Статья 127 тк рф: Статья 127 ТК РФ. Реализация права на отпуск при увольнении работника

Статья 127. Реализация права на отпуск при увольнении работника

Об отпуске с последующим увольнением см. письма ФСС РФ от 28 января 2014 г. N 15-02-01/04-9363п и Роструда от 24 декабря 2007 г. N 5277-6-1

Комментарий Валентины Митрофановой

 

 

 

Простая вроде бы статья, но не все так просто с этой компенсацией.

 

А все потому, что  кроме этой статьи нужно применять еще  два акта:

  1. Конвенция N 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 году)» (принята в г. Женева 24.06.1970 на 54-ой сессии Генеральной конференции МОТ), которую Россия ратифицировала в 2010 году (и то,  что мы должны применять такие международные акты читайте Конституцию РФ и ст. 10 Трудового кодекса РФ).
  2. Кроме Трудового кодекса порядок предоставления отпусков регламентируется еще и «Правилами об очередных и дополнительных отпусках» (утв. НКТ СССР 30.04.1930 N 169), которые надо применять в тех нормах, в которых данные правила не противоречат Трудовому кодексу РФ (ст.
    423 Трудового кодекса РФ).

 

Для начала разберем саму статью:

  1. при увольнении работнику должна быть выплачена денежная компенсация за отпуска, которые работник заработал, но не использовал;
  2. работник может при наличии не использованных отпусков письменно попросить при увольнении сначала дать отпуск и уволить последним днем отпуска (кроме увольнения по инициативе работодателя по виновным действиям).

 

Кстати такое увольнение «с последующим увольнением» на практике вызывает много практических вопросов.

Что тут важно знать?

  • При таком увольнении физически день увольнения работника переносится на последний день отпуска, в том числе по срочным договорам.
  •  Все документы с работником надо в этом случае подписать в последний рабочий день перед отпуском и трудовую книжку тоже выдать перед отпуском, но с внесенной датой увольнения – последний день отпуска.
  •  Если работник увольняется по своей инициативе, и хочет уволится «последним днем отпуска», то  работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска. А вот если отпуск уже начался, то отозвать свое заявление работник не может.

 

Но противоречия между Трудовым кодексом и указанными актами есть в простом вопросе как же считать саму компенсацию за неиспользованный отпуск.  Для удобства рассмотрим в таблице нормы этих актов по вопросу компенсации отпуска при увольнении. Для удобства сразу расставим их по иерархии:

 

Нормативный акт и статья

Выписка

Конвенция N 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках (ст. 11)

Работнику, проработавшему минимальный период, который может требоваться в силу пункта 1 Статьи 5 настоящей Конвенции, после прекращения трудовых отношений с данным работодателем предоставляется оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности периода его работы, за который ему не было предоставлено отпуска, или же выплачивается денежная компенсация или предоставляется эквивалентное право на отпуск в дальнейшем.

Трудовой кодекс РФ (ст. 127)

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Правила об очередных и дополнительных отпусках, утв. НКТ СССР 30.04.1930 N 169

28. При увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

 

При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.

 

Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие:

 

а) ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ;

б) поступления на действительную военную службу;

в) командирования в установленном порядке в вузы, техникумы, на рабфаки, на подготовительные отделения при вузах и на курсы по подготовке в вузы и на рабфаки;

в) переброски на другую работу по предложению органов труда или состоящих при них комиссий, а также партийных, комсомольских и профессиональных организаций;

д) выяснившейся непригодности к работе.

 

Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию. Таким образом пропорциональную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются по каким-либо другим причинам, кроме указанных выше (в том числе по собственному желанию), а также все работники, проработавшие менее 5 1/2 месяцев, независимо от причин увольнения.

 

35. При исчислении сроков работы, дающих право на пропорциональный дополнительный отпуск или на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.

 

Как Вы видите и Конвенцией МОТ и Трудовым кодексом предусмотрена именно пропорциональная выплата за неиспользованный отпуск. Хотя на практике, часто можно встретить встроенный в том числе в программы по расчету заработной платы и компенсаций расчет, когда   период менее половины месяца, исключаются из подсчета компенсации.

Обратите внимание, что данную норму Правил применять нельзя, как противоречащую Трудовому кодекс. Считать нужно именно пропорционально за отработанный период!

 

Кстати, полученный размер компенсации по желанию работодателя может быть округлен, но только в большую сторону в пользу работника. В меньшую сторону расчет округлять нельзя!

 

И, еще очень много споров,  в том числе в судах идет  о применении п.28 Правил о предоставлении отпусков. За какой же период работнику предоставляется отпуск за 12 или 11 месяцев работы.  Но автоматически многие работодатели рассчитывают компенсацию исходя из 2,33 календарных дня за месяц работы, которая рассчитана так: 28 календарных дней за год/12 месяцев. И тут тоже очень много споров о том является ли такой расчет корректным.

 

А многие и не задумываются о том корректен этот расчет или нет, просто опираясь на то как считает программа. А на самом то деле тут очень много спорных вопросов.

 

Рекомендую все такие спорные моменты обсудить в компании и закрепить в локальных актах с обоснованием своей позиции.

 

Не опирайтесь бездумно на программы! Расчет компенсации за отпуск это вопросы законодательства и ответственности работодателя за недоплаты работникам!!!

Ст. 127 ТК РФ с Комментариями 2022-2023 года (действующая редакция с последними изменениями)

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска.

При предоставлении отпуска с последующим увольнением при расторжении трудового договора по инициативе работника этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска, если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник.

Комментарий к Ст. 127 ТК РФ

1. При увольнении работник может получить компенсацию за все неиспользованные отпуска либо использовать их перед увольнением.

2. Право работника на отпуск либо на компенсацию за неиспользованный отпуск касается всех видов отпусков (как основного, так и дополнительных) за весь период времени работы у данного работодателя.

Второй комментарий к Статье 127 Трудового кодекса

1. Компенсация за неиспользованные отпуска, как и все иные выплаты, причитающиеся работнику от работодателя при прекращении трудового договора, должна быть произведена в день увольнения работника (см. ч. 1 ст. 140 ТК РФ).

Если работник в день увольнения не работал, то компенсация должна быть выплачена не позднее следующего дня после предъявления работником требования о расчете (см. там же). При отсутствии спора причитающаяся работнику денежная компенсация за неиспользованные отпуска выплачивается работодателем полностью. В случае спора работодатель в указанные выше сроки обязан выплатить работнику не оспариваемую им сумму (см. ч. 2 этой же статьи).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Спор рассматривается в порядке разрешения индивидуальных трудовых споров (см. ст. 382 — 397 ТК РФ).

2. Для определения размера денежной компенсации за неиспользованные ежегодные отпуска необходимо рассчитать продолжительность отпусков, не использованных работником к моменту увольнения. При этом следует исходить из того, что полагающиеся работнику отпуска не пропадают, даже если он своевременно их не использовал: либо полагающийся отпуск должен быть предоставлен в натуре, либо заменен денежной компенсацией.

Отпуск, полагающийся за полностью отработанный рабочий год, компенсируется в размере среднего заработка, которым должен был быть оплачен этот отпуск.

В случае если полный рабочий год не отработан, компенсация выплачивается в размере среднего заработка за отпуск, продолжительность которого определяется пропорционально отработанным месяцам. Неполные месяцы, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.

3. До вступления в действие Кодекса возможность предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска при увольнении была исключением из общего правила.

Теперь такая возможность предусмотрена, и при увольнении работника, не использовавшего ежегодный отпуск, по его желанию предоставляется отпуск с последующим увольнением, за исключением случаев расторжения трудового договора в связи с совершением виновных действий.

Кодекс предусматривает возможность предоставления отпуска с последующим увольнением (кроме увольнения за виновные действия) по письменному заявлению работника и определяет, что в этом случае днем увольнения считается последний день отпуска. По общему правилу днем увольнения считается последний день работы (см. ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ).

Кодекс допускает предоставление отпуска с последующим увольнением и при расторжении срочного трудового договора. Это означает продление срока трудового договора на период предоставленного отпуска на основании закона.

4. К виновным основаниям увольнения относится расторжение трудового договора по пп. 5, 6, 7, 9, 10 ст. 81 ТК РФ.

Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, в процессе осуществления его трудовой функции (во время работы) также относится к виновным действиям (п. 8 ст. 81 ТК РФ).

Верховный Суд РФ разъяснил, что, если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, такой работник может быть уволен с работы (соответственно по пп. 7 или 8 ст. 81 ТК РФ) при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий.

Учитывая, что расторжение трудового договора по пп. 7 и 8 ст. 81 ТК РФ может быть произведено и в случае, когда виновные действия, дающие основание для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником не по месту работы и не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, увольнение не является мерой дисциплинарного взыскания (см. п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 // БВС РФ. 2004. N 6. С. 2).

5. Частью 4 ст. 80 ТК РФ предусмотрено общее правило о праве работника отозвать свое заявление об увольнении по его инициативе (собственному желанию) до истечения срока предупреждения о том работодателя, если на его место в письменной форме не приглашен другой работник, которому в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

Для случаев предоставления отпуска с последующим увольнением ч. 4 ст. 127 ТК РФ установлено особое правило. В этой ситуации работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до начала отпуска, но также при условии, если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник.

6. При увольнении работника до окончания рабочего года, в счет которого он уже получил оплачиваемый отпуск, могут производиться удержания излишне выплаченных сумм за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник уволен по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 4 ст. 81, пп. 1, 2, 5, 6 и 7 ст. 83 Кодекса (см. ст. 137 ТК РФ).

Refworld | Отчет о торговле людьми за 2011 год

Россия (Список наблюдения уровня 2)

Россия является страной происхождения, транзита и назначения для мужчин, женщин и детей, которые подвергаются принудительному труду и торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации. По оценкам Центра миграционных исследований, один миллион человек в России подвергается «эксплуататорским» условиям труда, которые характерны для дел о торговле людьми, таких как удержание документов, неуплата за услуги, физическое насилие или крайне плохие жилищные условия. Люди из России и других стран, включая Беларусь, Таджикистан и Узбекистан, подвергаются принудительному труду в России. Сообщалось о случаях торговли людьми в сфере строительства, производства, сельского хозяйства и сферы бытовых услуг. Имеются сообщения о том, что многие мужчины и женщины из Северной Кореи подвергались принудительному труду в лесозаготовительной отрасли на Дальнем Востоке России.

Имеются также сообщения об эксплуатации детей, включая детскую проституцию в крупных российских городах и принуждение к попрошайничеству. В 2010 году продолжали поступать сообщения о том, что российские женщины подвергаются принуждению к проституции за границей. Сообщалось, что российские женщины становятся жертвами торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации во многих странах, в том числе в Северо-Восточной Азии, Европе и на всем Ближнем Востоке.

Правительство Российской Федерации не в полной мере соблюдает минимальные стандарты по ликвидации торговли людьми; однако он прилагает для этого значительные усилия. Однако, несмотря на эти усилия, правительству не удалось продемонстрировать доказательства активизации усилий по борьбе с торговлей людьми по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Таким образом, Россия восьмой год подряд находится в списке наблюдения уровня 2. Однако Россия не была отнесена к Уровню 3 в соответствии со статьей 107 Закона о повторном разрешении на защиту жертв торговли людьми от 2008 г. , поскольку у правительства есть письменный план, реализация которого потребует значительных усилий, чтобы привести себя в соответствие с минимальными стандартами ликвидации. торговли людьми; Россия выделяет достаточные ресурсы для реализации этого плана.

Защита потерпевших в России в отчетном году оставалась очень слабой, так как правительство выделяло скудные средства на приюты для жертв и мало средств на усилия государственных или неправительственных организаций по борьбе с торговлей людьми. Кроме того, правительство не предприняло заметных усилий для финансирования общенациональной кампании по повышению осведомленности, хотя некоторым местным усилиям помогало финансирование местных органов власти. Однако, признавая эти недостатки, в декабре 2010 года президент Медведев подписал Программу Содружества Независимых Государств (СНГ) по борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы, в которой излагаются обязательства по формированию национальной структуры по борьбе с торговлей людьми и финансированию НПО для обеспечения защиты жертв.

. В декабре 2010 года Министерство здравоохранения и социального развития сформировало межведомственный координационный комитет, специально занимающийся вопросами торговли людьми, и включило в состав комитета и его рабочие группы НПО, занимающиеся вопросами борьбы с торговлей людьми. Это первая известная скоординированная попытка борьбы с торговлей людьми на национальном уровне. При реализации эти усилия могут привести к значительному прогрессу в борьбе с торговлей людьми.

Рекомендации для России: Разработать формальные национальные процедуры для руководства правоохранительными органами по делам о торговле людьми и помощи жертвам; подготовить руководство для инспекторов труда и работников здравоохранения по выявлению жертв торговли людьми и направлению жертв к поставщикам услуг; выделить финансирование НПО по борьбе с торговлей людьми, которые оказывают помощь жертвам и реабилитацию; активизировать усилия по выявлению и оказанию помощи жертвам сексуальной и трудовой торговли; внедрить официальную политику, гарантирующую, что выявленные жертвы торговли людьми не будут наказаны или задержаны в центрах депортации за действия, совершенные непосредственно в результате торговли людьми; обеспечить, чтобы жертвы имели доступ к законным альтернативам депортации в страны, в которых они сталкиваются с трудностями или возмездием; увеличить количество расследований, судебных преследований и обвинительных приговоров за преступления, связанные с торговлей людьми, а также расследовать и наказывать в уголовном порядке государственных служащих, причастных к торговле людьми; создать центральный репозиторий данных о расследовании, судебном преследовании, осуждении и вынесении приговоров по делам о торговле людьми; активизировать усилия по повышению осведомленности общественности о торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации и труда; и принять меры по предотвращению использования принудительного труда в строительных проектах для Саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2012 года во Владивостоке и зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Прокуратура

В отчетном периоде Правительство Российской Федерации продемонстрировало значительные усилия правоохранительных органов. Статья 127 Уголовного кодекса России запрещает как торговлю людьми в целях коммерческой сексуальной эксплуатации, так и принудительный труд. Другие уголовные законы также используются для судебного преследования преступников, занимающихся торговлей людьми, например, статьи 240 и 241 за участие в проституции или ее организацию. Статья 127 предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы за преступления, связанные с торговлей людьми; при отягчающих обстоятельствах наказание может быть увеличено до 15 лет лишения свободы. Эти наказания соизмеримы с наказаниями, предусмотренными за другие серьезные преступления, такие как изнасилование. Министерство внутренних дел заявило о возбуждении 118 расследований по делам о торговле людьми и 62 уголовных дел о торговле людьми в 2010 году (по сравнению с 99 судебных преследований в 2009 г. ). Не менее 15 расследований касались рабского труда. Правительство сообщило, что судебные преследования в 2010 году, как сообщается, были связаны с более крупными и транснациональными сетями торговли людьми. В 2010 году российские власти осудили 42 преступника за торговлю людьми и вынесли 31 приговор, что меньше по сравнению с 76 преступниками, осужденными за торговлю людьми в 2009 году. Приговоры по сообщениям об обвинениях в торговле людьми варьировались от нескольких месяцев до 12 лет лишения свободы.

Учебный институт Министерства внутренних дел, как сообщается, проводит регулярные курсы по информированию о торговле людьми, а обучение по вопросам борьбы с торговлей людьми включено в национальную учебную программу курсов криминологии в государственных высших учебных заведениях. Многочисленные организации и исследователи предполагают, что повышение квалификации и инструктаж по рассмотрению дел о подозрении на торговлю людьми для более широкой группы российских должностных лиц улучшит способность сотрудников правоохранительных органов добиваться результатов в борьбе с торговлей людьми. Должностные лица продолжали сотрудничать с другими правительствами по делам о торговле людьми в течение отчетного периода.

В отчетном периоде Правительство Российской Федерации продемонстрировало определенный прогресс в борьбе с пособничеством государства в торговле людьми. В апреле 2011 года Московский военный суд признал и приговорил старшего военного офицера и 10 его сообщников к 12 годам лишения свободы за торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации. Кроме того, в декабре 2010 г. власти арестовали полковника милиции в Санкт-Петербурге за причастность к организации проституции, имеющей признаки торговли людьми; расследование этого дела продолжается, и обвинения еще не выдвинуты. Правительство не сообщило о прогрессе ни в одном из открытых дел о соучастии, о которых сообщалось в 2010, 2009 гг., и 2008 TIP Reports, в том числе утверждения, освещенные в СМИ в феврале 2010 года, о том, что высокопоставленный чиновник Министерства внутренних дел и другие должностные лица были вовлечены в банду принудительного труда. Как сообщается, в 2010 году правительство осудило директора государственной больницы за использование рабского труда, хотя правительство не предоставило информацию о приговоре по этому делу. Правительство Северной Кореи продолжало набирать рабочих по двусторонним контрактам с Россией и другими иностранными правительствами. Несмотря на утверждения СМИ о рабских условиях в северокорейских лесозаготовительных лагерях в России, российское правительство не сообщило о каком-либо расследовании этой ситуации.

Защита

За отчетный период российское правительство продемонстрировало минимальный прогресс в деле защиты и оказания помощи пострадавшим. Правительство не использует официальную систему, которой бы руководствовались должностные лица в упреждающем выявлении жертв или направлении жертв в доступные службы, и не было доступных статистических данных о количестве жертв торговли людьми, выявленных или получивших помощь со стороны правительства или НПО. Приют МОМ в Москве, который в прошлом помог сотням жертв торговли людьми, остался закрытым из-за отсутствия финансирования. Приют для жертв торговли людьми во Владивостоке за отчетный период оказал помощь восьми жертвам, несмотря на непостоянное государственное финансирование. В России было 22 кризисных центра, где жертвам торговли людьми оказывалась помощь, хотя правительство не подтвердило, сколько жертв торговли людьми получили помощь в этих центрах. Национальное правительство не предоставляло финансирование или программы для конкретной помощи жертвам торговли людьми. Международные доноры продолжали оказывать большую часть помощи организациям, оказывающим помощь потерпевшим, хотя МВД использовало бюджетные средства для оказания помощи потерпевшим в случаях, когда потерпевший выступал свидетелем по уголовному делу.

Были доказательства того, что некоторые сотрудники правоохранительных органов поощряли жертв к участию в расследованиях по борьбе с торговлей людьми. Полиция поместила по крайней мере одну жертву во владивостокский приют для защиты свидетелей. Формальных правовых альтернатив депортации для иностранных жертв не существовало. Россия не продемонстрировала систематического подхода к обеспечению того, чтобы жертвы торговли людьми не подвергались наказанию или задержанию за преступления, совершенные непосредственно в результате их опыта торговли людьми. На практике большинство потерпевших из-за рубежа не были ни депортированы, ни поддержаны в качестве свидетелей обвинения; их часто отпускали, чтобы они сами добирались до дома или оставались в России в поисках работы.

Профилактика

Правительство России продемонстрировало ограниченные усилия по повышению осведомленности и предотвращению торговли людьми за отчетный период. В течение отчетного периода не проводилось общенациональных кампаний по повышению осведомленности о торговле людьми в России или усилий по разработке кампании по повышению осведомленности о торговле людьми в преддверии зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. В марте 2010 года правительство Санкт-Петербурга финансировало конференцию, посвященную проблемам торговли людьми, в которой приняли участие городские власти, правоохранительные органы, социальные службы, общественные организации и представители иностранных правительств. В сентябре 2010 года Министерство внутренних дел провело пресс-конференцию для повышения осведомленности о торговле людьми. В городе Екатеринбурге местные органы власти продолжали управлять центром трудовой миграции, который предоставлял трудовым мигрантам юридические услуги, услуги по трудоустройству и приют, что, как сообщается, снизило уязвимость мигрантов перед тем, как стать жертвами торговли людьми. В декабре 2010 года президент Медведев подписал Программу Содружества Независимых Государств (СНГ) по борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы, в которой излагаются обязательства по формированию национальной структуры по борьбе с торговлей людьми и финансированию НПО для обеспечения защиты жертв. В декабре 2010 года Министерство здравоохранения и социального развития сформировало межведомственный координационный комитет, специально занимающийся вопросами торговли людьми, и включило в состав комитета и его рабочих групп НПО по борьбе с торговлей людьми. Это первая известная скоординированная попытка борьбы с торговлей людьми на национальном уровне. В случае реализации эти усилия могут привести к значительному прогрессу в борьбе с торговлей людьми.

Правительство не имеет органа для мониторинга его деятельности по борьбе с торговлей людьми и проведения периодических оценок для измерения ее эффективности. Правительство не предприняло конкретных шагов по снижению спроса на коммерческие половые акты. По данным ООН и МОМ, российские войска должны были пройти подготовку по борьбе с торговлей людьми до их отправки за границу в составе международных миротворческих миссий. Хотя эксперты сообщали о существовании детского секс-туризма среди российских туристов, конкретных сообщений о преследованиях российских граждан в зарубежных странах не поступало.

C1936 Конституция СССР, часть IV

СТАТЬЯ 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть им гарантируется право на трудоустройство и оплата их труда в соответствии с его количеством и качеством.

Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности экономических кризисов, ликвидацией безработицы.

СТАТЬЯ 119. Граждане СССР имеют право на отдых и досуг. Право на отдых и досуг обеспечивается сокращением рабочего дня до семи часов для подавляющего большинства работающих, учреждением ежегодных отпусков с сохранением полной заработной платы для рабочих и служащих и обеспечением широкой сети санаториев, домов отдыха. и клубы для размещения трудящихся.

СТАТЬЯ 120. Граждане СССР имеют право на содержание в старости, а также в случае болезни или утраты трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за государственный счет, бесплатным медицинским обслуживанием трудящихся, созданием для трудящихся широкой сети санаторно-курортных учреждений.

СТАТЬЯ 121. Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщим обязательным начальным образованием; по образованию, в том числе высшему, бесплатному; системой государственных стипендий для подавляющего большинства студентов вузов и колледжей; обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного профессионально-технического и агрономического обучения трудящихся.

СТАТЬЯ 122. Женщинам в СССР предоставляются равные с мужчинами права во всех сферах хозяйственной, государственной, культурной, общественной и политической жизни. Возможность реализации этих прав обеспечивается женщинам путем предоставления им равного с мужчинами права на труд, оплату труда, отдыха и досуга, социального страхования и образования, а также государственной защитой интересов матери и ребенка, дородовым отпуском и отпуском по беременности и родам. с полной оплатой труда и обеспечением широкой сетью родильных домов, яслей и детских садов.

СТАТЬЯ 123. Равенство прав граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех сферах хозяйственной, государственной, культурной, общественной и политической жизни является непреложным законом. Всякое прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, всякое установление прямых или косвенных привилегий для граждан по признаку их расы или национальности, а также всякое пропаганда расовой или национальной исключительности либо ненависти и презрения наказываются закон.

СТАТЬЯ 124. В целях обеспечения гражданам свободы совести церковь в СССР отделена от государства, а школа от церкви. За всеми гражданами признается свобода вероисповедания и свобода антирелигиозной пропаганды.

СТАТЬЯ 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР законом гарантируется:

  1. свобода слова;
  2. свобода печати;
  3. свобода собраний, включая проведение массовых собраний;
  4. Разрешение уличных шествий и демонстраций.
Эти гражданские права обеспечиваются предоставлением в распоряжение трудящихся и их организаций типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных реквизитов для осуществления этих прав.

СТАТЬЯ 126. В соответствии с интересами трудящихся, в целях развития организационной инициативы и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединяться в общественные организации — торговые союзы, кооперативы, молодежные организации, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества; а наиболее активные и политически сознательные граждане в рядах рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза (большевиков), являющуюся авангардом трудящихся в их борьбе за укрепление и развивать социалистический строй и является руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

СТАТЬЯ 127. Гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по решению суда или с санкции прокурора.

СТАТЬЯ 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

СТАТЬЯ 129. СССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, либо за свою научную деятельность, либо за национально-освободительную борьбу.

СТАТЬЯ 130. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, соблюдать законы, соблюдать трудовую дисциплину, добросовестно выполнять общественные обязанности, уважать правила социалистического общения.

СТАТЬЯ 131. Долг каждого гражданина СССР беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества страны, как источником богатой и культурной жизни всех трудящихся.

Лица, совершающие преступления против общественной, социалистической собственности, являются врагами народа.

СТАТЬЯ 132. Всеобщая воинская повинность является законом. Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии является почетной обязанностью граждан СССР.

СТАТЬЯ 133. Защищать отечество — священный долг каждого гражданина СССР Измена Родине — нарушение присяги на верность, переход на сторону врага, подрыв военной мощи государства, шпионаж — наказуемы со всей суровостью закона как самое гнусное из преступлений.

ГЛАВА XI

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

СТАТЬЯ 134. Члены всех Советов депутатов трудящихся — Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных республик, Советов депутатов трудящихся краев и областей, Верховных Советов автономных республики, Советы депутатов трудящихся автономных областей, краевых, районных, городских и сельских (станционных, поселковых, сел, кишлаков, аулов) Советы депутатов трудящихся избираются избирателями на основе всеобщего, прямого и равное избирательное право при тайном голосовании.

СТАТЬЯ 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие восемнадцатилетнего возраста, независимо от расы и национальности, вероисповедания, образовательного и жилищного ценза, социального происхождения, имущественного положения или прошлой деятельности имеют право избирать на выборах депутатов и быть избранным, за исключением невменяемых и лиц, осужденных судом и приговоренных к лишению избирательных прав.

СТАТЬЯ 136. Выборы депутатов равны: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

СТАТЬЯ 137. Женщины имеют право избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

СТАТЬЯ 138. Граждане, проходящие службу в Красной Армии, имеют право избирать и быть избранными наравне со всеми другими гражданами.

СТАТЬЯ 139. Выборы депутатов прямые: все Советы депутатов трудящихся, от сельских и городских Советов депутатов трудящихся до Верховного Совета СССР включительно, избираются гражданами прямым голосованием.

СТАТЬЯ 140. Голосование на выборах депутатов является тайным.

СТАТЬЯ 141. Кандидаты на выборы выдвигаются по избирательным округам. Право выдвижения кандидатов закреплено за общественными организациями и обществами трудящихся: парторганизациями, профсоюзами, кооперативами, молодежными организациями и культурными обществами.

СТАТЬЯ 142. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями о своей работе и о работе Совета депутатов трудящихся и может быть отозван в любое время в порядке, установленном законом. по решению большинства избирателей.

ГЛАВА XII

ОРУЖИЕ, ФЛАГ, ЗАГЛАВНАЯ

СТАТЬЯ 143. Герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на фоне земного шара, изображенного в лучах солнца и окруженного колосьями с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках союзных республик. В верхней части герба пятиконечная звезда.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *