Статья 217 Трудового кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2023 год
Новая редакция Ст. 217 ТК РФ
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Комментарий к Статье 217 ТК РФ
Статья 217 Трудового кодекса РФ определяет вопросы создания службы по охране труда в организации. Часть первая указанной статьи обязывает работодателей, которые ведут производственную деятельность, создать такую службу или ввести штатную должность специалиста по охране труда. Обратите внимание: в названии статьи 217 Трудового кодекса РФ сказано, что такая службе только в организациях, однако в самом тексте статьи речь идет о работодателях. Получается, что ее нормы распространяются и на индивидуальных предпринимателей.
Создать службу по охране труда (ввести должность специалиста по охране труда) обязан каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек.
Приказ о создании службы выглядит так:
ООО «Стройремонт»
В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:
ПРИКАЗЫВАЮ:
1) Создать в организации (на предприятии) службу охраны труда.
2) Начальнику отдела кадров:
подготовить штатное расписание службы охраны труда как структурного подразделения организации;
подготовить «Положение о службе охраны труда».
3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.
Директор Иванов В.В.
Приказ о введении штатной должности может быть составлен так:
ООО «Аудит»
В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:
ПРИКАЗЫВАЮ:
1) Ввести на предприятии (в организации) должность специалиста по охране труда.
2) Начальнику отдела кадров:
ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;
подготовить «Должностные обязанности специалиста по охране труда».
3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.
Директор Васильева И.А.
Если у работодателя трудится меньше 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда он принимает с учетом специфики своей производственной деятельности. Если такого решения не принято, то функции по охране труда осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем сотрудник или работодатель — индивидуальный предприниматель. Допускается также заключение гражданско-правового договора с организацией или специалистом, оказывающим услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 Трудового кодекса РФ).
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, оказание которых подлежит аккредитации, и ее правила устанавливаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Последняя часть комментируемой статьи устанавливает, что структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть Минздравсоцразвития России. Правда, в настоящее время все еще действуют Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, которые утверждены Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.
Другой комментарий к Ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Минтруд России Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (БМТ РФ. 2000. N 2).
Структура службы и численность ее специалистов определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).
2. Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, ввели новые критерии в соотношение численности работников при создании службы охраны труда: вместо прежних 100 работников их численность установлена в 50 человек. Таким образом, если численность работников превышает 50 человек, то работодатель обязан создавать специализированное подразделение — службу охраны труда — или в соответствии со штатным расписанием принять на работу соответствующего специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы (специалиста) он (работодатель) или выполняет сам, или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.
3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда в организации.
Структура службы и численность ее работников определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).
В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников создаются бюро охраны труда с численностью 3 — 5 специалистов или отдел охраны труда с численностью от 6 единиц и более.
На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. К тому же данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.
4. Специалисты службы имеют право в любое время беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться с документацией по вопросам охраны труда. Они имеют право предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений правил охраны труда и контролировать их выполнение.
последние изменения и поправки, судебная практика
СТ 217 ТК РФ.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за
их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность,
численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или
вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или
опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает
решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с
учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда
их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель
организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист,
оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-

обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку
условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной
оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила
аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать
организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за
деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны
труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной
власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Комментарий к Ст. 217 Трудового кодекса РФ
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)
1. Министерство труда и социального развития РФ Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердило Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации.
2. Работодатель обязан создать специализированное подразделение (службу охраны труда) или в силу штатного расписания принять на работу соответствующего специалиста по охране труда, если численность его работников превышает 50 человек. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то работодатель или выполняет сам функции данной службы (специалиста), или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.
3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда. Структура службы зависит от штатного состава, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22 января 2001 г. N 10. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создаются бюро охраны труда (три — пять специалистов) или отдел охраны труда (от шести специалистов и более). На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет.
Дистанционное управление: новые подходы к регулированию
Экономические проблемы и юридическая практика Выпуск №6 — 2020
Чиранова Ирина Павловна
Подробнее об авторах
Чиранова Ирина Павловна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им.
Саранск, Российская Федерация
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь
Abstract:
В представленной статье рассматривается история закрепления дистанционной работы в российском трудовом праве, предпосылки изменения законодательства о правовом регулировании труда дистанционных работников, а также обзор предложений, сделанных по данному вопросу. Автор анализирует сущность и содержание изменений, внесенных в Трудовой кодекс Российской Федерации в 2020 году, с учетом обсуждения на разных стадиях законотворческого процесса. Цель статьи — провести сравнительный анализ норм российского трудового права в разные периоды его развития, международных трудовых норм и зарубежного законодательства в части регулирования дистанционной работы. Автор приходит к выводам о своевременности, необходимости и целесообразности введения новых норм в российское трудовое законодательство с целью обеспечения баланса интересов прав работников и работодателей в связи с введением новых правил.
Образец цитирования:
Чиранова И.П., (2020), ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ. Экономические проблемы и юридическая практика, 6 => 211-217.
Референс-лист:
Андреев П., Локтюхина Н. Пандемия как вызов традиционным формам занятия // Адвокатская газета. 2020. 12 (317).18 июня.
Васильева Ю.Ю. В., Шуралева С. В. Дистанционная работа в России: проблемы правоприменения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. Вып. 32. С. 216-225. DOI: 10.17072/1995-4190-2016-32-216-225.
Герасимова Е., Коршунова Т., Черняева Д. Новое российское законодательство о найме дистанционных работников: сравнительная оценка и последствия для будущего развития // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2.
Гладышева И.П. Юридический отказ (теория, практика, техника): автореф. дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2010. 37 с.
Закирова Е. М. Правое регулирование дистанционной работы: предлагаемые изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации // Законодатель ство. 2020. № 8.

Лютов Н.Л. Трансформация трудового правоотношения и новые формы занятия в условиях цифровой экономики // Журнал российского права. 2019. № 7. С. 115-130.
Удаленный режим работы при пандемии: рекомендации ТО для работников. Женева: Международное бюро труда, 2020.
Филаткина А.П. Надомная и дистанционная работа: сравнительный анализ действующего законодателя // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 11-13.
Филипова И.А. Правое регулирование труда 2020: смена парадигмы как следствие цифровизации экономики // Юрист. 2018. № 11. С. 31-35.
Филипова И.А. Трудовое право: тексты информационного общества // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 2. С. 162-182.
Чершинцева Е. Новшества в законодателе: прием на работу дистанционного работника // Кадровик. 2013. № 7. С. 164-175.
Чиранова И.П., Потапова М.С. Дистанционный труд как новая форма трудовых отношений // Дневник науки. 2019. № 10 (34). С. 30.
Чесалина О.В. Работа с использованием интернет-платформы как вызов трудовому правоотношению // Трудовое право в России и за рубежом.

Чесалина О.В. Социальные и трудовые права новых самозанятых лиц в России // Российский юридический журнал. 2020. №8 (2). С.49-78. https://doi.org/10.17589/2309-8678-2020-8-2-49-78
Шуралева С.В. Дистанционная работа: сравнительный анализ законодательства государств — участников ЕАЭС // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 4. С. 41-44, 2020. № 1. С. 39-42.
Ключевые слова:
удаленная работа, стационарное рабочее место, работник, работодатель, удаленная работа.
1. Трудовое право; Право на социальное обеспечение Страницы: 13-19 Выпуск №4641
ПРОБЛЕМЫ СОСТАВА ПРАВОВОЙ НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО НЕЗАКОННОМУ ЛИШЕНИЮ РАБОТНИКА
Савин Виктор Тихонович
работник работодатель обязанность ущерб материальная ответственность работодателя
Показать больше
17. Трудовое право; Право на социальное обеспечение Страницы: 204-207 Выпуск №9731
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧАСТНЫХ АГЕНТСТВ ЗАНЯТОСТИ КАК СУБЪЕКТА ТРУДОВОГО ПРАВА
Клечковская Людмила Г.
Кадровое агентство легальное положение личность договор найма сотрудник
Показать больше
6. Трудовое право; право на социальное обеспечение; Земельный закон; Закон о природных ресурсах; Экологическое право; Страницы: 159-166 Выпуск №6840
Правовое регулирование перевода работника на постоянную работу к другому работодателю
Савин Сергей Викторович
Савин Виктор Тихонович
работник работодатель воля работника воля работодателя соглашение
Подробнее
9. СУДЕБНАЯ, ПРОКУРОРСКАЯ, ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (12.00.11) Страницы: 226-229 Выпуск №18617
Руководитель формирования кадров уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Огородников Владимир Иванович
Кочкина Оксана Владимировна
зав. сотрудник обязанности Государственная служба уголовно-исполнительная система
Подробнее
12. ДРУГОЕ Страницы: 164-169 Выпуск №2490
Правопорядок в подразделениях органов внутренних дел и их регулирование
Васильев Федор П.
Смирнов Андрей Владимирович
административный безопасность офис гражданин дисциплина
Показать больше
15. Трудовое право; Право на социальное обеспечение Страницы: 182-185 Выпуск №10621
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ УВОЛЬНЕНИЯ РАБОТНИКА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ БЕЗ НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА РАБОТНИКОМ
Мельникова Анна С.
В.Н.
увольнение сокращение персонала сотрудник работодатель трудовой договор
Подробнее
11. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 182-187 Выпуск №3758
ПОНЯТИЕ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
Добродеев Сергей Александрович
сотрудник правоохранительных органов Правоохранительные органы уголовное право верно специальный предмет преступления
Подробнее
5. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО (ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО) (5.1.2.) Страницы: 236-242 Выпуск №21729
Формирование и развитие трудового законодательства, регулирующего ответственность руководителя организации
Савин Виктор Тихонович
имущественная ответственность материальная ответственность работодатель сотрудник руководитель организации
Подробнее
9. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 245-247 Выпуск №4748
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Чернышова Лидия Владимировна3 9000 сотрудник органы внутренних дел социальная защита гарантия система
Подробнее
2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Страницы: 154-157 Выпуск №16988
Эффективность обучения методам задержания правонарушителей с использованием боевых приемов борьбы
Броев Адам Хаутиевич
принудительное задержание сотрудник боевые приемы неподчинение сопротивление
Показать больше
Конгресс.гов | Библиотека Конгресса
перейти к основному содержанию
Предупреждение: для более удобной работы с Congress.gov включите JavaScript в ваш браузер.
Справка
- Как выбрать страницу поиска
- Знакомство с поиском
- Инструменты поиска
- Глоссарий
- Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие полезные инструменты
- Просмотр законодательства по номеру
- Просмотр отчетов комитета по номеру
- Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
- Конгресс.
гов Обучение
- Свяжитесь с нами
Или попробуйте поискать в Справочном центре
Контент сайта
- Законодательство
- Отчеты комитета
- Заседания комитета
- Публикации Комитета
- Протокол Конгресса
- Индекс записей Конгресса
- участников
- номинаций
- Договорные документы
- Домовые коммуникации
- Связь Сената
- Законодательный процесс
- О Конгресс.гов
Справка
- Справка | Обратная связь | Свяжитесь с нами
- Глоссарий
- Инструменты поиска
- Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
- Вебинары
Способы подключения
- Twitter (внешняя ссылка)
- YouTube (внешняя ссылка)
- Видео
- Получение уведомлений и обновлений по электронной почте Блог
- – In Custodia Legis: Юридические библиотекари Конгресса
Ресурсы
- Веб-архив Конгресса
- Отчеты CRS
- Код США
- GPO govinfo
- Юридическая библиотека Конгресса
- Путеводитель по закону онлайн
- Планы уроков для учителей
- веб-сайтов законодательного собрания штата
- Массовые данные статуса счета
- API Конгресса.