Собственность субъектов рф на землю: Собственность на землю субъектов РФ

Содержание

Собственность на землю субъектов РФ

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земля в собственности » Собственность на землю субъектов РФ

В Земельном кодексе РФ происходит закрепление оснований для возникновения права собственности отдельных субъектов государства на определенные земельные участки и порядок их передачи.

В Земельном кодексе РФ происходит закрепление оснований для возникновения права собственности отдельных субъектов государства на определенные земельные участки и порядок их передачи. В целом, такие основания повторяют порядок передачи права собственности на земельные участки в государственную собственность.

Понятие собственности на землю субъектов РФ. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ 

Отдельный субъект государства может обладать правом собственности на определенный участок земли согласно требованиям, установленным на уровне федерального законодательства.

В качестве примера можно выделить закон об установлении на территории страны особых охраняемых территорий. Согласно данному закону определенные земли становятся собственностью отдельных субъектов государства, если речь идет об участках регионального значения.

Кроме того, согласно водному законодательству, участки с располагающимися на них водными объектами, не находящиеся в собственности государства, также относятся к собственности субъектов.

В отдельных случаях законодательными актами устанавливается право собственности на участки за определенными субъектами государства. В качестве примера можно выделить следующие земли:

  • участки земли, которые были предназначены размещения на них объектов краевого значения, согласно федеральному законодательству относятся к собственности Краснодарского края.
  • участки земли, которые были использованы для строительства объектов, необходимых для проведения Азиатско-тихоокеанского экономического саммита, также находятся в собственности Пермского края.

Основания возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки

Как и само государство, отдельные его субъекты имеют право на приобретение участков земли по тем же основаниям, регулируемым в рамках гражданского закона. В частности, Гражданский кодекса РФ устанавливает, что любой субъект государства может выступать в качестве отдельного участника правовых отношений, если иное не установлено на уровне федерального законодательства или если это не противоречит его публично-правовому статусу.

В Кодексе определены следующие основания для возникновения права на собственность на землю субъектов Российской Федерации:

1. Гражданско-правовые сделки:

  • мена;
  • дарение;
  • купля-продажа.

2. Судебные решения о необходимости признания за определенным лицом его права на конкретный участок.

3. Документ о получении наследства по закону.

Помимо вышеперечисленных способов возникновения у государственного субъекта права собственности на землю, гражданским законодательством также устанавливается ряд специфических способов получения, среди которых:

  • конфискация участка;
  • изъятие земли для нужд государства или отдельного субъекта государства;
  • изъятие участка, использующегося не по своему целевому назначению.

В некоторых ситуациях в законодательных актах устанавливается преимущественное право приобретения участка именно отдельным субъектом государства.

Разграничение государственной собственности на землю. Критерии разграничения государственной собственности на землю

Помимо вышеперечисленных способов, отдельный регион может получить право собственности на участок в процессе разграничение государственной собственности на землю. Данная процедура осуществляется на основании нескольких критериев.

Отдельно стоит отметить, что установленные критерии не распространяются на три города государственного значения:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Данные субъекты отличаются от всех остальных тем, что к их собственности относится также и муниципальное имущество, при условии, что оно находится в границах данного региона. Здесь речь идет об отдельных частях города, на которых население самостоятельно осуществляет муниципальную власть или через специальные выборные органы.

Земельным кодексом РФ устанавливается определенный перечень критериев, руководствуясь которым осуществляется разграничение государственной собственности на участки земли.

К данным критериям относятся:

  • Критерий, подразумевающий под собой принадлежность определенного участка к публичной собственности располагающихся на нем зданий, сооружений и строений. Согласно данному критерию участки земли, на которых располагаются вышеперечисленные объекты, находящиеся в собственности определенных регионов страны, находятся в собственности данных субъектов государства.
  • Критерий, который подразумевает под собой принадлежность участка к виду публичной собственности располагающейся на нем организации. Также это может быть субъективный критерий, согласно которому определенному субъекту государства на праве собственности принадлежат участки земли, предоставленные в пользование органами федеральной власти отдельным субъектам казенных или унитарных предприятий и некоммерческим организациям, созданным на государственном уровне.
    Здесь стоит отдельно отметить, что исчерпывающий перечень организаций, пользующихся участками на каком-либо вещном праве с расположением которых государство связывает право собственности отдельных субъектов, намного уже полного перечня организаций, в ходе своей деятельности использующихся для определения государственного права собственности на землю.
  • Специальный критерий, который характеризует закрепление земель в собственности отдельно взятых субъектов государства. Данный критерий полностью созвучен первому основанию возникновения права собственности на землю у отдельного субъекта государства.

Отдельно стоит отметить, что данные критерии не распространяются на специально выделенные субъекты – города федерального значения, такие как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Земельный участок как собственность городов федерального значения – Москвы, Санкт- Петербурга, Севастополя

Согласно законодательству городам федерального значения возможна безвозмездная передача земель в собственность.

В частности, на таком основании данным городам могут быть переданы следующие участки:

  • находящиеся в границах военных городков, кроме случаев, когда эти городки являются закрытыми;
  • находящиеся в границах участков земли, которые используются для обеспечения нормальной деятельности располагающихся в городах Вооруженных сил РФ. Участки предоставляются при условии, что данные подразделения выполняют функции по охране организаций и предприятий, осуществляют возложенные на них функции по охране государства в целом и безопасности отдельных регионов.

В качестве основания для осуществления безвозмездной передачи участков в собственности отдельно взятых субъектов страны является их нахождение в городе федерального значения. Решение о подобной передаче должно приниматься специально уполномоченным на это органом государственной власти в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вооруженных Сил РФ.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Право собственности на землю

Добрый день! В данной ситуации Вы являетесь добросовестным приобретателем. 

Пленум ВАС РФ в п. 24 постановления от 25.02.1998 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» выделяет три условия, при наличии которых приобретатель не может быть признан добросовестным:

  • к моменту совершения возмездной сделки в отношении спорного имущества имелись притязания третьих лиц;
  • покупатель знал об этих притязаниях;
  • эти притязания впоследствии признаны в установленном порядке правомерными.

В судебной практике встречаются ситуации, наглядно демонстрирующие применение данных положений. Один из примеров подобных дел приведен в проекте информационного письма ВАС РФ от 23.10.2008 (далее — проект информписьма).

Индивидуальный предприниматель обратился с иском об истребовании холодильной камеры из незаконного владения общества. В обоснование заявленных требований истец пояснил, что холодильная камера, принадлежащая ему на праве собственности, была передана им организации по договору аренды. Через некоторое время арендатор продал спорное оборудование ответчику. Поскольку организация не имела права отчуждать названное имущество, общество является незаконным владельцем. При защите своего права ответчик ссылался на свою добросовестность и возмездность сделки. Приобретенная холодильная камера обществом была оплачена. Суд первой инстанции согласился с ответчиком и отказал в удовлетворении иска.

Однако апелляционный суд, куда обратился предприниматель, указал, что оплата была сделана после того, как общество получило копию искового заявления по настоящему делу. То есть к моменту оплаты приобретатель уже знал о том, что на оборудование претендуют третьи лица. Суд указал: при установлении возмездности сделки необходимо обращать внимание не только на факт заключения возмездного договора, но и на факт его исполнения. Поэтому суд апелляционной инстанции отменил принятое решение и иск удовлетворил. Основанием послужило то, что к моменту оплаты ответчик уже не являлся добросовестным.

Предъявил доказательства — владей имуществом!

При возникновении спорной ситуации бремя доказывания ложится на каждую из сторон спора. Собственник доказывает, что имущество выбыло из его владения или владения лица, которому было передано, против их воли. Покупатель должен доказать, что он приобрел имущество возмездно и при этом не знал и не мог знать, что вещь ему продал тот, кто не имел права на ее отчуждение.

На практике встречается немало примеров, наглядно демонстрирующих данные положения (определение ВАС РФ от 03.04.2008 N 4189/08; определение ВАС РФ от 03.07.2008 N 7757/08; определение ВАС РФ от 06.03.2008 N 2322/08; постановление Президиума ВАС РФ от 24.06.2008 N 3605/08 и др.).

Остановимся на некоторых из них.
Предприятие обратилось с иском об истребовании нежилых зданий из незаконного владения общества «Гидрострой» и о признании недействительным договора купли-продажи названных зданий, заключенного между компанией «Сити Инвест Строй» (продавец) и обществом «Гидрострой» (покупатель). Предприятие утверждало, что договор купли-продажи спорного имущества, заключенный между ним и «Сити Инвест Строй», был признан постановлением суда по другому делу недействительным. Ответчик при защите ссылался на то, что он является доб-росовестным приобретателем данного имущества, так как оплатил его и за ним зарегистрировано право собственности.

Статья 302 ГК РФ. Истребование имущества от добросовестного приобретателя
1. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
2. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
3. Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций приняли сторону добросовестного приобретателя (общества «Гидрострой»). Суды пришли к выводу, что имущество было передано на реализацию по воле лица, владеющего им на праве хозяйственного ведения. Общество «Гидрострой» является добросовестным приобретателем спорного имущества, поскольку оно не знало и не могло знать, что сделка, заключенная «Сити Инвест Строй» с истцом, впоследствии будет признана недействительной (определение ВАС РФ от 17.04.2008 N 4409/08).

ОАО «Машиностроительный завод «Маяк» (далее — завод) обратилось в суд с иском к ООО «ТНП-16» об истребовании здания из чужого незаконного владения. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ЗАО «Маяк ТНП» (далее — общество), передавшее здание ООО «ТНП-16». Завод аргументировал свои требования тем, что договор купли-продажи здания, заключенный между ним и ЗАО «Маяк ТНП», признан недействительным как заключенный от имени продавца лицом, не обладающим полномочиями на это.

Ответчик в доказательство своей добросовестности сообщил, что спорное здание было внесено обществом в его уставный капитал. Переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке раньше, чем договор купли-продажи между заводом и обществом признан недействительным. В удовлетворении иска заводу было отказано. Суд признал ответчика добросовестным приобретателем, поскольку он не знал и не мог знать о признании договора купли-продажи недействительным. Довод заявителя о том, что имущество выбыло из его владения помимо его воли, не был им доказан (определение ВАС РФ от 16.04.2008 N 5364/08).

Но не всегда суд встает на защиту добросовестного приобретателя. 
Арбитры примут сторону законного собственника, если последнему удастся доказать, что ценности действительно выбыли из его владения против его воли. Подтверждением является следующее дело. ЗАО «НПО «Стромэкология» (далее — объединение) спорило с ООО «Интра-Джус» (далее — общество) также об истребовании из его незаконного владения объектов недвижимости.

Объединение ссылалось на то, что спорное имущество выбыло из владения помимо его воли, поскольку общее собрание акционеров не принимало решения о продаже данных объектов.

Ответчик настаивает на своей добросовестности.
При рассмотрения дела суд установил, что между объединением (продавец) и ООО «Классик-Миг» (покупатель) заключен договор купли-продажи объектов незавершенного строительства. Решением арбитражного суда этот договор признан недействительным как крупная сделка по отчуждению имущества, совершенная с нарушением Федерального закона «Об акционерных обществах». Было выявлено, что общее собрание акционеров действительно не принимало решения о продаже спорного имущества. Несмотря на это, ООО «Классик-Миг» продало ООО «Интра-Джус» спорные объекты. В результате сделку купли-продажи между ООО «Классик-Миг» и ответчиком суд признал ничтожной, поскольку при ее совершении ООО «Классик-Миг» не являлось собственником спорного имущества и не обладало полномочиями по распоряжению им. Наличие у истца права собственности на недвижимость до совершения договора купли-продажи сторонами не оспаривается и подтверждается документами.

Поскольку имущество выбыло из владения собственника помимо его воли, оно может быть истребовано им и от добросовестного приобретателя, констатировали судьи. На основании этого право собственности ответчика на спорное имущество прекращено, объект подлежит возврату объединению с восстановлением его права собственности (постановление ФАС СКО от 01.08.2008 N Ф08-4001/2008).

Не во всех случаях признают добросовестным и приобретателя. 
Так, ЗАО «Нева-Трейд» (далее — общество) обратилось в суд с иском к ООО «Вест» и ООО «Галион», Управлению Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании права собственности на здание, а также истребовании из незаконного владения ООО «Галион» указанного объекта недвижимости. Истец обосновал свое требование фактом признания договора купли-продажи между ним и ООО «Вест» недействительным.

Суд удовлетворил заявленные требования.
ООО «Галион» настаивало на добросовестности приобретения спорного здания у ООО «Вест». Однако суд в данном разбирательстве пришел к выводу, что спорное имущество выбыло из владения истца помимо его воли. Кроме этого, суд установил, что данные сделки купли-продажи совершены с незначительными промежутками по времени, интересы всех трех участников сделок (ЗАО «Нева-Трейд», ООО «Вест» и ООО «Галион») в регистрирующем органе представляло одно и то же лицо — акционер об-щества.

При таких обстоятельствах суд признал, что ООО «Галион» не может быть признано добросовестным приобретателем объекта, и, руководствуясь ст. 301, 302 ГК РФ, удовлетворил виндикационный иск общества (определение ВАС РФ от 11.02.2008 N 1246/08).

Как убедиться, что перед вами — законный владелец?

Чтобы обезопасить себя от возможных притязаний на купленное имущество со стороны третьих лиц, важно убедиться, что продавец действительно владеет им на законных основаниях. Для этого покупателю нужно предпринять дополнительную проверку юридической судьбы имущества.

Проще всего это сделать, когда речь идет о недвижимости. Ее оборот отражается реестром. Поэтому любой, кто намерен приобрести имущество, подлежащее госрегистрации, может получить необходимую информацию из ЕГРП в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Можно выяснить характер права продавца и основание его приобретения, определить предыдущих собственников, выяснить, нет ли спора о праве на имущество, не обременено ли оно правами других лиц. Например, общество предъявило иск к организации об истребовании из ее незаконного владения нежилого помещения. В качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен индивидуальный предприниматель.

Истец указал, что ответчик купил помещение у предпринимателя. В момент приобретения недвижимости ответчиком сделка, на основании которой за предпринимателем зарегистрировано право собственности, оспаривалась в судебном порядке. По результатам рассмотрения дела она признана судом недействительной, применены последствия ее недействительности. Следовательно, предприниматель не является собственником имущества и не имел права его отчуждать, в связи с чем ответчик является незаконным владельцем.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на свою добросовестность. Дабы обезопасить себя, он обращался в ЕГРП, чтобы узнать, кто является собственником приобретаемого имущества. Ему были представлены сведения, согласно которым собственником помещения считался предприниматель. Суд первой инстанции поддержал общество (истца). Но апелляционная инстанция сочла, что решение подлежит отмене, а в удовлетворении требований общества должно быть отказано по следующим причинам.

Ответчик приобрел помещение у предпринимателя, право собственности которого зарегистрировано в установленном законом порядке. Истец не доказал, что ответчик знал о том, что у последнего отсутствует право отчуждения спорного имущества.

Правда, в материалах дела указано, что ранее суд наложил запрет на регистрационные действия со спорным объектом. Но данный факт не свидетельствует, что организация должна была знать об этом. Кроме того, было доказано: в ответ на соответствующий запрос ответчика регистрирующий орган сообщил ему, что информация о наличии судебного спора в отношении помещения отсутствует.

Суд также отметил, что ссылка на незаконность действий регистрирующего органа, который осуществил регистрацию, несмотря на наличие судебного запрета, не имеет значения для разрешения настоящего спора. При этом истец вправе защитить свои права, выставив к регистрационному органу требования о возмещении убытков, причиненных ему такими действиями (проект информписьма).

Не забываем о сроках!

В соответствии с законодательством к виндикационным искам применяется общее правило о сроках исковой давности (поскольку специальных сроков не установлено). Напомним: ст. 196 ГК РФ закреплено, что общий срок исковой давности составляет 3 года. По общему правилу срок исковой давности начинает течь со дня, «когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права» (ст. 200 ГК РФ).

ВАС РФ (проект информписьма) указал, что применительно к виндикационным искам течение этого срока начинается со дня обнаружения вещи в чужом незаконном владении. Иными словами, не тогда, когда законный собственник узнал, что вещь пропала, а тогда, когда обнаружил ее у незаконного владельца.

Высшие судьи рассмотрели следующее дело. 
В 2004 г. общество обратилось в суд с иском об истребовании медицинского оборудования из незаконного владения организации. Исковое требование мотивировано тем, что спорное оборудование, принадлежащее истцу на праве собственности, было украдено у него в 1997 г. Поэтому, по мнению общества, ответчик является незаконным владельцем и должен вернуть оборудование истцу.

Ответчик же утверждал, что о краже оборудования не знал и приобрел его у специализированной торговой компании. Кроме того, было указано на истечение срока исковой давности.

Истец с доводами ответчика по поводу пропущенного срока исковой давности не согласился. По его мнению, исковая давность по заявленному требованию не истекла, поскольку о нахождении оборудования у ответчика он узнал только в 2003 г. До этого момента заявитель не имел информации ни о месте нахождения оборудования, ни о лицах, в чьем владении оно находилось, и поэтому был лишен возможности обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Судьи первой и апелляционной инстанций в иске отказали в связи с истечением срока исковой давности. Ведь, как неоднократно пояснял сам истец, о краже спорного имущества он узнал в 1997 г. Следовательно, к моменту его обращения в суд исковая давность истекла.

Однако суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение. Он указал, что защита права законного владельца невозможна до тех пор, пока ему не известен нарушитель — потенциальный ответчик.

Несмотря на то что собственник лишился своего имущества в 1997 г., срок исковой давности по требованию о его возврате начал течь с момента, когда истец узнал, что оно находится во владении ответчика. Поскольку довод истца о том, что имущество обнаружено им только в 2003 г., не получил надлежащей оценки, дело направлено на новое рассмотрение (проект информписьма).

Недавно произошел спор между территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Карелия (далее — Управление) и Сбербанком. Управление пыталось истребовать здание из незаконного владения банка. Истец утверждал, что муниципальная администрация не должна была оформлять право собственности на спорное имущество. При рассмотрении дела в суде ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.

Суд пришел к выводу, что о нарушении права федеральной собственности истцу могло быть известно в 1999 г. (на момент регистрации права муниципальной собственности) или по крайней мере в 2001 г. — когда между Сбербанком и арендатором был заключен договор аренды части спорных помещений. Таким образом, срок исковой давности к моменту предъявления иска (август 2007 г.) истек (определение ВАС РФ от 17.07.2008 N 8173/08).

Обратите внимание: даже если владелец спорного имущества сменился, исковая давность по виндикационному иску продолжает течь, а не начинается заново (п. 14 и 15 проекта информписьма).

Вы праве предъявить соответствующие требования к администрации

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»

Принят Государственной Думой 21 ноября 2008 года
Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года

Статья 1

1. Из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 — 4 настоящей статьи.

2. В собственность субъектов Российской Федерации передаются земельные участки, которые указаны в части 1 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

2) предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) предусматриваются федеральными законами.

3. В собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

4. Из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 настоящей статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям:

1) на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности;

2) они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;

4) они предусматриваются федеральными законами.

5. Передача указанных в частях 1 — 4 настоящей статьи земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 — 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

7. Земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8-11 настоящей статьи.

8. К федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности;

2) предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;

4) предусматриваются федеральными законами.

9. К собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

2) предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) предусматриваются федеральными законами.

10. К собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

11. К собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8-10 настоящей статьи.

12. Положения настоящей статьи не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Статья 2

Внести в абзац второй пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 21, ст. 2455) изменение, дополнив его словами «, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности».

Президент Российской Федерации
Д. Медведев

Комментарий к Статье 18 Земельного кодекса РФ

Статья 18 ЗК РФ. Собственность на землю субъектов Российской Федерации

Комментарий к статье 18 ЗК РФ:

1. В комментируемой статье сформулированы критерии отнесения земельных участков к собственности субъектов РФ.

Одним из критериев является признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в собственности субъектов РФ. Примером, в частности, является ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ (п. 6 ст. 2).

2. При разграничении государственной собственности на землю (также см. комментарий к п. 2 ст. 16) к собственности субъектов РФ относятся:

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

а) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;

б) земельные участки, предоставленные органам государственной власти, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

в) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Так, в целях сохранения единства городского хозяйства городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к их собственности отнесены:

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности городов федерального значения и соответствующих внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти городов федерального значения и внутригородским муниципальным образованиям городов федерального значения;

— земельные участки, предоставленные казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;

— иные земельные участки и земли, предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

3. Субъекты РФ могут в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям приобретать в собственность земельные участки. Право собственности субъектов РФ на земельные участки может возникнуть, в частности, в результате заключения сделок по приобретению имущества (купли-продажи, мены, дарения и др.), в результате выкупа земельного участка для государственных нужд и т.п. Участие субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется по правилам гл. 5 ГК.

От имени субъектов РФ могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

4. В силу абз. 2 ст. 236 ГК отказ от права собственности влечет прекращение прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества с момента приобретения права собственности на него другим лицом. Норма п. 3 комментируемой статьи была включена в ЗК наряду с положениями п. 1.1 ст. 19 ЗК (см. комментарий к нему) ФЗ от 22.07.2008 N 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» (СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3597), вступившим в силу с 24 октября 2008 г. Новые правила призваны предупредить возможность существования временного разрыва между прекращением права собственности лица, добровольно отказывающегося от своего права на земельный участок, и возникновением права собственности публичного образования.

Пунктом 3 комментируемой статьи установлен единый момент прекращения права собственности на земельный участок, расположенный на территории Москвы или Санкт-Петербурга, от права на который отказался его собственник, и возникновения права собственности на такой участок соответственно городов Москвы или Санкт-Петербурга. Данное правило диспозитивно, в соответствии с законами этих субъектов РФ земельные участки могут поступать в собственность муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов РФ.

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 16 ЗК РФ

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Комментарий к Статье 16 Земельного кодекса РФ

Государственная собственность на землю имеет сложный состав. Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду.

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. ст. 9 — 10 ЗК РФ, и в качестве собственника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых гражданским законодательством, РФ и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

В Советском Союзе в условиях существования исключительной государственной собственности на землю существовал единый государственный земельный фонд, который не делился на собственность непосредственно Союза ССР и собственность союзных республик.

С образованием независимого государства Российской Федерации входящие в его состав республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург признаны субъектами РФ, обладающими правом государственной собственности на землю. Возникла проблема разграничения государственной собственности на землю между РФ и ее субъектами.

Впервые федеральные земли были выделены Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144 «О федеральных природных ресурсах», однако процедура проведения разграничения государственной собственности на землю была установлена только Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В соответствии с ним основанием государственной регистрации права собственности являлись акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникало право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Указанные перечни готовились в соответствии с утвержденными Правительством РФ правилами специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и согласовывались с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Был утвержден целый ряд таких перечней, однако практика показала, что предусмотренная процедура их подготовки и согласования настолько сложна, что процесс разграничения государственной собственности на землю грозит затянуться на долгие годы.

В связи с этим Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» был отменен, а ФЗ о введении в действие ЗК РФ дополнен нормами, регламентирующими основания такого разграничения.

Установлено, что изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки, но в дальнейшем регистрация указанного права будет осуществляться непосредственно при наличии указанных в законе оснований.

Соответственно, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дополнен новой ст. 30.1, в соответствии с которой государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В таком заявлении должно быть указано основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности данных субъектов.

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Однако распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 этого ФЗ, т.е. такими, которые отнесены к федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них (если федеральным законом не предусмотрено иное).

Данным пунктом установлен и порядок распоряжения такими земельными участками. По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Однако в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов РФ, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений только в том случае, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что оно осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

При этом в городах Москве и Санкт-Петербурге распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти самих этих субъектов РФ, однако их законами может быть установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.

В соответствии с Законом г. Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 «О землепользовании в городе Москве» (ст. 4), органы исполнительной власти г. Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.

Этим Законом установлено также, что в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду. При этом земельные участки, не подлежащие отчуждению из государственной собственности, в аренду для строительства гражданам и юридическим лицам не предоставляются.

Исключения из изложенных выше правил разграничения государственной собственности на землю могут быть предусмотрены законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (если иное не предусмотрено ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В 2014 г. ЗК РФ был существенно дополнен несколькими главами, посвященными регламентации отношений, связанных с государственной и муниципальной собственностью на землю: уточнен, упорядочен и детализирован порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установления сервитута на таких участках, восполнены существовавшие до последнего времени пробелы в законодательстве, связанные с определением порядка обмена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на земельные участки, находящиеся в частной собственности, перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ; введен порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута (см. комментарий к главам V.1 — V.6).

Статья 18. Земельного кодекса РФ. Собственность на землю субъектов Российской Федерации

1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

2. Утратил силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

3. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.


Комментарии к ст. 18 ЗК РФ


1. Так же, как п. 1 ст. 17, п. 1 комментируемой статьи согласно ст. 3.1 (см. комментарий к ней) Федерального закона о введении в действие ЗК РФ определяет основания, по которым земли в целях разграничения государственной собственности на землю могут быть отнесены к собственности субъекта РФ. К ним относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

При этом той же ст. 3.1 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ установлено, что собственностью субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются земельные участки, отнесенные этой статьей к землям, которые должны быть отнесены как к собственности субъекта РФ, так и к муниципальной собственности (п. п. 2, 3 ст. 3.1 Федерального закона о введении в действие ЗК РФ).

Поскольку субъекты Российской Федерации являются субъектами гражданского права, они могут в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям приобретать в собственность земельные участки. Право собственности субъектов Федерации на земельные участки может возникнуть, в частности, в результате заключения с гражданами и юридическими лицами гражданско-правовых сделок по приобретению имущества (купли-продажи, мены, дарения и др.), в результате конфискации (ст. 243 ГК РФ), выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ), изъятия земельного участка, который не использовался в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. ст. 284, 285 ГК РФ) и т.п.

Основание приобретения права собственности субъекта РФ на землю предусматривается в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно ст. 8 данного Закона при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

От имени субъекта Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Участие субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется по правилам гл. 5 ГК РФ.

2. Пункт 2 настоящей статьи Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ признан утратившим силу.

3. Пункт третий комментируемой статьи устанавливает невозможность образования бесхозяйных земельных участков в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. С момента прекращения права собственности автоматически возникает собственность соответствующего города федерального значения. В Законе о государственной регистрации закреплена обязанность собственника земельного участка, желающего отказаться от принадлежащего ему права, обратиться в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации добровольного отказа от земельного участка. С даты государственной регистрации прекращения права в силу добровольного отказа собственность субъектов федерации — г. Москвы и г. Санкт-Петербурга возникает в силу закона и должна быть зарегистрирована в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации.

Возможности передачи в муниципальную собственность земельных участков, от которых отказался собственник, в настоящее время ни в г. Москве, ни в г. Санкт-Петербурге не предусмотрено.

Государственная структура

Россия — демократическое правовое федеративное государство с республиканскими форма правления. Состоит из республик, краев, областей, города федерального значения, автономная область и автономные округа — равные субъекты РФ.

В Российской Федерации признано политическое и идеологическое плюрализм, а также многопартийность.

Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может быть учреждена как поддерживаемая государством или обязательная религия.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики имеют право учредить свои собственные государственные языки, которые могут использоваться наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления самоуправление и государственные институты республик.

Конституция — основной закон России. Имеет высшую юридическую силу и прямого действия, и действует на всей территории Российская Федерация.Законы и другие правовые акты, принятые Российской Федерацией Федерация не может противоречить Конституции Российской Федерации. Федерация.

Субъекты Российской Федерации имеют свою конституцию или устав и законодательство. Вне юрисдикции Российской Федерация и ее полномочия по вопросам совместного ведения Россия и ее субъекты, субъекты Российской Федерации осуществляют весь спектр государственной власти.

В состав Российской Федерации входят следующие субъекты Федерации:

  • 21 Республика:
    Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушетия Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Халмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика Республика, Чувашская Республика — Чавашские республики.

  • 9 Территории:
    Алтайский край, Камчатский край, Хабаровский край, Краснодар Край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Забайкальский край, Ставропольский край,

  • 46 Регионы:
    Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курган Обл., Курская обл., Ленинградская обл., Липецкая обл., Магаданская обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пенза Область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область.

  • Два города федерального значения:
    Москва, Санкт-Петербург.

  • 1 Автономная область:
    Еврейская автономная область.

  • 4 автономных округа:
    Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Посмотреть на карту РФ

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основании разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.В органы законодательной, исполнительной и судебной власти независимы.

Президент Российской Федерации является главой государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти мощность.

Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации — высший представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется судами.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ

Президент Российской Федерации является гарантом Конституция прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как Глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент России избирается сроком на четыре года по на основе всеобщего, равного и прямого голосования при тайном голосовании. Гражданин Россия не моложе 35 лет, проживающая в Российской Федерации на срок не менее 10 лет может быть избран Президентом Российской Федерации. Федерация.

Основными полномочиями Президента Российской Федерации являются:

  • Назначение Председателя, заместителей Председателя и других членов Федеральное правительство с согласия Государственной Думы и принятия решение о его отставке;

  • представление в Совет Федерации кандидатов для назначения в канцелярия судей Конституционного суда, Верховного суда и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а также кандидат в генеральный прокурор Российской Федерации, представление в Совет Федерации внесено предложение об освобождении от Генеральный прокурор Российской Федерации о его обязанностях;

  • назначение судей других федеральных судов;

  • назначение и освобождение от должности полномочных представителей Президента Российской Федерации;

  • формирование и руководство Совета Безопасности Российской Федерации;

  • утверждение военной доктрины страны;

  • Назначение и освобождение Верховного Главнокомандования Силы Российской Федерации в качестве их Верховного Главнокомандующего;

  • внесение законопроектов в Государственную Думу;

  • подписание и опубликование федеральных законов;

  • решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

  • помилование.

В настоящее время президентом России является Владимир Путин .
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации является высший представительный и законодательный орган Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации. и Государственная Дума. Заседают Совет Федерации и Государственная Дума по отдельности.

Проекты федеральных законов впервые вносятся в Государственную Думу.Федеральные законы принятые Государственной Думой передаются в Совет Федерации для обзор. После утверждения федерального закона Советом Федерации наступает считается окончательно принятым.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

По два депутата от каждого субъекта Федерации становятся членами Совет Федерации — один от представителя и один от исполнительные органы государственной власти.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • согласование изменений границ между субъектами Российской Федерации;

  • утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного положения;

  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

  • принятие решения о возможности применения Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

  • о назначении выборов Президента Российской Федерации;

  • импичмент Президенту Российской Федерации;

  • назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

См. Сайт Совета Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Стоимость обучения в России

© МИСиС

Сколько стоит высшее образование для иностранцев в РФ?

Обучение в российском университете на контрактной основе — это оптимальное сочетание цены и качества: иностранные студенты получают фундаментальные знания и престижные дипломы по очень разумной цене. Плата за обучение в российских вузах может быть разной, но в любом случае она ниже, чем в Европе или других странах.

При этом качество российского образования не уступает европейскому. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации устанавливает минимальную плату за обучение — она ​​не может быть меньше суммы, инвестируемой государством в образование на одного студента. Конечно, стоимость обучения в российских вузах зависит от конкретной учебной программы, ее продолжительности и учреждения, в котором будет проходить обучение.

Кроме того, расходы домохозяйств в России (жилье, питание, транспорт, медицинское страхование и др.) Ниже, чем во многих странах.Иностранным студентам дневной формы обучения предлагается ряд льгот, как и российским студентам. Некоторые российские университеты иногда поощряют талантливых студентов и предоставляют им скидки на обучение.

Сколько стоит получить степень бакалавра в России?

По окончании четырехлетних программ бакалавриата студенты получают степень бакалавра и диплом о высшем образовании. После этого студенты могут продолжить обучение и поступить в магистратуру.

Стоимость обучения на дневном отделении бакалавриата составляет примерно 240-260 тыс. Руб. * (3 430–3715 долл. США) в год.Минимальная стоимость составляет 122 500 рублей (1750 долларов США) в год; максимальная — 880 000 рублей (12 570 долларов) в год.

Сколько стоит получить диплом специалиста в российском университете?

Степень специалиста присуждается после не менее пяти лет обучения. У него больше практической направленности по сравнению с бакалавриатом.

Стоимость обучения на дневном отделении специалиста составляет порядка 240-260 тыс. Руб. * . (3,430-3,715 долларов США) в среднем долларов в год.Минимальная стоимость составляет 122,5 тыс. Рублей (1750 долларов США) в год. Максимальная сумма составляет 632 580 рублей (9036 долларов) в год.

Стоимость обучения в специальном медицинском вузе России в среднем 290-320 тыс. Руб. * (4 143–4 571 долл. США) в год. Узнайте, как выбрать желаемую медицинскую программу.

Сколько стоит получить степень магистра в российском университете?

Степень магистра присуждается после двух лет обучения и дает более глубокие знания по выбранной специальности.Вы можете подать заявку на программу магистратуры, если у вас есть степень бакалавра или специалиста.

Обучение на дневном отделении магистратуры в среднем стоит 260-280 тыс. Руб. * (3715-4000 долларов США) в год. Минимальная стоимость — 147 000 рублей (2100 долларов США) в год. Максимум — 460000 рублей (6570 долларов) в год.

Сколько стоит аспирантура в российском университете?

Обучение в аспирантуре длится не менее трех лет.Выпускники со степенью магистра или специалиста могут подать заявление на поступление в аспирантуру, если они заинтересованы в исследованиях и преподавании. После защиты диссертации аспирантам присваивается ученая степень кандидата наук.

Обучение на дневном отделении аспирантуры стоит в среднем 280-300 тыс. Руб. * (4000-4285 долларов США) в год. Минимальная стоимость составляет 79 300 рублей (1133 долларов США) в год. Максимальный — 413 000 рублей (5900 долларов США) в год.

Сколько стоит обучение на подготовительном отделении Российского университета

Во многих университетах есть подготовительные отделения, где потенциальные иностранные студенты могут пройти интенсивный образовательный курс, что позволяет им в будущем поступить в любой российский вуз. Обычно программа включает в себя интенсивный курс русского языка, а также некоторые общие курсы, необходимые для сдачи экзаменов по выбранной специальности. Обучение на подготовительном отделении может занять от нескольких месяцев до года.

Программы бакалавриата и магистратуры различаются по учебной программе и стоимости обучения. Обучение на подготовительном отделении, как для студентов, так и для аспирантов, стоит примерно одинаково — в среднем 160 тысяч рублей * (2285 долларов) на годовой курс.

Сколько стоит летняя школа?

В большинстве вузов есть короткие тематические программы, которые включают не только обучение, но и культурно-развлекательную программу.Чаще всего это летняя школа, но в университетах также проводятся весенние, осенние и зимние курсы. Как правило, такие программы длятся от трех до восьми недель и выдают сертификат об участии.

Стоимость обучения в Летней школе в среднем составляет около 45 тысяч рублей * (643 доллара) . Иногда университеты предлагают студентам оплатить только проезд или проезд и проживание, а сама образовательная программа бесплатна.

На нашем сайте есть удобный инструмент поиска, который поможет вам выбрать подходящую основную образовательную программу (бакалавриат, специальность, магистратура или аспирантура) или дополнительный курс (подготовительное отделение, летние школы и другие).Вы можете найти плату за обучение в описании каждой программы. После выбора программы зарегистрируйте личный кабинет, заполните анкету, выберите направление обучения и отправьте заявку бесплатно, прямо в вуз. В комментариях необходимо указать название интересующей вас программы. Вы получите ответ в течение десяти дней.

Франшиза 2021 | Законы и правила | Россия

Корзина Получить обновления электронной почты Ассоциации Видео Поиск: Авторизоваться
  • Наши бренды:
    • Африканское право и бизнес
    • Журнал CDR
    • Глобальная правовая информация
    • Международные бизнес-отчеты
    • ICLG
  • Дом
  • Области практики

    Области практики Просмотр от А до Я

    • Альтернативные инвестиционные фонды
    • Борьба с обмыванием денег
    • Авиационное финансирование и лизинг
    • Авиационное право
    • Деловые преступления
    • Картели и снисходительность
    • CDR — мошенничество, отслеживание активов и восстановление
    • Действия класса и группы
    • Судебное разбирательство по делу о конкуренции
    • Строительное и инженерное право
    • Защита потребителя
    • авторское право
    • Корпоративное управление
    • Корпоративная иммиграция
    • Корпоративные расследования
    • Корпоративный налог
    • Кибербезопасность
    • Защита данных
    • Производные
    • Дизайн
    • Цифровой бизнес
    • Цифровое Здоровье
    • Судебные тяжбы по лекарствам и медицинским устройствам
    • Трудовое и трудовое право
    • Исполнение иностранных судебных решений
    • Закон об окружающей среде и изменении климата
    • Экологическое, социальное и корпоративное право
    • Семейное право
    • Финтех
    • Режимы прямых иностранных инвестиций
    • Франшиза
    • Азартные игры
    • Страхование и перестрахование
    • Международный арбитраж
    • Инвестор-государственный арбитраж
    • Кредитование и обеспечение финансирования
    • Судебные разбирательства и разрешение споров
    • Контроль за слияниями
    • Слияния и поглощения
    • Горное право
    • Регулирование нефти и газа
    • Аутсорсинг
    • Патенты
    • Фармацевтическая реклама
    • Частный клиент
    • Частный акционерный капитал
    • Ответственность производителя
    • Проектное финансирование
    • Государственные инвестиционные фонды
    • Государственные закупки
    • Недвижимость
    • Возобновляемая энергия
    • Реструктуризация и несостоятельность
    • Санкции
    • Секьюритизация
    • Закон о судоходстве
    • Телекоммуникации, СМИ и Интернет
    • Торговые марки
    • Вертикальные соглашения и доминирующие фирмы

Путин внес в Государственную Думу проект закона о поправках к Конституции России

Это произошло после обращения президента России Владимира Путина к народу на прошлой неделе, когда он предложил несколько важных поправок к Конституции.

Президент России Владимир Путин внес в парламент проект поправок к Конституции, касающихся совершенствования организации государственного управления.

Согласно законопроекту, одно лицо не может занимать пост президента более двух сроков.

»Статью 81 изложить в следующей редакции: … Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.Одно лицо не может занимать пост президента РФ более двух сроков «, — говорится в законопроекте, размещенном в онлайн-базе данных нижней палаты.

Премьер-министр, как и члены правительства России, будут назначаться президентом страны после утверждения их Государственной Думой, согласно законопроекту президента.

«Предлагается внести в Конституцию РФ положения, устанавливающие порядок назначения премьер-министра РФ, его заместителей, изменения, согласно которым кандидаты на эти должности назначаются президентом РФ после утверждения Государственной Думой», в пояснительной записке к документу сказано.

Это сделано «в целях повышения эффективности взаимодействия представительной и исполнительной ветвей власти, усиления роли Государственной Думы и парламентских партий, а также повышения ответственности членов правительства РФ», говорит.

Согласно законопроекту Путина, верхняя палата российского законодательного собрания, Совет Федерации, будет назначать генерального прокурора и его заместителей по рекомендации президента.

«Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации», — законопроект, опубликованный на сайте Минздрава России. камера, читает.

По словам депутата, знакомого с вопросом, законопроект будет обсуждаться в Госдуме в четверг.

Проект закона о внесении изменений в Конституцию РФ будет вынесен на всероссийское голосование, говорится в тексте законопроекта.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.