ЗК РФ Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение \ КонсультантПлюс
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 39.20 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
ЗК РФ Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Позиции высших судов по ст. 39.20 ЗК РФ >>>
1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
1.1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39. 36 настоящего Кодекса.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
2. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее — неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
3. Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
4. В случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
5. Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
7. В течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.
8. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 1 — 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 2 — 4 настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.
10. Размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 — 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.
11. В случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.
Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, сооружения или помещения в них, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется. В этом случае с указанными лицами заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка. Плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных указанным лицам на праве оперативного управления.
12. До установления сервитута, указанного в пункте 11 настоящей статьи, использование земельного участка осуществляется владельцами зданий, сооружений или помещений в них в соответствии со сложившимся порядком использования земельного участка.
13. Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Статья 39.20 ЗК РФ. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Позиции высших судов по ст. 39.20 ЗК РФ >>>
1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
1.1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
2. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее — неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
3. Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
4. В случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
5. Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
6. Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
7. В течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.
8. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 1 — 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
9. Договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 2 — 4 настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.
10. Размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 — 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.
11. В случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.
Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, сооружения или помещения в них, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется. В этом случае с указанными лицами заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка. Плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных указанным лицам на праве оперативного управления.
12. До установления сервитута, указанного в пункте 11 настоящей статьи, использование земельного участка осуществляется владельцами зданий, сооружений или помещений в них в соответствии со сложившимся порядком использования земельного участка.
13. Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 2.
Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 2.КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 17.
- В Российской Федерации и в соответствии с настоящей Конституцией признаются и гарантируются основные права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
- Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
- Осуществление прав и свобод человека и гражданина не может нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18.
Права и свободы человека и гражданина имеют прямое действие. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления и обеспечиваются судебной властью.Статья 19.
- Все люди равны перед законом и судом.
- Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
- Мужчина и женщина должны иметь равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 20.
- Каждый имеет право на жизнь.
- Смертная казнь до ее отмены может быть установлена федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни с правом обвиняемого на рассмотрение его дела в суде с участием присяжных заседателей.
Статья 21.
- Достоинство человека охраняется государством. Ни одно обстоятельство не может быть использовано в качестве предлога для его умаления.
- Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию или любому другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам без его свободного согласия.
Статья 22.

- Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
- Арест, задержание и содержание под стражей допускаются только по постановлению суда. Никто не может быть задержан более чем на 48 часов без постановления суда.
Статья 23.
- Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени.
- Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почты, телеграмм и других сообщений. Любое ограничение этого права допускается только по решению суда.
Статья 24.
- Запрещается собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни любого лица без его согласия.
- Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину доступ к любым документам и материалам, непосредственно затрагивающим его права и свободы, если иное не установлено законом.
Статья 25.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме как в случаях, предусмотренных федеральным законом, или по решению суда.Статья 26.
Каждый имеет право определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, образования, обучения и творчества.Статья 27.
- Каждый, законно пребывающий на территории Российской Федерации, имеет право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства.
- Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют право беспрепятственно вернуться в Российскую Федерацию.
Статья 28.
Каждому гарантируется право на свободу совести, свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, обладать распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29.
- Каждый имеет право на свободу мысли и слова.
- Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
- Никто не может быть принужден к выражению своих взглядов и убеждений или отказу от них.
- Каждый имеет право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается федеральным законом.
- Свобода средств массовой информации гарантируется. Цензура запрещена.
Статья 30.
- Каждый имеет право на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
- Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо ассоциацию или членству в ней.
Статья 31.
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты.Статья 32.
- Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
- Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственного управления и в органы местного самоуправления, а также принимать участие в референдуме.
- Граждане, признанные судом ограниченными физическими возможностями, а также граждане, заключенные по приговору суда под стражу, не имеют права избирать и быть избранными.
- Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
- Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 34.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию или недобросовестную конкуренцию.Статья 35.
- Право частной собственности охраняется законом.
- Каждый имеет право иметь имущество в своей собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
- Никто не может быть произвольно лишен своего имущества иначе как на основании решения суда. Имущество может быть принудительно отчуждено для государственных нужд только при условии предварительного и равного возмещения.
- Право наследования гарантируется.
Статья 36.
- Граждане и их объединения имеют право на владение землей в частной собственности.
- Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не ущемляет прав и интересов других лиц.
- Условия и порядок использования земель определяются на основании федеральных законов.
Статья 37.
- Работа должна быть бесплатной. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей в труде, на выбор рода деятельности и занятий.
- Принудительный труд запрещается.
- Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
- Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, в том числе право на забастовку.
- Каждый имеет право на отдых и досуг. Лицу, имеющему трудовой договор, гарантируется установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 38.
- Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
- Уход за детьми и их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей.
- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
Статья 39.
- Каждому гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в других случаях, установленных законом.
- Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
- Стимулируется добровольное социальное страхование, развитие дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
Статья 40.
- Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
- Государственные органы и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство и создают условия для реализации права на жилище.
- Малообеспеченные граждане и иные граждане, определенные законом, нуждающиеся в жилье, размещаются бесплатно или за доступную плату за счет государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 41.
- Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
- Российская Федерация финансирует федеральные программы в области здравоохранения и оздоровительного строительства, принимает меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, а также экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
- Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья человека, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.Статья 43.
- Каждый имеет право на образование.
- Гарантируется доступность и бесплатность дошкольного, общего среднего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый имеет право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии.
- Основное общее образование является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы обучения и самообразования.
Статья 44.

- Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, интеллектуального и иных видов творчества и обучения. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
- Каждый имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.
- Каждый обязан заботиться о сохранении историко-культурного наследия и охране памятников истории и культуры.
Статья 45.
- Государственная защита прав и свобод человека в Российской Федерации гарантируется.
- Каждый имеет право на защиту своих прав и свобод любыми способами, не запрещенными законом.
Статья 46.
- Каждому гарантируется защита его прав и свобод в суде.
- Решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
- В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека при исчерпании всех имеющихся в государстве средств правовой защиты.
Статья 47.
- Никому не может быть отказано в праве на рассмотрение его дела судом и судьей, к подсудности которых относится данное дело согласно закону.
- Лицо, обвиняемое в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 48.
- Каждому гарантируется право на квалифицированного адвоката. Адвокат предоставляется бесплатно в случаях, предусмотренных законом.
- Каждое лицо, задержанное, заключенное под стражу или обвиненное в совершении преступления, имеет право на помощь адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания или предъявления обвинения.
Статья 49.
- Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном федеральным законом, и установлена приговором суда.
- Подсудимый не обязан доказывать свою невиновность.
- Сомнения толкуются в пользу ответчика.
Статья 50.
- Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
- При отправлении правосудия не допускаются доказательства, полученные с нарушением федерального закона.
- Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право ходатайствовать о помиловании или смягчении наказания.
Статья 51.
- Никто не обязан давать показания против самого себя, за супруга и близких родственников, круг которых устанавливается федеральным законом.
- Федеральным законом могут быть установлены иные освобождения от обязанности дачи показаний.
Статья 52.
Права лиц, понесших вред от преступлений и злоупотреблений властью, охраняются законом. Государство гарантирует потерпевшим доступ к правосудию и возмещение ущерба.Статья 53.

Статья 54.
- Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет.
- Никто не может быть привлечен к ответственности за деяние, которое не было признано правонарушением в момент его совершения. Если ответственность за правонарушение была снята или смягчена после его совершения, применяется новый закон.
Статья 55.
- Перечисление основных прав и свобод в Конституции Российской Федерации не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
- В Российской Федерации не могут издаваться законы, отрицающие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
- Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в части, необходимой для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасность государства.
Статья 56.
- Индивидуальные ограничения прав и свобод с определением объема и срока их действия могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституционным законом в условиях чрезвычайного положения в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
- Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в отдельных ее местностях может быть введено в случаях и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
- Права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничение.
Статья 57.
Каждый обязан платить законные налоги и сборы. Законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.Статья 58.
Каждый обязан беречь природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.Статья 59.

- Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
- Гражданин Российской Федерации проходит военную службу в соответствии с федеральным законом.
- Гражданин Российской Федерации, убеждения и вероисповедание которого не соответствуют военной службе, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, имеет право на замену альтернативной гражданской службы военной службой.
Статья 60.
Гражданином Российской Федерации признается совершеннолетия и может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объеме по достижении 18-летнего возраста.Статья 61.
- Гражданин Российской Федерации не может быть выслан из России или выдан другому государству.
- Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статья 62.
- Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
- Наличие гражданства иностранного государства у гражданина Российской Федерации не умаляет его званий и свобод, не освобождает его от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Российская Федерация.
- Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами ее граждан и несут их обязанности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 63.
- Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и гражданам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
- В Российской Федерации не допускается выдача лицам, преследуемым за их политические взгляды или любые действия (бездействие), не квалифицируемые законодательством Российской Федерации как преступные, другим государствам.
Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений и также передача осужденных для отбывания наказания в другие страны осуществляется на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Статья 64.
Положения этих статей составляют основу личных прав в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как средствами, предусмотренными настоящей Конституцией.Санкции против вредоносной иностранной деятельности в России
Подпишитесь на рассылку новостей о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России.
ВАЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ИНФОРМАЦИЯ
- Борьба со сторонними посредниками, используемыми для уклонения от санкций и экспортного контроля, связанных с Россией (2 марта 2023 г.)
- Оповещение OFAC-BIS: Влияние санкций и экспортного контроля на военно-промышленный комплекс России (14 октября 2022 г.)
- Информационный бюллетень: Санкции в отношении России и торговля сельскохозяйственной продукцией (июль 2022 г.
)
- Неанглийские переводы Информационного бюллетеня за июль 2022 г.: Санкции в отношении России и торговля сельскохозяйственной продукцией
- Информационный бюллетень: Сохранение торговли сельскохозяйственной продукцией, доступа к коммуникациям и другой поддержки тех, кто пострадал от войны России против Украины (апрель 2022 г.)
OFAC предлагает рекомендации по целому ряду вопросов, связанных с российскими санкциями за вредоносную иностранную деятельность. Большая часть этого руководства носит конкретный характер.
Политика ограничения цен:
- Руководство OFAC по реализации политики ограничения цен на сырую нефть и нефтепродукты российского происхождения (3 февраля 2023 г.)
- Предварительное руководство OFAC по реализации политики ограничения цен на нефтепродукты российского происхождения (30 декабря 2022 г.
)
- Ограничение цен на сырую нефть российского происхождения (5 декабря 2022 г.)
OFAC выпускает разъяснительное руководство по конкретным вопросам, связанным с программами санкций, которые оно администрирует. Эти интерпретации политики OFAC иногда публикуются в ответ на публичный запрос на предоставление рекомендаций или могут быть опубликованы OFAC заблаговременно для решения сложной темы.
- Указатель рекомендаций по толкованию
OFAC собрало сотни часто задаваемых вопросов (FAQ) о своих программах санкций и связанных с ними политиках. Ссылка ниже отправляет пользователя к полному списку часто задаваемых вопросов OFAC.
- Russian Вредная иностранная деятельность Санкции Часто задаваемые вопросы Тема Страница
- Часто задаваемые вопросы OFAC
Российские Директивы о санкциях за вредоносную иностранную деятельность
- Директива 1 — Согласно Указу от 15 апреля 2021 г.
Блокирование имущества в отношении указанной вредоносной иностранной деятельности Правительства Российской Федерации (Заменено Директивой 1A)
- Директива 1A – Запреты, связанные с определенным суверенным долгом Российской Федерации (22 февраля 2022 г.)
- Директива 2 – Запреты, связанные с корреспондентскими или сквозными счетами и обработкой транзакций с участием определенных иностранных финансовых учреждений (24 февраля 2022 г.)
- Директива 3 – Запреты, связанные с новыми долгами и капиталом некоторых связанных с Россией организаций (24 февраля 2022 г.)
- Директива 4 – Запреты, связанные с операциями с участием Центрального банка Российской Федерации, Фонда национального благосостояния Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации (28 февраля 2022 г.)
В ваших интересах и в интересах правительства США может быть выдано разрешение на конкретную экономическую деятельность, связанную с российскими санкциями в отношении вредоносной иностранной деятельности. Некоторые виды деятельности, связанные с российскими санкциями в отношении вредоносной иностранной деятельности, могут быть разрешены, если они лицензированы OFAC. Перейдите по ссылке ниже, чтобы подать заявку на получение лицензии OFAC.
- Подать заявку на получение лицензии OFAC через Интернет — Разрешение OFAC на участие в операции, которая в противном случае была бы запрещена.
Определенные виды деятельности, связанные с российскими санкциями в отношении вредоносной иностранной деятельности, могут быть разрешены, если они лицензированы OFAC. Ниже OFAC выпустило руководство и заявления о конкретных лицензионных политиках, связанных с российскими санкциями в отношении вредоносной иностранной деятельности.
- Лицензии на оплату юридических услуг и расходов — Руководство по высвобождению ограниченных сумм заблокированных средств для оплаты юридических услуг и расходов, понесенных при оспаривании блокировки лиц США в административном или гражданском процессе
- Субъекты, принадлежащие заблокированным лицам — Руководство по юридическим лицам, принадлежащим лицам, чье имущество и доли в имуществе заблокированы
Общие лицензии
OFAC выдает общие лицензии для разрешения деятельности, которая в противном случае была бы запрещена в соответствии с российскими санкциями в отношении вредоносной иностранной деятельности. Общие лицензии позволяют всем жителям США заниматься деятельностью, описанной в общей лицензии, без необходимости подачи заявки на получение конкретной лицензии.
- Генеральная лицензия 1А для России — Разрешение на осуществление отдельных видов деятельности с участием ФГБУ «Морспасслужба» (20 августа 2021 г.)
- Генеральная лицензия 2 для России — Разрешение отдельных операций по обслуживанию с участием Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности «Внешэкономбанк» (22 февраля 2022 г.)
- Генеральная лицензия 5, связанная с Россией — Официальный бизнес некоторых международных организаций и организаций (24 февраля 2022 г.)
- Генеральная лицензия 6C для России — Операции, связанные с сельскохозяйственными товарами, лекарствами, медицинскими изделиями, запасными частями и компонентами или обновлениями программного обеспечения, пандемией коронавирусной болезни 2019 (COVID-19) или клиническими испытаниями (17 января 2023 г.
)
- Генеральная лицензия 7A для России — Разрешение на оплату пролетов, аварийных посадок и услуг санитарной авиации (5 мая 2022 г.)
- Генеральная лицензия 8F для России — Разрешение сделок, связанных с энергией (24 февраля 2023 г.)
- Генеральная лицензия 13D, связанная с Россией — Разрешение на определенные административные операции, запрещенные Директивой 4 в соответствии с Распоряжением № 14024 (24 февраля 2023 г.)
- Генеральная лицензия 14 для России — Разрешение определенных клиринговых и расчетных операций, запрещенных Директивой 4 в соответствии с Указом 14024 (2 марта 2022 г.)
- Генеральная лицензия № 15 для России — Разрешение операций с участием определенных заблокированных организаций, принадлежащих Алишеру Бурхановичу Усманову (3 марта 2022 г.)
- Генеральная лицензия № 18 для России — Разрешение некоммерческих, личных денежных переводов банкнот в долларах США, запрещенных Указом от 11 марта 2022 г. (11 марта 2022 г.)
- Генеральная лицензия № 19 для России — Разрешение операций, связанных с личным обслуживанием американских граждан, находящихся в Российской Федерации, запрещенных Указом от 11 марта 2022 г.
(11 марта 2022 г.)
- Генеральная лицензия, связанная с Россией 20 – Разрешение на дипломатические и консульские переводы денежных средств в третьи страны (24 марта 2022 г.)
- Генеральная лицензия 25C, связанная с Россией — Разрешение операций, связанных с телекоммуникациями и некоторыми видами связи в Интернете (14 июля 2022 г.)
- Генеральная лицензия 27 для России – Некоторые операции в поддержку деятельности неправительственных организаций (19 апреля 2022 г.)
- Генеральная лицензия 31 для России — Разрешение на определенные операции, связанные с патентами, товарными знаками и авторскими правами (5 мая 2022 г.)
- Генеральная лицензия 38A для России — Авторизация операций, связанных с пенсионными выплатами (19 августа, 2022)
- Генеральная лицензия 40C для России — Безопасность гражданской авиации (14 ноября 2022 г.)
- Генеральная лицензия 42 для России — Разрешение определенных операций с Федеральной службой безопасности (28 июня 2022 г.
)
- Генеральная лицензия № 44, связанная с Россией — Разрешение на экспорт или реэкспорт определенных бухгалтерских услуг физическим лицам США, находящимся в Российской Федерации (14 июля 2022 г.)
- Генеральная лицензия 46, связанная с Россией. Разрешение операций в поддержку аукционного процесса для расчетов с определенными сделками с кредитными деривативами, запрещенными Исполнительным указом 14071 (22 июля 2022 г.)
- Генеральная лицензия 50 для России — Разрешение на закрытие счетов физических лиц в финансовых учреждениях, заблокированных в соответствии с Распоряжением № 14024 (19 августа 2022 г.)
- Генеральная лицензия 52 для России — Журналистская деятельность и создание бюро новостей (15 сентября 2022 г.)
- Связанная с Россией Генеральная лицензия 53 — Разрешение операций для дипломатических миссий Российской Федерации, запрещенных Директивой 4 в соответствии с Указом 14024 (10 ноября 2022 г.)
- Генеральная лицензия 54A, связанная с Россией — Разрешение определенных сделок с участием VEON Ltd.
или VEON Holdings B.V. Запрещено Исполнительным указом 14071 (17 января 2023 г.)
- Генеральная лицензия 55 для России – Разрешение на определенные услуги, связанные с проектом «Сахалин-2» (22 ноября 2022 г.)
- Генеральная лицензия 56A для России — Авторизация определенных сервисов в отношении Европейского Союза (3 февраля 2023 г.)
- Генеральная лицензия 57A для России – Разрешение на определенные услуги, связанные с аварийными ситуациями на судах (3 февраля 2023 г.)
- Генеральная лицензия 60 для России – Разрешение на закрытие и отклонение транзакций с участием определенных лиц, заблокированных 24 февраля 2023 года (24 февраля 2023 года)
- Генеральная лицензия 61, связанная с Россией — Разрешение операций, связанных с долгом или капиталом, или производных контрактов с участием определенных лиц, заблокированных 24 февраля 2023 г. (24 февраля 2023 г.)
- Архив генеральных лицензий с истекшим сроком действия
ПРАВОВАЯ ОСНОВА РОССИЙСКИХ САНКЦИЙ ЗА ВРЕДНУЮ ЗАРУБЕЖНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Программа российских санкций за вредоносную иностранную деятельность может представлять собой реализацию нескольких юридических полномочий. Некоторые из этих полномочий имеют форму указов президента. Другими органами власти являются публичные законы (статуты), принятые Конгрессом. Эти полномочия далее кодифицированы OFAC в его правилах, которые опубликованы в Своде федеральных правил (CFR). Изменения к этим правилам публикуются в Федеральном реестре.
- 14071 — Запрет на новые инвестиции и оказание определенных услуг Российской Федерации в ответ на продолжающуюся агрессию Российской Федерации (6 апреля 2022 г.)
- 14068 — Запрет на импорт, экспорт и новые инвестиции в связи с продолжающейся агрессией Российской Федерации (11 марта 2022 г.)
- 14066 — Запрещение некоторых видов импорта и новых инвестиций в связи с продолжающимися усилиями Российской Федерации по подрыву суверенитета и территориальной целостности Украины (8 марта 2022 г.)
- 14039 — Блокирование собственности в отношении некоторых российских экспортных энергопроводов (20 августа 2021 г.
)
- 14024 — Блокирование имущества в связи с указанной вредоносной зарубежной деятельностью Правительства Российской Федерации (15 апреля 2021 г.)
Определения
Определение в соответствии с разделом 1(a)(i) Исполнительного указа 14024 (вступает в силу 24 февраля 2023 г.)
Определение в соответствии с разделом 1(a)(ii), 1(b) и 5 Исполнительного указа 14071 (вступило в силу 5 февраля 2023 г.)
Определение в соответствии с разделом 1(a)(ii) Исполнительного указа 14071 (вступает в силу 5 февраля 2023 г.)
Определение в соответствии с разделами 1(a)(ii), 1(b) и 5 Распоряжения 14071 (вступило в силу 5 декабря 2022 г.)
Определение В соответствии с разделами 1(a)(ii), 1(b) и 5 Исполнительного указа 14071 (вступает в силу 5 декабря 2022 г.)
Определение в соответствии с разделом 1(a)(i) Исполнительного указа 14024 (вступило в силу 15 сентября 2022 г.
)
Определение в соответствии с разделом 1(a)(ii) Исполнительного указа 14071 (вступило в силу 15 сентября 2022 г.)
Определение в соответствии с разделом 1(a)(i) Исполнительного указа 14068 (вступило в силу 28 июня 2022 г.)
Определение в соответствии с разделом 1(a)(i) Исполнительного указа 14024 (вступает в силу 8 мая 2022 г.)
Определение в соответствии с разделом 1(a)(ii) Исполнительного указа 14071 (вступило в силу 8 мая 2022 г.)
Определение в соответствии с Указом 14024 от 15 апреля 2021 г. (вступило в силу 31 марта 2022 г.)
Определение в соответствии с Указом 14024 от 15 апреля 2021 г. (вступило в силу 22 февраля 2022 г.)
- Закон об энергетической безопасности Европы от 2019 г. (PEESA)
- Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA), 50 USC §§ 1701-1706
- Национальный закон о чрезвычайных ситуациях (NEA), 50 USC§§ 1601-1651
Свод федеральных правил
- 31 CFR Part 587 — Положение о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности
Уведомления Федерального реестра
- 88 FR 13316-23 — Публикация российских правил о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности Общие веб-лицензии 56A и 57A
- 88 FR 9752-23 – Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России.
Общие веб-лицензии 6C, 28B и 54A
- 87 FR 79803-22 – Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности, общих веб-лицензий 8D и 40C
- 87 FR 79255-22 — Публикация Положения о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России — Предел цен на сырую нефть российского происхождения
- 87 FR 76931-22 — Публикация Положения о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России и генеральных веб-лицензий 55, 56 и 57
- 87 FR 76930-22 – Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в Интернете Общая лицензия 54
- 87 FR 76930-22 – Публикация в Интернете Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности, Генеральная лицензия 13C
- 87 FR 62006-22 — Публикация определений положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности
- 87 FR 62005-22 – Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в Интернете Общая лицензия 13B
- 87 FR 56590-22 — Публикация Положения о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России — Запреты, связанные с импортом золота российского происхождения
- 87 FR 55279-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России Генеральные лицензии 14, 15, 16, 17, 17A, 18, 19, и 20
- 87 FR 55276-22 — Публикация Положения о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России Общие веб-лицензии 21, 21A, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29 и 30
- 87 FR 55274-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России Общие веб-лицензии 1, 1A, 2, 3, 4, 5 и 7
- 87 FR 55267-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России Общие веб-лицензии 9, 9A, 9B, 9C, 10, 10A, 10B, 10C, 11 и 12
- 87 FR 54897-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности, Общие веб-лицензии 38A и 50
- 87 FR 54894-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России Общие веб-лицензии 40A, 43A, 47, 48 и 49
- 87 FR 54892-22 — Публикация Положения о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России Общие веб-лицензии 40B, 47A и 48A
- 87 FR 54890-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России Генеральные лицензии 8, 8A, 8B и 8C
- 87 FR 50570-22 – Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России Общие лицензии 6, 6A, 6B, 25C, 30A и 44
- 87 FR 47348-22 – Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в Интернете, Общие лицензии 13 и 13A
- 87 FR 47347-22 – Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в Интернете, Общие лицензии 45 и 46
- 87 FR 47344-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России Общие веб-лицензии 39, 40, 41, 42 и 43
- 87 FR 40441-22 – Публикация Положений о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности в России, общие веб-лицензии 25B, 36, 37 и 38
- 87 FR 34169-22 — Публикация Положений о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности в России.