Состав административного нарушения: Состав административного правонарушения \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

Суды о понятии «состав административного правонарушения» // Раскладка по номинациям

Это особый трепет, когда судебные инстанции начинают разбирать сугубо теоретические термины и придавать им собственную трактовку. Там редко встретишь (но пару раз мне точно попадались) дикие философские и абстрактно-конструкционные нагромождения, из которых ничего понять нельзя. И у них есть чему поучиться – лаконичности, конкретности, описанию в определении значения состава правонарушения, иногда даже раскрываются занятные свойства состава правонарушения, они пишут об одном и том же, даже если используют разные комбинации и наборы слов (у теоретиков так не всегда)… Есть, конечно, и до чего докопаться… Собственно без этого и блога бы не было.

С другой стороны, совсем странно бы было, если б судебные решения не отражали интерпретации явления, отсутствие которого влечет прекращение административного дела или его невозбуждение.

И мне в голову прилетела идея раскидать найденные цельные определения (прям как цельные орехи) по номинациям – по-иному кратко выразить всю их сущность маловозможно.

 

Номинация «Ультракомпактное»

 

Чем меньше, тем лучше. Просто и доступно. Минимализм во всей его красе.

Абсолютный победитель:

— Состав административного правонарушения – это его субъект, субъективная сторона, объект и объективная сторона (Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.03.2010 по делу № А79-819/2010).

Вице-победитель:

— Состав правонарушения — это совокупность его элементов (дело в том, что в следующем предложении все-таки раскрывается перечень элементов) (Решение Арбитражного суда Самарской области от 16.10.2015 по делу № А55-19543/2015).

 

 

Номинация «Крепкий середнячок»

 

Здесь определения все построены по одному принципу: дается указание на элементы или совокупность признаков, после раскрывается их значение (указывает на наличие конкретного наказуемого правонарушения, указывает на возможность применения мер ответственности, объясняется, как полнота признаков обращает конкретное нарушение в административно-наказуемое). Различия носят сугубо текстуальный оттенок. Реже он касается свойств состава правонарушения – то есть на что он указывает, какие юридические трансформации (если таковой считать обращение нарушения в административное правонарушения) он влечет.

Тут есть три условные группы сугубо с незначительными и некритичными отличиями.

 

Группа 1. <Состав обуславливает привлечение к административной ответственности>

 

— Состав административного правонарушения — это совокупность элементов, при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность (Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.02.2012 по делу № А70-12083/2011).

— Состав административного правонарушения — это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер административной ответственности (Решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 23.05. 2016 по делу № 12-79/2016; Решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.11.2013 по делу № 12-264/2013).

 

Группа 2. <Состав идентифицирует правонарушение как административное>

— Состав административного правонарушения – это совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно-опасное деяние как правонарушение (Решение Самарского областного суда от 02.02.2017 по делу № 21-275/2017).

— Состав административного правонарушения — это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение. Для него характерна ограниченность и полнота. Ограниченность состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из признаков означает отсутствие состава в целом (Решение Рамешковского районного суда Тверской области от 27.03.2015 по делу № 12-7/2015).

— Состав административного правонарушения – это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое. Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, каждый из которых заключает в себе некоторую совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона (Решение Ногинского городского суда Московской области от 17.11.2015 по делу № 12-408/2015).

— Состав административного правонарушения – это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение (Решение Большереченского районного суда Омской области от 31.08.2015 № 12-25/2015).

— Состав административного правонарушения — это совокупность предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как правонарушение, включающее в себя субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону (Постановление Партизанского городского суда Приморского края от 11. 06.2013 по делу № 5-174/2013).

 

Группа 3. <Состав идентифицирует правонарушение как административное и обуславливает привлечение к административной ответственности>

— Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность (Решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от 31.03.2016 по делу № 12-4/2016).

— Состав административного правонарушения — это совокупность установленных административным законодательством юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность (Решение Арбитражного суда Самарской области от 17.06.2015 по делу № А55-9342/2015).

 

Номинация «Оспоримое»

 

1 место: «только КоАП»

— Состав административного правонарушения – это совокупность предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение (Решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 11. 06.2015 по делу № 33А-28/2015; Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24.01.2017 по делу № 12-26/2017 (12-303/2016)).

— Состав административного правонарушения – это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение (постановление Мценского районного суда Орловской области от 30.01.2017 по делу № 5-9/2017; Постановление Новочеркасского городского суда Ростовской области от 15.06.2016 по делу № 5-83/2016).

Не только КоАП РФ (федеральным законодательством), но и законами субъектов РФ (региональным законодательством) регулируется административная ответственность. А Верховный Суд РФ регулярно валит региональные нормы за то, что составы по ним пересекаются или даже совпадают по составу с таковыми в федеральных нормах. Поэтому тут точность нужна хирургическая. Только про КоАП РФ упоминать не надо.

 

2 место: «он много на себя берет»

— Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания (Постановление Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 24. 01.2017 по делу № 5-187/2017; Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.08.2010 по делу № А73-7397/2010).

К слову, данное определение впервые обнаруживается в статье Жатовой Ж.М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении // Административное право и процесс. 2007. № 1. С. 25 – 27.

Но это не отменяет вопроса: не слишком ли много можно почерпнуть из признаков состава, которых всегда меньше, чем признаков конкретного деяния? Из формальных составов по понятным причинам характеристики вреда установить нельзя. Отношение лица к совершенному деянию тоже познается усеченно (если вина – это всегда обязательный признак состава административного правонарушения, то мотив и цель редко встречаются как конструктивные признаки состава).

 

3 место: «неклассическое основание ответственности»

— Состав административного правонарушения это установленная нормами права совокупность элементов (признаков) при наличии которых конкретное деяние является единственным основанием для наступления административной ответственности за его свершение. Элементами состава правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.12.2016 по делу № А83-5197/2016).

Вот тут, я уверен, найдутся желающие поспорить по поводу основания ответственности. Ведь «деяние» как основание ответственности есть альтернатива мнению о «составе». В свое время советская наука уголовного права жестко столкнулась в вопросе основания ответственности. Поэтому спорный тезис на почти остывшее поле публикационной битвы бросать опасно.

 

4 место: «только Особенная часть»

— Из анализа норм административного законодательства следует, что каждое административное правонарушение имеет ряд обязательных признаков, которые и образуют его состав. Иными словами, состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое. Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части КоАП РФ (Решение Арбитражного суда Архангельской области от 05. 10.2007 по делу № А05-9180/2007).

Признаки состава описываются и в Общей, и в Особенной части. Те же характеристики субъекта дополняются в своей картине из признаков Общей части КоАП РФ. Если бы они реально все описывались только в Особенной части, то там, кроме монстров юридической техники на 58 страниц каждая, ничего бы не было. Ведь пришлось бы каждый раз цитировать все понятия субъектов, законодательные заметки о вине и т.д.

 

5 место: «спорная атрибутика»

 

Бывает, что суд не дает цельного определения, а говорит лишь о каком-то отдельном атрибуте… И порой чересчур оспоримо. Меня лично зацепило два момента.

 

(а) «Любой состав административного правонарушения характеризуется общественной опасностью, поскольку это основное условие включения его в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2012 по делу № А29-5638/2012; Решение Арбитражного суда Приморского края от 28. 11.2016 по делу № А51-20847/2016).

Общественно-опасным является конкретное деяние, а не состав правонарушения. Что такое состав по-простому? У правонарушения есть несколько десятков тысяч или больше (в зависимости от фантазии юриста) признаков, из которых собирается в корзинку небольшой набор и провозглашается – «этого достаточно, чтобы привлечь к ответственности». Состав – это фикция, умозрительный набор. Умозрительное явление само по себе никакой опасности.

На мой взгляд, красиво по этому поводу сказано у Д.Б. Савчишкина: «Это своеобразная модель административного правонарушения, включающая в себя совокупность определенных признаков» (Информационно-административное правонарушение: понятие, признаки, состав // Административное и муниципальное право. 2011. № 7. С. 71 – 82).

 

(б) Указанные в оспариваемом постановлении обстоятельства — формальный состав правонарушения, наличие элемента состава административного правонарушения — вины Общества, выразившейся в пренебрежительном отношении к исполнению своей обязанности, сами по себе не являются препятствием для применения статьи 2. 9 КоАП РФ при установлении факта отсутствия существенной угрозы охраняемым отношениям (Решение Арбитражного суда Кировской области от 27.07.2012 по делу № А28-5718/2012).

Мелочь, но все-таки. Вина – это не элемент, а признак.

Что включает в себя состав административного правонарушения

20 февраля 2020 Резникова Анна Евгеньевна 0

Добавить в избранное В избранное

Поделиться

Состав административного правонарушения включает в себя несколько взаимосвязанных элементов. При отсутствии любого из составляющих деяние не будет отнесено к административному проступку. Что это за элементы, расскажет наша статья.

  • Административное правонарушение: понятие, признаки
  • Что относится к элементам, входящим в юридический состав административного правонарушения

Административное правонарушение: понятие, признаки

Понятие, признаки и состав административного правонарушения закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Противоправные деяния граждан, организаций, должностных лиц, которые посягают на охраняемые государством интересы в сфере государственного управления, признаются административным правонарушением, если они подпадают под признаки, указанные в статьях особенной части КоАП РФ или иных нормах, устанавливающих административную ответственность. При этом нарушением может быть признано как действие (активный поступок), так и бездействие (пассивное поведение, например неисполнение возложенной на налогоплательщика обязанности по уплате налогов).

Для справки: наказание за административный проступок может определяться как КоАП РФ, так и КоАП субъектов Федерации, так как у регионов есть возможность принимать такого рода акты, если они не противоречат нормам КоАП РФ.

К основным признакам правонарушения в сфере административного права относятся:

  1. Противоправность. Действие или бездействие должно нарушать норм закона для того, чтобы оно было признано правонарушением. В противном случае ответственность за него не будет наступать.
  2. Наказуемость. Если деяние противоправно, то за него обязательно последует наказание. Несмотря на то что в положениях права встречаются обстоятельства, смягчающие наказание и даже освобождающие от него, для выяснения всех обстоятельств дела виновное лицо все равно предстает перед уполномоченными органами для проведения расследования.
  3. Виновность. Этот признак предполагает наличие в действиях субъекта признаков умысла или неосторожности по отношению к совершаемому поступку.

Что относится к элементам, входящим в юридический состав административного правонарушения

Состав административного проступка включает в себя только 4 элемента, которые являются неизменными. Входящими в состав административного правонарушения элементами являются субъект, объект, объективная и субъективная стороны. Остальные составляющие, например отягчающие или смягчающие вину обстоятельства, являются факультативными.

Что собой представляют перечисленные элементы:

  1. Объект. Это общественные отношения, которые защищаются государством и являются предметом посягательства лиц, виновных в совершении административного проступка.
  2. Объективная сторона может быть выражена как в действии, так и в бездействии. При этом помимо самого действия/бездействия к объективной стороне относятся также обстоятельства его совершения (место, время, способ и т. д.). Также в статьях КоАП РФ могут содержаться и квалифицирующие признаки, определяющие, например, степень общественной опасности совершенного деяния.
  3. К субъектам законодатель относит физических лиц при достижении им возраста 16 лет, организации, должностных лиц и предпринимателей. Причем в санкции конкретной статьи присутствует соотнесение размера наказания и конкретного правонарушителя. Ответственность ИП часто приравнивается к ответственности должностных лиц. Если лицо не является субъектом административной ответственности, то юридический состав административного правонарушения отсутствует.
  4. Субъективная сторона характеризуется виновностью, которая проявляется либо в форме умысла, либо в неосторожности. При этом вина должна быть доказана лицом, проводящим расследование проступка, так как в ст. 1.5 КоАП РФ презюмируется невиновность гражданина, пока не будет доказано обратное.

***

Таким образом, административным проступком признается только то действие или бездействие субъекта, его совершившего, которое включает в себя все 4 элемента состава правонарушения. Состав устанавливается после проведения расследования уполномоченным органом и оформляется соответствующим актом.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Административные правонарушения и ответственность».

Источники:

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Добавить в избранное В избранное

Поделиться

Предыдущий материал

Следующий материал

Элементы, необходимые для нарушения Пункта Общих Обязанностей.

Требования OSHA устанавливаются законом, стандартами и правилами. Наши пояснительные письма объясняют эти требования и то, как они применяются к конкретным обстоятельствам, но они не могут создавать дополнительные обязательства работодателя. Это письмо представляет собой интерпретацию OSHA обсуждаемых требований. Обратите внимание, что на наше руководство по правоприменению могут повлиять изменения в правилах OSHA. Кроме того, время от времени мы обновляем наше руководство в ответ на новую информацию. Чтобы быть в курсе таких событий, вы можете посетить веб-сайт OSHA по адресу https://www.osha.gov.

18 декабря 2003 г.

Г-н Милан Рачич
Специалист по охране труда и технике безопасности
Международное братство производителей котлов
452 W. Willow Court
Fox Point, Wisconsin 53217

Уважаемый г-н Рач:

Спасибо за сентябрь и

сентября. 10, 2003, факсимильные сообщения в Управление программ правоприменения Управления по охране труда и здоровья (OSHA) с запросом на толкование статьи об общих обязанностях OSHA.

В ваших письмах содержится ссылка на письмо от 23 июля 2003 г., отправленное г-жой Пегги Цвебер, территориальным директором регионального офиса OSHA в Пеории, в котором она дала толкование пункта общих обязанностей OSHA. Как мы заявили вам 5 сентября 2003 г., мы поддерживаем заявления, сделанные г-жой Цвебер. Как заявила г-жа Цвебер, раздел 5(a)(1) Закона о безопасности и гигиене труда («Положение об общих обязанностях») требует, чтобы работодатель предоставлял своим работникам:

«работа и место работы, свободные от признанных опасностей, которые вызывают или могут причинить смерть или серьезный физический вред его работникам …»

Работодатели могут быть привлечены к ответственности за нарушение пункта об общих обязанностях если на их рабочем месте существует признанная серьезная опасность, и работодатель не принимает разумных мер для предотвращения или уменьшения опасности. Положение об общих обязанностях используется только в тех случаях, когда нет стандарта, применимого к конкретной опасности.

Следующие элементы необходимы для доказательства нарушения пункта об общих обязанностях:

 

 

  1. Работодатель не обеспечил безопасность рабочего места, которому подвергались работники этого работодателя;
  2. Опасность была распознана;
  3. Опасность причиняла или могла привести к смерти или серьезному физическому ущербу; и
  4. Был осуществимый и полезный метод устранения опасности.


Благодарим вас за интерес к вопросам безопасности и гигиены труда. Мы надеемся, что вы найдете эту информацию полезной. Требования OSHA устанавливаются законом, стандартами и правилами. В наших разъяснительных письмах разъясняется это требование и то, как оно применяется к конкретным обстоятельствам, но оно не может создавать дополнительных обязательств работодателя. Это письмо представляет собой интерпретацию OSHA обсуждаемого требования. Обратите внимание, что на наше руководство по правоприменению могут повлиять изменения в правилах OSHA.

Кроме того, время от времени мы обновляем наше руководство в ответ на новую информацию. Чтобы быть в курсе таких событий, вы можете посетить веб-сайт OSHA по адресу http://www.osha.gov. Если у вас есть какие-либо дополнительные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться в Управление общего отраслевого правоприменения по телефону (202) 69.3-1850.

С уважением,

Ричард Э. Фэйрфакс, директор
Управление программ обеспечения соблюдения законов

354 — Правоприменение; нарушение; классификация; приказы о соблюдении; судебный пересмотр; судебный запрет; гражданско-правовые административные взыскания; гражданско-правовые санкции

49-354 — Правоприменение; нарушение; классификация; приказы о соблюдении; судебный пересмотр; судебный запрет; гражданско-правовые административные взыскания; гражданско-правовые санкции

49-354. Правоприменение; нарушение; классификация; приказы о соблюдении; судебный пересмотр; судебный запрет; гражданско-правовые административные взыскания; гражданско-правовые санкции

A. Лицо, нарушающее настоящую статью или правило, принятое в соответствии с этой статьей, виновно в совершении мисдиминора 2 класса за каждое нарушение. В случае длящегося нарушения каждый день продолжающегося нарушения представляет собой отдельное правонарушение.

B. Если директор определяет, что какое-либо лицо нарушает эту статью или правило, принятое в соответствии с этой статьей, директор может издать приказ, требующий соблюдения немедленно или в течение определенного периода времени. Приказ о соблюдении должен с разумной точностью указывать характер нарушения, время для выполнения, если это применимо, и право на слушание. Директор должен направить приказ о соблюдении предполагаемому нарушителю заказным письмом, запрошенным уведомлением о вручении или вручением лично. Распоряжение о соблюдении становится окончательным и подлежит исполнению в вышестоящем суде, если в течение тридцати дней после получения распоряжения предполагаемый нарушитель не потребует слушания перед судьей по административным делам в соответствии с разделом 41, глава 6, статья 10.

Если слушание запрашивается, приказ не становится окончательным до тех пор, пока судья по административным делам не вынесет окончательное решение по апелляции. За исключением случаев, предусмотренных в разделе 41-1092.08, подраздел H, окончательное административное решение подлежит судебному пересмотру в соответствии с заголовком 12, глава 7, статья 6. По запросу директора генеральный прокурор может подать иск в вышестоящий суд для исполнения приказов, изданных в соответствии с этим подразделом, после заказ становится окончательным.

C. Если директор установит, что лицо нарушает положения настоящей статьи или нормы, принятой в соответствии с настоящей статьей для выполнения требований, содержащихся в частях 141 и 142 ст. 40 Свода федеральных правил, в том числе национальных правил первичной питьевой воды, директор может издать приказ о соответствии в соответствии с подразделом B настоящей статьи о наложении административного взыскания в гражданско-правовом порядке. Все суммы штрафов рассчитываются следующим образом:

1. Если нарушителем является общественная система водоснабжения, обслуживающая более десяти тысяч человек, директор может наложить гражданско-правовой административный штраф в размере до 1000 долларов США в день за нарушение до 10 000 долларов США за нарушение.

2. Если нарушителем является общественная система водоснабжения, обслуживающая от пятисот до десяти тысяч человек, директор может наложить гражданско-правовой административный штраф в размере от 500 долларов США в день за нарушение до 5000 долларов США за нарушение.

3. Если нарушителем является общественная система водоснабжения, обслуживающая менее пятисот человек, директор может наложить гражданско-правовой административный штраф в размере от 100 долларов США в день за нарушение до 1000 долларов США за нарушение.

D. При определении размера гражданско-правового административного штрафа в соответствии с подразделом C настоящей статьи директор должен учитывать все следующее:

1. Размер системы водоснабжения общего пользования.

2. Любые добросовестные усилия системы общественного водоснабжения по поддержанию соответствия национальным правилам первичной питьевой воды.

3. Серьезность нарушения.

4. Любая история нарушения национальных правил первичной питьевой воды.

5. Любая история неповиновения со стороны нарушителя.

6. Любая экономическая выгода, вытекающая из нарушения, только как отягчающее обстоятельство.

7. Любой другой фактор, который считается уместным.

E. Для системы общественного водоснабжения, которая регулируется комиссией корпорации как корпорация общественного обслуживания, департамент должен направить письменный запрос председателю и исполнительному директору комиссии корпорации о принятии необходимых корректирующих действий, и комиссия корпорации должна начать необходимые корректирующие действия в течение тридцати календарных дней после возникновения обоих следующих условий:

1. Департамент выполняет одно или несколько из следующих действий:

(a) Определяет, что объект не соответствует административному распоряжению, изданному департаментом за нарушение этой главы.

(b) Подает гражданский иск против владельца или оператора системы водоснабжения общего пользования за нарушение настоящей главы.

(c) Определяет наличие чрезвычайной ситуации в системе водоснабжения общего пользования.

2. Департамент решает, что принятие комиссией корпорации необходимых корректирующих действий ускорит возвращение системы общественного водоснабжения в соответствие с этой главой.

F. Если департамент направляет письменный запрос в комиссию корпорации в соответствии с подразделом E настоящего раздела, департамент должен предоставить копию запроса руководящему органу любой местной юрисдикции с резидентами, обслуживаемыми объектом или системой, которая предмет запроса.

G. Гражданские административные штрафы не могут быть взысканы в соответствии с подразделом C настоящего раздела, если гражданские штрафы запрашиваются в соответствии с подразделом I настоящего раздела за то же нарушение.

H. Все гражданско-правовые административные штрафы, наложенные в соответствии с подразделом C настоящей статьи, должны быть депонированы в соответствии со статьями 35-146 и 35-147 в общий фонд штата.

I. В дополнение к полномочиям, предусмотренным в подразделе C настоящей статьи, генеральный прокурор может и по запросу директора должен подать иск в вышестоящий суд о взыскании гражданских штрафов в размере не более 500 долларов США за каждое нарушение. в день от любого лица, которое нарушает эту статью или правило, принятое в соответствии с этой статьей. Все гражданско-правовые санкции, полученные в соответствии с настоящим подразделом, должны быть депонированы в соответствии со статьями 35-146 и 35-147 в общий фонд штата. Гражданские штрафы не могут быть взысканы в соответствии с настоящим пунктом, если гражданские административные штрафы запрашиваются в соответствии с пунктом C настоящего раздела за то же нарушение.

J. Если у директора есть основания полагать, что какое-либо лицо нарушает данную статью или принятое правило, или приказ, изданный в соответствии с настоящей статьей, или считает, что лицо создает реальную или потенциальную угрозу общественному здоровью из-за действий совершается в нарушение настоящей статьи или правила, принятого в соответствии с этой статьей, директор через генерального прокурора может запросить временный запретительный судебный приказ, предварительный судебный запрет, постоянный судебный запрет или любую другую помощь, необходимую для защиты общественного здоровья.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *