Ст 1276 гк рф: ГК РФ Статья 1276. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения \ КонсультантПлюс

Статья 1276 Гражданского кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2022 год

Новая редакция Ст. 1276 ГК РФ

1. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли.

2. Допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места.

Комментарий к Ст. 1276 ГК РФ

1. Право свободного использования произведений, постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения, гарантирует права организаций телерадиовещания на производство своих программ и прежде всего информационных программ. Следует предположить, что с учетом перечня объектов авторских прав, их распространенности очень сложно создать аудиовизуальное произведение с тем, чтобы в него (в видеоряд изображений) не попал какой-либо объект авторских прав. Отсутствие нормы ст. 1276 ГК РФ привело бы к практической невозможности производства каких бы то ни было программ вне закрытых помещений в населенных пунктах, так как в кадр неминуемо попадали бы произведения архитектуры.

2. Право, установленное ст. 1276 ГК РФ, распространяется только в отношении такого способа, как передача произведения в эфир или по кабелю и только в отношении указанных в комментируемой статье объектов авторских прав, размещенных в месте, открытом для свободного посещения, при этом следует учитывать, что критерий «свободности посещения» не зависит от того, является ли оно платным или бесплатным.

3. Определение того, является ли изображение произведения основным объектом воспроизведения, является прерогативой суда. При оценке соответствующего способа произведения прежде всего определяется местоположение произведения на фотографии, в кадре. В том случае, если соответствующее произведение занимает всю поверхность фотографии, кадра, в том числе если при воспроизведении иные изображения совместно с объектом авторских прав не отражены, а также если объект авторских прав не является фоном основного изображения, судами устанавливается неправомерное использование объектов авторских прав. Иными словами, объект авторских прав должен попасть в кадр «случайно».

Коммерческое использование воспроизведения объектов авторских прав, указанных в ст. 1276 ГК РФ, может осуществляться только с согласия автора независимо от того, является произведение основным объектом воспроизведения или нет.

Другой комментарий к Ст. 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Наличие данного случая в законодательстве обусловлено невозможностью запрета использовать произведения, открытые для публичного посещения. Вместо введения ненужного и неработоспособного запрета законодатель устанавливает условия, которые нужно соблюдать при подобном использовании.

2. Эти условия следующие:

допускается воспроизведение фотографических произведений, произведений архитектуры и изобразительного искусства. Каждое из этих понятий должно толковаться достаточно широко: к фотографическим нужно относить и произведения, полученные методами, аналогичными фотографии; произведения архитектуры будут включать и близкие к ним по назначению произведения дизайна, садово-паркового искусства; произведения изобразительного искусства включают и скульптуру;

произведение должно находиться в месте, открытом для свободного посещения, платность или бесплатность доступа роли не играет;

произведение должно находиться в публичном доступе постоянно. В этой связи произведения из частных коллекций, передаваемые на временные выставки, не будут подпадать под действие комментируемой статьи;

использование может осуществляться путем воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю. Следует считать разрешенным и последующее распространение экземпляров, созданных в результате их воспроизведения;

изображение произведения может служить фоном какому-то основному объекту на изображении, но не должно быть целью создания произведения;

коммерческое использование изображения допустимо только с согласия правообладателя.

3. Указанное использование может осуществляться без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Не требуется и обязательного указания имени автора, что обусловлено характером данного использования произведения.

Комментарий к Ст. 1276 ГК РФ

Статья 1276. Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения

Комментарий к Ст. 1276 ГК РФ:

1. См. п. 1 комментария к ст. 1273 ГК РФ.

2. Объектом свободного использования в соответствии с данной статьей являются фотографии, произведения архитектуры и изобразительного искусства.

В понятие фотографических произведений включаются произведения, полученные аналогичным способом. Произведения архитектуры по смыслу комментируемой статьи включают произведения градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений, макетов, а также, вероятно, географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и другим наукам.

Равным образом в контексте данной нормы должны широко пониматься и произведения изобразительного искусства — в их число включаются произведения декоративно-прикладного искусства.

3. Названные произведения, воплощенные в материальных объектах, могут свободно использоваться, если они «находятся в месте, открытом для свободного посещения» (здание на улице города, городской парк, картина, экспонируемая в музее или на выставке, художественное панно в метро, фотография в витрине магазина или на уличном стенде).

Место, открытое для свободного посещения, — это место, которое может посетить любое лицо независимо от того, необходимо ли за это платить. Частное домовладение или частный земельный участок, куда нет свободного доступа, не считаются местом, открытым для свободного посещения.

4. Материальный носитель (оригинал или экземпляр) произведения, находящийся в месте, открытом для свободного посещения, только тогда может свободно воспроизводиться, когда он находится в месте, открытом для свободного посещения «постоянно».

Поскольку никакое явление, строго говоря, не может быть постоянным, под этим термином следует понимать разумно продолжительный срок. Так, помещение картины в магазине с целью продажи не может рассматриваться как постоянное, даже если картина длительное время не находит покупателя; напротив, периодическое экспонирование в открытой экспозиции музея картины, обычно находящейся в запаснике, подпадает под комментируемую статью. Помещение фотографии на выставке, продолжающейся один месяц, — постоянное нахождение.

Следовательно, надо учитывать и цель помещения произведения в таком месте.

5. Свободное использование, предусмотренное комментируемой статьей, может выражаться в виде воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю. Об этих способах использования см. п. 2 ст. 1270 ГК РФ и комментарий к нему.

Можно утверждать, что «воспроизведение» в данном случае включает в себя и «распространение».

Следует надеяться, что судебная практика включит в перечень способов свободного использования также «доведение до всеобщего сведения» (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), который по смыслу комментируемой статьи подразумевается.

6. В анализируемой норме предусматриваются еще два ограничения, относящиеся к данному случаю свободного использования.

Первое ограничение состоит в том, что свободно используемое произведение не должно быть основным объектом воспроизведения, передачи по телевидению или по кабелю. Значит, оно может быть только неосновным таким объектом, т.е. «фоном». Именно на фоне такого свободно используемого произведения может быть сделана фотография, видеозапись, осуществлена телевизионная или кабельная трансляция.

Второе ограничение состоит в том, что изображение свободно используемого произведения не должно использоваться в коммерческих целях.

Запрет касается изображения именно свободно используемого произведения, а не того, в которое вошло (еще раз отметим — в качестве фона) свободно используемое произведение. Так, фотография писателя Э. Гаврилова (на фоне скульптуры В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница») может использоваться (тиражироваться) для коммерческих целей, за исключением того случая, когда коммерческая выгода будет получена от использования изображения скульптуры (см. также ст. 1521 ГК РФ).

Хотя нормы, касающиеся этих ограничений, сформулированы не очень четко, следует считать, что эти два ограничения действуют как по отдельности, так и в совокупности, кумулятивно.

7. Комментируемая статья по сфере своего действия в значительной степени совпадает с нормой, содержащейся в подп. 5 п. 1 ст. 1274 ГК РФ. Однако ст. 1276 ГК РФ не содержит обязательства указывать имя автора и источник заимствования.

[Гостевой пост] Это скульптура или памятник? Дело об авторском праве дошло до Верховного суда России

IPKat рада разместить гостевой пост от Константина Воропаева о недавнем решении Верховного суда России о нарушении авторских прав в связи с воспроизведением группы скульптур на фотографии.

Константин Воропаев

Сюжет дела

По итогам конкурса на лучший проект городского памятника между администрацией одного из крупных городов России и местным скульптором был заключен договор на создать скульптурно-художественный объект — памятник основателям города (на фото ниже).

Источник: lookmytrips.com о передаче полномочий по управлению исключительными правами на памятник.

Впоследствии Ассоциация подала в суд на компанию, которая продала коммерческий печатный путеводитель с фотографией памятника. Истец посчитал, что в интересах автора памятника необходимо взыскать с издательства компенсацию за несанкционированное воспроизведение представляемого авторского произведения.

Рассмотрение в трех судебных инстанциях

Суд первой инстанции подтвердил факт размещения фотографии памятника в путеводителе без согласия его автора и встал на сторону истца. Суд первой инстанции также отметил, что договор на создание памятника является договором поручения, по которому скульптор будет считаться создателем и обладателем исключительных прав на памятник. Таким образом, исключительные права на памятник не были переданы администрации города.

Впоследствии Апелляционный суд отменил решение первой инстанции, приняв также встречный иск о признании недействительным договора о передаче истцу полномочий по управлению исключительными правами на памятник. Апелляционный суд установил, что объективной формой выражения спорного памятника, в соответствии с условиями договора, являлась группа скульптур из мягкого материала (глина, суглинок, пластилин). В связи с этим скульптор имел исключительные права на эту часть памятника. Было заявлено, что скульптуры, вошедшие в путеводитель, являются результатом работы авторского коллектива: памятник в целом включает в себя как группу скульптур, относящихся к объекту изобразительного искусства, так и объект архитектуры (постамент), созданный коллектив авторов. Одновременно апелляционный суд указал, что объективной формой выражения скульптурной группы в соответствии с условиями договора являются скульптуры из мягкого материала. В связи с этим скульптору принадлежали исключительные права на группу скульптур в мягкой форме.

Кассационный суд оставил в силе выводы апелляционного суда, отметив, что памятник включает в себя как объект изобразительного искусства (скульптурная группа), так и объект архитектуры (постамент), а также изображение, использованное издательство включило оба объекта.

Позиция Верховного Суда

Верховный Суд России отменил решений нижестоящих судов в связи с судебными ошибками.

Судебные ошибки, допущенные судом первой инстанции

Две ключевые и существенные ошибки, допущенные судом первой инстанции, заключались в следующем. Во-первых, суд первой инстанции так и не выяснил, кто автор фотографии, является ли фотография оригинальной работой, размещена ли фотография в путеводителе в коммерческих целях.

Вторая ошибка заключалась в том, что суд первой инстанции перепутал понятие изобразительного искусства с понятием произведения архитектуры и рассматривал группу скульптур как элемент архитектуры, а не как объект изобразительного искусства.

Кат Скальптура и памятник

Судебные ошибки, сделанные судами апелляции, а договорные условия не были при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии не было при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что при условии, что они не были с учетом апелляции. за подготовку эскиза, а также изготовление в мягком материале в размер группы скульптуры скульптора. Кроме того, скульптор отвечал за надзор за установкой, а также за исполнение группы скульптур из твердого материала.

Высший суд, ссылаясь на Бернскую конвенцию , отметил, что охраняется не концепция произведения, а форма, в которой эта концепция выражена. Авторское право распространяется на произведения искусства, являющиеся результатом творческой деятельности – как опубликованные произведения, так и неопубликованные произведения, существующие в любой объективной форме: объемной или в иных формах. Все это свидетельствует о том, что созданное произведение должно быть доступно восприятию других лиц, то есть воплощено в материальном носителе, а наличие предметной формы предполагает возможность воспроизведения произведения.

Верховный суд добавил, что в данном случае ни материал (мягкий или твердый) созданной группы скульптур, ни создание модели группы скульптур определенного размера не имели значения для целей установления факта создания авторского произведения. Следовательно, вывод судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что скульптору будут принадлежать исключительные права на группу скульптур только в мягком материале, противоречил материальному праву, а также нарушал авторское право автора на созданный им объект.

Таким образом, суды низшей инстанции неправильно сформулировали соответствующие вопросы. Предметом спора стало самостоятельное произведение искусства, созданное скульптором, и фотография, опубликованная в путеводителе. Архитектурный объект (то есть цоколь) не был предметом спора.

Судебные последствия данной позиции

В настоящее время дело направлено обратно в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Есть как минимум два существенных вывода, которые были установлен Верховным судом .

Во-первых, использование трехмерного объекта (как группа скульптур) в двухмерном формате (как фотография) также является репродукцией [ примечание от Элеоноры : для обратной ситуации, т. е. воспроизведение фотографии в скульптуре, но с тем же результатом, см. это решение Апелляционного суда Парижа] . В данном случае это равносильно нарушению авторских прав, поскольку фотография являлась основным объектом руководства и использовалась в коммерческих целях.

Во-вторых, Верховный суд сформулировал новую правовую позицию относительно правовой охраны скульптур как самостоятельных объектов авторского права в пределах памятника.

SJR : Рейтинги научных журналов

Только журналы открытого доступа Только журналы SciELO Только журналы WoS

Показать журналы с не менее чем

  • Цитируемыми документами. (3 года)
  • Всего цитируется (3 года)

Подать заявку

Загрузить данные

121121121121
0022
111111111111111111111111111111111111111111111111111111121121111111112111112111112111111111211121112112112111211111121112111229н
2 2119 13.119 13.119 13.119 13.119 13.119 13.119 13.119 13.119 13.119 13.1199 Q1

111114

111111114
Титул Тип It is a measure of journal’s impact, influence or prestige. It expresses the average number of weighted citations received in the selected year by the documents published in the journal in the three previous years»> СЖР
H индекс
Всего документов. (2021) Всего документов. (3 года) Всего исх. (2021) Всего цитируется (3 года) Цитируемые документы. (3 года)
Цит./Док. (2 года)
Арт. / Док. (2021)
1 Ca-A Cancer Journal for Clinicians journal 56.204 Q1 182 41 121 4006 17959 78 186.75 97.71
2 Природа Обзоры молекулярных клеточных биологии Журнал 33.213 Q1 452 111 338 9025 1379721121 16121
.0021 38.55 81.31
3 Quarterly Journal of Economics journal 31.348 Q1 272 48 111 3406 2241 110 16.
30
70.96
4 Cell journal 25.716 Q1 814 517 1727 33658 73240 1639 45.00 65.10
5 MMWR Recommendations and Reports journal 25.045 Q1 148 124 17 2900 663 17 33.79 23.39
6 New England Journal of Medicine Журнал 24.907 Q1 1079 1453 4499 979 1453 44999999 1453 44999999 1453 4499999 1453 449911.8 14767 143343 1891 35.41 10.16
7 Nature Medicine journal 24. 161 Q1 576 419 1161 12511 39532 656 35.09 29,86
8 Природный обзор Материалы Журнал 23,876 Q1 131 900 23,876 Q1 131 91 919 23,876 Q1 131 91 91 91 133 259 13153 10691 140 41.92 98.89
9 Proceedings of the IEEE International Conference on Computer Vision conference and proceedings 23.032 280 468 1077 18276 23631 1075 21,94 39.05
10
10
10
10
10 Nature Reviews Genetics journal 23. 027 Q1 384 123 323 8119 8039 158 24.80 66.01
11 National Vital Statistics Reports Журнал 21.728 Q1 110 18 40 323 1377 40 32.48 17.949492229229 2 32.48111.94949229229 2 32.48 17.0021
12 Reviews of Modern Physics journal 21.151 Q1 352 33
117
13799 6208 113 46.37 418.15
13 Американский экономический обзор Журнал 20.361 Q1 312 118 352 7137 4155 351922921111151.11155 351922 4155 351922 4155 351922 4155 351922. 0022 60.48
14 Nature Biotechnology journal 20.120 Q1 463 356 1045 8202 21007 524 20.37 23.04
15 Chemical Reviews journal 18.718 Q1 745 354 718 153694 45616 683 61.55 434.16
16 Journal of Political Economy journal 18.476 Q1 197 83 245 4421 2453 243 9.24 53.27
17 Nature Журнал 17,897 Q1 1276 2506 8299 5437898 8299 54378 3834 21. 05 21.70
18 Annual Review of Immunology journal 17.814 Q1 309 30 85 5949 2917 85 32.26 198,30
19 Административная наука Ежеквартально Журнал 17,357 Q1 191 33 33 33 89 3592 1116 83 12.71 108.85
20 Nature Reviews Immunology journal 17.109 Q1 417 179 515 12280 155554 280 31,59 68,60
21 Nature Reviews Рак Журнал 16.955 Q1 Журнал 16.955 Q1 16. 955 Q1 16.955 Q1 16.955 Q10021 462 105 337 9854 9442 186 27.46 93.85
22 Nature Energy journal 16.736 Q1 160 204 632 6619 17706 377 25,73 32,45
23 Genetics121921 23 Genetics121 2311111121 23111112111112111121112111210022 597 219 670 10867 16586 503 23.98 49.62
24 Morbidity and Mortality Weekly Report journal 16.513 Q1 228 220 1081 1439 20212 772 23. 02 6.54
25 ЖУРНАЯ ФИНА.0022 journal 16.463 Q1 317 79 217 4143 1936 213 7.52 52.44
26 Lancet, The journal 15.652 Q1 807 1377 4587 22640 85917 1226 22.23 16.441121 2923 16.441121 22.23.0022 journal 15.527 Q1 148 63 210 3387 1512 210 6.63 53.76
28 Academy of Management Annals journal 14.781 Q1 82 18 80 4228 1745 79 19.11 234.89
29 Science journal 14. 589 Q1 1229 2994 9322 47391 143184 4215 15.19 15.83
30 Chemical Society Reviews journal 14.529 Q1 552 388 791 93782 41766 779 54.69 241.71
31 Immunity journal 14.075 Q1 417 252 721 14887 18849 704 28.27 59.08
32 Proceedings of the IEEE Computer Society Conference on Computer Vision and Pattern Recognition конференция и материалы 13.737 408 1659 3743 86211 109427 3738 22.39 51.97
33 IEEE Communications Surveys and Tutorials journal 13. 519 Q1 216 86 345 16396 13574 336 39,97 190,65
34 Lancet Microbe, Журнал 13,313 Q1 1 13,313 Q190021 117 93 2231 1541 23 16.57 19.07
35 Foundations and Trends in Machine Learning journal 13.206 Q1 36 5 13 1410 503 13 38,78 282,00
36 Econometrica ЖУРНАЛ 2 Econometrica ЖУРНАЛ 205 79 214 3635 1349 202 5. 21 46.01
37 Annual Review of Biochemistry journal 13.085 Q1 305 32 102 4872 2793 102 26,58 152,25
38
38
389123
38121 2
.0021 journal 13.021 Q1 358 40 139 8836 6380 134 44.25 220.90
39 World Psychiatry journal 12.991 Q1 109 93 291 3479 3918.0022 journal 12.887 Q1 84 162 506 6041 12720 381 22. 31 37.29
41 Annual Review of Astronomy and Astrophysics book series 12.750 Q1 192 12 50 2858 1638 47 33.30 238.17
42 Living Reviews in Relativity journal 12.365 Q1 88 4 17 1467 684 17 35.80 366.75
43 Nature Materials journal 12.229 Q1 507 304 784 11394 19224 542 23.08 37.48
44 Nature Methods journal 12.115 Q1 339 308 1064 8453 13951 707 13. 17 27.44
45 Nature Neuroscience Journal 12.017 Q1 437 210 651 9775 13401 602921 10022 46.55
46 Science immunology journal 11.962 Q1 73 181 344 9559 6826 308 22.37 52.81
47 Nature Reviews Chemistry Журнал 11,811 Q1 67 98 231 8014 4454 4454 4454 134 9 4454 134 9. 8014 44540022 16.93 81.78
48 Nature Reviews Clinical Oncology journal 11.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *