Комментарии к Статье 11 Гражданского процессуального кодекса РФ
Статья 11 ГПК РФ. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел
Комментарий к статье 11 ГПК РФ:
1. Комментируемая статья посвящена источникам правового регулирования, содержащим материально-правовые нормы, на основании которых суды разрешают возникающие споры.
Акты, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, перечислены в определенной последовательности в зависимости от юридической силы. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, которая имеет приоритетное значение перед всеми другими нормативными актами. Федеральные конституционные законы принимаются только по тем вопросам, которые установлены Конституцией РФ. Статья 108 Конституции РФ предусматривает особую процедуру их принятия. Федеральные законы не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и международным договорам. Подзаконные акты включают в себя указы Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные правовые акты этого же уровня не должны противоречить федеральным законам. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ федеральному закону применяется соответствующий закон. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов принимаются также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Они не должны противоречить федеральному законодательству. Так, субъекты Федерации могут принимать акты по вопросам семейного, трудового, административного права. В соответствии со ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
2. В комментируемой статье не указано на возможность применения судами постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 125 Конституции РФ правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Постановления Конституционного Суда РФ, которыми нормативные акты признаны не соответствующими Конституции РФ либо соответствие которых Конституции РФ не подтверждено Конституционным Судом, являются обязательными для суда общей юрисдикции. В необходимых случаях на эти постановления должна быть дана ссылка в судебном постановлении.
3. В настоящей статье не указаны нормативные правовые акты бывшего Союза ССР. В то же время некоторые из этих актов до сих пор имеют правовое значение. В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)
В том случае, если рассматривается спор, возникший из правоотношений, регулировавшихся актами Союза ССР, суды учитывают положения данных актов в соответствии с общими правилами действия нормативных правовых актов во времени.
4. Обычай делового оборота, определение которого дано в ст. 5 ГК РФ, применяется судами в сфере предпринимательской деятельности, когда к нему дается отсылка в нормативных правовых актах.
Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для субъектов правоотношений положениям законодательства или договорам, судами не учитываются.
5. В том случае, если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой, у суда нет обязанности обращаться в Конституционный Суд РФ (если нормативно-правовой акт не соответствует Конституции РФ) либо признавать этот акт недействующим, данный суд может при разрешении спора применить не его, а нормативно-правовой акт, обладающий большей юридической силой.
Порядок производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части предусмотрен гл. 24 ГПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 253 Кодекса суд, установив, что оспариваемые нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
6. Принципы аналогии закона и аналогии права применяются в частноправовых отношениях, а именно в гражданском и семейном праве. Так, согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Аналогичное правило предусмотрено ст. 5 СК РФ.
К публично-правовым отношениям, рассматриваемым судом, принцип аналогии не применяется.
7. Часть 4 настоящей статьи в основном повторяет положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В том случае, если подзаконные нормативные правовые акты противоречат международным договорам, в которых участвует Российская Федерация, они также не подлежат применению.
8. Применение судами норм иностранного права возможно в соответствии как с международными договорами, так и с федеральными законами (на основании коллизионных норм). Так, разд. VI части третьей ГК РФ «Международное частное право» и разд. VII СК РФ содержат коллизионные (отсылочные) нормы. Коллизионные нормы — нормы, не регулирующие непосредственно права и обязанности сторон, а отсылающие к законодательству страны, подлежащему применению к данным правоотношениям.
Статья 11 ГПК РФ с комментариями
Полный текст ст. 11 ГПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2021 год. Консультации юристов по статье 11 ГПК РФ.
1. Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
2. Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
3. В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.
5. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.
1. В ч.1 ст. 11 ГПК названы правовые акты, содержащие нормы действующего материального права, которыми суд общей юрисдикции обязан руководствоваться при разрешении гражданских дел.
Конституция РФ среди названных актов имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ч.1 ст. 15 Конституции РФ). Все другие законы и иные нормативные акты призваны дополнять, развивать и конкретизировать конституционные нормы и не могут им противоречить.2. Нормативные акты приведены по степени убывания их юридической силы. Международные договоры имеют приоритет перед внутренним российским законодательством, но это правило не распространяется на Конституцию РФ, поскольку заключаемые Россией международные договоры не могут ей противоречить. Если же такое вдруг случится, будут действовать нормы Основного Закона страны (см. также комментарий к ст. 1 ГПК).
Согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы России являются не только ее международные договоры, но и общепризнанные принципы и нормы международного права. Разъяснения по вопросам применения международных норм даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»*.
________________
* БВС РФ. 2003. N 12.
При сопоставлении юридической силы приведенных нормативных актов следует также учитывать, что в соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам лишь в случаях, если они приняты по предметам ведения Российской Федерации или по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Если же названные нормативные акты приняты по предметам ведения субъекта Российской Федерации, в случае противоречия между ними действует не федеральный закон, а закон или иной нормативный акт субъекта Российской Федерации.
3. Обычай делового оборота может применяться судом при разрешении гражданских дел лишь в случаях, когда возможность его применения предусмотрена законом или иным нормативным актом. К источникам действующего права он отнесен и в статье 5 ГК РФ.
В п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъясняется, что под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.)*.
________________
* БВС РФ.1997.N 1.
Возможность регулирования материальных правоотношений обычаем делового оборота предусмотрена во многих нормах гражданского законодательства. Например, согласно п.2 ст. 478 ГК РФ по договору купли-продажи продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условию договора о комплектности, а при отсутствии такового в договоре комплектность товара определяется обычаями делового оборота либо иными обычно предъявляемыми требованиями.
Авторский комментарий (актуален на 2012 год) | Комментарий эксперта (актуален на 2014 год) |
4. Большое значение для правильного разрешения гражданских дел имеют решения Конституционного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ, которые нередко по наиболее сложным вопросам судебной практики принимаются совместно с Высшим Арбитражным Судом РФ. По своей юридической силе и воздействию на общественные отношения их с полным основанием следует относить к источникам действующего права. | К источникам права также можно отнести акты высших судебных инстанций РФ — Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ. В последнее время стали не редки случаи принятия совместных постановлений Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ по наиболее противоречивым и актуальным вопросам судебной практики с соответствующими разъяснениями. Однако данными мерами неудалось полностью решить проблему различия подходов при отправлении правосудия между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. 6 февраля 2014 года вступил в силу Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 27.11.2013 «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», согласно которому Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, его полномочия передаются Верховному Суду РФ. В развитие норм указанного закона приняты Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный закон от 05.02.2014 N 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации». Судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначенные до дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 27.11.2013 «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы Верховного Суда Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 27.11.2013 «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»). |
Обязательность решений Конституционного Суда РФ для всех правоприменителей закреплена в ч.5 ст. 125 Конституции РФ, в ст. 6, 79, 87, 100 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года (с последующими изменениями и дополнениями) «О Конституционном Суде Российской Федерации»*. Обязательность постановлений Пленума Верховного Суда РФ для судов следует из их обязанности при осуществлении правосудия подчиняться Конституции РФ и федеральному закону, а также из конституционных полномочий Верховного Суда РФ по осуществлению судебного надзора за деятельностью нижестоящих судов в соответствующей процессуальной форме и даче разъяснений по вопросам применения норм права в судебной практике (ст.
120, 126 Конституции РФ).________________
* СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N.7. Ст. 607; N 51. Ст. 4824.
5. Отсутствие нормы права, регулирующей спорные отношения, не может повлечь отказ суда разрешить спор, поскольку это искажало бы саму суть правосудия, вступало в противоречие с его конституционными целями и правом каждого на судебную защиту (ст. 18, 46 Конституции РФ). Пробел в правовом регулировании спорных материальных отношений при разрешении гражданского дела суд обязан преодолевать с помощью аналогии закона или права. Порядок восполнения пробелов в законодательстве предусмотрен и в отраслях материального права, регулирующих отношения, спор по поводу которых подлежит разрешению в гражданском судопроизводстве (см., например, ст. 6 ГК РФ, ст. 5 СК РФ).
Отсутствие специальной нормы, регулирующей конкретные отношения между участниками спора, само по себе не дает оснований для вывода о наличии пробела в законодательстве, поскольку чаще всего имеется общая норма, регулирующая определенный вид правоотношений.
6. При рассмотрении и разрешении гражданского дела суд в случаях, указанных в федеральном законе или предусмотренных международным договором РФ, обязан применять нормы материального права других государств. Эта проблема приобрела особую актуальность в связи с образованием на территории некогда единой страны (СССР) пятнадцати независимых государств, а также с обретением гражданами России реального права свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения в нее, с активизацией многосторонних связей российских физических и юридических лиц с гражданами и организациями других государств.
Данное положение учитывается также при подготовке и принятии новых кодексов в материальных отраслях права. Например, детальные правила о применении судами норм законодательства других государств при разрешении гражданско-правовых споров предусмотрены в разделе VI ч.3 ГК РФ, при разрешении семейных споров — в ст. 156 — 167 СК РФ.
Вопросы применения норм права других государств российскими судами подробно решаются также в многосторонних и двусторонних международных договорах РФ о правовой помощи. В качестве примера можно привести Минскую конвенцию стран СНГ от 22 января 1993 года «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»*.
________________
* СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.
Консультации и комментарии юристов по ст 11 ГПК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 11 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступлениям
Поиск площадки
25/11/2022
24/11/2022
23/11/2022
22/11/2022
Предыдущий разъем
. Выпуски
11.07.2022 — УНП ООН участвует в 27-й конференции ООН по изменению климата, посвященной проблеме незаконного оборота отходов и взаимосвязь между экологической преступностью, биоразнообразием и климатом
11.01.2022 — Выращивание опийного мака в Афганистане в 2022 году увеличится на 32%: исследование УНП ООН
28.10.2022 — Призыв ЮНЕСКО, УНП ООН и партнеров к борьбе с незаконным оборотом афганских культурные ценности
В центре внимания
Стратегия УНП ООН на 2021–2025 годыМиссия УНП ООН заключается в содействии глобальному миру и безопасности, правам человека и развитию путем защиты мира от наркотиков, преступности, коррупции и терроризма.
Эта Стратегия на следующие пять лет предоставит УНП ООН возможность эффективно, результативно и с подотчетностью осуществлять свою деятельность, повышая уровень нашей поддержки государствам-членам в построении справедливых, инклюзивных и устойчивых обществ, в которых никто не будет забыт.
дополнительная информация
Стратегическое видение УНП ООН для Африки до 2030 года
Стратегическое видение УНП ООН для Африки до 2030 года определяет нашу миссию по обеспечению большей безопасности населения, правительства и учреждений Африки от наркотиков, преступности, коррупции, терроризма и незаконных финансовых потоков.
Наше видение 2030 направлено на усиление предупреждения преступности, укрепление правосудия, борьбу с организованной преступностью, обеспечение сбалансированного реагирования на наркотики, укрепление верховенства закона и укрепление устойчивости. дополнительная информация
публикации
23.11.2022 — Убийства женщин и девочек по гендерному признаку (фемицид/фемицид)
Мультимедиа
youtube.com/embed/n1_HmeUEa2I?controls=0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» frameborder=»0″ allowfullscreen=»true»>- Ежегодная апелляция
- Годовой отчет
- Карьера
- Оценка
- Финансирование и партнерство
- Послы доброй воли
- Международные дни и акции
- Лидерство
- Библиотека
- Закупки
- Публикации
- Цели устойчивого развития
- Связаться с УНП ООН
- Специальный комитет по разработке международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях
- Взаимодействие с гражданским обществом
- Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию (CCPCJ)
- Комиссия по наркотическим средствам (CND)
- Конференция участников Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и протоколов к ней (CTOP/COP)
- Конференция государств-участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (COSP)
- Декларация Доха Глобальная программа
- IMOLIN — международная информационная сеть по отмыванию денег
- Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря)
- Международный день борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом (26 июня)
- Международный комитет по контролю над наркотиками (INCB)
- Инициатива Парижского пакта
- Третнет
- Договоры Организации Объединенных Наций о наркотиках, преступности и терроризме
- Адрес веб-сайта системы Организации Объединенных Наций
- Целевой фонд Организации Объединенных Наций для жертв торговли людьми
- Молодежная инициатива УНП ООН
- Всемирный доклад о наркотиках
- Европа и Западная/Центральная Азия
- Афганистан
- Страны Балтии
- Средняя Азия
- Иран, Исламская Республика
- Региональная программа для Афганистана и соседних стран
- Российская Федерация
- Юго-Восточная Европа
- Африка и Ближний Восток
- Восточная Африка
- Ближний Восток и Северная Африка
- Нигерия
- Южная Африка
- Западная и Центральная Африка
- Латинская Америка и Карибский бассейн
- Боливия
- Бразилия и Южный конус
- Центральная Америка и Карибский бассейн
- Колумбия
- Мексика
- Перу и Эквадор
- Юго-Восточная Азия и Тихий океан
- Камбоджа
- Индонезия
- Лаосская НДР
- Мьянма
- Региональный офис — Таиланд
- Вьетнам
- Южная Азия
- Региональное отделение для Южной Азии
- Пакистан
- Офис связи — Брюссель
- Офис связи — Нью-Йорк
- Европа и Западная/Центральная Азия
Factbox: США предлагают новые детали плана по ограничению цен на российскую нефть российской нефти с 5 декабря.
Стремясь лишить Москву надбавки к военной прибыли от ее нефти, план ограничения цен на несколько месяцев оставил поставщиков транспортных услуг в замешательстве относительно того, какие конкретные правила им необходимо соблюдать, чтобы избежать санкций.
Новое руководство Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) отвечает на несколько ключевых вопросов, в том числе о том, когда ограничения вступят в силу и какие типы сценариев и компании будут связаны ими.
Важно, однако, то, что руководство еще не указывает, какой будет предельная цена, что Соединенные Штаты все еще обсуждают со своими партнерами. Тем не менее, в руководстве четко указано, что ограничение будет осуществляться на условиях франшизы (FOB), что означает, что расходы на доставку, фрахт, таможню и страхование не включены.
Вот ключевые моменты из последнего руководства:
«Хотя доставка и страхование покрываются услугами, эти расходы отличаются от предельных цен на российскую нефть», — говорится в руководстве.
Нефтяные грузы, загруженные до 00:01 по восточному стандартному времени (05:01 по Гринвичу) 5 декабря и пришвартованные до 12 января, не будут подпадать под действие политики ограничения цен, заявило OFAC. Это дает льготный период для грузов, приобретенных сверх лимита до 5 декабря, чтобы добраться до места назначения во время часто длительных морских рейсов.
Любая нефть, купленная или зафрахтованная после этого времени, должна соответствовать ценовому пределу.
Кроме того, предельная цена распространяется только на первую «высадочную» продажу за пределами России, т.е. на первую точку прибытия груза на берег. Если нефть перепродана на суше после этого момента, она может быть продана выше предела.
Руководство ясно указывает, однако, что, если груз отправляется обратно в море без существенной переработки на берегу за пределами России, например, после переработки в топливо, он снова подпадает под предел цены.
Нефть, сертифицированная как происходящая из другой страны, но проходящая транзитом и отгружаемая из России, не подпадает под действие ограничения, заявило OFAC, ссылаясь на экспорт казахстанской нефти через черноморский терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
ИМПОРТ РОССИИ ПО-прежнему ЗАПРЕЩЕН В США
Новые правила не позволят американским компаниям импортировать российскую нефть, заявило OFAC, подчеркнув, что запрет США, введенный в марте после вторжения России в Украину, остается в силе.
Но в руководстве указывалось, что торговые фирмы США могут участвовать в продажах в другие страны, если они соответствуют правилам ограничения цен.
В качестве шага, который также может утешить некоторых игроков в мировой судоходной отрасли, в руководстве дополнительно указано, какие типы компаний будут обязаны участвовать в плане ограничения.