Ст 706 гк: Статья 706 ГК РФ. Генеральный подрядчик и субподрядчик

Содержание

Использование субподрядных конструкций в структурировании договорных отношений по капитальному строительству — Эксиора

Использование субподрядных конструкций в структурировании договорных отношений по капитальному строительству

Николай Андрианов, партнер АБ «Эксиора», г. Москва

Использование субподрядных конструкций в структурировании отношений по капитальному строительству является достаточно распространенным: крайне редко объекты, особенно технически сложные, возводятся силами одного подрядчика. Для выполнения отдельных работ, как правило, привлекаются субподрядные организации, специализирующиеся в какой-то определенной сфере строительства (монтаж и обслуживание лифтового оборудования, систем теплоснабжения, электротехнические работы и пр.). Несмотря на довольно широкое практическое применение субподряда, отдельные предусмотренные законодательством правовые модели структурирования отношений между заказчиком, генеральным подрядчиком и субподрядчиками используются сравнительно редко.

Между тем, действующее гражданское законодательство предоставляет участникам оборота обширный набор юридических механизмов регулирования отношений по капитальному строительству, которые позволяют наиболее приемлемым для сторон образом распределить обязанности по производству работ, ответственность за их надлежащее качество и сроки выполнения, финансовые потоки, учесть другие особенности реализации конкретного девелоперского проекта.

«Классический» субподряд

Модель «классического» субподряда закреплена в п. 1 ст. 706 ГК РФ, согласно которому подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично. Содержание указанной нормы позволяет сделать вывод о существовании презумпции согласия заказчика на заключение подрядчиком договора субподряда[1]. В сравнении с этим, например, в отношениях по поводу возмездного оказания услуг действует обратная презумпция: согласно ст.

780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Различные подходы в регулировании подрядных отношений и отношений по оказанию услуг вполне объяснимы: если в подряде правовое значение имеет передача заказчику результата выполненных работ, то при оказании услуг такое значение имеет сама осуществляемая деятельность, и личность исполнителя в этом случае имеет для заказчика существенное значение.

Тем не менее, договором подряда может быть предусмотрено, что подрядчик имеет право привлекать к выполнению работ субподрядчиков только с согласия заказчика, либо что подрядчик в принципе не вправе заключать субподрядные договоры и обязан выполнить работу лично. В этой связи возникает вопрос, какие правовые последствия влечет нарушение подрядчиком этого правила? В соответствии с п. 2 ст. 706 ГК РФ подрядчик, привлекший субподрядчика к выполнению работ в нарушение положений, предусмотренных договором, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.

Существует также мнение, согласно которому отсутствие согласия заказчика на заключение субдоговора или нарушение требований закона или договора о выполнении работы лично порождает признание субподряда ничтожным[2]. В подтверждение такой позиции может быть приведено постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2009 по делу № А72-7977/2008, в котором окружной суд признал правомерным вывод арбитражного суда первой инстанции о ничтожности договора субподряда как заключенного подрядчиком в нарушение условий договора подряда, в соответствии с которым он не был наделен правом привлечения субподрядной организации к выполнению работ.

Однако существует и противоположный подход. Так, например, ФАС Поволжского округа, давая оценку доводу генерального подрядчика о недействительности договора субподряда по мотиву его заключения без согласия заказчика, указал, что нарушение генеральным подрядчиком условий договора генподряда не освобождает его от исполнения обязательств по договору субподряда[3].

Сколько-нибудь обширная судебная практика по данному вопросу отсутствует. Тем не менее, вывод о недействительности (ничтожности) заключенного без согласия заказчика договора субподряда в случаях, когда такое согласие по условиям договора подряда было обязательно, представляется более чем спорным. Безусловно, такой договор будет заключен с нарушением правил, установленных законом (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Однако согласно ст. 168 ГК РФ законом могут быть предусмотрены и иные (кроме недействительности) последствия несоответствия сделки требованиям закона. В качестве такого специального последствия п. 2 ст. 706 ГК РФ называет ответственность подрядчика за убытки, причиненные заказчику участием субподрядчика в выполнении работ. При этом привлечение субподрядчика к выполнению работ будет являться противоправным поведением, с которым ст.ст. 15, 393 ГК РФ связывают наступление гражданско-правовой ответственности в виде обязанности возместить убытки.

В качестве примера убытков, причиненных нарушением п. 1 ст. 706 ГК РФ, М.И. Брагинский приводит обусловленную личностью подрядчика разницу в рыночной цене результата работ, выполненных подрядчиком лично и с привлечением субподрядчика[4].

В любом случае необходимо иметь в виду, что недействительность договора субподряда не освобождает генерального подрядчика (который является заказчиком по отношению к субподрядчику) оплатить выполненные по такому договору работы (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 51 от 24.01.2000).

В «классической» модели субподряда генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда (п. ст. 706 ГК РФ). В этой связи оплата генеральным подрядчиком выполненных субподрядчиком работ должна производиться независимо от оплаты работ заказчиком генеральному подрядчику (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 51 от 24. 01.2000).

Множественность субподрядчиков и «двойной» субподряд

Не подвергается сомнению право подрядчика привлечь к выполнению работ нескольких субподрядчиков. При этом каждый из субподрядчиков должен привлекаться к работам с соблюдением правил, предусмотренных п. 1 ст. 706 ГК РФ. Не исключена ситуация, когда в субподряд передаются все работы, предусмотренные договором подряда. В этой связи может возникнуть вопрос: если генеральный подрядчик поручил субподрядным организациям выполнение всех предусмотренных договором подряда работ, что остается в числе его обязательств?

Как указано выше, наличие субподрядных отношений не меняет характер обязательств генерального подрядчика и заказчика: ответственным за передачу результата работ заказчику (даже если при этом часть работ или все работы выполнены субподрядчиками) остается генеральный подрядчик. Поэтому в круг обязательств генерального подрядчика в такой ситуации входит организация выполнения работ субподрядчиками.

Традиционно функции генерального подрядчика рассматривались как координация деятельности субподрядчиков, участвующих в строительстве[5]. Сегодня правовая природа договора строительного субподряда определяется тем, что он является как гражданско-правовым договором имущественного характера, опосредующим выполнение субподрядчиком строительно-монтажных работ, так и организационным договором в сфере строительства, регулирующим отдельные стороны процесса организации строительного производства (строительного менеджмента)[6].

Действующий в настоящее время Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, рассматривает работы по организации строительства генеральным подрядчиком как самостоятельный вид работ.

Таким образом, обладая с точки зрения градостроительного законодательства правом только на осуществление работ по организации строительства, генеральный подрядчик может заключить договор генерального подряда, взяв на себя обязательства по строительству объекта в целом.

При этом все строительные работы будут осуществляться субподрядными организациями, а за генеральным подрядчиком останется организация и координация выполнения работ, приемка исполненного у субподрядчиков и передача результата выполненных работ заказчику.

Субподрядчик, привлеченный к выполнению работ, вправе часть своих работ также передать в субподряд (субподряд «второго уровня»). Такие субподрядчики в науке и судебной практике получили название подсубподрядчиков[7] или субсубподрядчиков[8].

Привлечение подсубподрядчиков к выполнению работ не противоречит действующему законодательству и подчиняется общим правилам ст. 706 ГК РФ, а также другим положениям о подряде. Поскольку генеральный подрядчик выступает по отношению к субподрядчику в качестве заказчика, необходимость согласования с ним привлечения субподрядчиков может быть предусмотрена договором. При отсутствии в договоре субподряда специальных указаний на этот счет, субподрядчик вправе привлечь к выполнению работ подсубподрядчика без согласия генерального подрядчика.

Интересным является вопрос о необходимости получения согласия заказчика на привлечение к выполнению работ подсубподрядчиков. Представляется, что с учетом положений ст. 6 ГК РФ этот вопрос должен решаться следующим образом. Если в договор генерального подряда включено положение о необходимости получения согласия на привлечение субподрядчиков к выполнению работ, заказчик явно обозначил свое небезразличное отношение к тому, кем именно будут выполняться работы. Поэтому как для привлечения генеральным подрядчиком субподрядчиков, так и на привлечение субподрядчиком подсубподрядчиков, необходимо согласие заказчика. Если же договор генерального подряда положений о необходимости согласия заказчика на привлечение субподрядчиков не содержит, такое согласие не является обязательным при привлечении субподрядчиков как первого, так и любого последующего уровней. В любом случае последствия несоблюдения требований о получении согласия заказчика на привлечение субподрядчиков будут одинаковыми при нарушении порядка привлечения как субподрядчиков, так и подсубподрядчиков.

Второй вопрос связан с тем, должен ли субподрядчик, привлекающий к выполнению работ подсубподрядчиков, иметь допуск к выполнению работ по организации строительства в случае, когда выполняемые им работы оказывают влияние на безопасность возводимого объекта? Ответ на данный вопрос, скорее всего, будет утвердительным: договор субподряда, как указано выше, включает в себя организационную составляющую. Поэтому если субподрядчик привлекает к выполнению работ подсубподрядчиков, он выступает организатором производства работ в соответствующей части, вследствие чего обязан иметь допуск к выполнению таких работ, оформленный в соответствии с градостроительным законодательством.

Субподрядчики заказчика

В практике нередко встречаются ситуации, когда заказчик, нанимая генерального подрядчика для выполнения всего комплекса строительных работ, хочет оставить за собой право назначать субподрядчиков для выполнения отдельных видов работ путем дачи указаний генеральному подрядчику о заключении договоров субподряда с указанными им субподрядчиками (назначенными субподрядчиками). Такая конструкция, в частности, предусмотрена общими условиями контракта FIDIC. Согласно этим условиям субподрядчик может быть назначен заказчиком, при этом договор субподряда такой подрядчик подписывает с генеральным подрядчиком и находится под его оперативным управлением. Работы, выполненные назначенным субподрядчиком, оплачивает генеральный подрядчик. При этом генеральный подрядчик имеет право обоснованных возражений против кандидатуры назначенного субподрядчика, предложенной заказчиком.

Однако если договор генерального подряда структурируется по российскому праву, конструкция назначенных субподрядчиков в том смысле, какой им придается проформами FIDIC, вступает в противоречие с основными началами гражданского законодательства РФ, согласно которым гражданские права приобретаются и осуществляются своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК), граждане и юридические лица свободны в заключении договора, и понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ).

В то же время российское законодательство не исключает возможности привлечения заказчиком субподрядчиков к выполнению отдельных работ. Так, согласно п. 4 ст. 706 ГК РФ с согласия генерального подрядчика заказчик вправе заключить договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами. В этом случае указанные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком. При этом в судебной практике такие прямые подрядчики заказчика также именуются субподрядчиками[9].

Необходимость получения согласия генерального подрядчика в данном случае направлена на защиту его интересов: поручение выполнения работ другому лицу может уменьшить прибыль генерального подрядчика, осложнить выполнение работ непосредственно генеральным подрядчиком и т.п. Как и в ситуации с привлечением субподрядчиков, при этом возникает вопрос о последствиях несоблюдения заказчиком требования п. 4 ст. 706 ГК РФ.

В науке существует мнение, что заключенный заказчиком в нарушение п. 4 ст. 706 ГК РФ договор является недействительным[10]. Однако судебной практике известны случаи отказа в удовлетворении требований генерального подрядчика о признании недействительным заключенного без его согласия заказчиком прямого договора подряда[11]. Представляется, что в данной ситуации последствия отсутствия согласия генерального подрядчика на заключение заказчиком прямого договора подряда с третьим лицом должны быть аналогичны предусмотренным п. 2 ст. 706 ГК РФ: заказчик должен отвечать перед генеральным подрядчиком за причиненные в связи с таким нарушением убытки.

Одним из вопросов, который возникает при привлечении к выполнению работ прямых подрядчиков заказчика, является вопрос о том, на ком в таком случае лежит обязанность по организации работ (то есть выполнение функций генерального подрядчика), с учетом того, что между прямым подрядчиком заказчика и генеральным подрядчиком отсутствуют договорные отношения, а в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Представляется, что данный вопрос должен решаться следующим образом.

Поскольку привлечение прямых подрядчиков заказчиком в силу п. 4 ст. 706 ГК РФ требует согласия генерального подрядчика, вопрос об организации выполнения работ может быть оговорен сторонами как при заключении договора генерального подряда, так и при получении такого согласия. Во-первых, функции по организации строительства может взять на себя генеральный подрядчик. В этом случае как в договор генерального подряда, так и в заключаемый заказчиком прямой договор должна быть включена организационная составляющая: генеральный подрядчик должен принять на себя обязательства по организации строительства с участием нанятого заказчиком прямого подрядчика, а прямой подрядчик заказчика – выполнять указания генерального подрядчика, связанные с такой организацией. Правовым основанием для включения в договоры такого рода условий будет являться ст. 313 ГК РФ, позволяющая должнику возложить исполнение обязательства (в данном случае – обязательства по организации строительства) на третье лицо (генерального подрядчика).

Альтернативной моделью может являться заключение трехстороннего договора между прямым подрядчиком заказчика, заказчиком и генеральным подрядчиком, которое будет одновременно означать согласие генерального подрядчика на привлечение заказчиком прямого подрядчика, которое требуется согласно п. 4 ст. 706 ГК РФ.

Наконец, функции по организации строительства заказчик может взять на себя или передать их осуществление от своего имени техническому заказчику (п. 22 ст. 1 ГрК РФ).

Ситуация, когда работы на одном объекте выполняются как субподрядчиками генерального подрядчика, так и прямыми подрядчиками заказчика, может породить споры по поводу оплаты работ, сроков их выполнения и качества. В каждом конкретном случае суду придется выяснять, кем именно выполнялись работы (субподрядчиками генерального подрядчика или прямыми подрядчиками заказчика), кто обязан оплатить такие работы выполнившему их лицу (заказчик или генеральный подрядчик), что явилось причиной нарушения сроков выполнения работ или выявленных недостатков качества и т. п. Примером, иллюстрирующим данную проблему, может служить рассмотренное Президиумом ВАС РФ дело № А41/4989-01. Отменяя принятые по данному делу судебные акты и направляя его на новое рассмотрение, Президиум ВАС РФ в постановлении от 28.05.2002 № 10453/01 отметил, что суду следовало проверить, выполнялись работы, по поводу которых возник спор, на основании договоров субподряда с генеральным подрядчиком или по прямым договорам, заключенным с заказчиком. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что к использованию такой модели структурирования подрядных отношений в строительстве следует подходить крайне аккуратно.

Множественность лиц на стороне подрядчика

Схожей с ситуацией, предусмотренной в п. 4 ст. 706 ГК РФ, является модель, закрепленная в ст. 707 ГК РФ, допускающей привлечение заказчиком к выполнению работы нескольких лиц (подрядчиков). Разница состоит в том, что такие подрядчики являются равными по отношению друг к другу (в отличие от субподрядчика, по отношению к которому генеральный подрядчик выступает в качестве заказчика).

Вопрос об объеме обязательств каждого из нескольких подрядчиков перед заказчиком решается в зависимости от делимости предмета обязательства. Если предмет обязательства делим, каждый из подрядчиков согласно п. 2 ст. 707 и ст. 321 ГК РФ приобретает права и несет обязанности по отношению к заказчику в пределах своей доли. Такая ситуация возникает, например, когда каждый из подрядчиков выполняет отдельную работу и может сдать ее результат заказчику самостоятельно, т.е. независимо от других подрядчиков.

При неделимости предмета обязательства подрядчики в силу п. 1 ст. 707 ГК РФ признаются по отношению к заказчику солидарными должниками и соответственно солидарными кредиторами.

Во избежание споров о делимости обязательства и объеме прав и обязанностей каждого из подрядчиков по отношению к заказчику[12] для случаев, когда каждый из подрядчиков самостоятельно отвечает за свою часть работы, заказчику целесообразно заключать с ними самостоятельные договоры, а не один договор с участием нескольких подрядчиков[13].

Функции организации строительства в ситуации, когда работа выполняется несколькими привлеченными заказчиком самостоятельными подрядчиками, заказчику целесообразно выполнять самостоятельно или передать их техническому заказчику. Если такие функции будут переданы одному из подрядчиков, который будет отвечать перед заказчиком за строительство объекта в целом, к отношениям сторон должны применяться положения п. 4 ст. 706 ГК РФ, то есть подрядчик, ответственный за строительство объекта в целом, должен будет дать согласие на привлечение к выполнению отдельных частей работы других подрядчиков, которые, в свою очередь, будут самостоятельно нести перед заказчиком ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своей части работы.

 

[1] Договор субподряда в этом смысле является одним из четырех поименованных в ГК субдоговоров, для заключения которых, по общему правилу, не требуется согласия другой стороны (кроме договора субподряда к таким договорам относится субдоговор транспортной экспедиции, субкомиссия и субагентский договор). В отношении большинства субдоговоров такое согласие требуется (подробнее см.: Муртазин А.И. Субдоговор как форма участия третьего лица в обязательстве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. – С. 99 – 104).

[2] См.: Ковров Н.Н. Заключение договора субподряда и его форма: актуальные вопросы теории и судебной практики // Российский судья. 2011. № 2.

[3] Постановление ФАС Поволжского округа от 02.07.2009 по делу № А72-7977/2008.

[4] См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Книга 3. М.: Статут, 2002 // СПС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства». Аналогичный пример приводит Д.В. Мурзин: украшение, изготовленное учеником знаменитого ювелира, может быть того же качества, но будет иметь меньшую художественную ценность и, как следствие, меньшую стоимость (См.: Комментарий к ГК РФ (учебно-практический). Под ред. С.А. Степанова. М.: «Проспект», 2009.

[5] См., напр.: п. 4 Положения о взаимоотношениях организаций – генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утв. Постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 03.07.1987 № 132/109.

[6] См.: Макаров О.В. Проблемы правового регулирования выполнения субподрядных строиетльных работ во взаимосвязи со структурой договорных связей по строительным подрядам // Правовые вопросы строительства. 2010. № 1.

[7] См., напр.: Бордунова С.А. Привлечение третьих лиц при исполнении государственных контрактов // Право и экономика. 2011. № 7; Ковров Н.Н. Договорные связи в субподрядных отношениях // Юрист. 2010. № 11 и др.

[8] См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.05.2012 № Ф03-1717/2012 по делу N А73-10254/2011; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.02.2011 по делу № А75-916/2010; Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2012 по делу № А12-4318/2011 и др.

[9] См. п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 51 от 24.01.2000; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.05.2010 по делу № А79-14421/2009; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.10. 2011 № Ф03-4433/2011 по делу № А73-1683/2011и др.

[10] См.: Ковров Н.Н. Заключение договора субподряда и его форма: актуальные вопросы теории и судебной практики // Российский судья. 2011. № 2.

[11] См.: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 по делу № А41-6137/11.

[12] См., напр.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.06.2011 по делу № А56-42962/2008.

[13] См., напр.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2006 по делу № А05-1632/2006-32.

 

Источник: КонсультантПлюс.

Как допустить подрядные организации к выполнению работ на объектах.

В рекомендации рассмотрен порядок допуска подрядных организаций к выполнению работ на объектах, соблюдения обязанностей по выполнению требований охраны труда со стороны заказчика и подрядчика, пример раздела ОТ в договоре подряда и особенности выполнения требований в договорах субподряда.

Обязанности по охране труда заказчика и подрядчика

Обязательных правил, по которым можно распределить обязанности по охране труда между заказчиком и подрядчиком, в настоящее время нет. В случае, если компания привлекает для работы на своей территории организацию-подрядчика, распределение обязанностей по охране труда происходит по договоренности между компаниями. В том числе компании могут руководствоваться п. 4.10.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007. Этот ГОСТ не обязателен для применения и носит рекомендательный характер.

Организация-заказчик проводит вводный инструктаж с сотрудниками подрядной организации, информирует организацию-подрядчика о возможных опасностях на территории проведения работ и мерах по предупреждению и ограничению их воздействия, а также следит за тем, соблюдают ли сотрудники подрядной организации требования охраны труда.

Перед тем как допустить до работ подрядную организацию, заказчик должен потребовать у подрядчика предоставить:

  • письмо на имя руководителя организации-заказчика, содержащее пофамильный список работников, которые будут выполнять работы по заключенному договору, их профессию и квалификацию;
  • удостоверяющие личность работников документы;
  • приказ подрядной организации о назначении ответственного за безопасное производство работ;
  • документы, которые подтверждают профессию, квалификацию и соответствие указанным в письме должностям;
  • документы, которые подтверждают прохождение проверок знаний требований охраны труда по должностям и видам работ, которые предстоит выполнять работникам по договору подряда.  

У организации-подрядчика свои обязанности:

Если работодатель регулярно заключает договоры подряда, целесообразно разработать и принять положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории организации, в котором будут указаны правила работы с подрядчиками.

Чтобы обеспечить охрану труда на территории организации, а также разграничить ответственность за безопасность работ, рекомендуется внести в договор подряда отдельный раздел. Его можно назвать «Охрана труда при выполнении работ».

Пример оформления раздела «Охрана труда» в договоре подряда

Подрядчик несет ответственность за выполнение необходимых мероприятий по охране труда и за безопасное производство работ.

Подрядчик представляет заказчику (генподрядчику – если речь идет о договоре субподряда) приказы о назначении лиц, ответственных:

  • за обеспечение охраны труда;
  • работу на высоте;
  • пожарную безопасность;
  • электробезопасность;
  • выдачу нарядов-допусков;           

Подрядчик обязан выделить лицо, ответственное за безопасное подключение электроинструмента.

Для выполнения работ подрядчик обязан:

  • привлечь только квалифицированных и обученных по охране труда работников;
  • обеспечить работников спецодеждой, спецобувью, защитными касками, монтажными поясами и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • проводить для работников противопожарный инструктаж.

Подрядчик обязан обеспечить использование бытовых помещений по прямому назначению, исключить случаи проживания в них, хранения материальных ценностей, использования электронагревательных приборов.

Подрядчик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение требований пожарной безопасности, а также возмещает ущерб, нанесенный заказчику (генподрядчику) в результате пожара, возникшего по его вине.

Заказчик обязан:

  • проинформировать подрядчика об опасностях на объекте и мерах по их предупреждению;
  • провести вводный инструктаж перед началом работы;
  • методично отслеживать выполнение требований охраны труда подрядчиком.

В случае нарушения подрядчиком требований настоящего раздела заказчик оставляет за собой право:

  • приостановить работу подрядчика до полного устранения нарушений;
  • немедленно расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке в соответствии с условиями договора в случае неоднократных нарушений нормативных требований охраны труда при производстве работ.

Кто отвечает за охрану труда по договору субподряда

Подрядчик имеет право привлечь к исполнению своих обязательств других лиц – субподрядчиков, если это прямо не запрещено законом или договором (ст. 706 ГК). Если подрядчик заключает с нанимаемыми работниками гражданско-правовые договоры, то это тоже договоры субподряда.

Заказчик несет ответственность по соблюдению требований охраны труда только перед подрядчиком. А подрядчик и субподрядчики в части охраны труда взаимодействуют между собой так же , как и заказчик с генподрядчиком.

а) включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;

б) устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;

в) включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации;

г) обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы, в зависимости от необходимости;

д) методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; и

е) гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками).


О нас

Учебный Экспертный Центр «Строитель» в рамках аутсорсинга охраны труда осуществляет проверку заключенных договоров с подрядчиками и субподрядными организациями на предмет соответствия требованиям охраны труда, поможет составить положение о допуске подрядных организаций к производству работ, предоставляет консультационные услуги по возникающим вопросам. 



Отзывы