Статья 208 уголовного кодекса рф: УК РФ Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, а равно участие в вооруженном конфликте или военных действиях в целях, противоречащих интересам Российской Федерации \ КонсультантПлюс

Статья 208 Уголовного кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2023 год

Новая редакция Ст. 208 УК РФ

1. Создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

2. Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Примечание. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Статье 208 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в нарушении государственного контроля за созданием и деятельностью вооруженных групп людей.

2. Объектом преступного посягательства являются отношения по соблюдению порядка образования и функционирования вооруженных формирований на территории России.

3. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1, выражается в создании, руководстве либо финансировании незаконного вооруженного формирования, ч. 2 — в участии в соответствующем формировании.

4. Незаконным вооруженным формированием могут являться объединение, отряд, дружина или иная устойчивая вооруженная группа лиц, в том числе временного назначения, созданная и функционирующая в нарушение федерального законодательства об обороне, воинской обязанности и военной службе.

5. Признак вооруженности формирования предполагает наличие любого вида оружия (см. коммент. к ст. 63), независимо от способа его изготовления и законности его наличия, хотя бы у одного члена данного формирования при осведомленности об этом иных участников формирования. Наличие макетов, изделий хозяйственно-бытового, производственного и иного назначения, конструктивно сходных с оружием, либо оружия, не пригодного к целевому применению, не может рассматриваться в качестве признака вооруженности.

6. Создание (ч. 1) незаконного вооруженного формирования предполагает разработку структуры, системы подчиненности и управления членами соответствующего формирования, порядка его комплектования, материально-технического обеспечения, функциональной направленности, включая выступления против федеральной власти, и методов деятельности, а также наем членов формирования и снабжение их оружием. Создание признается оконченным в момент получения согласия на вхождение в состав членов формирования не менее двух лиц.

7. Руководство (ч. 1) незаконным вооруженным формированием предполагает деятельность по управлению созданным формированием, т.е. выполнению организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций (см. понятие данных функций в коммент. к ст. 201). Руководство признается оконченным в момент принятия лицом хотя бы одного управленческого решения, воспринятого членами формирования в качестве обязательного к исполнению.

8. Финансирование (ч. 1) незаконного вооруженного формирования предполагает предоставление денежных средств на обеспечение его функционирования либо оказание финансовых услуг (расчетно-кассовое обслуживание и т.п.). Финансирование признается оконченным в момент совершения соответствующих действий.

9. Участие (ч. 2) в незаконном вооруженном формировании предполагает выполнение действий, определяемых функциональной направленностью данного формирования. Участие признается оконченным в момент вступления лица в члены формирования в соответствии с установленным (при его создании) порядком для прохождения службы.

10. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого. Мотивы не имеют значения для квалификации (личные, националистические, политические, хулиганские и т. д.). В случае наличия целей насильственного захвата или удержания власти в нарушение Конституции, изменения конституционного строя или нарушения территориальной целостности РФ содеянное следует квалифицировать по совокупности (ст. 208 и ст. 278, 279).

11. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет.

12. Примечание распространяется на ч. 2 коммент. статьи и предусматривает специальный вид освобождения участника незаконного вооруженного формирования от УО при наличии совокупности условий: а) добровольное прекращение участия в незаконном вооруженном формировании; б) сдача оружия; в) отсутствие в действиях лица иного состава преступления.

12.1. Прекращение участия признается добровольным, если решение о нем было принято лицом по собственной воле и усмотрению независимо от мотивов при наличии фактической возможности продолжать несение незаконной военной службы. Добровольность решения отсутствует в случаях его принятия по требованию органов государственной власти, в связи с иными вынуждающими обстоятельствами, а также в случаях, когда функционирование формирования прекращено по решению его руководства. Уведомления правоохранительных органов либо руководства формирования о факте прекращения участия не требуется.

12.2. Сдача оружия предполагает как его фактическое предоставление, так и указание местонахождения оружия правоохранительным органам (см. коммент. к ст. 222).

13. Преступление, предусмотренное ч. 1, относится к категории тяжких, ч. 2 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 208 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. В ч. 1 предусмотрена ответственность за: а) создание вооруженного формирования; б) руководство им; в) его финансирование.

Незаконным будет являться любое вооруженное формирование, образование которого не предусмотрено федеральными законами. Под вооруженным формированием понимаются объединение, отряд, дружина или иная группа, члены которой (все или значительное число) обладают любым видом оружия, не имеющие цели нападения на граждан или организации.

Создание вооруженного формирования означает совершение любых действий, результатом которых стало его образование (например, привлечение участников для совместной деятельности, разработка структуры, распределение обязанностей, вооружение участников и т. п.).

Под руководством вооруженным формированием понимается организационная деятельность лица (группы лиц) по осуществлению управленческих функций (принятие решений, связанных с планированием, обеспечением и организацией его деятельности).

Финансирование вооруженного формирования — предоставление или сбор средств, предоставление финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для материального обеспечения данного формирования.

2. По ч. 2 наступает ответственность за участие в незаконном вооруженном формировании, которое может заключаться в выполнении лицом определенных функций и поручений, участии в вооруженных акциях и т.д.

3. Примечание к статье предусматривает основание освобождения от уголовной ответственности: лицо должно добровольно прекратить участие в незаконном вооруженном формировании, сдать оружие, и в его действиях не должно содержаться иного состава преступления.

Ст. 208 УК РФ с Комментариями 2022-2023 года (действующая редакция с последними изменениями)

1. Создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

2. Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Примечание. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

1. Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, на создание вооруженных формирований.

Это конституционное положение закреплено в п. 9 ст. 1 ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», где сказано: «Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону» .
———————————
СЗ РФ. 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 6.

2. Создание незаконных вооруженных формирований (НВФ) является источником терроризма, может быть использовано в политических, национальных, религиозных, других целях. НВФ представляет собой устойчивое объединение значительного числа лиц, оснащенных оружием, с определенной степенью внутренней организованности, с наличием командования и т. д. НВФ могут создаваться для достижения политических, сепаратистских, религиозных и других различных целей. Опасность НВФ состоит в том, что они могут быть использованы для совершения преступлений любой категории, в том числе и особо тяжких террористического характера. НВФ также могут использоваться и для достижения социально полезных целей, например для охраны жителей населенного пункта, региона, общественного порядка и т.д. Вместе с тем в любом случае создание НВФ, неподконтрольного федеральной государственной власти и не основанного на соответствующем федеральном законе, является основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

3. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в создании вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно в руководстве таким формированием или в его финансировании (ч. 1 комментируемой статьи), или в участии в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом (ч. 2 комментируемой статьи).

Незаконное вооруженное формирование может создаваться в форме объединения, отряда, дружины или иной группы, т.е. различного уровня, численности, структуры.

Обязательным признаком состава преступления является вооруженность, т.е. наличие у всего формирования или части его членов любого вида оружия, подпадающего под это понятие в соответствии с Законом об оружии, а также любые виды боевого вооружения войск, все виды оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, вооружения, военной техники. При этом незаконный оборот ядерных материалов и радиоактивных веществ, оружия, его изготовление подлежат квалификации соответственно по ст. ст. 220, 222 или 223 УК (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

4. Порядок создания законных формирований установлен, кроме указанного Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 25. 12.2012) , Законом о полиции, Федеральными законами от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 08.12.2011) , от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 05.04.2011) .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 6; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; N 15. Ст. 1276; N 52 (ч. 1). Ст. 5598; 2006. N 28. Ст. 2974; N 29. Ст. 3123; N 50. Ст. 5279; 2007. N 26. Ст. 3076; N 27. Ст. 3213; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 45. Ст. 5270; 2010. N 19. Ст. 2283, 2291; N 31. Ст. 4192; N 52 (ч. 1). Ст. 6992; 2011. N 15. Ст. 2019; N 50. Ст. 7366; РГ. 2012. N 301.

СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 9; 2003. N 2. Ст. 156; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1779; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2010. N 31. Ст. 4207; N 42. Ст. 5297; 2011. N 1. Ст. 32; N 29. Ст. 4282; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7366.

СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; 2000. N 26. Ст. 2730; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3452; N 45. Ст. 5418; 2007. N 45. Ст. 5418; 2009. N 48. Ст. 5717; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 6992; 2011. N 7. Ст. 901; N 15. Ст. 2019.

Согласно п. «м» ст. 71 Конституции оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации, поэтому субъекты РФ, а также местные органы самоуправления не вправе создавать вооруженные формирования.

5. Состав рассматриваемого преступления формальный. Создание НВФ считается оконченным преступлением с момента фактического образования формирования, т.е. с момента объединения нескольких лиц в группу и приобретения хотя бы некоторыми из них оружия, боеприпасов, взрывных устройств, боевой техники, а участие лица в НВФ — с момента совершения конкретных действий по обеспечению его деятельности (п. п. 24, 27 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

Само по себе организационное оформление формирования без его вооружения образует покушение на создание и руководство таким формированием.

6. Под созданием НВФ понимаются любые действия, направленные на его обоснование и организацию, функционирование, разработку структуры, устава, приобретение и обеспечение оружием, определение места дислокации, подбор и вовлечение лиц в состав формирования, их обучение, тренировку, обеспечение жилым помещением, обмундированием, питанием и т.д.

7. Под руководством НВФ понимаются любые действия с определением направлений конкретной деятельности уже созданного формирования по планированию, реорганизации этой деятельности, по созданию новых структурных подразделений или упразднению старых, расстановке командиров подразделений, организации контроля, поддержанию дисциплины, по определению и выполнению конкретных задач формирования на текущий момент, составлению планов общей направленности и т.д.

8. Под финансированием НВФ понимаются действия, указанные в примеч. 1 к ст. 205.1 УК. Когда лицо содействует террористической деятельности путем финансирования НВФ, его действия охватываются ч. 1 комментируемой статьи, и дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 205.1 УК не требуется (п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1).

9. Под участием в НВФ следует понимать вступление в такое формирование, членство в нем, прохождение обучения, тренировку, выполнение любых поручений, заданий руководства, получение денежного и вещевого довольствия, а также действия по обеспечению деятельности формирования без вхождения в его состав и т.д.

10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что создает НВФ, а равно руководит им или финансирует его, и желает создать такое формирование, а равно руководить им или финансировать его (ч. 1 комментируемой статьи). При участии в НВФ лицо осознает подобное участие и желает так действовать (ч. 2 комментируемой статьи). Мотивы и цели не влияют на квалификацию содеянного, могут учитываться при определении меры наказания, однако они играют решающую роль в отграничении этого преступления от сходных с ним деяний: бандитизма (ст. 209 УК), организации преступного сообщества (ст. 210 УК), вооруженного мятежа (ст. 279 УК).

11. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

12. В примеч. к комментируемой статье содержится поощрительная норма, согласно которой лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно прекратило участие в НВФ и сдало оружие и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Добровольность прекращения участия в НВФ заключается в прекращении участия по собственной воле лица при наличии у него объективной возможности продолжить такое участие. Под лицами, сдавшими оружие, понимаются участники НВФ, которые сдали органам власти имеющееся у них оружие либо указали место его хранения. Участник НВФ, в силу возложенных на него обязанностей не обладающий оружием, может быть освобожден от уголовной ответственности на том основании, что он добровольно прекратил участие в НВФ и сообщил об этом органам власти (п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 09. 02.2012 N 1).

13. Совершение лицом других преступлений в составе НВФ, например убийство, террористический акт, захват заложников и др., квалифицируется по совокупности с комментируемой статьей. Лицо, создавшее или руководившее НВФ, несет ответственность за преступления, совершенные участниками формирования, если они охватывались его умыслом.

Например, по делу Д., Л. и других лиц было признано, что созданное вооруженное формирование, в котором состояло 150 человек, имеющих огнестрельное оружие, и которое не было зарегистрировано как вооруженная организация, являлось незаконным .
———————————
БВС РФ. 2004. N 12. С. 19.

Жёстче, жёстче, дольше Законодатели разработали новые меры наказания за помощь «врагам» России на поле боя и вне его 0

Источник: Медуза

Депутаты от правящей в России политической партии «Единая Россия» внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий создание двух новых законов об уголовных преступлениях и ужесточение наказаний еще по пяти уже зарегистрированным уголовным преступлениям. Явно, но неофициально связанная с вторжением России в Украину, законодательная инициатива касается сотрудничества с иностранными организациями и участия в боевых действиях. Вот как все изменится после принятия закона.

Участие граждан Российской Федерации в вооруженных конфликтах «в целях, противоречащих интересам Российской Федерации» станет уголовным преступлением

незаконной вооруженной группы или участия в такой группе. Участие в любых действиях на иностранной территории в составе юридически признанной вооруженной группы с применением оружия или военной техники «в целях, противоречащих интересам Российской Федерации» наказывается лишением свободы на срок до 20 лет. Однако к правонарушителям, воюющим в составе незаконных вооруженных формирований (например, партизанских отрядов), применяется вторая часть статьи 208, максимальное наказание по которой составляет всего 15 лет лишения свободы.

Кроме того, участники законных вооруженных формирований, которые сложили оружие и добровольно «прекратили участие», не освобождаются от уголовной ответственности, хотя законодательство распространяет это освобождение на сдавшихся членов незаконных вооруженных формирований.

Новый раздел статьи 208 касается только случаев, когда Россия имеет национальный интерес в исходе конфликта, но сама не участвует напрямую. Теоретически это не относится к гражданам России, которые воюют против российских военных в Вооруженных силах Украины; для судебного преследования этих лиц законодатели разработали новое правило против «перехода на сторону врага».

«Переход на сторону врага» будет считаться государственной изменой

Поправка к статье 275 УК РФ признает государственной изменой «переход на сторону врага в ходе вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением оружия или военной техники». оборудование.» Это преступление будет наказываться лишением свободы на срок до 20 лет. Этот закон применяется только в том случае, если Россия непосредственно вовлечена в соответствующий вооруженный конфликт.

Очевидно, российские власти будут применять этот закон ко всем гражданам России, а не только к солдатам, нарушившим военную присягу. (Если бы законодатели имели в виду более узкое применение, они бы внесли поправки в раздел 11 Уголовного кодекса страны о преступлениях против военной службы.)

Адвокат по правам человека Иван Павлов, однако, предупредил, что российские военные, тем не менее, могут использовать этот новый закон для запугивания солдат против сдачи в Украине.

Во время Второй мировой войны дезертирство классифицировалось советскими властями как контрреволюционное преступление, наказуемое как расстрелом, так и конфискацией всего имущества. Чтобы доказать, что военнослужащий дезертировал, а не просто дезертировал, военная полиция обыскивала подозреваемых на наличие немецких листовок, которые служили пропусками для советских солдат, пытавшихся сдаться.

Любой «тайный» контакт с иностранными организациями, о котором не сообщается российским властям, станет уголовным преступлением

Новый закон вводит статью 275¹ в Уголовный кодекс России (неудобно названное, чтобы соответствовать новому закону между статьями 275 и 276 без навязывания новых цифр для всех статутов вниз по списку). Новый закон предусматривает уголовную ответственность за любые «тайные» контакты не только с иностранными разведывательными органами, но и вообще с любой иностранной или международной организацией, которая действует в интересах иностранного разведывательного органа, как это определено российскими властями. Злоумышленникам грозит до восьми лет лишения свободы.

Если гражданину России удается передать иностранной организации сведения, составляющие государственную тайну, или пособничество одной из этих групп, это квалифицируется как государственная измена, за которую предусмотрено наказание до 20 лет лишения свободы.

Остается неясным, как власти намерены определять «секретность» контактов российских граждан с иностранными организациями. Чтобы избежать уголовной ответственности, физические лица могут «добровольно и своевременно» оповещать российское разведывательное сообщество о любом таком контакте.

Иностранцы, которые собирают информацию о российских солдатах во время войны, будут считаться шпионами , либо хранение в целях передачи противнику» любой информации, которая может быть использована против Вооруженных Сил России. По закону сбор этой информации должен происходить во время вооруженного конфликта, участником которого является Россия.

Здесь важно помнить: действие этого закона распространяется только на иностранцев и лиц без гражданства.

Самая расплывчатая поправка, разработанная законодателями: криминализация «публичного подстрекательства к действиям, направленным против безопасности государства»

Согласно новой статье 280⁴, российское законодательство предусматривает следующие наказания за такие призывы:

  • До четырех лет лишения свободы без отягчающих обстоятельств
  • До шести лет лишения свободы при совершении преступления по предварительному групповому сговору с использованием служебного положения либо путем распространения призывов в Интернете или в средствах массовой информации
  • До семи лет лишения свободы, если правонарушение включало какую-либо угрозу применения насилия

Законодатели поясняют, что этот новый закон будет применяться в тех случаях, когда рассматриваемое подстрекательство не квалифицируется как следующие ранее совершенные преступления:

  • Публичное подстрекательство к террористическим актам
  • Публичные призывы к совершению экстремистских действий (статья 280)
  • Публичные призывы к совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280¹)
  • Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, направленных на защиту интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержание международного мира и безопасности, либо на дискредитацию государственных органов Российской Федерации в связи с осуществлением ими своих полномочий (статья 280³)
  • Призывы к введению ограничительных мер (санкций) в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или юридических лиц Российской Федерации (статья 284²)
  • Публичные призывы к ведению агрессивной войны (статья 354)

Законодатели почему-то включили в список «других призывов» и статью 205 (обозначающую террористические преступления), но неясно, как сам по себе призыв может считаться террористическим актом.

Уголовная ответственность за сотрудничество с «нежелательными» организациями не только в России, но и за рубежом

Еще в июле 2021 года законодатели полностью запретили гражданам России сотрудничать с «нежелательными» организациями, однако соответствующие изменения в Уголовный кодекс страны, почему-то. Российские власти отнесли к «нежелательным» целый ряд международных и иностранных организаций, в том числе владельцев новостных агентств. Российские журналисты продолжают работать из-за границы в этих запрещенных изданиях.

Новый закон вносит изменения в статью 284¹ УК РФ, убирая слова: «на территории Российской Федерации». В результате гражданам России, которые участвуют в деятельности «нежелательной» организации (даже находясь за пределами России), грозит наказание до четырех лет лишения свободы. При этом за финансирование такой деятельности грозит до пяти лет лишения свободы, а за организацию этой деятельности — до шести лет лишения свободы.

Текущий список «нежелательных» организаций России включает новостные агентства «Проект» и «iStories», а также Фонд Ходорковского.

Значительно более высокие наказания за наемничество

Вербовка, обучение, финансирование или вооружение и «использование» наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (любопытно, что законодатели не ограничили это преступление наемниками, действующими «против интересов России»). ) будет наказываться от 12 до 18 лет лишения свободы (в настоящее время наказание составляет от четырех до восьми лет лишения свободы).

Те же действия, совершенные при отягчающих обстоятельствах (использование служебного положения или вовлечение несовершеннолетних), наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет вместо нынешних 7-15 лет. Самому наемнику грозит от семи до 15 лет тюрьмы (вместо нынешнего наказания от трех до пяти лет лишения свободы).

Текст Денис Дмитриев

Перевод Кевин Ротрок

  • Отправить или

Revista ESPACIOS | Том.

38 (Nº 52) Año 2017

Лариса МОНАХОВА 1; Михаил СМИРНОВ 2; Полина СТАРЫГИНА 3; Ольга ТИМОФЕЕВА 4

Содержание

1. Введение

2. Мнение и обсуждение

3. Выводы

Библиографические ссылки


ВЫДЕРЖКА:

В статье раскрываются понятие, виды и сущность оснований освобождения от уголовной ответственности и их особенности по УК РФ. Анализ оснований освобождения от уголовной ответственности проведен с учетом последних изменений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и материалов судебной практики.
Ключевые слова : освобождение от уголовной ответственности, ограничение срока уголовной ответственности, судебный штраф, эффективное раскаяние, примирение с потерпевшим, УК РФ.

РЕЗЮМЕ:

El artículo revela el concepto, los tipos y la esencia de los motivos de la exención de la responsabilidad penal y sus características en virtud del Código Penal de la Federación de Rusia.

El análisis de los motivos de la exención de la responsabilidad penal se ha llevado a cabo con respecto a los ultimos cambios en el derecho penal y la legislación procesal penal de la Federación de Rusia y los materiales de la práctica legal.
Palabras clave : уголовная ответственность, ограничение срока уголовной ответственности, мультисудебная, arrepentimiento efectivo, примирение с чьей-то стороной, Уголовный кодекс Российской Федерации.

1. Введение

Вектор современной уголовной политики в сфере профилактики противоправного поведения направлен на снижение карательного потенциала государственного принуждения за преступления небольшой и средней тяжести. В 9Всероссийский съезд судей Российской Федерации, проходивший с 6 по 8 декабря 2016 г. в г. Москве, вопросы гуманизации законодательства, декриминализации отдельных общественно опасных деяний и расширения практики применения судами мер пресечения , не связанные с задержанием, были вновь обновлены.

Обоснована целесообразность установления состава уголовного преступления, не образующего судимости и, как следствие, разного рода правовые ограничения. Законодательные новации, ожидающие исполнителя закона в ближайшей перспективе, в основном обусловлены положительной динамикой количества осужденных к реальному лишению свободы, а также подсудимых, в отношении которых прекращены уголовные дела, не имевшие судебной перспективы.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2012 году от уголовной ответственности освобождено 205 471 человек; в 2013 году – 208 233 человека; в 2014 г. — 205 890 человек; в 2015 г. – 220 630 человек; в 2016 году насчитывалось 182 990 человек. Так, по абсолютным показателям ежегодно (исключая 2016 г.) от уголовной ответственности освобождается более 200 тыс. человек (в 88-90% случаев это связано с примирением с потерпевшим).

Уголовный закон регулирует ряд правовых оснований прекращения охранительных правоотношений, получивших толкование в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регулирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности». К ним также относятся освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), истечением уголовной ответственности. срок давности (статья 78 УК), а также по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (статья 76.1 УК). Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ эти основания дополнены другими видами, такими как введение судебного взыскания (статья 76.2 УК РФ).

Институт освобождения от уголовной ответственности является одним из поощрительных институтов уголовного права.

Целью поощрения является «побуждение правонарушителя к содействию государственным органам в раскрытии преступлений, возмещении вреда, причиненного преступлением, восстановлении нарушенных прав и интересов потерпевшего» (Монахова, Мусина, 2016).

Вопросы освобождения от уголовной ответственности неоднократно исследовались представителями криминалистики (Головко, 2002, Матвеева, 2016, Александров, Анощенков, Бойко, Власенко, 2017 и др. ).

В то же время существует необходимость дальнейшего изучения института освобождения от уголовной ответственности с целью минимизации ошибок в правоприменении.

2. Мнение и обсуждение

На разных этапах развития российского уголовного права государство практиковало отказ в применении мер государственного принуждения. Это выражалось в таких альтернативных способах разрешения уголовно-правового конфликта, как выплата компенсации, примирение с потерпевшей стороной. Поскольку в дореволюционной России не было разделения понятий уголовной ответственности и наказания и политика уголовного права была направлена ​​на преимущественное использование карательного потенциала уголовного законодательства, институт освобождения от уголовной ответственности не выделялся как самостоятельный. . Признание самостоятельного института освобождения от уголовной ответственности стало возможным в связи с разграничением понятий «уголовная ответственность» и «наказание» в советский период.

Этот процесс был постепенным и завершился только в УК РФ в 1996.

На сегодняшний день большинство видов освобождения от уголовной ответственности (статьи 75-76.2 и 78) регулируются главой 11 Общей части УК РФ.

Просматривая некоторые источники уголовного права зарубежных стран, можно сделать вывод, что институты освобождения от уголовной ответственности, закрепленные в уголовных кодексах стран постсоветского пространства, во многом схожи с аналогичными институтами Российской Федерации. уголовное право. Источники уголовного права зарубежных стран не различают виды освобождения от уголовной ответственности и виды освобождения от уголовного наказания. Они трактуют институты освобождения от уголовной ответственности и освобождения от уголовного наказания как единое целое.

Согласно части 1 статьи 75 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления оно добровольно признает свою вину, если оно содействует раскрытия и расследования этого преступления, если он возмещает или иным образом возмещает вред, причиненный этим преступлением, и вследствие активного раскаяния такое лицо перестало быть общественно опасным.

Процессуальные особенности применения статьи 75 УК РФ регулируются статьей 28 УПК РФ («Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным покаянием»).

Статья 75 УК РФ перечисляет ряд действий, совершение которых влечет утрату лицом общественной опасности и дает право на освобождение от уголовной ответственности. Однако в виде исключения допускается освобождение от уголовной ответственности в случае объективной невозможности виновного совершить какие-либо положительные посткриминальные действия.

Основания освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием подразделяются на общие (ч. 1 ст. 75 УК РФ) и специальные (ч. 2 ст. 75 УК РФ).

Часть 2 статьи 75 УК РФ предоставляет лицам, совершившим иные преступления (помимо преступлений небольшой или средней тяжести), возможность освобождения от уголовной ответственности в случаях, специально установленных в соответствующих примечаниях к статьям Особенной части УК РФ. Такое освобождение является обязательным, если соблюдены соответствующие условия.

Статья 76 УК РФ устанавливает: «Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и произвело возмещение вреда пострадавший».

Процессуальные особенности применения статьи 76 УК регулируются статьей 25 УПК РФ («Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон»).

Исходя из диспозитивного характера статьи 76 УК РФ существенными являются данные о личности лица, совершившего преступление, либо о конкретных обстоятельствах предполагаемого правонарушения. Таким образом, в полной мере проявляется судейское усмотрение при оценке преступного стажа подсудимого, не влекущего правовых последствий на момент судебного разбирательства. Речь идет о погашенной и снятой судимости, прекращении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям, привлечении лица к административной ответственности, судимости за преступления, совершенные после инкриминируемого в уголовном производстве преступления. Кроме того, учитываются особенности преступной мотивации, последствия, наступившие в результате общественно опасного деяния (например, смерть или телесное повреждение потерпевшего), а также сведения учреждений здравоохранения о наличии нарушений поведения, вызванных употребление психоактивных веществ, характеризующих материал по месту жительства, учебы или работы.

Судебная практика показывает, что средний подсудимый, подлежащий освобождению от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, ранее не вступал в охранительные правоотношения с государством. Такой человек характеризуется положительно (посредственно). Имеет устойчивые социальные связи, часто трудоустроен. Такого человека нет на учете у врачей психиатра и нарколога. Он или она не страдает социопатией, полностью осознает вину, раскаивается в содеянном. Это лицо фактически компенсирует ущерб, причиненный его действиями, к моменту обращения с ходатайством, не имеющим неблагоприятных последствий.

Практика прекращения уголовных дел в отношении лиц данной категории весьма обширна и не имеет принципиальных отличий.

В 2011 году Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен нормой об освобождении от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (статья 76.1), которая с тех пор трижды подвергалась редактированию.

Процессуальные особенности применения статьи 76.1 УК регулируются статьей 28.1 УПК («Прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности»).

Часть 1 статьи 76.1 УК РФ относится к налоговым преступлениям, за совершение которых лицо освобождается от уголовной ответственности при выполнении указанных в ней условий. Условием освобождения является требование о возмещении ущерба, причиненного бюджетной системе России, в полном объеме.

В ч. 2 ст. 76.1 УК РФ перечислены правонарушения, за совершение которых субъект освобождается от уголовной ответственности при выполнении условий, представленных в виде альтернативы. Перечисленные условия являются достаточно жесткими, поскольку основаны не только на возмещении вреда (реального или предполагаемого), но и на многократном увеличении такого вреда.

Часть 3 статьи 76.1 УК РФ также может быть применена к отдельным видам преступлений в сфере экономики и только к декларантам и лицам, указанным в специальном заявлении, подаваемом в соответствии с Законом «Об амнистии капитала». . В условиях западных санкций основной целью этого закона является легализация активов, направленная на возвращение перемещенных активов обратно в Россию и «замедление» их вывода из страны. Настоящий Закон предоставляет лицам, легализовавшим свое имущество, гарантии, связанные с их освобождением от уголовной, административной и налоговой ответственности.

Не является препятствием для прекращения уголовного дела на основании наличия у обвиняемого непогашенной или непогашенной судимости за преступление, предусмотренное иной статьей Особенной части УК РФ, чем преступление от ответственности за от которых данное лицо освобождается по данному уголовному делу.

В связи с продолжающейся гуманизацией и либерализацией уголовного законодательства Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 76.2 «Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебный штраф». Тем же Законом часть VI Общей части УК РФ («Иные меры уголовно-правового характера») дополнена главой 15.2 «Судебный штраф» (статьи 104.4 и 104.5). Одновременно УПК РФ дополнен статьей 25.1 «Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовного характера в виде судебного взыскания», а также с главу 51.1 «Производство о назначении меры уголовного характера при освобождении от уголовной ответственности» (статья 446.1-446.5), регулирующую процессуальные вопросы применения данного вида освобождения от уголовной ответственности. Инициатива по совершенствованию системы освобождения от уголовной ответственности за введение нового основания принадлежит Верховному Суду Российской Федерации.

Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа осуществляется исключительно судом в отличие от других видов освобождения от уголовной ответственности, установленных главой 11 УК РФ. В указанной главе такими полномочиями обладает также следователь с согласия прокурора или следователь с согласия руководителя следственного органа. Это связано с тем, что одновременно с освобождением от уголовной ответственности к виновному назначается мера уголовно-правового характера, применение которой, как и других подобных мер, возможно только судом.

Исследуемый вид освобождения от уголовной ответственности является нереабилитационным. Это означает, что лицо признано виновным в совершении преступления, за которое оно освобождается от уголовной ответственности и потому не имеет права на реабилитацию, т.е. на возмещение государством вреда, причиненного гражданину в результате уголовного преследования ( статья 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

УК РФ предусмотрены случаи освобождения от уголовной ответственности только по формальному истечении срока давности привлечения к уголовной ответственности (статья 78).

Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности осуществляется в форме прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования на основании пункта 3 части 1 статьи 24 УК РФ. Уголовно-процессуальный кодекс («Основания для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела»).

Под сроком исковой давности в уголовном праве понимается истечение установленных законом сроков после совершения преступления, при котором исключается привлечение виновного к уголовной ответственности. Срок давности поставлен в зависимость от категории совершенного преступления.

3. Выводы

Признание института освобождения от уголовной ответственности в качестве самостоятельного предмета дела стало возможным в связи с разграничением в советский период понятий «уголовная ответственность» и «наказание». Этот процесс был постепенным и завершился только в УК РФ в 1996 году. Сегодня большинство видов освобождения от уголовной ответственности (статьи 75, 76, 76.1, 76.2 и 78) регламентированы главой 11 Общей части УК РФ. Уголовный кодекс Российской Федерации.

Статьи 75, 76 и 76.2 УК РФ содержат практически идентичные условия применения этих нормативных положений. Это: 1) соучастие лица в совершении уголовного правонарушения впервые; 2) отнесение деяния к категории преступлений небольшой и средней тяжести; 3) возмещения лицом вреда или иного заглаживания причиненного им вреда. В отличие от назначения судебного штрафа на лицо, освобожденное от ответственности по нереабилитирующим основаниям, окончание производства в связи с примирением с потерпевшим или деятельным раскаянием имеет равнозначные правовые последствия, однако в правоприменительной практике прекращение дела в соответствии со статьей 25 Уголовно-процессуального кодекса получило широкое распространение.

В отличие от статьи 76. 1 УК РФ, обязывающей освобождать от уголовной ответственности, суд может отказать в освобождении по основаниям, предусмотренным статьями 75, 76 и 76.2 УК РФ. Если такое освобождение противоречит принципу справедливости и уголовно-правовой задаче предотвратить совершение новых преступлений.

Основания освобождения от уголовной ответственности в связи с несовершенством уголовного законодательства нуждаются в дополнительном уточнении.

Библиографические ссылки

Александров А.С. Особый порядок привлечения к уголовной ответственности предпринимателей и освобождения от нее. Уголовный процесс. 2017. № 6 (150).

Анощенкова С.В. Назначение судебного штрафа: вопросы теории и практики. Журнал российского права. 2017. № 7.

Бойко В.Н. Условия освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Вестник Дальневосточного института МВД России. 2017. № 1 (38).

Власенко В.В. Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (ст. 76.2 УК РФ). Уголовное право. 2017. № 1.

IX Всероссийский съезд судей Российской Федерации. URL: http://www.supcourt.ru/Show_pdf.php?Id=11179.

Головко Л.В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве: монография. Москва, 2002.

Матвеева Я.М. Институт освобождения от уголовной ответственности в российском уголовном праве: модернизация и поиск альтернативных путей разрешения уголовно-правового конфликта. СПб., 2016.

Монахова Л.В. К вопросу об освобождении от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. Марийский юридический вестник. 2016. Т. 1, № 4 (19).

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: Сводная статистическая информация о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2012–2016 годы URL: http://www.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *