ЖК РФ Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль \ КонсультантПлюс
ЖК РФ Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20 ЖК РФ
Арбитражные споры:
— Организация (ИП), обслуживающая МКД, оспаривает привлечение к ответственности за несоблюдение требований энергоэффективности (оснащенности приборами учета энергоресурсов и др.)
— Управляющая организация привлечена к административной ответственности за нарушения при управлении многоквартирными домами
— Управляющей организации предписано прекратить управление многоквартирным домом
— Управляющей организации вынесено предписание из-за ненадлежащего содержания общего имущества
— Управляющей организации предписано пересчитать плату за жилое помещение или коммунальные услуги, устранить нарушения при ограничении их предоставления
См. все ситуации, связанные со ст. 20 ЖК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
— Собственник хочет обязать управляющую организацию (ТСЖ, ЖСК) предоставить документы или информацию, связанные с управлением многоквартирным домом
— Уполномоченный орган хочет обязать управляющую организацию исполнить предписание по устранению нарушений норм и правил содержания общего имущества многоквартирного дома
— Уполномоченный орган хочет признать недействительным решение общего собрания собственников помещений (протокол общего собрания) о выборе способа управления МКД (управляющей организации)
См. все ситуации, связанные со ст. 20 ЖК РФ
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.09.2023 в абз. 1 ч. 1 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 71-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
КонсультантПлюс: примечание.
До 31.12.2026 включительно п. 8 ч. 1 ст. 20 не применяется на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (Постановление Правительства РФ от 07.03.2023 N 360).
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.09.2023 ч. 1 ст. 20 дополняется п. 12 (ФЗ от 18.03.2023 N 71-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. Предметом государственного жилищного надзора не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее — управляющая организация), лицензионных требований.
3. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.09.2023 в ч. 4 ст. 20 вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 71-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 — 11 части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.
5. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).
6. Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
7. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
8. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
9. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
10. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, направление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.
11. При организации и осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля используют в том числе размещенную в системе информацию.
12. Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом;
6) о понуждении к исполнению предписания.
13. Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований, указанных в части 1 настоящей статьи, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
14. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации издает приказ об организации выполнения поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, если поручением не установлено иное.
15. Государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
17. Предметом государственного контроля (надзора), указанного в части 16 настоящей статьи, является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в том числе требований:
1) к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
2) к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также к обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и к соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
3) к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
4) к порядку размещения информации в системе.
18. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является в том числе истечение одного года со дня:
1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;
2) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).
19. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст. 20 ЖК РФ Государственный жилищный надзор 188-ФЗ от 29.12.2004 Жилищный кодекс Российской Федерации Статья 20 (ЖКРФ, ЖК России)
Ст. 20 ЖК РФ 188-ФЗ от 29. 12.2004
2. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее — органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения федерального закона.
4. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
5. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
6. Органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
(Статья в редакции Федерального закона от 18.07.2011 г. N 242-ФЗ)
Статья 1 …1819 202122 …165
Перейти к статьеДобавить комментарий к ст. 20 ЖК РФ 188-ФЗ от 29.12.2004
Диагностика раннего ревматоидного артрита: что нужно знать неспециалисту
1. Габриэль С.Е., Кроусон С.С., О’Фаллон В.М. Смертность от ревматоидного артрита: добились ли мы успеха за 4 десятилетия? J Rheumatol 1999; 26: 2529-33 [PubMed] [Google Scholar]
2. Pincus T, Callahan LF, Sale WG, Brooks AL, Payne LE, Vaughn W. Серьезные функциональные нарушения, нетрудоспособность и повышенная смертность в 75 Больные РА изучались в течение 9 лет. Arthritis Rheum 1984;27: 864-72 [PubMed] [Google Scholar]
3. Янг А., Дикси Дж., Кокс Н., и др. . Как функциональная инвалидность при раннем ревматоидном артрите (РА) влияет на пациентов и их жизнь? Результаты 5-летнего наблюдения за 732 пациентами из исследования раннего РА (ERAS). Rheumatology 2000; 39: 603-1 [PubMed] [Google Scholar]
4. Van der Heijde DM, van Leeuwen MA, van Riel PL, et al . Два раза в год рентгенографические оценки рук и ног в трехлетнем проспективном наблюдении за пациентами с ранним ревматоидным артритом. Артрит Реум 1992;35: 26-34 [PubMed] [Google Scholar]
5. Fuchs HA, Kaye JJ, Callahan LF, Nance EP, Pincus T. Доказательства значительного рентгенологического повреждения при ревматоидном артрите в течение 2 лет после болезни. J Rheumatol 1989;16: 585-91 [PubMed] [Google Scholar]
6. Брук А., Корбетт М. Рентгенологические изменения при раннем ревматоидном заболевании. Ann Rheum Dis 1977;36: 71-3 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
7. McGonagle D, Green MJ, Proudman S, et al . У большинства пациентов с ревматоидным артритом эрозивное поражение проявляется при проведении магнитно-резонансной томографии ведущей руки. Бр Дж Ревматол 1997;36(suppl 1): 121 [Google Scholar]
8. Ostergaard M, Szkudlarek M. Визуализация при ревматоидном артрите — почему МРТ и УЗИ больше нельзя игнорировать. Scand J Rheumatol 2003;32: 63-73 [PubMed] [Google Scholar]
9. Wakefield RJ, Gibbon WW, Conaghan PG, et al . Значение сонографии в выявлении костных эрозий у больных ревматоидным артритом: сравнение с обычной рентгенографией. Arthritis Rheum 2000; 43: 2762-70 [PubMed] [Google Scholar]
10. McQueen FM, Stewart N, Crabbe J, и др. . Магнитно-резонансная томография запястья при раннем ревматоидном артрите выявляет высокую распространенность эрозий через 4 месяца после появления симптомов. Ann Rheum Dis 1998;57: 350-6 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
11. Gough AKS, Lilley J, Eyre S, Holder RL, Emery P. Общая потеря костной массы у пациентов с ранним ревматоидным артритом . Lancet 1994;344: 23-7 [PubMed] [Google Scholar]
12. Деодхар А.А., Брабин Дж., Джонс П.В., Дэвис М.Дж., Вульф А.Д. Продольное исследование денситометрии костей кисти при ревматоидном артрите. Артрит Реум 1995;38: 1204-10 [PubMed] [Google Scholar]
13. Bukhari MAS, Wiles NJ, Lunt BJ, Scott DGI, Symmons DPM, Silman AJ. Влияние терапии, модифицирующей заболевание, на прогрессирование рентгенологического заболевания при воспалительном полиартрите через пять лет. Arthritis Rheum 2003; 48: 46-53 [PubMed] [Google Scholar]
14. Wiles NJ, Lunt M, Barrett EM, et al . Снижение инвалидности через 5 лет при раннем лечении воспалительного полиартрита: результаты большой когорты наблюдений с использованием моделей склонности для корректировки тяжести заболевания. Arthritis Rheum 2001; 44: 1033-42 [PubMed] [Google Scholar]
15. ван дер Хайде А., Джейкобс Дж.В., Бийлсма Дж.В., и др. . Эффективность раннего лечения антиревматическими препаратами второй линии. Рандомизированное контролируемое исследование. Ann Intern Med 1996;124: 699-707 [PubMed] [Google Scholar]
16. Stenger AA, van Leeuwen MA, Houtman PM, et al . Раннее эффективное подавление воспаления при ревматоидном артрите снижает рентгенологическую прогрессию. Br J Rheumatol 1998; 37: 1157-63 [PubMed] [Google Scholar]
17. Egsmose C, Lung B, Borg G. Пациенты с РА получают пользу от ранней терапии второй линии: 5-летнее наблюдение за предполагаемой двойное слепое плацебо-контролируемое исследование. J ревматол 1995;22: 2207-13 [Google Scholar]
18. Tsakonas E, Fitzgerald AA, Fitzcharles MA, t al . Последствия отсроченной терапии с терапией второй линии при ревматоидном артрите: 3-летнее наблюдение за гидроксихлорохином в исследовании раннего ревматоидного артрита (HERA). J Rheumatol 2000;27: 623-9 [PubMed] [Google Scholar]
19. Anderson JJ, Wells G, Verhoeven AC, Felson DT. Факторы, предсказывающие ответ на лечение при ревматоидном артрите: важность продолжительности заболевания. Артритский Реум 2000; 43: 22-9[PubMed] [Google Scholar]
20. Шотландская межвузовская сеть рекомендаций. Лечение раннего ревматоидного артрита. Эдинбург: Королевский колледж врачей Эдинбурга, 2000
21. Суреш Э., Мейден Н.Л., Диллон В.Б., МакРори Э.Р. Влияние публикации руководства SIGN на лечение раннего ревматоидного артрита. Rheumatology 2004;43(suppl 2): 138 [Google Scholar]
22. Chan KW, Felson DT, Yood RA, Walker AM. Время задержки между появлением симптомов и диагнозом ревматоидного артрита. Артрит Реум 1994;37: 814-20 [PubMed] [Google Scholar]
23. Gamez-Nava JI, Gonzalez-Lopez L, Davis P, Suarez-Almazor ME. Направление и диагностика распространенных ревматических заболеваний врачами первичной медико-санитарной помощи. Br J Rheumatol 1998;37: 1215-19 [PubMed] [Google Scholar]
24. Bolumar F, Ruiz MT, Hernandez I, Pascual E. Надежность диагностики ревматических состояний на уровне первичной медико-санитарной помощи. J Rheumatol 1994;21: 2344-8 [PubMed] [Google Scholar]
25. Emery P, Symmons DPM. Что такое ранний ревматоидный артрит?: определение и диагностика. Bailliere’s Clin Rheumatol 1997;11: 13-26 [PubMed] [Google Scholar]
26. Эмери П. Лекция Данлопа-Доттриджа: прогноз при воспалительном артрите: значение генотипирования HLA и онкологическая аналогия. J Rheumatol 1997;24: 1436-42 [PubMed] [Google Scholar]
27. Symmons DP, Barrett EM, Bankhead CR, Scott DG, Silman AJ. Заболеваемость ревматоидным артритом в Соединенном Королевстве: результаты регистра артрита Норфолка. Br J Rheumatol 1994; 33: 735-9 [PubMed] [Google Scholar]
28. Arnett FC, Edworthy SM, Bloch DA, и др. . Американская ассоциация ревматизма 1987
29. Куинн М.А., Грин М.Дж., Марзо-Ортега Х, и др. . Прогностические факторы в большой группе пациентов с ранним недифференцированным воспалительным артритом после применения структурированного протокола ведения. Arthritis Rheum 2003;48: 3039-45 [PubMed] [Google Scholar]
30. Green M, Marzo-Ortego H, McGonagle D, et al . Персистенция легкого, раннего воспалительного артрита. Arthritish Rheum 1999; 42: 2184-8 [PubMed] [Google Scholar]
31. Харрисон Б.Дж., Симмонс Д.П.М., Бреннан П., Барретт Э.М., Силман А.Дж. Естественная ремиссия при воспалительном полиартрите: вопросы определения и прогнозирования. Br J Rheumatol 1996; 35: 1096-100 [PubMed] [Google Scholar]
32. Tunn ED, Bacon PA. Дифференциация персистирующего симметричного синовита от самокупирующегося в клинике раннего артрита. Br J Rheumatol 1993; 32: 97-103 [PubMed] [Google Scholar]
33. Woolf AD, Hall ND, Goulding NJ, et al . Предикторы долгосрочного исхода раннего синовита: 5-летнее последующее исследование. Бр Дж Ревматол 1991;30: 251-4 [PubMed] [Google Scholar]
34. Visser H, le Cessie S, Vos K, Breedveld FC, Hazes JMW. Как диагностировать ревматоидный артрит на ранней стадии? Модель прогнозирования стойкого (эрозивного) артрита. Arthritis Rheum 2002;46: 357-65 [PubMed] [Google Scholar]
35. Emery P, Breedveld FC, Dougadas M, Kalden JR, Schiff MH, Smolen JS. Рекомендации по раннему направлению пациентов с недавно диагностированным ревматоидным артритом: разработка клинического руководства на основе фактических данных. Ann Rheum Dis 2002; 61: 290-7 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
36. Стросс Дж.К. Взаимосвязь между знаниями и опытом использования противоревматических препаратов, изменяющих течение болезни: исследование практикующих врачей первичной медико-санитарной помощи. JAMA 1989;262: 2721-3 [PubMed] [Google Scholar]
37. Criswell LA,such CL, Yelin EH. Различия в применении препаратов второй линии и преднизолона для лечения ревматоидного артрита ревматологами и неревматологами. J Rheumatol 1997;24: 2290 [PubMed] [Google Scholar]
Этические императивы для преодоления стигматизации людей с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ | Журнал этики
Abstract
Реагирование на кризис общественного здравоохранения в Соединенных Штатах, вызванный нелеченным расстройством, связанным с употреблением опиоидов (OUD), требует расширения предоставления эффективных методов лечения, включая лекарства, и устранения стигмы в отношении людей с OUD и людей, обращающихся за лечением OUD. Стигма отбивает у людей с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, охоту обращаться за помощью и ставит под угрозу помощь, которую они получают, когда обращаются за ней. Стигматизация как медикаментозного лечения OUD, так и подходов по снижению вреда, таких как программы обмена шприцев, создала дополнительные барьеры для принятия и использования этих стратегий. С этической точки зрения каждый, кто занимается медициной и здравоохранением, обязан признать зависимость не моральным недостатком, а излечимой болезнью.
Соединенные Штаты находятся в разгаре кризиса общественного здравоохранения, вызванного нелеченным расстройством, связанным с употреблением опиоидов (OUD), которое в настоящее время уносит 130 жизней каждый день. 1 Несмотря на существование эффективного, потенциально спасающего жизнь лечения, слишком немногие из примерно 2 миллионов человек в Соединенных Штатах с OUD получают надлежащую помощь. 2 Таким образом, одним из краеугольных камней текущих федеральных усилий по обращению вспять опиоидного кризиса является значительное расширение предоставления эффективных методов лечения, включая лекарства от ОУД (MOUD), 3 , в то же время поддерживая разработку новых терапевтических средств для OUD и передозировок. 4
Основным препятствием на пути этих усилий является подавляющая стигматизация людей с OUD и другими расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ (SUD). 5 Стигма препятствует прогрессу на всех этапах профилактики, лечения и выздоровления. При уходе за людьми с SUD медицинские работники могут непреднамеренно способствовать или увековечивать стигму. Люди с расстройствами, связанными с употреблением наркотиков или алкоголя, — более 20 миллионов американцев 2 — слишком часто подвергаются осуждению, плохому обращению и нелечению со стороны тех самых людей, которые стремятся им помочь и которые, рассматривая ВНГ не как хроническое заболевание, а как моральную слабость, оправдывают отказ в помощи. 6
Стигматизация людей с ВНС Наркомания — это медицинское расстройство, характеризующееся глубокими изменениями в мозговых цепях в результате многократного воздействия психоактивных веществ. 7 Чаще встречаются у людей с генетическими факторами, факторами риска окружающей среды или развития, эти изменения влияют на обработку вознаграждения, которая необходима для мотивации и определения приоритетов поведения; исполнительная функция, необходимая для саморегуляции; и настроение, необходимое для хорошего самочувствия. 8 Несмотря на то, что был достигнут прогресс в понимании коренных причин зависимости, многие медицинские работники продолжают поддерживать стигматизирующие взгляды на людей с НСС. 9
Стигматизация зависимости и риск потери работы или опеки над детьми могут удерживать людей с НВС от обращения за лечением. 5 Без систематического скрининга боязнь стигмы может привести к тому, что зависимость останется невыявленной, поскольку люди неохотно рассказывают врачам о своем употреблении психоактивных веществ. 10 А поскольку никто не хочет считать себя «наркоманом» — ярлык, который косвенно пристыжает и осуждает, — люди, чья жизнь буквально зависит от лечения, могут даже не признать себе или своим близким, что у них есть проблема.
На пути преодоления стигматизирующего отношения к людям с ССН большие препятствия. Люди с SUD могут нарушать социальные нормы таким образом, что отчуждают их даже от своих семей и друзей. Они могут лгать или воровать, чтобы поддержать свою проблему с наркотиками 11 и вести себя агрессивно во время синдрома отмены 12 или во время психотического эпизода, вызванного наркотиками. 13 В результате, люди с SUD могут подвергаться суровому осуждению. Признавая эти препятствия, устранение стигмы является неотъемлемой частью стратегии Министерства здравоохранения и социальных служб США (HHS) из 5 пунктов по преодолению опиоидного кризиса. HHS, с которым связаны авторы, решает проблему стигматизации в нескольких точках соприкосновения, например, поощряя суды по делам о наркотиках как альтернативу тюремному заключению и определяя особые проблемы и решения для людей, живущих в сельских общинах. 14
Стигма против лечения ВНС На протяжении десятилетий система лечения наркомании в Соединенных Штатах была в значительной степени отделена от остального здравоохранения, и эта реальность одновременно проистекает из стигмы и подпитывает ее. Хотя MOUD в настоящее время признан золотым стандартом в лечении OUD, программы лечения опиоидами 15 , которые десятилетиями предлагали метадон людям с OUD, остаются единственным источником этого эффективного лекарства. 16 К сожалению, сообщества часто рассматривают их как потенциальные места совершения преступлений, связанных с наркотиками. Проблема «не у меня на заднем дворе» является примером стигмы, которая продолжает представлять проблему не только для программ лечения опиоидов, но и для других учреждений, пытающихся обслуживать людей с OUD. Текущие усилия HSS по интеграции услуг по охране психического здоровья и первичной медико-санитарной помощи сосредоточены на расширении доступа к лечению ВНС, особенно в недостаточно обслуживаемых и сильно пострадавших сообществах.
Одним из способов продвижения интегрированной помощи является устранение препятствий на пути координации. Правила, установленные для защиты конфиденциальности пациентов, в первую очередь Закон о переносимости и подотчетности медицинского страхования (HIPAA) и положения Свода федеральных правил о сохранении конфиденциальности записей пациентов с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ (42 CFR, часть 2), имели непреднамеренные последствия. препятствовать надлежащей интеграции данных в разных учреждениях по уходу, что приводит к пересмотру последних. 18 Центр передового опыта в области комплексных медицинских решений, финансируемый Управлением по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и службами охраны психического здоровья (SAMHSA) и управляемый Национальным советом по поведенческому здоровью, является ресурсом, помогающим клиницистам получить доступ к данным, которые им необходимы для адаптации лечебных вмешательств во время сохранение конфиденциальности пациентов. 19
Утверждение в 2002 году частичного агониста опиоидов, бупренорфина, стало важным шагом на пути к большей интеграции лечения наркомании с остальным здравоохранением, позволив медикаментозное лечение наркомании в рамках первичной медико-санитарной помощи. 20 Бупренорфин может быть назначен любым врачом, ассистентом врача или практикующей медсестрой, и он доступен во все большем количестве устойчивых к неправильному использованию препаратов с пролонгированным высвобождением (имплантаты, инъекции депо).
В 2019 году Национальные академии наук, инженерии и медицины опубликовали отчет о MOUD. Его заключение было сформулировано убедительно, в нем говорилось, что бупренорфин, метадон и налтрексон спасают жизни и эффективны в сокращении незаконного употребления опиоидов, сокращении рецидивов, защите от передозировок, стимулировании участия в лечении, снижении преступной вовлеченности и улучшении функционирования.
Отделение систем лечения наркомании от остальной системы здравоохранения в Соединенных Штатах является как следствием стигматизации, так и ее подпиткой.
Понимание критической роли лекарств в лечении OUD медленно проникает не только в систему здравоохранения, но и в систему правосудия. До 65% заключенных страдают ССН, но доказательно обоснованное лечение в заключении по-прежнему трудно найти. 23 Хотя, безусловно, существуют практические препятствия, отсутствие лечения также связано с ложным убеждением, что использование агонистов или частичных агонистов просто заменяет одну зависимость другой. 24 Это заблуждение сохраняется, несмотря на существующие доказательства того, что предоставление MOUD заключенным с OUD может иметь множество преимуществ, включая меньший риск передозировки после освобождения. 25,26
Кроме того, было доказано, что меры по снижению вреда, такие как программы обмена шприцев (SSP), которые предоставляют чистые иглы, тестирование на ВИЧ и другие услуги людям, употребляющим инъекционные наркотики, улучшают результаты и не поощряют или не увеличивают употребление наркотиков. 27 По этой причине Управление помощника министра здравоохранения, Управление главного хирурга и Центры по контролю и профилактике заболеваний публично поддержали всеобъемлющие SSP как способ предотвращения распространения инфекционных заболеваний и подключения людей к Забота. 28
Исследования показывают, что смягчить стигму, связанную с нарушениями психического здоровья, включая SUD, сложно. 29 Общественное просвещение и повышение уровня грамотности в отношении медицинских (а не моральных) оснований психических заболеваний могут уменьшить чувство вины и увеличить количество обращений за медицинской помощью, хотя неясно, уменьшают ли эти меры стигматизирующее отношение. Наиболее эффективными мерами по снижению стигмы являются те, которые расширяют контакты между пострадавшим населением и более широкими слоями населения. 29 Чем больше людей напрямую связаны с людьми с психическими заболеваниями или зависимостями, тем меньше вероятность того, что они будут морализировать, стигматизировать и дискриминировать этих людей.
Широкая доступность лечения ВНС в учреждениях первичной медико-санитарной помощи и других медицинских учреждениях, таких как отделения неотложной помощи, поможет уменьшить стигматизацию в отношении НСН, опровергнув предположение, что это является моральным недостатком. HHS возглавляет уникальные инициативы, расширяющие доступ к качественному лечению ВНС. Штатам была предоставлена гибкость для разработки демонстраций, которые улучшают доступ к высококачественному, клинически подходящему лечению для получателей Medicaid с SUD. 30 Покрытие Medicare для услуг по лечению OUD, предоставляемых программами лечения опиоидами, теперь расширено. 31 Благодаря этим достижениям HHS поддерживает предоставление услуг по лечению и восстановлению и тем самым снижает стигматизацию.
Чтобы расширить доступ к медицинской помощи, мы призываем врачей различных специальностей, а также практикующих медсестер и фельдшеров пройти обучение по распознаванию зависимости и, при необходимости, направлению пациентов на лечение или самостоятельному началу лечения. Это обучение должно подготовить медицинских работников к отказу от назначения бупренорфина, когда это возможно.
Наконец, чтобы уменьшить стигму, политика системы здравоохранения должна также гарантировать, что весь персонал сохраняет достоинство пациентов с SUD, начиная со стандартов общения, которые избегают стигматизирующих выражений. 32,33 Также должны быть установлены процедуры для юридической и финансовой защиты тех, кто ищет и получает надлежащее лечение НСС, например, обеспечение соблюдения законов о паритете, которые требуют, чтобы страховые компании покрывали доказательно обоснованные консультации по употреблению психоактивных веществ и лекарства в той же степени, что и лечение. при любых других хронических заболеваниях.
История неоднократно показывает, что прогресс в преодолении кризиса общественного здравоохранения достигается тогда, когда заболевание выводится из тени. Медицинские работники и все работники системы здравоохранения, включая страховщиков, обязаны с этической точки зрения относиться к людям с внебольничным дисфункцией с таким же достоинством и уважением, как и к любой другой группе пациентов. Прогресс в борьбе с текущим опиоидным кризисом зависит от изменения отношения от вины, стыда и стигмы к уважению и состраданию.
Подробнее
- Политика в области этики и здравоохранения,
- Детерминанты здоровья/Общественное здравоохранение,
- Межпрофессионализм/уход в команде,
- Психическое здоровье/употребление психоактивных веществ
Каталожные номера
Министерство здравоохранения и социальных служб США.
Что такое опиоидная эпидемия в США? https://www.hhs.gov/opioids/about-the-epidemic/index.html. Отзыв проверен 4 сентября 2019 г. По состоянию на 21 апреля 2020 г.
Центр статистики и качества поведенческого здоровья, злоупотребления психоактивными веществами и управления психиатрическими услугами. Результаты Национального исследования по употреблению наркотиков и здоровью 2018 года: подробные таблицы, оценки распространенности, стандартные ошибки, значения P и размеры выборки . https://www.samhsa.gov/data/sites/default/files/cbhsq-reports/NSDUHDetailedTabs2018R2/NSDUHDetailedTabs2018.pdf. Опубликовано в августе 2019 г. По состоянию на 27 марта 2020 г.
Министерство здравоохранения и социальных служб США. 5-точечная стратегия борьбы с опиоидным кризисом. https://www.hhs.gov/opioids/about-the-epidemic/hhs-response/index.html. Пересмотрено 7 августа 2018 г. По состоянию на 20 февраля 2020 г.
- Коллинз Ф.С., Корошец В.Дж.
, Волков Н.Д. Помощь в избавлении от зависимости в долгосрочной перспективе: план исследований для инициативы NIH HEAL. ДЖАМА. 2018;320(2):129-130.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
Цай А.С., Кианг М.В., Барнетт М.Л. и др. Стигма как фундаментальное препятствие для реагирования на кризис передозировки опиоидами в США. ПЛОС Мед . 2019;16(11):e1002969.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
- Бренер Л., фон Хиппель С., Хорвиц Р., Хэмвуд Дж.
Влияние плюралистического невежества на оказание медицинской помощи людям, употребляющим инъекционные наркотики.
J Health Psychol.
2015;20(9):1240-1249.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
- Кооб Г.Ф., Волков Н.Д.
Нейросхема зависимости.
Нейропсихофармакология.
2010;35(1):217-238.
Посмотреть статью пабмед Google Ученые
- Волков Н.Д., Кооб Г.Ф., Маклеллан А.Т.
Нейробиологические достижения от модели зависимости от болезни мозга.
N Eng J Med.
2016;374(4):363-371.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
Ривера А.В., ДеКуир Дж., Кроуфорд Н.Д., Амести С., Льюис С.Ф. Внутренняя стигматизация и использование стерильных шприцев среди потребителей инъекционных наркотиков в Нью-Йорке, 2010–2012 годы. Наркотики Алкоголь Зависимость . 2014; 144:259-264.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
McNeely J, Kumar PC, Rieckmann T, et al. Барьеры и факторы, влияющие на проведение скрининга на употребление психоактивных веществ в клиниках первичной медико-санитарной помощи: качественное исследование пациентов, поставщиков и персонала. Научная клиника наркоманов Практика . 2018;13(1):8.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
Бюро статистики юстиции, Министерство юстиции США. Наркотики и криминальные факты. https://www.bjs.gov/content/dcf/duc.cfm. Пересмотрено 7 апреля 2020 г. По состоянию на 7 апреля 2020 г.
Гилкрист Г.
, Деннис Ф., Рэдклифф П., Хендерсон Дж., Ховард Л.М., Гэдд Д. Взаимодействие между употреблением психоактивных веществ и насилием со стороны интимного партнера: метаэтнография. Международная политика в отношении наркотиков . 2019;65:8-23.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
Зарраби Х., Халхали М., Хамиди А., Ахмади Р., Завармусави М. Клинические особенности, течение и лечение метамфетаминового психоза у психиатрических стационаров. BMC Психиатрия . 2016;16:44.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
Управление национальной политики по контролю над наркотиками. Руководство для сельских сообществ: создание более сильных, здоровых и свободных от наркотиков сельских сообществ. https://www.usda.gov/sites/default/files/documents/rural-community-action-guide.pdf. По состоянию на 20 февраля 2020 г.
- Кротти К., Фридман К.И., Кампман К.М.
Резюме целенаправленного обновления Национального практического руководства ASAM по лечению расстройств, связанных с употреблением опиоидов.
J Наркоман Мед. 2020;14(2):99-112.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
Национальные академии наук, инженерии и медицины. Лекарства от расстройств, связанных с употреблением опиоидов, спасают жизни . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий; 2019.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрической помощи. Краткое руководство по интеграции поведенческого здоровья для поставщиков первичной медико-санитарной помощи сети социальной защиты. https://www.thenationalcouncil.org/wp-content/uploads/2020/01/Website-Resources.pdf?daf=375ateTbd56. По состоянию на 8 июня 2020 г.
Hu LL, Sparenborg S, Tai B. Защита конфиденциальности для пациентов с проблемами, связанными с употреблением психоактивных веществ. Реабилитация жертв жестокого обращения . 2011;2:227-233.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
Национальный совет поведенческого здоровья.
Центр передового опыта интегрированных решений в области здравоохранения. https://www.thenationalcouncil.org/integrated-health-coe/. По состоянию на 8 июня 2020 г.
Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрической помощи. SAMHSA Evaluation of the Impact of DATA Waiver Program: сводный отчет. https://www.samhsa.gov/sites/default/files/programs_campaigns/medication_ Assistance/evaluation-impact-data-waiver-program-summary.pdf. Опубликовано 30 марта 2006 г. По состоянию на 21 апреля 2020 г.
Moran GE, Snyder CM, Noftsinger RF, Noda JK. Внедрение медикаментозного лечения расстройств, связанных с употреблением опиоидов, в сельской первичной медико-санитарной помощи: сканирование окружающей среды. Том 1. Публикация AHRQ 17(18)-0050-EF 2017. Роквилл, Мэриленд: Агентство медицинских исследований и качества; 2017. https://integrationacademy.ahrq.gov/sites/default/files/mat_for_oud_environmental_scan_volume_1_1.pdf. По состоянию на 9 июня 2020 г.
Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрической помощи. Медикаментозное лечение: учебные материалы и ресурсы. https://www.samhsa.gov/medication- Assistance-treatment/training-materials-resources. Обновлено 5 сентября 2019 г.. По состоянию на 9 июня 2020 г.
Национальный центр наркомании и злоупотребления психоактивными веществами, Колумбийский университет. За решеткой 2: Злоупотребление психоактивными веществами и количество заключенных в Америке . https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED509000.pdf. Опубликовано в феврале 2010 г. По состоянию на 9 июня 2020 г.
- Уэйкман С.Е.
Почему нецелесообразно не лечить заключенных с помощью терапии опиоидными агонистами.
AMA J Этика.
2017;19(9):922-930.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
- Грин Т.С., Кларк Дж., Бринкли-Рубинштейн Л. и др.
Передозировка со смертельным исходом после заключения после применения лекарств для лечения зависимости в исправительной системе штата.
Джама Психиатрия. 2018;75(4):405-407.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
Бринкли-Рубинштейн Л., Маккензи М., Макмаду А. и др. Рандомизированное открытое исследование продолжения приема метадона по сравнению с принудительным отказом от наркотиков в комбинированной тюрьме и тюрьме США: результаты через 12 месяцев после освобождения. Наркотики Алкоголь Зависимость . 2018;184:57-63.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
Центры по контролю и профилактике заболеваний. Краткое изложение информации о безопасности и эффективности программ обмена шприцев (SSP). https://www.cdc.gov/ssp/syringe-services-programs-summary.html. По состоянию на 9 июня 2020 г.
Центры по контролю и профилактике заболеваний. CDC выпускает материалы о программах обмена шприцев. https://www.cdc.gov/nchhstp/dear_colleague/2019/dcl-052319-SSP.html. Опубликовано 23 мая 2019 г. По состоянию на 9 июня 2020 г.
Corrigan PW, Nieweglowski K.
Стигма и повестка дня общественного здравоохранения в связи с опиоидным кризисом в Америке. Международная политика в отношении наркотиков . 2018;59:44-49.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
Центры услуг Medicare и Medicaid. 1115 Демонстрации расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. https://www.medicaid.gov/resources-for-states/innovation-accelerator-program/program-areas/substance-use-disorders/1115-substance-use-disorder-demonstrations/index.html. По состоянию на 7 апреля 2020 г.
Центры услуг Medicare и Medicaid. Информационный бюллетень о выставлении счетов и оплате программ Medicare по лечению опиоидами (OPTs). https://www.cms.gov/files/document/otp-billing-and-payment-fact-sheet.pdf. По состоянию на 7 апреля 2020 г.
Botticelli M. Стигма и расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ: преодоление барьеров на пути лечения и разумная государственная политика.