Ст 63 о банкротстве: Статья 63. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения \ КонсультантПлюс

ВС пояснил, когда гражданин-банкрот освобождается от требований кредиторов

По мнению одного эксперта, основной вывод Верховного Суда сводится к тому, что не только обеспечительные меры должны быть сняты с момента признания должника банкротом и введения реализации его имущества, но и само дело о взыскании в суде общей юрисдикции подлежит прекращению. Другой назвал спорным правовое обоснование, приведенное в определении ВС. Третий считает, что судебный акт будет полезным для рассмотрения аналогичных судебных споров по схожей проблематике.

Верховный Суд опубликовал Определение № 3-КГ21-2-К2 по спору об отмене обеспечительных мер в отношении имущества гражданки, чей супруг был признан банкротом.

В 2014 г. Александр Акиншев обратился в суд с иском к супругам Ирине и Юрию Чулковым об обращении взыскания на супружескую долю последнего в их имуществе (дело № 2-644/2014). В рамках дела суд наложил арест на два автомобиля и гараж, принадлежащие женщине, позднее обеспечительная мера была снята в отношении гаража.

Далее суд отказал в удовлетворении иска, однако апелляция отменила это решение и удовлетворила требования.

В октябре 2019 г. Ирина Чулкова обратилась в суд с заявлением о снятии обеспечительных мер, сославшись на то, что ее супруг был признан банкротом и в отношении него завершена процедура реализации имущества. Суд отказал ей, отметив, что основным условием, с которым законодатель связывает отмену обеспечительных мер в случае удовлетворения иска, является исполнение решения суда, однако в данном случае до настоящего времени судебный акт не исполнен. Поскольку апелляция и кассация поддержали это решение, Ирина Чулкова обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС напомнила, что с даты вынесения судом определения о введении наблюдения снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения его имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства по имущественным взысканиям, за исключением ряда случаев (абз.

4 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). Судам необходимо учесть, что в силу этой нормы снимаются аресты и иные ограничения, наложенные в ходе исполнительного производства судебными приставами-исполнителями, а также судами в обеспечение исполнения судебных актов. При этом сохраняются принятые судебные меры (в виде арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом должника), направленные на обеспечение иска.

Верховный Суд напомнил, что правовой статус гражданина и юрлица не идентичен. В связи с этим с момента возбуждения в отношении должника процедуры банкротства он приобретает специальный статус должника-банкрота и в отношении его имущества устанавливается режим конкурсной массы, подлежащей реализации только в рамках банкротного дела. Такие положения направлены на обеспечение сохранности имущества должника и недопустимость приоритетного удовлетворения требований кредиторов по обязательствам должника за счет его имущества вне рамок процедуры банкротства.

«Как видно из материалов дела, в ходе процедуры банкротства в отношении Юрия Чулкова взыскатель Александр Акиншев неоднократно уведомлялся с разъяснением права участвовать в этой процедуре, однако своих требований в реестр требований кредиторов не заявил, в процедуре банкротства Юрия Чулкова не участвовал, судебные акты арбитражного суда не обжаловал, – указал Суд. – По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина».

Судебная коллегия добавила, что освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные п. 4 и 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина. Между тем эти положения закона не были учтены нижестоящими инстанциями. Таким образом, ВС отменил судебные акты нижестоящих судов и вернул дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Управляющий партнер АБ «Юшин и партнеры» Анатолий Юшин полагает, что в определении правильно ставится вопрос о невозможности прямых аналогий между процедурами банкротства юридического и физического лица: «Тем более некорректно проводить аналогию между процедурой наблюдения в отношении юрлица и процедурой реализации имущества в банкротстве гражданина и, соответственно, применять последствия, указанные в п.

1 ст. 63 Закона о банкротстве, в рассматриваемой ситуации».

По словам эксперта, Верховный Суд «между строк», но вполне очевидно говорит о том, что не только обеспечительные меры должны были быть сняты с момента признания должника банкротом и введения реализации его имущества, но и само дело о взыскании в суде общей юрисдикции подлежало прекращению. «Напрашивается вывод и о возможной отмене определения о завершении реализации имущества физлица, так как при проведении процедуры супружеская доля арестованного имущества (автомобили) должна включаться в конкурсную массу, о чем прямо говорит п. 7 ст. 213.26 того же закона», – заключил Анатолий Юшин.

Адвокат КА «ЮрПрофи» Илья Лясковский отметил, что Судебная коллегия по гражданским делам ВС вынуждена разрешать некоторые проблемы применения Закона банкротстве в случаях несостоятельности участников гражданских дел. «Представляется, что задача именно этой Коллегии – не выработка глубоких правовых позиций по применению указанного закона, а лишь необходимая корректировка практики судов общей юрисдикции, испытывающих вполне закономерные затруднения при осложнении споров банкротством одной из сторон.

Эту задачу Судебная коллегия выполнила ‒ она указала нижестоящим судам, что кредитор, по всей видимости, добровольно отказавшийся от включения своих требований в реестр, не должен получать преимущество перед другими кредиторами путем сохранения обеспечивающего его требования ареста», – пояснил он.

По мнению адвоката, приведенное в определении Суда правовое обоснование представляется несколько спорным: «Судебная коллегия критикует суд апелляционной инстанции за смешение норм о банкротстве юридических и физических лиц; указывает на различие между применяемой к юридическим лицам процедурой наблюдения и предназначенными для граждан процедурами банкротства. Однако в данном случае в отношении гражданина закончилась процедура реализации имущества, введение которой (равно как и введение конкурсного производства в отношении должника-организации) должно было влечь безусловное прекращение всех ограничений распоряжения имуществом гражданина. Судебная коллегия не стала рассматривать вопрос, сохранилось ли ранее установленное судебными постановлениями обязательство должника перед взыскателем.

Как следует из судебных актов дела о банкротстве должника (дело № А64-3455/2017), он был освобожден от исполнения обязательств», – подчеркнул Илья Лясковский.

Юрист юридического бюро «ОЛИМП» Иван Хорев заметил, что суды нижестоящих инстанций допустили ряд нарушений в толковании норм Закона о банкротстве. «Также недобросовестно повел себя, на мой взгляд, кредитор, который знал, что в отношении одного из ответчиков возбуждено дело о банкротстве, и не заявлял там свои требования. Какой-либо пробел в регулировании в этом деле, на мой взгляд, Верховным Судом не разрешался. Тем не менее данное определение будет, безусловно, полезным для рассмотрения аналогичных судебных споров по схожей проблематике. Основная и главная цель банкротства гражданина – добросовестно освободиться от долгов, открыто и честно участвуя в соответствующих процедурах банкротства. В данном случае один из ответчиков не только полностью прошел процедуру личного банкротства, но, как следует из картотеки арбитражных дел, – был освобожден от долгов, соответственно, в данном случае Верховным Судом было вынесено справедливое определение, направленное на защиту прав освобожденного от долгов ответчика», – убежден Иван Хорев.

Эксперт добавил, что применительно к этому спору рекомендация гражданам-банкротам, которые только начинают процедуру банкротства или уже подходят к ее завершению: вести себя активно и уведомлять всех своих кредиторов о том, что возбуждена процедура банкротства, чтобы в дальнейшем не возникало подобных ситуаций и при обжаловании таких судебных актов можно было бы ссылаться на надлежащее уведомление всех своих кредиторов о том, что они были вправе заявлять свои требования в рамках дела о банкротстве.

Как удержать сумму неустойки при открытой процедуре наблюдения

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в рассматриваемом случае зачет встречных требований недопустим. Кредитор вправе заявить о включении своего требования в реестр требований кредиторов.

Обоснование вывода

В соответствии со ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Согласно ст. 411 ГК РФ зачет требований не допускается в случаях, предусмотренных законом или договором.

Правила п. 16.1 ч. 1 ст. 64, ст. 88.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) предусматривают возможность произвести зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств, в ходе исполнительного производства. Зачет производится судебным приставом-исполнителем по заявлению взыскателя или должника либо по его собственной инициативе.

Однако в соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона № 229-ФЗ на основании определения арбитражного суда о введении в отношении должника процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за отдельными исключениями, перечисленными в этой норме, к которым не относится требование о взыскании неустойки в связи с нарушением обязательств стороной договора подряда.

Статьей 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) определены последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения.

В связи с этим отметим, что наблюдение является процедурой, применяемой в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (абз. 13 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 63 Закона № 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 того же федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов.

В свою очередь, п. 4 ст. 134 Закона № 127-ФЗ предусматривает, что требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным указанным требованиям;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

Отсюда можно прийти к выводу о том, что требование об уплате неустойки, которое возникло из отношений по договору подряда, относится к требованиям третьей очереди.

В п. 2 ст. 142 Закона № 127-ФЗ указано, что требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных этим федеральным законом для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов. При этом по общему правилу в случае недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов (п. 3 ст. 142 Закона № 127-ФЗ).

Из положений ст. 142 Закона № 127-ФЗ также следует, что расчеты с конкурсными кредиторами производятся в ходе конкурсного производства в соответствии с реестром требований кредиторов.

Поскольку в рассматриваемом случае обязательство должника по уплате неустойки кредитору возникло до даты принятия судом заявления о признании должника банкротом, указанная в вопросе организация, взыскавшая неустойку, является конкурсным кредитором (абз. 8 ст. 2 Закона № 127-ФЗ).

Расчеты с таким кредитором в ходе конкурсного производства должны производиться в порядке очередности, установленной в соответствии с реестром требований кредиторов, исходя из размера его требований, включенных в этот реестр, а в случае, если требования будут заявлены после закрытия реестра требований кредиторов, они удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (ст. 100, п. 1 и 4 ст. 142 Закона № 127-ФЗ).

В случае если в отношении должника вводится процедура конкурсного производства, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (абз.  3 п. 1 ст. 142 Закона № 127-ФЗ).

Исходя из изложенного, представляется очевидным, что, пока реестр требований кредиторов не сформирован, определить размер и очередность удовлетворения требований всех кредиторов невозможно. Учитывая приведенное выше правило п. 1 ст. 63 Закона № 127-ФЗ, а также то обстоятельство, что процедура наблюдения в деле о банкротстве в принципе не предполагает проведение расчетов с конкурсными кредиторами, полагаем, что зачет требований в рассматриваемой ситуации будет противоречить ст. 411 ГК РФ, п. 1 ст. 63 Закона № 127-ФЗ (причем независимо от того, будет ли он произведен по инициативе кредитора или должника), поскольку он может привести к нарушению очередности удовлетворения требований кредиторов, которая установлена законом. Аналогичное мнение можно встретить в судебной практике (см. п. 14 Обзора практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 29. 12.2001 № 65), постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.11.2017 № Ф07-11368/17, Арбитражного суда Уральского округа от 13.05.2016 № Ф09-4430/15, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.04.2016 № Ф03-916/16, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 № 09АП-64261/17 и от 08.08.2016 № 09АП-32648/16, Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018 № 05АП-731/18, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2016 № 15АП-14364/16).

Поскольку в настоящей ситуации уплата неустойки не относится к текущим платежам (ст. 5 Закона № 127-ФЗ), кредитор вправе заявить о включении своего требования в реестр требований кредиторов (ст. 71 Закона № 127-ФЗ).

«Medicare «Банкротство»» Мэтью Б. Лоуренса

  • < Предыдущий
  • Далее >
  •  

 

Идентификатор ORCID автора

0000-0003-4748-501X

Тип документа

Статья

Дата публикации
3
Ключевые слова

Medicare, Банкротство, Департамент здравоохранения и социальных служб, Конгресс

Abstract

Medicare, программа социального страхования для престарелых и инвалидов, снова оказалась на грани банкротства. Прогнозируется, что расходы из трастового фонда больничного страхования превысят накопленные налоги с заработной платы и другие доходы, которые поддерживают фонд в течение следующих пяти лет, в результате чего Medicare не сможет выполнить некоторые из своих обязательств. Тем не менее, что произойдет, если Medicare станет неплатежеспособной и когда она станет неплатежеспособной, ранее не изучалось в юридических науках и не рассматривается в законах или постановлениях. В этой статье впервые рассматриваются основные юридические вопросы, которые могут возникнуть в связи с неплатежеспособностью Medicare. В нем объясняется, что могли бы сделать политики, чтобы сделать неплатежеспособность менее несправедливой, менее вредной, менее вероятной и более эффективной в качестве инструмента для достижения компромисса и контроля над расходами в программе. Короче говоря, эта статья выступает за установление законом правил, регулирующих банкротство Medicare.

Приведенный в статье анализ того, как будет работать неплатежеспособная программа Medicare, выявляет несколько нерешенных юридических вопросов, от решения которых будет зависеть ущерб от неплатежеспособности, кто и когда будет его оплачивать. Неопределенность, связанная с последствиями неплатежеспособности, будет проблематичной с точки зрения постфактум, поскольку увеличит несправедливость и масштабы связанного с этим ущерба. Кроме того, такая неопределенность уже проблематична с точки зрения ex ante программы в пятидесятилетнем цикле неплатежеспособности, поскольку она препятствует компромиссу и лишает влиятельных представителей отрасли Medicare возможности использовать свое влияние для содействия контролю над расходами. Развивая это нормативное понимание, эта статья впервые применяет структурную теоретическую перспективу ex ante, разработанную в литературе по муниципальному банкротству, к праву и политической экономии федеральной программы расходов. В заключение рассматривается роль Конгресса, Министерства здравоохранения и социальных служб и судов в выяснении последствий неплатежеспособности Medicare. Хотя частичная основа может и должна быть установлена ​​в соответствии с законодательством в краткосрочной перспективе, эта статья призывает к тому, чтобы положение о банкротстве Medicare в конечном итоге было включено в качестве безотказной меры в будущее законодательство, если и когда оно наступит, для преодоления текущего кризиса.

Первая страница

1657

Название публикации

Boston College Law Review