последние изменения и поправки, судебная практика
СТ 328 ТК РФ.
Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных
средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области
транспорта.
Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных
средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке,
установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области
здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области
транспорта.
Комментарий к Ст. 328 Трудового кодекса РФ
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)
1. Транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности. Поэтому трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.
2. В общем виде под работой, связанной с движением транспортных средств, следует понимать работу, которая состоит в управлении (вождении, пилотировании и т.п.) транспортным средством либо техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.
3. Порядок профессионального отбора и профессионального обучения работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должен определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

4. По общему правилу при приеме на работу, связанную с движением транспортных средств, работодатель обязан потребовать от работника документы, подтверждающие наличие у него необходимой квалификации (диплом, удостоверение, свидетельство) (см. ст. 65 ТК РФ и комментарий к ней).
Заключение трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, допускается только после прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра в Порядке, предусмотренном приложением N 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н (см. ст. ст. 69, 213 ТК РФ и комментарий к ним).
Для отдельных категорий работников транспорта действуют специальные нормативные акты, устанавливающие перечни профессий и должностей, при замещении которых проводятся указанные медицинские осмотры (см., в частности, Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020).
Лица, не прошедшие в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, не могут быть допущены к работе, непосредственно связанной с движением транспортных средств.
Статья 328 Трудового кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2022 год
Новая редакция Ст. 328 ТК РФ
Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Комментарий к Статье 328 ТК РФ
Поскольку транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности, трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств. Цель этих требований — свести к минимуму возможность причинения ущерба лицам, пользующимся транспортными средствами, иным лицам и окружающей среде. Необходимостью обеспечения круглосуточной деятельности соответствующих служб, разъездным характером работы, невозможностью ежедневного возвращения к месту постоянного жительства, а также особенностями условий труда обусловлено введение особых режимов труда для данной категории работников.
В законодательстве отсутствует понятие работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств. Чаще всего под работой, связанной с движением транспортных средств, понимается работа, состоящая в управлении транспортным средством либо техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.
Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утверждается федеральными органами исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития (Постановление Правительства от 14 января 2003 г. N 13).
Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, определяется федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.
В частности, порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Для железнодорожного транспорта порядок профессионального отбора, определения психофизиологических качеств, профессиональной пригодности установлен Положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах (Приказ МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц). Для помощников машиниста — Положением, утвержденным Приказом МПС России от 28 октября 1999 г. N 39Ц.
Вопросы профессионального отбора и профессиональной подготовки работников авиационного транспорта решаются Воздушным кодексом РФ и системой подзаконных нормативных актов, изданных в развитие положений Кодекса.
Работодатель обязан, при приеме на работу, связанную с движением транспортных средств потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки. Таким документом может быть диплом, удостоверение, свидетельство.
Обязательным условием для заключения трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение работником обязательного предварительного медицинского осмотра, в соответствии со статьями 69, 213 ТК.
Лица, не прошедшие предварительный медицинский осмотр в установленном порядке, не могут быть допущены к работе, непосредственно связанной с движением транспортных средств.
Другой комментарий к Ст. 328 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности. Поэтому трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.
2. В общем виде под работой, связанной с движением транспортных средств, следует понимать работу, которая состоит в управлении (вождении, пилотировании и т.п.) транспортным средством либо техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.
3. Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должен определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области соответствующего вида транспорта. В настоящее время этот порядок для различных видов транспорта регулируется нормативными правовыми актами разного уровня.
Для железнодорожного транспорта порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, установлен Положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и мотор-вагонным подвижным составом на российских железных дорогах (Приказ МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц). Аналогичное Положение утверждено Приказом МПС России от 28 октября 1999 г. N 39Ц и для помощников машиниста.
Порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Вопросы профессионального отбора и профессиональной подготовки работников авиационного транспорта решаются Воздушным кодексом РФ и системой подзаконных нормативных актов, изданных в развитие положений Кодекса.
4. По общему правилу при приеме на работу, связанную с движением транспортных средств, работодатель обязан потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки (диплом, удостоверение, свидетельство) (см. ст. 65 ТК РФ и комментарий к ней).
Заключение трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, допускается только после прохождения работником обязательного предварительного медицинского осмотра (см. ст. ст. 69, 213 ТК РФ и комментарий к ним).
Лица, не прошедшие в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, не могут допускаться к работе, непосредственно связанной с движением транспортных средств.
Стабил и др. Против России, окончательная награда, 12 апреля 2019 г.
Премия по юрисдикции | Награда по юрисдикции, выпущенной в этих разбирательствах 26 июня 2017 г. | |
Бит (или договор) | ||
.![]() | ||
Канада-СССР ДИД | Соглашение между Правительством Канады и Правительством Союза Советских Социалистических Республик о поощрении и взаимной защите инвестиций от 20 ноября 1989 г. CDS | Своп кредитного дефолта |
Хожув | Дело о заводе по адресу Хожув , PCIJ сер. А, № 17, Решение № 13, Существо дела (13 сентября 1928 г.) | |
Истцы (или Нефтяные компании) | ООО «Стабил», ООО «Рубенор», ООО «Рустел», ООО «Новель-Эстейт», ПИИ «Кировоград-Нафта» ООО, ООО «Крым-Петрол», ООО «Пирсан», ООО «Трейд-Траст», ООО «Элефтерия», ООО «ВКФ Сатек», ООО «Стэмв Групп» | |
Ответы истцов по существу | Ответы истцов на вопросы суда по существу Вопросы, от 20 ноября 2017 г. | |
Комментарии заявителей о втором дополнительном отчете Sénéchal | КОММЕНТАРИИ КОММЕНТАРИИ КОММЕНЕНЦИЯ СЕХЕХАЛА ДЕТАЛО ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ ДЕТАЛО С 1 марта 2019 г.![]() | |
КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ КОММЕНТАРТЫ. в Дополнительном отчете Sénéchal от 23 октября 2018 г. | ||
CPTC | Сопоставимая публичная компания | |
Крым (или Крымский полуостров) | Географическая территория, состоящая из административных единиц «Автономная Республика Крым» и «Город особого статуса Севастополь», определенных в Конституции Украины | |
Закон о собственности Крыма | 88 Закон Республики Крым № 345-ЗРК/2016 «Об особенностях регулирования частных имущественных отношений в Республике Крым» от 28 декабря 2016 года | |
КРЕММЕЙСКИЙ Государственный совет | Государственный совет Республики КРЕММА | |
DCF | Дисконтированный поток денежных средств | |
Everest | ПКА.![]() | |
FET | Справедливое и равноправное обращение | |
Первый отчет Maggs | Экспертный отчет профессора Питера Б. Мэггса от 9 января 2016 года и представлен в заявлении заявителей |
FPS | Полная защита и безопасность | |
Galnaftogaz | ||
9 | ||
Слушание по существу | Слушание по существу, состоявшееся в Женеве 5-6 февраля 2018 года | |
Статьи КМП | Статьи Комиссии международного права ООН об ответственности государств за международно-противоправные деяния, 2001 | |
Комментарий КМП | Международно-противоправные деяния | |
Присоединение | Присоединение Крымского полуострова к Российской Федерации | |
Договор о присоединении | Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации и образовании новых субъектов в составе Российской Федерации от 18 марта 2014 г.![]() | |
Отчет Качмарека | Экспертный отчет г-на Брента К. Качмарека, CFA, от 15 января 2016 г., представленный вместе с Исковым заявлением Истцов | |
Заявление о лейбере | Свидетель Г-н Уриэль Лабер от 6 января 2016 года и представленным в заявлении заявителей | |
Приказ о милиции | № 173-6/14 Верховный Совет Автономной Республики Крым «О народной милиции Крыма» от 11 марта 2014 года | |
РНБ | Режим наибольшего благоприятствования | |
Декрет о национализации | Постановление Крымского государственного совета от 30.04.2014 № 2085-6/14 «По вопросам управления имуществом Республики Крым» | |
Уведомление об арбитраже , от 3 июня 2015 г. | ||
Военизированные формирования | Военизированные формирования, действующие на Крымском полуострове, предполагаемое поведение которых в апреле 2014 г.![]() | |
Стороны | Заявители и ответчик | |
PCA | Постоянный суд арбитража | |
Дело № 2015-34 | ПКА. против Российской Федерации | |
Народная милиция | Народная милиция Крыма, созданная Приказом о милиции | |
Нефтяные компании (или Истцы) | ООО «Стабил», ООО «Рубенор», ООО «Рустел», ООО «Новель-Эстейт», ООО «ПИИ Кировоград-Нафта», ООО «Крым-Петрол», ООО «Пирсан», ООО «Трейд-Траст», ООО «Элефтерия», ООО «ВКФ Сатек», ООО «Стэмв Групп» | |
Арендаторы АЗС | ООО «Трейд-Траст» и ООО «Элефтерия» | |
Владельцы АЗС | ООО «Стабил», ООО «Рубенор», ООО «Рустел», ООО «Новель-Пиафтрол», ООО «Крым-НИИТрол», ПИИ «Кировоград» и ООО «Пирсан» |
Бензин Любляна | Бензин d.d. Ljubljana | |
PO1 | Процедурный приказ № 1 от 17 декабря 2015 г.![]() | |
PO2 | Процедурный заказ № 2, 16 декабря 2015 г. | |
. от 09.08.2017 № 6 | ||
PO9 | Процессуальный приказ № 9, от 17 марта 2018 г. | |
PO12 | Процедурный приказ № 12, от 25 августа 2018 | |
Процедурный расписание | Процедурный расписание. | Российская Федерация |
Письма Ответчика | Письма Ответчика от 12 августа и 15 сентября 2015 года | |
Россия (или респондент) | Российская федерация | |
Отчет Sénéchal | Отчет от 16 июля 2018 г. | Второй дополнительный отчет назначенного Трибуналом эксперта г-на Тьерри Сенешаля от 1 марта 2019 года |
Сенешаль Дополнительный отчет | Дополнительный отчет от 13 октября 2018 года, назначенным трибуналом экспертом, г-ном Тьерри Сенечалом | |
Правительство Севастополя | Правительство Федерального города Севастополиса | |
6.![]() |