Ст 53 апк – 53. , /

Статья 53 АПК РФ и комментарии к ней

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

3. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

4. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

5. Отказ органов, организаций и граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

Комментарий к статье 53 АПК РФ

Право государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обращаться с исками или заявлениями в арбитражный суд ограничено указанием на защищаемые таким способом публичные интересы и случаи, предусмотренные федеральным законом. Такие полномочия имеют своим следствием еще один случай (помимо прокурора) появления в арбитражном процессе так называемого процессуального истца, поскольку такие органы в этом случае пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

К примеру, за органами местного самоуправления в практике арбитражных судов признавалось право предъявлять требования о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, заявления о признании незаконными действий государственных органов, нарушающих имущественные права и интересы муниципального образования, в том числе его экономические интересы.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 6870/08, от 23.11.2010 N 10062/10, от 05.04.2006 N 12747/05.

Орган, осуществляющий строительный надзор, вправе в защиту публичных интересов обратиться в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки, созданной без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

См.: п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Кроме того, за налоговыми органами в определенный период признавалось право на обращение в арбитражный суд с исками о признании сделок недействительными.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 07.06.2005 N 2748/05, N 924/05, от 11.05.2005 N 16221/04, от 15.03.2005 N 13885/04.

При этом необходимо иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией.

См.: п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Положение ч. 2 комментируемой статьи о праве граждан и организаций обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц подлежит применению с учетом положений гл. 28.2 настоящего Кодекса.

Другой комментарий к статье 53 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Наименование статьи претерпело изменение. ФЗ от 19.07.2009 N 205-ФЗ из названия было исключено упоминание об участии в деле государственных органов, иных органов и должностных лиц. Новое наименование более точно отражает современное содержание измененной ст. 53 АПК.

Право государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов на обращение с исками и заявлениями в арбитражный суд закон связывает с прямым указанием на это право в ФЗ, а также с защитой публичных интересов.

Понятие публичного интереса в АПК не дано. По аналогии с ранее действовавшим законодательством можно сказать, что под таковым понимается, в частности, государственный интерес и общественный интерес. Государственный интерес, который может пониматься как публичный, возникает в том случае, когда в соответствующих правоотношениях государство выступает как публично-правовое образование, а также когда частноправовые отношения государства существенно затрагивают осуществление им своих публично-правовых функций. Государственный интерес только тогда может быть признан публичным, когда он связан с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (не являющихся участниками спорного правоотношения), обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такой перечень публичных интересов установлен ч. 3 ст. 55 Конституции и ст. 2 ГК, а толкование ст. 55 Конституции как устанавливающей перечень публичных интересов дано КС РФ <1>. То есть государственный интерес становится публичным, когда он совпадает с общественным интересом.

———————————
<1> Определение КС РФ от 06.06.2002 N 133-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Юрчика Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 11 и пункта 6 статьи 83 НК РФ».

Представляя собой известное ограничение принципа диспозитивности и связанной с ним свободы в осуществлении своих прав и обязанностей, ст. 53 АПК, безусловно, не может толковаться в отрыве от ст. 55 Конституции. По этой причине перечень публичных интересов, приведенный в ст. 55 Конституции и ст. 2 ГК, подлежит безоговорочному применению при определении публичных интересов, дающих право государственным и иным органам обращаться в арбитражный суд на основании ст. 53 АПК.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 304 АПК под публичным интересом понимаются и интересы неопределенного круга лиц. Следовательно, при нарушении интересов неопределенного круга лиц всегда имеет место нарушение публичного интереса, поскольку понятие публичного интереса выступает как категория более высокой степени обобщения. Следует отнести к публичному интересу и защиту интересов не только неопределенного, но и широкого круга лиц.

КС РФ суд признает публичным интерес, возникающий при осуществлении предпринимательской деятельности в форме акционерного общества <1>. Из текста Постановления КС РФ можно сделать вывод, что публичный интерес возникает в случае, если затрагиваются интересы значительного количества акционеров, кредиторов и инвесторов акционерного общества. Публичный интерес признается КС РФ и в размещении вкладчиками своих средств в банках, поскольку сбережения населения являются источником ресурсной базы, необходимой для инвестиций и долгосрочного кредитования <2>.

———————————
<1> Постановление КС РФ от 24.02.2004 N 3-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 ФЗ «Об акционерных обществах», регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании «Кадет Истеблишмент» и запросом Октябрьского районного суда города Пензы».
<2> Постановление КС РФ от 03.07.2001 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» и пунктов 1 и 2 статьи 26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами ряда граждан».

К нарушениям публичных интересов также можно отнести принятие нормативного правового акта, затрагивающего права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Государственные органы, органы местного самоуправления наделены правом на обращение с требованием о признании недействующими этих актов, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 192 АПК). Государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы также обращаются в суд в защиту публичных интересов с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 198 АПК).

Сам по себе факт совпадения публичных интересов с коммерческими интересами конкретных субъектов не лишает государственные органы и органы местного самоуправления возможности предъявить иск <1>.

———————————
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 27.08.1996 N 2093/96.

От исков, предъявляемых государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами в защиту публичных интересов, следует отграничивать иски, предъявляемые указанными лицами как субъектами спорных материальных правоотношений. В последнем случае государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы будут являться истцами. В частности, органы исполнительной власти субъекта РФ, являющиеся государственными учреждениями, имеют право предъявлять иски в защиту своих имущественных интересов <1>.

———————————
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2001 N 4723/00.

2. Новая редакция ст. 53 АПК, введенная ФЗ от 19.07.2009 N 205-ФЗ, установила право организаций и граждан обращаться в арбитражные суды в защиту прав и законных интересов других лиц.

О понятии организаций и граждан см. комментарий к ст. 44 АПК.

Организации и граждане наделены правом обращения в арбитражные суды в защиту прав и законных интересов других лиц, только если такое право предусмотрено АПК или другими ФЗ. Право на обращение в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц не может быть предусмотрено иными актами, в том числе законами субъектов РФ.

Главой 28.2 АПК предусмотрено право на обращение в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц по делам о защите прав и законных интересов группы лиц.

ФЗ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» установлено право лиц, осуществляющих мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, обратиться в установленном законодательством РФ порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда (ст. 23). Указанные лица могут обратиться в арбитражный суд, например, с иском о возмещении вреда, причинного имуществу ребенка, депозитарием, в связи с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных ФЗ иных прав и обязанностей (п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК).

Процессуальное положение организаций и граждан, обращающихся в арбитражные суды в защиту прав и законных интересов других лиц, аналогично положению государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, обращающихся в арбитражный суд в защиту публичных интересов в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.

3. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 125 АПК в исковом заявлении должны содержаться обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства. В том числе в заявлении должны быть указаны обстоятельства, которыми государственный орган, орган местного самоуправления или иной орган подтверждает нарушение публичных интересов, а граждане и организации, обращающиеся в арбитражный суд за защитой чужих прав и законных интересов других лиц, должны подтвердить обстоятельства, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд, поскольку это прямо предусмотрено ч. 3 ст. 53 АПК.

Отсутствие указания в обращении на то, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и законных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд, и (или) отсутствие подтверждающих эти обстоятельства доказательств влечет оставление поданного заявления без движения на основании ст. 128 АПК, а в случае неустранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без движения, исковое заявление возвращается лицу, его подавшему (ст. 129 АПК). Такие же последствия должны возникать и в случае неуказания в обращении граждан и организаций, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, на то, нарушение каких прав и законных интересов других лиц послужило основанием для обращения в арбитражный суд, а также непредставление подтверждающих эти обстоятельства доказательств.

Из текста комментируемой статьи вытекает, что государственный орган, орган местного самоуправления или иной орган обязан представить доказательства нарушения публичных интересов, а граждане и организации, обращающиеся в арбитражный суд за защитой чужих прав и законных интересов других лиц, должны представить доказательства в подтверждение нарушения чужих прав и законных интересов, дающего им право на обращение в арбитражный суд. При этом государственный орган, орган местного самоуправления или иной орган не обязаны подтверждать обстоятельства нарушения чужих прав и законных интересов, а граждане и организации, указанные в ч. 2 ст. 53, не обязаны подтверждать нарушение публичных интересов, поскольку с этими обстоятельствами не связывается их право на обращение в арбитражный суд.

4. Пленум ВАС РФ разъяснил, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией <1>.

———————————
<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2009 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ».

В настоящее время в связи с изменениями, внесенными в ст. 59 АПК РФ, представительство от имени указанных органов могут осуществлять и иные лица, указанные в ст. 59 АПК (см. комментарий к ст. 59 АПК).

Объем заявленных требований определяется органом, подавшим иск, в пределах предоставленных ему полномочий <1>. См. также комментарий к ч. 3 ст. 52 АПК.

———————————
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 10.02.1998 N 5765/97.

5. См. комментарий к ч. 4 ст. 52 АПК.

ruapkrf.ru

Статья 53 АПК РФ с комментариями

Полный текст ст. 53 АПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 53 АПК РФ.

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

3. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

4. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

5. Отказ органов, организаций и граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

Комментарий к статье 53 АПК РФ

1. Вопрос о том, что именно следует считать публичным интересом, достаточным для предъявления государственным органом, органом местного самоуправления и иным органом иска в соответствии с положениями ч.1 к.с., решается самим органом. Одно лишь обстоятельство, что интересы государства и общества совпадают с коммерческими интересами конкретных субъектов гражданского права не лишает государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы возможности предъявить иск в арбитражный суд.

2. Несогласие с мнением государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа о нарушении ответчиком публичных интересов, а равно несогласие с мнением организации (гражданина) о нарушении прав и законных интересов других лиц не является препятствием к возникновению арбитражного процесса и не освобождает суд от обязанности возбудить производство по делу и рассмотреть спор по существу заявленных требований.

3. В соответствии с к.с. государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов, а организации и граждане в защиту прав и законных интересов других лиц, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, но истцом не является.

4. Необходимо иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией.

________________
См.: О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 года N 11 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2003. N 2.

5. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований участвуют в судебном разбирательстве органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

6. К участию в деле по спорам о праве собственности на дом в необходимых случаях должны привлекаться органы жилищно-коммунального хозяйства.

________________
Аналогичное толкование дано гражданско-процессуальному институту. См.: О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1981 года N 4 // Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам / Сост. А.П.Рыжаков. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М), 2001. С.247.

7. См. также комментарий ст. ст. 4, 51, 128 АПК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 53 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 53 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

oapkrf.ru

Статья 53.1 АПК РФ и комментарии к ней

1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, обратившиеся в арбитражный суд, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

2. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

3. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе обжаловать вступившие в законную силу судебные акты по правилам, установленным статьей 42 настоящего Кодекса. (Статья дополнительно включена с 3 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 294-ФЗ)

Комментарий к статье 53.1 АПК РФ

1. Исходя из содержания п.1 ст.4 и ст.10 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности.

2. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей обязан выполнить одно или несколько из предусмотренных п.5 ст.4 Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» действий. Одним из таковых является обжалование вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда, принятого в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством РФ. Помимо того он может обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности; а равно обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности.

3. Обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, вправе также и уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации (подп.2 п.3 ст.10 Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»).

4. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей предоставлено право одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению в порядке, установленном законодательством РФ об общих принципах организации местного самоуправления, предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения его заявления; а также направлять Президенту РФ мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности до решения этого вопроса соответствующим судом (подп.5 п.1 ст.5, п.2 ст.6 Федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»).

5. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством вправе запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы. В случае поступления такого обращения от указанных выше лиц арбитражные суды предоставляют им копии запрашиваемых материалов в разумный срок.

6. Изготовленные копии документов прошиваются, листы их нумеруются, места прошивки проклеиваются бумажной наклейкой, на которую наносится следующая надпись: «Копии соответствуют листам с ___ по ____ дело N ____ том N ___».

7. Копии заверяются судьей, в производстве которого находится дело, на предмет их соответствия имеющимся в материалах дела документам, удостоверяются гербовой печатью суда.

8. В случае если материалы дела поступили в суд в электронном виде или имеются у суда в отсканированном виде, то изготавливается электронная копия этих документов на материальном носителе суда с нанесением на него надписи, отражающей содержимое диска.

9. Копии документов из материалов судебного дела, находящегося в архиве суда, заверяются председателем суда, или его заместителем, или по их поручению другим судьей, удостоверяются гербовой печатью суда.

10. Запросы о предоставлении материалов по судебному делу, а также копия сопроводительного письма о предоставлении требуемых материалов подшиваются в судебное дело.

________________
См.: Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций): Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 года N 100.

11. См. также комментарий ст.ст.42, 44, 51, 128 АПК РФ.

ruapkrf.ru

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 53 АПК РФ

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

3. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

4. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

5. Отказ органов, организаций и граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Комментарий к Ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. Статья 53 Кодекса повторяет во многом текст ст. 42 АПК РФ 1995 г. Отличия касаются замены концовки ч. 1 этой статьи: «с иском в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов» на формулировку «в защиту публичных интересов». Термин «публичный интерес» в новом АПК не раскрыт. В теории под публичными интересами понимаются общественные интересы, охраняемые как правом, так и неправовыми институтами <*>, а также интересы большого числа лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 53 Кодекса предусмотрена необходимость пояснения в исковом заявлении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, в чем именно заключается нарушение публичных интересов.
———————————
<*> См.: Грось Л.А. Комментарий к проекту третьего АПК РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2001. N 5. С. 3.

В соответствии с ч. 3 ст. 53 Кодекса из ранее использовавшегося в подобной норме АПК РФ 1995 г. указания на исключение из прав истца исчезло мировое соглашение. Об этом можно сказать то же самое, что написано в комментарии к ч. 3 ст. 52.

Исчезла прежняя норма ч. 4 ст. 42 о последствиях отказа истца от иска, который был предъявлен в его интересах, что вполне логично, так как сейчас дело возбуждается в публичных, а не в его интересах.

2. Статья 53 АПК РФ не дает конкретного перечня государственных и иных органов, правомочных начать дело от своего имени в чужих интересах, однако подчеркивает, что побудительным мотивом возбуждения ими процесса в арбитражном суде может быть интерес только общества. Речь идет лишь об органах, а не о должностных лицах. Для реализации нормы этой статьи необходимо наличие в действующем федеральном законодательстве оснований для предъявления иска. В качестве примера можно привести ст. 5 Положения «О государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», где Комитету было предоставлено право обращаться в арбитражный суд с исками по делам, связанным с нарушением антимонопольного законодательства <*>.
———————————
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 35. Ст. 2018.

В арбитражной практике возникал вопрос о праве природоохранительного органа возбуждать дела о взыскании штрафа за экологические правонарушения, но на него был дан отрицательный ответ, так как прямо такое право в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не предоставлено.

Необходимо официальное толкование понятия «публичный интерес» со стороны Пленума ВАС РФ, поскольку в настоящее время трудно подчас отграничить интерес органа управления как стороны, представляющей интерес государства, от интереса, о котором речь идет в ст. 53 АПК РФ.

3. Истцом по делу, начатому субъектами, охарактеризованными в ст. 53 АПК РФ, является организация или гражданин, конкретно заинтересованные в разрешении такого дела. Поэтому ч. 4 ст. 53 дает возможность продолжить процесс тогда, когда арбитражный суд принимает отказ органа, возбудившего дело, от предъявленного им иска.

apkodrf.ru

Статья 53 АПК РФ. Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

3. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

4. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

5. Отказ органов, организаций и граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

См. все связанные документы >>>

1. По смыслу ч. 1 ст. 53 АПК, возбуждение дела по заявлению соответствующего органа возможно при совпадении следующих условий: а) наличие федерального закона, управомочивающего орган обращаться в арбитражный суд; б) существование публичного интереса, требующего защиты.

В АПК не дается определения публичных интересов. Эта неопределенность может привести, с одной стороны, к тому, что органами, которые имеются в виду в ст. 53 АПК, может не осознаваться факт действительного нарушения соответствующего публичного интереса, требующего защиты, а с другой — к случаям, когда под прикрытием публичного интереса могут «продвигаться» вполне частные, например корпоративные, интересы. Это требует со стороны арбитражного суда в каждом конкретном случае добиваться четкого формулирования того публичного интереса, на защиту которого указывается в обращении соответствующего органа.

Следует учитывать разъяснение п. 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 80, согласно которому при обращении соответствующих органов с исками и заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов, если этот орган считает, что, в частности, нормативный правовой акт нарушает публичные интересы, то в заявлении о признании его недействующим должно быть указано, какие конкретно публичные интересы нарушены принятием этого акта. Отсутствие такого обоснования может служить мотивом для отказа в удовлетворении заявленного требования.

В ч. 3 ст. 53 АПК зафиксирована необходимость того, чтобы заявители указывали в своем обращении к суду, в чем конкретно заключается нарушение публичных интересов, а также прав и (или) законных интересов других лиц. В этой связи по-прежнему нельзя утверждать, что существует достаточная определенность с тем, что именно следует понимать под публичными интересами. Судебно-арбитражная практика вносит лишь посильный вклад в уяснение названной правовой категории.

Это усматривается, в частности, из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2006 г. N 12747/05 . Отменяя судебный акт кассационной инстанции о неподведомственности арбитражному суду споров, основанных на бюджетных отношениях, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что рассматриваемый в рамках соответствующего дела спор имеет экономическую основу, по своему характеру является публично-правовым спором, возникшим из налоговых правоотношений, поэтому подлежит разрешению в соответствии со ст. ст. 27 и 29 АПК, п. 2 ст. 138, ст. 142 Налогового кодекса РФ и с учетом положений ст. 53 АПК и ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

———————————

См.: Вестник ВАС РФ. 2006. N 7. С. 138 — 141.

Данный спор не касался вопросов распределения сумм налога на прибыль между бюджетами муниципального образования и субъекта Российской Федерации, а возник из публичных правоотношений, связанных с ущемлением права муниципального образования на самостоятельное формирование местного бюджета как финансовой основы местного самоуправления, поскольку в результате допущенных нарушений, налоговой инспекцией списаны со счетов бюджета муниципального образования денежные средства, чем нарушены имущественные интересы местного самоуправления. Следовательно, у кассационного суда не было оснований для прекращения производства по делу о признании незаконными действий налоговой инспекции.

2. Из нынешней редакции ч. 1 комментируемой статьи изъято упоминание о том, что соответствующие лица вправе обратиться в защиту публичных интересов «с исками или заявлениями». Это юридико-техническое изменение, но вряд ли входило в цели законодателя введение регулирования, ограничивающего возможности указанных в ч. 1 ст. 53 АПК органов.

3. Имея в виду новеллы, введенные в АПК Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ, законодатель дополнил комментируемую статью новой нормой, включив ее в ч. 2 ст. 53 АПК. Она расширяет круг субъектов, подпадающих под правила рассматриваемой статьи за счет организаций и граждан, выступающих в защиту прав и законных интересов других лиц. Эта новелла корреспондирует гл. 28.1 и 28.2 АПК (и наоборот).

4. Поскольку орган, обратившийся в защиту публичных интересов, а также организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, всегда выступают инициаторами дела, в ч. 4 комментируемой статьи закреплено, что они пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности именно истца, а не какого-либо иного лица, участвующего в деле.

5. Несмотря на то что возбуждение дела по ст. 53 АПК связано с предполагаемым нарушением публичных интересов, законодатель не исключает, что его носителем может выступить конкретная организация. Отказ заявителя от предъявленного им иска не лишает истца, преследующего свой материально-правовой интерес в деле (ибо понятно, что заявитель является истцом лишь в процессуальном смысле), права требовать рассмотрения дела по существу. Процессуальные последствия отказа от иска лица, обратившегося в защиту прав и законных интересов группы лиц, определены в ст. 225.15 АПК.

rulaws.ru

Статья 53. АПК РФ. Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

3. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

4. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

5. Отказ органов, организаций и граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.


Комментарии к ст. 53 АПК РФ


1. По смыслу ч. 1 ст. 53 АПК, возбуждение дела по заявлению соответствующего органа возможно при совпадении следующих условий:

  • а) наличие федерального закона, управомочивающего орган обращаться в арбитражный суд;
  • б) существование публичного интереса, требующего защиты.

В АПК не дается определения публичных интересов. Эта неопределенность может привести, с одной стороны, к тому, что органами, которые имеются в виду в ст. 53 АПК, может не осознаваться факт действительного нарушения соответствующего публичного интереса, требующего защиты, а с другой — к случаям, когда под прикрытием публичного интереса могут «продвигаться» вполне частные, например корпоративные, интересы. Это требует со стороны арбитражного суда в каждом конкретном случае добиваться четкого формулирования того публичного интереса, на защиту которого указывается в обращении соответствующего органа.

Следует учитывать разъяснение п. 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 80, согласно которому при обращении соответствующих органов с исками и заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов, если этот орган считает, что, в частности, нормативный правовой акт нарушает публичные интересы, то в заявлении о признании его недействующим должно быть указано, какие конкретно публичные интересы нарушены принятием этого акта. Отсутствие такого обоснования может служить мотивом для отказа в удовлетворении заявленного требования.

В ч. 3 ст. 53 АПК зафиксирована необходимость того, чтобы заявители указывали в своем обращении к суду, в чем конкретно заключается нарушение публичных интересов, а также прав и (или) законных интересов других лиц. В этой связи по-прежнему нельзя утверждать, что существует достаточная определенность с тем, что именно следует понимать под публичными интересами. Судебно-арбитражная практика вносит лишь посильный вклад в уяснение названной правовой категории.

Это усматривается, в частности, из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2006 г. N 12747/05. Отменяя судебный акт кассационной инстанции о неподведомственности арбитражному суду споров, основанных на бюджетных отношениях, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что рассматриваемый в рамках соответствующего дела спор имеет экономическую основу, по своему характеру является публично-правовым спором, возникшим из налоговых правоотношений, поэтому подлежит разрешению в соответствии со ст. ст. 27 и 29 АПК, п. 2 ст. 138, ст. 142 Налогового кодекса РФ и с учетом положений ст. 53 АПК и ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

См.: Вестник ВАС РФ. 2006. N 7. С. 138 — 141.

Данный спор не касался вопросов распределения сумм налога на прибыль между бюджетами муниципального образования и субъекта Российской Федерации, а возник из публичных правоотношений, связанных с ущемлением права муниципального образования на самостоятельное формирование местного бюджета как финансовой основы местного самоуправления, поскольку в результате допущенных нарушений, налоговой инспекцией списаны со счетов бюджета муниципального образования денежные средства, чем нарушены имущественные интересы местного самоуправления. Следовательно, у кассационного суда не было оснований для прекращения производства по делу о признании незаконными действий налоговой инспекции.

2. Из нынешней редакции ч. 1 комментируемой статьи изъято упоминание о том, что соответствующие лица вправе обратиться в защиту публичных интересов «с исками или заявлениями». Это юридико-техническое изменение, но вряд ли входило в цели законодателя введение регулирования, ограничивающего возможности указанных в ч. 1 ст. 53 АПК органов.

3. Имея в виду новеллы, введенные в АПК Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ, законодатель дополнил комментируемую статью новой нормой, включив ее в ч. 2 ст. 53 АПК. Она расширяет круг субъектов, подпадающих под правила рассматриваемой статьи за счет организаций и граждан, выступающих в защиту прав и законных интересов других лиц. Эта новелла корреспондирует гл. 28.1 и 28.2 АПК (и наоборот).

4. Поскольку орган, обратившийся в защиту публичных интересов, а также организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, всегда выступают инициаторами дела, в ч. 4 комментируемой статьи закреплено, что они пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности именно истца, а не какого-либо иного лица, участвующего в деле.

5. Несмотря на то что возбуждение дела по ст. 53 АПК связано с предполагаемым нарушением публичных интересов, законодатель не исключает, что его носителем может выступить конкретная организация. Отказ заявителя от предъявленного им иска не лишает истца, преследующего свой материально-правовой интерес в деле (ибо понятно, что заявитель является истцом лишь в процессуальном смысле), права требовать рассмотрения дела по существу. Процессуальные последствия отказа от иска лица, обратившегося в защиту прав и законных интересов группы лиц, определены в ст. 225.15 АПК.

consultant-mos.ru

Комментарии к Статье 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ

Статья 53 АПК РФ. Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

Комментарий к статье 53 АПК РФ:

Право государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обращаться с исками или заявлениями в арбитражный суд ограничено указанием на защищаемые таким способом публичные интересы и случаи, предусмотренные федеральным законом. Такие полномочия имеют своим следствием еще один случай (помимо прокурора) появления в арбитражном процессе так называемого процессуального истца, поскольку такие органы в этом случае пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

К примеру, за органами местного самоуправления в практике арбитражных судов признавалось право предъявлять требования о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, заявления о признании незаконными действий государственных органов, нарушающих имущественные права и интересы муниципального образования, в том числе его экономические интересы.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 6870/08, от 23.11.2010 N 10062/10, от 05.04.2006 N 12747/05.

Орган, осуществляющий строительный надзор, вправе в защиту публичных интересов обратиться в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки, созданной без получения необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

См.: п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Кроме того, за налоговыми органами в определенный период признавалось право на обращение в арбитражный суд с исками о признании сделок недействительными.

См.: Постановления Президиума ВАС РФ от 07.06.2005 N 2748/05, N 924/05, от 11.05.2005 N 16221/04, от 15.03.2005 N 13885/04.

При этом необходимо иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией.

См.: п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Положение ч. 2 комментируемой статьи о праве граждан и организаций обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц подлежит применению с учетом положений гл. 28.2 настоящего Кодекса.

apkodrf.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *