Ст 153 жк рф в новой редакции с комментариями 2019 – Новая редакция Жилищного Кодекса РФ с изменениями на 2019 год

Статья 153 [ЖК РФ] — последняя редакция

Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

bazanpa.ru

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 155 ЖК РФ.

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив).

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

2.2. Утратила силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ

2.3. Утратила силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ

3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

4.1. Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1-5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации.

6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

6.3. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

7.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

7.2. В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации.

7.3. При осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, застройщику.

7.4. При заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, такой управляющей организации.\

7.5. В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

13. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

17. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься с использованием системы, в том числе на основании договоров на поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на предоставление коммунальных услуг, заключенных в электронной форме с использованием системы.

18. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

19. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданные товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные собственник и наниматель вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности.

Комментарий к Ст. 155 Жилищного кодекса РФ

1. Установление ежемесячных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги связано с постоянным повышением их размеров на основе так называемого принципа «полного возмещения издержек по содержанию жилого фонда».

Достигнуть «полного возмещения издержек» пока не удается отчасти и в связи с монопольным положением государственных служб ЖКХ.

2, 3. Платежи за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся наличными деньгами в сберкассы, отделения почты на основании платежных документов: счетов-извещений, выставленных жилищно-коммунальными службами, иными обслуживающими предприятиями и организациями; счетов-квитанций, подтверждающих платежи со стороны нанимателя или иных ответственных лиц за внесение платежей наймодателю.

При внесении платежей нанимателем могут быть использованы расчеты безналичным путем: по платежным поручениям (с предварительным уведомлением наймодателя), по инкассо и чекам.

4, 5. Согласно статье 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой (или внесенной) нанимателем жилого помещения платы меньше (или окажется меньше), чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения.

Здесь понятия «наймодатель» и «управляющая организация» не идентичны. Наймодателем может быть и неуправляющая организация, в частности, в случаях предоставления государственными предприятиями жилья своим работникам, а управление жилищным фондом может осуществляться другими лицами на основе специальных договоров.

Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном общими собраниями членов товарищества собственников жилья, членов жилищного кооператива (либо иного специализированного потребительского кооператива).

8, 9, 10. Положения этих частей статьи 155 ЖК РФ, по существу, носят дублирующий характер.

Собственники жилых, других помещений в многоквартирном или ином доме, которые непосредственно управляют этими домами, вносят платежи за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами жилых помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение (применительно к нанимателям) и коммунальные услуги (применительно к собственникам, нанимателям, иным лицам, пользующимся коммунальными услугами).

Однако при временном отсутствии граждан в жилом помещении внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг (за воду, газ, электричество и др.), рассчитываемой исходя из нормативов потребления, должно осуществляться на основе данных перерасчета платежей за период их временного отсутствия.

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые поднанимателям (ст. 78 Жилищного кодекса РФ) и временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания поднанимателей и временных жильцов.

13. Наймодатель, управляющая организация обязаны в письменной форме информировать нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении (увеличении) размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Наниматели — потребители жилищных, коммунальных услуг обладают правами обжалования новых, измененных (увеличенных) тарифов и цен в судебном порядке в случаях, когда они установлены с нарушениями требований действующего законодательства.

Допустимо, в частности, обжалование в суде региональных подзаконных актов по установлению тарифов и цен на энергоносители, когда они противоречат законодательству Российской Федерации.

Постановлением администрации Читинской области от 4 июня 2003 г. утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии (РЭК) — Едином тарифном органе Читинской области.

Прокурор Читинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пп. 11.13 и 11.17 названного Положения, поскольку ими необоснованно закреплены за Региональной энергетической комиссией следующие полномочия:

— устанавливать цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги, водоснабжение и канализацию (кроме муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства местного самоуправления) — п. 11.13;

— проводить экспертизу экономической обоснованности тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований на безвозмездной основе — п. 11.17.

Решением Читинского областного суда от 5 апреля 2004 г. заявление прокурора удовлетворено.

Администрация Читинской области в кассационной жалобе просила решение отменить и в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применен материальный закон.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 7 июля 2004 г. решение отменила в части признания недействующим п. 11.17 Положения и приняла новое решение об отказе в удовлетворении заявления в данной части, в остальном решение оставила без изменения, указав следующее.

Согласно п. 11.13 Положения комиссия устанавливает цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги, водоснабжение и канализацию (кроме муниципальных унитарных предприятий).

Удовлетворяя заявление о признании этого пункта Положения недействительным, противоречащим федеральному законодательству, суд пришел к правильному выводу о том, что РЭК как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать цены на поименные виды коммунальных услуг, оказываемых предприятиями и организациями, не относящимися к системе коммунального хозяйства органов местного самоуправления .
———————————
Более подробно см.: Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2004 г. N 72-Г04-3 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. N 3. С. 6 — 8.

14. Установление пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации относится к исключительной мере гражданско-правовой ответственности за несвоевременное внесение платежей.

Сверх этой пени или наряду с ней убытки не возмещаются. Увеличение размера пеней также не допускается.

www.jilkod.ru

Ст. 153 ЖК РФ в последней редакции 2017 года

Главная>Раздел VII>Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

fzakon.ru

Статья 153 ЖК РФ. Жилищный кодекс с комментариями

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.



nalogcodex.ru

Скандальная ст. 153 ЖК РФ — на деле — полное фуфло

 

Страшная норма ЖК РФ. Статья 153 …  

На протяжении последних трех лет я так или иначе участвовал в 25 гражданских делах по искам управляющих оргапнизаций к неплательщикам. Каждый раз истец — а следом суд — ссылались на ч. 1 ст.153 Жилищного Кодекса РФ, где указана обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги

И только на прошлой неделе — благодаря Золотой скрепке — обратил внимание на словосочетание  «плата за жилое помещение». 

Надо просто два раза вслух прочесть эту фразу

О чем в ней говорится?

Поняли?

Нет? 

До меня доходило три года…  

Суть ст. 153 ЖК РФ

Оказывается, в этой норме говорится о том, что не только наниматели обязаны платить за съемное жилье, но и собственники помещений, однажды оплатившие (внесшие плату) за свою квартиру или получившие эту квартиру в дар, все равно обязаны вносить плату за жилое помещение.

Между тем в ч.1 ст. 39 ЖК РФ на собственников помещений в МКД возлагается обязанность нести бремя расходов на содержание общего имущества, в которое по определению не входят жилые помещения.

Итак ч.1 ст. 153 ЖК РФ обязывает собственников помещений непременно вносить плату за жилое помещение, которое уже проплачено, но ничего не говорит об обязанности оплачивать содержание и ремонт общего имущества (то что входит в  жилищные услуги)

Ст. 153 ЖК РФ не стыкуется с другими нормами.

С учетом того, что

—       в статье 138 ЖК РФ ставится вопрос об обязанностях собственников жилых помещений по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество и о соблюдении прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;

—       в статье 137 ЖК РФ ставится вопрос о возможности товарищества собственников жилья требовать в судебном порядке принудительного возмещения обязательных платежей и взносов, а также убытков, причиненных неисправными собственниками помещений “в результате неисполнения собственниками помещений обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов”,

можно обоснованно полагать, что существует обязанность не только вносить плату за жилое помещение (при покупке квартиры, например), но и оплачивать жилищные услуги, к которым относятся содержание и ремонт общего помещения. Однако, нормы ст. 153 ЖК РФ по формальному признаку не распространяются на жилищные услуги.

Коррумпированно ориентированные суды  используют формулу

«отсутствие договора не освобождает от обязанности … «

Все правильно, — говорим

Поддакиваеи! 

От обязанности оплатить за жилое помещение мы не отказываемся.

Кстати информируем суд — эту обязанность исполнили. Оплатили. Давно. Вот доказательство — Свидетельство о собственности.
А от оплаты за содержание общего имущества нас эта статься освободила. 
(Злорадно улыбаемся — делаем улыбочный оскал).

 

maxpark.com

Статья 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Жилищный кодекс>Раздел VII. ПЛАТА ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ>Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

См. все связанные документы >>>


1. Договоры, содержащие условия предоставления жилых помещений в пользование гражданам, а также условия оказания услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставления коммунальных услуг, являются возмездными. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и юридическими лицами. Обязательства по предоставлению жилых помещений, оказанию услуг, выполнению работ и предоставлению коммунальных услуг и обязательства по оплате являются встречными обязательствами (ст. ст. 307, 328 ГК).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет момент возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для физических и юридических лиц. Необходимость законодательного определения указанного момента вызвана многочисленными судебными спорами, возникавшими из-за того, что в федеральном законодательстве не было норм, регулирующих вопросы внесения платы за жилое помещение (по части платы за содержание и ремонт жилого помещения см. комментарий к ст. 154 ЖК) и коммунальные услуги в незаселенных или неиспользуемых жилых помещениях.

3. В соответствии с положениями комментируемой статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и за предоставляемые в этом помещении коммунальные услуги возникает у граждан и юридических лиц с момента возникновения права собственности на жилое помещение или заключения соответствующего договора, устанавливающего основания использования жилого помещения, либо после предоставления жилого помещения в установленном порядке члену жилищного или жилищно-строительного кооператива.

При этом комментируемая статья не содержит положений, устанавливающих момент возникновения обязанностей по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (плата за жилое помещение) и платы за коммунальные услуги собственниками нежилых помещений. Представляется, что при решении споров о расходах собственников нежилых помещений на содержание общего имущества в многоквартирном доме и об оплате предоставленных им коммунальных услуг судебные органы должны будут применять к данным правоотношениям нормы комментируемой статьи, касающиеся внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по аналогии (см. комментарий к ст. 7 ЖК).

4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность содержания жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов до момента их предоставления в пользование гражданам. На практике такие помещения нередко содержались за счет организаций, за которыми они были закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а не за счет средств соответствующего бюджета. Достаточно часто организации, предоставляющие коммунальные услуги, не могли идентифицировать лицо, обязанное вносить плату за соответствующие услуги либо возлагали эту обязанность на будущих владельцев жилых помещений. Жилищный кодекс РФ возлагает эту обязанность на органы государственной власти и органы местного самоуправления или на управомоченных ими лиц.

5. Обязанность Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в лице соответствующих органов публичной власти, как и других собственников помещений в многоквартирном доме, нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и их обязанность своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги основывается на положениях ч. 1 ст. 30, ст. ст. 39, 138, 148, 154, 155, 162 и 164 ЖК РФ. Из положений Кодекса вытекает, что в отношении жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов одновременно возникают денежные обязательства публично-правовых образований и нанимателей таких жилых помещений. То есть при наличии нанимателей жилых помещений денежные обязательства указанных собственников не упраздняются.

6. Жилищный кодекс РФ не определяет круг лиц, несущих расходы по плате за жилое помещение и коммунальные услуги относительно помещений, не имеющих собственников (бесхозяйное и выморочное имущество). Таких помещений сравнительно немного, и основное количество споров по данному вопросу вызывает лишь момент возникновения обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для лиц, наследующих данное помещение в порядке, установленном гражданским законодательством.

7. Комментируемая статья не устанавливает момент возникновения обязанности будущих собственников помещений в строящемся многоквартирном доме нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплату коммунальных услуг. Это не означает, что приобретатели таких помещений не должны нести подобные расходы. Если будущими собственниками помещений в строящемся многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья (см. комментарий к ст. 139 ЖК), то, как представляется, подрядчик (застройщик) несет расходы на содержание общего имущества в таком доме и на оплату коммунальных услуг до передачи им всех помещений лицам, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме. В отличие от обязательств, предусмотренных комментируемой статьей, обязательства будущих собственников помещений в строящемся многоквартирном доме по содержанию общего имущества в таком доме и оплате коммунальных услуг вытекают не из требований закона, а из договора с подрядчиком (застройщиком). Отсутствие регулирования договором порядка несения указанных расходов является предпосылкой для нарушения прав одной из сторон договора. При этом заинтересованная сторона договора может обратиться в суд за защитой своих интересов.

rulaws.ru

Государство и право. ЖК РФ ст. 153 с комментариями

Порядок исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг регулируется положениями разд. VII ЖК РФ. Ст. 153 считается одной из ключевых норм в данной сфере. Рассмотрим ее подробнее.

Обязанности граждан и организаций

Юридические и физлица должны полностью и своевременно оплачивать коммунальные услуги и жилплощадь. Соответствующая обязанность, согласно ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, возникает:

  1. У нанимателей помещения по договору соцнайма, в том числе жилфонда социального использования. Указанные лица должны вносить оплаты с даты заключения соглашения.
  2. Арендаторов/нанимателей помещения муниципального или государственного жилфонда. Обязанность также возникает с даты оформления соглашения.
  3. Членов жилкооператива с момента предоставления помещения.
  4. Собственников площадей с даты возникновения права. При этом учитывается правило, предусмотренное в 169-й статье Кодекса (ч. 3).
  5. Лиц, принявших от застройщика (субъекта, обеспечивающего возведение многоквартирного дома) помещения по передаточному или другому акту с даты передачи. Обязанность возникает, если сооружение введено в эксплуатацию. Этот факт должен быть подтвержден соответствующим разрешением.
  6. Застройщиков в отношении помещений в многоквартирном доме, не предоставленных другим лицам по передаточному или другому акту. Обязанность возникает с даты предоставления ему разрешения на введение сооружения в эксплуатацию.

В соответствии с частью третьей ст. 153 ЖК РФ, до заселения в помещения муниципального и государственного жилфондов расходы на их содержание несут соответственно структуры местной и госвласти либо управомоченные ими субъекты.

Пояснения

Рассматривая ст. 153 ЖК РФ с комментариями юристов, следует отметить, что ранее отношения, связанные с выполнением обязательств по оплате помещений и коммунальных услуг, регламентировались преимущественно подзаконными актами. В настоящее время положения нормы не только обладают регулятивным характером, но и реализуют важнейшую системно-правовую задачу. Содержащаяся в ЖК РФ ст. 153 наряду с прочими нормами раздела VII выступает в качестве гарантии защиты интересов участников жилищного процесса.

Специфика нормы

Часть первая ст. 153 ЖК РФ обладает общим характером. В ней предусмотрено, что оплата услуг ЖКХ и жилплощади – обязанность всех субъектов, вступивших в жилищные правоотношения на основании договора или закона. Порядок ее реализации раскрывается другими нормами Кодекса. В статьях раздела VII не используется собирательное понятие, охватывающее всех субъектов, обязанных осуществлять оплату. Представляется, что к ним можно отнести всех пользователей помещений. Соответствующий термин используется в 159-й статье Кодекса. Понятие «пользователь» относится, главным образом, к гражданам, живущим в муниципальном и государственном жилфондах. Правила предоставления услуг ЖКХ содержат понятие «потребитель». Этим термином обозначаются субъекты, получающие услуги ЖКХ и обязанные их оплачивать.

Особенности субъектов

В части второй рассматриваемой нормы закрепляется перечень лиц, на которых возлагается обязанность осуществлять платежи за жилплощадь и услуги ЖКХ. По п. 1 ст. 153 ЖК РФ, ими являются наниматели помещений. Для получения соответствующего статуса лицо должно заключить договор. С момента его оформления субъект становится обязанным лицом. Между тем, далеко не во всех случаях можно считать бесспорным подход, установленный в ЖК РФ. Ст. 153 (п. 2), например, тоже определяет моментом возникновения обязанности дату заключения арендного соглашения. Но нужно учитывать, что оно, как и договоры соцнайма, найма муниципального или государственного жилфонда, признается консенсуальным. Все они должны быть оформлены письменно.

Такие договоры считаются заключенными в момент достижения сторонами соглашения по существенным условиям, которое, в свою очередь, должно фиксироваться в тексте основного документа. Содержащаяся в нем дата считается моментом заключения сделки. Между тем, на практике арендатор/наниматель фактически не может эксплуатировать помещение, пока оно не будет предоставлено ему.

Особенности передачи объекта

В момент предоставления помещения субъекту (нанимателю/арендатору) отдаются ключи и документация, подтверждающая надлежащее состояние. К бумагам, в частности, относят:

  1. Санитарно-гигиенический сертификат.
  2. Техпаспорта на оборудование, установленное в помещении.
  3. Правила эксплуатации приборов.

Наниматель/арендатор проводит осмотр объекта. При отсутствии замечаний стороны оформляют акт. С момента его подписания помещение признается переданным в пользование. Соответственно, его уже можно эксплуатировать.

Нюансы

Субъект, которому передается помещение в соответствии с договором найма, вправе отказаться принимать объект и вселяться в него, если его состояние окажется ненадлежащим или непригодным для проживания. В этом случае возлагать обязанность на лицо по уплате коммунальных платежей было бы неверно. Если же субъект, заключивший договор, необоснованно уклоняется от принятия помещения, этот факт фиксируется в специальном акте. В документе должно быть отражено, что лицо без уважительных причин отказывается от помещения и подписания необходимых бумаг. В такой ситуации обязанность, которую закрепляет ЖК РФ в ст. 153, возникла бы с момента оформления специального (комиссионного) акта. Между тем, в законодательстве отсутствуют нормы, содержащие требования к процессу передачи помещения. Представляется, что это достаточно существенный пробел в нормах, который надлежит восполнить.

Мнение экспертов

В связи с отсутствием норм, регламентирующих процесс предоставления помещения нанимателю, ряд юристов предлагают использовать положения 611-й статьи ГК по аналогии. Специалисты полагают, что вполне логично связывать вменение обязанности по оплате помещения и услуг ЖКХ на субъекта с момента предоставления ему объекта. Более того, на практике, как правило, происходит так, что соглашение о найме заключено, а жилплощадь передается позже.

Однако присутствующая в ЖК РФ ст. 153 закрепляет другое правило. Представляется, что логика законодателя заключается в том, чтобы стимулировать нанимателя к устранению всяких препятствий с его стороны для вселения в помещение, предоставленное ему по договору, и использованию его по назначению. Если после оформления соглашения наймодатель по каким-то причинам задерживает передачу объекта, то второй участник сделки вполне может требовать неначисления платы за период, в который он не мог эксплуатировать жилплощадь. Если между сторонами возникнет спор, решить который можно только в рамках судопроизводства, инстанция, рассматривающая дело, должна принять во внимание конкретные обстоятельства и определить точную дату, в которую объект был предоставлен нанимателю. При разрешении конфликта суду следует руководствоваться не только общими, но и специальными положениями, регламентирующими обязательственные отношения.

Члены кооператива

Они получают право на помещение не в соответствии с договором, а на основании исполнения объединением принятых на себя обязательств. Как указывается в 124-й статье Кодекса (часть 2), для вселения члена кооператива общее собрание принимает решение об этом. Соответственно, обязанность, закрепленная ЖК РФ в ст. 153, возникает в момент утверждения указанного акта всеми членами объединения. По мнению экспертов, было бы логично предусмотреть, что оплата помещения, предоставленного члену жилищного кооператива, должна вноситься им не с даты принятия решения, а после передачи объекта по соответствующему акту.

Собственники

Как указано в п. 5 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по выплате сумм за коммунальные услуги и помещение возникает у владельцев после приобретения права на объект. По мнению юристов, данный подход также нельзя назвать безупречным. Дело в том, что моментом приобретения права собственности, указанного в пункте 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, является госрегистрация. При этом не имеет значения основание его возникновения. Госрегистрация, в силу положений законодательства, считается единственным подтверждением существования права. На практике, между тем, возложение обязанности на собственника по выплате коммунальных платежей и других обязательных сумм, происходит разными способами. К примеру, при покупке помещения в рамках участия в долевом строительстве МКД объект передается еще до момента регистрации права.

Участие в долевом строительстве

В ст. 153 ЖК РФ указывается, что обязанность по отчислению платежей за помещение и услуги ЖКХ возникает при передаче объекта по соответствующему акту. Этот документ выступает в качестве одного из оснований для регистрации права на жилплощадь. В этом случае субъект еще не стал законным владельцем, но уже должен исполнять обязанности, закрепленные законом. Если право на помещение возникло у приобретателя в силу договора, то объект может передаваться и до госрегистрации. Соответственно, в этот же момент появляются и обязанности, закрепленные 153-й статьей Кодекса. По мнению юристов, логично было бы дополнить начальную формулировку части второй отсылочным указанием «если другое не предусматривается в договоре или законе».

Открытость перечня

Назначение правил, закрепленных частью второй рассматриваемой нормы, заключается в определении момента появления обязательств по оплате услуг ЖКХ и помещения. В этой связи, в ней не раскрывается полный перечень лиц. Соответственно, правила, закрепленные частью второй, следует применять в комплексе с другими нормами Кодекса, устанавливающими круг обязанных субъектов. К ним, в частности, можно отнести дееспособных (полностью или ограниченно) родственников собственника/нанимателя (по договору соцайма) и сонанимателей.

Нововведение

П. 6 ст. 153 ЖК РФ был введен сравнительно недавно. В нем установлено, что обязанность, закрепленная частью первой, возникает:

  1. У субъекта, принявшего объект по двустороннему акту приема-передачи от застройщика. Статус лица не конкретизирован. Представляется, что этот субъект должен обладать правомочием предъявить требования о предоставлении ему помещения.
  2. С момента передачи объекта.

Заключение

Муниципальный и государственный жилфонды находятся в ведении региональной, местной и госвласти. В этой связи вполне естественно, что до того, как жилплощади не переданы конкретным лицам по тому или другому юридическому основанию, обязанности, предусмотренные частью первой рассматриваемой нормы, возлагаются на уполномоченные органы субъектов РФ или МО за счет средств бюджета соответствующего уровня. В ч. 3 употребляется формулировка «до заселения помещений муниципального и государственного жилфондов». Данное выражение, по мнению экспертов, не совсем корректно. По смыслу нормы, заселением следует считать предоставление объекта в установленном порядке управомоченным лицам. Конкретизация момента, в который прекращается обязанность, предусмотренная частью первой, у публичных образований и вместе с этим возникает у указанных субъектов, излагается в ч. 2 153-й статьи.

fb.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *