Статья 114 тк рф: Онлайн Инспекция — Работодатель обязан предоставлять работникам ежегодные основные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее установленной законодательством

Онлайн Инспекция — Работодатель обязан предоставлять работникам ежегодные основные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее установленной законодательством

Статья 114 ТК РФ:

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

 

Статья 115 ТК РФ:

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

 

Часть 1 статьи 120 ТК РФ:

Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

 

Часть 4 статьи 124 ТК РФ:

Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

 

Статья 267 ТК РФ:

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

 

Статья 291 ТК РФ:

Работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы.

 

Статья 295 ТК РФ:

Работникам, занятым на сезонных работах, предоставляются оплачиваемые отпуска из расчета два рабочих дня за каждый месяц работы.

 

Статья 305 ТК РФ:

Режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем — физическим лицом. При этом продолжительность рабочей недели не может быть больше, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем установленные настоящим Кодексом.

 

Часть 4 и часть 5 статьи 312.4 ТК РФ:

Порядок предоставления дистанционному работнику, выполняющему дистанционную работу на постоянной основе в соответствии с трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору, ежегодного оплачиваемого отпуска и иных видов отпусков определяется коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска и иных видов отпусков дистанционному работнику, выполняющему дистанционную работу временно, осуществляется в порядке, предусмотренном главой 19 настоящего Кодекса.

 

Статья 321 ТК РФ:

Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней.

Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях.

 

Статья 322 ТК РФ:

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, установленный статьей 321 настоящего Кодекса, предоставляется работникам по истечении шести месяцев работы у данного работодателя.

Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.

По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка.

 

Статья 334 ТК РФ:

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»(установлена продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работников, замещающих должности педагогических работников, а также руководителей, заместителей руководителей, руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений образовательных организаций).

 

Часть 5 статьи 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

5. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

 

Части 2 и 3 статьи 1, статья 5 Федерального закона от 07.11.2000 N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»:

Статья 1:

К первой группе работ с химическим оружием относятся:

1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию;

2) работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия;

3) работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии;

4) работы по ликвидации объектов по производству химического оружия.

Ко второй группе работ с химическим оружием относятся:

1) работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию;

2) перевозка химического оружия к местам его уничтожения;

3) работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия;

4) научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление государственного надзора в области уничтожения химического оружия;

5) научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление государственного надзора в области уничтожения химического оружия;

6) медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия;

7) обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.

Статья 5:

Гражданам, занятым на работах, предусмотренных частью второй статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются сокращенная 24-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Гражданам, занятым на работах, предусмотренных частью третьей статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются сокращенная 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней.

 

Часть 5 статьи 28 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»:

5. Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью:

спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей до 10 лет, — 30 суток;

спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 10 лет, — 35 суток;

спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 15 лет, — 40 суток.

 

Пункт 4 Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей»:

4. Работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда).

 

Пункт 1 и пункт 3 Порядка предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека (утв. Постановлением Минтруда РФ от 08.08.1996 N 50):

1. Сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда) предоставляется следующим категориям работников:

1.1. Центры по профилактике и борьбы со СПИДом, организации и специализированные организации здравоохранения, предназначенные для лечения больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных

Врачи (в том числе руководители организаций и их подразделений), занятые диагностикой, лечением больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;

средний медицинский персонал, занятый лечением и непосредственным обслуживанием больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;

младший медицинский персонал, занятый обслуживанием и уходом за больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными;

специалисты и служащие, занятые диагностикой, лечением больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.

1. 2. Организации здравоохранения и госсанэпидслужбы, их структурные подразделения, за исключением перечисленных в разделе 1.1

Врачи (в том числе руководители организаций и их структурных подразделений), имеющие непосредственный контакт с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными при проведении консультаций, осмотров, оказании медицинской помощи, проведении судебно-медицинской экспертизы и другой работы;

средний медицинский персонал, имеющий непосредственный контакт с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными при оказании медицинской помощи, проведении судебно-медицинской экспертизы и другой работы;

младший медицинский персонал, имеющий непосредственный контакт с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными при уходе за ними и проведении другой работы;

специалисты и служащие, имеющие непосредственный контакт с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными.

1.3. Лаборатории (отделы, отделения, группы) организаций здравоохранения и госсанэпидслужбы, осуществляющие лабораторную диагностику ВИЧ-инфекции

Врачи (в том числе руководители организаций и их подразделений), проводящие все виды лабораторных исследований крови и материалов, поступающих от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;

средний медицинский персонал, проводящий все виды лабораторных исследований крови и материалов, поступающих от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;

младший медицинский персонал, работающий в указанных лабораториях и имеющий контакт с кровью и материалами, поступающими от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных;

специалисты и служащие, участвующие в проведении всех видов лабораторных исследований крови и материалов, поступающих от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.

1.4. Научно-исследовательские организации здравоохранения и госсанэпидслужбы и их структурные подразделения

Научные сотрудники, руководители, специалисты, служащие и рабочие, привлеченные к работе с ВИЧ-инфицированными и потенциально зараженными ВИЧ-материалом (в том числе животными) и по выполнению научной тематики по проблеме СПИДа.

1.5. Научно-производственные объединения, предприятия (производства) и их структурные подразделения по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов

Руководители, специалисты, служащие, рабочие, работающие с вирусом СПИДа и материалом, инфицированным ВИЧ.

3. В стаж работы, дающий право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней, включаются те дни, в которые работники, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, были фактически заняты в опасных для здоровья условиях труда.

Показать больше

Статья 114 Трудового кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2023 год

Новая редакция Ст. 114 ТК РФ

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Комментарий к Статье 114 ТК РФ

В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Конституции РФ работающему по трудовому договору гарантируется право на оплачиваемый ежегодный отпуск. Право на отпуск возникает у всех работников независимо от места работы и организационно-правовой формы организации. Право на отпуск имеют все категории работников: временные, сезонные, совместители, надомники и т.п. Оно не может быть ограничено, отменено или утрачено в период работы. Правом на отпуск не обладают лица, заключившие гражданско-правовые договоры (например, договор подряда, поручения).

Ежегодный оплачиваемый отпуск — это непрерывный отдых в течение определенного количества дней подряд, который предоставляется всем работникам для восстановления работоспособности с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 Трудового кодекса РФ).

Другой комментарий к Ст.

114 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 114 ТК РФ не дает определения отпуска. Как разновидность времени отдыха отпуск представляет собой время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (см. ст. 106 ТК РФ и комментарий к ней). От различных видов кратковременного отдыха ежегодный оплачиваемый отпуск отличается, во-первых, большей продолжительностью, во-вторых, сохранением за работником не только места работы (должности), но и среднего заработка и, в-третьих, специальным порядком предоставления отпуска.

2. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск имеют все лица, работающие на основании трудового договора, независимо от того, заключен ли трудовой договор на неопределенный срок или это срочный трудовой договор, в том числе лица, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев и занятые на сезонных работах, а также работающие по совместительству. Выполнение работы на дому не препятствует получению отпуска.

3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска предоставляются в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ (ст. 17 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

4. Всякое соглашение между работодателем и работником или группой работников, направленное на ограничение права на ежегодный оплачиваемый отпуск или замену его отпуском без сохранения заработной платы, противоречит трудовому законодательству и не подлежит применению (см. ч. 2 ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней).

5. Правом на отпуск не пользуются лица, выполняющие работу на основе гражданско-правового договора (подряда, возмездного оказания услуг, поручения и др.).

6. Отпуск называется ежегодным потому, что он предоставляется в каждом году работы. Рабочий год обычно не совпадает с календарным и исчисляется со дня, когда работник в соответствии с заключенным с данным работодателем трудовым договором приступил к исполнению трудовых обязанностей (см. ст. 61 ТК РФ и комментарий к ней).

7. Сохранение за работником в период отпуска места работы (должности) означает, в частности, что в период пребывания в отпуске не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) (см. ч. 6 ст. 81 ТК РФ и комментарий к ней).

8. Сохранение среднего заработка за время отпуска — важнейшая гарантия использования отпуска для отдыха и восстановления сил работников. Средний дневной заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние 12 календарных месяцев, предшествующих началу отпуска. В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положения работников.

Средний дневной заработок для оплаты отпуска, предоставляемого в календарных днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы, начисленной за последние 12 календарных месяцев заработной платы, на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

Если в соответствии с правилами, установленными Трудовым кодексом, отпуск предоставляется в рабочих днях, средний дневной заработок для оплаты такого отпуска и для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели (см. ст. 139 ТК РФ и комментарий к ней).

9. Работодатель должен выплатить сумму среднего заработка за время отпуска не позднее чем за три дня до начала отпуска (см. ч. 9 ст. 136 ТК РФ и комментарий к ней). Невыплата среднего заработка в срок, установленный законом, дает работнику право на перенос отпуска (см. ч. 2 ст. 124 ТК РФ и комментарий к ней).

10. Об особенностях предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска работникам, работающим у работодателей — физических лиц, — см. ст. 305 ТК РФ и комментарий к ней.

Глава 6. Правительство Российской Федерации



Артикул 110

1. Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министерств.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидате на пост Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее чем через две недели после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации. Российской Федерации или через неделю после отклонения кандидата Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает кандидатуру, выдвинутую Президентом Российской Федерации, на должность Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели после внесения выдвижения.

4. В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатов на пост Председателя Правительства Российской Федерации распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Статья 112

1. Не позднее недели после назначения вносит Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министерств.

Статья 113

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Статья 114

1. Правительству Российской Федерации:

  1. разрабатывает и вносит в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; вносит в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета; представляет в Государственную Думу ежегодные отчеты о результатах своей работы, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  2. обеспечивают проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежно-кредитной политики;
  3. обеспечивают реализацию в Российской Федерации единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты и экологии;
  4. управляет федеральной собственностью;
  5. осуществляют мероприятия по обеспечению обороны страны, безопасности государства и реализации внешней политики Российской Федерации;
  6. реализует меры по обеспечению законности, прав и свобод человека, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  7. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения и обеспечивает их выполнение.

2. Решения и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения в Российской Федерации.

3. Решения и распоряжения Правительства Российской Федерации, если они не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116

Правительство Российской Федерации уходит в отставку раньше вновь избранного Президента Российской Федерации.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, а Президент Российской Федерации принимает или отклоняет отставку.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства или отклонить решение Государственной Думы. В случае повторного выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства или распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о недоверии Правительству Российской Федерации. В случае выражения Государственной Думой недоверия Президент в семидневный срок принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

5. В случае отставки Правительства Российской Федерации оно продолжает свою деятельность по поручению Президента Российской Федерации до формирования нового Правительства Российской Федерации.


Алфавитный указатель
A  B  C  D  E  F G  H  J  L  M  N  P  R  S  T 


Охрана труда в Российской Федерации: право и практика

Организация охраны труда, унаследованная Российской Федерацией от прежних времен, представляла собой иерархическую структуру, выстроенную при прежнем обществе и функционирующую под жестким административным контролем, сопровождаемым планирование и распределение ресурсов. Недавние изменения в экономической и социальной системе страны, вызванные переходом к рыночной экономике, вызвали необходимость как пересмотра действующего трудового законодательства, так и реорганизации всей системы охраны труда и особенно обеспечения гигиены труда работающего населения.

Трудовое законодательство

Охрана труда в России признается комплексной системой обеспечения безопасных и здоровых условий труда, включающей правовые, социально-экономические, организационные, профилактические, охранные, гигиенические, технические и другие меры.

Законодательство о труде в Российской Федерации включает отдельные положения Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса, Основного закона об охране труда и разрешительного законодательства, состоящего из соответствующих правовых актов, положений и директив, а также руководств, инструкций, государственные стандарты и различные стандарты, утвержденные соответствующими органами Российской Федерации и республик на территории России.

Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда, на вознаграждение за труд, выплачиваемое без какой-либо дискриминации в размере не менее минимум, установленный федеральным правительством, и на защиту от безработицы.

Основной закон об охране труда, принятый в августе 1993 года, содержит положения, обеспечивающие права работников на охрану здоровья. Он также регулирует трудовые отношения между работодателями и работниками во всех отраслях экономики независимо от форм собственности. Согласно статье 4 этого Закона работники имеют право на:

  • безопасные и здоровые условия труда
  • рабочие места, защищенные от профессиональных вредностей, которые могут привести к несчастным случаям или заболеваниям на производстве или снижению трудоспособности
  • возмещение производственных травм и профессиональных заболеваний
  • информация о существующих профессиональных вредностях и рисках для здоровья и мерах, принимаемых работодателем для их контроля
  • обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет средств работодателя.

 

Статья 9 Основного закона об охране труда возлагает на руководство ответственность за обеспечение безопасных и здоровых условий труда, а статья 16 устанавливает экономические санкции за создание опасных и вредных для здоровья условий труда, а также за повреждение здоровья работников в результате профессиональные воздействия, травмы или заболевания.

Глава 10 ТК РФ касается охраны труда и здоровья в промышленности. Статья 139предусматривает ответственность руководства за обеспечение безопасных и здоровых условий труда путем внедрения современных правил техники безопасности и мероприятий по предупреждению несчастных случаев, которые обеспечат надлежащий контроль опасностей и предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статья 143 Трудового кодекса требует от руководства оснащения рабочих мест безопасными машинами и оборудованием и создания безопасных условий труда в соответствии с техническими и гигиеническими нормами, а также разработанными и принятыми межотраслевыми и отраслевыми нормами по охране труда в соответствии с действующим трудовым законодательством.

Межотраслевые правила по охране труда распространяются на все отрасли промышленности. Они состоят из требований законодательства, применимых ко всем предприятиям независимо от видов их экономической деятельности (например, гигиенические нормы СН 245-71 для проектирования промышленных предприятий). Межотраслевые регламенты принимаются Советом Министров Российской Федерации или иными соответствующими органами по поручению Совета Министров.

Отраслевые правила техники безопасности и охраны труда определяют требования к различным производственным процессам, видам работ и оборудованию, специфичным для отдельных отраслей промышленности (например, положения о правилах безопасности при сварочных работах в строительстве, работе погрузочных кранов в доках) . Они учитывают особенности отдельных отраслей экономики и утверждаются соответствующими министерствами, государственными комитетами, органами государственного надзора и другими соответствующими органами.

Министерства также издают руководства по безопасности и гигиене труда, инструкции и технические стандарты для своих соответствующих областей экономической деятельности. Другие инструкции, такие как те, которые обязывают работодателей организовывать обучение работников по технике безопасности и гигиене труда на предприятии, или те, которые обязывают работников соблюдать требования безопасности, подлежат консультациям с организациями работодателей и работников.

Работодатели обязаны обеспечить работников надлежащей одеждой или униформой, а также средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с правилами. Они также несут ответственность за организацию периодических медицинских осмотров для некоторых конкретных категорий работников, таких как лица, выполняющие тяжелую или вредную работу, транспортники и некоторые другие.

Наряду с обязанностями и ответственностью работодателей (при государственной собственности работодатель представляет руководство предприятия) трудовое законодательство возлагает на работников ответственность за соблюдение требований охраны труда, установленных соответствующими нормативными актами и инструкциями. Например, они должны пройти обучение по технике безопасности и гигиене труда, должным образом содержать и использовать средства индивидуальной защиты, пройти обучение по предупреждению пожаров, обслуживать машины и оборудование, которые они используют, и содержать свои рабочие места в чистоте.

На уровне предприятия ежедневный надзор за соблюдением норм и требований по охране труда возложен на бюро по охране труда, которое является неотъемлемым подразделением предприятия и имеет самостоятельный статус. В его основные функции входит оценка профессиональных вредностей, оценка рисков, рекомендации по технике безопасности и мерам контроля, предотвращение несчастных случаев на производстве, анализ причин несчастных случаев на производстве, взаимодействие с другими подразделениями предприятия по предотвращению несчастных случаев на производстве и травм, контроль машин и механизмов. оборудования и реализации программ безопасности. Бюро имеет право приостанавливать работу определенных механизмов или процессов или выполнение работ, которые могут угрожать жизни и здоровью работников.

Малые предприятия обычно не в состоянии организовать бюро по охране труда (см. «Службы гигиены труда на малых предприятиях»). Статья 8 Основного закона об охране труда дает им право консультировать внешних специалистов по охране труда и нанимать их на договорной основе.

В целях повышения эффективности нормативно-правовой базы по охране труда в Российской Федерации существует система установления государственных стандартов по охране труда (ГОСТ). Государственные стандарты имеют силу закона, и соответствующие государственные органы обеспечивают их выполнение.

Всего в настоящее время насчитывается более 2000 положений, директив, инструкций, гигиенических нормативов и государственных стандартов по охране труда, большая часть которых разработана различными министерствами, государственными комитетами и другими органами бывшего СССР. Эти правила и положения действуют до сих пор, несмотря на то, что 700 из них были установлены до 1981 года и должны были применяться в течение всего лишь пяти лет. Большинство из них нуждаются в пересмотре и модификации в свете новой экономической ситуации.

В рамках реорганизации системы охраны труда в России Указом Президента от 4 мая 1994 г. создана Федеральная инспекция труда ( Рострудинспекция ) при Министерстве труда, на которую возложена ответственность за соблюдение трудового законодательства на всех территориях Российской Федерации. Российская Федерация. Это установило систему государственного контроля и надзора в области охраны труда. (До этого обеспечением соблюдения трудового законодательства занимались профсоюзные инспекторы.) Региональные инспекции сетевой структуры должны быть созданы во всех субъектах Российской Федерации для завершения организационной структуры Федеральной инспекции труда.

Законодательство о здравоохранении

Законодательство Российской Федерации о здравоохранении является инструментом реализации государственной политики в области здравоохранения и эпидемиологического благополучия. Федеральная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с санитарным законодательством и играет важную роль в деятельности, направленной на обеспечение безопасности и гигиены труда и здоровья населения в целом.

Законодательство о здравоохранении состоит из Закона о гигиеническом и эпидемиологическом благополучии населения, принятого 13 апреля 19 года. 92 Верховного Совета Российской Федерации, а также соответствующих директив и постановлений, принятых соответствующими компетентными органами на основании настоящего Закона.

Статья 1 Закона определяет термин гигиено-эпидемиологическое благополучие как «такое состояние здоровья населения и окружающей среды, при котором отсутствует вредное воздействие факторов окружающей среды на здоровье населения и существуют благоприятные условия для творчества деятельность.»

Санитарное законодательство устанавливает гигиенические нормативы для предприятий, новые виды машин и оборудования, новые технологические процессы и материалы. Он также предусматривает соблюдение существующих норм и стандартов.

Государственный гигиенический надзор осуществляется в двух формах:

  • Профилактический гигиенический надзор включает обеспечение соблюдения гигиенических нормативов при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий, внедрение новых технологий, изготовление машин и оборудования, наблюдение за состоянием окружающей среды.
  • Текущий гигиенический надзор включает в себя регулярное наблюдение за производственной средой предприятий с использованием гигиенических методов дозиметрического контроля, отбора проб и анализов. Сюда же входит контроль за применением гигиенических нормативов при эксплуатации машин и оборудования и обслуживании предприятия в целом.

 

Статья 9 Закона требует от предприятий соблюдения санитарного законодательства путем соблюдения установленных гигиенических норм и осуществления контроля за своей производственной средой. Они обязаны предотвращать загрязнение окружающей среды, а также разрабатывать и внедрять программы безопасности и гигиены труда, направленные на улучшение рабочей среды и предотвращение несчастных случаев на производстве и травм.

Глава 4 Закона определяет различные степени ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области здравоохранения. Лица, виновные в нарушении закона, могут быть привлечены к ответственности как в соответствии с гражданским, так и уголовным законодательством (статья 27) Российской Федерации.

Глава 5 Закона определяет функции государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Включает:

  • оценку и прогноз состояния окружающей среды для населения
  • выявление случаев инфекционных заболеваний, распространенных неинфекционных заболеваний и отравлений и их причин
  • разработка обязательных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
  • Надзор за соблюдением предприятиями санитарного законодательства и гигиенических нормативов
  • привлечение организаций и лиц к ответственности за несоблюдение санитарного законодательства и гигиенических нормативов
  • составление статистических данных об инфекционных, профессиональных, распространенных неинфекционных заболеваниях и отравлениях, вызванных неблагоприятными факторами внешней среды.

 

В связи со структурными изменениями, происходящими в структуре занятости, Закон впервые возлагает обязанности по соблюдению санитарного законодательства, гигиенических нормативов, гигиенического качества продукции и предотвращению загрязнения окружающей среды не только на руководителей и рабочих, но и на самозанятых лиц, занятых на условиях полной занятости (статья 34).

В соответствии со статьей 32 Закона на Федеральную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению соблюдения санитарного законодательства. Кроме того, Совет Министров Российской Федерации утвердил Постановление № 375, которым прежние санитарно-эпидемиологические станции были реорганизованы в Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГЭН), действующие на всех территориях Российской Федерации.

Важнейшим событием в правовом регулировании санитарно-эпидемиологического благополучия населения является принятие нового санитарного законодательства, а также коренная реорганизация Федеральной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для его реализации. Служба недавно получила статус федеральной службы и теперь входит в состав федеральных органов государственного управления. В результате был создан Федеральный комитет Российской Федерации по санитарно-эпидемиологическому надзору, обеспечивающий общее руководство этой службой.

В состав Федеральной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации входят следующие органы:

  • Федеральный комитет Российской Федерации по санитарно-эпидемиологическому надзору
  • Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГЭН) республиканского, областного, городского, районного и местного уровней
  • линейные ЦШЭС на водном и воздушном транспорте
  • Информационно-аналитический центр Российской Федерации
  • медицинские институты и специализированные учебные центры по обучению и подготовке специалистов для кадров ЦГОН
  • научно-исследовательские институты, специализирующиеся в области гигиены труда и эпидемиологии
  • специализированные медицинские учреждения, производящие вакцины
  • дезинфекционные центры.

 

В соответствии с Приказом № 375 к основным функциям Федеральной санитарно-эпидемиологической службы относятся:

  • соблюдение законодательства в области здравоохранения
  • разработка гигиенических норм и нормативов
  • разработка федеральных, республиканских, региональных и местных программ охраны здоровья и укрепления здоровья
  • предоставление технической информации соответствующим органам, предприятиям, организациям работодателей и работников и другим учреждениям, осуществляющим деятельность по охране труда, включая информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране, статистические данные о заболеваемости населения и разъяснение нормативно-правовых документов в отношении законодательства в области здравоохранения
  • Координация деятельности предприятий, организаций работодателей и работников, научных объединений и других учреждений и организаций как по разработке, так и по внедрению гигиенических нормативов.

 

Специалисты ЦГСЭН имеют право посещать и инспектировать предприятия в целях обеспечения соблюдения санитарного законодательства. Они исследуют причины профессиональных заболеваний и выявляют потенциальные экологические и профессиональные опасности, которые могут привести к профессиональным заболеваниям, травмам и отравлениям. В идеале, когда это необходимо, они сотрудничают с врачами по гигиене труда и медсестрами, работающими в службах гигиены труда.

Средства ЦСГЭУ предоставляются непосредственно из федерального бюджета Российской Федерации. Кроме того, CSHES может предоставлять специализированные услуги и консультации по контракту предприятиям и любым другим лицам, которым может понадобиться их опыт. Перечень специализированных услуг, оказываемых ЦГЭН, утверждается Федеральной комиссией по санитарно-эпидемиологическому надзору.

Законодательство о здравоохранении обеспечивается посредством применения соответствующих директив, правил, инструкций, норм и стандартов и требований законодательства. К ним относятся:

  • гигиенические правила, гигиенические нормы и требования, направленные на создание безопасных и здоровых условий труда, охрану окружающей среды и укрепление здоровья населения в целом
  • гигиенические нормативы, устанавливающие пределы профессионального воздействия и предельно допустимые уровни потенциальных опасностей, возникающих на рабочих местах и ​​в окружающей среде
  • гигиенические нормативы, устанавливающие критерии отдельных факторов, которые могут оказывать влияние на здоровье будущих поколений
  • единые гигиенические правила, объединяющие различные нормы и стандарты.

 

Охрана здоровья работающих

Статья 41 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Новые законодательные акты предусматривают развитие муниципальной и частной систем здравоохранения в дополнение к государственной системе здравоохранения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях оказывается бесплатно для пациентов, расходы покрываются за счет средств федерального и местных бюджетов, фондов медицинского страхования и других источников.

Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения содержит следующие положения, направленные на охрану здоровья работающих:

  • Работники предприятий проходят предварительные и периодические медицинские осмотры.
  • Предварительные и периодические медицинские осмотры обязательны для всех работников, подвергающихся особым вредностям и опасным видам работ, включенных в перечень, утверждаемый Федеральным комитетом по санитарно-эпидемиологическому надзору и Министерством здравоохранения Российской Федерации в консультации с представительными организациями работодателей и работников.
  • Предприятия принимают все необходимые меры для проведения медицинских осмотров работников.

 

Особенностью системы здравоохранения страны является введение в 1991 г. обязательного медицинского страхования, в которое в 1993 г. были внесены изменения. страховые взносы в размере 3,6% от общего фонда заработной платы местным администрациям для удовлетворения потребностей в медицинском страховании. В 1996 около 40 млн работников были застрахованы Федеральным фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Основной целью введения обязательного медицинского страхования было обеспечение финансирования здравоохранения в постсоветской экономической системе на основе страховых принципов за счет средств, поступающих за счет обязательных и добровольных взносов. Обязательное медицинское страхование ввело в систему здравоохранения Российской Федерации два не существовавших ранее вида общественных отношений: привлечение страховщиков в лице органов местного самоуправления, осуществляющих медицинское страхование государственных служащих и безработных; и привлечение промышленных страховщиков в лице работодателей и предприятий, которые несут ответственность за страхование работников. Согласно статье 23 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения медицинские осмотры работников включены в перечень услуг, покрываемых обязательным медицинским страхованием.

В соответствии с Основным Законом об охране здоровья граждан Российской Федерации, принятым Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г., основными принципами охраны здоровья являются:

  • соблюдение прав человека в области здравоохранения, которые гарантируются государством
  • приоритет профилактики в охране здоровья
  • всеобщий доступ к социальной и медицинской помощи
  • социальная защита работников на случай потери трудоспособности
  • Ответственность государства, соответствующих органов, предприятий независимо от их форм собственности и руководства учреждений и организаций по охране и укреплению здоровья работающих.

 

Основным законом определяются отношения по охране и укреплению здоровья работающего населения с соответствующими органами власти, государственными предприятиями, учреждениями частного сектора, государственными, муниципальными и частными медицинскими учреждениями, оказывающими медицинские услуги.

На практике услуги по гигиене труда предоставляются работникам государственными учреждениями здравоохранения (больницы и поликлиники), расположенными вблизи места их жительства, и специализированными службами гигиены труда, расположенными в основном на крупных предприятиях. Цель этой договоренности состоит в том, чтобы максимально приблизить квалифицированные медицинские услуги к работникам и их рабочим местам.

Службы гигиены труда, как правило, организуются на крупных предприятиях с численностью работников более 4 000 человек, а также в химической, нефтехимической, горнодобывающей и горнодобывающей промышленности с численностью работников более 2 000 человек. На всех предприятиях с числом работающих более 800 человек требуется внутризаводское подразделение, укомплектованное профессиональным врачом и медсестрой; те, у кого от 300 до 800 рабочих, должны иметь только профессиональную медсестру; минимальная численность для предприятий химической, нефтехимической, горнодобывающей и добывающей промышленности составляет 200 человек. Эти внутризаводские подразделения являются частью системы общественного здравоохранения.

Малые предприятия полагаются на услуги по гигиене труда в больницах и поликлиниках государственной системы здравоохранения, которые должны предоставить врача по гигиене труда для проведения медицинских осмотров рабочих.

Служба гигиены труда на очень крупных предприятиях обычно включает больницу, оказывающую стационарную помощь, поликлинику, оказывающую амбулаторную помощь, службу профессионального ухода и диспансер. Его услуги могут быть «закрытыми» (т. е. ограниченными лицами, работающими на предприятии), или «открытыми» (т. е. также оказывающими услуги семьям работников, а иногда и лицам, проживающим по соседству с заводом).

Выводы

Значительные преобразования экономической и социальной системы России отражают переход к рыночной экономике, появление различных форм собственности, предоставление предприятиям хозяйственной самостоятельности и отмену государственного административного контроля, все из которых имеют привели к значительным изменениям в обществе.

Описанная выше система охраны труда в Российской Федерации, сохраняя свои общие черты, все еще претерпевает серьезную реорганизацию, чтобы соответствовать изменяющимся реалиям и иметь возможность эффективно реагировать на возникающие проблемы. Хотя этот процесс уже идет полным ходом, он только начинается.

Предоставление услуг гигиены труда работающему населению требует особого внимания из-за частичного распада старой сети служб гигиены труда в результате хорошо известных экономических проблем, а также из-за таких нововведений, как появление частного сектора, введение обязательного медицинского страхования и интеграция частных медицинских учреждений в систему здравоохранения страны.

Несмотря на то, что достигнут определенный прогресс в снижении числа несчастных случаев на производстве и случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, показатели остаются недопустимо высокими, что может иметь серьезные последствия с точки зрения ухудшения здоровья работников и, как следствие, воздействия на экономика.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *