Ст 4 апк рф: Когда досудебное урегулирование спора является обязательным?

Статья 4 АПК РФ Право на обращение в арбитражный суд

1. Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.

3. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

4. Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме:

искового заявления — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;

заявления — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

жалобы — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

представления — при обращении Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

5. Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.

Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.

Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не требуется по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, делам о несостоятельности (банкротстве), делам по корпоративным спорам, делам о защите прав и законных интересов группы лиц, делам приказного производства, делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов, делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также, если иное не предусмотрено законом, при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 52, 53 настоящего Кодекса).

6. По соглашению сторон относящийся к компетенции арбитражного суда спор, возникший из гражданско-правовых отношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и федеральным законом.

7. Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

8. Стороны после обращения в арбитражный суд вправе использовать примирительные процедуры для урегулирования спора.

Положения статьи 4 АПК РФ используются в следующих статьях:
  • Статья 99 АПК РФ Предварительные обеспечительные меры
    В случае, если по требованию, в связи с которым подано заявление об обеспечении имущественных интересов, в силу закона обязательно соблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, в определении устанавливаются срок для направления претензии (требования) другой стороне, не превышающий пятнадцати дней со дня вынесения определения, и срок для подачи искового заявления по такому требованию, не превышающий пяти дней со дня истечения установленного законом или договором срока для принятия сторонами мер по досудебному урегулированию в соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ.
    Если указанный порядок не является обязательным, в определении устанавливается срок, не превышающий пятнадцати дней со дня вынесения определения, для подачи искового заявления по требованию, в связи с которым судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя. Открыть статью

Обзор исключительной компетенции арбитражных судов в АПК РФ

В июне 2020 года в Арбитражный процессуальный кодекс РФ был дополнен двумя статьями, касающимися исключительной компетенции арбитражных судов в РФ по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера, а также запрета инициировать или продолжать разбирательство по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера (антиисковой запрет).

Согласно ст. 248.1 АПК РФ, если иное не установлено международным договором РФ или соглашением сторон, к исключительной компетенции арбитражных судов в РФ относятся дела:

  1. по спорам с участием лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза;
  2. по спорам одного российского или иностранного лица с другим российским или иностранным лицом, если основанием для таких споров являются ограничительные меры, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.

Лицами, в отношении которых применяются меры ограничительного характера, являются:

  1. граждане Российской Федерации, российские юридические лица, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза применяются меры ограничительного характера;
  2. иностранные юридические лица, в отношении которых применяются меры ограничительного характера и основанием для применения таких мер являются ограничительные меры, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.

Указанные лица вправе:

  1. обратиться за разрешением спора в АС субъекта РФ по месту своего нахождения или месту жительства при условии, что в производстве иностранного суда или международного коммерческого арбитража, находящихся за пределами территории РФ, отсутствует спор между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  2. обратиться с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории РФ.

Положения настоящей статьи применяются, также если соглашение сторон, в соответствии с которым рассмотрение споров с их участием отнесено к компетенции иностранного суда или международного коммерческого арбитража, является неисполнимым по причине применения в отношении одной из сторон спора мер ограничительного характера, которые создают такому лицу препятствия в доступе к правосудию.

Статья 248.2 АПК определяет порядок обращения лица, в отношении которого введены меры ограничительного характера, в российский арбитражный суд для разрешения спора или выдачи запрета на инициирование или продолжение производства в иностранном суде или международном коммерческом арбитраже (антиисковой запрет). Заявители обязаны указать в заявлении обстоятельства, препятствующие исполнению сторонами соглашения о передаче их спора в иностранный суд или международный коммерческий арбитраж.

Пункт 10 данной статьи также определяет право заявителя требовать присуждения денежных средств в свою пользу от другой стороны, действующей в нарушение запрета на инициирование или продолжение производства в иностранном суде, выданного российским арбитражным судом. Размер подлежащей взысканию арбитражным судом денежной суммы не должен превышать размера исковых требований, предъявленных в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и понесенных стороной спора судебных расходов.

Следует обратить внимание на то, что 9 декабря 2021 года Верховный Суд РФ вынес Определение № 309-ЭС21-6955 (1-3) по делу № А60-36897/2020 по вопросу о порядке применения антиисковых мер судами по рассматриваемому в международном коммерческом арбитраже спору, стороной которого является российская компания, в отношении которой наложены международные санкции. В данном деле ВС РФ указал на то, что применение мер ограничительного характера (санкций) само по себе уже создает российской стороне препятствия в доступе к правосудию, в силу чего для перевода спора под юрисдикцию российских арбитражных судов достаточно ее одностороннего волеизъявления, выраженного в процессуальной форме (ч. 4 ст.

248.1 АПК). При этом необязательно доказывать влияние ограничительных мер на возможность исполнения арбитражной оговорки в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 248.2 АПК. 

Кроме того, Верховный суд РФ принял во внимание пояснительную записку к проекту закона, которым внесены соответствующие изменения в АПК РФ: как следует из пояснительной записки, целью внесения изменений было установление гарантий обеспечения прав и законных интересов отдельных категорий граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, в отношении которых недружественными иностранными государствами были введены меры ограничительного характера, поскольку подобные меры фактически лишают их возможности защищать свои права в том числе в третейских судах, находящихся за пределами Российской Федерации.

Суд указал на то, что ограничительные меры носят личный характер, будучи персонально адресованы конкретному лицу, и публичный характер, поскольку общеобязательны и основаны на силе и авторитете публичной государственной власти. Сам факт введения ограничительных мер в отношении российских лиц поражает их в правах как минимум репутационно и тем самым заведомо ставит их в неравное положение с иными лицами. В этой связи, согласно позиции суда, имеются обоснованные опасения того, что в отношении соответствующего лица не будут соблюдены фундаментальные процессуальные гарантии. 

Основные экспортные возможности и препятствия в мясной отрасли АПК РФ

Автор

Перечислены:

  • Осянин Д.Н.

    (Федеральный исследовательский центр пищевых систем им. Горбатова РАН)

  • Н. Ф. Небурчилова

    (Федеральный исследовательский центр пищевых систем им. Горбатова РАН)

  • Петрунина И.В.

    (Федеральный исследовательский центр пищевых систем имени Горбатова РАН)

Зарегистрирован:

    Реферат

    — Рассмотрены особенности современного состояния мясной отрасли АПК России и ее экспортный потенциал. Проведен анализ соответствия проводимой аграрной государственной политики в России стандартам ВТО, охарактеризованы проблемы в системе государственной поддержки и определены основные направления ее совершенствования.

    Предлагаемое цитирование

  • Осянин Д. Н., Небурчилова Н. Ф., Петрунина И. В., 2019. « Основные экспортные возможности и препятствия в мясной отрасли АПК РФ «, Исследования экономического развития России, Springer, vol. 30(3), страницы 275-278, май.
  • Обработчик: RePEc:spr:sorede:v:30:y:2019:i:3:d:10.1134_s1075700719030122
    DOI: 10.1134/S1075700719030122

    как

    HTMLHTML с абстрактным простым текстомпростой текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    Скачать полный текст от издателя

    URL файла: http://link.springer.com/10.1134/S1075700719030122
    Функция файла: Abstract
    Ограничение на загрузку: Доступ к полному тексту статей этой серии ограничен.

    URL-адрес файла: https://libkey.io/10.1134/S1075700719030122?utm_source=ideas
    Ссылка LibKey : если доступ ограничен и если ваша библиотека использует эту службу, LibKey перенаправит вас туда, где вы можете использовать подписка библиотеки для доступа к этому пункту
    —>

    Поскольку доступ к этому документу ограничен, вы можете поискать другую его версию.

    Подробнее об этом товаре

    Статистика

    Доступ и статистика загрузки

    Исправления

    Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите дескриптор этого элемента: RePEc:spr:sorede:v:30:y:2019:i:3:d:10.1134_s1075700719030122 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: http://www.springer.com .

    Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.

    У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .

    Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, так как некоторые цитаты могут ожидать подтверждения.

    По техническим вопросам относительно этого элемента или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки обращайтесь: Sonal Shukla или Springer Nature Abstracting and Indexing (адрес электронной почты доступен ниже). Общие контактные данные провайдера: http://www.springer.com .

    Обратите внимание, что фильтрация исправлений может занять пару недель. различные услуги RePEc.

    Украина: конфликт на перекрестке Европы и России

    Введение

    Украина уже давно играет важную, но иногда упускаемую из виду роль в глобальном порядке безопасности. Сегодня страна находится на переднем крае возобновившегося соперничества великих держав, которое, по мнению многих аналитиков, будет доминировать в международных отношениях в ближайшие десятилетия.

    Подробнее от наших экспертов

    Томас Грэм

    Ненадежное будущее российской демократии

    Стивен Сестанович

    Как страны поддерживали внутреннюю поддержку войны в Украине

    Роберт Д. Блэквилл

    Политические рецепты для американо-китайских отношений

    Российское вторжение в Украину в феврале 2022 года ознаменовало резкую эскалацию восьмилетнего конфликта, начавшегося с аннексии Крыма Россией, и стало историческим поворотным моментом для европейской безопасности. Через год после начала боевых действий многие аналитики в области обороны и внешней политики назвали войну крупной стратегической ошибкой президента России Владимира Путина.

    Подробнее:

    Украина

    Россия

    НАТО (Организация Североатлантического договора)

    Соединенные Штаты

    Военные операции

    Многие наблюдатели видят мало шансов на дипломатическое решение в ближайшие месяцы и вместо этого признают возможность опасной эскалации, которая может включать применение Россией ядерного оружия. Война ускорила стремление Украины присоединиться к западным политическим блокам, включая Европейский Союз (ЕС) и Организацию Североатлантического договора (НАТО).

    Почему Украина является геополитической горячей точкой?

    Украина была краеугольным камнем Советского Союза, главным соперником Соединенных Штатов во время холодной войны. После России она была второй по численности населения и могуществу из пятнадцати советских республик, где располагалась большая часть союзного сельскохозяйственного производства, оборонной промышленности и вооруженных сил, включая Черноморский флот и часть ядерного арсенала. Украина была настолько жизненно важна для союза, что ее решение разорвать отношения в 1991-й оказался смертельным ударом для больной сверхдержавы.

    За три десятилетия своей независимости Украина стремилась проложить свой собственный путь в качестве суверенного государства, стремясь к более тесному сотрудничеству с западными институтами, включая ЕС и НАТО. Однако Киев изо всех сил пытался сбалансировать свои внешние отношения и преодолеть глубокие внутренние разногласия. Более националистически настроенное украиноязычное население в западных частях страны в целом поддерживало более тесную интеграцию с Европой, в то время как преимущественно русскоязычное население на востоке выступало за более тесные связи с Россией.

    Украина стала полем битвы в 2014 году, когда Россия аннексировала Крым и начала вооружать сепаратистов в Донбассе на юго-востоке страны. Захват Крыма Россией стал первым со времен Второй мировой войны случаем, когда европейское государство аннексировало территорию другого. Более четырнадцати тысяч человек погибли в боях на Донбассе с 2014 по 2021 год, самом кровопролитном конфликте в Европе со времен Балканских войн 1990-х годов. Военные действия ознаменовали явный сдвиг в глобальной среде безопасности от однополярного периода доминирования США к периоду возобновления конкуренции между великими державами [PDF].

    Больше от наших экспертов

    Томас Грэм

    Ненадежное будущее российской демократии

    Стивен Сестанович

    Как страны поддерживали внутреннюю поддержку войны в Украине

    Роберт Д. Блэквилл

    Политические рецепты для американо-китайских отношений

    В феврале 2022 года Россия начала полномасштабное вторжение в Украину с целью свержения прозападного правительства Владимира Зеленского.

    Каковы широкие интересы России в Украине?

    У России глубокие культурные, экономические и политические связи с Украиной, и во многих отношениях Украина занимает центральное место в идентичности России и ее видении себя в мире.

    Подробнее:

    Украина

    Россия

    НАТО (Организация Североатлантического договора)

    Соединенные Штаты

    Военные операции

    Родственные связи . Россию и Украину связывают крепкие семейные узы, уходящие в глубь веков. Киев, столицу Украины, иногда называют «матерью русских городов», с точки зрения культурного влияния наравне с Москвой и Санкт-Петербургом. Именно в Киеве в восьмом и девятом веках христианство было принесено из Византии славянским народам. И именно христианство послужило якорем для Киевской Руси, раннеславянского государства, от которого ведут свое происхождение современные русские, украинцы и белорусы.

    Русская диаспора . Согласно переписи, проведенной в том же году, в Украине проживало около восьми миллионов этнических русских, в основном на юге и востоке. Москва заявила об обязанности защищать этих людей как предлог для своих действий в Крыму и на Донбассе в 2014 году.

    Сверхдержава image . После распада СССР многие российские политики рассматривали развод с Украиной как историческую ошибку и угрозу репутации России как великой державы. Утрата постоянного контроля над Украиной и попадание ее на орбиту Запада многими будет воспринята как серьезный удар по международному престижу России. В 2022 году Путин назвал эскалацию войны с Украиной частью более широкой борьбы против западных держав, которые, по его словам, намерены уничтожить Россию.

    Крым . Советский лидер Никита Хрущев передал Крым из России Украине в 1954 году, чтобы укрепить «братские узы между украинским и русским народами». Однако после распада союза многие русские националисты как в России, так и в Крыму жаждали возвращения полуострова. Город Севастополь является базовым портом Черноморского флота России, доминирующей морской силы в регионе.

    Торговля . Россия долгое время была крупнейшим торговым партнером Украины, хотя в последние годы эта связь резко ослабла. В итоге Китай превзошел Россию в торговле с Украиной. До своего вторжения в Крым Россия надеялась втянуть Украину в свой единый рынок, Евразийский экономический союз, в который сегодня входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

    Энергия . Москва десятилетиями полагалась на украинские трубопроводы для перекачки своего газа потребителям в Центральной и Восточной Европе и платила Киеву миллиарды долларов в год за транзит. Поток российского газа через Украину продолжался в начале 2023 года, несмотря на боевые действия между двумя странами, но объемы сократились, а трубопроводы остались в серьезной опасности.

    Политическое влияние . Россия стремилась сохранить свое политическое влияние на Украине и во всем бывшем Советском Союзе, особенно после того, как ее предпочтительный кандидат на пост президента Украины в 2004 году Виктор Янукович проиграл конкуренту-реформисту в рамках народного движения «оранжевая революция». Это потрясение интересов России в Украине произошло после аналогичного поражения Кремля на выборах в Грузии в 2003 г., известного как «революция роз», за которым последовала еще одна — «революция тюльпанов» — в Киргизии в 2005 г. Позже Янукович стал президентом Украины в 2010 г., на фоне недовольства избирателей оранжевым правительством.

    Что спровоцировало действия России в Крыму и на Донбассе в 2014 году?

    Именно связи Украины с ЕС привели к обострению напряженности в отношениях с Россией в 2013–2014 годах. В конце 2013 года президент Янукович, действуя под давлением своих сторонников в Москве, отказался от планов официально оформить более тесные экономические отношения с ЕС. В то же время Россия оказывала давление на Украину, чтобы она присоединилась к еще не сформированному ЕАЭС. Многие украинцы восприняли решение Януковича как предательство глубоко коррумпированного и некомпетентного правительства, и оно вызвало общенациональные протесты, известные как Евромайдан.

    Путин представил последовавшие за этим беспорядки на Евромайдане, которые отстранили Януковича от власти, как поддерживаемый Западом «фашистский переворот», поставивший под угрозу этническое русское большинство в Крыму. (Западные лидеры отвергли это как беспочвенную пропаганду, напоминающую о советской эпохе.) В ответ Путин отдал приказ о тайном вторжении в Крым, которое позже он назвал спасательной операцией. «Всему есть предел. А с Украиной наши западные партнеры перешли черту», ​​— сказал Путин в обращении в марте 2014 года, оформляя аннексию.

    Путин использовал похожий нарратив, чтобы оправдать свою поддержку сепаратистам на юго-востоке Украины, еще одном регионе, где проживает большое количество этнических русских и русскоязычных. Известно, что он называл этот район Новороссией (Новая Россия) — термин, восходящий к имперской России восемнадцатого века. Считается, что вооруженные российские провокаторы, в том числе некоторые агенты российских спецслужб, сыграли центральную роль в подстрекательстве сепаратистских движений в регионе против Евромайдана к восстанию. Однако, в отличие от Крыма, Россия продолжала официально отрицать свою причастность к конфликту на Донбассе, пока в 2022 году не начала более широкое вторжение в Украину9.0005

    Почему Россия начала полномасштабное вторжение в Украину в 2022 году?

    Некоторые западные аналитики рассматривают вторжение России в 2022 году как кульминацию растущего недовольства Кремля расширением НАТО после окончания холодной войны в бывшей советской сфере влияния. Российские лидеры, включая Путина, утверждали, что Соединенные Штаты и НАТО неоднократно нарушали данные ими в начале 1990-х годов обещания не расширять альянс за счет бывшего советского блока. Они рассматривают расширение НАТО в этот неспокойный для России период как унизительное принуждение, на которое они мало что могут сделать, кроме как наблюдать.

    За несколько недель до саммита НАТО в 2008 году президент Владимир Путин предупредил американских дипломатов, что шаги, направленные на присоединение Украины к альянсу, «были бы враждебными действиями по отношению к России». Спустя несколько месяцев Россия начала войну с Грузией, по-видимому, продемонстрировав готовность Путина применить силу для защиты интересов своей страны. (Некоторые независимые наблюдатели обвинили Грузию в развязывании так называемой августовской войны, но обвинили Россию в эскалации боевых действий.)

    Несмотря на то, что Украина не является членом НАТО, в годы, предшествовавшие вторжению 2022 года, она укрепила свои связи с НАТО. Украина проводила ежегодные военные учения с альянсом и в 2020 году стала одним из шести партнеров с расширенными возможностями, что является особым статусом для ближайших союзников, не являющихся членами блока. Более того, Киев подтвердил свою цель в конечном итоге получить полноправное членство в НАТО.

    За несколько недель до вторжения Россия предъявила Соединенным Штатам и НАТО ряд важных требований безопасности, включая прекращение расширения альянса, получение согласия России на определенные операции НАТО и вывод американского ядерного оружия из Европы. Лидеры Североатлантического союза ответили, что они открыты для новой дипломатии, но не желают обсуждать закрытие дверей НАТО для новых членов.

    «В то время как в Соединенных Штатах мы говорим об украинском кризисе, с точки зрения России это кризис архитектуры европейской безопасности», — сказал Томас Грэм из CFR Arms Control Today в феврале 2022 года. «И фундаментальный вопрос, который они хотят обсудить, — это пересмотр архитектуры европейской безопасности в ее нынешнем виде в пользу чего-то более благоприятного для интересов России».

    Другие эксперты говорят, что, возможно, самым важным мотивирующим фактором для Путина был его страх перед тем, что Украина продолжит развиваться в современную демократию западного типа, что неизбежно подорвет его автократический режим в России и разрушит его надежды на восстановление России. возглавил сферу влияния в Восточной Европе. «[Путин] хочет дестабилизировать Украину, напугать Украину, — пишет историк Энн Эпплбаум в Атлантика . «Он хочет, чтобы украинская демократия провалилась. Он хочет, чтобы украинская экономика рухнула. Он хочет, чтобы иностранные инвесторы бежали. Он хочет, чтобы его соседи — в Беларуси, Казахстане, даже Польше и Венгрии — усомнились в том, что демократия когда-либо будет жизнеспособной в долгосрочной перспективе и в их странах».

    Каковы цели России в Украине?

    Путинскую Россию описывают как реваншистскую державу, стремящуюся вернуть себе былое могущество и престиж. «Целью Путина всегда было вернуть России статус великой державы в северной Евразии», — пишет Джерард Тоал, профессор международных отношений Технологического института Вирджинии, в своей книге «Ближнее зарубежье». «Конечная цель заключалась не в воссоздании Советского Союза, а в том, чтобы снова сделать Россию великой».

    Захватив Крым в 2014 году, Россия укрепила свой контроль над стратегическим плацдармом на Черном море. Имея там более крупное и сложное военное присутствие, Россия может проецировать свою мощь вглубь Средиземноморья, Ближнего Востока и Северной Африки, где она традиционно имела ограниченное влияние. Некоторые аналитики утверждают, что западные державы не смогли возложить на Россию существенные издержки в ответ на ее аннексию Крыма, что, по их словам, только увеличило готовность Путина использовать военную силу для достижения своих внешнеполитических целей. До вторжения в 2022 году стратегические успехи России на Донбассе были более хрупкими. Поддержка сепаратистов, по крайней мере временно, увеличила его переговорные позиции в отношении Украины.

    В июле 2021 года Путин написал статью, которую многие западные эксперты по внешней политике сочли зловещей, объясняющую его противоречивые взгляды на общую историю России и Украины. Среди прочего Путин назвал русских и украинцев «одним народом», фактически занимающим «одно и то же историческое и духовное пространство».

    В течение этого года Россия сосредоточила десятки тысяч военнослужащих вдоль границы с Украиной, а затем и в союзной Беларуси под эгидой военных учений. В феврале 2022 года Путин приказал провести полномасштабное вторжение, перебросив на территорию Украины силы численностью около двухсот тысяч человек с юга (Крым), востока (Россия) и севера (Беларусь) в попытке захватить крупные города. включая столицу Киев, и свергнуть правительство. Путин сказал, что общие цели заключаются в «денацификации» и «демилитаризации» Украины.

    Тем не менее, в первые недели вторжения украинские силы оказали стойкое сопротивление, которому удалось затормозить российские военные во многих районах, в том числе в Киеве. Многие военные аналитики говорят, что российские вооруженные силы страдали от низкого морального духа, плохой логистики и непродуманной военной стратегии, предполагавшей, что Украина падет быстро и легко.

    В августе 2022 года Украина начала масштабное контрнаступление против российских войск, отвоевав тысячи квадратных миль территории в Харьковской и Херсонской областях. Кампании ознаменовали ошеломляющую неудачу для России. На фоне отступления России Путин приказал мобилизовать еще около трехсот тысяч военнослужащих, незаконно аннексировал еще четыре области Украины и пригрозил применить ядерное оружие для защиты «территориальной целостности» России.

    В последующие месяцы боевые действия велись на разных фронтах Донбасса, и Россия приняла новую тактику нанесения ракетных ударов и ударов с беспилотников по гражданской инфраструктуре в нескольких удаленных украинских городах, включая Киев. По оценкам западных официальных лиц, в первый год войны было убито или ранено более ста тысяч украинцев, в то время как потери русских, вероятно, были еще выше, возможно, вдвое больше. Между тем, около восьми миллионов беженцев покинули Украину, и еще миллионы стали внутренне перемещенными лицами. В преддверии весенней распутицы западные союзники Украины пообещали направить более сложную военную помощь, включая танки. Большинство аналитиков в области безопасности видят мало шансов на дипломатию в ближайшие месяцы, поскольку у обеих сторон есть сильные мотивы продолжать борьбу.

    Каковы приоритеты США в Украине?

    Сразу после распада Советского Союза приоритетом Вашингтона было заставить Украину — наряду с Беларусью и Казахстаном — отказаться от своего ядерного арсенала, чтобы только Россия сохранила оружие бывшего Союза. В то же время США поспешили поддержать шаткую демократию в России. Некоторые видные наблюдатели в то время считали, что Соединенные Штаты преждевременно ухаживали за Россией и что им следовало больше работать над поощрением геополитического плюрализма в остальной части бывшего Советского Союза.

    Бывший советник по национальной безопасности США Збигнев Бжезинский в Иностранных делах в начале 1994 года описал здоровую и стабильную Украину как важнейший противовес России и стержень того, что, по его мнению, должно стать новой большой стратегией США после окончания холодной войны. «Нельзя слишком сильно подчеркивать, что без Украины Россия перестает быть империей, но с подкупленной, а затем подчиненной Украиной Россия автоматически становится империей», — писал он. Через несколько месяцев после публикации статьи Бжезинского Соединенные Штаты, Великобритания и Россия на Будапештском референдуме обязались уважать независимость и суверенитет Украины в обмен на то, что она станет неядерным государством.

    Двадцать лет спустя, когда российские войска захватили Крым, восстановление и укрепление суверенитета Украины вновь стало главным приоритетом внешней политики США и ЕС. После вторжения 2022 года союзники США и НАТО резко увеличили оборонную, экономическую и гуманитарную помощь Украине, а также усилили свои санкции в отношении России. Однако западные лидеры старались избегать действий, которые, по их мнению, втянут их страны в войну или иным образом обострят ее, что в крайнем случае может создать ядерную угрозу.

    временная шкала
    Борьба Украины за независимость в тени России
    1991–2022
    Посмотреть график

    Пьер Марсо/Reuters

    Какова политика США и ЕС в Украине?

    Соединенные Штаты по-прежнему привержены восстановлению территориальной целостности и суверенитета Украины. Он не признает претензии России на Крым или другие регионы, незаконно аннексированные Россией. До вторжения 2022 года Соединенные Штаты поддерживали урегулирование конфликта на Донбассе посредством Минских соглашений [PDF].

    Западные державы и их партнеры предприняли множество шагов, чтобы увеличить помощь Украине и наказать Россию за ее наступление в 2022 году. По состоянию на февраль 2023 года Соединенные Штаты предоставили Украине помощь на сумму более 50 миллиардов долларов, включая передовую военную помощь, такую ​​как ракетные комплексы, вертолеты, беспилотники и танки. Несколько союзников по НАТО оказывают аналогичную помощь.

    Тем временем международные санкции в отношении России значительно расширились, охватив большую часть ее финансового, энергетического, оборонного и технологического секторов и нацеленные на активы богатых олигархов и других лиц. Правительства США и некоторых европейских стран также запретили некоторым российским банкам вступать в Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, систему обмена финансовыми сообщениями, известную как SWIFT; наложил ограничения на доступ России к ее обширным валютным резервам; и внес в черный список Центральный банк России. Более того, многие влиятельные западные компании закрыли или приостановили свою деятельность в России. В 2014 году «Большая восьмерка», ныне известная как «Большая семерка», исключила Россию из своих рядов на неопределенный срок.  

    Вторжение также стоило России ее долгожданного газопровода «Северный поток — 2» после того, как Германия в феврале приостановила свое одобрение регулирующих органов. Многие критики, в том числе официальные лица США и Украины, выступали против газопровода во время его строительства, утверждая, что это даст России больше политических рычагов воздействия на Украину и европейский газовый рынок. В августе Россия на неопределенный срок приостановила работу газопровода «Северный поток-1», по которому на европейский рынок поставлялось до трети природного газа.

    Чего хотят украинцы?

    Российская агрессия в последние годы активизировала общественную поддержку западных тенденций Украины. После Евромайдана страна избрала президентом бизнесмена-миллиардера Петра Порошенко, убежденного сторонника интеграции в ЕС и НАТО. В 2019 году Зеленский победил Порошенко в знак глубокого недовольства общества политическим истеблишментом и его застопорившейся борьбой с коррупцией и олигархической экономикой.

    Перед наступлением 2022 года опросы показали, что украинцы неоднозначно относятся к членству в НАТО и ЕС. Более половины опрошенных (не считая жителей Крыма и оспариваемых регионов на востоке) высказались за членство в ЕС, а от 40 до 50 процентов высказались за вступление в НАТО.

    Всего через несколько дней после вторжения президент Зеленский потребовал, чтобы ЕС ускорил вступление Украины в ЕС. Страна стала официальным кандидатом в июне 2022 года, но эксперты предупреждают, что процесс вступления может занять годы. В сентябре того же года Зеленский подал официальную заявку на вступление Украины в НАТО, настаивая на ускорении процесса приема и для этого блока. Многие западные аналитики говорят, что, как и в случае с заявкой Украины на членство в ЕС, членство в НАТО в ближайшее время маловероятно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *