Ст 709 гк: Статья 709 Гражданского кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2022 год

Соотношение ст. 709 и 729 ГК РФ

Коллеги, интересно ваше мнение. Правильно ли я соотношу ст. 709 и 729 ГК РФ (договор подряда)?

1. В соответствии с п. 2 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

В доктрине отмечается, что издержки подрядчика связаны с тем, что, как правило, подрядчик выполняет работы своим иждивением. То есть издержки подрядчика – это стоимость конкретных материалов и средств. Компенсация издержек подрядчика направлена на то, чтобы достичь экономической эквивалентности в отношениях сторон. Вознаграждение подрядчика связано с тем, что, как правило, договор подряда возмездный, поэтому подрядчик должен получить определенное вознаграждение за свой труд, маржу. Вознаграждение подрядчика – это своего рода признательность ему за вступление в договор. Конкретизация издержек и вознаграждения подрядчика может определяться путем составления сметы – документа, обосновывающего особенности формирования цены и внутренней ее структуры.

Учитывая такое толкование п. 2 ст. 709 ГК РФ, мы можем предположить, что издержки – это то, что подрядчик потратит, отдаст. А вознаграждение – это то, что он оставит при себе, его предпринимательская прибыль, на достижение которой и направлена его деятельность. Если из сметы невозможно конкретизировать издержки и вознаграждение подрядчика, нужно руководствоваться теми доказательствами, которые он представит в качестве подтверждения своих издержек. Все остальное будет предполагаться его вознаграждением.

2. Пар. 1 гл. 37 ГК РФ предусматривает различные основания расторжения договора подряда. Некоторые из них связаны с изменением обстоятельств, некоторые с желанием заказчика, некоторые с виной подрядчика. Последствия расторжения договора по указанным основаниям отличаются, в том числе последствия, связанные с движением денежных средств между заказчиком и подрядчиком. В частности, в тех случаях, когда расторжение договора не связано с виной подрядчика (а связано, например, с изменением обстоятельств или желанием заказчика), заказчик обязан заплатить подрядчику часть цены, компенсировать убытки. В тех случаях, когда расторжение договора связано с виной подрядчика, последний обязан компенсировать заказчику убытки.

3. В связи с расторжением договора подряда имеют значение не только специальные нормы пар. 1 гл. 37 ГК РФ относительно того или иного основания расторжения, но и общая для всех оснований расторжения норма ст. 729 ГК РФ.

Согласно данной норме в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (п. 1 ст. 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.

Ст. 729 ГК РФ толкуется таким образом, что подрядчик не вправе требовать от заказчика принятия результата работ, а заказчик, будучи заинтересованным в результате работ, напротив, вправе требовать его передачи. И только в том случае, если заказчик реализует свое право, подрядчик может потребовать компенсации произведенных затрат.

Кроме того, каждое специальное основание расторжения договора подряда по пар. 1 гл. 37 ГК РФ имеет свои специфические последствия (оплата части цены, компенсация убытков и т.п.), а последствия, предусмотренные ст. 729 ГК РФ (компенсация затрат), являются общими и применяются субсидиарно к специфическим последствиям. Таким образом, ст. 729 ГК РФ дополняет любое основание расторжения договора подряда вне зависимости от его особенностей (лежащей в основе предпосылки, преследуемой цели, инициатора, процедуры расторжения и проч.).

Например, если расторжение договора подряда осуществляется по п. 2 ст. 715 ГК РФ, и заказчик потребовал передачи ему результата незавершенной работы, подрядчик обязан компенсировать заказчику убытки (п. 2 ст. 715 ГК РФ), а заказчик обязан компенсировать подрядчику произведенные затраты (ст. 729 ГК РФ). Убытки заказчика и затраты подрядчика могут быть зачтены.

Например, если расторжение договора подряда осуществляется по ст. 717 ГК РФ, и заказчик потребовал передачи ему результата незавершенной работы, заказчик должен уплатить подрядчику часть цены пропорционально выполненным работам и компенсировать убытки (ст. 717 ГК РФ), при этом заказчик не обязан компенсировать подрядчику произведенные затраты на выполнение работ (ст. 729 ГК РФ), поскольку эти затраты уже включены в указанную часть цены.

4. Возникает вопрос: что такое затраты подрядчика (ст. 729 ГК РФ), и как они соотносятся с ценой договора подряда, включающей издержки и вознаграждение подрядчика (ст. 709 ГК РФ)? На этот счет в доктрине есть две точки зрения.

Согласно первой затраты подрядчика – это часть цены договора подряда пропорционально выполненной подрядчиком части работ (то есть часть издержек и часть вознаграждения подрядчика). Согласно второй затраты подрядчика – это только издержки подрядчика, которые он фактически понес при выполнении работ.

Судебная практика не дает однозначного ответа на поставленный вопрос, но в большей мере склоняется ко второй точке зрения. Полагаю, что она действительно более обоснована.

Во-первых, в том случае, когда законодатель ведет речь об уплате заказчиком подрядчику части цены, он прямо на это указывает (например, п. 5 ст. 709, ст. 717 ГК РФ). И тогда заказчик отдельно не компенсирует подрядчику затраты по ст. 729 ГК РФ, поскольку эти затраты поглощаются указанной частью цены. Во-вторых, в тех случаях, когда договор подряда расторгается по вине подрядчика, заказчик имеет право не только не платить цену подрядчику, но и потребовать от него компенсации убытков. В этом случае заказчик может забрать незавершенный результат работ и будет обязан компенсировать подрядчику лишь произведенные затраты. Таким образом достигается экономический баланс в отношениях между заказчиком и подрядчиком. Было бы несправедливо обязать заказчика уплатить виновному подрядчику всю часть цены (и издержки, и вознаграждение), поскольку подрядчик выполнил договор с нарушением и вряд ли имеет право на предпринимательскую выгоду. В-третьих, можно говорить о том, что ст. 729 ГК РФ регулирует не договорные, а внедоговорные отношения заказчика и подрядчика, ведь в ней идет речь о компенсациях на случай прекращения договора подряда. Тем самым затраты по ст. 729 ГК РФ – это не часть договорной цены, а внедоговорная компенсация заказчиком своеобразных убытков подрядчика, которые возникли в связи с тем, что подрядчик своим иждивением создал незавершенный результат работ, а заказчик его забрал.

На основании изложенного цена договора подряда (издержки + вознаграждение) и затраты подрядчика – это не одно и то же. Совпадающими понятиями могут быть издержки подрядчика и затраты подрядчика.

Судебная практика, которой я руководствовалась: Постановления ФАС МО от 29.05.2007, 30.05.2007 по делу № А40-24461/06-55-187, ФАС ПО от 14.08.2007 по делу № А65-10940/2006-СГ2-4, ФАС ПО от 14.08.2007 по делу № А57-9063/2006-21, ФАС ПО от 08.02.2010 по делу № А72-2130/2009, ФАС ПО от 12.04.2010 по делу № А57-2271/2009, ФАС МО от 28.06.2010 по делу № А41-35863/09, ФАС МО от 15.07.2010 по делу № А40-115333/09-51-953, ФАС СЗО от 04.10.2010 по делу № А56-6533/2005, ФАС МО от 25.12.2013 по делу № А40-49394/10-89-330, АС ДО от 24.11.2014 по делу № А73-1175/2014, АС УО от 22. 04.2015 по делу № А50-10414/2014, АС ПО от 22.07.2015 по делу № А55-23510/2014, АС МО от 02.12.2015 по делу № А40-186666/14, Определение КС РФ от 28.01.2016 № 144-О.

Ст. 709 ГК РФ. Цена работы

1. В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

3. Цена работы может быть определена путем составления сметы.

В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

5. Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика.

Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

6. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.


< Статья 708. Сроки выполнения работы

Статья 710. Экономия подрядчика >


1. Цена договора подряда также относится к обязательным условиям, хотя ее указание не является основанием для признания договора незаключенным, так как в этом случае она определяется по следующему правилу: «В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги». В цену договора подряда включается не только вознаграждение подрядчику, но и компенсация понесенных им издержек. Следовательно, обязанность заранее определить размер издержек возлагается на подрядчика. Если цена установлена приблизительной, подрядчик должен своевременно предупредить заказчика, что в ходе выполнения задания возникла необходимость проведения дополнительных работ, которые существенно увеличат цену. Если заказчика указанное превышение по цене не устраивает, он вправе отказаться от выполнения работ.

При этом объем выполненных работ полностью оплачивается подрядчику с учетом понесенных им расходов. Если подрядчик не произвел своевременного уведомления заказчика, он теряет право на оплату работ с превышением установленной цены и в то же время не вправе отказаться от договора по этому основанию.

2. Цена работы может быть определена путем составления сметы. Она содержит перечень затрат, прилагается к договору и с момента утверждения заказчиком является его частью. Из сказанного следует, что составлением сметы занимается подрядчик. Этот документ является обязательным при заключении договора строительного подряда.

3. Особенность твердой цены договора в том, что она не может быть пересмотрена в сторону увеличения по требованию подрядчика и в сторону уменьшения по требованию заказчика, если невозможно было предусмотреть полный объем работ. Но вот в случае увеличения стоимости предоставленных подрядчиком материалов или услуг, которые оказываются подрядчику третьими лицами для выполнения задания заказчика, цена может быть пересмотрена. Подрядчик заявляет свои требования заказчику, а заказчик вправе либо удовлетворить их, либо отказаться от договора подряда. Под существенным изменением цены следует понимать такое ее изменение, когда она изменилась настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Статья 6

Статья 6

Статья 6

Средства правовой защиты и компенсационные меры в случаях нарушения прав человека

88. Принимаются следующие меры для эффективной защиты и средств правовой защиты в случае нарушения прав человека.

Средства судебной защиты

89. Конституция предусматривает соблюдение основных прав человека, включая различные свободы (статья 11), равенство перед законом и запрет расовой дискриминации (статья 14, пункт 1). Если государственное должностное лицо правительства или государственные органы, осуществляющие государственную власть, причиняют ущерб лицу на основании расовой дискриминации в ходе выполнения им своих обязанностей, правительство или заинтересованные местные органы власти несут ответственность за справедливое и надлежащее возмещение ущерба. в соответствии с Законом об ответственности государства за компенсацию.
В гражданском праве действия расовой дискриминации, ущемляющие права человека, могут быть признаны недействительными (статьи 1 и 90 Гражданского кодекса). Лицо, нарушающее права других лиц расово-дискриминационным поведением, должно возместить любой причиненный в связи с этим ущерб при определенных условиях (статья 709). Человек должен дать справедливую и надлежащую компенсацию.
Конституция гарантирует всем людям право доступа к судам (статья 32), поэтому жертва расовой дискриминации может обратиться в суд с иском о возмещении ущерба в соответствии с соответствующими законами.
90. С другой стороны, следующие процедуры применяются, если расово дискриминационное поведение представляет собой преступление. Что касается уголовного судопроизводства, то уголовное преследование могут возбуждать только прокуроры (статья 247 Уголовно-процессуального кодекса), но лицо, пострадавшее в результате правонарушения, может обратиться с жалобой в следственные органы (статья 230). Кроме того, любое лицо, считающее, что преступление было совершено, может предъявить обвинение следственным органам (статья 239). Другими словами, когда расовая дискриминация, нарушающая права человека и основные свободы, является преступлением, люди могут подавать жалобы или обвинения. Следственные органы справедливо расследуют дело на основании этих жалоб или обвинений, и, если они собирают достаточно доказательств для обвинения, прокурор предъявляет указанное дело в суде.

Ниже приведены примеры дел о возмещении ущерба судебным органом:

(1) Окружной суд Йокогамы, 19Июнь 1974 г. , решение Второй палаты Гражданского суда.
91. Кореец, проживающий в Японии, опасаясь остаться без работы, если его национальность будет известна, держал в секрете тот факт, что он является резидентом Кореи, и вместо этого указал японское имя под именем и местом рождения в своей биографии и в отчете о его семья, которую он представил при приеме на работу. Он был неофициально нанят японской компанией, но позже был уволен в соответствии с зарезервированным за работодателем правом отмены на основании ложных показаний. Суд постановил, что увольнение, которое было произведено на том основании, что он является резидентом Кореи без какой-либо другой разумной причины, представляет собой недобросовестное поведение в соответствии со статьей 3 Закона о трудовых стандартах и ​​статьей 9.0 Гражданского кодекса. Суд постановил выплатить компенсацию за моральный ущерб, причиненный истцу из-за этнической дискриминации.
(2) Окружной суд Осаки, 18 июня 1993 г. , решение семнадцатой палаты Гражданского суда.
92. Кореец, проживающий в Японии, подавший заявку на аренду, договорился об аренде с агентом по недвижимости, но владелец отказался заключить договор в основном на том основании, что он является резидентом Кореи. Суд постановил, что это было оскорблением достоинства личности (статья 1, пункт 2 Гражданского кодекса) на стадии предварительного договора, и назначил возмещение убытков в соответствии со статьей 709.Гражданского кодекса.

Система правовой помощи

93. Система правовой помощи – это система, которая по существу гарантирует право на доступ к судам, как это предусмотрено статьей 32 Конституции. Эта система оплачивает судебные издержки и расходы на адвоката для людей, которые не могут подать иск или проконсультироваться с адвокатом из-за бедности. Система распространяется и на иностранцев, при условии, что они будут проживать в Японии до тех пор, пока не возместят все платежи после завершения дела.
Лицо, которому оказывается помощь, должно полностью возместить расходы, однако ему может быть разрешена отсрочка или даже освобождение от уплаты, если у него возникают трудности с погашением из-за его финансовых возможностей и условий жизни. Ассоциация юридической помощи, основанная в 1952, играет ведущую роль в управлении этой системой, и правительство Японии предоставляет субсидии указанной ассоциации, чтобы она работала эффективно. С каждым годом количество обращений за юридической помощью увеличивается. В 1997 г. было зарегистрировано 8 172 случая.

Возмещение со стороны административных организаций

94. В Японии принимаются следующие меры, помимо судебной защиты, чтобы гарантировать право требовать эффективной защиты или средств правовой защиты для всех людей в случаях, когда имеет место расово дискриминационное поведение. Если у указанного лица все еще есть жалобы на результат возмещения ущерба, предоставленного административными организациями, он/она может подать иск в суд для получения судебного возмещения в соответствии с японской судебной системой.

Административное обжалование

95. В Японии люди могут подать жалобу на незаконные или ненадлежащие решения в соответствии с Законом об административных апелляциях. Эта мера доступна для всех людей, и, таким образом, правительство обеспечивает средства для возмещения ущерба людям в случае нарушения их прав.

Закон об иммиграционном контроле и признании беженцев

96. Статья 4 Закона об административном обжаловании устанавливает случаи, когда обжалование не допускается. Одним из таких случаев является решение о въезде и выезде иностранцев (пункт 10, пункт 1, статья 4 Закона об административном обжаловании). Однако Закон об иммиграционном контроле и признании беженцев предусматривает следующую систему подачи жалоб. Иностранцы, подпадающие под действие этой системы, могут ссылаться на несправедливость и требовать пересмотра при подаче жалобы на дискриминацию по признаку расы или этнического происхождения.

(1) Процедуры посадки (иностранец, признанный офицером специального расследования не соответствующим требованиям посадки, может подать возражение министру юстиции.)

(2) Процедуры депортации (иностранец, чью депортацию иммиграционный инспектор сочтет уместной, может запросить слушание у дознавателя. Кроме того, если специальный дознаватель сочтет, что иммиграционный инспектор не ошибся, иностранец может подать возражение в Министр юстиции.)

(3) Процедуры признания беженцем (иностранец, ходатайство которого о признании беженцем было отклонено или чей статус беженца был аннулирован, может подать возражение министру юстиции.)

Структура органов по правам человека

Бюро гражданских свобод Министерства юстиции и его нижестоящие органы
97. Бюро гражданских свобод было создано при Министерстве юстиции как центральная административная организация, занимающаяся защитой прав человека. Отдел гражданских свобод Юридического управления и Отдел гражданских свобод Районного судебного управления созданы соответственно, поскольку их нижестоящие органы и должностные лица, занимающиеся защитой прав человека, направляются в филиалы Юридического бюро/Районного судебного управления. , так как люди должны иметь легкий доступ к защите прав человека, а система должна быть тесно связана с сообществом, чтобы предоставить средства возмещения ущерба жертвам нарушений прав человека, происходящих в повседневной жизни населения.

Комиссары по гражданским свободам

98. Уполномоченные по гражданским свободам добровольно участвуют в деятельности по защите прав человека среди жителей населенных пунктов. Система Уполномоченных по гражданским свободам была создана с концепцией того, что наиболее желательно следить за нарушениями прав человека и способствовать осведомленности о свободе и правах человека, имея контакт с повседневной жизнью людей в сотрудничестве с избранными людьми с хорошим характером и широкими знаниями. от местных сообществ.
Министр юстиции назначает уполномоченного по гражданским свободам из списка кандидатов, рекомендованных каждым главой муниципалитета. Комиссия следует демократической и тщательной процедуре, а именно:

(a) Мэр выслушивает мнение муниципального собрания и рекомендует человека с хорошим характером и широкими знаниями в области социальных дел в целом, а также с глубоким пониманием важности защиты прав человека среди жителей.

(b) Министр юстиции назначает вышеупомянутого кандидата после заслушивания мнений коллегии адвокатов и консультативных ассамблей префектурной федерации уполномоченных по гражданским свободам в префектуре, где он/она проживает.

Таким образом, уполномоченные по гражданским свободам выбираются из всех областей. Около 14 000 уполномоченных в настоящее время размещены в муниципальных районах по всей стране.
Комиссары по гражданским свободам через с которыми они устанавливают контакты и координируют свои миссии, обмениваются информацией, собирают необходимые материалы, представляют отчеты об исследованиях и заключения и, при необходимости, дают заключения соответствующим органам.

Совет по продвижению прав человека

99. Совет по содействию правам человека был создан в марте 1997 года на основании Закона о содействии мерам по защите прав человека, принятого в декабре 1996 года.
Совет изучает и обсуждает «основные вопросы всесторонней разработки мер, касающихся образования и продвижения прав человека, которые повышают уровень понимания концепции уважения прав человека среди граждан», а также «основные вопросы улучшения мер по оказанию помощи потерпевшему в случае нарушения прав человека».

Деятельность органов по правам человека

Расследование/рассмотрение дел о нарушении прав человека
100. «Нарушение прав человека» в делах о нарушении прав человека, которыми занимаются органы по правам человека, относится к «поведению, противоречащему идее уважения прав человека, которая является фундаментальным принципом Конституции». Действия расовой дискриминации являются предметом «нарушения прав человека». Субъекты включают не только нарушения конвенций/закона или порядка, но и социально неприемлемое поведение. Нарушение прав человека, в отношении которого уже возбуждено уголовное или гражданское дело, должно рассматриваться судом, прокуратурой и полицией, и по этой причине, в принципе, органы по правам человека в таком деле не участвуют. .
Расследование о том, были ли нарушены права человека или нет, начинается, когда органы по правам человека получают запрос от заинтересованных лиц или когда им становится известно о предполагаемом нарушении прав человека через средства массовой информации. Расследование не имеет юридического статуса и возможно только при добровольном сотрудничестве заинтересованных лиц (так называемое добровольное расследование). Причина в том, что цель расследования органов по правам человека, в отличие от уголовного расследования, которое направлено на привлечение преступников к уголовной ответственности, заключается в том, чтобы повысить осведомленность заинтересованных лиц о правах человека в ходе расследования и позволить им добровольно устранить существующие явления нарушения прав человека и предоставить средства правовой защиты жертвам на практике.
Если после расследования будет обнаружено нарушение прав человека, органы по правам человека будут рассматривать дело в соответствии с его характером (см. ниже). Если нарушения прав человека продолжают иметь место, органы предоставляют жертве средства возмещения ущерба, устраняя явления нарушения путем просвещения соответствующих лиц. Однако в тех случаях, когда нарушения прав человека уже имели место, они призывают нарушителя и его/ее опекуна, который в состоянии инструктировать/контролировать его/ее, проверить его/ее совесть письмом (предупреждением, советом) или устно. выражение (адвокат) (см. Приложение 7), чтобы избежать повторения в будущем. Если будет сочтено необходимым улучшение административных мер, органы должны уведомить об этом соответствующие органы.
101. В 1997 г. было рассмотрено 16 148 дел о нарушении прав человека, из которых в 1998 г. были зарегистрированы следующие случаи расовой дискриминации:
102. (a) Агентство недвижимости отказало иностранцу в праве на аренду квартиры с требованием «воздержаться от сдачи в аренду по требованию собственника». Однако, согласно расследованию этого дела, проведенному органом по правам человека Министерства юстиции, это было подтверждено как акт дискриминации иностранцев при аренде квартиры на основании предвзятого отношения к ним. Агентству недвижимости было предложено пересмотреть свою позицию с учетом пояснения, что такие действия не могут быть проигнорированы в рамках защиты прав человека, в соответствии с целью соблюдения основных прав человека в соответствии со статьями 13 и 14 Конституции, а также с учетом ответственности Японии как страны-участницы Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Как следствие, агентство недвижимости выразило сожаление по поводу указанного акта и пообещало, что постарается добиться надлежащего понимания вопросов, касающихся иностранцев. (Результатом диспозиции было «объяснение». )
103. (b) Деревня, получившая сообщение о том, что иностранный гость прикоснулся к девушке в общественном бассейне в деревне, решила ограничить использование бассейна иностранцами и повесила объявления, гласящие: «Иностранным посетителям запрещено пользоваться бассейном в это время».
Правозащитные органы Министерства юстиции разъяснили лицам деревни, ответственным за это решение, что такая мера, дискриминирующая иностранцев в целом, является нарушением Конституции Японии и Всеобщей декларации прав человека, а также Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, и они не могли игнорировать такую ​​дискриминацию в свете защиты прав человека. И потребовали от села немедленно отозвать решение и уведомления. В результате деревня соответственно отозвала их. (Результатом решения стали «меры по ликвидации».)

Консультации по правам человека

104. Консультационные кабинеты по правам человека открыты в любое время в юридическом бюро/окружном юридическом бюро и их филиалах, а также в отдельных офисах, созданных в муниципальных зданиях, универмагах и общественных центрах. Там консультируют сотрудники Бюро по правовым вопросам и уполномоченные по гражданским свободам. Консультации бесплатны, содержание консультации строго конфиденциально. При консультировании должностные лица Бюро по правовым вопросам и Уполномоченные по гражданским свободам внимательно выслушивают людей, обращающихся за помощью, и, исходя из существа дела, оказывают помощь, например, дают рекомендации по процедурам, необходимым для защиты прав, или представляют соответствующие органы, которые могут справиться с их конкретной проблемой. В случаях, когда расследование/решение органов по правам человека считается необходимым, рассматривается дело о нарушении прав человека и принимаются меры, описанные в разделе «Расследование/рассмотрение дел о нарушении прав человека» (пункт 100).
По мере увеличения числа иностранцев в Японии возникают новые типы проблем с правами человека, а также увеличивается количество случаев консультирования иностранцев. Чтобы справиться с этим, консультационные кабинеты в восьми бюро по юридическим вопросам/окружным бюро по юридическим вопросам предлагают консультации по правам человека для иностранцев с переводчиками на английский и китайский языки, работающими в определенные дни недели. Другие бюро по юридическим вопросам/окружные юридические бюро также время от времени предлагают эту языковую услугу во время Недели прав человека и т.д. Эта услуга и другие консультационные услуги по правам человека предоставляются бесплатно, и бюро заботятся о защите частной жизни иностранцев.
105. Ниже приведены некоторые из дел о консультировании иностранцев в вышеупомянутых органах по правам человека в 1998 году. Однако органы не проводили расследования этих дел как нарушений прав человека, потому что они были переданы в другие соответствующие организации, или потому что само лицо не требовало дальнейшего вмешательства со стороны органа по правам человека.

(a) Компания не выплатила мне зарплату, хотя день зарплаты уже прошел, а затем попыталась уволить меня (гражданина Бразилии).

(б) Мой сын/дочь не могут подружиться с японцами, вероятно, потому, что домохозяйки по соседству говорят своим детям не играть с неяпонскими детьми (гражданинами Китая).

Распространение и усиление концепции уважения прав человека

106. Должностные лица, занимающиеся защитой прав человека, и уполномоченные по гражданским свободам работают вместе, чтобы распространять и укреплять концепцию уважения прав человека. (Подробнее см. статью 7.)

Вернуться к индексу

The Asia Pacific Antitrust Review


Резюме

Количество частных антимонопольных дел в последнее время увеличивается с точки зрения как исков о возмещении ущерба, так и судебных запретов, но недавние судебные решения отклонили требования истцов о возмещении ущерба в связи с соглашением сторон об исключительной юрисдикции. иностранных судов. Иностранные компании должны следить за дальнейшим развитием этого юрисдикционного вопроса.


Discussion points

  • Overview of private antitrust litigation activity
  • Legislative framework for private antitrust enforcement
  • Discovery
  • Calculation of damages
  • Settlement
  • Extraterritoriality

Referenced in this article

  • Shimano v Apple , Решение окружного суда Токио от 4 сентября 2019 г. (Heisei 26 (Wa) № 19860)
  • Kyocera v Hemlock , Решение Высокого суда Токио от 25 октября 2017 г. (Heisei 28 (Ne) № 5514)
  • Расследование морских шлангов , Распоряжение о прекращении противоправных действий Японской комиссии по справедливой торговле (FTC) от 20 февраля 2008 г.

Обзор частной антимонопольной судебной деятельности

В последнее время увеличилось количество частных антимонопольных дел, касающихся как исков о возмещении ущерба, так и судебных запретов, при этом несколько дел находятся на рассмотрении в судебных судах.

Среди нескольких типов частных судебных процессов иски о возмещении ущерба в случаях сговора на торгах долгое время были наиболее распространенными в Японии. Недавние известные дела включают иск о возмещении ущерба, поданный столичным правительством Токио в связи со сговором на торгах мусоросжигательных заводов, в котором Окружной суд Токио обязал ответчиков выплатить 9 иен.0,7 миллиарда [1] и иск о возмещении ущерба, поданный в связи со сговором на торгах по железным мостам, в котором Высокий суд Токио обязал ответчиков выплатить 80 миллионов йен, [2] , оба из которых были предъявлены после FTC, единственный административный регулятор конкуренции в Японии, издала приказ о прекращении и воздержании и потребовала уплаты административных штрафов (доплат) в отношении ответчиков.

В дополнение к этим значительным искам о возмещении ущерба, судебный запрет на недобросовестную торговую практику (например, хищническое ценообразование, односторонний отказ в торговле, создание препятствий для торговли конкурентов, поддержание цен перепродажи и запрет на параллельный импорт, все из которых запрещены в соответствии со статьей 19Антимонопольного закона (AMA) был принят в 2001 году. В 2011 и 2012 годах было несколько дел, в которых окружные суды выносили временные и постоянные судебные запреты на основании недобросовестной торговой практики ответчиков.

В 2009 году в соответствии с поправкой к AMA (поправки 2009 года) было введено специальное правило, касающееся судебных постановлений о предоставлении документов в ходе судебных разбирательств, касающихся судебного запрета. Поправки 2009 г. также изменили систему в отношении судов, запрашивающих мнение Федеральной торговой комиссии Японии о расчете убытков в исках о возмещении ущерба.

Законодательная база для частного антимонопольного правоприменения

Требования о возмещении ущерба в соответствии со статьей 25 AMA

Согласно статье 25 AMA стороны, признанные FTC вовлеченными в частную монополизацию, необоснованное ограничение торговли [3] (картели и сговор на торгах), или недобросовестная торговая практика, могут возместить убытки тем, кто пострадал от таких сторон.

Истцу не нужно доказывать намерение или небрежность ответчика в отношении вредных действий в иске по статье 25; вместо этого соответствующий суд будет полагаться на выводы FTC из приказа, и ответчики не могут оспаривать эти факты. Приказ о прекращении судебного разбирательства или приказ об уплате административных штрафов должен быть оформлен до того, как истец предпримет действия в соответствии со статьей 25 AMA, в то время как истцы также могут подать иски о возмещении ущерба в качестве общего деликтного иска в соответствии со статьей 709.Гражданского кодекса Японии (иск по статье 709, см. «Общие деликтные иски в соответствии с Гражданским кодексом») даже до того, как соответствующие постановления Федеральной торговой комиссии станут окончательными.

В иске по статье 25 истцам по-прежнему необходимо доказать размер убытков и разумную причинно-следственную связь между поведением ответчика и убытками. Тем не менее, статья 84 AMA позволяет суду запросить мнение Федеральной торговой комиссии о размере и расчете убытков в иске по статье 25, что снижает бремя доказывания.

Общие деликтные иски по ГК

В соответствии со статьей 709 ГК РФ лица, нарушающие права другого лица, обязаны возместить убытки, возникшие в результате их действий; иск по статье 709 доступен в делах, связанных с законодательством о конкуренции. Истцы могут подать иск по статье 25 или 709, если обе меры доступны.

Истец в иске по статье 709 должен доказать умысел или небрежность ответчика, сумму убытков и разумную причинно-следственную связь между поведением ответчика и убытками. Однако на практике бремя доказывания умысла или халатности ответчика не считается важным: нарушения АМА обычно связаны как минимум с халатностью нарушителей.

В качестве недавнего примера, в случае частной монополии USEN, иск о возмещении ущерба по статье 709 был подан конкурентом корпорации USEN после того, как FTC издала приказ о прекращении действия против USEN. Окружной суд Токио частично удовлетворил претензии истца и окончательно урегулировал дело в Высоком суде Токио в июле 2010 года, согласно которому USEN согласилась выплатить конкуренту 2 миллиарда йен.

Судебные запреты в соответствии со статьей 24 AMA

В соответствии со статьей 24 AMA истец может добиваться судебного запрета (как временного, так и постоянного) в отношении некоторых недобросовестных торговых практик, таких как хищническое ценообразование, односторонний отказ от торговли, создание препятствий конкурентам. торговлю, поддержание цены перепродажи и запрещение параллельного импорта (действие статьи 24). Хотя статья 24 не допускает судебных запретов, основанных на нарушении статьи 3 (картели, сговор на торгах и частная монополизация), некоторые виды нарушений статьи 3 также могут считаться недобросовестной торговой практикой и, таким образом, подлежат действию по статье 24.

Иск по статье 24 должен быть подан в окружные суды, включая Окружной суд Токио. Решение районного суда может быть обжаловано в высшем суде, а решение высшего суда может быть обжаловано в Верховном суде.

В течение первых 10 лет после принятия иска по статье 24 в 2001 г. не было вынесено ни одного успешного судебного запрета. Отчасти это произошло потому, что иск по статье 24 требует от частного истца продемонстрировать «чрезвычайный ущерб», что является несколько более высоким стандартом, чем обычный уровень убытков, который истцы должны доказать в исках о возмещении ущерба.

Однако в последнее время тенденция постепенно меняется: в марте 2011 года Окружной суд Токио вынес первое решение, в котором частный истец выиграл дело о судебном запрете по статье 24. В данном случае Окружной суд Токио установил, что ответчик распространил ложные сведения, наносящие ущерб деловой репутации истца, и тем самым воспрепятствовал деятельности истца. В ноябре 2011 года районный суд Уцуномия издал постоянный судебный запрет против местной автобусной компании, занимавшейся хищническим ценообразованием. В октябре 2014 года Высокий суд Осаки также издал постоянный судебный запрет против местного оператора такси.

Признание договора недействительным в соответствии со статьей 90 Гражданского кодекса

Любое лицо может подать гражданский иск о признании договора недействительным в соответствии со статьей 90 Гражданского кодекса, которая является общим положением, признающим недействительным любое правомерное поведение, нарушающее общественные интересы. При определении нарушений общественных интересов в судах учитывался факт нарушения АМА.

Групповые действия

Групповые действия недоступны в Японии. Сертифицированные группы потребителей могут выступать в качестве «класса» и добиваться судебных запретов по определенным типам судебных исков, но эта схема недоступна в частных антимонопольных судебных процессах.

Срок исковой давности

Иск по статье 709 должен быть подан в окружные суды либо в течение трех лет после того, как возможная жертва или истец узнают о поведении, причинившем ущерб, либо в течение 20 лет после совершения такого поведения, в зависимости от того, что наступит раньше . Требования о возмещении ущерба в соответствии со статьей 25 AMA должны быть поданы в течение трех лет с даты, когда соответствующий приказ FTC о прекращении и воздержании стал безотзывным.

Открытие

Общее правило Гражданского судопроизводства

В Японии нет системы обязательного производства документов или расширенной системы раскрытия информации в американском стиле, за исключением случаев, когда суд распоряжается о предоставлении документов в соответствии с Кодексом гражданского судопроизводства.

В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом суды могут требовать предоставления документов не только контрагенту, но и третьим лицам. Объем судебного постановления был расширен в ходе недавнего частного антимонопольного судебного разбирательства. Суд распорядился предоставить документы, хранящиеся в FTC, такие как протоколы допросов, подготовленные FTC, и отчеты, представленные ответчиком в ответ на запросы FTC о предоставлении информации.

В соответствии с Кодексом гражданского судопроизводства соответствующая сторона должна выполнить и предоставить запрошенные материалы по решению суда. Если сторона, получившая приказ, не представляет соответствующие доказательства, другая сторона и суд, как правило, вправе считать утверждения такой другой стороны относительно содержания таких материалов достоверными. Есть несколько исключений, например, документы, на которые государственные служащие распространяются обязательство о сохранении конфиденциальности; документы, созданные исключительно для личного пользования; и документы, касающиеся права хранить молчание в соответствии с уголовным процессом.

Поправки 2009 г. ввели специальное правило для такого судебного постановления, касающегося иска по статье 24. Соответствующая сторона вправе потребовать от другой стороны представления материалов в порядке, установленном судом, за исключением случаев, когда имеются уважительные причины для отказа в представлении запрошенных материалов. Это правило расширяет круг документов, подлежащих раскрытию, поскольку оно касается всех документов, за исключением тех, которые не должны быть представлены по уважительной причине.

Заявление о смягчении наказания

Доказательства, представленные КДТ Японии лицом, подавшим заявление о снисхождении в делах о картелях, теоретически могут быть раскрыты для последующего судебного разбирательства, если суды попросят об этом КДТ Японии. Однако у FTC есть политика, в соответствии с которой она не будет раскрывать информацию, представленную заявителями на смягчение наказания, если они не желают иного. Поэтому на практике вполне вероятно, что такая информация будет исключена из запроса суда о раскрытии.

Алгоритм раскрытия информации

Хотя в Японии нет обширной системы раскрытия информации, судьи судов иногда предписывают сторонам судебного разбирательства раскрывать информацию и доказательства, которые необходимы судьям для вынесения окончательных решений. В последние Hanryukan v Kakaku. com судебный процесс, судья окружного суда Токио потребовал от ответчика, платформы отзывов о ресторанах, объяснить схему алгоритма подсчета рейтинговых баллов ресторанов.

Расчет убытков

В исках по статье 25 и 709 возмещение убытков ограничивается теми случаями, когда была успешно доказана причинно-следственная связь между убытками и нарушением. Согласно японскому законодательству, тройной ущерб невозможен.

Теория «До и после»

Что касается определения суммы возмещения убытков, теория «до и после» часто используется в качестве метода расчета убытков в частных антимонопольных судебных разбирательствах. В соответствии с этой теорией фактическая цена соответствующего продукта или услуги до начала действия картеля сравнивается с ценой в течение периода действия картеля, и разница будет считаться суммой соответствующих убытков. Этот метод расчета часто используется на практике, и Федеральная торговая комиссия Японии также использует этот метод для получения заключения по запросу судов.

Если размер убытков неясен, а теория «до и после» недоступна или неуместна, суд может определить размер убытков по своему усмотрению, что допускается статьей 248 Гражданско-процессуального кодекса. Например, в недавних делах о сговоре на торгах суды установили, что соответствующие убытки должны составлять примерно от 5 до 10 процентов от оборота соответствующей продукции в течение периода действия картеля.

Кроме того, в последнее время правительство, местные органы власти и государственные корпорации, как правило, включают в тендерные контракты положения о штрафных санкциях, в которых указывается согласованная сумма возмещения убытков, подлежащая выплате, если Федеральная торговая комиссия впоследствии обнаружит нарушения AMA, такие как торги. такелаж. Как правило, сумма, указанная в таком положении, составляет от 10 до 20 процентов от стоимости контракта.

Передача защиты

Ответчик может заявить, что истец-прямой покупатель не должен возмещать убытки, если истец уже передал сумму убытков своим клиентам. Тем не менее, передача защиты не рассматривается как фактор при рассмотрении вопроса о репутации.

Проценты и гонорары адвокатов

При расчете суммы возмещения убытков, подлежащей уплате на дату вынесения решения, суд будет включать проценты (по годовой ставке 5 процентов) с даты совершения соответствующего противоправного действия до даты по которому ответчик возмещает такие убытки.

Гонорары адвокатов могут быть частично возмещены, если суд сочтет это целесообразным. Как правило, суды назначают 10 процентов присужденной компенсации в качестве возмещения гонораров адвокатов без объяснения причин.

Урегулирование

Урегулирование гражданских споров возможно как в ходе судебного разбирательства, так и вне суда.

В ходе гражданских процессов в судах судьи часто рекомендуют сторонам мировое соглашение, как правило, непосредственно перед переходом к допросу свидетелей или сразу после завершения допроса свидетелей, и суд создает протокол мирового соглашения, если оно достигнуто. На практике судебные разбирательства разрешили многие гражданские антимонопольные дела.

Не существует специальных процедур для внесудебных расчетов, хотя иногда стороны делают запись о расчетах в нотариальной конторе, поскольку нотариально заверенные записи о расчетах по денежным обязательствам подлежат исполнению так же, как и окончательные решения судов.

Недавние примеры урегулирования включают дело о частной монополии USEN , когда конкурент подал иск против USEN по статье 709, и в июле 2010 года было достигнуто урегулирование, при этом USEN согласилась выплатить конкуренту 2 миллиарда йен.

Экстерриториальность

Доктрина последствий

До тех пор, пока нарушение AMA оказывает существенное влияние на японский рынок, AMA может применяться к действиям в иностранном государстве или иностранной стороной (доктрина последствий). «Японский рынок» включает потребителей, находящихся в Японии.

Что касается административного и уголовного судопроизводства, то в случае конфликта юрисдикций японское правительство будет уважать международную вежливость. Интересным примером экстерриториальности АМА является дело о международном картеле морских шлангов в феврале 2008 г., когда Федеральная торговая комиссия Японии впервые издала приказ о прекращении противоправных действий сторонам, участвующим в международном картеле. В данном случае соответствующие стороны включали иностранные стороны, а картельная деятельность осуществлялась в зарубежных странах.

Юрисдикция гражданских судов

В сфере частных антимонопольных разбирательств доктрина последствий, скорее всего, будет применяться таким же образом, как и административные расследования Федеральной торговой комиссии, хотя нет специального закона об экстерриториальности (или юрисдикции) АМА, который должен быть применяется в частных исках. Поэтому не исключено, что иностранные компании столкнутся с частными исками от японских потребителей за нарушения AMA, которые имеют место за пределами Японии.

Сказав это, в недавнем решении окружного суда Токио по делу Shimano против Apple , [4] , где Shimano утверждала, что требования Apple к поставщику подпадают под «недобросовестное злоупотребление превосходящим положением на переговорах», говорилось, что стороны сделок могут фактически избежать рассмотрения японскими судами путем заключения соглашений об исключительной юрисдикции иностранных судов (калифорнийских судов).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *