Раздел VI. ТК РФ в последней редакции 2020 года
Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.
В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.
В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 — 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.
В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя — РАО.
Тяжёлый несчастный случай на производстве // С чем придётся столкнуться с началом расследования по ст. 143 УК РФ
[для юристов производственных предприятий, адвокатов по уголовным делам, инженеров ОТ и ТБ, главных инженеров, руководителей предприятий]
Производственный травматизм, явление редкое в конторах и офисах, в цеху и на стройке вполне обыденное. Несчастные случаи происходят и с молодыми, и с опытными рабочими; с теми, кто включился в работу не проснувшись, и с теми, кто измотался и устал к концу смены. Рабочие травмируются по вине администрации, по вине товарища по цеху, по собственной неосторожности и по нелепой случайности. Порой из-за экономии, а бывают и наоборот — от желания подсобить.
Вполне разумно от увеличения возраста выхода на пенсию ожидать роста травматизма. Сохранение трудоспособности у пожилых — это больше вопрос веры. Утверждение о возросшей средней продолжительности жизни также не очевидно: любой с 4-мя классами образования может пойти на городской погост и по надписям на памятниках рассчитать такую продолжительность для заданного отрезка времени с точностью до дня.
Желание оправдать последствия увеличения пенсионного возраста в глазах общественности и отвести возмущение от принимавших это решение, вероятно, будет формировать соцзаказ на создание фигуры «жадного/преступного работодателя», реализовывать который, очевидно, придётся как СМИ, так и органам уполномоченным расследовать дела по статье 143 УК РФ.
В связи с этим несколько слов и вопросов про расследование тяжёлых несчастных случав на производстве.
* * *
I. Кто и как расследует.
Тяжёлый несчастный случай помимо государственного инспектора труда (лицо возглавляющее комиссию по расследованию несчастного случая в соответствии с абз. 2 ст. 229 ТК РФ) будет расследовать (в соответствии с п/п «а» п. 1 части 2 статьи 151 УПК РФ) также следователь следственного комитета (ранее – прокуратуры).
Государственная инспекция труда – орган специализированный. Постоянное общение с трудящимися, техническими специалистами, различными директорами, да и между собой явно способствует росту квалификации и погруженности в проблемы производства. При расследовании несчастного случая здесь можно рассчитывать на трезвый взгляд на обстоятельства, здравый смысл, а также получить полезные знания.
Для следователя производственный травматизм вещь далёкая: сложно надеяться, что когда-то он был инженером по ОТ и ТБ или в школьные каникулы на стройке простым рабочим зарабатывал на свой первый магнитофон.
Несмотря на такие отличия, вы не должны удивляться двум вещам:
1) процессуальной самостоятельности следователя.
Следователь возбудит дело сразу по получении сообщения из травматологии, и будет расследовать его, не принимая в расчёт мнение инспекции труда. И даже если последняя не найдёт нарушений правил ОТ и ТБ, ход уголовного дела это не остановит;
2) языковому барьеру.
Первоначально ваших работников опросят, чтоб исключить общеуголовные составы (105-ую и 111-ую УК РФ). Однако дальше будут вопросы по обстоятельствам получения травмы.
Помните, что когда не понимающий в производстве человек формулирует вопросы для простого рабочего, отлично разбирающегося тоже только на своём участке работы, то ответы (вернее – их запись в протокол) могут быть самыми неожиданными. Особенно когда следователь страстно желает передать дело в суд – в этой ситуации в протокол допроса войдут различные двусмысленные выводы и умозаключения: например, что потерпевший жаловался на то, что уставал, что просил помощника, а ему не давали и т.п. Читая потом их показания, вы будете чесать затылок и задаваться вопросом – как они такой ахинеи наговорили, их что, били?
Вы должны быть готовы объяснить следователю, что если письменная инструкция к станку не висит тут же на стене, то это не значит, что работник не знал, что это за устройство и как им пользоваться. Вам придётся постоянно говорить о том, что профессиональные способности рабочего, его теоретический знания и практические навыки позволяли отличить клещи от молотка даже несмотря на то, что оба инструмента не были лично вами подписаны.
II. Кто может быть субъектом преступления.
Субъект преступления в пункте 4 ППВС РФ от 29.11.2018 № 41 (далее — ППВС РФ № 41) определён как «руководители организаций, их заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений организаций, специалисты службы охраны труда и иные лица, на которых в установленном законом порядке (в том числе в силу их служебного положения или по специальному распоряжению) возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда». С учётом пункта 6 – это лицо, «на которое возложены обязанности по обеспечению соблюдения и (или) соблюдению таких правил».
Такая формулировка традиционна. Субъект преступления в пункте 3 ППВС СССР от 30.05.1967 № 4 определялся как «должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению возложена обязанность по охране труда и соблюдению правил техники безопасности на соответствующем участке работы или контроль за их выполнением».
В п. 5 ППВС СССР от 05.12.1986 № 16 и п. 3 ППВС РФ от 23.04.1991 № 1 указывались специальные основания для привлечения должностных лиц, которые не выступали непосредственными руководителями пострадавшего (начальники цехов, директора и т.п.): они несли ответственность только если «не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил» (цитата по ППВС РФ от 23.04.1991 № 1). В ППВС РФ № 41 это уточнение не вошло.
По мнению профессора З.Б. Соктоева («Нарушение требований охраны труда: о новом Постановлении Пленума») по сравнению с ранее действовавшим законодательством, круг субъектов уголовной ответственности ППВС РФ № 41 расширен. Такой вывод профессор основывает на том, что (а) ранее действовавшее перечисление, по сути служившее ограничением, было исключено и (б) пунктом 7 введена «конструкция неосторожного сопричинения», которая даёт возможность при расследовании не ограничиваться поиском лишь одного виновного, а выявлять и привлекать всех возможных нарушителей.
Однако текст статьи наводит на мысль, что профессор сам этой позиции не придерживается, поскольку доводит аргументацию до абсурда, одновременно иронизируя над реализуемой Российской Федерацией новой концепции «нулевого травматизма», согласно которой «каждый работодатель, директор и менеджер несет ответственность за охрану труда на предприятии. Директора и менеджеры показывают другим пример для подражания. Они устанавливают правила и сами следуют им. Они обеспечивают понимание этих правил и их выполнение всеми работниками предприятия».
Очевидно, что привлечение к уголовной ответственности за то, что кто-то не показал другим пример для подражания оправдано только для людоедских племён и только при необходимости пополнения мясных кладовых.
Но в связи с поднятой З.Б. Соктоевым проблемой встаёт вопрос: если «система управления охраной труда» на предприятии не полностью соответствует рекомендациям «Типового положения о системе управления охраной труда», то имеет ли место преступление, предусмотренное ст. 143 УК РФ или нет?
III. Как должно быть сформулировано обвинение или в чём можно обвинить вашего работника.
Пунктом 6 ППВС РФ № 41 исключена возможность привлечения к уголовной ответственности за общие упущения в работе (по терминологии ППВС РФ № 1 от 23.04.91 — за факты «недисциплинированности, безответственности, пьянства»). Суд «обязан сослаться не только на нормативные правовые акты, которыми предусмотрены соответствующие требования и правила, но и на конкретные нормы (пункт, часть, статья) этих актов, нарушение которых повлекло предусмотренные уголовным законом последствия, а также указать, в чем именно выразилось данное нарушение» (пункт 6). Требование указывать пункт традиционно: согласно ППВС СССР от 05.12.1986 № 16 суд был обязан «выяснять и отражать в приговоре, кем и какие конкретно пункты правил охраны труда и безопасности работ нарушены» (пункт 3).
Тем не менее, вам не следует удивляться, если следователь обойдёт такое разъяснение и просто вменит руководителю нарушение требований, которые должен был выполнять непосредственно пострадавший рабочий (иными словами: раз рабочий не выполнил, то начальник не обеспечил их выполнение), совершенно не раскрывая, а в чём выразилось необеспечение выполнения этого требования со стороны руководителя (может быть начальник: (а) не стоял постоянно над душой, (б) не запер в кабинете и не выпускал до конца рабочего дня, (в) с утра не напомнил, (г) не обматерил, когда следовало бы и т. п.).
IV. Какие экспертизы и как могут быть проведены.
Постановление ПВС СССР от 30.05.1967 № 4 допускало по таким делам назначение технической экспертизы (пункт 8). Постановление ПВС СССР от 05.12.1986 № 16 также предусматривало возможность проведения лишь судебно-технической экспертизы.
В рамках такой экспертизы могли ставиться вопросы типа: «Какие неисправности могли вызвать утечку газа? Не являются ли дефекты механизма результатом недостатков технического проекта?» и т.п. Хорошо изложена проблема экспертиз по таким делам в опубликованной в 1960 г. статье И.Ф. Крылова «Cудебно-техническая экспертиза по делам о нарушении правил техники безопасности» (*).
Вразрез с такой традицией в пункте 13 ППВС РФ № 41 допускается назначение судебной экспертизы «в необходимых случаях для установления причин несчастного случая и разрешения иных вопросов, требующих специальных знаний». Как видим, характер экспертизы Верховный суд не определил, что привело к весьма неожиданным последствиям. В связи с этим вы должны быть готовы, что следователь назначит экспертизу с таким вопросом: «Были ли допущены нарушения требований охраны труда и (или) правил безопасности, состоящие в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями, если да, то каким конкретно лицом (лицами)?».
Но разве не предполагается, что обычный работник со средним образованием должен понимать правила без экспертизы? И если мы не отказываем простому работнику со средним образованием в возможности знать и понимать такие правила (а значит и осознанно их нарушать), то должны ли быть исключения для прокурорского следователя с высшим образованием?
И разве этот вопрос не является вопросом права? По крайней мере, ещё 60 лет назад такие вопросы однозначно относились к вопросам, по которым недопустимо обращаться к экспертам (Там же).
У вас также могут возникнуть вопросы по квалификации «специалистов», которым поручено проведение такой «правовой» экспертизы, вот например: «…NN, имеющий высшее юридическое образование, обладающий специальными познаниями в области уголовного судопроизводства и анализа техносферной безопасности в системе нормативно-правового регулирования отношений различных субъектов, имеющий стаж работы в области юриспруденции и экспертной деятельности более семи лет».
При этом в далёком феврале 1952 года Верховный Суд СССР указывал, что «экспертом может быть только лицо, имеющее необходимое образование и практический опыт» (Там же).
Вы должны учесть, что, скорее всего, даже такая уродливая экспертиза будет назначена до того, как вас привлекут к делу в качестве подозреваемого/обвиняемого и права участвовать в её назначении (ст. 198 УПК РФ — вопросы, отводы и т.п.) вы будете лишены.
Для вас не должно быть неожиданностью, что в допросе ваших работников будет также участвовать «специалист» — весьма вероятно из того же экспертного учреждения, в котором позднее следователь назначит «правовую» экспертизу – и большинство вопросов будет задано именно им (для примера — один из вопросов такого специалиста: «Поясните структурную подчинённость в ООО «ХХХ» от руководителя до пострадавшего»).
V. Примирение с потерпевшим.
Статья 143 УК РФ допускает прекращение уголовного дела примирением с потерпевшим. Следователь обязательно укажет вам на это, однако пояснит, что ни он, ни прокуратура не имеют права прекратить дело по этому основанию (вообще-то имеют — согласно ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ, но якобы борьба с коррупцией препятствует).
Допустим, вы точно знаете, что в несчастном случае виноват сам пострадавший и счастье, что по его безалаберности не пострадал кто-то ещё. На это же указывают материалы расследования трудовой инспекции, об этом знает пострадавший. Вы потерпевшему уже помогли и все вопросы с ним уладили.
Тем не менее, следователь по нескольку раз вызывает рабочих, ИТР, руководителя и каждый раз допрашивает, передопрашивает, предъявляет обвинение, назначает «правовую» экспертизу (может даже создаться впечатление, что дело не прекращается только для того, чтоб провести такую экспертизу) и т.п. И вам начинает казаться, что единственный надёжный способ прекратить этот ужас – это примирение в суде, поэтому может статься, что вы, дожидаясь суда и, надеясь на договорённости с потерпевшим, перестанете уделять должное внимание процессу, содержанию экспертиз и даже прогоните своего адвоката.
При таком подходе, возможно, придётся потом кусать локти: прочитав обвинительное заключение, тот же потерпевший, который до этого прекрасно понимал свою роль в происшествии, вдруг решит, что на самом деле он святой, а вы — кровососы и должны ему по гроб жизни. Вы с ним просто не договоритесь, и он вас до суда разденет.
VI. Заключение, или о том, как приятно быть Робин Гудом.
Помогать людям, защищать слабых и угнетённых, наказывать богатых и жадных — всегда приятно. Вдвойне приятно, если делаешь это за чужой счёт, совершенно не рискуя ни своими деньгами, ни своей совестью. А не рискуешь ты ещё и потому, что вся ответственность за ход дела ложится на т.н. «эксперта», чьи выводы положены в основу обвинения. Ну а если невиновного и привлекут к ответственности, так ведь только по его же собственной вине — за то, что не смог «примириться» с потерпевшим, — значит жадный, значит виноват. Именно в такой психологической капкан может попасть следователь, расследующий дело по ст. 143 УК РФ, учтите это.
В тоже время позиция «мой дедушка невиновен, потому что он мой дедушка» также может быть неверна — несчастный случай вполне возможен и по вине не выполнившего свои прямые обязанности руководителя. Однако идти под суд из-за чужой глупости, брать на себя вину потерпевшего – неправильно.
* * *
А как расследуют тяжёлые несчастные случаи в ваших краях?
Государственный департамент США
Грузия (Уровень 1)
Правительство Грузии полностью соответствует минимальным стандартам по искоренению торговли людьми. Правительство продолжало демонстрировать серьезные и последовательные усилия в течение отчетного периода, учитывая влияние пандемии COVID-19 на его возможности по борьбе с торговлей людьми; поэтому Грузия осталась на уровне 1. Эти усилия включали оказание всесторонней помощи жертвам, в том числе активные меры по смягчению последствий пандемии в государственных приютах. Правительство увеличило количество инспекторов труда, разработало руководство для инспекторов труда по выявлению признаков принудительного труда и обновило меморандум о взаимопонимании (МОВ) для проведения совместных проверок с правоохранительными органами.

ПРИОРИТЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Тщательно расследовать, преследовать и осудить торговцев людьми в соответствии со статьями 143-1 и 143-2 Уголовного кодекса.
- Активизировать усилия по упреждающему выявлению жертв, особенно лиц, занимающихся коммерческим сексом, работающих детей и/или детей, ставших бездомными, а также грузинских и иностранных жертв в уязвимых секторах труда. • Увеличить ресурсы для планирования разведывательных и основанных на доказательствах операций правоохранительных органов с подходами, ориентированными на жертв.
- Поощрять участие потерпевших в расследованиях и судебном преследовании через судебные процедуры, ориентированные на потерпевших, включая удаленные показания или финансирование проезда и других расходов потерпевших для участия в судебных слушаниях.
- Внедрить процедуры для повышения способности Постоянной группы последовательно и точно выявлять жертв.
- Повышение потенциала правоохранительных органов по расследованию сложных дел, включая повышение квалификации по отмыванию денег, организованной преступности и цифровым доказательствам.
- Дальнейшее привлечение Инспекции труда к усилиям по борьбе с торговлей людьми и расширение ее возможностей и повышение квалификации по выявлению жертв.
- Улучшить меры по распоряжениям о возмещении ущерба жертвам, включая обучение прокуроров и судей вопросам конфискации активов и юридическую помощь.
- Установить процедуры для лицензирования и мониторинга агентств по найму и создать систему разрешений на работу для иностранных рабочих-мигрантов, чтобы предотвратить сборы за трудоустройство и другие уязвимые места для торговли людьми.
- Расширить возможности и знания гражданского общества по выявлению и направлению жертв торговли людьми.
- Расширьте кампании по повышению осведомленности о существовании торговли людьми, средствах правовой защиты и доступных услугах защиты для уязвимых групп.
- Разработать руководящие принципы и процедуры для координаторов потерпевших и свидетелей и других лиц, оказывающих помощь потерпевшим, для усиления координации.
- Повысить прозрачность межведомственного координационного совета по борьбе с торговлей людьми и регулярно публиковать информацию о мерах правительства по борьбе с торговлей людьми.
ПРОКУРАТУРА
Правительство поддерживало правоохранительные органы. Статьи 143-1 и 143-2 Уголовного кодекса предусматривают уголовную ответственность за торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации и торговлю людьми и предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок от семи до 12 лет за преступления, совершенные с участием совершеннолетней жертвы, и от восьми до 12 лет лишения свободы за преступления, связанные с жертвой-ребенком. . Эти наказания были достаточно строгими и в отношении торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации соизмеримы с наказаниями за серьезные преступления, такие как изнасилование.

Правительство создало несколько специализированных подразделений по борьбе с торговлей людьми, в том числе подразделение по борьбе с торговлей людьми и нелегальной миграцией в рамках Центрального управления уголовной полиции (ЦУКП) и шесть мобильных подразделений при МВД. Генеральная прокуратура (ГП) имела пять специализированных прокуроров, занимающихся делами о торговле людьми, и действовала целевая группа при МВД в Аджарском регионе со специализированными следователями и прокурорами. Мобильные подразделения и оперативная группа активно расследовали торговлю людьми и инспектировали гостиницы, бары, бани, ночные клубы, казино и другие предприятия с высокой степенью риска; мобильные отряды и оперативная группа проверили 130 предприятий (67 в 2020 г.), по результатам которых было возбуждено шесть уголовных дел, в том числе два дела о принудительном труде. CCPD обновил Меморандум о взаимопонимании между мобильными подразделениями и инспекторами труда, чтобы проводить совместные проверки для выявления принудительного труда. В Тбилисском городском суде было семь специализированных судей, а в Тбилисском апелляционном суде было семь специализированных судей, которым было поручено рассматривать «преступления против человека», в том числе торговлю людьми, но в остальных 27 судах не было специализированных судей. В ответ на пандемию суды продолжили небольшое количество дистанционных слушаний, а прокуратура оборудовала все офисы соответствующим техническим оборудованием и программным обеспечением. Несмотря на несколько обвинительных приговоров в отношении торговцев рабочей силой, наблюдатели сообщали, что правительству не хватало знаний и возможностей для расследования случаев принудительного труда; и власти по-прежнему требовали обучения по подтверждению показаний потерпевших и сбору доказательств в сложных делах, связанных с финансовыми преступлениями, организованной преступностью и цифровыми доказательствами. Полиция проводила обыски в некоторых заведениях коммерческого секса случайным образом, а не проводила операции под руководством разведки, и наблюдатели сообщали об отсутствии прозрачности после полицейских рейдов, включая информацию о том, что случилось с лицами, занимающимися коммерческим сексом.
Правительство не сообщало о каких-либо расследованиях, судебных преследованиях или осуждениях государственных служащих, причастных к преступлениям, связанным с торговлей людьми. Все курсанты полиции прошли базовую подготовку по вопросам торговли людьми и правительства при финансовой и технической поддержке международных организаций, обученных следователей, членов мобильных подразделений, пограничной службы, прокуроров, инспекторов труда, а также координаторов свидетелей и потерпевших по различным вопросам борьбы с торговлей людьми. Правительство направило один запрос о взаимной правовой помощи в Россию и получило два запроса о взаимной правовой помощи от Казахстана.
ЗАЩИТА
Правительство немного усилило меры по защите. Правительство выявило четырех жертв по сравнению с семью жертвами в 2020 году. Все они были жертвами принудительного труда: двое взрослых мужчин, один мальчик и одна девочка. Службы экстренного реагирования использовали стандартные операционные процедуры (СОП) для идентификации жертв, включая надлежащее обращение с жертвами, проверку индикаторов и методы опроса, ориентированного на жертву. Правительство также разработало новые руководящие принципы и показатели проверки для инспекторов труда по выявлению жертв принудительного труда. Мобильные подразделения и оперативная группа проверили 444 человека, занимающихся коммерческим сексом, попрошайничеством или занятых в уязвимых секторах, на признаки торговли людьми (467 человек в 2020 году). Власти опросили еще двух человек, считающихся «высокорисковыми» из-за работы на предприятиях, нарушающих трудовые нормы (два в 2020 году). Власти проверили 624 гражданина Грузии, депортированных из других стран, на признаки торговли людьми в международном аэропорту и на пограничных переходах (1177 в 2020 году). Агентство государственной заботы (АГП) также управляло семью мобильными группами, ответственными за выявление потенциальных жертв среди уязвимых детей, которые были бездомными или использовали улицу в качестве источника средств к существованию, включая новую мобильную группу, созданную в ноябре 2021 года в регионе Аджария; мобильные группы оказали помощь 245 детям.
В то время как правительство сообщило о меньшем количестве проверок и опросов из-за закрытия предприятий и границ в ответ на пандемию, наблюдатели сообщили об отсутствии у правительства возможностей для выявления жертв принудительного труда и утверждали, что усилия по выявлению жертв, особенно рейды в заведениях коммерческого секса, оказались неэффективными. из-за небольшого числа опознанных жертв. Наблюдатели сообщали, что большая часть усилий по выявлению осуществлялась под руководством правительства, поскольку гражданское общество в основном не работало над борьбой с торговлей людьми из-за отсутствия грантов и программ.
Междисциплинарный национальный механизм направления (NRM) разработал СОП для официальной идентификации и направления жертв в соответствующие службы. Правоохранительные органы официально признали жертв, которые участвовали в расследованиях, а Постоянная группа провела оценку и официально признала жертв, которые отказались участвовать в расследованиях; оба признания предоставляли жертвам доступ к одним и тем же услугам защиты и помощи. Постоянная группа, состоящая из пяти членов совета представителей НПО и международных организаций, согласно уставу должна была собраться и оценить потенциальную жертву в течение 48 часов. Правоохранительные органы официально признали четырех потерпевших (семь в 2020 г.), а Постоянная группа не признала ни одного потерпевшего (трое потерпевших в 2020 г.). ГРЕТА, ОБСЕ и другие эксперты сообщили, что порог для получения официального статуса жертвы через Постоянную группу был высок и бремя доказывания перекладывалось на жертв. Тем не менее, международная организация сообщила, что работа Постоянной группы улучшилась после того, как правительство внесло поправки в ее процедуры в 2019 году..
кризисных центра ASC в пяти городах и НПО предоставили первичную психологическую помощь, медицинскую помощь, юридическую поддержку и временное убежище потенциальным жертвам, ожидающим официального статуса жертвы. Кроме того, ASC управляла приютами по борьбе с торговлей людьми в Тбилиси и Батуми и другими программами помощи жертвам для официальных жертв. Правительство выделило 400 000 лари (130 080 долларов США) государственным приютам по борьбе с торговлей людьми по сравнению с 760 746 лари (247 400 долларов США) в 2020 году. и единовременная финансовая выплата в размере 1000 лари (325 долларов США) пострадавшим; пятеро получили поддержку, а двое получили денежную помощь в размере 1000 лари (325 долларов США). В апреле 2021 года правительство внесло поправки в закон, убрав пункт, запрещающий жертвам денежную помощь в размере 1000 лари (325 долларов США) в случае получения ими возмещения ущерба. Дети-жертвы получали такую же специализированную помощь в дополнение к программам по уходу, образованию и реинтеграции в семью. Приюты, управляемые ASC, были укомплектованы медсестрой и психологом и предлагали отдельные зоны для мужчин, женщин и детей. Жертвы могут первоначально оставаться в приюте в течение трех месяцев, которые власти могут продлить по просьбе жертвы; в государственных приютах разместились девять пострадавших (девять в 2020 г.
). Персонал приюта сопровождал жертв при выходе из приюта, но жертвы могли попросить покинуть приют без сопровождения. Приюты ASC предоставили средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства и COVID-19.тесты и приняли меры по социальному дистанцированию, в том числе место для жертв для карантина в течение 14 дней перед перемещением в приют. Приюты, управляемые ASC, также организовали эпидемиолога для обучения сотрудников оказанию помощи жертвам во время пандемии и создали онлайн-платформу для оказания виртуальной юридической и психологической помощи. В предыдущие годы эксперты сообщали о невозможности оценить качество услуг в приютах, находящихся в ведении ASC, из-за отсутствия независимых оценок работы и условий, но эксперты сообщали, что приюты, управляемые ASC, больше ориентированы на жертв домашнего насилия из-за небольшое количество выявленных жертв торговли людьми. ASC также управляла шестью приютами и семью кризисными центрами для уязвимых детей, которые были бездомными или использовали улицу в качестве источника средств к существованию, включая новый кризисный центр, открытый в Батуми в октябре 2021 года9.
0005
Правительство предоставило равные услуги потерпевшим из числа граждан Грузии и иностранных граждан и предоставило жертвам-иностранцам возобновляемые виды на жительство сроком на один год с возможностью легального трудоустройства; ни одному из пострадавших не требовался вид на жительство (пять в 2020 г.). Правительство может оказать помощь в репатриации грузинским жертвам, возвращающимся в Грузию, и иностранным жертвам, желающим покинуть Грузию; ни в 2021, ни в 2020 году жертвам не потребовалась помощь в репатриации. Закон требовал закрытых заседаний для судебных разбирательств и разрешал жертвам покидать страну до суда; однако, как сообщают эксперты, на практике правоохранительные органы требовали, чтобы потерпевшие оставались в стране до окончания судебного разбирательства, что, вероятно, препятствовало сотрудничеству потерпевших, особенно со стороны иностранных потерпевших, желающих репатриироваться, из-за медленного судебного разбирательства. В 2021 году правоохранительным органам помогали девять жертв (шесть в 2020 году). Координаторы потерпевших и свидетелей Генпрокуратуры поддерживали потерпевших во время судебного разбирательства, включая юридическую и материально-техническую помощь, а также меры по предотвращению повторной травматизации. Кроме того, в июне 2021 года правительство внесло поправки в Уголовный кодекс, позволяющие следователям с самого начала расследования назначать координаторов потерпевших и свидетелей МВД к потерпевшим; Координаторы потерпевших и свидетелей Генпрокуратуры и МВД оказали помощь восьми потерпевшим и десяти свидетелям (в 2020 году – 12 потерпевшим и шести свидетелям). Тем не менее, международная организация сообщила, что отсутствие стандартизированного взаимодействия между МВД и координаторами потерпевших и свидетелей Генпрокуратуры, ASC и другими собеседниками, вероятно, создало проблемы с координацией. Закон допускал запись свидетельских показаний или свидетельских показаний с помощью других технических средств; дистанционно дали показания семь свидетелей (одна потерпевшая и три свидетеля в 2020 г.
). Закон также допускал возможность помещения потерпевшего в государственную программу защиты свидетелей; в 2021 и 2020 годах жертвам не потребовалась защита свидетелей. Жертвы могли получить реституцию в рамках уголовного судопроизводства или компенсацию в порядке гражданского судопроизводства; однако судьи никогда не присуждали компенсацию по уголовным делам и на сегодняшний день присудили компенсацию только по гражданским искам трем потерпевшим. Наблюдатели подчеркнули, что неспособность заморозить и арестовать преступные активы является препятствием для получения возмещения ущерба от торговцев людьми.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Правительство продолжало профилактические мероприятия. Межведомственный совет по борьбе с торговлей людьми (Совет по борьбе с торговлей людьми), в состав которого вошли представители различных министерств, международного сообщества и гражданского общества, работал и проводил онлайн-встречи, а также следил за выполнением Национального плана действий на 2021–2022 годы. Совет ТЛ опубликовал информацию и статистические данные о мерах по борьбе с торговлей людьми на веб-сайте Министерства юстиции; тем не менее, наблюдатели продолжали сообщать, что Совет ТЛ не давал публичных оценок деятельности правительства и не был прозрачным. Генеральная прокуратура руководила рабочей группой по принудительному труду, которая собиралась один раз в 2021 и 2020 годах. В то время как правительство организовало имитацию судебных соревнований для студентов и информационные кампании, ориентированные на студентов и общественность, международная организация продолжала сообщать, что грузинские власти -масштабные кампании по повышению осведомленности в крупных городах из-за негативного воздействия, которое, по их мнению, это окажет на индустрию туризма. МВД продолжало использовать горячую линию по борьбе с торговлей людьми, а Государственный фонд также поддерживал горячую линию по борьбе с торговлей людьми; на горячую линию МВД поступило 22 обращения по вопросам торговли людьми (46 в 2020 г.
), на горячую линию Госфонда поступило 24 обращения (32 в 2020 г.).
Закон об охране труда вступил в силу в сентябре 2019 года и расширил нормы и правила в области безопасности и гигиены труда, включая внезапные проверки. В январе 2021 г. правительство создало Службу инспекции труда в составе 60 инспекторов труда, включая специальное подразделение по вопросам принудительного труда и трудовой эксплуатации, а к концу 2021 г. увеличило количество инспекторов до 78. Инспекторы труда проверили 140 предприятий (120 в 2020 г.). ) и передал одно дело о предполагаемом принудительном труде в CCPD (ни одного в 2020 г.). У правительства не было системы разрешений на работу для рабочих-мигрантов, а также лицензирования и контроля агентств по найму. Министерство по делам внутренне перемещенных лиц, труда, здравоохранения и социальной защиты потребовало от посреднических компаний в Грузии, помогающих гражданам Грузии в трудоустройстве за границей, представлять годовые отчеты и регистрировать деятельность. Правительство наложило на посреднические компании, которые не зарегистрировали свою деятельность, штраф в размере 1000 лари (325 долларов США) и штраф в размере 300 лари (9 долларов США).8) за непредставление годового отчета; 11 компаний были оштрафованы (пять в 2020 году). Из-за пандемии правительство организовало чартерные рейсы, чтобы помочь вернуть застрявших грузинских рабочих-мигрантов, и продлило право на легальное пребывание для всех иностранных мигрантов, находящихся в Грузии на законных основаниях, до 30 июля 2021 года. Правительство не уменьшило спрос на коммерческие половые акты.
ПРОФИЛЬ ТОРГОВЛИ
По сообщениям за последние пять лет, торговцы людьми эксплуатируют местных и иностранных жертв в Грузии, а торговцы людьми эксплуатируют жертв из Грузии за границей. Торговцы вербуют жертв ложными обещаниями хорошо оплачиваемой работы на чайных заводах, в больницах, салонах, ресторанах и отелях. Торговцы людьми эксплуатируют женщин и девочек из Грузии в целях сексуальной эксплуатации внутри страны, а также на Кипре, в Египте, Турции и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Грузия также является страной транзита для женщин из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, эксплуатируемых в Турции. Торговцы людьми используют женщин из Центральной Азии, особенно Кыргызстана и Узбекистана, в целях сексуальной эксплуатации в туристических зонах Аджарии и крупных городах, таких как Тбилиси и Батуми, в саунах, публичных домах, барах, стриптиз-клубах, казино и отелях. Грузинские мужчины и женщины эксплуатируются на принудительных работах в Грузии и на Кипре, в Египте, Турции и ОАЭ. Грузинских, цыганских и курдских детей принуждают к попрошайничеству, а иногда и к преступной деятельности в Грузии. Торговцы людьми адаптируют свою деятельность к последствиям пандемии и переносят тактику вербовки и рекламы на онлайн-средства, такие как общение в чатах, создание веб-сайтов и рекламы эскорт-услуг. Кроме того, торговцы людьми эксплуатируют жертв в частных квартирах, а не в общественных местах, таких как публичные дома и стриптиз-клубы, из-за мер по смягчению последствий пандемии.
Женщины из Китайской Народной Республики (КНР), занимающиеся коммерческим сексом, и женщины из Юго-Восточной Азии, работающие в массажных салонах, уязвимы для торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации. Грузинские, цыганские и курдские дети, а также дети армянских беженцев и детей внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) из Южной Осетии и Абхазии, которые были бездомными или использовали улицы в качестве источника средств к существованию, уязвимы для торговли людьми, особенно принуждения к попрошайничеству. .
ОККУПИРОВАННЫЕ РОССИЕЙ РЕГИОНЫ АБХАЗИЯ И ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Оккупированные Россией районы Абхазии и Южной Осетии оставались вне контроля правительства Грузии, а де-факто власти поддерживались российскими войсками. Россия и абхазские власти де-факто ограничили возможности международных организаций действовать в Абхазии, хотя у международных организаций было больше возможностей действовать там, чем в Южной Осетии. В результате информация о наличии торговли людьми и усилиях де-факто властей Абхазии и Южной Осетии по борьбе с торговлей людьми отсутствовала.