Ст. 132 ТК РФ. Оплата по труду
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
См. все связанные документы >>>
< Статья 131. Формы оплаты труда
Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда >
1. Комментируемая статья устанавливает критерии определения размера заработной платы, в качестве которых выступают квалификация работника, сложность труда, его количество и качество (см. коммент. к ст. 129). Надо отметить, что оплата труда работника зависит не только от этих критериев, но и от условий труда, от индивидуальных и коллективных достижений и других факторов, которые тем не менее всегда имеют объективный характер, т.
Основной смысл ч. 1 ст. 132 заключается в том, что заработная плата работника определяется не произвольно, а на основе установленных законодательством критериев, которые отражают значимость его труда, позволяют разумно и справедливо дифференцировать оплату труда работников в зависимости от объективных обстоятельств. Установление таких критериев — основа обеспечения справедливой заработной платы, которая гарантируется всем трудящимся в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966).
2. Заработная плата не ограничивается максимальным размером. Работник имеет право получить оплату, исчисленную на основе установленных критериев, без каких бы то ни было ограничений.
Отсутствие прямых ограничений — установления максимального размера заработной платы — не исключает косвенного воздействия на размер заработной платы.
3. В Российской Федерации запрещается дискриминация при установлении или изменении условий оплаты труда. Это своего рода конкретизация положений ст. 3 ТК, запрещающей дискриминацию в сфере труда, и ст. 22 ТК, обязывающей работодателя обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности. Запрещение дискриминации связано и с обеспечением справедливой заработной платы.
Понятие дискриминации, сформулированное в ст. 3 ТК, применительно к заработной плате может интерпретироваться как недопущение повышения либо снижения размера заработной платы, установления более (или менее) благоприятных условий оплаты труда в зависимости от обстоятельств и факторов, не связанных с критериями, определенными в ч. 1 комментируемой статьи. Основаниями дискриминации, т.е. необоснованного установления ограничений, исключений или предпочтений при установлении или изменении условий оплаты труда, могут выступать пол работника, его возраст, национальная или расовая принадлежность, социальное происхождение, имущественное положение, религиозные и политические убеждения и другие обстоятельства, не связанные с количеством и качеством затраченного работником труда.
На практике дискриминация в сфере оплаты труда бывает связана с различными обстоятельствами, например с прохождением испытания при приеме на работу: распространена практика установления работнику в период испытательного срока более низкой заработной платы по сравнению с работниками, выполняющими работу по той же должности (профессии, специальности), но уже прошедшими испытание. В качестве другого примера можно привести установление доплат (надбавок, персональных окладов) работникам, заключившим срочный трудовой договор, в том случае, когда они выполняют точно такую же работу, как работники, трудовые отношения которых не ограничены сроком.
В судебной практике признано дискриминационным оставление без изменения размера оклада работника, подлежавшего увольнению по сокращению штата, в то время как другим работникам, выполнявшим аналогичную работу, оклады были повышены почти в два раза (Определение ВС РФ от 08.12.1992).
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Статья 132 Трудового кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2023 год
Новая редакция Ст. 132 ТК РФ
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Комментарий к Статье 132 ТК РФ
Применение статей 3 и 132 Трудового кодекса РФ в совокупности дает основание утверждать: запрещается дискриминация в оплате труда в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Положительным в части 2 статьи 132 Трудового кодекса РФ является запрещение дискриминации не только при установлении, но и при изменении размеров и других условий оплаты труда. В каждой организации в любое время должна быть обеспечена равная оплата за равный труд. Этот принцип часто нарушается в организациях, где намечено сокращение штатов: повышая оплату труда тем, кто в дальнейшем будет продолжать работу, работодатель оставляет прежний оклад (тарифную ставку) лицам, предупрежденным о предстоящем увольнении, на те два месяца, которые должны пройти со дня предупреждения об увольнении до дня расторжения трудового договора. В результате увольняемый работник получает меньшие суммы не только в виде заработной платы, но и при производстве ему гарантийных выплат — выходного пособия, среднего заработка за два-три месяца после увольнения (ст. ст. 178 и 180 Трудового кодекса РФ) и пособия по безработице. Это происходит в связи с тем, что при исчислении среднего заработка в расчет идет его пониженная (по сравнению с работниками тех же профессий, должностей) оплата труда. В подобных случаях работник вправе обжаловать действия работодателя в установленном законом порядке.
Другой комментарий к Ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Статья 132 устанавливает один из принципов регулирования оплаты труда — оплату в зависимости от количества и качества труда без какой-либо дискриминации. Ее положения соответствуют ст. 2 ТК, устанавливающей в качестве принципа правового регулирования трудовых отношений обеспечение права каждого работника на справедливую оплату; ст. 21 ТК, устанавливающей право работника на заработную плату в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; ст. 22 ТК, устанавливающей обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
2. Для установления зависимости заработной платы работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества труда используются тарифные системы оплаты труда (см. ст. 143 ТК РФ и комментарий к ней).
3. В ст. 132 ТК РФ содержится важное правило о том, что заработная плата работников не ограничивается максимальным размером. В условиях, когда государство не использует методы прямого регулирования размера заработной платы и ее размер всецело определяется результатами труда, нормативное установление максимального размера заработной платы невозможно.
4. Часть 2 ст. 132 запрещает какую бы то ни было дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда, что соответствует требованиям Конвенции N 111 МОТ относительно дискриминации в области труда и занятий (ратифицирована СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г. // ВВС СССР. 1961. N 6. Ст. 58). Это означает, что запрещается установление ограничений и преимуществ в сфере оплаты труда в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми и профессиональными качествами работника, — пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям и т.п. В то же время деловые и профессиональные качества работника (квалификация, количество и качество работы, профессиональные особенности, наличие дополнительных профессиональных навыков, используемых в работе, ответственное отношение к должностным обязанностям и т.п.) не только могут, но и должны быть положены в основу дифференциации размеров оплаты труда.
5. Под дискриминацией в сфере оплаты труда следует понимать не только установление каких-либо ограничений, но и установление преимуществ не в связи с деловыми и профессиональными качествами работника. Исходя из этого следует признать правильным решение законодателя установить несовершеннолетним работникам, занятым на условиях сокращенного рабочего времени, оплату с учетом продолжительности их работы (при повременной оплате) или количества произведенной продукции (при сдельной оплате), поскольку в противном случае этим лицам предоставлялись бы преимущества по признаку возраста.
6. В качестве дискриминации в сфере оплаты труда следует рассматривать установление иных (отличающихся от установленных работникам аналогичной квалификации, выполняющим аналогичную работу) условий оплаты в период испытательного срока или предупреждения об увольнении (как по инициативе работника, так и по инициативе работодателя), что часто встречается на практике (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 8 декабря 1992 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 4). У работников, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере оплаты труда, есть право обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, т. е. о приведении условий оплаты их труда в соответствие с установленными для других работников.
Основные принципы российского трудового права
Эта статья является выдержкой из Справочника по трудовому праву России Awara, написанного нашими ведущими юристами по трудовому праву. В нем дается описание и анализ основных правовых вопросов, которые могут затронуть тех, кто хочет вести бизнес в России. Настоящее Руководство, безусловно, послужит надежным помощником в прохождении этого лабиринта нормативных актов и решений и поможет читателю избежать грубых ошибок, которые могут привести к значительным, но совершенно ненужным убыткам.
Открыть полное содержание Справочника по трудовому праву России Awara
- Обзор российского трудового законодательства и нормативных актов
- Основные принципы российского трудового права
- Различные формы занятости (часть 1)
- Различные формы занятости (часть 2)
- Иностранные сотрудники
- Трудовые договоры
- Расторжение трудовых договоров.
Время работы
- Праздники, еженедельные перерывы и каникулы
- Сверхурочная работа и административные вопросы в российском трудовом праве
- Руководство по труду: дисциплинарные вопросы, вопросы ответственности, споры
С точки зрения западного или, по крайней мере, европейского читателя, российское трудовое законодательство не является большим сюрпризом. Он допускает свободу договоренностей между сторонами, но обеспечивает дополнительную защиту работника. Эта защита осуществляется в форме установления минимальных стандартов занятости. В Трудовом кодексе Российской Федерации существует общее правило о том, что условия найма по индивидуальному трудовому договору не должны быть хуже условий, предусмотренных Трудовым кодексом и иными связанными с ним законами, коллективными договорами, договорами и правилами внутреннего распорядка. Некоторые положения закона являются обязательными и не могут быть изменены по соглашению сторон. Контракт, в котором работник согласился бы на условия ниже этих минимальных стандартов императивного закона, будет недействителен, и вместо него будут применяться положения закона (статья 57 Трудового кодекса).
Помимо минимальных стандартов и обязательных правил, закон содержит еще один механизм защиты работника. Это происходит в форме презумпций в пользу работника в определенных случаях, особенно в случаях, когда срок контракта не указан или когда нет письменного соглашения. В то же время важно подчеркнуть, что не существует общей всеобъемлющей презумпции того, что все сомнения в каждом случае должны толковаться в пользу работника, вопреки убеждениям некоторых профессоров трудового права, которые в последнее время пытались продвигать такую доктрину. . В действительности любой трудовой спор в России решается по гражданско-процессуальным нормам, применимым к гражданско-правовым спорам (на основании гражданского права), точно так же, как они применяются к трудовым спорам. Эти правила, в частности, гласят, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в своих требованиях или своих возражениях 9.0041 [1] .
Трудовой договор заключается в письменной форме. При отсутствии письменного договора предполагается, что трудовой договор фактически заключен с момента фактического поступления работника на работу с ведома работодателя или по его распоряжению или распоряжению его представителя (ст. 16 Трудового кодекса). ), и работник будет пользоваться всеми правами, предусмотренными законом (это очень близко к подразумеваемому договору в британском трудовом праве). При отсутствии письменного соглашения возникает риск того, что фактические намерения сторон будут проигнорированы, а вместо этого работник получит защиту на самых благоприятных условиях трудового законодательства. Например, такое соглашение между работодателем и работником может трактоваться как бессрочный договор вместо срочного (ст. 58 Трудового кодекса).
Изменения, вступившие в силу с 1 января 2014 г. [2] вносят уточнения в данное правило, защищающие работодателя от неправомерных действий его работников. Так, статья 67.1 ТК предусматривает, что если новый работник был допущен к работе другим неуполномоченным работником, работодатель обязан оплатить новому работнику работу, которую он выполняет в интересах работодателя, но трудовой договор не считается быть введенным.
Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома и с разрешения работодателя (или его представителя). Тем не менее работодатель обязан заключить с ним письменный договор в трехдневный срок после фактического приема на работу и тем самым оформить отношения (ст. 67 Трудового кодекса).
Свобода выбора работы. Оговорки о недопущении конкуренции Трудовой кодекс РФ провозглашает свободу выбора места работы. Это означает, что работодатель не может ограничивать работника никакими способами, кроме тех, которые предусмотрены законом. На практике это означает, что так называемые «оговорки о неконкуренции» (запрет присоединения к конкуренту и т. д.), используемые на Западе и часто вносимые в договоры между западными работодателями и их работниками в России, могут быть признаны недействительными. На практике такие условия обычно используются работодателями. Риск признания такого условия недействительным не влечет каких-либо негативных последствий для работодателя, за исключением возможности привлечения к административной ответственности (ст. 5.27 ТК РФ).
Работник также имеет явно выраженное право работать по совместительству у другого работодателя (ст. 282 Трудового кодекса; см. «Совместительство»). Однако в отношении высшего руководства это право может быть снято положением в трудовом договоре (ст. 276 Трудового кодекса).
Закон допускает сохранение работника в компании на заранее согласованный срок в связи с обучением за счет средств работодателя (ст. 57, 249 Трудового кодекса). В законе не указаны сроки, в течение которых может существовать такое обязательство. Поэтому решение о том, что является разумным, остается за судами. Однако в случае расторжения договора до истечения его срока работник, прошедший обучение за счет работодателя, должен выплатить компенсацию пропорционально оставшемуся сроку (ст. 249Трудовой кодекс).
Вместе с принципом свободы выбора работы закон устанавливает требование о недискриминации. Это реализуется на этапах поиска работы, предложения работы и в процессе трудоустройства (ст. 3 Трудового кодекса).
Закон запрещает все формы дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального или семейного положения, возраста, места жительства, религии, взглядов, принадлежности к профсоюзам, принадлежности к социальным группам и других обстоятельств, не связанных с профессиональные качества работника.
При отборе учитываются только профессиональные качества кандидатов. Кандидат на работу в принципе может подать в суд, если ему откажут в приеме на работу в пользу другого кандидата. По требованию кандидата работодатель обязан предоставить ему письменное объяснение мотивов его неизбрания на работу (ст. 64 Трудового кодекса).
2 июля 2013 года внесены поправки в закон «О занятости населения в Российской Федерации», расширившие понятие дискриминации и установившие административную ответственность за распространение сведений о вакансиях, содержащих дискриминационные ограничения [3] . Так, помимо административной ответственности за дискриминацию, новый закон предусматривает ответственность за распространение информации о вакансиях, содержащей дискриминационные ограничения.
Отказ в приеме на работу женщины не может быть основан на беременности или наличии детей на иждивении (ст. 64 Трудового кодекса).
Суды, несомненно, обладают широкой свободой усмотрения при определении того, какие качества имеют значение в качестве основания для отказа в приеме на работу. Поскольку сам Трудовой кодекс не проливает свет на этот вопрос, Верховный суд в своем постановлении от 17 марта 2004 г. (п. 10) дал некоторые разъяснения 9 .0041 [4] . По мнению Суда, такими качествами могут быть профессиональное образование, опыт работы и состояние здоровья. Ясно, что это объяснение не особенно полезно. Возможно, будущие прецеденты послужат лучшим руководством. В настоящее время такие споры крайне редки в России. Упомянутый нами новый закон, устанавливающий дополнительную ответственность, может увеличить количество споров, связанных с дискриминацией.
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации и сложности, количества и качества выполняемой работы. Запрещается любая дискриминация при установлении или изменении заработной платы и других вознаграждений (ст. 132 Трудового кодекса).
Наряду с требованием о недискриминации закон распространяет специальную защиту на определенные социальные группы в виде обязательных положений, касающихся трудоустройства женщин, студентов, несовершеннолетних, родителей-одиночек, инвалидов, пенсионеров, возвращающихся на работу, ветеранов войны, и т. д. Ниже в настоящем Руководстве эти положения будут рассмотрены более подробно. Целесообразно учитывать возможность применения специальных правил при решении вопросов занятости, затрагивающих работников, принадлежащих к данным социальным группам.
Несмотря на постепенное совершенствование законодательства в этой сфере, в российском законодательстве и административной практике большое значение имеют формы. Часто права и обязанности создаются или утрачиваются с формами, неправильными формами или отсутствием форм. Закон о труде не делает исключений из этого правила; наоборот, в вопросах, регулирующих кадровые вопросы в России, часто господствуют формы. Несмотря на то, что форма документов [5]

Трудовой кодекс РФ устанавливает строгие и подробные правила и положения по управлению кадрами и вопросами заработной платы (управление персоналом). Несоблюдение данных правил может привести к последствиям, в том числе:
- Недействительность договора;
- Увеличение налоговой нагрузки;
- Утрата прав и правовой защиты работодателя.
Существует множество процедур, которые необходимо соблюдать, а также жесткие требования к формам.
Внутренние политики и инструкции В соответствии с законодательством Российской Федерации трудовая деятельность регулируется обязательными и необязательными положениями закона, иными законодательными актами и государственными инструкциями, а также политиками и инструкциями (внутренними правилами), издаваемыми работодателем, наряду с трудовой договор. Закон часто ссылается на такие политики и инструкции, и, следовательно, чтобы соблюдать закон и пользоваться правовой защитой, работодатель должен убедиться, что все необходимые политики и инструкции находятся под рукой.
Следует отметить, что российское трудовое законодательство распространяется на все трудовые отношения в России, независимо от правового статуса или происхождения работодателя и работника. Таким образом, трудовые отношения между иностранной компанией и иностранным гражданином, работающим в России, регулируются преимущественно российским законодательством (если в некоторых случаях международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное). Даже прием на работу иностранного исполнительного директора (генерального директора или генерального директора) подпадал бы под действие российских правил.
Трудоустройство гражданина России или даже иностранца, направленного в Россию, подпадает под действие российского законодательства, даже если иностранный работодатель не имеет российского присутствия (ст. 11 Трудового кодекса).
Трудовым кодексом РФ предусмотрено участие профсоюзов в вопросах организации и оплаты труда, а также в заключении коллективных договоров и коллективных договоров.
В новом Трудовом кодексе была уточнена роль профсоюзов на различных уровнях, и были отменены некоторые нарушения прав профсоюзов.
Закон (глава 7 Трудового кодекса) предусматривает два вида документов, в которых закрепляются результаты коллективных переговоров: коллективный договор («согласие») и коллективный договор («коллективный договор») (глава 7 Трудового кодекса ). Коллективные договоры заключаются между представителями работодателей и работников на федеральном, региональном и краевом уровне, а также на уровне конкретной отрасли. Коллективный договор в рамках конкретной отрасли может быть заключен также на федеральном, региональном и территориальном уровне. Коллективный договор устанавливает условия труда не только внутри отрасли, но и между государственными (и региональными) служащими и работодателями.
Коллективный договор, по общему правилу, не распространяется на тех работодателей, которые не участвовали в переговорах через своих представителей (не членов соответствующих объединений). Однако существует механизм, при котором нежелающий работодатель может стать стороной соглашения «по молчанию». Это происходит, когда работодатель не реагирует на официально опубликованное объявление, предлагающее неучаствующим работодателям присоединиться к коллективному договору. Такое заявление может быть сделано только Министром труда и социального развития России и только в отношении отраслевых договоров, заключенных на федеральном уровне. Работодатель должен будет сообщить о непринятии предложения в течение 30 дней с даты публикации. Отказ должен быть обоснованным и оформлен в письменной форме. Только так он может избежать присоединения к соглашению.
Коллективные договоры могут быть заключены на срок до 3 лет. Стороны могут договориться о продлении этого срока еще на 3 года. Но закон допускает только одно продление (ст. 48 КЗоТ).
Коллективные договоры заключаются на уровне конкретного предприятия (или его подразделения) или индивидуального предпринимателя. Работодатель не обязан следить за тем, чтобы коллективный договор действовал. Однако работодатель обязан участвовать в переговорах по заключению такого договора, если указанные переговоры инициированы представителями работников (ст. 36 Трудового кодекса).
Трудовой кодекс снимает ранее ставившуюся перед работодателем задачу вести переговоры с несколькими профсоюзами одновременно. В законе теперь указывается, что законным представителем работников является орган (или группа лиц), заручившийся поддержкой большинства всех работников работодателя. Эти представители могут быть официальным профсоюзом, но они также могут быть любыми неорганизованными агентами, пользующимися поддержкой большинства работников.
Действующий коллективный договор требует обязательного соблюдения работодателем и всеми работниками. В отличие от коллективного договора, он может продлеваться сторонами неоднократно (максимальный срок продления — 3 года). Оно остается в силе в течение 3-х месяцев при изменении формы собственности субъекта (строгая трактовка предполагает, что это правило означает не продажу одним частным собственником другому, в таком случае считается изменением в рамках одной и той же формы собственности, частные, а, скорее, дела о национализации, приватизации, переходе из федеральной собственности в региональную и т.п.).
Некоторые виды гарантий занятости распространяются на лиц, участвующих в переговорах по коллективным договорам. Эти работники не обязательно являются представителями профсоюзов. Закон также содержит специальные гарантии занятости для членов профсоюза (например, в некоторых случаях перед увольнением необходимо запросить мнение профсоюза; расширенная защита лидера профсоюза и его заместителей и т. д.).
Профсоюзы или другие представители работников могут также иметь дополнительные функции, предусмотренные законом. Это, например:
- , чтобы дать свое согласие в отношении определенных вопросов, как указано в законе;
- для вынесения заключения и рекомендаций по введению в действие политик и инструкций;
- право на получение информации по вопросам, непосредственно касающимся работников;
- для обсуждения деятельности компании и предоставления рекомендаций по улучшениям.
Работодатель не обязан обеспечивать существование такого представительного органа работников. При отсутствии представительного органа нет обязанности запрашивать мнение по тем вопросам, в которых этого требует закон.
Работодатель должен ознакомиться с подробными положениями Трудового кодекса в отношении профсоюзов всякий раз, когда существует профсоюз или другой представительный орган работников, или когда ожидается его создание.
Профсоюз высшего уровня (выше уровня компании) может направить своего профсоюзного инспектора для наблюдения за условиями труда в любой компании, где работает член профсоюза. Права таких профсоюзных инспекторов подробно описаны в законе (ст. 370 Трудового кодекса).
Профсоюзы и производственные конфликты («Коллективные трудовые споры») В настоящее время российские профсоюзы и рабочее движение не кажутся сильными по сравнению с некоторыми западными странами. До 2007 года эффект от их деятельности было трудно заметить. Однако в 2007 г. произошел ряд крупных забастовок, особенно на Северо-Западе России.
Трудовой кодекс (по состоянию на июль 2006 г.) отменил Закон 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» [7] и в некоторой степени изменили правовое регулирование забастовок. По действующим правилам требования работников излагаются на собрании или совещании работников. В собрании принимают участие сами работники, а в конференцию входят избранные ими представители. Собрание правомочно, если в нем принимают участие более половины сотрудников; конференция правомочна, если в ней участвует более двух третей делегатов.
Кодексом предусмотрены предварительные стадии разрешения конфликта, именуемые «примирительными процедурами» – рассмотрение требований примирительной комиссией, медиацией и трудовым арбитражем. Первый этап обязателен. Если эти процедуры окажутся неэффективными, работники могут объявить забастовку (статья 409Трудовой кодекс).
Решение о проведении забастовки принимает профсоюз или собрание (конференция) работников. Из присутствующих не менее половины должны проголосовать за забастовку, чтобы она стала законной.
Работникам некоторых областей запрещается бастовать. В частности, забастовки не допускаются в вооруженных силах, организациях, осуществляющих аварийно-спасательные и противопожарные работы и т. п. (полный перечень см. в ст. 413 Трудового кодекса). В условиях военного и чрезвычайного положения также запрещены забастовки.
Важен вопрос об обязательном минимуме работ и услуг, которые должны быть выполнены во время забастовки. Перечень таких работ и услуг формируется сначала на федеральном уровне для каждой отрасли, а затем уточняется на региональном уровне. На обоих уровнях это должно быть результатом совместных усилий соответствующих профсоюзов и органов власти. Наконец, в случае забастовки аналогичные списки должны быть согласованы между работодателем, местным самоуправлением и работниками. Он не может быть расширен по сравнению с региональным списком.
Некоторые эксперты считают, что Трудовой кодекс в его нынешнем виде явно неблагоприятствует рабочему движению и забастовкам. Но, на наш взгляд, Трудовой кодекс сам по себе обеспечивает хороший баланс между конфликтующими сторонами. Истинный недостаток законодательства заключается в другом. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает очень мягкие наказания для работников или их представителей, которые уклоняются от примирительных процедур, либо не выполняют достигнутые в результате переговоров договоренности, либо увольняют работников, вовлеченных в трудовой спор, либо оказывают на них давление с целью их принуждения. отказаться от идеи бастовать. Наказания состоят из штрафов, не превышающих 5000 рублей (126 9 долларов США).0041 [8] ). Пока эти смехотворные санкции остаются, в таких вопросах не может быть здорового баланса.
Открыть полное содержание Справочника по трудовому праву России Awara
- Обзор российского трудового законодательства и нормативных актов
- Основные принципы российского трудового права
- Различные формы занятости (часть 1)
- Различные формы занятости (часть 2)
- Иностранные сотрудники
- Трудовые договоры
- Расторжение трудовых договоров.
Время работы
- Праздники, еженедельные перерывы и каникулы
- Сверхурочная работа и административные вопросы в российском трудовом законодательстве
- Руководство по труду: дисциплинарные вопросы, вопросы ответственности, споры
[1] ч. 2 ст. 56 ГПК РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002, № 46, ст. 4532.
[2] Ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона» О специальной оценке условий труда»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2013, № 52 (ч. 1), ст. 6986.
[3] Федеральный закон от 07.02.2013 № 162-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013, № 27, ст. 3454.
[4] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17. 03.2004 № 2 «О применении Трудового кодекса Российской Федерации судами Российской Федерации». // Российская газета. № 297. 2006.
[5] Например, Постановление Госкомстата от 01.05.2004 № 1 «Об утверждении Единых форм первичного учета по учету и оплате труда» // Вестник Минтруда. № 5. 2004
[6] В связи с введением в действие нового Федерального закона от 12.06.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011, № 50, ст. 7344, об этом также пишет Минтруд России в Письме Минтруда России от 14.02.2013 № 14-2-291.
[7] Закон СССР от 20.05.1991 № 2179-1 «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» // Ведомости СНД и Верховного Совета СССР. 1991, № 23, ст. 654.
[8] Здесь и далее для расчета курса используется курс ЦБ РФ на 03.10.14.
Трудовое право России
Refworld | Выводы 2003 года о наихудших формах детского труда
Государственная политика и программы по искоренению наихудших форм детского труда
Правительство России является ассоциированным членом МОТ-ИПЕК. [3661] В январе 2000 г. правительство начало работу с МОТ-ИПЕК над трехлетним проектом по реабилитации работающих беспризорных детей в Санкт-Петербурге. [3662] Программа включала семинары по повышению осведомленности для местных органов власти и создание комитета действий для разработки рекомендаций для городских властей. [3663] Правительство России также поддержало разработку рабочих документов МОТ-ИПЕК о положении работающих уличных детей в Санкт-Петербурге, [3664] Ленинградская область и Москва. [3665] В 2003 году МОТ-ИПЕК приступила к разработке модельного проекта реабилитации для работающих беспризорных детей в Ленинградской области и совместно с правительством создала региональную рабочую группу по детскому труду. [3666] Министерство труда и социального развития работает с ЮНИСЕФ над созданием ряда региональных уполномоченных по правам ребенка. [3667] USAID также помогает правительству в предотвращении отказа от детей и усилении социальных услуг для детей в Томской, Хабаровской и Магаданской областях.
[3668]
В 2002 году президент Владимир Путин призвал к незамедлительным мерам по решению проблемы работающих беспризорных детей. В ответ Министерство труда создало горячую линию для сообщений о случаях жестокого обращения с детьми, в том числе о проблеме беспризорных детей. [3669] В августе того же года правительство инициировало четырехлетнюю программу «Дети России» стоимостью 200 миллионов долларов США, направленную, среди прочего, на улучшение благосостояния детей. [3670] Программа расширила количество учреждений, обслуживающих сирот, беспризорников, а также детей и семьи из групп риска по всей стране. [3671] В том же 2002 году Губернатор Санкт-Петербурга, федерация профсоюзов и работодатели подписали соглашение, направленное на искоренение наихудших форм детского труда. [3672]
Правительство разработало Национальный план действий по защите прав детей, [3673] , и создало федеральную комиссию, возглавляемую министром труда и социального развития, которая занимается вопросами детского труда и образования. [3674] Правительства некоторых регионов, в частности Самарской и Новгородской, уделяют приоритетное внимание оказанию помощи брошенным детям, в то время как в других регионах, например в Приморском крае, детские программы хронически недофинансируются. [3675] Правительство приняло различные меры по повышению осведомленности о проблеме торговли людьми, [3676] и начало проект по созданию региональной комиссии по борьбе с торговлей людьми и созданию центра помощи жертвам. [3677]
В 1997 году Всемирный банк предоставил кредит российскому правительству на 7-летний проект по повышению качества образования в области социальных наук, укреплению управления школами и повышению качества и доступности учебников в средних школах. [3678] В 2001 г. правительство получило финансирование Всемирного банка для реализации Проекта реформы образования, направленного на улучшение общего и профессионального образования и увеличение государственных расходов на образование. [3679]
Распространенность и характер детского труда
Последние статистические данные о количестве работающих детей в возрасте до 15 лет в России недоступны. Однако отчеты показывают, что детский труд является проблемой в неформальном секторе. [3680] Распад Советского Союза и переход к рыночной экономике повысили уровень бедности в России, и в 2002 году Всемирный банк сообщил, что уровень бедности среди детей выше, чем среди населения в целом. [3681] Экономический спад, ухудшение социальных услуг и эрозия защиты семьи привели к увеличению числа беспризорных детей в стране. [3682] По оценкам, количество беспризорных детей колеблется от 100 000 до 150 000, и, возможно, еще 3 миллиона детей рискуют оказаться на улице. [3683] Эксперты, опрошенные МОТ-ИПЕК в 2001 г., в целом согласились с тем, что в Москве насчитывается от 30 000 до 50 000 беспризорных детей. [3684] Дети работают в сфере неофициальных розничных услуг, проходят обучение в небольших магазинах, продают товары на улице, моют машины, доставляют товары и собирают мусор. [3685]
Дети в России занимаются проституцией [3686] и порнографией. [3687] Детей вывозят для сексуальной эксплуатации из России в разные страны, включая Китай, [3688] и перевозятся внутри страны, как правило, из сельских районов в городские. [3689] Поступают сообщения о том, что силы повстанцев в Чечне вербуют и используют детей-солдат. [3690]
Начальное образование является бесплатным до 15 лет, но Закон об образовании позволяет ребенку заканчивать школу в возрасте 14 лет с разрешения родителей и правительства. [3691] Большинство семей платят дополнительно за книги и школьные принадлежности. [3692] Данные о зачислении в начальную школу или посещаемости для России отсутствуют. [3693]
Законы о детском труде и правоприменение
Трудовой кодекс устанавливает минимальный возраст для постоянной работы в 16 лет, [3694] и регулирует условия труда детей до 18 лет, включая запрет на сверхурочную работу, опасные работы и работу в ночное время. [3695] Дети могут работать в возрасте 14 и 15 лет с разрешения родителей, если такая работа не угрожает их здоровью и благополучию. [3696] Конституция запрещает принудительный труд. [3697] Статьи 132-135 Уголовного кодекса запрещают принуждение несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет к половому акту или любым извращениям, а статья 151 Кодекса запрещает вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией. [3698] Несмотря на отсутствие конкретных законодательных положений, касающихся детской порнографии, [3699] Статья 135 использовалась для судебного преследования авторов детской порнографии. [3700] Законов, специально запрещающих торговлю людьми, нет, [3701] , хотя для привлечения к ответственности торговцев людьми могут применяться статьи Уголовного кодекса. [3702]
Министерство труда и социального развития и Министерство внутренних дел несут ответственность за соблюдение законов о детском труде, но не делают этого эффективно. [3703] Министерство труда сообщило, что в 2001 г. было зарегистрировано 12 000 случаев нарушения детского труда, [3704] и что в 2002 г. в результате несчастных случаев на производстве погибло 36 детей. в производстве и распространении детской порнографии. [3706] Кроме того, полиция пытается решить проблему беспризорных детей. В 2001 году, например, 253 000 родителей были привлечены к ответственности за то, что оставили детей без присмотра. Некоторых из этих детей вернули в семьи и им оказали помощь социальные работники, в то время как в других случаях родителям было отказано в опеке или против родителей было возбуждено уголовное дело. [3707]
Правительство России ратифицировало Конвенцию МОТ № 138 3 мая 1979 г. и Конвенцию МОТ № 182 25 марта 2003 г. [3708]
[3661] ILO-IPEC, Действия ИПЕК против детского труда: основные моменты 2002 , Женева, 2002, 16.
[3662] Консульство США, ул. Санкт-Петербург, несекретная телеграмма № 1504 , 17 июля 2002 г.
[3663] Комитет действий состоит из представителей профсоюзов, полиции, научных кругов, работодателей, религиозных и других неправительственных организаций. См. Там же. Проект также организовал подготовку учителей в школах с высоким уровнем отсева, направил семьи с детьми из групп риска к существующим службам и обеспечил реабилитацию молодых девушек, живущих на улице, а также питание, медицинское обслуживание и другие предметы первой необходимости для беспризорных детей. См. Посольство США в Москве, несекретная телеграмма №. 15215 , октябрь 2002 г.
[3664] ILO-IPEC, Углубленный анализ положения работающих беспризорных детей в Санкт-Петербурге 2000 , Санкт-Петербург, 2001, 8; доступно по адресу http://www.ilo.org/public/english/standards/ipec/simpoc/russia/ra/street_s.pdf.
[3665] МОТ-ИПЕК, Углубленный анализ положения работающих беспризорных детей в Москве 2001 , Москва, 2002, 6; доступно по адресу http://www. ilo.org/public/english/standards/ipec/simpoc/russia/ra/street_m.pdf. См. также МОТ-ИПЕК, Углубленный анализ положения работающих беспризорников в Ленинградской области 2001 , СПб, 2002, 8; доступно по адресу http://www.ilo.org/public/english/standards/ipec/simpoc/russia/ra/street_l.pdf. МОТ-ИПЕК провела обучение социальных работников и школьного персонала в Москве по вопросам детского труда. См. Посольство США в Москве, , несекретная телеграмма №. 15120 , 16 сентября 2003 г.
[3666] Посольство США в Москве, несекретная телеграмма №. 15120 .
[3667] Такие посты установлены в городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, а также в Арзамасском, Волковском, Новгородском, Чеченском, Ивановском и Волгоградском районах. Омбудсмены имеют право только запрашивать принудительные меры от государственных органов. См. Государственный департамент США, Доклады о соблюдении прав человека в странах – 2002 г.: Россия , Вашингтон, округ Колумбия, 31 марта 2003 г. , раздел 5; доступно по адресу http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2002/18388pf.htm.
[3668] Посольство США в Москве, несекретная телеграмма №. 15120 .
[3669] Посольство США в Москве, несекретная телеграмма №. 15215 . См. также Посольство США в Москве, , несекретная телеграмма №. 15120 .
[3670] Программа также направлена на улучшение здоровья детей и профилактику преступности среди несовершеннолетних. См. Посольство США в Москве, , несекретная телеграмма №. 15215 .
[3671] Однако, по оценкам Министерства труда, для удовлетворения спроса на услуги необходимы еще тысячи центров. См. Посольство США в Москве, несекретная телеграмма №. 15120 .
[3672] Посольство США в Москве, несекретная телеграмма № 15215 .
[3673] Вице-премьер, глава делегации Российской Федерации Валентина Матвиенко, Заявление на Специальной сессии ООН по положению детей, 10 мая 2002 г.; доступно на http://www. un.org/ga/children/russiaE.htm.
[3674] Помимо усилий правительства по оказанию помощи детям, которым грозит опасность работать или жить на улице, USAID работает с международными и местными НПО над проектом «Помощь российским детям-сиротам», направленным на предотвращение отказа от детей, содействие изменению политики и повысить информированность населения о проблемах детей-сирот. См. Посольство США в Москве, несекретная телеграмма №. 15215 .
[3675] Посольство США в Москве, несекретная телеграмма №. 15120 .
[3676] Государственный департамент США, Доклад о торговле людьми – 2003 г.: Россия , Вашингтон, округ Колумбия, июнь 2003 г.; доступно по адресу http://www.state.gov/g/tip/rls/tiprpt/2003/21277.htm.
[3677] Посольство США в Хельсинки, несекретная телеграмма №. 769 , 13 июня 2003 г.
[3678] Проект также оказывает помощь вузам. См. Всемирный банк, Образовательный инновационный проект , [онлайн] 5 ноября 2003 г. [цитировано 5 ноября 2003 г.]; доступен по адресу http://web.worldbank.org/external/projects/main?pagePK=104231&piPK=73230&theSitePK=40941&menuPK=228424&Projectid=P008825.
[3679] Всемирный банк, Education Reform Project , документ об оценке проекта, Вашингтон, округ Колумбия, 30 апреля 2001 г., стр. 4; доступно на http://web.worldbank.org/external/projects/main?pagePK=104231&piPK=73230&theSitePK=40941&menuPK=228424&Projectid=P050474.
[3680] См. также МОТ-ИПЕК, Анализ положения работающих беспризорных детей в Москве , 36. См. также Посольство США в Москве, , несекретная телеграмма №. 15120 .
[3681] Всемирный банк, Меморандум Президента Международного банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации Исполнительным директорам о Стратегии помощи стране Группы Всемирного банка для Российской Федерации , Отчет №: 24127-RU, Вашингтон, округ Колумбия, 14 мая 2002 г., 1, 3; доступно по адресу http://www.worldbank. org.ru/ECA/Russia.nsf/ECADocByUnid/B38DE4AEF2AEB41EC3256CB50033CC73/$FILE/Russia%20CAS%2024127-RU.pdf.
[3682] Государственный департамент США, Доклады по странам — 2002: Россия , Раздел 6d. См. также МОТ-ИПЕК, Анализ положения работающих беспризорных детей в Москве , 17. См. также Комитет ООН по правам ребенка, , Заключительные замечания Комитета по правам ребенка: Российская Федерация , CRC/C/15/Add.110, Организация Объединенных Наций, Женева, ноябрь 1999 г., пар. 12; доступно по адресу http://www.unhchr.ch/tbs/doc.nsf/(Symbol)/f60a0928c30f787980256811003b8d5d?Opendocument.
[3683] World Bank, Memorandum of the President , 4. См. также Государственный департамент США, Country Reports – 2002: Russia , 1745-52, Section 5, согласно которым 50 000 детей в год убегают из дома. .
[3684] ILO-IPEC, Анализ положения работающих беспризорных детей в Москве , 21.
[3685] Там же, 36.
[3686] Донна М. Хьюз, Торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации: Дело Российской Федерации , № 7, МОМ, Женева, июнь 2002 г. , стр. 17; доступно по адресу http://www.iom.int/documents/publication/en/mrs%5F7%5F2002.pdf. См. также Государственный департамент США, Доклады по странам — 2002: Россия , разделы 6d и 6f.
[3687] Государственный департамент США, Доклады по странам — 2002: Россия , раздел 6f. См. также Хьюз, 9 лет.0227 Торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации , 24.
[3688] Государственный департамент США, Доклад о торговле людьми – Россия . См. также Государственный департамент США, Country Reports – 2002: Russia , Раздел 6f.
[3689] Hughes, Торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации , 17. См. также Государственный департамент США, Доклад о торговле людьми – Россия .
[3690] Коалиция за прекращение использования детей-солдат, Дети-солдаты 1379 Отчет , Лондон, ноябрь 2002 г., стр. 76; доступен по адресу http://www.child-soldiers.org/cs/childsoldiers.nsf/6be02e73d9f9cb8980256ad4005580ff/c560bb92d962c64c80256c69004b0797?OpenDocument. См. также Комитет ООН по правам ребенка, , Заключительные замечания , пар. 56.
[3691] Хотя закона об обязательном образовании не существует, Конституция возлагает на родителей ответственность за обеспечение того, чтобы их дети получали базовое образование. См. Посольство США в Москве, несекретная телеграмма №. 15215 .
[3692] Там же.
[3693] Сообщается, что в целом посещаемость школ высока, но прогулы занятий становятся все более серьезной проблемой в более бедных регионах страны. См. Там же.
[3694] Трудовой кодекс , (1 февраля 2002 г.), статья 63.
[3695] Государственный департамент США, Доклады по странам — 2002: Россия , Раздел 6d. Новый трудовой кодекс вступил в силу 1 февраля 2002 г. См. электронное сообщение представителя Государственного департамента США официальному лицу Министерства сельского хозяйства США от 29 ноября., 2002.
[3696] Государственный департамент США, Доклады по странам — 2002: Россия , раздел 6d.
[3697] Конституция Российской Федерации , статья 37; доступно на http://www.friends-partners.org/oldfriends/constitution/russian-const-ch3.html.
[3698] Сотрудник Государственного департамента США, электронное сообщение должностному лицу Министерства сельского хозяйства США, 19 октября 2003 г. См. также Посольство США в Москве, , несекретная телеграмма №. 15215 .
[3699] Правительство России, Национальные законы, Законодательство государств-членов Интерпола о половых преступлениях в отношении детей: Россия , Интерпол, [база данных онлайн] [цитировано 21 августа 2003 г.]; доступно по адресу: http://www.interpol.int/public/children/sexualabuse/nationallaws/csaRussia.asp. Уголовный кодекс запрещает незаконное изготовление порнографии для распространения. См. статью 242 в редакции Правительства России, Национальных законов, Законодательства членов Интерпола .
[3700] Посольство США в Москве, несекретная телеграмма № 15215 .