Официальный портал Администрации города Батайска.
Размер:
A
A
A
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Администрация города Батайска
- Главная
-
Администрация
- Глава администрации
- Отделы администрации
- Отраслевые органы
- МБУ
- Управленческий резерв
- ТОС
- Молод.
Правительство
-
Деятельность
- Город
- Экономика
- Инвестиции
- Строительство
- Бизнес
- Социальные НКО
- Муниципальный заказ
- Социальная сфера
- Электронное правительство
- Полезная информация
- Антитеррористическая деятельность
- Градостроительство
- Антинаркотическая комиссия
-
Обращения граждан
- Направить обращение
- Отдел по работе с обращениями граждан
-
Документы
- Бюджет и финансы
- Целевые программы
- Нормативные акты
- Оценка регулирующего воздействия
- Имущественно-земельные отношения
- Важные темы
- Муниципальная служба
- Налоги
- Административные регламенты
- Общественный совет
- Национальные проекты
Авторизация
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г.

В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, организацию незаконной миграции, фиктивную регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивную регистрацию иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (статьи 322, 3221, 3222, 3223 Уголовного кодекса Российской Федерации) Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. Обратить внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 322, 3221, 3222, 3223 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), учитывать требования законодательства Российской Федерации, регламентирующего правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, проезда через территорию Российской Федерации, пребывания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации, содержащиеся в Законах Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», от 25 июня 1993 года N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральных законах от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также в принятых в их развитие актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2. Общественно опасные деяния, предусмотренные статьей 322 УК РФ, состоят в пересечении Государственной границы Российской Федерации (далее — Государственная граница) с прохождением пограничного контроля в пунктах пропуска либо в пересечении Государственной границы вне таких пунктов при обстоятельствах, указанных в части 1 или части 2 данной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.
3. В части 1 статьи 322 УК РФ под действительными документами на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации следует понимать выданные в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (паспорт, заграничный паспорт, дипломатический или служебный паспорт, вид на жительство в Российской Федерации и др.), а также иные документы, признаваемые в этом качестве международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (например, временный документ, удостоверяющий личность владельца и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию или в другое государство (свидетельство на возвращение), проездной документ беженца).
Под надлежащим разрешением, полученным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, понимается, в частности, выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в Российской Федерации или транзитный проезд через территорию Российской Федерации (виза), разрешение на местное приграничное передвижение, разрешение Правительства Российской Федерации либо пограничного органа (в целях неоднократного пересечения Государственной границы, для проведения работ на Государственной границе и др.).
4. Как пересечение Государственной границы без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 322 УК РФ, надлежит квалифицировать указанные действия лица, совершенные с использованием заведомо поддельных (подложных) документов (например, документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения, а равно документов, подделанных иным способом) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу, а равно совершенные при отсутствии у лица каких-либо документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации.
По части 2 статьи 322 УК РФ квалифицируется пересечение Государственной границы с прохождением пограничного контроля в пунктах пропуска либо пересечение Государственной границы вне таких пунктов иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых имеется действительное решение уполномоченных органов власти, запрещающее данным лицам въезд в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, постановление о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, решение о депортации.
5. С учетом определения Государственной границы, содержащегося в статье 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», преступления, предусмотренные статьей 322 УК РФ, признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом Государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу или без такового).
6. Судам следует иметь в виду, что преступления, указанные в статье 322 УК РФ, могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает, что он пересекает Государственную границу без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно то, что он пересекает Государственную границу при въезде в Российскую Федерацию в случаях, когда ему как иностранному гражданину или лицу без гражданства заведомо не разрешен въезд в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Об осведомленности иностранного гражданина или лица без гражданства о запрете на въезд в Российскую Федерацию могут свидетельствовать наличие в документе, удостоверяющем личность, отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию, предусмотренной частью 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», вручение лицу под роспись уведомления о принятии в отношении его решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или составление акта об отказе в получении данного уведомления и др.
7. В статье 3221 УК РФ под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной.
Организация незаконной миграции квалифицируется как оконченное преступление с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства хотя бы одного из незаконных действий, перечисленных в указанной статье, независимо от того, совершены ими такие действия или нет.
На квалификацию действий лица по статье 3221 УК РФ не влияет то, что иностранные граждане или лица без гражданства, в интересах которых совершено данное преступление, не были привлечены к ответственности, в том числе по причине их нахождения за пределами Российской Федерации.
8. Если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает фиктивную регистрацию (постановку на учет) иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью статьи 3221 УК РФ и статьей 3222 УК РФ или статьей З223 УК РФ. В случаях, когда действия лица состоят только в фиктивной регистрации (постановке на учет) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства или месту пребывания, содеянное квалифицируется по статье 3222 или статье 3223 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по статье 3221 УК РФ.
9. Создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным гражданином или лицом без гражданства нескольких указанных в части 1 статьи 3221 УК РФ нарушений миграционного законодательства (например, незаконного въезда в Российскую Федерацию и незаконного пребывания на территории Российской Федерации), а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранными гражданами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью статьи 3221 УК РФ.
10. Организация незаконной миграции в целях совершения на территории Российской Федерации конкретного преступления с участием или в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе и в случаях, когда сами иностранные граждане или лица без гражданства не были осведомлены об участии в совершении этого преступления, полностью охватывается пунктом «б» части 2 статьи 3221 УК РФ. Если лицо, организовавшее незаконную миграцию в таких целях, приняло участие в совершении указанного преступления, то его действия при наличии оснований квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 2 статьи 3221 УК РФ и соответствующей статьей (пунктом, частью статьи) Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
11. Действия лица, организовавшего незаконный въезд на территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства путем незаконного пересечения ими Государственной границы, охватываются соответствующей частью статьи 3221 УК РФ и дополнительной квалификации по части 3 статьи 33 и статье 322 УК РФ не требуют.
Если лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло Государственную границу (например, выступив в качестве проводника), то его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 322 и 3221 УК РФ.
12. При рассмотрении дел о преступлениях, ответственность за которые установлена статьями 3222 и 3223 УК РФ, судам необходимо руководствоваться определениями понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иными положениями, содержащимися в статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и в статье 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
13. По смыслу статьи 3222 УК РФ фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства либо фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина Российской Федерации в месте его пребывания или месте жительства в жилом помещении в Российской Федерации, факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц.
Фиктивная постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, ответственность за которую предусмотрена статьей 3223 УК РФ, состоит в фиксации в установленном порядке органами миграционного учета факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания в помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов, либо при отсутствии у данных лиц намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении, либо при отсутствии у принимающей стороны намерения предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо в фиксации факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Деяния, предусмотренные статьей 3222 или статьей 3223 УК РФ, квалифицируются как оконченные преступления с момента фиксации органами регистрационного (миграционного) учета указанных фактов.
14. С учетом того, что преступления, предусмотренные статьями 3222 и 3223 УК РФ, могут совершаться только с прямым умыслом, сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, осуществивший регистрацию (постановку на учет) гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства, несет уголовную ответственность за совершенное деяние в том случае, если им осознавались недостоверность (ложность) представленных для регистрации или постановки на учет сведений или документов либо наличие иных обстоятельств, препятствующих регистрации (постановке на учет).
Собственник или наниматель соответствующего жилого помещения, уполномоченное ими лицо, руководитель или иной уполномоченный работник (член) организации, в которой иностранный гражданин или лицо без гражданства в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, либо иные лица, действующие от их имени, могут быть субъектами преступления, предусмотренного статьей 3222 или статьей 3223 УК РФ, если они представили в органы регистрационного (миграционного) учета для регистрации (постановки на учет) заведомо недостоверные (ложные) сведения или документы либо при представлении сведений или документов осознавали наличие иных обстоятельств, препятствующих регистрации (постановке на учет).
15. Если единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту пребывания или месту жительства одновременно двух или более граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, содеянное им образует одно преступление, предусмотренное соответственно статьей 3222 или статьей 3223 УК РФ.
16. При рассмотрении дел о преступлениях, ответственность за которые установлена статьями 322 — 3223 УК РФ, суд, установив факты незаконного пересечения Государственной границы, организации незаконной миграции, фиктивной регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивной регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации либо фиктивной постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации, обязан в обвинительном приговоре или ином итоговом решении привести статьи, части статьи, пункты нормативных правовых актов, регламентирующих правила пересечения Государственной границы либо регистрации (постановки на учет) по месту пребывания (месту жительства) в Российской Федерации, нарушенные виновным лицом, с указанием на то, в чем именно выразилось соответствующее нарушение.
17. Под способствованием раскрытию преступления в примечании к статье 3222 УК РФ и в пункте 2 примечаний к статье 3223 УК РФ следует понимать действия лица, совершенные как до возбуждения уголовного дела, так и после возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица либо по факту совершения преступления и направленные на оказание содействия в установлении органами предварительного расследования времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, участия в нем самого лица, а также в изобличении соучастников преступления. Вопрос о наличии либо об отсутствии основания для освобождения лица от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к статье 3222 УК РФ или пунктом 2 примечаний к статье 3223 УК РФ по каждому уголовному делу решается судом в зависимости от характера, содержания и объема совершенных лицом действий, а также их значения для установления обстоятельств преступления и изобличения лиц, его совершивших, с приведением в судебном решении мотивов принятого решения.
Освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 3222 или статьей 3223 УК РФ, на основании примечаний к указанным статьям, не препятствует привлечению к уголовной ответственности этого лица за иные совершенные им незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования).
18. При правовой оценке действий, заключающихся в организации незаконной миграции без квалифицирующих признаков (часть 1 статьи 3221 УК РФ) либо в фиктивной регистрации (постановке на учет) по месту пребывания или месту жительства, судам необходимо принимать во внимание положения части 2 статьи 14 УК РФ о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, в частности, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), его отношения с лицом, в связи с которым были нарушены положения миграционного законодательства (например, при фиктивной регистрации близкого родственника по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации).
19. Рекомендовать судам при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению данных преступлений, нарушению прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, и в соответствии с частью 4 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации частными определениями (постановлениями) обращать на них внимание соответствующих организаций и должностных лиц.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедев
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации В. Момотов
Некоторые проблемные вопросы квалификации состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 322 УК РФ
Пробелы в российском законодательстве Выпуск №5 — 2014
Коржаев Юрий Михайлович
Подробнее об авторах
Коржаев Юрий Михайлович
претендент.; Подразделение: Юридическая школа, кафедра уголовного права и криминологии
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь
Abstract:
В статье представлены проблемные вопросы состава преступления, предусмотренного статьей 322 УК РФ. Вносит предложения по изменению соответствующего законодательства.
Образец цитирования:
Коржаев Ю.М., (2014), НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО Ч. 1 СТАТЬИ 322 УК РФ. Пробелы в российском законодательстве, 5 => 187-189.
Референс-лист:
Жалинский А.Е. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ. М.: Проспект, 2009.С. 120
Идаятов Р. И. Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации (уголовно-правовые проблемы) : региональный аспект: Дис. канд. юрид. наук. — М., 2008
Обеспечение территориальной целостности и непричастности Российского государства: сравнитель но — правовые и уголовно — правовые аспекты/ Монография. — Р-н-Д Биккинин И. А., Блинников С. А., Пудовочкин Ю. Е. 2004.
Приговор Смидовичского районного суда Еврейской автономной области / Приговор № 1-12/2014 1-126/2014 от 7 июля 2014 г.

Уголовный кодекс Социалистической Республики В этнам принят 21 декабря 1999 г., вступил в действие 11 июля 2000 г. и в настоящее время действует в редакции с учетом поправок, внесенных в него 19 июня 2009 г. При исследовании обращаемся к изданию на английском языке в переводе автора: Уголовный кодекс Вьетнама. Ханой, 2009. Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/en/text.jsp, идентификатор файла 184118. Дата обращения: 30 июля 2012 г..
Уголовный кодекс Республики Беларусь ФЗ № 275-З от 9 июля 1999 г.
Федеральный закон Российской Федерации от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отделные законодательные акты Российской Федерации Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi base LAW;n 111368;req doc Данные обращения : 07 октября 2014 .
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию Режим доступа: http://base.

Байбулатов А. М., Калдышев А. Н. Деятельность адвоката-защитника по уголовным делам о незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации // Бизнес в законе. — 2014. — №2.
Костюк М.Ф. Уголовная политика по правовому регулированию и противодействию организации незаконной миграции // Вероятно в российском законодательстве. — 2013. — №2.
Ключевые слова:
пересечение Государственной границы Российской Федерации, пункт пропуска через государственную границу, правонарушение, административное преследование.
8. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 192-196 Выпуск №16219
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА БОРТУ ВС
Матюхин Олег Игоревич
пассажиры с неадекватным поведением оскорбление законодательство самолет
Подробнее
8. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 208-210 Выпуск №12435
Взаимодействие подразделений воспитательной колонии как фактор профилактики правонарушений среди несовершеннолетних осужденных
Гнедова Наталья П.
уголовно-исполнительная система воспитательная колония взаимодействие оскорбление предупреждение
Подробнее
7. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 206-208 Выпуск №12615
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ УПИТАНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ТЮРЬМАХ
Лосева Светлана Николаевна
пьянство колония-поселение оскорбление предотвращение правонарушений осужден
Подробнее
8. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 224-228 Выпуск №12435
Деятельность территориальных органов МВД России на транспорте по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних на транспорте
Бочарникова Людмила Николаевна
несовершеннолетние предупреждение деятельность территориальные органы транспорт
Подробнее
17. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 215-218 Выпуск №11740
ДОКТРИНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И СИСТЕМА ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магомедов Магомед Абдулкадирович
Прокурор доктрина модель теория практика
Подробнее
9. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 176-178 Выпуск №5746
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних
Маздогова Заира Зауровна
нормативно-правовой акт публичная политика подросток инспектор по делам несовершеннолетних профилактика
Подробнее
9. КОРРУПЦИЯ, ТЕРРОРИЗМ, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС Страницы: 147-152 Выпуск №5143
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Кулагина Виктория Николаевна
3 правонарушение антикоррупционный вооруженные силы нормативные правовые акты ограничения
Показать больше
5. Криминал; Уголовно-исполнительное право Страницы: 167-169 Выпуск №3370
Правовые проблемы построения объективной стороны ст. 151.1. УК РФ
Сытников Вячеслав Олегович
административная ответственность реагировать время совершения преступления.
Показать больше
19. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 168-172 Выпуск №11394
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Магомедов Магомед
3 Прокуратура прокурор предмет закон правонарушение
Подробнее
9. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 179-181 Выпуск №5975
ВОПРОС О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРАТСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Ерохов Владимир Владимирович
предупреждение прокурорская деятельность законность напрасно тратить правонарушение
Показать больше
Правительство США вводит новые санкции, экспортный контроль и тарифы в отношении России и Беларуси в связи с годовщиной
24 февраля 2023 года правительство США вместе с лидерами G7 объявило в заявлении Белого дома о новом наборе торгово-экономических мер нацеливание на Россию и Беларусь и поддержку Украины. Эти меры были объявлены в ознаменование годовщины российского вторжения в Украину и включают следующее:
- Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (« OFAC ») (i) издало новое постановление, разрешающее введение санкций против металлургического и горнодобывающего секторов России, (ii) добавило 22 физических и 83 юридических лица в список Список особо обозначенных граждан и запрещенных лиц (« Список SDN ») за участие в различных подпадающих под санкции действиях, как описано ниже, (iii) выдал две новые и обновил две существующие генеральные лицензии (« GLs ») и (iv) выпустили пять новых часто задаваемых вопросов (« FAQs »), связанных с этими событиями, включая важное разъяснение относительно «налогов на выход», относящихся к компаниям, выходящим из России.
Пресс-релиз с кратким изложением этих событий, а также множество статистических данных о влиянии санкций на Россию доступны здесь и здесь.
- Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США (« BIS ») выпустило четыре окончательных правила, вводящих дополнительные меры экспортного контроля в соответствии с Правилами экспортного контроля («9№ 0148 EAR »), включая лицензионные требования по ряду бытовых и иных предметов, и добавил 76 физических и юридических лиц в Перечень организаций за участие в уклонении от санкций и «закладке» деятельности в поддержку оборонного сектора России. Пресс-релиз с кратким изложением этих событий доступен здесь.
- Белый дом объявил, что президент подпишет указ о повышении тарифных ставок на некоторые российские товары, ввозимые в США, в первую очередь на металлы, полезные ископаемые и химические продукты.
- Страны «Большой семерки» также создадут Механизм координации правоприменения под председательством США для противодействия уклонению от санкций.
Дополнительную информацию о новых санкционных мерах, принятых параллельно Соединенным Королевством и Украиной, а также заявление правительства Нидерландов о «десятом пакете» санкций ЕС можно найти в наших сообщениях в блогах здесь, здесь и здесь.
Санкции OFAC
Определение металлургической и горнодобывающей промышленности: OFAC издало еще одно определение в соответствии с Исполнительным указом 14024 (« EO 14024 »), расширяющее его полномочия по определению сторон, занятых в металлургической и горнодобывающей отраслях российской экономики (« Определение металлургической и горнодобывающей промышленности »). . Любое лицо, решившее работать или работало в металлургическом и горнодобывающем секторе, рискует быть обозначенным как SDN.
Дополнения к списку SDN: OFAC добавило 22 физических лица и 83 стороны, как в России, Беларуси, так и в различных третьих странах Европы, Азии и Ближнего Востока, в список SDN за участие в ряде подпадающих под санкции действий, включая десятки российских финансовых учреждений (см. ниже), различные российские организации, связанные с управлением капиталом, стороны, участвующие в деятельности по уклонению от санкций или пополняющие российские запасы подсанкционных товаров, стороны, содействующие российской цепочке военных поставок (включая поставщиков углеродного волокна и аэрокосмической техники), ИТ, компании, производящие электронику и программное обеспечение, а также, в соответствии с новым Положением о металлургии и добыче полезных ископаемых, стороны, действующие в металлургическом и горнодобывающем секторе России. Полный список сторон, добавленных в список SDN, доступен здесь. OFAC сообщает, что с февраля 2022 года было добавлено более 2500 SDN, связанных с Россией, включая более 80% российского банковского сектора.
Генеральные лицензии OFAC («GL») – новые и обновленные: OFAC обновило два существующих GL и выпустило два новых GL, разрешающих определенные иным образом запрещенные ограниченные виды деятельности, а именно:
- GL 8F заменяет GL 8E и разрешает лицам из США заниматься в некоторых сделках, связанных с энергетикой, с двумя дополнительными российскими финансовыми учреждениями, Публичным акционерным обществом «Банк Зенит» и ПАО «Банк Санкт-Петербург», после определения обоих учреждений.
Срок действия GL8F не был продлен, но остается действительным до 00:01 по восточному летнему времени 16 мая 2023 г.
- GL 13D заменяет GL 13C и продлевается еще на три месяца, до 00:01 по восточному летнему времени, 6 июня 2023 г., разрешение для физических и юридических лиц США, принадлежащих или контролируемых гражданами США, продолжать платить налоги, сборы или импортных пошлин, а также приобретать или получать разрешения, лицензии, регистрации или сертификаты с участием Центрального банка Российской Федерации («ЦБ РФ»), Фонда национального благосостояния и Министерства финансов, при условии, что такие операции являются обычными случаями и необходимые для их повседневной деятельности в России. (См. ниже разъяснения относительно уплаты «налогов на выезд» с участием ЦБ РФ.)
- GL 60 разрешает, при соблюдении определенных условий, сворачивать и отклонять операции с участием девяти новых российских финансовых учреждений. До 00:01 по восточному летнему времени 25 мая 2023 г.
гражданам США разрешено совершать операции, которые обычно происходят и необходимы для прекращения операций со следующими организациями:
.
- Банк Санкт-Петербург Публичное акционерное общество;
- Банк Зенит Публичное акционерное общество;
- Акционерный коммерческий банк «Приморье»;
- Публичное акционерное общество Банк Уралсиб;
- Акционерное общество Коммерческий банк «Ланта Банк»;
- Публичное акционерное общество «СДМ-Банк»;
- Публичное акционерное общество Акционерно-коммерческий банк Металлургический инвестиционный банк;
- Публичное акционерное общество «Уральский банк реконструкции и развития»;
- Московский кредитный банк Публичное акционерное общество; или
- Любое юридическое лицо, в котором одно или несколько из вышеперечисленных лиц владеют, прямо или косвенно, индивидуально или в совокупности, 50-процентной или более долей участия (в совокупности « Уполномоченные организации по ликвидации «).
GL 60 также уполномочивает лиц США отклонять , а не блокировать, все транзакции, в противном случае запрещенные EO 14024, которые обычно происходят и необходимы для обработки средств с участием одной или нескольких Уполномоченных организаций по ликвидации в качестве источника, посредник или финансовое учреждение-бенефициар.
- GL 61 разрешает все операции, обычно возникающие и необходимые для отчуждения или передачи или их содействия, или долга или капитала следующих вновь назначенных российских финансовых учреждений до 00:01 по восточному летнему времени 25 мая 2023 года:
- Банк Санкт-Петербург Публичное акционерное общество;
- Банк Зенит Публичное акционерное общество;
- Публичное акционерное общество Банк Уралсиб;
- Акционерное общество Коммерческий банк «Ланта Банк»;
- Публичное акционерное общество «СДМ-Банк»;
- Публичное акционерное общество Акционерно-коммерческий банк Металлургический инвестиционный банк; или
- Любое юридическое лицо, в котором одно или несколько из вышеперечисленных лиц владеют, прямо или косвенно, индивидуально или в совокупности, 50-процентной или более долей участия (в совокупности « Уполномоченные лица по отчуждению/передаче «).
GL 61 также разрешает все операции, обычно возникающие и необходимые для:
- облегчения, клиринга и расчетов по сделкам с покрытыми долговыми обязательствами или акциями, которые были размещены до 16:00. восточное стандартное время, 24 февраля 2023 г., до 00:01 по восточному летнему времени, 25 мая 2023 г.; и
- свертывание производных контрактов, заключенных до 16:00. по восточному поясному времени, 24 февраля 2023 г., которые (i) включают Уполномоченную организацию по отчуждению/передаче в качестве контрагента или (ii) связаны с покрытым долгом или капиталом, до 00:01 по восточному летнему времени, 25 мая 2023 г., при условии что любые платежи заблокированному лицу осуществляются на заблокированный счет.
Помимо прочих условий, GL 61 не разрешает гражданам США продавать или способствовать продаже покрытых долговых обязательств или капитала, прямо или косвенно, любому лицу, чье имущество и интересы в собственности заблокированы, а также покупать или инвестировать в , или для облегчения покупки или инвестирования в, прямо или косвенно, покрываемого долга или капитала, за исключением покупки или инвестиций в покрываемый долг или капитал, которые обычно возникают и необходимы для отчуждения или передачи покрытых долга или капитала.
Часто задаваемые вопросы Руководство по «налогам на выезд»: в ответ на просьбы о предоставлении рекомендаций относительно последних изменений в отношении нового налога на сделки, взимаемого с российских покупателей в качестве очевидного условия получения разрешения правительства России на выезд компаний из России и подлежащего уплате на счет Федерального казначейства по адресу: ЦБ РФ, OFAC выпустили новый FAQ 1118, разъясняющий, что GL 13D (как описано выше) разрешает такие транзакции. В FAQ 1118 изложено мнение OFAC о том, что «налог на выезд» обычно не является второстепенным и необходим для повседневных операций в России и что «граждане США , отчуждение которого повлечет за собой выплату «налога на выход», может потребоваться лицензия OFAC». Эта формулировка указывает на то, что продавцы в США должны запрашивать лицензию, даже если покупатель несет ответственность за платеж и несет расходы по нему.
Недавно выпущенные часто задаваемые вопросы, касающиеся Определения по металлургии и добыче полезных ископаемых: В дополнение к FAQ 1118, относящемуся к GL 13D (описанному выше), OFAC выпустило четыре часто задаваемых вопроса, касающихся Определения по металлургии и добыче полезных ископаемых, а именно:
- FAQ 1114 описывает меры принятые OFAC в отношении Определения по металлургии и добыче полезных ископаемых, т.
е. теперь могут быть обозначены стороны, действующие в этом секторе российской экономики.
- FAQ 1115 определяет металлургический и горнодобывающий сектор как включающий «любое действие, процесс или отрасль добычи на поверхности или под землей руды, угля, драгоценных камней или любых других полезных ископаемых или геологических материалов в Российской Федерации, или любые действия по добыче, переработке, производству или очистке таких геологических материалов или их транспортировке в, из или на территории Российской Федерации».
- FAQ 1116 поясняет, что хотя ЭО 14024 и Постановление о металлургической и горнодобывающей промышленности подвергают потенциальным санкциям все стороны, которые работали или работают в российской металлургической и горнодобывающей промышленности, стороны, работающие в этом секторе, не подлежат автоматическим санкциям; сначала должно быть принято решение. FAQ 1116 содержит напоминание о том, что к лицам, работающим в металлургическом и горнодобывающем секторе, могут быть применены дополнительные санкции посредством новых запретов на инвестиции в соответствии с EO 14071 и путем запрета на ввоз некоторых российских товаров, произведенных металлургическим и горнодобывающим сектором в соответствии с EO 14068.
- FAQ 1117 поясняет, что неамериканские стороны могут быть подвергнуты санкциям за участие в деятельности, связанной с металлургическим и горнодобывающим сектором России, но OFAC не намерено преследовать лиц, работающих в металлургическом и горнодобывающем секторе, где товары и услуги являются исключительно для обеспечения безопасности и ухода за персоналом, защиты человеческой жизни, предотвращения несчастных случаев или травм, или для технического обслуживания или ремонта, необходимых для предотвращения экологического или другого значительного ущерба, или для деятельности, связанной с смягчением последствий или восстановлением окружающей среды. Примеры товаров, против которых OFAC не намерено бороться, включают средства индивидуальной защиты, устройства безопасности, системы вентиляции и системы сигнализации; примеры таких услуг включают аварийно-спасательные службы, услуги по очистке, проверки безопасности и услуги, необходимые для использования товаров, описанных выше.
В FAQ 1117 также разъясняется, что лица, не являющиеся гражданами США, не подвергаются риску быть обозначенными за участие в деятельности, которая не требует специальной лицензии, если ею занимается гражданин США.
BIS Обновления экспортного контроля для России, Беларуси и Ирана
EAR Поправка, дополнения и разъяснения: BIS расширил и усилил сферу действия санкций EAR в отношении промышленных секторов России и Беларуси и экспортного контроля «предметов роскоши» в части 746 EAR, описанной в окончательном правиле, опубликованном и вступившем в силу 24 февраля 2023 года, а также новых экспортных ограничениях для Ирана, чтобы предотвратить использование американских компонентов, обнаруженных в иранских беспилотниках, в продолжающемся вооруженном конфликте на Украине. Эти изменения были внесены с целью более точного согласования с ограничениями, введенными союзниками и партнерами США.
Краткое изложение поправок к Дополнениям к части 746 EAR:
- В Дополнение № 2 (Российский отраслевой санкционный список) внесены поправки, чтобы пересмотреть заголовок, чтобы он относился также к Беларуси, а также согласовать содержание Дополнение №2 теснее с союзниками США.
В частности, код HTS-6 и описание HTS теперь используются для идентификации предметов в Дополнении № 2, исключая ранее использовавшиеся номер Приложения B и описание Приложения B. Кодекс HTS-6 теперь управляет определением лицензионных требований в соответствии с разделом EAR 746.5(a)(1)(i). Также были внесены изменения в Дополнение № 2, чтобы охватить «компоненты», «детали», «принадлежности» и «приспособления» предметов, даже если они сами по себе не идентифицированы Кодом HTS или Описанием HTS.
- В дополнение № 3 были внесены поправки, в соответствии с которыми Тайвань включен в список стран, на которые не распространяются определенные лицензионные требования в отношении товаров иностранного производства в соответствии с разделом 746.8 EAR (Санкции против России и Беларуси). Тайвань был добавлен в список как исключенная страна, поскольку Тайвань ввел санкции против России в результате вторжения в Украину.
- В Дополнение № 4 также были внесены поправки, включающие 322 дополнительных элемента кода HTS-6, соответствующих 322 промышленным объектам, перечисленным в окончательном правиле, опубликованном также 24 февраля, для которых потребуются лицензии на экспорт или реэкспорт в Россию или передачу внутри России.
или Беларусь в соответствии с разделом EAR 746.5(a)(1)(ii) (санкции против промышленности России и Беларуси). Как и в Дополнении № 2, номер Приложения B и описания Приложения B будут удалены из дополнения; Кодекс HTS-6 теперь будет определять лицензионные требования.
- В Дополнение № 5 (Предметы роскоши) внесены поправки, включающие 276 дополнительных предметов «предметов роскоши», подлежащих лицензированию для экспорта или реэкспорта или передачи в пределах России, Беларуси, а также российским/белорусским олигархам и злонамеренным субъектам в соответствии с разделом EAR. 746.10. К дополнительным предметам роскоши относятся даже предметы домашнего обихода, такие как электрические вентиляторы, кондиционеры, холодильники с морозильной камерой, кухонная техника, ресторанное оборудование, посудомоечные машины, тостеры и различная другая кухонная техника, пылесосы, фены, смартфоны и другие виды телефонов, модемов, проигрыватели и проигрыватели, радио/телевидение и сопутствующие товары, детекторы дыма, сигнализация, персональные весы, грузоподъемное оборудование, офисные и другие типы принтеров, копировальные аппараты, пишущие машинки, стиральные машины, сушилки, швейные машины, электронные калькуляторы, вычислительные машины, клавиатуры , сканеры, карточные ключи и устройства ввода магнитных носителей, магнитные диски/дискеты, накопители, банкоматы, а также некоторые типы поршневых двигателей с искровым и компрессионным зажиганием, различные детали и турбины турбореактивных и других самолетов, бытовые подшипники, шестерни и шкивы, среди прочего.
- Дополнение № 6 (Российские и белорусские санкции в отношении российского сектора) также было пересмотрено, чтобы расширить список предметов EAR99, связанных с химическим и биологическим оружием, для которых требуется лицензия в соответствии с разделом EAR 746.5(a)(1)(iii) с контроля союзников и партнеров США и внес ряд подробных уточняющих изменений.
- Дополнение № 7 было добавлено к EAR Part 746, касающееся использования иранских БПЛА Россией, путем определения определенных предметов EAR99, подпадающих под юрисдикцию США и используемых в иранских беспилотниках, которые теперь подлежат лицензионным требованиям для экспорта кем-либо в Иран. . Новые меры контроля также добавляют новое «Правило прямого иностранного продукта Ирана» и пересматривают существующее Правило прямого иностранного продукта России / Беларуси, чтобы охватить товары иностранного производства, указанные в Дополнении № 7 и классифицированные как EAR99 или под определенными ECCN в категориях 3, 5, 6 и 7 Контрольного списка торговли, чтобы они подпадали под действие EAR, когда они направляются в Иран, Россию или Беларусь.
Эти новые меры контроля исключают экспорт из других стран, указанных в Дополнении № 3 к Части 746 EAR.
Наконец, были внесены различные другие исправления и разъяснения к существующим мерам контроля в отношении России и Беларуси, в том числе уточнение о том, что исключение лицензирования для предметов, контролируемых в соответствии с ECCN 5A992 или 5D992 в соответствии с разделом EAR 746.8 также применяется к товарам, классифицируемым по таким ECCN и описанным в соответствии с лицензионными требованиями «Санкции на товары роскоши» согласно разделу EAR 746.10(a)(1). BIS также внедрила политику индивидуального рассмотрения заявок на получение лицензии на продажу товаров компаниями, сокращающими или закрывающими все операции в России и Беларуси.
Дополнения к списку организаций: BIS добавило восемьдесят шесть организаций в список организаций BIS, включая организации, расположенные в Канаде, Китае, Франции, Люксембурге, Нидерландах и России, за действия, противоречащие национальной безопасности или внешней политике Соединенных Штатов. государств, в том числе за участие в обходе санкций и за оказание помощи оборонному сектору России и продолжающееся вторжение в Украину. Списки организаций, добавленных в список организаций BIS, можно найти в двух окончательных правилах (доступных здесь и здесь), опубликованных BIS также 24 февраля. Некоторые из них также обозначены как российские/белорусские военные конечные пользователи.
Повышение тарифных ставок
Президент Байден подписал прокламацию о повышении тарифов на определенные российские товары, импортируемые в Соединенные Штаты, чтобы ограничить доходы Кремля и снизить зависимость США от России. Повышение тарифов коснется более 100 российских металлов, полезных ископаемых и химической продукции на сумму около 2,8 млрд долларов. Тариф в соответствии с разделом 232 на алюминий и производные изделия, произведенные в России, будет увеличен до 200-процентной адвалорной ставки пошлины, начиная с 00:01 по восточному стандартному времени или после этой даты 10 марта 2023 года.