Ст 72 основ законодательства о нотариате – 72. /

Статья 72 Основ. Условия выдачи свидетельства о праве на наследство по закону

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1):

Статья 72. Условия выдачи свидетельства о праве на наследство по закону

Нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества.

Если один или несколько наследников по закону лишены возможности представить доказательства отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию, они могут быть включены в свидетельство о праве на наследство с согласия всех остальных наследников, принявших наследство и представивших такие доказательства.

После выдачи свидетельства нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав.

В случае возникшей по причинам, за которые нотариус не отвечает, невозможности представить заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав в электронной форме нотариус обязан представить их в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня выдачи свидетельства.


Вернуться к оглавлению документа: "Основы законодательства РФ о нотариате" в действующей редакции

Комментарии к статье 72 Основ

В пп. 29-32 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действия нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 содержатся следующие разъяснения:

Факт смерти и время открытия наследства могут подтверждаться свидетельством о смерти наследодателя, выданным органом ЗАГС, а в случае гибели во время Великой Отечественной войны - извещением или иным документом о гибели, выданным командованием воинской части, администрацией госпиталя, военным комиссариатом и другими органами Министерства обороны СССР.

Место открытия наследства может подтверждаться справкой жилищно - эксплуатационной организации или справкой органов внутренних дел о последнем месте жительства наследодателя, а если место жительства умершего неизвестно - документом, в котором содержатся сведения о месте нахождения наследственного имущества (например, документом организации, осуществляющей учет или регистрацию имущества, правоустанавливающим документом на наследственное имущество, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.п.).

В случае отсутствия у наследников указанных документов место открытия наследства подтверждается решением суда об установлении места открытия наследства.

Доказательством родственных и иных отношений наследников с наследодателем могут являться: документы, выданные органами ЗАГС, вступившие в законную силу решения суда об установлении факта родственных или иных отношений. В отдельных случаях могут быть приняты справки о родственных или иных отношениях, выданные организациями по месту работы или жительства; записи в паспортах о детях, о супруге; справки органов социальной защиты о назначении пенсии по случаю потери кормильца и т.п., если они в совокупности с другими документами подтверждают родственные или иные отношения наследников с наследодателем.

Согласие наследников, предусмотренное статьями 71, 72 Основ, о включении в свидетельство о праве на наследство тех наследников, которые пропустили срок для принятия наследства или лишены возможности представить доказательства отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию, оформляется в письменной форме и удостоверяется.


Ряд разъяснений содержится в главе 4 "Особенности выдачи свидетельства о праве на наследство по закону" раздела IX "Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав", утвержденных Решением Правления ФНП от 27 - 28.02.2007 года, в частности:

Свидетельство о праве на наследство по закону выдается наследникам, призываемым к наследованию по закону (ст. 1141 ГК РФ).

Свидетельство о праве на наследство по закону наследникам одной очереди выдается в равных долях, за исключением случаев наследования по праву представления, когда доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам и делится между ними поровну (приращение долей - см. ст. 1161 ГК РФ). Доли наследников в свидетельстве о праве на наследство указываются в виде правильной простой дроби цифрами и прописью...

При выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, проверяя представленные нотариусу документы, подтверждающие степень родства, факты нетрудоспособности и (или) нахождения на иждивении наследодателя, нотариус заверяет копии этих документов и приобщает их в наследственное дело.

При наследовании по закону детьми наследодателя, усыновленными другими лицами, нотариус проверяет, когда имело место усыновление, имея в виду, что дети наследодателя, усыновленные в установленном законом порядке при жизни родителя-наследодателя право наследования имущества этого родителя и его родственников не имеют, поскольку личные и имущественные права в отношении них усыновленные утратили при усыновлении, за исключением случая, указанного в пункте 3 статьи 1147 ГК РФ. Если же усыновление происходило после смерти родителя-наследодателя, усыновленные не утрачивают права наследования его имущества как по закону, так и по завещанию, а также на обязательную долю в случаях, когда имущество завещано другим лицам, поскольку ко времени открытия наследства правоотношения усыновленного с родителем-наследодателем прекращены не были.

Подробнее см. разъяснения в указанной главе Методических рекомендаций

logos-pravo.ru

Статья 72. Основы законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) от 11.02.1993

Статья 72. Основы законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) от 11.02.1993

Актуально на:

13 августа 2019 г.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) | ст. 72

Нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества.

Если один или несколько наследников по закону лишены возможности представить доказательства отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию, они могут быть включены в свидетельство о праве на наследство с согласия всех остальных наследников, принявших наследство и представивших такие доказательства.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=""></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

--

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=""></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

--

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Составить подборку

Анализ текста

Идет загрузка...

www.zakonrf.info

Статья 75. Основы законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) от 11.02.1993

Статья 75. Основы законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) от 11.02.1993

Актуально на:

13 августа 2019 г.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) | ст. 75

В случае смерти одного из супругов свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов выдается нотариусом по месту открытия наследства по письменному заявлению пережившего супруга с извещением наследников, принявших наследство.

Свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов может быть выдано пережившему супругу на половину общего имущества, нажитого во время брака.

По письменному заявлению наследников, принявших наследство, и с согласия пережившего супруга в свидетельстве о праве собственности может быть определена и доля умершего супруга в общем имуществе.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=""></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

--

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=""></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

--

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Составить подборку

Анализ текста

Идет загрузка...

www.zakonrf.info

"Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате"

КОММЕНТАРИЙ К ОСНОВАМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НОТАРИАТЕ
В.С. РЕПИН
Сведения об авторе:
Виктор Сергеевич Репин - доктор юридических наук, советник юстиции 3 класса, профессор Московской государственной юридической академии, специалист в области конституционного и гражданского права; является одним из авторов Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, первый президент Московской городской нотариальной палаты и Федеральной нотариальной палаты Российской Федерации. Им опубликовано более тридцати работ по гражданскому праву, в том числе монография, посвященная практической деятельности нотариусов. Некоторые из публикаций переведены на немецкий и итальянский языки.
11 февраля 1993 года N 4462-1

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О НОТАРИАТЕ
Раздел I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА
Глава I. Общие положения
Статья 1. Нотариат в Российской Федерации
Комментарий к статье 1
Государство гарантирует защиту прав человека и гражданина. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения (естественные права и свободы). Перечисление прав и свобод человека, закрепленных Конституцией Российской Федерации, не является исчерпывающим. Рассмотрим те из них, которые в значительной степени связаны с нотариальной деятельностью.
Статья 19 Конституции Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан России (если они не ограничены Конституцией, законами и международными договорами). Каждый имеет право на пользование государственным языком. Каждый имеет право быть собственником, т.е. имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и др. объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Законом гарантируется право наследования. Каждый гражданин имеет право на жилище на условиях аренды, путем приобретения или строительства жилья без ограничения площади. Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Наличие двух категорий нотариусов - государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой, - с равными правами и обязанностями было объективной закономерностью. Во-первых, возрождение института нотариуса, занимающегося частной практикой, довольно-таки сложный процесс как в организационном, так и в личностном плане. Основы сконструированы таким образом, что на первом этапе нотариусом, занимающимся частной практикой, мог быть только государственный нотариус, потому что лица, пришедшие со стороны и желающие стать частнопрактикующими нотариусами, должны были пройти стажировку не менее 6 месяцев. Нотариусы не все и не в одночасье перейдут на частную нотариальную практику. В силу этих причин сохранение в Основах двух категорий нотариусов было необходимостью. Кроме того, ведение наследственных дел требовало сохранения государственных нотариусов. Сохранение государственных нотариусов и оставление ведения ими наследственных дел - не пробел Основ; дело в помещениях, где хранятся наследственные дела, архивах, самом ведении наследственных дел среди нотариусов и т.п. Таким образом, именно в силу этих причин Основы предусматривают сохранение государственного нотариата.
Министерство юстиции ведет реестр всех государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой. Орган юстиции издает приказ о назначении нотариуса заниматься частной практикой. Помещение, где будет работать нотариус, должно иметь паспорт. Помещение может быть в собственности нотариуса или быть арендованным. В любом случае оно должно отвечать требованиям приема граждан: должны быть комната ожидания, комната, где составляются документы, комната для нотариуса и комната для архива - это тот минимум, который необходим нотариусу, безотносительно, работает ли он в государственной нотариальной конторе или занимается частной нотариальной практикой.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривают совершение нотариальных действий должностными лицами исполнительной власти. Такая потребность вызвана объективными причинами, а именно: огромной территорией России и значительной отдаленностью от районных центров населенных пунктов. Если запретить должностным лицам исполнительной власти совершать нотариальные действия, то, например, за копией документа придется лететь из Якутии на самолете за 200 - 250 км, и таких отдаленных мест очень много.
Нотариальные действия за границей совершают должностные лица консульских учреждений. Они являются законными и полномочными представителями государства, и все документы, утвержденные и заверенные ими, должны приниматься всеми государственными органами и учреждениями, в том числе и нотариусами.
Нотариальная деятельность не является предпринимательством. Предпринимательство предполагает извлечение прибыли. Предприниматель в сфере материального бизнеса или в сфере услуг сам устанавливает цены и сам регулирует их, ориентируясь на спрос и предложение. Нотариус же не может устанавливать цены на свои услуги - они устанавливаются законом, и нарушение закона о пошлине (тарифах) является прямым основанием лишения нотариуса лицензии.
Статья 2. Нотариус в Российской Федерации
Комментарий к статье 2
Основы предполагают прохождение лицом, имеющим высшее юридическое образование, стажировки не менее одного года. Такое требование закономерно, поскольку во всякой работе есть свои особенности, они есть и в нотариате. Стажировка в один год - это тот оптимальный срок, который необходим для познания законодательства и выработки практики его применения.
Проведение квалификационного экзамена позволяет определить уровень подготовленности соискателя на нотариальную деятельность.
Гражданское законодательство предусматривает применение аналогии права и аналогии закона, создание прецедента и, бесспорно, хорошее знание рассматриваемого законодательства.
Нотариус обязан иметь высшее юридическое образование. Необходимость такая вытекает из применения гражданского законодательства. Нотариус должен быть абсолютно грамотным, культурным и воспитанным человеком. Законодательство требует, чтобы нотариус разъяснял закон обратившимся к нему гражданам, чтобы правовая неосведомленность последних не причинила им ущерба.
Экзамены принимает квалификационная комиссия, состоящая из нотариусов, работников органов юстиции, ученых. Как правило, квалификационная комиссия работает 1 - 2 раза в год. Все лица, прошедшие стажировку у нотариуса, должны представить на рассмотрение комиссии наряду с документами об образовании заключение (отзыв) нотариуса о прохождении стажировки и подготовленности соискателя. Без этих документов комиссия не допускает к сдаче экзаменов.
Лица, сдавшие квалификационные экзамены, вправе получить лицензию на право занятия нотариальной деятельностью. Сама лицензия не дает права приступить к нотариальной деятельности. Она фиксирует только подготовленность лица, имеющего лицензию, к этой работе, разрешает заняться такой деятельностью только приказ органа юстиции.
Основы предусматривают возможность сокращения срока стажировки совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты, такой срок не может быть менее шести месяцев. Сокращение срока возможно только для юристов, работающих по данной специальности не менее трех лет. Практика показывает, что такой срок сокращается для работников органов юстиции, занимающихся проблемами нотариата, судей, работников прокуратуры. Эти категории юристов постоянно сталкиваются с деятельностью нотариусов, а потому, как правило, хорошо знакомы с этой областью юриспруденции.
Прохождение стажировки может быть организовано как с отрывом от производства, так и без отрыва от нее. Дело в том, что абитуриент должен постоянно находиться в нотариальной конторе, помогать нотариусу в изготовлении нотариальных документов, разъяснении гражданам законодательства, выполнять иные, определенные трудовым соглашением, обязанности. В период прохождения стажировки соискатель посещает по возможности занятия, организованные нотариальной палатой.
Нотариусы, независимо от того, являются ли они государственными или занимаются частной практикой, имеют равные права, т.е. они совершают равным образом все нотариальные действия и несут равные обязанности. При этом есть два исключения как для государственных, так и для частных нотариусов. В соответствии с Основами наследственные дела ведут государственные нотариусы, и только там, где их нет, наследственные дела ведут частные нотариусы. Второе - ответственность за государственных нотариусов несет государство, нотариусы, занимающиеся частной практикой, за все промахи отвечают всем своим имуществом.
Документы, оформленные как государственным, так и частным нотариусом, имеют одинаковую силу, т.е. документы, оформленные ими, принимаются всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами, всеми гражданами.
Все нотариусы, занимающиеся частной практикой, объединяются в нотариальные палаты.
Статья 3. Лицензия на право нотариальной деятельности
Комментарий к статье 3
Лицензия - документ на право занятия определенной деятельностью, выдаваемый компетентным государственным органом.
Лицензию должны получать соискатели на должность нотариуса. Это требование не относится к должностным лицам органов исполнительной власти и консульских учреждений, уполномоченных на совершение нотариальных действий.
Лицензия выдается органом юстиции республик в составе Российской Федерации, краев, областей, округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга. Перед выдачей лицензии орган юстиции проверяет все документы: диплом о высшем юридическом образовании, выписку из трудовой книжки, решение комиссии о сокращении срока стажировки (если такое решение принималось), итоги сдачи квалификационного экзамена. В течение месяца после получения решения квалификационной комиссии орган юстиции выдает лицензию на право занятия нотариальной деятельностью. Каких-либо дополнительных документов орган юстиции не требует.
Лицензия носит именной характер, имеет порядковый номер, выполнена на специальном бланке. Все органы юстиции на местах обеспечиваются бланками. Бланки лицензий - документы строгой отчетности.
Если орган юстиции по каким-либо причинам не выдал лицензию соискателю на право занятия нотариальной деятельностью, то действия органа юстиции могут быть обжалованы в суд.
В тех случаях, когда соискатель получил лицензию, но к работе не приступил, Основы устанавливают трехлетний срок действия лицензии. Это обосновано тем, что за три года законодательство может быть изменено столь значительно, что человек без дополнительной подготовки не может приступить к работе. В таких случаях необходима повторная сдача квалификационных экзаменов. Помощник нотариуса повторных экзаменов не сдает, при этом законодатель не устанавливает, в течение какого срока он исполняет обязанности помощника.
Статья 4. Квалификационная и апелляционная комиссии
Комментарий к статье 4
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривают создание при органах юстиции республик в составе Российской Федерации, краев и областей региональных квалификационных комиссий. Их численный состав определяется соответствующим органом юстиции и, как правило, составляет от 7 до 15 человек. Персональный состав комиссии утверждается Министерством юстиции Российской Федерации по предложению соответствующего органа юстиции и нотариальной палаты сроком на три года. В состав комиссии по должности должны входить руководитель соответствующего органа юстиции, а также президент региональной нотариальной палаты или другой ее представитель. Периодичность заседаний комиссии определяется соответствующим органом юстиции и нотариальной палаты исходя из необходимости. Заявление о сдаче квалификационного экзамена может быть принято от гражданина Российской Федерации, имеющего высшее юридическое образование, прошедшего стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.
Заявления о сдаче квалификационного экзамена подаются лицами, претендующими на право занятия нотариальной деятельностью, в соответствующий орган юстиции по месту своего жительства.
К заявлению прилагаются:
- копия диплома о высшем юридическом образовании;
- документ, подтверждающий прохождение стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой;
- документ банка, подтверждающий уплату соответствующего сбора;
- фотографическая карточка.
При подаче заявления должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя.
Заявление регистрируется в специальном журнале, и назначается день сдачи квалификационного экзамена, либо о времени и дате проведения экзамена сообщается не позднее чем за 10 дней до его проведения. Прием, регистрацию заявлений и подготовку документов для сдачи экзамена осуществляет секретарь квалификационной комиссии; в день сдачи экзамена лицу, подавшему заявление, он выдает экзаменационный лист.
Квалификационная комиссия по результатам проведения экзамена принимает решение о профессиональной подготовленности данного лица для осуществления им нотариальной деятельности, которое подписывается всеми присутствующими на экзамене членами комиссии и остается на хранении в соответствующем органе юстиции. Копия решения выдается заявителю в день сдачи экзамена.
Квалификационная комиссия правомочна принимать решение, если на ее заседании присутствует не менее двух третей ее членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа присутствующих членов квалификационной комиссии. Голосование проводится открыто. Если соискатель не сдал квалификационный экзамен, повторная сдача возможна не ранее чем через год.
Статья 5. Гарантии нотариальной деятельности
Комментарий к статье 5
Гарантии нотариальной деятельности следует рассматривать не с позиции нотариуса, а с позиции клиента, т.е. обезопасить последнего от предвзятого, не основанного на законе действия нотариуса.
Нотариус беспристрастен, т.е. у него отсутствует пристрастие к той или иной стороне, он правдив и справедлив. Нотариус при совершении нотариального действия не может преследовать личного интереса и выгоды, а также интересов близких родственников. Именно в силу

www.lawmix.ru

Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 


 

          

Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате

 

                                Раздел I

              Организационные основы деятельности нотариата

 

                        Глава I. Общие положения

 

     Статья 1. Нотариат в Российской Федерации

     Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с

Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской

Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и

юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными

актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

     Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии

с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной

конторе или занимающиеся частной практикой.

     Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся

частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации.

     В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия

совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на

совершение этих действий.

     Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других

государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации,

уполномоченные на совершение этих действий.

     Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует

цели извлечения прибыли.

 

     Комментарий к статье 1

 

     1. Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных

лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование

документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение

других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов

граждан и юридических лиц. Нотариальные действия от имени государства совершают

нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся

частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти

и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.

     Необходимость в обеспечении защиты прав и интересов, более точно в охране

прав и интересов, важна для каждого. Это может быть убежденность в действительности

приобретенных прав, например права на имущество, или в подлинности подписи

на документе или самого документа. Эту социальную потребность и обеспечивает

законодательство о нотариате и его деятельности.

     2. Охрана прав осуществляется посредством совершения нотариусом заранее

предусмотренных законом нотариальных действий. Основами законодательства о

нотариате предусматривается 20 видов нотариальных действий (ст.ст. 35-36 Основ

законодательства Российской Федерации о нотариате). Их количество и перечень

не являются исчерпывающими. Законодательными актами Российской Федерации могут

быть предусмотрены и другие нотариальные действия. Нотариальные действия классифицируются

по их целенаправленности:

     нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорного права;

     нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных фактов;

     нотариальные действия по приданию долговым и платежным документам исполнительной

силы;

     охранительные нотариальные действия. К ним обычно относят: принятие мер

к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения и принятие

документов на хранение.

     Данная классификация в известной мере носит условный характер, так как

все без исключения нотариальные действия в широком смысле являются правоохранительными.

     3. Нотариальные действия, составляющие в совокупности предметную компетенцию

нотариата, эффективно обеспечивают охрану и защиту бесспорных прав и интересов

в том случае, если эти действия применяются в соответствии с заранее установленными

законом правилами их совершения. Между участниками нотариального производства

возникают взаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных

процедурных или, более правильно, процессуальных правоотношений. Права и обязанности

участников этих правоотношений, с одной стороны, гарантируют защиту прав и

охраняемых законом интересов граждан и организаций при совершении нотариальных

действий, а с другой - обеспечивают реализацию нотариальной функции.

     4. Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов,

работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением

одинакова. Общими для них являются и правила совершения нотариальных действий,

и правовая сила нотариальных актов. Следовательно, с появлением в законодательстве

о нотариате в Российской Федерации нотариуса, занимающегося частной практикой,

юрисдикционная природа нотариата в России не изменилась. Нотариус, занимающийся

частной практикой, имеет личную печать с изображением герба Российской Федерации

(ст. 2 Основ) и совершает все предусмотренные законом нотариальные действия

от имени государства. В отличие от нотариуса, работающего в государственной

нотариальной конторе, нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную

имущественную ответственность по решению суда и в случае причинения ущерба

нотариальными действиями, совершенными в противоречии с действующим законодательством

(ст. 17 Основ). Такая ответственность вполне закономерна, поскольку источник

финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, -

денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание

услуг правового и технического характера. После уплаты налогов и других обязательных

платежей они поступают в собственность нотариуса.

     5. Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать

юрисдикционную, правоохранительную функцию. С одной стороны, она является

продолжением, детализацией функций Министерства юстиции по организации юридических

услуг и правовой помощи. Подчеркивается, что реестр государственных нотариальных

контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство

юстиции Российской Федерации. С другой стороны, нотариат и суд осуществляют

единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском

обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается: суд рассматривает жалобы

на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются

в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении

некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами

ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по

правилам исполнительного производства и др.

     В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры

о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление

гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким

образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер. Нотариально

удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своего

права, поскольку содержание договора, подлинность подписей участников сделки,

время и место ее совершения и другие обстоятельства, официально зафиксированные

нотариусом, являются очевидными и достоверными. Предмет нотариальной деятельности

- дела, в которых отсутствует спор о праве гражданском. Если в ходе выполнения

нотариальных действий такой спор возникает, то он должен быть рассмотрен в

суде, а само нотариальное действие в этом случае приостанавливается.

 

     Статья 2. Нотариус в Российской Федерации

     На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке,

установленном настоящими Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий

высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного

года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося

частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право

нотариальной деятельности.

     Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности

не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции

и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести

месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции

Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

     При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами

и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной

нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами

документы имеют одинаковую юридическую силу.

     Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной

палаты.

 

     Комментарий к статье 2

 

     1. В статье установлены единые требования для занятия должности нотариуса.

Независимо от того, в какой форме лицо, претендующее на занятие должности

нотариуса, будет осуществлять нотариальную функцию - работать в государственной

нотариальной конторе или заниматься частной практикой, оно должно отвечать

следующим требованиям: иметь высшее юридическое образование; пройти стажировку

на должности нотариуса в государственной нотариальной конторе или у нотариуса,

занимающегося частной практикой; сдать квалификационные экзамены и получить

лицензию на право нотариальной деятельности.

     2. Порядок прохождения стажировки на должности нотариуса определяется

Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой Положением

о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или

у нотариуса, занимающегося частной практикой (Письмо Минюста от 08 июня 1994

г. N 09-12(75-94)).

     Общий срок стажировки не может быть менее 6 месяцев.

     3. Единые требования со стороны государства к гражданам РФ при назначении

на должность нотариуса проявляются в признании равенства прав и обязанностей

при совершении нотариальных действий и в одинаковых последствиях нотариальных

действий, совершенных нотариусом, работающим в государственной нотариальной

конторе или занимающимся частной практикой. Следует подчеркнуть, что речь

идет о равенстве прав и обязанностей нотариусов при совершении ими нотариальных

действий, т.е. процессуальных по своей природе. Общий правовой статус нотариусов

имеет различие, например, нотариус, занимающийся частной практикой, должен

быть членом нотариальной палаты, нотариусы обладают различной компетенцией,

несут различную имущественную ответственность. Нотариус, занимающийся частной

практикой, является субъектом уголовной ответственности по ст. 202 УК РФ 1996

года, который вводится в действие с 1 января 1997 г. Согласно этой статье

использование нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности

и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц либо нанесения

вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным

интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества

или государства, наказывается вплоть до лишения свободы до 3 лет.

 

     Статья 3. Лицензия на право нотариальной деятельности

     Нотариальной деятельностью в соответствии с настоящими Основами вправе

заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой

деятельности. Данное требование не распространяется на должностных лиц, указанных

в частях четвертой и пятой статьи 1 настоящих Основ.

     Лицензия на право нотариальной деятельности (далее - лицензия) выдается

уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации,

автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и

Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на

основании решения квалификационной комиссии.

 

 Положение о порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности утверждено

письмом Минюста РФ от 22 ноября 1993 г. N 8-5/149-081293

 

 Порядок уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности

утвержден постановлением СМ РФ от 23 июля 1993 г. N 703

 

     Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской

Федерации. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца

со дня получения решения органа юстиции.

     Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности

нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после

повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного

экзамена не сдает.

 

     Комментарий к статье 3

 

     1. Лицензия - документ, подтверждающий право на занятие, при определенных

условиях, должности нотариуса. Должностные лица органов исполнительной власти,

консульств, а также должностные лица, указанные в ст. 185 ГК РФ и ст. 541

ГК РСФСР 1964 г., совершают нотариальные действия на основании имеющихся у

них полномочий без лицензии.

     Лицензия выдается органом юстиции субъекта РФ (управление юстиции края,

области, министерство юстиции республики в составе РФ) в течение месяца после

сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.

Порядок выдачи лицензии, требования к ее форме определяются специальным Положением,

установленным Минюстом РФ, утвержденным 22 ноября 1993 г.

     Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в общем порядке в суд.

     За выдачу лицензии установлен сбор в размере 5-кратного установленного

законом размера минимальной месячной оплаты труда.

     2. Гражданин, имеющий лицензию, по целому ряду причин может не приступить

к работе в должности нотариуса (отсутствие вакансии, непрохождение по конкурсу,

болезнь и т.д.). Независимо от причин, по которым он не был назначен на должность

нотариуса по истечении трех лет после получения лицензии, необходимо сдавать

повторно квалификационный экзамен, для того, чтобы быть допущенным к должности

нотариуса.

 

 

     Статья 4. Квалификационная и апелляционная комиссии

     Квалификационная комиссия принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку

и желающих заниматься нотариальной деятельностью.

     Квалификационная комиссия образуется при органах юстиции республик в

составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,

областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием представителей нотариальной

палаты. Представители Министерства юстиции Российской Федерации могут принимать

участие в работе любой квалификационной комиссии.

     Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок

со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию.

     Апелляционная комиссия образуется при Министерстве юстиции Российской

Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах.

     Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной

комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть

обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.

     Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются Министерством

юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

     Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной

его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.

     Законодательством республик в составе Российской Федерации могут устанавливаться

иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена.

 

     Комментарий к статье 4

 

     1. Для определения подготовленности граждан, имеющих высшее юридическое

образование и прошедших стажировку, к профессиональной нотариальной деятельности

создаются при органах юстиции субъектов РФ квалификационные комиссии, а при

Минюсте РФ апелляционная комиссия. В состав комиссий входят руководители органов

юстиции и нотариальных палат, наиболее высококвалифицированные нотариусы,

судьи, научные работники.

     Организация и деятельность квалификационной и апелляционной комиссий

регламентируется соответствующими положениями, утвержденными Минюстом РФ совместно

с Федеральной нотариальной палатой (Положение о квалификационной комиссии

по приему экзамена у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью;

Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных

комиссий, принимающих экзамен у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной

деятельностью; Письмо Минюста от 08 июня 1994 г. N 09-12 (75-94)).

     2. Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной

его сдаче не ранее, чем через год после принятия решения квалификационной

комиссией, но законодательством республик в составе РФ могут предусматриваться

иные сроки пересдачи. Каких-либо денежных сборов за квалификационный экзамен,

его пересдачу, количество таких пересдач законодательством не установлено.

 

     Статья 5. Гарантии нотариальной деятельности

     Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется

Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской

Федерации, настоящими Основами, законодательными актами Российской Федерации

и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов

государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей,

городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а

также международными договорами.

     Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим

в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы,

которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том

числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев,

предусмотренных настоящими Основами.

     Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться

только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

     Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда,

прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными

или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с

находящимися в его разрешении спорами. Справки о стоимости имущества, переходящего

в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных

статьей 16 настоящих Основ. Справки о завещании выдаются только после смерти

завещателя.

 

     Комментарий к статье 5

 

     1. Беспристрастность и независимость нотариусов обеспечивается точным

и неуклонным соблюдением законодательства. Нотариус в своей деятельности руководствуется

Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, законодательными

актами Российской Федерации и республик в составе РФ, а также правовыми актами

органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев,

областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции,

а также международными договорами.

     Применяя приказы и инструкции министерств и ведомств, акты местных органов

государственной власти и акты органов местного самоуправления, нотариус должен

проверить, изданы ли они в пределах предоставленной этим органам компетенции

и соответствуют ли они законодательству.

     Точное исполнение законов - общее требование к нотариальным актам. Нотариус

обязан проверять соответствие законам требуемых от него действий и представляемых

ему документов. Нотариус не удостоверяет сделок, противоречащих закону, не

свидетельствует верность копии с документа, оформленного не в соответствии

с законом, не передает заявлений, содержащих сведения, порочащие честь и достоинство

граждан. Отказывает в совершении нотариального действия, если оно не соответствует

закону.

     2. Специфическим правилом нотариальных действий является их тайна. Справки

о совершаемых нотариальных действиях и документы нотариальные органы выдают

только лицам, в отношении которых совершены нотариальные действия, или их

представителям, а также по требованию прокуратуры, суда и следственных органов

в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.

Справки о завещаниях выдаются нотариальными органами только после смерти завещателя.

     Правила о соблюдении тайны нотариальных действий распространяются также

на лиц, которым о совершении нотариальных действий стало известно в связи

с выполнением ими служебных обязанностей, в частности, в связи с осуществлением

руководства нотариатом.

     Нотариусы и другие должностные лица, виновные в нарушении тайны совершаемых

нотариальных действий, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

 

     Статья 6. Ограничения в деятельности нотариуса

     Нотариус не вправе:

     заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью,

кроме нотариальной, научной и преподавательской;

     оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

 

     Комментарий к статье 6

 

     1. Нотариус не должен быть пристрастен при совершении нотариального действия.

У него не должно быть иного интереса, кроме служебного, к совершаемому нотариальному

действию. Для обеспечения беспристрастности и независимости нотариуса предусматривается

специальное правило, ограничивающее гражданскую правоспособность физического

лица, на профессиональных началах выполняющего нотариальную функцию. Оно не

может заниматься предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной,

научной и преподавательской.

     2. Специально выделен запрет на оказание посреднических услуг при совершении

нотариальных действий. Строго говоря, посредничество можно отнести к любой

иной деятельности, упомянутой в п. 1 ст. 6. Под ним следует понимать невозможность

использования имеющейся у нотариуса информации о сделках с имуществом.

 

     Статья 7. Государственные нотариальные конторы

     В республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных

округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные

нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской

Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе

Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов,

краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

 

     Комментарий к статье 7

 

     Порядок открытия и упразднения государственных нотариальных контор не

изменился по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Происходит

это на основании распорядительных актов Минюста или по его поручению органами

юстиции субъектов РФ. При этом должны учитываться обеспеченность населения

в нотариальных услугах и требования ст. 12 Основ, устанавливающей общий порядок

учреждения и ликвидации должности нотариуса и определения их количества в

нотариальном округе.

 

     Статья 8. Нотариус, занимающийся частной практикой

     Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать

в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные

и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников,

распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего

имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской

Федерации и республик в составе Российской Федерации.

     Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения,

медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством

Российской Федерации.

 

     Комментарий к статье 8

 

     1. В статье, определяющей правовой статус нотариуса, занимающегося частной

практикой, по существу перечисляются все признаки юридического лица: самостоятельные

расчетный и другие счета в банке, имущественные права и возможность распоряжения

ими от своего имени, а также выступать от своего имени в суде и арбитражном

суде, совершать другие действия в соответствии с законодательством. Однако

нотариус, занимающийся частной практикой, юридическим лицом не является. Его

имущественная ответственность не ограничивается обособленным имуществом юридического

лица, он несет полную имущественную ответственность, в том числе личным имуществом,

за ущерб, причиненный вследствие незаконного нотариального действия (ст. 17

Основ).

     2. На нотариусов, занимающихся частной практикой, распространяется весь

комплекс норм, регулирующих права граждан на государственные пенсии и пособия,

медицинское и социальное страхование.

 

     Статья 9. Нотариальное делопроизводство

     Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии

с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции Российской Федерации совместно

с Федеральной нотариальной палатой.

     Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами,

работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции

республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов,

краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а в отношении нотариусов,

занимающихся частной практикой, - органы юстиции совместно с нотариальными

палатами.

 

     Комментарий к статье 9

 

     1. Порядок ведения нотариального делопроизводства устанавливается правилами,

утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной

палатой. Они должны разрабатываться на основе рекомендаций Единой государственной

системы делопроизводства, требований стандартов на управленческую документацию.

     На данный момент действует Инструкция по делопроизводству в государственных

нотариальных конторах, утвержденная Минюстом РФ 19 августа 1976 г., и Инструкция

Минюста СССР от 29 декабря 1973 г.

     Нотариальное делопроизводство включает в себя ведение документации, непосредственно

связанной с совершением нотариальных действий, и ведение нотариального архива,

в том числе канцелярию.

     2. Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются

в реестре. Формы реестров регистрации нотариальных действий устанавливаются

Министерством юстиции РФ.

     Нотариус обязан выдавать выписки из реестра по письменному заявлению

организаций и лиц, в отношении и по поручению которых совершено нотариальное

действие, а также по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи

с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами либо по

требованию арбитражного суда в связи с разрешаемыми им спорами.

     3. Экземпляры нотариально оформленных документов, которые хранятся у

нотариусов, подшиваются в дела (наряды). На обложке каждого наряда надписывается

заголовок, например, "завещания", "договоры об отчуждении и залоге жилых домов

и документы, на основании которых они удостоверены". Заголовок наряда указывается

в строгом соответствии с заголовком наряда по номенклатуре дел, составляемой

нотариусом на каждый год.

     Для учета документов и контроля за их исполнением в нотариальной конторе

ведутся журналы входящей и исходящей корреспонденции. Контроль за сроками

и качеством исполнения документов и содержащихся в них поручений осуществляет

нотариус.

 

     Статья 10. Язык нотариального делопроизводства

     Нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством

Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной

области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального

действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство,

тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

 

     Комментарий к статье 10

 

     В статье закреплен принцип национального языка в нотариальном делопроизводстве.

Оно ведется на языке, предусмотренном законодательством республик в составе

РФ и автономных областей.

     Если лицо не владеет соответствующим языком, ему обеспечивается перевод.

 

     Статья 11. Личная печать, штампы и бланки нотариуса

     Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской

Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения

или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных

надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.

 

     Комментарий к статье 11

 

     1. Личная печать нотариуса имеет круглую форму, стандартные размеры (32-38

мм). В центре печати изображен Государственный герб РФ, по кругу печати указаны

фамилия, инициалы, должность нотариуса, место его нахождения или наименование

государственной нотариальной конторы.

     2. Штампы удостоверительных надписей выполняются в форме прямоугольного,

квадратного клише, текст удостоверительных надписей должен соответствовать

тексту удостоверительных надписей, данных в приложении N 2 к Инструкции по

делопроизводству в государственных нотариальных конторах, утвержденной Министерством

юстиции СССР 29 декабря 1973 г.

     3. Бланки предназначены для удобства и быстроты подготовки документов.

Они изготовляются типографским способом; не рекомендуется изготавливать бланки

методом ксерокопирования или путем набора текста на компьютере. Бланки должны

содержать наименование документа и все необходимые реквизиты, а также повторяющийся

текст документа. Бланки государственной нотариальной конторы и личные бланки

нотариуса, занимающегося частной практикой, могут включать и штампы удостоверительных

надписей.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

zinref.ru

Статья 86. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

Нотариус передает заявления и (или) иные документы физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам. В состав передаваемых документов включается сопроводительное письмо нотариуса.

Документы на бумажном носителе могут быть переданы лично под расписку, направлены по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или переданы с использованием технических средств, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей. В последнем случае нотариус осуществляет изготовление электронного документа на основании представленного документа на бумажном носителе в порядке, установленном статьей 103.8 настоящих Основ, и формирует пакет электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Электронные документы физических или юридических лиц, подписанные квалифицированными электронными подписями соответствующих лиц, могут передаваться нотариусом другим физическим или юридическим лицам путем создания пакета электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью нотариуса, и передачи его с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Электронные документы принимаются к передаче при условии, что квалифицированная электронная подпись лица, от которого исходят электронные документы, проверена и подтверждена принадлежность данной подписи этому лицу в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Сведения, которые содержатся в заявлениях физических лиц и юридических лиц о внесении сведений, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, а также сведений, предусмотренных Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, передаются нотариусу на бумажных носителях, вносятся в указанные реестры путем переноса этих сведений на бумажных носителях в указанные реестры. Внесенные таким образом сведения подписываются квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Расходы по оплате услуг организаций почтовой связи или иных третьих лиц, связанные с передачей документов, оплачивает лицо, обратившееся за совершением нотариального действия.

По просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус выдает свидетельство о направлении документов адресату, в том числе в случае невозможности их передачи с указанием причин невозможности их передачи, а после получения подтверждения получения адресатом переданных документов - свидетельство о передаче документов.

fzakon.ru

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате — Википедия

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате
Вид закон
Номер 4462-1
Принятие 11 февраля 1993 года, Верховный Совет РФ
Подписание 11 февраля 1993 года, Президент РФ
Вступление в силу С момента опубликования
Первая публикация Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993, № 10, ст. 357
Действующая редакция 05 апреля 2013 г.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 — главный закон Российской Федерации о нотариате и правилах совершения нотариальных действий на территории России. Введен в действие с момента опубликования в Ведомостях съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 11 марта 1993 года, N 10, стр. 357.

Закон состоит из двух разделов. В первом разделе изложены организационные основы деятельности нотариата в Российской Федерации. Во втором разделе изложены положения о нотариальных действиях и правилах их совершения на территории России.

  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса
  • Глава III. Права, обязанности и ответственность нотариуса
  • Глава IV. Должности стажёра и помощника нотариуса. Порядок замещения должности нотариуса, занимающегося частной практикой
  • Глава V. Финансовое обеспечение деятельности

ru.wikipedia.org

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *