право. 2011. N 12. С. 25 — 100)).

Основные аргументы «за» и «против» подобных решений можно найти в судебной практике. Как правило, если дело рассматривается судом общей юрисдикции, то спор рассматривается на основании применения норм трудового законодательства. Разрешая подобные дела, суды исходят из того, что невозможно оспорить трудовой договор по основаниям, установленным для признания недействительными гражданско-правовых сделок (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 20. 10.2010 N 13892, Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 23.04.2010 N 5-В09-158 и др.). Кроме того, отмечается, что в трудовом законодательстве нет положений, касающихся недействительности трудового договора. Механизмы, заложенные в трудовом законодательстве, позволяют не применять условия договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с нормами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 8 ТК).

Напротив, в арбитражных судах практически повсеместно сложилась достаточно устойчивая практика, в соответствии с которой условие трудового договора в части увеличения вознаграждения директора общества является сделкой, на которую распространяются положения законодательства, регламентирующие порядок совершения обществом сделок с заинтересованностью. А если размер компенсации, которая должна быть выплачена руководителю, значительно превышает размер, определенный ст. 279, то такая сделка может быть признана еще и крупной, что также требует ее одобрения соответствующими органами (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17. 04.2008 по делу N А11-2685/2007-К1-10/129, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.04.2008 по делу N А11-2686(3283)/2007-К1-10/130, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2011 по делу N А56-49361/2010, Определение ВАС РФ от 01.06.2009 N ВАС-6329/09 по делу N А43-9314/2008-17-340 и Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 17255/09 по делу N А73-8147/2009).

Суды исходят из того, что трудовой договор с руководителем общества является сделкой, эта сделка признается сделкой с заинтересованностью, соответственно, на такие условия трудовых договоров надо распространять положения законодательства, регламентирующие порядок совершения сделок с заинтересованностью.

Указанная позиция арбитражных судов вызывает сомнения. Прежде всего отношения между руководителем и обществом являются трудовыми, а трудовой договор никак не может быть признан сделкой с заинтересованностью.

5. Виновное неисполнение руководителем возложенных на него трудовых обязанностей является дисциплинарным проступком, следовательно, увольнение должно производиться по правилам, предусмотренным ст. 193 ТК.

Это означает, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание:

— применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников;

— не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Статья 279 Трудового кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2022 год

Новая редакция Ст. 279 ТК РФ

В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 279 ТК РФ

Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут как за виновные действия, так и при отсутствии таковых. Во втором случае руководителю должна быть выплачена денежная компенсация. Ее размер оговаривается сторонами при заключении трудового договора.

Выплата компенсации представляет собой гарантию, предоставляемую ТК, при увольнении руководителя в соответствии с пунктом 2 статьи 278 ТК. В случае если при расторжении трудового договора компенсация должна была быть выплачена, но этого сделано не было, то при рассмотрении дела в суде ответчик должен представить доказательства, подтверждающие, что досрочное расторжение трудового договора было вызвано виновными действиями. Таким образом, выплата компенсации является необходимым условием при прекращении трудового договора с руководителем в соответствии с пунктом 2 статьи 278 ТК, при увольнении руководителя без ссылки на какие-либо его виновные действия.

Как указывалось выше, размер компенсации при увольнении руководителя определяется в трудовом договоре. При отсутствии такого условия в трудовом договоре, стороны могут договориться о размере компенсации при прекращении трудового договора, либо в ходе рассмотрения трудового спора в суде. По пункту 2 статьи 278 ТК, недостижение согласия исключает возможность прекращения трудового договора с руководителем.

В отдельных случаях размер компенсации при увольнении определяется законом.

Так, статья 181 ТК предусматривает при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника выплату работнику компенсации в размере не ниже трех средних месячных заработков. Кроме того, существует обязанность включения в трудовой договор с руководителем государственного предприятия условия о размере компенсации, выплачиваемой при досрочном расторжении трудового договора по инициативе Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти, на основании пункта 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200. Аналогичное условие для включения в трудовой договор предусматривается и распоряжением Мингосимущества России от 16 февраля 2000 г. N 189-р «Об утверждении Примерного контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия».

Для предотвращения трудовых споров и усиления социальной защищенности руководителей организаций разумно во всех случаях в трудовой договор включать условие о выплате компенсаций при его досрочном расторжении по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Другой комментарий к Ст. 279 Трудового кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья развивает положения п. 2 ст. 278 ТК РФ (см. комментарий). Исходя из формулировки статьи, следует, что трудовой договор с руководителем организации может быть прекращен как за виновные действия, так и при отсутствии таковых. В последнем случае руководителю должна быть выплачена денежная компенсация. Ее размер устанавливается сторонами трудового договора. Если стороны не сформулировали условия о компенсационных выплатах, то они выплачиваются в размере не ниже трехкратного месячного заработка. Это правило не единственное, устанавливающее обязанность работодателя выплачивать увольняемому руководителю денежную компенсацию. Так, ст. 181 ТК РФ (см. комментарий к ней) предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру выплачивается компенсация в размере не ниже трех средних месячных заработков. Кроме того, следует отметить, что обязанность включать в трудовой договор с руководителем государственного предприятия условие о размере компенсации, выплачиваемой при досрочном расторжении трудового договора по инициативе Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти, предусматривается положениями п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 (с изм. на 5 октября 2002 г.).

Случаи, когда генеральный директор может быть уволен и как это сделать — Публикация

Все трудовые отношения между компанией и ее работниками, в том числе с генеральным директором, регулируются Трудовым кодексом. Ольга Абашникова, эксперт-методист по аутсорсингу БДО Юникон, объясняет, когда владелец компании может расстаться с генеральным директором.

ВАРИАНТ 1: ДРУЖНО

Если директор и работодатель решат расстаться полюбовно, достаточно подписать соглашение о расторжении трудового договора. Есть ряд существенных преимуществ.

Процедура добровольного увольнения намного проще для работодателя, например, ему не нужно выплачивать работнику компенсацию.

Работник и работодатель не должны уведомлять друг друга о своих намерениях.

Дата расторжения контракта согласовывается обеими сторонами: генеральный директор не обязан работать месяц, как это было бы в случае добровольной отставки.

Если у него нет претензий, генеральному директору выгодно покинуть компанию таким образом, если он допустил нарушения и не заинтересован в обострении конфликта. Наоборот, если генеральный директор не намерен покидать компанию, работодателю следует перестраховаться и рассмотреть другие варианты расставания с ним.

ВАРИАНТ 2: УДАЛЕНИЕ ПО ОБЩИМ ПРИЧИНАМ

Самая «популярная» статья ТК РФ для увольнения генерального директора — статья 278 (Дополнительные основания расторжения трудового договора с руководителем организации). Второй пункт статьи предусматривает увольнение с работы без объяснения причин. Однако такой путь подходит для компании только в том случае, если она готова выплатить бывшему генеральному директору компенсацию в размере трех среднемесячных заработных плат (согласно ст. 279 ст.Трудового кодекса Российской Федерации).

Но лучше указать причину увольнения: ведь суд может встать на сторону работника и расценить решение как злоупотребление правами юридического лица. Какие основания для увольнения генерального директора предусмотрены ТК РФ?

Ликвидация компании. При ликвидации юридического лица трудовые отношения прекращаются со всеми работниками, в том числе с генеральным директором.

Неисполнение обязанностей. Руководитель компании может быть уволен, если он грубо нарушил свои обязанности (даже разово), например:

На подобные происшествия необходимо оперативно реагировать: состояние наркотического или алкогольного опьянения должно быть зафиксировано в соответствующем протоколе и медицинском заключении, факт кражи должен быть доказан путем возбуждения уголовного дела. Решение суда по иску, предъявленному генеральному директору, может быть основанием для его увольнения. Без видимых доказательств суд может не вынести решение в вашу пользу.

В случае невыполнения работником возложенных на него задач в течение испытательного срока работодатель вправе уволить работника в соответствии со статьей 71 ТК РФ. Предприятие должно представить доказательства неудовлетворительного результата работы и указать их в документе, которым уведомляет работника о расторжении трудового договора. Чем качественнее содержание документа, тем выше вероятность того, что сотрудник не попытается оспорить это решение.

Если неэффективность работника проявилась к моменту истечения срока срочного трудового договора, компания может просто не продлевать его.

Упразднение должности. При исключении должности генерального директора из штатного расписания за ненадобностью (при передаче управления компанией в управляющую компанию) работодатель имеет полное право расстаться с работником. Однако компания должна будет выплатить работнику компенсацию в связи с сокращением штата. Генеральный директор должен получать выходное пособие в размере своего среднемесячного заработка. За ним также сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев со дня увольнения (в эту сумму входит выходное пособие — ст. 178 ТК РФ).

Внешние факторы. Бывают случаи, когда генеральный директор больше не может исполнять свои обязанности (например, в связи с административным взысканием или призывом на военную службу). В случае призыва на военную службу работодатель должен будет выплатить генеральному директору свой двухнедельный средний заработок.

ВАРИАНТ 3: ОСОБЫЕ СЛУЧАИ

Помимо распространенных причин расторжения трудового договора, существуют частные случаи, связанные с изменением бизнес-процессов компании.

Смена собственника общества является прямым основанием для увольнения в одностороннем порядке руководителя общества. Но уволить его необходимо в течение трех месяцев с первой даты вступления в должность нового владельца. В противном случае следует найти другую причину расторжения трудового договора.

Если деятельность генерального директора наносит ущерб обществу или причиняет физические неудобства (вред здоровью) его работникам , это также может быть основанием для расставания.

Работодатель может попытаться защитить себя, дополнив типовой трудовой договор условиями, при которых он может его расторгнуть, например:

  • задержки выплаты заработной платы;

  • превышение полномочий;

  • регулярные нарушения трудового законодательства;

  • неэффективное выполнение решений собрания акционеров;

  • отказ действовать в соответствии с ним в полном объеме.

Важно, чтобы эти условия не противоречили положениям ТК РФ и не ущемляли права потенциального работника.

Если руководитель находится в отпуске или временно нетрудоспособен, уволить его по инициативе работодателя нельзя. Осложнения возникнут, если вы решите расторгнуть трудовой договор с беременной главой. Ей полагались бы особые гарантии, установленные ч. 1 ст. 261 ТК РФ: беременная не может быть уволена по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации предприятия.

Источник: РБК Про

Национальный план по противодействию коррупции • Президент России

В Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовые и институциональные основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006–2010 годы и Планах мероприятий по ее проведению, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789.-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.

Несмотря на принимаемые меры, коррупция, как неизбежное следствие избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно препятствует нормальному функционированию всех социальных механизмов, препятствует социальным преобразованиям, а также оздоровлению народного хозяйства, вызывает в российском обществе серьезную озабоченность и недоверие государственным учреждениям, создает негативный образ России на международной арене и справедливо рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В связи с этим разработка мер противодействия коррупции, в первую очередь по устранению ее первопричин, и реализация таких мер в контексте развития страны в целом становится насущной необходимостью.

Раздел I

Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции

1. Подготовка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О противодействии коррупции», которым предусмотрено, в частности:

а) определение «коррупции» — как общественно-правового явления, «коррупционного правонарушения» — как отдельных проявлений коррупции, влекущих за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и «противодействия коррупции» — как согласованных действий федеральных органов органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и граждан по предупреждению коррупции, привлечению к ответственности лиц, совершивших коррупционные преступления, минимизации и (или) ликвидации их последствий ;

б) меры по предупреждению коррупции, к которым относятся:

особые требования к лицам, претендующим на замещение судей, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая также контроль за доходами, активами и обязательствами имущественного характера указанных лиц;

развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;

совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации;

возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности по уведомлению об известных им в связи с исполнением ими служебных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за несоблюдение выполнять эту обязанность;

в) определение ключевых направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, к которым относятся:

совершенствование систем и структур органов государственной власти, оптимизация и конкретизация их полномочий;

разработать систему мероприятий, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и поощрение добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне;

сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, и введение оперативно-розыскной деятельности;

введение антикоррупционных норм, то есть установление для соответствующей сферы социальной работы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и разрешений, направленных на предупреждение коррупции;

обеспечение справедливого и равного доступа к правосудию для всех и повышение своевременности рассмотрения дел в судах;

разработка процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, в том числе между гражданами и органами государственной власти.

2. Подготовка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на:

а) установление административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям а также государственных и муниципальных служащих, совершивших административные коррупционные правонарушения, с применением к ним дисквалификации в качестве административного взыскания; возложение административного расследования дел данной категории на органы прокуратуры Российской Федерации;

б) разъяснение требований к судьям, лицам, ходатайствующим о замещении судей, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам законодательного органа (представителю) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований, члены избирательных комиссий, председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации и должностные лица Центрального банка Российской Федерации;

в) наложение на государственных и муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей;

г) запрет на прием на службу в правоохранительные органы и службу в органах федеральной безопасности граждан, имеющих (имевших) судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено по неправомерным основаниям, либо граждан, уволенных с государственной службы по клеветнические обстоятельства;

д) разработка законодательного механизма предотвращения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;

е) постановка задачей оперативно-розыскной деятельности обнаружение имущества, подлежащего конфискации;

ж) создание возможности осуществления оперативно-розыскных мероприятий по требованию представителя, (руководителя) или должностного лица, обладающего такими полномочиями, для проверки достоверности представленных лиц, стремящихся заменить судей, мировых судей, лиц, заместителей депутатов должностей федеральной государственной службы, государственных служб субъектов Российской Федерации, государственных и муниципальных служащих сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера с соблюдением гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

з) привести наказания за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 23 УК РФ, в соответствие с санкциями за коррупционные преступления, ответственность за которые предусмотрена главой 30 УК РФ Российской Федерации;

и) обеспечивает права граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции.

Раздел II

Меры по совершенствованию государственного управления в целях предотвращения коррупции

1. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на совершенствование государственного управления в социально-экономической сфере и включающих:

а) регулирование использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе в сфере предоставления государственных и муниципальной помощи), передача прав пользования таким имуществом и его отчуждение;

б) создание условий для добросовестной конкуренции на товарных и финансовых рынках, устранение дискриминационных условий доступа к инфраструктурам естественных монополий, повышение степени ответственности за организацию картельных соглашений;

в) совершенствование правил осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и неправомерного преимущества;

г) контроль за выполнением договорных обязательств, прозрачность закупочных процедур, преимущественное использование механизма аукционно-биржевых торгов при отчуждении государственного и муниципального имущества;

д) детализацию механизма контроля за выполнением государственных функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе введение административных регламентов по каждой из этих функций и системы оценки качества и исполнения.

2. Осуществление мероприятий, направленных на улучшение функционирования государственного аппарата и к которым относятся:

а) передача части федеральной власти регионам с введением системы оценки их работы и передача части функции государственных органов негосударственному сектору, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для выполнения ими своих обязанностей;

б) реализация прав граждан на получение достоверной информации, повышение самостоятельности средств массовой информации;

в) создание системы контроля за деятельностью государственных и муниципальных служащих органов гражданского общества;

г) сокращение численности избыточных государственных и муниципальных служащих при привлечении на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и создание адекватного материального стимулирования в зависимости от объема и результатов работ;

д) усиление ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

е) разработка и внедрение стандартов государственных услуг и регламентов выполнения государственных функций, а также оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах;

ж) формирование оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и СМИ с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность должностных лиц.

3. Рассмотрение вопроса о целесообразности создания в составе кадровых служб федеральных органов государственной власти (кроме федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и иные специальные службы) подразделений по предупреждению коррупции и иных правонарушений с наложением следующие функции:

а) обеспечение соблюдения гражданскими должностными лицами общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных должностных лиц»;

б) обеспечение работы комиссий по урегулированию конфликта интересов;

в) принимать меры по предотвращению конфликта интересов, в том числе после увольнения

г) консультировать по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения должностных лиц;

д) обеспечение выполнения должностными лицами обязанностей по сообщению о ставших им известными в связи с исполнением ими служебных обязанностей коррупционных или иных правонарушений, а также проверка достоверности таких сведений и сведений о доходах, имуществе и обязательства материального характера, предъявляемые государственными служащими;

е) проведение расследований проявлений коррупции;

г) сотрудничество с правоохранительными органами.

4. Разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и предотвращения коррупционных рисков в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных образований.

5. На основании изучения существующего механизма учета интересов политических партий, общественных групп, юридических и физических лиц при разработке федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российская Федерация рассматривает вопрос о подготовке нормативных актов, регулирующих лоббирование.

6. Рассмотрение вопроса о целесообразности обязательного страхования рисков социального характера (обязательное медицинское страхование, страхование гражданской ответственности).

7. Повышение качества и своевременности оказания большинства социально значимых услуг, в том числе за счет применения системы «единого окна» и электронного обмена информацией.

8. Решение вопроса о порядке передачи в доверительное управление принадлежащих должностным лицам и приносящих доход ценных бумаг, акций, долей в уставных капиталах организаций.

Раздел III

Мероприятия по повышению профессионального уровня юридических кадров и юридического образования

1. Для повышения профессионального уровня юридических кадров необходимы:

а) повышение качества образовательных программ в области юриспруденции , в том числе повышение практической подготовки студентов;

б) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации преподавателей федеральных государственных высших учебных заведений и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции;

в) воспитание правоохранительными органами уважения к закону;

г) усиление антикоррупционной составляющей в преподавании учебных дисциплин, предполагающих изучение правовых и этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования;

д) усиление государственного контроля за качеством работы учреждений высшего и среднего профессионального образования, проведением подготовки юридических кадров;

е) разработка и внедрение в практику механизма получения государственной аккредитации федеральных государственных высших учебных заведений и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, в государственных образовательных, научных и производственных структурах;

g) законодательная документация правила, в соответствии с которым судья федерального суда, назначенный впервые, обязан пройти профессиональную подготовку.

2. Для повышения качества юридического образования необходимо:

а) поддержка государством широкого участия Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», иных общественных и религиозных объединений в деятельности, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;

б) формирование в обществе и государственном аппарате уважительного и бережного отношения к частной собственности;

в) повышение правовой культуры общества в целом;

г) обеспечение условий для широкого доступа населения к специализированному юридическому телеканалу «Право — ТВ»

Раздел IV

Первоочередные меры по реализации настоящего Национального плана

1. Правительство Российской Федерации и Руководитель Администрации Президента Российской Федерации в пределах своей компетенции:

а) Принять меры:

выполнить в срок государственных служащих с общими принципами служебного поведения, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов поведения государственных служащих»;

для обеспечения эффективного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, создание которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от марта № 3 2007 г. № 269 «О поручениях по соблюдению требований служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и разрешению конфликта интересов»;

б) о принятых мерах и предложениях доложить Совету Президента Российской Федерации о противодействии коррупции до 1 октября 2008 г.

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить разработку и финансирование деятельности:

по созданию и использованию инновационных технологий государственного управления и управления, повышающих объективность и прозрачность управленческих процессов , в частности осуществить переход на электронные торги «он-лайн» с реализацией имущества, подлежащего конфискации, конкурсного производства предприятий в неисполнении обязательств и при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд;

для расширения сети государственных бюро юридической помощи и центров социальной помощи населению, а также обеспечения их методической работы органами юстиции Российской Федерации;

для построения единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей межведомственное электронное взаимодействие органов государственной власти, а также взаимодействие указанных органов с гражданами и организациями при оказании государственных услуг;

9№ 0002 о создании многофункциональных центров по предоставлению гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;

Для размещения на соответствующих сайтах в сети Интернет решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

для увеличения количества и улучшения качества телепередач по юридическому просвещению;

б) до 1 февраля 2009 года внести в установленном порядке предложения по совершенствованию денежного и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

в) на основании обсуждений с представителями различных общественных объединений подготовить и до 1 февраля 2009 года внести в установленном порядке предложения к действию, направленные на:

совершенствование механизма ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции ;увеличить скорость оспаривания сделок, совершенных с нарушением законодательства Российской Федерации;

при усилении общественного контроля за использованием федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

по совершенствованию Высшего и послевузовского профессионального образования в области юриспруденции, уделяя, наряду с реализацией мероприятий, изложенных в разделе III настоящего Национального плана, особое внимание разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, вопрос о целесообразности реализации программ высшего и послевузовского образования в области юриспруденции в непрофильных вузах, оптимизации количества диссертационных советов;

г) подготовить и в течение III квартала 2008 года внести в установленном порядке проект акта Президента Российской Федерации, определяющий в соответствии с пунктом 13 статьи 46 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и статьей 29 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., центральные органы Российской Федерации несут ответственность за реализацию положений антикоррупционных конвенций, касающихся взаимной правовой помощи в дела о коррупции;

д) разработать и в течение I квартала 2009 года внести в установленном порядке предложения по внедрению в практику механизма ротации государственных служащих.

3. Генеральному прокурору Российской Федерации и нижестоящим прокурорам в целях предупреждения коррупции и противодействия ей усилить надзор за правоохранительной деятельностью со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, с возбуждением, расследованием и прекращением рассмотрения уголовных дел о коррупционных преступлениях, а также активизировать работу координационных совещаний, создание и функционирование которых предусмотрено статьей 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

4. Генеральный прокурор Российской Федерации:

а) организует проверки законности использования государственного имущества. Результаты проверок, принятые меры и соответствующие предложения доложить в Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции до 1 марта 2009 года;

б) при представлении в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в Палату Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации ежегодного доклада о состоянии законности и правопорядка законодательства в Российской Федерации и проводимой работе по их укреплению уделяют особое внимание вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

в) раз в полгода информировать Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции о результатах работы органов внутренних дел России, органов ФСБ и иных правоохранительных органов по борьбе с коррупционными правонарушениями;

г) организовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации.

5. Руководителям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции разработать и до 1 октября 2008 года принять планы противодействия коррупции в соответствующих федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации. Федерация.

6. Председателю Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции:

а) до 1 сентября 2008 года совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации представить Председателю Совета Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, предложение провести в течение IV квартала 2008 года заседание указанного Совета, на котором будут рассматриваться вопросы защиты прав физических и юридических лиц, ставших потерпевшими преступлений, а также возмещение юридическим и физическим лицам убытков от неправомерных решений и нарушения разумных сроков рассмотрения дел в судах из специально созданного для этих целей фонда;

б) обеспечить подготовку проектов федеральных законов, указанных в разделе I настоящего Национального плана, и представление их Президенту Российской Федерации до 15 сентября 2008 года;

в) осуществлять контроль за исполнением настоящего Национального плана и представление раз в полгода Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции отчета о ходе его реализации и предложений по совершенствованию деятельности по борьба с коррупцией.

7. Министерству юстиции Российской Федерации в 2009 году:

а) совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработать и внедрить систему мониторинга правоприменения в целях своевременной корректировки законодательства Российской Федерации;

б) организует проведение антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

8. Министерство иностранных дел Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными правоохранительными органами:

а) в течение IV квартала 2008 года внести предложения о целесообразности подписания Конвенции Совета Европы о гражданской ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года на основании анализа соответствия настоящей Конвенции законодательным системы Российской Федерации и оценить возможные последствия его подписания;

б) в рамках Римско-Лионской группы экспертов «Группы восьми» инициировать реализацию практических мер по расширению сотрудничества в сфере противодействия коррупции, в частности по возврату имущества, полученного в результате совершения правонарушений коррупция. Результаты должны быть представлены в IV квартале 2009 г..

9. Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и Начальнику Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации усилить контроль за законностью и законность процессуальных решений, вынесенных по уголовным делам о наложении ареста на имущество, имущественные и неимущественные права, деньги предприятий, так называемом «рейдерстве».

10. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, возникающего в федеральных органах государственной власти, ежегодно до 1 февраля докладывать о предупреждении коррупции и мерах по ее совершенствованию работать в Совете при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Национальному плану противодействия коррупции,

утвержденному Президентом Российской Федерации

 

ПЕРЕЧЕНЬ

приоритетных проектов законодательства Российской Федерации

, подлежащих принятию в связи с Национальным планом противодействия коррупции

1. Внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

2. Проекты федеральных законов, подготовлено:

1) «О противодействии коррупции».

2) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по уточнению статуса судей, членов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, членов избирательных комиссий, председателей Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и работников Центрального банка Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О противодействии коррупции». ‘, в котором предлагается внести следующие изменения в законодательство Российской Федерации ация:

Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026–1 «О полиции»;

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202–1 «Об утверждении Положения о службе в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и текст Присяги офицера внутренних дел Российской Федерации»;

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»;

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

УПК РФ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 14 марта 2002 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *