Статья 137 семейного кодекса рф: СК РФ Статья 137. Правовые последствия усыновления ребенка \ КонсультантПлюс

Ст. 137 СК РФ. Правовые последствия усыновления ребенка

1. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

2. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам).

3. При усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель — мужчина, или по желанию отца, если усыновитель — женщина.

4. Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка.

Право родственников умершего родителя на общение с усыновленным ребенком осуществляется в соответствии со статьей 67 настоящего Кодекса.

5. О сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка.

6. Правовые последствия усыновления ребенка, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении этого ребенка.

См. все связанные документы >>>

< Статья 136. Запись усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка

Статья 138. Сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия >

1. При усыновлении (удочерении) усыновитель принимает на себя по отношению к ребенку, который не является его сыном или дочерью, все те обязанности, которые законом возложены на его физических родителей, и приобретает все права, которыми пользуются его родители.

Речь, в частности идет о правах несовершеннолетних детей, предусмотренных главой 11 СК и правах и обязанностях родителей, предусмотренных главой 12 СК.

Кроме того, речь также идет о правах и обязанностях, предусмотренных другими отраслями права. В результате усыновления возникают отношения, которые регулируются не только нормами семейного права, но и нормами гражданского, жилищного, трудового законодательства и других отраслей права. Так, в соответствии с нормами наследственного права при наследовании по закону усыновленные по отношению к усыновителям, а усыновители по отношению к усыновленным являются наследниками первой очереди (ст. 1147 ГК). Усыновители, являясь законными представителями несовершеннолетних усыновленных детей, совершают гражданские сделки от имени детей, не достигших 14 лет (малолетних), и дают согласие на совершение сделок детьми в возрасте от 14 до 18 лет (ст. ст. 26, 27 ГК).

В качестве членов семьи собственника или нанимателя жилого помещения усыновленные приобретают право пользования жилым помещением усыновителей на основании ст. ст. 292, 677, 679 ГК РФ, ст. ст. 31, 69 и других статей ЖК РФ. Такое же право может возникнуть у усыновителей в отношении жилого помещения усыновленного.

Усыновитель вправе вселить в жилое помещение усыновленного ребенка (жилое помещение занимается усыновителем и членами его семьи по договору найма жилого помещения или по договору социального найма жилого помещения) без согласия других членов семьи наймодателя и без учета требований законодательства о норме жилой площади на одного человека.

Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети — наравне с родными детьми, тогда как отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.

Данные права и обязанности возникают лишь после того, как решение суда об усыновлении вступит в законную силу. В п. 7 Постановления от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» Верховный Суд РФ отметил, что не может быть рассмотрен одновременно с просьбой об усыновлении иск о защите имущественных прав ребенка, например о праве собственности на движимое и (или) недвижимое имущество, перешедшее ему по договору дарения, в порядке наследования либо приватизации жилья.

Комментируемая статья предусматривает установление правовых отношений не только с усыновителем, но также со всеми родственниками последнего по происхождению. В данном случае речь идет о такой степени родства, наличие которой влечет за собой в предусмотренных законом случаях возникновение каких-либо прав или обязанностей. Усыновление по своим последствиям приравнено законом к последствиям, порождаемым фактом кровного родства. В результате у усыновленного возникают семейные правоотношения с родителями усыновителя (т.е. с дедом, бабушкой), его детьми, братьями и сестрами и др.

Семейное законодательство закрепляет также и такое последствие усыновления, как запрет на заключение брака между усыновителем и усыновленным (ст. 14 СК).

2. В результате усыновления одновременно прекращается правовая связь усыновленного с его кровными родителями и его другими родственниками. Соответственно наступают такие последствия, как прекращение правоотношений усыновленного со своими кровными родителями и их родственниками. Такое положение наступает во всех случаях, когда ребенка усыновляют супруги, которые становятся его родителями. При этом прекращаются все вышеуказанные права и обязанности.

По общему правилу все отношения между родителями (другими родственниками) и детьми прекращаются с момента вступления в законную силу судебного решения об усыновлении, за исключением тех случаев, когда родители утратили свои права по отношению к детям ранее (в связи с лишением их родительских прав или в связи с передачей ребенка под опеку или попечительство, в приемную семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

3. Как следует из п. 3 комментируемой статьи, если ребенок усыновляется одним лицом, то возможно сохранение правовой связи между ним и родителем противоположного пола. Такое же возможно и в отношении его родственников. Такое положение, как правило, имеет место, когда ребенка усыновляет отчим или мачеха.

4. В п. 4 комментируемой статьи сделана отсылка к ст. 67 СК (см. комментарий к ней). Согласно указанной статье дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

5. Суд должен отметить в своем решении, что усыновленный ребенок сохраняет отношения с одним из родителей или с родственниками умершего родителя. Более конкретно об этом говорится в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей». В соответствии с указанным пунктом в резолютивной части решения об усыновлении, которым заявление усыновителей (усыновителя) было удовлетворено, необходимо указать об удовлетворении просьбы заявителей (заявителя) об усыновлении ребенка, о признании ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) с указанием всех данных об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимых для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния, в том числе о записи усыновителей (усыновителя) в качестве родителей в книге записей рождений, об изменении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ребенка, а также о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного или родственников его умершего родителя, если эти вопросы были положительно разрешены судом по просьбе заявителя либо заинтересованных лиц (часть 1 статьи 274 ГПК РФ).

6. Усыновление относится к числу особых юридических фактов (актов гражданского состояния), которые подлежат специальной регистрации в актовых книгах органов ЗАГС, однако в п. 6 комментируемой статьи подчеркивается, что правовые последствия усыновления ребенка наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении этого ребенка.

Комментарий к статье 137. СК РФ

1. Усыновление ребенка влечет жизненно важные правовые последствия как для самого ребенка, так и для усыновителя и их родственников, они заключаются в полном приравнивании усыновленного ребенка в личных и имущественных правах и обязанностях к родным детям усыновителя на основании произведенного в соответствии с требованиями закона усыновления. Усыновление устанавливает для усыновителя и его родственников и для усыновленного и его потомства такие же права и обязанности, как и предусмотренные законом в отношении родителей и детей, связанных кровным родством. Такое уравнивание в правах и обязанностях усыновленного ребенка и усыновителя обеспечивает возникновение между ними целого комплекса отношений, регулируемых наряду с нормами семейного законодательства, нормами гражданского, жилищного, трудового законодательства и других отраслей законодательства. Так, в соответствии с нормами наследственного права при наследовании по закону усыновленные по отношению к усыновителям, а усыновители по отношению к усыновленным являются наследниками первой очереди. Усыновители, являясь законными представителями несовершеннолетних усыновленных детей, совершают гражданские сделки от имени детей, не достигших 14 лет (малолетних), и дают согласие на совершение сделок детьми в возрасте от 14 до 18 лет (ст. ст. 26, 27 ГК РФ). Усыновители несут гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним ребенком, не достигшим 14 лет, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1073 ГК РФ). Субсидиарную (дополнительную) ответственность несут усыновители за вред, причиненный детьми в возрасте от 14 до 18 лет, при отсутствии у детей доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда (ст. 1074 ГК РФ). В результате усыновления прекращаются полностью или частично правоотношения между усыновленным ребенком и его кровными родителями и их родственниками.

2. Исходя из смысла закона, усыновители в первую очередь наделяются родительскими правами и обязанностями, которые утрачивают кровные родители ребенка. В интересах ребенка правовая связь может быть сохранена с родителем усыновленного ребенка и его родственниками, независимо от согласия усыновителя (п. п. 3 и 4 ст. 137 СК РФ).

3. Сохранение правоотношений между усыновленным ребенком и его родителем должно соблюдаться при усыновлении ребенка одним лицом. Таким образом, законодатель сохраняет правовые отношения ребенка с родителем противоположного усыновителю пола. В резолютивной части решения об усыновлении должно быть указано о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного или родственников его умершего родителя (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8).

4. Норма предусматривает возможность сохранения имущественных и личных неимущественных правоотношений, включая право на общение ребенка с родственниками умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка. Порядок общения усыновленного ребенка и родственников умершего родителя может быть определен по соглашению между усыновителями и родственниками умершего родителя, а при отсутствии соглашения — по решению органа опеки и попечительства.

5. Положение, допускающее возможность сохранения правовых отношений усыновленного ребенка и с другими близкими родственниками, отражает гуманность семейного законодательства России. Решение о сохранении правовых отношений может быть принято судом и при отсутствии согласия усыновителя.

6. Решение суда об усыновлении, вступившее в законную силу, порождает правоотношения между усыновленным ребенком (и его потомством) и усыновителями (и их родственниками) независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка.

Microsoft Word — 098_ICSDCBR.doc

%PDF-1.3 % 31 0 объект >>>]/ON[59 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[59 0 R 98 0 R]>>/Страницы 3 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 97 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 102 0 R>> эндообъект 58 0 объект >поток 2019-11-11T12:32:26ZWord2019-11-18T23:26:47+01:002019-11-18T23:26:47+01:00Mac OS X 10.

13.6 Quartz PDFContextapplication/pdf
  • Microsoft Word — 098_ICSDCBR.doc
  • UUID:f4510f35-5470-4da3-98dd-e9cf96ae38e8uuid:03021bf7-7cea-4c40-928e-132feb6315b6 конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 2 0 объект >/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>> эндообъект 14 0 объект >/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>> эндообъект 18 0 объект >/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>> эндообъект 27 0 объект >/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>> эндообъект 148 0 объект >поток HWnX}Wp( 醓iPˤZOU8Adspoke sNU r^NxÓrrh]5 #X. U]UO’oN=Y0grMoospokezgaQox #(67XѼYrP_NAHFw~N/kaU_3m6})TM ㌠

    Экономисты могут быть полезны в эпоху зеленой промышленной политики — Центр глобальной энергетической политики Колумбийского университета

    В недавней статье моего коллеги Роберта Джонстона «Объяснение энергии» подчеркивается глобальная тенденция к крупномасштабному государственному вмешательству для поддержки отечественного производства экологически чистой энергии. .[1] Когда президент Байден обнародовал свой план по одновременному сокращению выбросов парниковых газов и поддержке производства экологически чистой энергии в Америке, Джейсон Фурман из Гарварда повторил то, что было на уме у многих экономистов: «Разве мне одному все равно, где производятся ветряные турбины? ?»

    В то время как «зеленая промышленная политика» является горячей темой среди экспертов по климату, [2] экономисты — за некоторыми исключениями — избегают ее. Гораздо чаще дешевый импорт чистых технологий, таких как солнечная энергия, отмечается как ключевая причина успехов декарбонизации на сегодняшний день. Но экономические инструменты могут внести важный вклад в разработку более разумных и успешных стратегий промышленной политики в условиях важного перехода к экономике с нулевыми выбросами.

    Пессимизм в отношении промышленной политики

    Экономисты пренебрежительно относятся к промышленной политике. В недавней статье Майкл Мангер из Университета Дьюка утверждает, что в либеральной демократии социально выгодная стратегия государственной поддержки отечественной промышленности не может быть устойчивой, потому что политические деятели предпочтут усилить свою власть над общим благом.[3] Другие утверждают, что политики не могут определить социально выгодную промышленную политику в первую очередь из-за отсутствия достаточной информации о работе экономики и о том, как она будет развиваться в будущем.

    Возражения экономистов против промышленной политики не обязательно исходят из фанатизма свободного рынка — они признают основные проблемы, возникающие из-за таких факторов, как внешние эффекты и рыночная власть. Вместо этого возражения отражают пессимизм в отношении способности правительств улучшить неоптимальные рыночные результаты, за исключением узкого и целенаправленного подхода.

    Политики должны серьезно отнестись к этим опасениям. В конце концов, политика, отдающая предпочтение отечественным производителям, а не иностранным, часто увеличивает издержки для потребителей или налогоплательщиков. И предыдущие попытки поддержать отечественную промышленность принесли столько же неудач, сколько и успехов, и неудачи оставили пагубное наследие в виде протекционистской политики, такой как закон Джонса, который требует, чтобы товары перевозились между портами США на американских кораблях.

    Возрастающая неуместность противодействия зеленой промышленной политике

    Правительства всегда оказывали поддержку отечественной промышленности, но строгое противодействие промышленной политике означает, что лучше ничего не делать для поддержки отечественных субъектов. Предписания избегать поддержки отечественных предприятий и сообществ посредством энергетического перехода быстро теряют свою политическую актуальность, в частности, из-за значительных рисков бездействия .

    Глобальный переход к чистой энергии ускоряется, и ожидается, что в ближайшие десятилетия выбросы парниковых газов сократятся. (Справедливости ради следует отметить, что темпы сокращения весьма неопределенны, а выбросы еще не начали сокращаться! [5]) Ожидаемое снижение выбросов — недавнее явление (рис. 1), представляющее огромный риск для зависящих от ископаемого топлива экономики. Интуитивно моделирование обезуглероживания мировой экономики показывает снижение экономической конкурентоспособности крупных стран-производителей ископаемого топлива, таких как США.[6]

    Корпорация, которая ожидает, что спрос на ее продукцию замедлится или снизится, будет безрассудно не изменить свою стратегию. Точно так же перед лицом обезуглероживания энергетических систем было бы безрассудно со стороны правительств предлагать пути к нулевым выбросам и просто скрестить пальцы в надежде, что отечественные предприятия и сообщества, зависящие от ископаемого топлива, успешно справятся с переходом. [7]

    Конечно, оборотной стороной снижения спроса на ископаемое топливо являются уникальные возможности извлечь выгоду из развивающихся рынков для технологий, которые могут доминировать в экономике экологически чистой энергии. Правительства приступили к действиям. Можно провести прямую линию между недавними планами государственных инвестиций Китая[8], США,[9] и Европейский союз[10], все из которых стремятся поддержать отечественных производителей низкоуглеродных технологий. У малых стран нет иного выбора, кроме как последовать их примеру.

    Актуальный для политики вопрос больше не заключается в том, проводить ли промышленную политику (если она когда-либо проводилась), а скорее в том, как разработать стратегии, которые позволят отечественной промышленности добиться успеха в условиях обезуглероживания экономики, сводя при этом к минимуму существенные политические риски.

    Экономисты могут помочь в разработке более разумной зеленой промышленной политики

    Поскольку правительства все чаще вмешиваются в декарбонизацию энергетических систем по всему миру, экономисты могут внести свой вклад в более разумные и стратегические подходы. [11]

    Во-первых, промышленная политика выиграла бы от строгой концептуальной основы. Администрация Байдена заявляет, что ее промышленная стратегия сосредоточена на областях, «где опора на частную промышленность… не позволит мобилизовать инвестиции, необходимые для достижения наших основных экономических интересов и интересов национальной безопасности», что является достаточно разумным критерием, но в нем недостаточно деталей, чтобы его можно было применить для принятия мер. конкретные решения.[12] (Например, он не реагирует на апатию Джейсона Фурмана по поводу того, где строятся ветряные турбины.)

    Экономисты могут помочь составить каталог множества причин, по которым рынки не смогут обеспечить плавный энергетический переход, а также политические меры, которые помогут преодолеть эти провалы рынка. Значительное внимание было уделено сквозным рыночным сбоям, таким как ущерб, вызванный изменением климата, и недостаточное обеспечение НИОКР. Меньше внимания уделяется уникальным наборам рыночных сбоев, которые препятствуют развитию практически всех важных технологий обезуглероживания — от электромобилей[13] до ядерной энергетики следующего поколения[14] и чистого водорода[15] — и необходимости устойчивые цепочки поставок для поддержки развертывания этих технологий.

    Оценка возможных корректировок этих рыночных сбоев включает в себя выявление политических рисков, и лица, определяющие политику, могут более серьезно относиться к этим предупреждениям, когда они сообщаются как правдоподобные корректировки политики, а не как категорическое возражение. Например, экономисты обычно выступают против положений «Покупайте американское», согласно которым часть государственных закупок должна производиться в стране из-за преимуществ трансграничной торговли.[16] Но недиверсифицированные и ненадежные цепочки поставок также представляют собой серьезные риски. Креативные стратегии, которые поощряют устойчивые международные цепочки поставок в группах объединенных стран, отражают золотую середину между протекционизмом и свободной торговлей. Администрация Байдена поддерживает такую ​​политику «френдшоринга».[17]

    Другим важным способом, которым экономисты могут внести свой вклад в стратегии промышленной политики, является тщательный анализ данных. Переходы к чистому нулю беспрецедентны, поэтому существует мало данных, на основе которых можно разработать стратегии политики. Это быстро изменится в эпоху зеленой промышленной политики.

    В 2019 году Нобелевская премия была присуждена трем экономистам, которые помогли заново изобрести область экономики развития, сосредоточив внимание не столько на радикальных теориях сокращения бедности, сколько на целенаправленных вмешательствах с экспериментальными подходами к оценке, основанными на данных.[18] Подобные подходы могут помочь определить успешную и неуспешную промышленную и местную политику. Только в Соединенных Штатах двухпартийный закон об инфраструктуре и закон о снижении инфляции включают в себя десятки мер и миллиарды долларов инвестиций в определенные технологии, отрасли или сообщества — каждый из них можно рассматривать как эксперимент, результаты которого необходимо будет оценить. в ближайшие годы. Эти выводы помогут политикам разработать более эффективную политику путем проб и ошибок.

    Многие экономисты уже усердно работают. И результаты могут удивить. Например, Дани Родрик из Гарварда утверждает, что преобладающий акцент промышленной политики на производства рабочих мест неуместен, и политика должна быть нацелена на отрасли, которые могут предоставить высококачественные рабочие места в будущем, включая более мелкие и более ориентированные на услуги сектора. .[19]

    Вспомогательная роль

    Противодействие экономистов промышленной политике часто выражается в рекомендации более скромной роли правительства. Чтобы быть полезными в эпоху зеленой промышленной политики, экономистам, возможно, придется принять более скромную роль для себя, потому что сама по себе экономика не дает простых ответов о том, как помочь отечественным предприятиям и сообществам успешно пройти энергетический переход. Тем не менее, экономисты могут играть важную вспомогательную роль, предоставляя политикам данные и концепции, которые служат полезным вкладом в стратегии промышленной политики.

    Используя старую пословицу, лучшее время для работы экономистов над зеленой промышленной политикой было 20 лет назад; второе лучшее время сейчас.

    [1] Роберт («RJ») Джонстон, «Национализм промышленной политики: насколько нам следует беспокоиться?» Объяснение энергетики, Центр глобальной энергетической политики, 7 февраля 2023 г.

    [2] Бентли Аллан, Джоанна И. Льюис и Томас Оутли, «Зеленая промышленная политика и глобальная трансформация климатической политики», Глобальная экологическая политика 21,4 , 2021, 1–19.

    [3] Майкл Мангер, «Хорошая» промышленная политика невозможна: с приложением к AB5 и подрядчикам», Journal of Law, Economics, and Policy 17, № 3, 2022, 517.

    [ 4] Мэтью Иглесиас, «Закон Джонса, неясные правила судоходства 1920 года, душащие Пуэрто-Рико, объяснение. Протекционизм и эксплуатация в худшем виде», Vox, 9 октября 2017 г.

    [5] Международное энергетическое агентство, «Глобальные выбросы CO 2 в 2022 г. выросли меньше, чем первоначально опасались, поскольку рост чистой энергии компенсировал большую часть воздействия добычи угля». и использование нефти», 2 марта 2023 г.

    [6] J-F Mercure et al., «Reframing Incentives for Climate Policy Action», Nature Energy 6.12, 2021, 1133–1143.

    [7] Белый дом, «Экономический отчет президенту. Вместе с Ежегодным отчетом Совета экономических консультантов», глава 7, апрель 2022 г.

    [8] Институт политики безопасности и развития, «Сделано в Китае, 2025 г.», июнь 2018 г.

    [9] Белый дом, «Построение экономики экологически чистой энергии: руководство по инвестициям Закона о снижении инфляции в чистую энергию и действия по борьбе с изменением климата», январь 2023 г.

    [10] Европейская комиссия, «Промышленный план «Зеленый курс»: вывести европейскую отрасль с нулевыми выбросами», 1 февраля 2023 г.

    [11] Джейсон Бордофф и Меган Л. О’Салливан, «Новая энергия Приказ: как правительства будут трансформировать энергетические рынки», Foreign Affairs , июль/август 2022 г.

    [12] Белый дом, «Замечания директора NEC Брайана Диза о реализации современной американской промышленной стратегии», 13 октября 2022 г.

    [13] Газале Хаддадиан, Мохаммад Ходаяр и Мохаммад Шахидехпур, «Ускорение глобального внедрения электромобилей: барьеры и драйверы», Журнал «Электричество» 28.10.2015, стр. 53–68.

    [14] Бенито Миньякка, Джорджио Локателли и Тристано Саинати, «Дела, а не слова: барьеры и средства защиты для малых модульных ядерных реакторов», Energy 206, 2020, 118–137.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *