Ст. 199 ГК РФ. Применение исковой давности
1. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
2. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
3. Односторонние действия, направленные на осуществление права (зачет, безакцептное списание денежных средств, обращение взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке и т.п.), срок исковой давности для защиты которого истек, не допускаются.
См. все связанные документы >>>
< Статья 198. Недействительность соглашения об изменении сроков исковой давности
Статья 200. Начало течения срока исковой давности >
1. Согласно п. 1 комментируемой статьи суд обязан принять к рассмотрению требование о защите нарушенного права независимо от истечения срока исковой давности.
Наличие подобного правила обусловлено тем, что формально пропущенный срок исковой давности может быть восстановлен судом (см. комментарий к ст. 205).
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, и суд не имеет права проявлять инициативу в этом вопросе.
Императивное значение этого положения комментируемой статьи проявляется еще на этапе подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку судья не вправе предлагать сторонам представлять доказательства или давать объяснения, связанные с пропуском срока исковой давности.
В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (ред. от 07.02.2017) сказано следующее.
«Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности. «
При рассмотрении споров, связанных с исковой давностью, необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 28.02.1995 N 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» «заявление стороны в споре о применении срока исковой давности может быть сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции. Вместе с тем заявление о применении срока исковой давности не препятствует рассмотрению заявления истца-гражданина о признании уважительной причины пропуска срока исковой давности и его восстановлении, которое суд вправе удовлетворить при доказанности обстоятельств, указанных в ст. 205 ГК».
Однако, следует учитывать, что заявление о пропуске срока исковой давности, исходящее от третьего лица, не служит основанием для применения судом исковой давности. В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (ред. от 07.02.2017) сказано следующее. «Поскольку исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности. Вместе с тем заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков.»
В части 2 пункта 2 комментируемой статьи сказано, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Это правило получило название «право на иск в материальном смысле».
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца — физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
3. В п. 3 ст. 199 ГК прямо указано на недопустимость совершения односторонних действий, направленных на приостановление или прерывание течения срока исковой давности, по требованиям, срок исковой давности для защиты которых истек. В этой норме закона содержится примерный перечень таких действий, и к ним законодатель относит: зачет, безакцептное списание денежных средств, обращение взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке.
Введение этого пункта в комментируемую статью обусловлено тем, что на практике отмечались случаи, когда участники гражданского оборота по требованиям с истекшим сроком исковой давности применяли односторонние внесудебные действия, направленные на осуществление права, примеры которых даны в указанном пункте. Для того чтобы подобных случаев не происходило, и был введен указанный запрет.
Таким образом, это нововведение призвано защитить должника от действий кредитора, реализуемых односторонне во внесудебном порядке с целью прерывания течения срока исковой давности.
Следует отметить, что в ГК есть конкретная норма, которая содержит подобный запрет. Однако она не имеет общего характера. Так, ст. 411 ГК (см. комментарий к ней) гласит, что не допускается зачет требований, если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек.
Необходимо также отметить, что если имущество все же было передано во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности, то оно не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения (ст. 1109 ГК).
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
О сроке исковой давности для обращения кредитора в суд
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: срок обращения кредитора в суд, установленный ст. 64.1 ГК РФ, специальным сроком исковой давности не является.
Статья 195 ГК РФ определяет исковую давность как срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу прямого указания закона требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (п. 1, 2 ст. 199 ГК РФ).
Иными словами, истечение срока исковой давности не влечет прекращения права, для защиты которого он установлен, а также не лишает лицо права на обращение в суд за защитой. Основное правовое последствие истечения срока исковой давности заключается в том, что это обстоятельство, при наличии соответствующего заявления ответчика, является самостоятельным основанием для отказа в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ, п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», далее – Постановление № 43).
Связанный материал
Коронавирусные разъяснения ВС РФ о договорных обязательствах
№ 06 / 2020
См. статью «Коронавирусные разъяснения ВС РФ о сроках и банкротстве» в № 6′ 2020
Таким образом, исковой давностью признается срок для защиты субъективного гражданского права конкретного лица (см. также п. 1 Постановления № 43), а истечение этого срока само право не прекращает. Следовательно, сроки исковой давности следует отличать от пресекательных сроков, то есть сроков, установленных законом для существования самого субъективного гражданского права.
Так, пресекательный срок в гражданском праве обычно рассматривается как срок, устанавливающий пределы существования субъективных гражданских прав и предоставляющий управомоченным лицам строго определенное время для их реализации под угрозой прекращения в случае его неосуществления или ненадлежащего осуществления. С истечением пресекательного срока субъективное право прекращается не в связи с его реализацией или невозможностью осуществления в принудительном порядке, а потому, что закон ограничивает во времени его существование, за пределами которого оно, как правило, прекращается (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25. 01.2019 № 11АП-20133/18).
Судебная практика явным образом разграничивает сроки исковой давности и пресекательные сроки (см., к примеру, п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 № 42, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 № 13АП-37896/19; Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 972/11, п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 и др.).
В прикладном отношении это означает, что к пресекательным срокам неприменимы положения гл. 12 ГК РФ («Исковая давность») и поэтому на них не распространяются, в частности, нормы о восстановлении, перерыве и приостановлении исковой давности (см. также постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.01.1996 № 4/25, апелляционное определение Московского городского суда от 12.07.2018 по делу № 33-23375/2018).
Между тем согласно п. 1 ст. 64.1 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу.
Из буквального прочтения приведенных норм следует, что предусмотренный ими срок для защиты нарушенного права (до утверждения ликвидационного баланса) является пресекательным (решение Арбитражного суда Кировской области от 07.10.2019 по делу № А28-2179/2019). Соответственно, такой срок не может быть признан сроком исковой давности.
Данный вывод находит подтверждение и в судебной практике. Так, в частности, в решении Арбитражного суда Новосибирской области от 27.12.2019 по делу № А45-12352/2019 и постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 № 20АП-7389/18 указано, что ст. 64.1 ГК РФ специальный срок исковой давности не установлен. При этом в последнем из приведенных примеров суд отметил, что исходя из содержания норм упомянутой статьи в случае пропуска срока для подачи требований ликвидатору кредитор лишается возможности оказаться в очереди на погашение задолженности по своему требованию, однако это не лишает его возможности защитить свои нарушенные права предъявлением искового заявления в суд.
Рабочая группа III: Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством
Перейти к основному содержанию
- Главная
- Рабочие документы
- Рабочие группы
- Рабочая группа III: Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством
45
-я -я сессия 27–31 марта 2023 г., Нью-Йорк- A/CN.9/1131 — Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее сорок пятой сессии (Нью-Йорк, 27–31 марта 2023 г.) — предварительная копия
- A/CN.9/WG.III/WP.225 – Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.226 — Возможная реформа механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ): проект положений о посредничестве
- A/CN. 9/WG.III/WP.227 — Возможная реформа механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ): проект руководящих принципов по инвестиционному посредничеству
- A/CN.9/WG.III/WP.228 – Возможная реформа механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (ISDS): проект руководства для законодательных органов по предотвращению и смягчению последствий инвестиционных споров
- Сборник лучших практик по предотвращению и смягчению последствий инвестиционных споров ( неофициальный документ, только на английском языке )
- A/CN.9/1130 — Доклад Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее сорок четвертой сессии (Вена, 23–27 января 2023 г.)
- Предлагаемые изменения к статьям 3, 4 и 11
- A/CN.9/WG.III/XLV/CRP.2 – Предлагаемые поправки к проектам кодексов поведения арбитров и судей
- Проект кодекса поведения арбитров при разрешении международных инвестиционных споров и комментарии ( незавершенная работа, неофициальный документ, только на английском языке )
- Проект кодекса поведения судей при разрешении международных инвестиционных споров и комментарии ( незавершенная работа, неофициальный документ, только на английском языке )
- A/CN. 9/1129 — Доклад Рабочей группы II (Урегулирование споров) о работе ее семьдесят седьмой сессии
- Примечание 21. Досрочное увольнение и предварительное определение
- Примечания ЮНСИТРАЛ по организации арбитражного разбирательства (2016)
44
th сессия 23-27 января 2023 г., Вена- A/CN.9/1130 — Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее сорок четвертой сессии (Вена, 23-27 января 2023 г.)
- A/CN.9/WG.III/WP.222 – Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.223 – Возможная реформа механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ): проекты кодексов поведения и комментарии
- Текст комментария к Кодексу поведения судей ( неофициальный документ, только на английском языке )
- A/CN.9/WG.III/WP.224 – Возможная реформа механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ): механизм обжалования
43
rd сессия 5–16 сентября 2022 г. , Вена- A/CN.9/1124 – Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее сорок третьей сессии (Вена, 5–16 сентября 2022 г.)
- A/CN.9/WG.III/WP.215 — Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.212 — Консультативный центр
- A/CN.9/WG.III/WP.212/Add.1 — Консультативный центр
- A/CN.9/WG.III/WP.213 — Постоянный многосторонний механизм: Отбор и назначение членов трибунала УСИГ и смежные вопросы
- Стоимость и финансирование постоянного многостороннего органа ( неофициальный документ, только на английском языке )
- A/CN.9/WG.III/WP.216 — Возможная реформа механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ): проект кодекса поведения
- A/CN.9/WG.III/WP.217 — Возможная реформа механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ): проект положений о посредничестве
- A/CN.9/WG. III/WP.218 — Возможная реформа механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ): Проект руководящих принципов по инвестиционному посредничеству
- A/CN.9/WG.III/WP.219 — Возможная реформа механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ): проект положений о процедурной реформе
- Подборка отдельных процедурных положений последних МИС (неофициальный документ, только на английском языке)
- A/CN.9/WG.III/WP.220 — Возможная реформа механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ): оценка убытков и компенсация
- A/CN.9/WG.III/WP.221 — Возможная реформа механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ): многосторонний документ о реформе УСИГ
- A/CN.9/WG.III/WP.194 — Многосторонний документ о реформе УСИГ
- Комментарии экспертов (неофициальный документ, только на английском языке)
- Представление Нью-Йоркского международного арбитражного центра (NYIAC) по статье 4 Кодекса поведения (неофициальный документ , только на английском языке)
- Письмо председателя Рабочей группы III государствам-членам ЮНСИТРАЛ (апрель 2022 г. )
- Письмо председателя Рабочей группы III государствам-членам ЮНСИТРАЛ (сентябрь 2022 г.)
42
nd сессия 14–18 февраля 2022 г., Нью-Йорк- Письмо председателя Рабочей группы III государствам-членам ЮНСИТРАЛ
- A/CN.9/1092 — Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее сорок второй сессии (Нью-Йорк, 14–18 февраля 2022 г.)
- A/CN.9/WG.III/WP.211 — Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.208 – Проект кодекса поведения: средства реализации и обеспечения соблюдения
- A/CN.9/WG.III/WP.209 — Проект Кодекса поведения —
- A/CN.9/WG.III/WP.212 — Консультативный центр
- A/CN.9/WG.III/WP.212/Add.1 — Консультативный центр
- A/CN.9/WG.III/WP.213 — Постоянный многосторонний механизм: Отбор и назначение членов трибунала УСИГ и смежные вопросы
- A/CN.9/WG.III/WP.214 — Резюме межсессионного совещания по реформе системы урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ), представленное правительством Республики Корея
41
st сессия 15–19 ноября 2021 г. , Вена- Письмо председателя Рабочей группы III государствам-членам ЮНСИТРАЛ
- A/CN.9/1086 — Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее сорок первой сессии (Вена, 15–19 ноября 2021 г.)
- A/CN.9/WG.III/WP.207 – Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.208 — Проект кодекса поведения: средства реализации и обеспечения соблюдения —
- A/CN.9/WG.III/WP.209 — Проект Кодекса поведения —
- A/CN.9/WG.III/WP.210 — Резюме межсессионного совещания по реформе системы урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ), представленное Китайской Народной Республикой
Возобновлено 40
-я -я сессия 4–5 мая 2021 г., Вена- Письмо председателя Рабочей группы III государствам-членам ЮНСИТРАЛ
- A/CN.9/1054 — Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее возобновленной сороковой сессии (Вена, 4 и 5 мая 2021 г. )
- A/CN.9/WG.III/WP.205 – Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.206 – Рабочий план по реализации реформы урегулирования споров между инвесторами и государством (УСИГ) и требований к ресурсам
40
-я -я сессия 8–12 февраля 2021 года, Вена- Письмо председателя Рабочей группы III государствам-членам ЮНСИТРАЛ
- Информационный лист для делегаций
- A/CN.9/1050 — Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее сороковой сессии
- A/CN.9/WG.III/WP.200 — Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.201 — Проект кодекса поведения
- A/CN.9/WG.III/WP.202 — Апелляционный механизм и вопросы правоприменения
- A/CN.9/WG.III/WP.203 — Отбор и назначение членов трибунала УСИГ
39
-я -я сессия 5–9 октября 2020 года, Вена- Письмо председателя Рабочей группы III государствам-членам ЮНСИТРАЛ
- Информационный лист для делегаций
- A/CN. 9/1044 — Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее тридцать девятой сессии
- A/CN.9/WG.III/WP.198 – Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.170 — Претензии акционеров и отражающие убытки
- A/CN.9/WG.III/WP.190 — Предотвращение и смягчение споров — Средства альтернативного разрешения споров
- A/CN.9/WG.III/WP.191 — Толкование инвестиционных договоров Сторонами договора
- A/CN.9/WG.III/WP.192 — Обеспечение возмещения расходов и необоснованных претензий
- A/CN.9/WG.III/WP.193 — Множественные разбирательства и встречные иски
- A/CN.9/WG.III/WP.194 – Многосторонний документ о реформе УСИГ
Представление правительств
- A/CN.9/WG.III/WP.156 — Представление правительства Индонезии
- A/CN.9/WG.III/WP.159 — Представление Европейского союза и его государств-членов
- A/CN.9/WG.III/WP. 159/Add.1 — Представление Европейского Союза и его государств-членов
- A/CN.9/WG.III/WP.161 — Представление правительства Марокко
- A/CN.9/WG.III/WP.162 — Представление правительства Таиланда
- A/CN.9/WG.III/WP.163 — Представление правительств Чили, Израиля и Японии
- A/CN.9/WG.III/WP.164 — Представление правительства Коста-Рики
- A/CN.9/WG.III/WP.171 — Представление правительства Бразилии
- А/CN.9/WG.III/WP.173 — Представление правительства Колумбии
- A/CN.9/WG.III/WP.174 — Представление правительства Турции
- A/CN.9/WG.III/WP.175 – Представление правительства Эквадора
- A/CN.9/WG.III/WP.176 — Представление правительства Южной Африки
- A/CN.9/WG.III/WP.177 – Представление правительства Китая
- A/CN.9/WG.III/WP.178 – Представление правительства Коста-Рики
- A/CN.9/WG.III/WP.179 – Представление правительства Республики Корея
- A/CN.9/WG.III/WP.180 – Представление правительства Бахрейна
- Представление правительства Бахрейна (длинная версия, только на английском языке)
- A/CN. 9/WG.III/WP.181 — Представление правительства Мали
- A/CN.9/WG.III/WP.182 — Представление правительств Чили, Израиля, Японии, Мексики и Перу
- A/CN.9/WG.III/WP.183 – Резюме третьего межсессионного регионального совещания по реформе УСИГ, представленное правительством Гвинейской Республики
- A/CN.9/WG.III/WP.186 — Представление правительства Кувейта
- A/CN.9/WG.III/WP.187 — Представление правительства Казахстана
- A/CN.9/WG.III/WP.188 — Представление Правительства Российской Федерации
- A/CN.9/WG.III/WP.188/Add.1 — Представление Правительства Российской Федерации
- A/CN.9/WG.III/WP.195 – Представление правительства Марокко
- A/CN.9/WG.III/WP.196 – Представление правительств Нидерландов, Перу и Таиланда
- Обзорное исследование: «Обеспечение надлежащей правовой защиты в разбирательствах по международным инвестиционным соглашениям»
- A/CN.9/WG.III/WP.197 – Представление правительства Турции
- A/CN. 9/WG.III/WP.199 – Представление правительства Буркина-Фасо
- A/CN.9/WG.III/WP.204 – Представление правительства Марокко
Реформа УСИГ: онлайновые ресурсы и вклады
- Дополнительные ресурсы / онлайновые ресурсы и вклады / вклады после возобновленной 38-й сессии
39
-я сессия 30 марта — 3 апреля 2020 г., Нью-ЙоркВ связи с пандемией коронавирусной болезни 2019 г. (COVID-19) мартовские, апрельские и майские сессии Рабочих групп ЮНСИТРАЛ I, III, IV, V и VI пришлось отложить. Были введены в действие альтернативные механизмы, которые позволили добиться прогресса в работе над рабочими документами, намеченными для рассмотрения на этих сессиях.
Возобновлено 38
-я -я сессия 20–24 января 2020 года, Вена- A/CN.9/1004/Add.1 — Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее возобновленной тридцать восьмой сессии
- A/CN. 9/WG.III/WP.184 – Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.185 — Апелляционные и многосторонние судебные механизмы
- A/CN.9/WG.III/WP.169 – Отбор и назначение членов трибунала УСИГ
38
th сессия 14-18 октября 2019 г., Вена- A/CN.9/1004* — Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее тридцать восьмой сессии
- A/CN.9/WG.III/WP.165 — Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.166 – Варианты реформ
- A/CN.9/WG.III/WP.166/Add.1 – Варианты реформы (представление в виде таблицы)
- A/CN.9/WG.III/WP.167 – Справочная информация о кодексе поведения
- Сбор информации о кодексах поведения, часть 1
- Сбор информации о кодексах поведения, часть 2
- A/CN.9/WG.III/WP.168 – Консультативный центр
- А/CN.9/WG.III/WP.169 — Отбор и назначение членов трибунала УСИГ
- A/CN. 9/WG.III/WP.170 – Претензии акционеров и отраженные убытки
- A/CN.9/WG.III/WP.172 — Стороннее финансирование
37
-я сессия 1–5 апреля 2019 г., Нью-ЙоркA/CN.9/970 – Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее тридцать седьмой сессии
- A/CN.9/WG.III/WP.155 – Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.156 — Представление правительства Индонезии
- A/CN.9/WG.III/WP.157 — Возможная реформа УСИГ — Стороннее финансирование
- A/CN.9/WG.III/WP.158 — Возможная реформа УСИГ — Информация о вариантах реализации рабочего плана
- A/CN.9/WG.III/WP.159 — Представление Европейского союза и его государств-членов
- A/CN.9/WG.III/WP.159/Add.1 — Представление Европейского союза и его государств-членов
- A/CN.9/WG.III/WP.160 — Резюме второго межсессионного регионального совещания по реформе УСИГ, представленное правительством Доминиканской Республики
- A/CN. 9/WG.III/WP.161 — Представление правительства Марокко
- A/CN.9/WG.III/WP.162 — Представление правительства Таиланда
- A/CN.9/WG.III/WP.163 — Представление правительств Чили, Израиля и Японии
- A/CN.9/WG.III/WP.164 — Представление правительства Коста-Рики
36
th сессия 29 октября — 2 ноября 2018 г., Вена- A/CN.9/964 — Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее тридцать шестой сессии
- A/CN.9/WG.III/WP.148 — Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.149 — Возможная реформа механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (ISDS)
- A/CN.9/WG.III/WP.150 – Возможная реформа УСИГ – Согласованность и связанные с этим вопросы
- A/CN.9/WG.III/WP.151 – Возможная реформа УСИГ – Обеспечение независимости и беспристрастности со стороны арбитров и лиц, принимающих решения, в УСИГ
- A/CN. 9/WG.III/WP.152 — Возможная реформа УСИГ — Арбитры и лица, принимающие решения: механизмы назначения и связанные с этим вопросы
- A/CN.9/WG.III/WP.153 — Возможная реформа УСИГ — Стоимость и продолжительность
- A/CN.9/WG.III/WP.154 — Резюме первого межсессионного регионального совещания по реформе УСИГ, представленное правительством Республики Корея
35
-я сессия , 23-27 апреля 2018 г., Нью-Йорк- A/CN.9/935 — Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее тридцать пятой сессии
- A/CN.9/WG.III/WP.144 — Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.145 — Материалы, представленные Европейским союзом
- A/CN.9/WG.III/WP.146 — Представления международных межправительственных организаций о назначении арбитров
- A/CN.9/WG.III/WP.147 — Представление правительства Таиланда
34
-я сессия , 27 ноября – 1 декабря 2017 г. , Вена- A/CN.9/930/Rev.1 – Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее тридцати -четвертая сессия — Часть I
- A/CN.9/930/Add.1/Rev.1 – Отчет Рабочей группы III (Реформа урегулирования споров между инвесторами и государством) о работе ее тридцать четвертой сессии – Часть II
- A/CN.9/WG.III/WP.141 — Аннотированная предварительная повестка дня
- A/CN.9/WG.III/WP.142 — Возможная реформа механизма урегулирования споров между инвесторами и государством (ISDS)
- A/CN.9/WG.III/WP.143 — Материалы международных межправительственных организаций
Гомофобия Путина способствует принятию ЛГБТК в раздираемой войной Украине
«Сегодня погиб брат из нашей общины», — гласила подпись к вирусному посту в Instagram, который на прошлой неделе опубликовала украинская военная группировка ЛГБТК. Силуэт солдата, отдающего воинское приветствие радужному флагу, отдает дань уважения неназванному человеку, который «ни разу в жизни не успел выйти».
«Сегодня умер брат из нашего сообщества», — гласила подпись к вирусному посту в Instagram, который на прошлой неделе опубликовала украинская военная группировка ЛГБТК. Силуэт солдата, отдающего воинское приветствие радужному флагу, отдает дань уважения неназванному человеку, который «ни разу в жизни не успел выйти».
Несмотря на публичное закрытие, этот человек, как сообщается, встречался с близкими друзьями и был известен тем, что давал анонимные интервью средствам массовой информации о своем опыте работы в качестве квир-солдата в украинской армии. Известие о том, что его жизнь оборвалась, а он так и не смог в полной мере отпраздновать свою личность, послужило мрачным напоминанием о реалиях, с которыми сталкиваются украинские ЛГБТ-солдаты: та же страна, которую они готовы взять в руки оружие, чтобы защищать, не дает им такие же права, как и их прямые товарищи. «Давайте закрепим достижения таких анонимных мальчиков и девочек, которые отдали свои жизни за свободную Украину, — продолжил пост в Instagram, — и «узаконим право на брак».
Украина стала первой постсоветской страной, декриминализовавшей гомосексуальность после обретения независимости в 1991 году. Но спустя более 30 лет восточноевропейская нация по-прежнему отстает в правах ЛГБТК и не предоставляет законного пути для государственного признания однополых отношений. партнерские отношения.
Сторонники прав ЛГБТ в украинской армии на киевском прайдеСторонники прав ЛГБТК в украинских вооруженных силах, в том числе действующие и бывшие солдаты, участвуют в киевском прайде, который, по оценкам, стал самым масштабным в истории города, 23 июня , 2019. Брендан Хоффман/Getty Images
Война России на Украине высветила этот пробел. Партнеры украинских солдат ЛГБТК, которые ранены — или, что еще хуже, убиты — в бою, не имеют тех же прав, что и их женатые гетеросексуальные коллеги. Посещение больницы, опознание умершего или получение государственных пособий — все это невозможно для ЛГБТ-пар.
В марте, однако, равные партнерские права стали на один шаг ближе к реализации. В том же месяце украинский депутат Инна Совсун внесла в парламент законопроект, который признает однополые гражданские партнерства и предоставляет гражданским партнерам ЛГБТК те же права, что и их женатым гетеросексуальным коллегам.
Этот недавний шаг, по-видимому, является частью более широкой тенденции к растущему признанию и правам ЛГБТК-украинцев после полномасштабного вторжения России в страну в феврале 2022 года. Совсун сказала, что предложение ее закона «определенно заняло бы больше времени», если бы не для войны. Хотя либеральный законодатель всегда был активным сторонником гендерных и сексуальных прав, она считает, что недавний конфликт выдвинул на первый план проблемы ЛГБТК и увеличил вероятность того, что ее законопроект будет принят.
Летом 2022 года петиция, призывающая к равенству в браке, собрала 28 000 подписей, превысив порог, необходимый для рассмотрения президентом Украины Владимиром Зеленским. (Хотя 45-летний лидер заявил, что поддерживает призыв к действию, он признал, что у него связаны руки: Конституция Украины определяет брак как союз между одним мужчиной и одной женщиной и не может быть изменен в военное время. ) В декабре Украина приняла закон, запрещающий разжигание ненависти в отношении сексуальных меньшинств в СМИ.
Демонстрант держит плакат с изображением президента России Владимира Путина в гримеДемонстрант держит плакат с отредактированным изображением президента России Владимира Путина во время акции протеста против гомофобии в России перед посольством России в Мадриде, 23 августа 2013 г. .GERARD JULIEN/AFP via Getty Images
Все это стало известно, когда президент России Владимир Путин, руководивший жестким подавлением прав ЛГБТК в своей собственной стране, открыто оправдывал свое вторжение в Украину частично ссылками на ее сексуальные меньшинства. «Семья — это союз мужчины и женщины», — сказал Путин в февральском обращении к Кремлю по случаю годовщины войны. Всего за 12 месяцев до этого он утверждал, что Запад «стремился разрушить наши традиционные ценности и навязать нам свои ложные ценности, которые могли бы нас подорвать».
Совсун считает неслучайным, что украинцы сейчас проявляют большую терпимость к ЛГБТ-сообществу перед лицом путинского «крайне гомофобного» правительства. По ее мнению, позиция Путина, похоже, сделала условия для продвижения прав ЛГБТК в стране менее трудными. «Люди, которые раньше относились к России более дружелюбно… теперь говорят: «Если Россия ненавидит геев, значит, мы любим геев». . Во время украинской революции на Майдане в феврале 2014 года спонсируемые государством российские СМИ стремились дискредитировать стремление украинских протестующих к интеграции в Европейский Союз, распространяя гомофобные сообщения. Крупнейшая российская газета заявила, что демонстрации организуют «националисты, антисемиты, неонацисты и гомосексуалы», и предупредила о навязывании однополых браков Украине, если страна присоединится к ЕС. Российские СМИ часто называли движение просто «Гайромайдан».
Что изменилось сейчас, сказал Эмиль Эденборг, адъюнкт-профессор гендерных исследований Стокгольмского университета, который отслеживал сексуальную политику в России на протяжении 21-го века, так это то, что позиция и риторика Путина, направленные против ЛГБТК, стали только более радикальными. «Вы можете ясно видеть из 2020, 2021 годов, как это действительно становится фиксацией. Когда [Путин] говорит, особенно когда он говорит о войне на Украине, почти всегда есть часть, посвященная «традиционным ценностям», — пояснил Эденборг, добавив, что временами это может «граничить с геноцидом».
Гомофобия Путина, спонсируемая государством сверху вниз, изначально представляла прямую угрозу квир-сообществу Украины. Всего за несколько дней до того, как российские танки пересекли границу в феврале 2022 года, Foreign Policy отметил, что военные, скорее всего, будут проводить целенаправленные атаки на диссидентов и сексуальные меньшинства в Украине. В то время большинство экспертов ожидало, что российские войска захватят Киев и большую часть Украины в течение нескольких дней.
В отчете за ноябрь 2022 года украинская правозащитная организация «Наш свет» сообщила, что она раскрыла не менее 10 случаев, когда украинские ЛГБТК, живущие в условиях российской оккупации на востоке страны, подвергались нападениям против геев, включая обвинения в изнасиловании, сексуальное насилие, тюремное заключение, нападение, кража и покушение на убийство.
В целом, однако, украинское ЛГБТ-сообщество не только оказалось устойчивым, но и, возможно, стало сильнее. В прошлом году рекордное количество украинских солдат объявили себя геями, бисексуалами и трансгендерами, причем многие из них использовали LGBTQ Military — популярную неправительственную организацию, которая защищает солдат ЛГБТК — в качестве своей платформы. На сегодняшний день более 100 солдат поделились своими историями каминг-аута в аккаунте группы в Instagram, насчитывающем более 13 000 подписчиков.
«Эти солдаты понимают, что их жизнь может быть прервана в любой момент российской бомбой… поэтому они действительно хотят иметь этот небольшой период времени, чтобы свободно жить в своей стране», — сказал Макс Потапович, медиа-менеджер LGBT Military. «Они действительно заставили скептически настроенные [части] нашего общества… изменить свое мнение».
Совсун считает, что возросшая известность военных ЛГБТК придает авторитет ЛГБТК-сообществу Украины в целом и подтолкнула некоторых консервативных членов общества к тому, чтобы они стали более терпимыми. «Поддержка военных сейчас является национальной религией», — сказала она. Этот патриотизм тем более верен более правым украинцам. «Люди такие: «Они сражаются за нас, тогда мы не можем выступать против них», — добавила она.
Эти анекдотические оценки подтверждаются общенациональными опросами. Опрос, проведенный весной прошлого года «Нашим светом», показал, что большинство украинцев поддерживают как равные права для ЛГБТК-граждан, такие как антидискриминационные законы и право на усыновление, так и однополые браки, отход от 2016 года. За последние шесть лет число украинцев, отрицательно относящихся к ЛГБТК-сообществу, сократилось с 60 процентов в 2016 году до 38 процентов в 2022 году. Число людей, придерживающихся положительного мнения, увеличилось в четыре раза. «Я никогда раньше не чувствовал, что украинские квир-люди так принимались», — сказал Потапович.
Рефлекторная оценка может списать растущее признание на украинское молодое поколение, из которого армия черпает большинство новобранцев и которое имеет более прогрессивный уклон, чем старшее поколение, выросшее в Советском Союзе. Но Виталий Царюк, 31-летний активист из Одессы, который в течение последнего десятилетия занимается отслеживанием преступлений на почве ненависти против ЛГБТК-украинцев, опровергает это предположение.
Во многом благодаря тому, что Путин громко заявляет о недовольстве ЛГБТ-сообществом, он сказал, что выход в свет — особенно для тех, кто находится на поле боя — рассматривается почти как нападение на вторгшуюся армию. И это, казалось, оказало положительное влияние на общество в целом. «Военные — самая уважаемая сфера в обществе», — сказал Царюк, добавив, что наши солдаты помогли более консервативным членам общества, которые, возможно, не знали о ЛГБТК-лицах в своей жизни, стать более терпимыми.
Участники парада варшавского и киевского прайдаУчастник парада варшавского и киевского прайда держит флаг Украины во время марша по улицам Варшавы, Польша, 25 июня 2022 года. Из-за войны многие украинцы присоединились к марш в Варшаве. ВОЙТЕК РАДВАНСКИЙ/АФП через Getty Images
Совсун признает, что Украине еще предстоит пройти долгий путь, когда дело доходит до борьбы за равные права. Через несколько часов после регистрации законопроекта о гражданском партнерстве на ее почтовый ящик обрушился шквал сообщений с угрозами, который продолжался несколько дней. Но даже для тех слоев общества, которые сейчас выступают против гражданских союзов, она язвительно замечает, что путинская риторика против ЛГБТК будет по-прежнему мешать ей и другим активистам за права ЛГБТК.
Между тем, российская агрессия только усилила амбиции Украины по членству в ЕС. «Я думаю, что на самом деле Путин хорошо поработал, заявив, что европейские ценности касаются геев», — сказал Совсун. «Всякий раз, когда он использует «ЕС», «европеец» или «гейропа», он почти всегда имеет в виду права ЛГБТК». Украинская национальная поддержка вступления в ЕС находится на рекордно высоком уровне: январский опрос, проведенный Национальным демократическим институтом, показал, что 92 процента украинцев поддерживают кандидатуру страны в блоке.
«Для людей, которые, возможно, когда-то не были так ориентированы на Европу, но теперь изменили свое геополитическое мышление [в поддержку вступления в ЕС], это также принесло дополнительный бонус в виде большей терпимости к ЛГБТ-сообществу», — пояснил Совсун.