Ст 11 гпк рф с комментариями – Ст. 11 ГПК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

Содержание

Ст. 11 ГПК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

2. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

3. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

5. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.

Комментарий к Ст. 11 ГПК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

2. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

3. Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции РФ обязан принять решение в соответствии с законом .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 октября 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 3. С. 4; и др.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

4. Несоблюдение требований о государственной регистрации нормативно-правового акта и обязательности его опубликования влечет признание этого акта недействующим и не подлежащим применению на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения .

———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: решение Верховного Суда РФ от 11 марта 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 8. С. 1.

5. Ссылка в решении суда на то обстоятельство, что на момент рассмотрения спора в суде имелось вступившее в законную силу постановление Конституционного Суда РФ, которым статья нормативно-правового акта признана неконституционной и, следовательно, утратившей силу, может быть признана несостоятельной. Так происходит, когда постановление Конституционного Суда РФ вступило в силу после реализации неконституционной нормы, и обратной силы не имеет .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Информация о деле // Законность. 1997. N 10.

6. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. Разрешая вопрос в соотношении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации при рассмотрении гражданских дел судам следует соблюдать требования ст. 76 Конституции РФ о приоритете федеральных законов, принятых по предметам, отнесенным ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, о приоритете нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, если по этому вопросу субъектом осуществляется собственное правовое регулирование .

———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 10. С. 15.

7. Если при рассмотрении дела суд установит, что норма права противоречит части первой Гражданского кодекса РФ, суд применяет соответствующую норму Гражданского кодекса РФ .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 мая 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1995. N 9. С. 3.

8. Правильное определение законодательства, подлежащего применению по конкретному делу, непосредственно связано с определением подсудности этих дел тому или иному суду .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 11. С. 13.

9. При рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу ч. ч. 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ, комментируемой статьи суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, ТК РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

10. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 10 ТК РФ, ч. 4 ст. 11 ГПК РФ).

11. При разрешении тех или иных споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ .
———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 3.

12. Суду разрешено применять аналогию закона и аналогию права. Данное правовое положение закреплено в ч. 3 комментируемой статьи. Например, к отношениям по уплате пеней за несвоевременное внесение налогов (таможенных платежей) может применяться по аналогии закона ст. 333 ГК РФ .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 1999 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 7.

13. При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

14. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела .
———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 9.

15. См. также комментарий к ст. ст. 1, 150, 253 ГПК РФ.

stgpkrf.ru

Статья 11 ГПК РФ. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел

Новая редакция Ст. 11 ГПК РФ

1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

2. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

3. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

5. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.

Комментарий к Статье 11 ГПК РФ

1. Статья 11 ГПК РФ посвящена источникам норм материального права, применяемого при рассмотрении гражданских дел. В отличие от гражданского процессуального законодательства, относящегося к предмету исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции, ст. 1 ГПК РФ), материальное право разнообразно по источникам. Так, гражданское право относится к предмету ведения исключительно Российской Федерации, а трудовое и семейное — к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Нормативные правовые акты и иные источники норм материального права, на основании которых суды разрешают гражданские дела, названы в порядке, определенном их юридической силой: Конституция, международные договоры РФ, ФКЗ, ФЗ, акты Президента и Правительства РФ, акты субъектов РФ, муниципальных образований. Нетрудно заметить, что в числе источников правового регулирования материальных правоотношений не названы прецеденты ЕСПЧ. Между тем, присоединившись к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Россия признала обязательными для ее судов позиции ЕСПЧ в толковании Конвенции и Протоколов к ней в постановлениях по конкретным делам (см. Постановление Пленума ВС РФ от 19.12.2003 N 23). Обычаи делового оборота применяются в сфере предпринимательской деятельности и лишь в исключительных случаях могут применяться судами общей юрисдикции. Под обычаем делового оборота следует понимать не предусмотренное законом или договором, но сложившееся и применяемое к какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, основанном на сходных обстоятельствах, и т.п.) <1>. Из содержания ст. 6 ГК РФ следует, что если отношение, входящее в предмет регулирования гражданского права, не урегулировано законом или соглашением сторон, то к нему может быть применен обычай делового оборота при условии, что он не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора (п. 2 ст. 5 ГК РФ). Указания на применение обычаев делового оборота содержатся в п. 2 ст. 478, п. 2 ст. 513, п. 1 ст. 722 ГК.
———————————
<1> См.: п. 4 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

2. Нормы ч. 2 ст. 11 ГПК РФ согласуются с ч. 2 ст. 120 Конституции и ч. 3 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Применять их следует с учетом позиций КС РФ о разграничении компетенции судов общей юрисдикции и КС РФ, в частности, если ФЗ противоречат конституция или устав субъекта РФ, постановление Правительства РФ, Указ Президента РФ, являющиеся правовым основанием заявленного требования <1>.
———————————
<1> См.: п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Пленум ВС РФ в Постановлении от 31.10.1995 N 8 разъяснил, что при рассмотрении дел судам необходимо оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемое судом отношение, и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого и непосредственного действия. В случае неопределенности в ответе на вопрос, соответствует ли Конституции подлежащий применению в конкретном деле закон, необходимо поступить в соответствии с абз. 6 ст. 215 ГПК РФ — обратиться в КС РФ с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции.

3. Часть 3 ст. 11 ГПК РФ посвящена применению судами при разрешении гражданских дел аналогии закона и аналогии права. Нет сомнения в допустимости применения норм гражданского (в широком смысле) права, регулирующих сходные отношения (аналогия закона), и исходить из общих начал и смысла гражданского (в широком смысле) законодательства (аналогия права). С таким способом правоприменения связано положение п. 1 ст. 8 ГК: гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или иными нормативными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

4. В ч. 4 ст. 11 ГПК РФ воспроизводится положение ч. 4 ст. 15 Конституции о приоритете условий международного договора над правилами, установленными законом, в случае их несоответствия.

5. Нормы права других государств могут применяться судом лишь в случае, если такая возможность предусмотрена законом, международными договорами и обычаями, признаваемыми в Российской Федерации.

Другой комментарий к Ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье содержится правило о вертикальной иерархии нормативных актов в процессе применения материального законодательства при разрешении гражданских дел. В круг применяемых судом норм включены практически все возможные источники права — от Конституции РФ до обычаев делового оборота.

Закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ (преамбула Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

2. Если в отношении вопроса, подлежащего разрешению судом при рассмотрении конкретного дела, имеются несколько законодательных и иных нормативных актов, по-разному его разрешающих, суд должен исходить из установленной Конституцией РФ, законом и иным актом иерархии нормативных актов. В частности, при установлении противоречий между федеральными законами и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ суд при вынесении решения руководствуется законом, при наличии противоречий между положениями федеральных органов исполнительной власти и актов вышестоящих органов суд руководствуется актами вышестоящих органов и т.д.

В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» <1> может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.
———————————
<1> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд РФ суд выносит мотивированное определение (постановление).

В связи с обращением в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения исходя из требований ст. 103 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» приостанавливается до разрешения запроса Конституционным Судом РФ, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда.

При рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ, то исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции РФ суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

Если имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта РФ, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта РФ, и федеральным законом, то в силу требований ч. 6 ст. 76 Конституции РФ подлежит применению нормативный правовой акт субъекта РФ.

Следует обратить внимание на то, что в силу норм ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.

3. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или данное решение основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (см. подробнее комментарий к части 4 статьи 1 ГПК РФ).

4. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.), и международные договоры РФ являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы.

Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При применении норм международного права следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» <1>.
———————————
<1> БВС РФ. 2003. N 12.

5. Суды применяют нормы иностранного права в соответствии с разд. VI «Международное частное право» ГК.

gpkodeksrf.ru

Статья 11 ГПК РФ с комментариями

Полный текст ст. 11 ГПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 11 ГПК РФ.

1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

2. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

3. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

5. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.

Комментарий к статье 11 ГПК РФ

1. В ч.1 ст. 11 ГПК названы правовые акты, содержащие нормы действующего материального права, которыми суд общей юрисдикции обязан руководствоваться при разрешении гражданских дел. Конституция РФ среди названных актов имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ч.1 ст. 15 Конституции РФ). Все другие законы и иные нормативные акты призваны дополнять, развивать и конкретизировать конституционные нормы и не могут им противоречить.

2. Нормативные акты приведены по степени убывания их юридической силы. Международные договоры имеют приоритет перед внутренним российским законодательством, но это правило не распространяется на Конституцию РФ, поскольку заключаемые Россией международные договоры не могут ей противоречить. Если же такое вдруг случится, будут действовать нормы Основного Закона страны (см. также комментарий к ст. 1 ГПК).

Согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы России являются не только ее международные договоры, но и общепризнанные принципы и нормы международного права. Разъяснения по вопросам применения международных норм даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»*.

________________
* БВС РФ. 2003. N 12.

При сопоставлении юридической силы приведенных нормативных актов следует также учитывать, что в соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам лишь в случаях, если они приняты по предметам ведения Российской Федерации или по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Если же названные нормативные акты приняты по предметам ведения субъекта Российской Федерации, в случае противоречия между ними действует не федеральный закон, а закон или иной нормативный акт субъекта Российской Федерации.

3. Обычай делового оборота может применяться судом при разрешении гражданских дел лишь в случаях, когда возможность его применения предусмотрена законом или иным нормативным актом. К источникам действующего права он отнесен и в статье 5 ГК РФ.

В п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъясняется, что под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.)*.

________________
* БВС РФ.1997.N 1.

Возможность регулирования материальных правоотношений обычаем делового оборота предусмотрена во многих нормах гражданского законодательства. Например, согласно п.2 ст. 478 ГК РФ по договору купли-продажи продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условию договора о комплектности, а при отсутствии такового в договоре комплектность товара определяется обычаями делового оборота либо иными обычно предъявляемыми требованиями.

Авторский комментарий
(актуален на 2012 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2014 год)
4. Большое значение для правильного разрешения гражданских дел имеют решения Конституционного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ, которые нередко по наиболее сложным вопросам судебной практики принимаются совместно с Высшим Арбитражным Судом РФ. По своей юридической силе и воздействию на общественные отношения их с полным основанием следует относить к источникам действующего права. К источникам права также можно отнести акты высших судебных инстанций РФ — Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ. В последнее время стали не редки случаи принятия совместных постановлений Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ по наиболее противоречивым и актуальным вопросам судебной практики с соответствующими разъяснениями. Однако данными мерами неудалось полностью решить проблему различия подходов при отправлении правосудия между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Судебной реформой, осуществленной в РФ в начале 2014 года в России создан единый Верховный суд РФ, который станет высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам и разрешению экономических споров.

6 февраля 2014 года вступил в силу Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 27.11.2013 «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», согласно которому Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, его полномочия передаются Верховному Суду РФ. В развитие норм указанного закона приняты Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный закон от 05.02.2014 N 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации».
Со дня вступления в силу вышеназванного Закона устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 27.11.2013 «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

Судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначенные до дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 27.11.2013 «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы Верховного Суда Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 27.11.2013 «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

Обязательность решений Конституционного Суда РФ для всех правоприменителей закреплена в ч.5 ст. 125 Конституции РФ, в ст. 6, 79, 87, 100 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года (с последующими изменениями и дополнениями) «О Конституционном Суде Российской Федерации»*. Обязательность постановлений Пленума Верховного Суда РФ для судов следует из их обязанности при осуществлении правосудия подчиняться Конституции РФ и федеральному закону, а также из конституционных полномочий Верховного Суда РФ по осуществлению судебного надзора за деятельностью нижестоящих судов в соответствующей процессуальной форме и даче разъяснений по вопросам применения норм права в судебной практике (ст. 120, 126 Конституции РФ).

________________
* СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N.7. Ст. 607; N 51. Ст. 4824.

5. Отсутствие нормы права, регулирующей спорные отношения, не может повлечь отказ суда разрешить спор, поскольку это искажало бы саму суть правосудия, вступало в противоречие с его конституционными целями и правом каждого на судебную защиту (ст. 18, 46 Конституции РФ). Пробел в правовом регулировании спорных материальных отношений при разрешении гражданского дела суд обязан преодолевать с помощью аналогии закона или права. Порядок восполнения пробелов в законодательстве предусмотрен и в отраслях материального права, регулирующих отношения, спор по поводу которых подлежит разрешению в гражданском судопроизводстве (см., например, ст. 6 ГК РФ, ст. 5 СК РФ).

Отсутствие специальной нормы, регулирующей конкретные отношения между участниками спора, само по себе не дает оснований для вывода о наличии пробела в законодательстве, поскольку чаще всего имеется общая норма, регулирующая определенный вид правоотношений. Например, если на разрешение суда передан спор о правах и обязанностях, возникших из действий сторон, не предусмотренных законом или иным правовым актом (ст. 6 ГК РФ), суд должен исходить из соответствующих норм гражданского законодательства об обязательствах (раздел III ГК РФ) и лишь при их отсутствии вправе обратиться к аналогии закона или права.

6. При рассмотрении и разрешении гражданского дела суд в случаях, указанных в федеральном законе или предусмотренных международным договором РФ, обязан применять нормы материального права других государств. Эта проблема приобрела особую актуальность в связи с образованием на территории некогда единой страны (СССР) пятнадцати независимых государств, а также с обретением гражданами России реального права свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения в нее, с активизацией многосторонних связей российских физических и юридических лиц с гражданами и организациями других государств.

Данное положение учитывается также при подготовке и принятии новых кодексов в материальных отраслях права. Например, детальные правила о применении судами норм законодательства других государств при разрешении гражданско-правовых споров предусмотрены в разделе VI ч.3 ГК РФ, при разрешении семейных споров — в ст. 156 — 167 СК РФ.

Вопросы применения норм права других государств российскими судами подробно решаются также в многосторонних и двусторонних международных договорах РФ о правовой помощи. В качестве примера можно привести Минскую конвенцию стран СНГ от 22 января 1993 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»*.

________________
* СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.

Консультации и комментарии юристов по ст 11 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 11 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

ogpkrf.ru

Статья 11 ГПК РФ и комментарии к ней

1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

2. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

3. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

5. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.

Комментарий к статье 11 ГПК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

2. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

3. Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции РФ обязан принять решение в соответствии с законом <34>.

———————————
<34> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 октября 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 3. С. 4; и др.

4. Несоблюдение требований о государственной регистрации нормативно-правового акта и обязательности его опубликования влечет признание этого акта недействующим и не подлежащим применению на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения <35>.

———————————
<35> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: решение Верховного Суда РФ от 11 марта 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 8. С. 1.

5. Ссылка в решении суда на то обстоятельство, что на момент рассмотрения спора в суде имелось вступившее в законную силу постановление Конституционного Суда РФ, которым статья нормативно-правового акта признана неконституционной и, следовательно, утратившей силу, может быть признана несостоятельной. Так происходит, когда постановление Конституционного Суда РФ вступило в силу после реализации неконституционной нормы, и обратной силы не имеет <36>.

———————————
<36> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Информация о деле // Законность. 1997. N 10.

6. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. Разрешая вопрос в соотношении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации при рассмотрении гражданских дел судам следует соблюдать требования ст. 76 Конституции РФ о приоритете федеральных законов, принятых по предметам, отнесенным ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, о приоритете нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, если по этому вопросу субъектом осуществляется собственное правовое регулирование <37>.

———————————
<37> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 10. С. 15.

7. Если при рассмотрении дела суд установит, что норма права противоречит части первой Гражданского кодекса РФ, суд применяет соответствующую норму Гражданского кодекса РФ <38>.

———————————
<38> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 мая 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1995. N 9. С. 3.

8. Правильное определение законодательства, подлежащего применению по конкретному делу, непосредственно связано с определением подсудности этих дел тому или иному суду <39>.

———————————
<39> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 11. С. 13.

9. При рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу ч. ч. 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ, комментируемой статьи суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, ТК РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

10. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 10 ТК РФ, ч. 4 ст. 11 ГПК РФ).

11. При разрешении тех или иных споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ <40>.

———————————
<40> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 3.

12. Суду разрешено применять аналогию закона и аналогию права. Данное правовое положение закреплено в ч. 3 комментируемой статьи. Например, к отношениям по уплате пеней за несвоевременное внесение налогов (таможенных платежей) может применяться по аналогии закона ст. 333 ГК РФ <41>.

———————————
<41> По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 1999 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 7.

13. При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

14. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела <42>.

———————————
<42> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 9.

15. См. также комментарий к ст. ст. 1, 150, 253 ГПК РФ.

Другой комментарий к статье 11 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена источникам правового регулирования, содержащим материально-правовые нормы, на основании которых суды разрешают возникающие споры.

Акты, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, перечислены в определенной последовательности в зависимости от юридической силы. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, которая имеет приоритетное значение перед всеми другими нормативными актами. Федеральные конституционные законы принимаются только по тем вопросам, которые установлены Конституцией РФ. Статья 108 Конституции РФ предусматривает особую процедуру их принятия. Федеральные законы не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и международным договорам. Подзаконные акты включают в себя указы Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные правовые акты этого же уровня не должны противоречить федеральным законам. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ федеральному закону применяется соответствующий закон. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов принимаются также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Они не должны противоречить федеральному законодательству. Так, субъекты Федерации могут принимать акты по вопросам семейного, трудового, административного права. В соответствии со ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

2. В комментируемой статье не указано на возможность применения судами постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 125 Конституции РФ правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Постановления Конституционного Суда РФ, которыми нормативные акты признаны не соответствующими Конституции РФ либо соответствие которых Конституции РФ не подтверждено Конституционным Судом, являются обязательными для суда общей юрисдикции. В необходимых случаях на эти постановления должна быть дана ссылка в судебном постановлении.

3. В настоящей статье не указаны нормативные правовые акты бывшего Союза ССР. В то же время некоторые из этих актов до сих пор имеют правовое значение. В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

В том случае, если рассматривается спор, возникший из правоотношений, регулировавшихся актами Союза ССР, суды учитывают положения данных актов в соответствии с общими правилами действия нормативных правовых актов во времени.

4. Обычай делового оборота, определение которого дано в ст. 5 ГК РФ, применяется судами в сфере предпринимательской деятельности, когда к нему дается отсылка в нормативных правовых актах.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для субъектов правоотношений положениям законодательства или договорам, судами не учитываются.

5. В том случае, если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой, у суда нет обязанности обращаться в Конституционный Суд РФ (если нормативно-правовой акт не соответствует Конституции РФ) либо признавать этот акт недействующим, данный суд может при разрешении спора применить не его, а нормативно-правовой акт, обладающий большей юридической силой.

Порядок производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части предусмотрен гл. 24 ГПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 253 Кодекса суд, установив, что оспариваемые нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

6. Принципы аналогии закона и аналогии права применяются в частноправовых отношениях, а именно в гражданском и семейном праве. Так, согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Аналогичное правило предусмотрено ст. 5 СК РФ.

К публично-правовым отношениям, рассматриваемым судом, принцип аналогии не применяется.

7. Часть 4 настоящей статьи в основном повторяет положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В том случае, если подзаконные нормативные правовые акты противоречат международным договорам, в которых участвует Российская Федерация, они также не подлежат применению.

8. Применение судами норм иностранного права возможно в соответствии как с международными договорами, так и с федеральными законами (на основании коллизионных норм). Так, разд. VI части третьей ГК РФ «Международное частное право» и разд. VII СК РФ содержат коллизионные (отсылочные) нормы. Коллизионные нормы — нормы, не регулирующие непосредственно права и обязанности сторон, а отсылающие к законодательству страны, подлежащему применению к данным правоотношениям.

rugpkrf.ru

Статья 11 ГПК РФ. Новая редакция ст. с комментариями

(официальная действующая редакция, полный текст статьи 11 ГПК РФ с комментариями)


1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

2. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

3. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

5. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.


Комментарий к статье 11 ГПК РФ в действующей редакции

При ознакомлении со статьей 11 ГПК РФ в действующей редакции следует обратить внимание на порядок, в котором перечислены нормативные правовые акты. Именно в части 1 комментируемой статьи 11 ГПК РФ приведена своеобразная иерархия нормативных правовых актов от имеющей наибольшую силу Конституции РФ до нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все остальные нормативные акты не должны противоречить в первую очередь ее положениям. Если в ходе судебного разбирательства суд установит, что какой-то правовой акт противоречит Конституции РФ, то при разрешении дела применяется Конституция РФ. Именно поэтому Конституция РФ является правовым актом прямого действия. Точно так же поступит суд, если правовой акт, имеющий меньшую силу, будет противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.

Статья 11 ГПК РФ в действующей редакции развила закрепленную в статье 1 ГПК РФ возможность применения аналогии права и аналогии закона при рассмотрении и разрешении гражданских дел. Нужно разобраться с этими правовыми понятиями подробнее.

В гражданском праве аналогией закона считается применение закона, регулирующего схожие правоотношения, при отсутствии прямой нормы, регулирующей спорные отношения. Можно выделить три основных условия применения аналогии закона:

  • аналогия закона применяется при выполнении принципа законности;
  • аналогия закона применяется, когда правоотношения не урегулированы законом или соглашением сторон и отсутствует соответствующий обычай делового оборота;
  • аналогия закона применяется в случаях, когда применения одного специального закона, регулирующего спорное правоотношение, недостаточно для защиты нарушенного права.

Аналогией права считается применение общих начал и смысла законодательства, когда отсутствуют правовые нормы, которые можно применить по аналогии закона. В гражданском судопроизводстве при необходимости применения аналогии права можно использовать как общие нормы процессуального законодательства, закрепленные в главе 1 Кодекса (например, статью 10 ГПК РФ при решении вопроса об открытом или закрытом судебном заседании или статью 9 ГПК РФ при решении вопроса о языке, который применяется в судебном заседании).

Следует отметить, что случаи применения аналогии закона, а тем более аналогии права в гражданском судопроизводстве встречаются достаточно редко. В основном касаются применения судьями аналогии при разрешении процессуальных коллизий. Так, в ГПК РФ не нашла своего места четкая регламентация действий суда и участников процесса при разрешении ходатайств, при рассмотрении вопросов в ходе исполнения решения суда. В таких случаях суды применяют по аналогии нормы кодекса, регулирующие вопросы принятия исковых заявлений и рассмотрения гражданских дел в исковом порядке.

Дополнительный комментарий к ст. 11 ГПК РФ

Суд общей юрисдикции обязан разрешать споры на основании нормативных правовых актов, подробно перечисленных в ст. 11 ГПК РФ. Каждый нормативный правовой акт должен быть принят компетентным органом и в порядке, предусмотренном законом.

Указанные в ч. 1 комментируемой статьи 11 ГПК Рф в действующей редакции нормативные правовые акты перечислены в строго определенном порядке, который предопределяется местом каждого из них в иерархической системе российского законодательства. Акты, занимающие более низкое место в этой системе, должны соответствовать всем иным, занимающим в ней более высокую «ступеньку».

На первом месте стоит Конституция Российской Федерации — нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие. Все законы и иные нормативные акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Указы Президента Российской Федерации, регулирующие гражданские и иные отношения, не должны противоречить федеральным законам, регулирующим эти отношения.

Постановления Правительства Российской Федерации принимаются им на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15 Конституции). В случае противоречия закона или иного правового акта Конституции суд должен принять решение в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ федеральному закону применяется соответствующий закон.

При рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречат федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

Если имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта Российской Федерации, и федеральным законом, то в силу ч. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации подлежит применению нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

При рассмотрении и разрешении спора суд может прийти к выводу, что примененный или подлежащий применению в данном деле закон противоречит Конституции РФ. В этом случае суд обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона. Запрос допустим, если закон применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.

О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа.

В запросе о проверке конституционности примененного или подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела закона суд в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» должен указать точное название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым он пришел к выводу о направлении указанного запроса. В силу ст. 38 названного Федерального конституционного закона к запросу необходимо приложить текст закона, подлежащего проверке, и перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

В связи с обращением в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст. 103 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», приостанавливается до разрешения запроса Конституционным Судом Российской Федерации, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда (п. 3).

Большое значение для правильного применения закона при разрешении конкретных дел имеют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

В действующем законодательстве закреплен приоритет норм, установленных международным договором РФ перед внутренним законодательством.

В ч. 3 ст. 11 ГПК РФ речь идет о применении судом закона и права по аналогии. К аналогии закона суд может прибегнуть только в том случае, если отсутствует норма права, регулирующая спорное правоотношение, а к аналогии права — когда отсутствуют как нормы, регулирующие спорное отношение, так и нормы, регулирующие сходные с ними отношения. При аналогии права суд исходит из общих начал и смысла законов.

Применение закона и права по аналогии должно быть мотивировано в решении суда.

Суд при разрешении конкретного спора может применить нормы права других государств только в том случае, если это предусмотрено законом или международным договором Российской Федерации.

Судебная практика по ст. 11 ГПК РФ

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)

Суды при рассмотрении спора должны были руководствоваться ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, согласно которой суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»

2. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды (далее также — суды) в силу части 4 статьи 1, части 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), части 5 статьи 3, части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), части 4 статьи 2, части 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) вправе разрешать вопросы, связанные с использованием в своей деятельности документов в электронном виде на основе применения норм, регулирующих сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм — исходить из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Определение Верховного Суда РФN 5-КГ18-320

Требование: О признании действий по перепланировке и переустройству помещений незаконными, обязании устранить выявленные нарушения.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что произведенные ответчиком перепланировка и переустройство помещений на верхних этажах дома, в том числе и технического этажа, привели к демонтажу общедомовых систем инженерных коммуникаций, а также к ограничению доступа к общедомовому инженерному оборудованию.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не были приняты во внимание обстоятельства того, что после проведенных работ этажность квартиры ответчика и ее общая площадь увеличились.

Пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 — 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

vseiski.ru

Комментарии к Статье 11 Гражданского процессуального кодекса РФ

Статья 11 ГПК РФ. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел

Комментарий к статье 11 ГПК РФ:

1. Комментируемая статья посвящена источникам правового регулирования, содержащим материально-правовые нормы, на основании которых суды разрешают возникающие споры.

Акты, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, перечислены в определенной последовательности в зависимости от юридической силы. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, которая имеет приоритетное значение перед всеми другими нормативными актами. Федеральные конституционные законы принимаются только по тем вопросам, которые установлены Конституцией РФ. Статья 108 Конституции РФ предусматривает особую процедуру их принятия. Федеральные законы не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и международным договорам. Подзаконные акты включают в себя указы Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные правовые акты этого же уровня не должны противоречить федеральным законам. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ федеральному закону применяется соответствующий закон. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов принимаются также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Они не должны противоречить федеральному законодательству. Так, субъекты Федерации могут принимать акты по вопросам семейного, трудового, административного права. В соответствии со ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

2. В комментируемой статье не указано на возможность применения судами постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 125 Конституции РФ правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Постановления Конституционного Суда РФ, которыми нормативные акты признаны не соответствующими Конституции РФ либо соответствие которых Конституции РФ не подтверждено Конституционным Судом, являются обязательными для суда общей юрисдикции. В необходимых случаях на эти постановления должна быть дана ссылка в судебном постановлении.

3. В настоящей статье не указаны нормативные правовые акты бывшего Союза ССР. В то же время некоторые из этих актов до сих пор имеют правовое значение. В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

В том случае, если рассматривается спор, возникший из правоотношений, регулировавшихся актами Союза ССР, суды учитывают положения данных актов в соответствии с общими правилами действия нормативных правовых актов во времени.

4. Обычай делового оборота, определение которого дано в ст. 5 ГК РФ, применяется судами в сфере предпринимательской деятельности, когда к нему дается отсылка в нормативных правовых актах.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для субъектов правоотношений положениям законодательства или договорам, судами не учитываются.

5. В том случае, если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой, у суда нет обязанности обращаться в Конституционный Суд РФ (если нормативно-правовой акт не соответствует Конституции РФ) либо признавать этот акт недействующим, данный суд может при разрешении спора применить не его, а нормативно-правовой акт, обладающий большей юридической силой.

Порядок производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части предусмотрен гл. 24 ГПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 253 Кодекса суд, установив, что оспариваемые нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

6. Принципы аналогии закона и аналогии права применяются в частноправовых отношениях, а именно в гражданском и семейном праве. Так, согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Аналогичное правило предусмотрено ст. 5 СК РФ.

К публично-правовым отношениям, рассматриваемым судом, принцип аналогии не применяется.

7. Часть 4 настоящей статьи в основном повторяет положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В том случае, если подзаконные нормативные правовые акты противоречат международным договорам, в которых участвует Российская Федерация, они также не подлежат применению.

8. Применение судами норм иностранного права возможно в соответствии как с международными договорами, так и с федеральными законами (на основании коллизионных норм). Так, разд. VI части третьей ГК РФ «Международное частное право» и разд. VII СК РФ содержат коллизионные (отсылочные) нормы. Коллизионные нормы — нормы, не регулирующие непосредственно права и обязанности сторон, а отсылающие к законодательству страны, подлежащему применению к данным правоотношениям.

www.gpkod.ru

Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел

1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

2. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

3. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

5. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.

Комментарий к статье 11 ГПК РФ

1. В комментируемой статье содержатся правила об иерархии нормативных актов в процессе применения материального законодательства при разрешении гражданских дел. В ч. 1 комментируемой статьи в круг применяемых судом включены практически все возможные источники права, от Конституции РФ до обычаев делового оборота <1>.

———————————
<1> См., например: БВС РФ. 2000. N 2. С. 8; 2002. N 4. С. 16; N 10. С. 3 — 4.

Конституция РФ как основной источник права подлежит непосредственному применению в судебной практике при разрешении судами споров (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»), что подтверждается судебной практикой <1>.

———————————
<1> См., например: БВС РФ. 1998. N 11. С. 1 — 2; N 12. С. 6 — 7.

2. Если в отношении вопроса, подлежащего разрешению судом при рассмотрении конкретного дела, имеются несколько законодательных и иных нормативных актов, по-различному его разрешающих, суд должен исходить из установленной Конституцией, законом и иным актом иерархии нормативных актов. В частности, при установлении противоречий между федеральными законами и указами Президента, постановлениями Правительства РФ суд при вынесении решения руководствуется законом, при наличии противоречий между положениями федеральных органов исполнительной власти и актов вышестоящих органов суд руководствуется актами вышестоящих органов и т.д.

3. Суд вправе сослаться в решении и на нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. С 15 мая 1992 г. в России введена государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, а соответствующие полномочия по регистрации возложены на Министерство юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

С фактом правовой регистрации связывается правовая сила таких нормативных правовых актов. В настоящее время требуется регистрация нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009) <1>.

———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» <1> нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.

Только нормативные правовые акты, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера, не подлежат опубликованию. Таким образом, суд не вправе сослаться в решении как на незарегистрированные, так и на неопубликованные нормативные акты.

4. В России в силу федеративного устройства определенные вопросы отнесены к исключительной компетенции РФ, ряд вопросов является сферой совместного ведения РФ и ее субъектов в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, иные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов РФ. При установлении противоречий между федеральными законами и правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления суду следует определять норму, подлежащую применению, исходя из компетенции органа, принявшего или издавшего соответствующий акт в соответствии с Конституцией РФ.

5. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, в связи с чем им принадлежит приоритет при применении <1>.

———————————
<1> См., например: БВС РФ. 2002. N 1. С. 18 — 20.

При применении норм международного права следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» <1>.

———————————
<1> БВС РФ. 2003. N 12.

Суды применяют нормы иностранного права (см. разд. VI «Международное частное право» ГК), а также вправе исходить в правоприменительной деятельности из аналогии закона и аналогии права.

В качестве примера обычаев делового оборота можно привести Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс», которые являются сводом таких обычаев и подготовлены Международной торговой палатой, Принципы международных коммерческих договоров, подготовленные УНИДРУА.

6. Судебная практика, при всей дискуссионности вопроса, на наш взгляд, также является источником правового регулирования, и важнейшие ее положения могут быть положены в основу судебных актов <1>.

———————————
<1> См.: БВС РФ. 2002. N 10. С. 7 — 8.

Существенное значение имеет практика Европейского суда по правам человека, которая также в силу вступления Российской Федерации в Совет Европы и признания юрисдикции данного международного суда обязательна в процессе правореализации.

Другой комментарий к статье 11 ГПК РФ

1. Статья 11 ГПК посвящена источникам норм материального права, применяемого при рассмотрении гражданских дел. В отличие от гражданского процессуального законодательства, относящегося к предмету исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции, ст. 1 ГПК), материальное право разнообразно по источникам. Так, гражданское право относится к предмету ведения исключительно Российской Федерации, а трудовое и семейное — к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Нормативные правовые акты и иные источники норм материального права, на основании которых суды разрешают гражданские дела, названы в порядке, определенном их юридической силой: Конституция, международные договоры РФ, ФКЗ, ФЗ, акты Президента и Правительства РФ, акты субъектов РФ, муниципальных образований. Нетрудно заметить, что в числе источников правового регулирования материальных правоотношений не названы прецеденты ЕСПЧ. Между тем, присоединившись к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Россия признала обязательными для ее судов позиции ЕСПЧ в толковании Конвенции и Протоколов к ней в постановлениях по конкретным делам (см. Постановление Пленума ВС РФ от 19.12.2003 N 23). Обычаи делового оборота применяются в сфере предпринимательской деятельности и лишь в исключительных случаях могут применяться судами общей юрисдикции. Под обычаем делового оборота следует понимать не предусмотренное законом или договором, но сложившееся и применяемое к какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, основанном на сходных обстоятельствах, и т.п.) <1>. Из содержания ст. 6 ГК следует, что если отношение, входящее в предмет регулирования гражданского права, не урегулировано законом или соглашением сторон, то к нему может быть применен обычай делового оборота при условии, что он не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора (п. 2 ст. 5 ГК). Указания на применение обычаев делового оборота содержатся в п. 2 ст. 478, п. 2 ст. 513, п. 1 ст. 722 ГК.

———————————
<1> См.: п. 4 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

2. Нормы ч. 2 ст. 11 ГПК согласуются с ч. 2 ст. 120 Конституции и ч. 3 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Применять их следует с учетом позиций КС РФ о разграничении компетенции судов общей юрисдикции и КС РФ, в частности, если ФЗ противоречат конституция или устав субъекта РФ, постановление Правительства РФ, Указ Президента РФ, являющиеся правовым основанием заявленного требования <1>.

———————————
<1> См.: п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Пленум ВС РФ в Постановлении от 31.10.1995 N 8 разъяснил, что при рассмотрении дел судам необходимо оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемое судом отношение, и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого и непосредственного действия. В случае неопределенности в ответе на вопрос, соответствует ли Конституции подлежащий применению в конкретном деле закон, необходимо поступить в соответствии с абз. 6 ст. 215 ГПК — обратиться в КС РФ с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции.

3. Часть 3 ст. 11 ГПК посвящена применению судами при разрешении гражданских дел аналогии закона и аналогии права. Нет сомнения в допустимости применения норм гражданского (в широком смысле) права, регулирующих сходные отношения (аналогия закона), и исходить из общих начал и смысла гражданского (в широком смысле) законодательства (аналогия права). С таким способом правоприменения связано положение п. 1 ст. 8 ГК: гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или иными нормативными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

4. В ч. 4 ст. 11 ГПК воспроизводится положение ч. 4 ст. 15 Конституции о приоритете условий международного договора над правилами, установленными законом, в случае их несоответствия.

5. Нормы права других государств могут применяться судом лишь в случае, если такая возможность предусмотрена законом, международными договорами и обычаями, признаваемыми в Российской Федерации.

progpkrf.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *