Ст 116 ук рф комментарий: Статья 116 Уголовного кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2023 год

Статья 116 Уголовного кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2023 год

Новая редакция Ст. 116 УК РФ

Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, —

наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Статье 116 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства в точном смысле слова является не здоровье, а более широкий круг отношений — телесная неприкосновенность личности.

2. Действия, входящие в объективную сторону, шире, нежели это следует из заголовка статьи. К ним относятся: а) нанесение побоев; б) совершение иных насильственных действий.

3. Побои, характеризующиеся многократным нанесением ударов (не менее трех), не составляют особого вида повреждений; они в одних случаях выступают в качестве способа действия и причинения вреда (например, причинения легкого вреда здоровью, истязания, хулиганства), в других — в качестве самостоятельных преступных актов поведения, наказуемых по статье 115 УК.

4. Если от побоев возникает вред здоровью (тяжкий, средней тяжести или легкий), то такие действия оцениваются как причинение вреда здоровью соответствующей тяжести (ст. 111, 112 и др.).

5. Побои могут оставить после себя следы на теле потерпевшего (ссадины, царапины, кровоподтеки, небольшие раны и т.п.) и не оставить каких-либо видимых повреждений. Если следы оставлены, повреждения есть, они фиксируются экспертом. Он их описывает, отмечает характер повреждений, их локализацию, признаки, свидетельствующие о свойствах причинившего их предмета, давности и механизме образования. При этом указанные повреждения не квалифицируются как вред здоровью и тяжесть их не определяется.

6. Если побои не оставляют после себя объективных следов, то в экспертном заключении отмечаются жалобы потерпевшего, в том числе при пальпации тех или иных частей тела, а также отсутствие объективных признаков повреждений. Тяжесть вреда здоровью при этом тоже не определяют. В подобных случаях установление факта побоев осуществляется органами предварительного расследования, прокурором и судом на основании немедицинских данных.

7. Помимо побоев по ст. 116 наказывается совершение и иных насильственных действий. К ним могут быть отнесены заламывание и выкручивание рук, щипание, сдавливание частей тела, связывание, защемление кожи, вырывание клока волос и т.п.

8. Так же, как и побои, иные насильственные действия получают уголовно-правовую оценку по коммент. статье при наличии двух условий: а) они не повлекли последствий, указанных в ст. 115, т.е. легкого (и тем более средней тяжести или тяжкого) вреда здоровью; б) они причинили физическую боль потерпевшему. Физической боли могут сопутствовать и психические переживания, страдание, однако обязательным признаком является причинение насильственными действиями именно физической боли. Поэтому если некрепко связанному веревкой лицу такой боли не причиняется либо на потерпевшего оказывается лишь психическое воздействие, то ст. 116 неприменима.

9. Помимо возможности освобождения от УО по данной категории дел на основании ст. 75 или 76 УК РФ, необходимо помнить о положениях ч. 2 ст. 14 УК, которые должны применяться в силу обнаружившейся малозначительности действий (например, при единичных актах щипания, заламывания рук).

10. Побои как многократное нанесение ударов следует отграничивать от истязания, совершаемого путем систематического нанесения побоев (ст. 117 УК): в последнем случае речь идет о нескольких актах избиения, разделенных во времени. Побои же как самостоятельный вид преступления предполагают совпадение во времени наносимых потерпевшему ударов.

11. Преступление совершается с прямым умыслом: виновный осознает общественную опасность наносимых многократных ударов или применения иных насильственных действий, предвидит возможность или неизбежность того, что ими причиняется потерпевшему физическая боль, и желает этого.

12. При наличии хулиганских побуждений содеянное приобретает квалифицированный вид преступления.

13. Деяния относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления выражена в деянии в форме действия, которое в законе описано с помощью двух признаков: негативного (отсутствие последствий, предусмотренных ст. 115 УК РФ) и позитивного (деяние в форме побоев либо иных насильственных действий, причиняющих физическую боль).

2. Побои не составляют особого вида повреждений. Они являются действиями, состоящими в многократном нанесении ударов. В результате побоев могут возникнуть, например, ссадины, кровоподтеки, небольшие раны. Однако они могут и не оставить после себя никаких объективно выявляемых повреждений. В этом случае судебно-медицинский эксперт в заключении отмечает жалобы освидетельствуемого, в том числе на болезненность при пальпации тех или иных областей тела, отсутствие объективных признаков повреждений и не определяет тяжесть вреда здоровью. Установление факта побоев осуществляют органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суд на основании немедицинских данных.

3. Иные насильственные действия, причинившие физическую боль, — сечение, щипание, вырывание волос. Для причинения физической боли могут использоваться животные и насекомые.

4. Преступление считается оконченным с момента совершения самого деяния.

Комментарий к статье 116. УК РФ

1. Объектом преступления в точном смысле слова является не здоровье, а более широкий круг отношений — телесная неприкосновенность личности.

2. Действия, входящие в объективную сторону, также шире, нежели это следует из заголовка статьи. Их составляют: а) нанесение побоев или б) совершение иных насильственных действий.

3. Побои, характеризующиеся многократным нанесением ударов (не менее трех), не образуют особого вида повреждений: в одних случаях они выступают в качестве способа действия и причинения вреда (например, легкого вреда здоровью, истязания, хулиганства и т. д.), в других — самостоятельных преступных актов поведения, наказуемых по ст. 115 УК.

4. Если от побоев возникает вред здоровью (тяжкий, средней тяжести или легкий), то такие действия не рассматриваются как побои, а оцениваются как причинение вреда здоровью соответствующей тяжести (ст. ст. 111, 112 УК и др.).

5. Побои могут оставить после себя следы на теле потерпевшего (ссадины, царапины, кровоподтеки, небольшие раны и т.п.), но могут быть и без каких-либо видимых повреждений. Повреждения фиксируются экспертом; он их описывает, отмечая характер, локализацию, признаки, свидетельствующие о свойствах причинившего их предмета, давности и механизме образования. При этом указанные повреждения не квалифицируются как вред здоровью и тяжесть их не определяется.

6. Если побои не оставляют после себя объективных следов, то в экспертном заключении отмечаются жалобы потерпевшего, в том числе при пальпации тех или иных частей тела, отсутствие объективных признаков повреждений. Тяжесть вреда здоровью при этом также не определяется. В подобных случаях установление факта побоев осуществляется органами предварительного расследования, прокурором и судом на основании немедицинских данных.

7. К иным насильственным действиям могут быть отнесены заламывание и выкручивание рук, щипание, сдавливание частей тела, связывание, защемление кожи, вырывание клока волос и т.п.

Они получают уголовно-правовую оценку по ст. 116 УК при наличии двух условий: 1) не повлекли последствий, указанных в ст. 115 УК, т.е. легкого (и тем более средней тяжести или тяжкого) вреда здоровью; 2) причинили физическую боль потерпевшему. Физической боли могут сопутствовать и психические переживания, страдания, однако обязательным признаком является причинение насильственными действиями физической боли. Если, например, не крепко связанному веревкой лицу такой боли не причиняется либо на потерпевшего оказывается лишь психическое воздействие, то ст. 115 УК неприменима.

8. Помимо возможности освобождения от уголовной ответственности по данной категории дел на основании ст. ст. 75 и 76 УК необходимо иметь в виду положения ч. 2 ст. 14 УК, которые должны применяться в силу обнаружившейся малозначительности (например, при единичных актах щипания, заламывания рук).

9. Побои как многократное нанесение ударов следует отграничивать от истязания, совершаемого путем систематического нанесения побоев (ст. 117 УК), в последнем случае речь идет о нескольких актах избиения, разделенных во времени. Побои же как самостоятельный вид преступления предполагают совпадение во времени наносимых ударов потерпевшему.

10. Преступление совершается с прямым умыслом; виновный осознает общественную опасность наносимых многократных ударов или применения иных насильственных действий, предвидит возможность или неизбежность того, что ими причиняется потерпевшему физическая боль, и желает этого.

11. При наличии обстоятельств, названных в ч. 2 комментируемой статьи, имеет место квалифицированный вид преступления. Содержание квалифицирующих признаков аналогично содержанию одноименных признаков в других преступлениях против личности.

Статья 116 Федерального УК РФ – The Russian Reader

«Стопроцентный мужчина». Вывеска на будке охраны, центр Петрограда, 6 мая 2016 г. Фото Русского Читателя

Путин переквалифицировал побои в уголовное дело
Амалия Затари
РБК
4 июля 2016 г.

Президент России Владимир подписал закон о переквалификации побоев, неуплата алиментов и мелкое хищение как проступки. Соответствующий документ размещен на Официальном портале правовой информации.

В соответствии с документом побои исключены из УК РФ, если они не повлекли последствий, предусмотренных статьей 115 Кодекса (умышленное причинение телесных повреждений). В этом случае правонарушение наказывается штрафом от 5000 до 30000 рублей, арестом на срок от 10 до 15 суток или обязательными работами на срок от 60 до 120 часов.

Неуплата алиментов по закону наказывается обязательными общественными работами на срок до 150 часов или арестом на срок от 10 до 15 суток. Лица, к которым данные формы наказания не могут быть применены, будут оштрафованы на 20 000 рублей.

Статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за мелкое хищение имущества, также перенесены в Кодекс об административных правонарушениях. Если стоимость похищенного имущества составляет менее 1000 рублей, то это наказывается штрафом в размере до пятикратной стоимости похищенного, но не менее 1000 рублей, арестом до 15 суток или обязательными работами в пользу общества. до 50 часов.

При стоимости похищенного имущества от 1000 до 2500 рублей хищение наказывается штрафом в размере не менее 3000 рублей, арестом на срок от 10 до 15 суток или обязательными работами на срок до 120 часов.

Источник: Pinterest. против домашнего насилия», The Guardian, 10 июня 2105

  • «Декриминализация домашнего насилия в России?» Русский читатель, 25 февраля 2016 г.
  • ОБНОВЛЕНИЕ. Альтернативная точка зрения Мари Давтян на новый закон, опубликованная сегодня на ее странице в Facebook. Спасибо Варе Михайловой за наводку.

    Мари Давтян
    Facebook
    5 июля 2016

    Аккумулятор Redux

    Вчера президент России подписал поправки в Уголовный кодекс. И все же все, в том числе и некоторые СМИ, в замешательстве относительно того, что произошло.

    Новый закон вносит ряд изменений в УК РФ. Что касается статьи 116 (побои), то она сохранилась в УК, но в измененном виде. Теперь побои как таковые не будут наказываться в уголовном порядке, в отличие от побоев, совершенных в отношении близких или по мотивам хулиганства, ненависти или вражды. Побои, совершенные против незнакомых людей, будут наказываться как проступок, но если они повторяются, то они будут наказываться как уголовное преступление. Это дискуссионный закон, но сейчас речь не об этом, а о побоях в отношении родных и близких.

    Лучшее, что произошло, это то, что побои, совершенные против родственников, теперь переопределены как дело частно-государственного обвинения, а не частного обвинения. Ранее предъявить обвинение в побоях было крайне сложно из-за системы частного обвинения, которая возлагала обязанность расследования преступления и доказывания вины обвиняемых на самих потерпевших. Мы много раз писали, что процедура была настолько сложной, что большинство жертв домашнего насилия отказывались ее проходить, а виновные оставались безнаказанными.

    Теперь, когда побои в отношении родных и близких стали делом частно-государственного обвинения, потерпевшим нужно только предъявить обвинение (что обязательно), а дальше расследование преступления возьмет на себя милиция, а в последующем, в суде, обвинения будут поддержаны прокурором, то есть исходом будет стандартный уголовный процесс. Еще одним положительным моментом нового закона о побоях является то, что он не предусматривает уплату штрафа в качестве меры наказания. Таким образом, домашний тиран не сможет решить проблему за счет семейного бюджета. (Я вставил формулировку нового закона в комментарии ниже.)

    Означает ли новый закон о побоях, что насилие в семье завтра исчезнет? Нет, это не так. Статья будет способствовать более эффективному наказанию виновных, но дело не только в наказании. Не решены вопросы профилактики, эффективного межведомственного взаимодействия, защиты и поддержки жертв домашнего насилия. Все это может исправить только отдельный закон о домашнем насилии.

    Но есть ложка дегтя в виде следующей законодательной ерунды: 115 ст. УК РФ (Умышленное причинение телесных повреждений), которая считается более тяжким преступлением, чем побои, но так и осталась предметом частного обвинения. Почему? Я не знаю. Ищи меня.

    Битва продолжается.

    Мари Девянт — юрист и член рабочей группы по разработке проекта федерального закона о предотвращении домашнего насилия.

    Статья 116. Нанесение побоев
    Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, предусмотренных статьей 115 настоящего Кодекса, совершенные в отношении близких или по мотивам хулиганских, политических, идеологических, расовых, национальных или по религиозной ненависти или вражде либо по ненависти или вражде к социальной группе, — наказываются обязательными работами в пользу общества на срок до 360 часов, исправительными работами на срок до одного года, ограничением свободы на срок до двух лет, лишением свободы на срок до шесть месяцев или лишение свободы на срок до двух лет.

    Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются близкие родственники (супруги, родители, дети-усыновители, усыновленные, однополые братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки), усыновители и опекуны, а также лица, связанные узами брака с лицом, совершившим деяние, предусмотренное законом. в этой статье, или лица, проживающие с этим лицом в одном домашнем хозяйстве.

    Источник: Официальный портал правовой информации

    Перевод русского читателя

    Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 6.

    Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 6.

    КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 110.
    1. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
    2. В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.
    Статья 111.
    1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
    2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации либо после отставки Правительства Российской Федерации или в течение одной недели после отклонения кандидата Государственной Думой.
    3. Государственная Дума рассматривает кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, представленную Президентом Российской Федерации, в недельный срок после выдвижения.
    4. После трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатов на пост Председателя Правительства Российской Федерации, выдвинутых Президентом Российской Федерации, Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначить новые выборы.
    Статья 112.
    1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее одной недели после назначения вносит Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
    2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
    Статья 113.
    Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации. Российской Федерации и организует ее работу.
    Статья 114.
    1. Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и вносит в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежно-кредитной политики; в) обеспечивает реализацию в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты и экологии; г) управление федеральной собственностью; д) принимает меры по обеспечению обороны страны, безопасности государства и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного правопорядка и борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
    2. Деятельность Правительства Российской Федерации регулируется федеральным конституционным законом.
    Статья 115.
    1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает указы и распоряжения и обеспечивает их исполнение.
    2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
    3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
    Статья 116.
    Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации.
    Статья 117.
    1. Правительство Российской Федерации может подать заявление об отставке, которое может быть принято или отклонено Президентом Российской Федерации.
    2. Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
    3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Резолюция о недоверии принимается простым большинством депутатов Государственной Думы. В случае если Государственная Дума вновь выразит недоверие Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства или распускает Государственную Думу.
    4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В случае выражения Государственной Думой вотума недоверия Президент в семидневный срок принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначает новые выборы.
    5. В случае ухода в отставку или сложения полномочий Правительства Российской Федерации оно по поручению Президента Российской Федерации продолжает свою деятельность до формирования нового Правительства Российской Федерации.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *