Снятие с государственного кадастрового учета временного земельного участка — Кадастровые работы — Услуги Компании
В соответствии с положениями федерального закона от 13.07.2015 г №218-ФЗ (Далее — № 218-ФЗ) временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г.), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года.
По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости (Далее – ЕГРН) в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН.
В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Таким образом для снятия с кадастрового учета временного земельного участка собственнику объекта недвижимости, либо лицу, указанному в пункте 7 статьи 72 № 218-ФЗ необходимо обратиться в орган регистрации прав или в любой офис МФЦ и предоставить следующие документы:
- заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости;
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя;
- копия документа о праве собственности на преобразуемый (исходный) земельный участок (земельные участки), в случае отсутствия данных сведений в ЕГРН.
Необходимо также учитывать, что ранее учтенные и учтенные земельные участки подлежат снятию с ГКУ только по решению суда.
Земельные участки, поставленные на кадастровый учет после 01.01.2017, имеют статус «актуальные».
Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (пункт 15 статьи 41 № 218-ФЗ).
Таблица производственного бизнес-процесса
«Снятие с государственного кадастрового учета временного земельного участка»
№п/п |
Этап работ |
Ответственный за выполнение работ |
Требования к входным данным |
Требования к выходным данным |
Срок выполнения работ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подача заявления о снятии с государственного кадастрового учета временного земельного участка в орган регистрации прав |
Правообладатель/ Кадастровый инженер |
заявления о снятии с ГКУ временного земельного участка |
Выписка из ЕГРН, полученная через ФГИС ЕГРН на земельный участок, снятый с кадастрового учета в 1 экз. |
5-7 рабочих дней. |
|
|
:ИТОГО |
5-7 рабочих дней |
Пресс-центр
- О Пскове
- История
- Территория
- Символика
- Власть
- Структура Администрации
- Новости
- Комиссия по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций на территории МО «Город Псков»
- Формирование современной городской среды
- Кадровая политика
- Имущественная поддержка социально ориентированных НКО
- Противодействие коррупции
- Муниципальные услуги
- Отчеты
- Реестр существующих нестационарных объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова
- Конкурсы на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов оказания услуг на территории города Пскова
- Торги
- События
- Новости
- Территориальная избирательная комиссия г.
Пскова
- Контрольные функции
- Публикации
- Оперативная информация
- Праворазъяснительная информация
- Информация от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области
- Информация ФНС России
- Информация от Псковского филиала ПАО «Россети Северо-Запад»
- Технологическое присоединение к электрическим сетям
- Прокуратура города Пскова разъясняет
- Внимание,розыск
Антинаркотическая комиссия- Выборы
- Приёмная
- График приема граждан Администрации города Пскова
- График приема граждан руководителями органов Администрации города Пскова
- Информация о работе с обращениями граждан
- Интернет-приемная
- Документы
- Нормативные правовые акты Администрации города Пскова
- Решения об установлении публичных сервитутов
- Проекты Решений Псковской городской Думы
- Порядок обжалования нормативных правовых актов
- Нормативные правовые акты Правительства Псковской области
- Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
- Муниципальный контроль
- Раскрытие показателей бухгалтерской отчетности
- Почетные грамоты и благодарственные письма Администрации города Пскова
- Отчеты
- Статистическая отчетность
- Реестр информационных систем Администрации города Пскова
- Градостроительное зонирование
- Графики уборок
- Охрана труда
- Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства
- Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений и предприятий МО «Город Псков»
- Справка
- Гражданская оборона и защита населения и территорий от ЧС
- Управляющие организации
- Предприятия ЖКХ
- Телефоны оперативных и экстренных служб города Пскова
- Аварийные и справочные службы
- Средства массовой информации
- Законодательная карта
- Маршруты и расписания городских автобусов
- Гражданская подготовка и защита населения и территорий от ЧС
- Территориальное общественное самоуправление
- Личный кабинет
- Новости
- Территориальная избирательная комиссия г.
- Контрольные функции
- Публикации
- Оперативная информация
- Праворазъяснительная информация
- Информация от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области
- Информация ФНС России
- Информация от Псковского филиала ПАО «Россети Северо-Запад»
- Технологическое присоединение к электрическим сетям
- Прокуратура города Пскова разъясняет
- Внимание,розыск
- Антинаркотическая комиссия
- Выборы
Обзор последних изменений в земельных отношениях, строительстве и оформлении прав на недвижимое имущество в Казахстане | Dentons
10 июля 2020 года в Казахстане вступили в силу изменения в некоторые законодательные акты по улучшению делового климата. 1 В целом эти поправки можно рассматривать как положительные, поскольку они в значительной степени направлены на облегчение ведения бизнеса.
Положительный эффект новых поправок достигается, во-первых, за счет уточнения и оформления де-юре отдельные положения, содержащиеся ранее в подзаконных актах. Во-вторых, сокращены некоторые сроки оказания государственных услуг по предоставлению прав на земельный участок. В-третьих, отменены требования по подготовке и экспертизе проектно-сметной документации по некоторым малотехнологичным объектам. В-четвертых, сняты некоторые ограничения на доступ к публичной информации о правах и обременениях в отношении недвижимого имущества.
Ниже приведены основные поправки, упомянутые выше, которые вызывают наибольший интерес.
1. Внесение изменений в Земельный кодекс.
2- В случае изменения целевого назначения земельного участка субъектам малого или среднего предпринимательства предоставляется возможность оплаты в рассрочку кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка. Срок рассрочки платежа может быть до 10 лет по усмотрению местного исполнительного органа. 3
- В отношении земель, предназначенных для строительства объектов в черте населенного пункта, минимально допустимый срок предоставления права возмездного временного землепользования землепользователям (арендаторам) устанавливается в размере трех лет.
- Сокращены сроки проведения отдельных процедур при оформлении документов на предоставление права на земельный участок , не предназначенный для целей строительства объектов . Так, общий срок рассмотрения заявления о праве на земельный участок (кроме предоставленных для нужд обороны и национальной безопасности) сокращен с двух месяцев до 15 рабочих дней.
Внесены изменения в положения, детализирующие порядок предоставления земельных участков под строительство объекта в границах населенного пункта без применения процедуры торгов (конкурсов, аукционов) .
Составление архитектурно-планировочного задания и технических условий на присоединение к коммуникациям и рельефу непосредственно включено как один из этапов в процедуру предоставления земельного участка для строительства объектов в черте населенных пунктов.
На подразделение местного исполнительного органа, уполномоченного в области архитектуры и градостроительства, возлагается обязанность по подготовке помимо акта отвода земельного участка с его планировочной схемой также архитектурно-планировочного задания, анкеты для получения технических условий , топографии и меблировки на согласование во все государственные органы, естественные монополии и НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
Ранее вышеуказанные положения содержались в других законодательных и подзаконных актах, регламентирующих процессы проектирования и строительства, но отсутствовали в Земельном кодексе.
При подаче заявления об изменении целевого назначения земельного участка, предоставленного для строительства и расположенного в черте населенного пункта, составление земельно-кадастрового плана больше не требуется.
Наличие обременения в отношении земельного участка (в виде судебного запрета) не ограничивает права собственника или землепользователя на отчуждение земельного участка или права землепользования, и такое обременение передается новому правообладателю. В таком случае по истечении срока действия судебного запрета к такому новому правообладателю должен быть предъявлен иск о принудительном изъятии земельного участка.
Такое обременение налагается в случаях, когда собственники или землепользователи не используют земельный участок по назначению, не осваивают земельный участок либо используют его с нарушением закона.
Такое обременение налагается земельной инспекцией до возбуждения процедуры принудительного изъятия земельного участка путем обращения с иском в суд. По этой причине до внесения поправок наложение такого обременения фактически означало существенную потерю коммерческой стоимости земельного участка.
Теперь, если застройщик из-за негативных последствий, вызванных пандемией COVID-19, или по иным коммерческим причинам не может завершить строительство, то даже при наличии предписания уполномоченного органа в отношении такого земельного участка, застройщик может продать земельный участок. Разумеется, покупатель будет обязан обеспечить завершение строительства объекта в изначально установленные сроки.
2. Внесение изменений в Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
4- №
С 31 декабря 2020 года создается государственный банк проектов строительства, в который будут входить ТЭО, типовые проекты (разрабатываемые уполномоченным органом для повторного использования) и проектно-сметная документация.
Государственная экспертная организация (Госэкспертиза) будет отвечать за формирование и ведение государственного банка строительных проектов, и эта деятельность будет квалифицирована как государственная монополия.
Исходим из того, что Госэкспертиза предоставит вышеуказанную готовую документацию третьим лицам; однако из поправок неясно, будет ли такая документация доступна за определенную плату всем заинтересованным сторонам, в том числе частным застройщикам, или только определенным заинтересованным сторонам (например, государственным органам, субъектам квазигосударственного сектора или тем, реализующие проекты строительства с бюджетными инвестициями)
Скорректирован и существенно дополнен перечень объектов, строительство которых допускается без проектной документации, на основании эскизных проектов, согласованных с местными исполнительными органами. Даже если застройщик решит разработать проектную документацию на такие объекты, она не будет подлежать обязательной экспертизе, так как объекты относятся к категории малотехнологичных.
Например, он включает строительство мобильных комплексов контейнерной, блочной или модульной конструкции или одноэтажных зданий торговли, общественного питания или бытового обслуживания, возводимых из быстровозводимых конструкций. В перечень также включено строительство линий электропередач с заданной мощностью до 200 кВт для субъектов хозяйствования.
3. Внесение изменений в Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
5- Третьи лица имеют право на получение по запросу сведений из правового кадастра о зарегистрированных обременениях прав на конкретный объект недвижимого имущества без согласия собственника такого имущества. Данная поправка позволяет потенциальным покупателям самостоятельно получать информацию о наличии и характере обременений без необходимости обращения к собственнику. Поскольку форма для предоставления такой информации ранее не существовала, ожидается, что уполномоченный орган утвердит отдельную форму сертификата и соответствующие процедуры.
- Третьи лица вправе, опять же без согласия собственника имущества, получать из правового кадастра сведения о зарегистрированных правах (обременениях) юридических лиц и зарегистрированных обременениях на недвижимое имущество, в том числе о судебных исках. Это изменение не является новинкой по своей сути. В прошлом возможность получения такой информации третьими лицами вводилась на непродолжительное время на подведомственном уровне в отношении недвижимого имущества как физических, так и юридических лиц. Поэтому данный принцип в настоящее время вводится на законодательном уровне в отношении прав и обременений (например, ареста, залога, ограничения распоряжения и т.п.) на недвижимое имущество юридических лиц, и только в отношении обременений на недвижимое имущество. недвижимое имущество физических лиц. Другими словами, не будет возможности получить из правового кадастра сведения, раскрывающие все зарегистрированные права на недвижимое имущество конкретного физического лица, что исходит из принципа конфиденциальности персональных данных физических лиц.
- С июля текущего года возможен пересмотр ошибочных сведений о недвижимом имуществе в информационной системе «Государственная база данных «Регистр недвижимого имущества». Срок оказания данной услуги составляет один рабочий день. Услуга доступна как через сайт электронного правительства (egov.kz) с электронной цифровой подписью (в разделе «Недвижимое имущество»), так и путем обращения лично в структурное подразделение НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
Мы будем рады предоставить более подробную информацию по вашему запросу и будем держать вас в курсе дальнейших событий в этой области.
- Закон Республики Казахстан от 29 июня 2020 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан в части улучшения делового климата».↩
- Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года (« Земельный кодекс »).↩
- Статья 49.1 Земельного кодекса.↩
- Закон Республики Казахстан от 29 июня 2001 года «Об архитектуре, градостроительстве и строительстве в Республике Казахстан».
↩
- Закон Республики Казахстан от 26 июля 2007 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».↩
Кадастр военного времени | ГИМ Интернэшнл
Несмотря на нынешний конфликт, службы топографо-кадастрового земельного кадастра Госгеокадастра Украины продолжают работать, особенно в тех регионах, где страна не подвергается нападению. Ограниченный публичный доступ к информации является основным отличием кадастра в военное время от кадастра в мирное время, помимо, конечно, проблем с персоналом и системами. Основные проекты, такие как содействие продаже государственной земли, были приостановлены.
На вопрос о проблемах, с которыми сегодня сталкивается его организация, Сергей Завадский, глава Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра (Госгеокадастр) в Киеве, остается удивительно спокойным: «Около 50 наших региональных офисов были захвачены жильцов и полностью недоступны в настоящее время. Восемь наших помещений серьезно пострадали в результате вооруженного вторжения Российской Федерации. Чтобы организация могла продолжать функционировать, персонал оккупированных региональных отделений был или будет частично переведен в другие области или города Украины. Мы сделали резервные копии наших данных, чтобы они были в безопасности. Мы храним копии всех основных баз данных на разных серверах с ограниченным доступом».
Госгеокадастр — крупная организация, насчитывающая около 10 000 сотрудников и сотни точек связи в регионах. Но ведь Украина — огромная страна; имея более 600 000 км 2 , он занимает 46 th место в мире по размерам. Госгеокадастр отвечает за все геодезические съемки и картографирование этой территории, а также за картографический учет кадастровых участков и регистрацию права собственности на землю. Регистрация прав собственности осуществляется другим государственным органом – Государственным реестром прав собственности на недвижимое имущество.
Сергей Завадский: «Люди — самый важный ресурс Госгеокадастра во всей его деятельности». (Изображение предоставлено Госгеокадастром)
Нехватка персонала Учреждение, полностью финансируемое государством, все еще имеет некоторые финансовые ресурсы, но теперь они более ограничены, поскольку конфликт означает, что средства государства необходимы для других целей. Это вызывает большую тревогу в головном управлении Госгеокадастра, хотя Сергея Завадского не это не давало спать по ночам в начале войны. «Одной из главных проблем была нехватка кадров. С начала вторжения России в Украину 123 сотрудника Госгеокадастра ушли в вооруженные силы, плюс мы внимательно следим за всеми нашими сотрудниками, которые остаются на территории Украины, захваченной агрессором. К счастью, никто из наших сотрудников не пострадал физически, но все явно получили эмоциональные и психологические травмы», — объясняет он. «Однако люди мобилизовались; даже при отсутствии надлежащих ресурсов каждый пытается защитить нацию. Когда дело доходит до защиты нашего государства, здесь более высокая степень понимания. Благодаря устранению бюрократических барьеров и нашей нацеленности на достижение конечной цели — военной победы — любой ответственный процесс может быть завершен за пару часов. В результате люди являются самым важным ресурсом Госгеокадастра во всей его деятельности».
Еще помогает спутниковая инфраструктура Илона Маска: Starlink. SpaceX быстро отреагировала на призыв украинского правительства в Твиттере помочь обеспечить работу интернета в охваченной войной Украине даже при отключении электроэнергии. Сегодня более 10 000 станций помогают подключать и поддерживать важные энергетические и телекоммуникационные объекты, медицинские и другие объекты. Госгеокадастру было передано десять единиц Starlink по всей стране. В настоящее время качество интернета от Starlink на востоке Украины не такое хорошее, как на западе, потому что в Украине нет собственной наземной станции Starlink. Но любая война, какой бы разрушительной она ни была, не может длиться вечно. Министерство цифровой трансформации Украины сообщило, что «после победы вместе с Илоном Маском мы планируем построить собственную наземную станцию Starlink, чтобы улучшить качество спутникового интернета для всех украинцев».
Продолжая тему спутников, Госгеокадастр не заменил аэрофотосъемку или наземную съемку спутниковыми снимками даже в нынешних условиях. Завадский: «Иногда они используются в качестве входных данных для определенных действий по гибридному мониторингу. Но снимки из космоса не являются ответом на сегодняшние вызовы, тогда как традиционная съемка часто больше подходит для обновления базовых карт в сильно поврежденных городских районах и так далее». Это не означает, что Госгеокадастр не заинтересован в инициативах по наблюдению за Землей и спутниковому позиционированию, таких как EUSpace4Ukraine (см. вставку), направленных на решение гуманитарных проблем в стране. Госгеокадастр намерен использовать платформу в случае необходимости, но пока этого не произошло, по словам Завадского.
На вопрос, какой совет он мог бы дать сопоставимым организациям в других странах, чтобы убедиться, что они готовы к войне, Завадский ответил: «Перенос данных в облачное хранилище — лучший вариант. Сделайте что-нибудь с юридическими препятствиями, если они все еще существуют. Должна быть разработана стратегия эвакуации базы данных в случае возникновения такой ситуации, и процедуры должны регулярно проверяться в реальных условиях».
«Во-вторых, данные обычно хранятся в двух защищенных дата-центрах: основном и резервном, которые должны быть расположены на значительном расстоянии друг от друга. Необходимо разработать качественную инфраструктуру геопространственных данных и геоинформационные инструменты, позволяющие пользователям работать с данными как в защищенном, так и в общедоступном режимах. И, в-третьих, важно разработать эффективные средства защиты информации от врага и пересмотреть идею сделать общедоступные данные максимально открытыми для повторного использования», — добавляет он.
Серьезно пострадали многие региональные отделения, например, в Приморске. (Изображение предоставлено Госгеокадастром)
Утечки данных До сих пор не было никаких доказательств утечки данных русскими в Украине; любые картографические ресурсы предоставлены с разрешения топографической службы ВСУ. Тем не менее, всем владельцам и производителям геопространственных данных было рекомендовано прекратить публикацию и распространение геоданных через геопорталы, чтобы предотвратить нарушения базы данных. Завадский отмечает: «Отсутствие неограниченного доступа общественности к информации — вот что отличает кадастр в условиях конфликта от кадастра в мирное время. В плане разработки и ведения реестров все еще на месте. Одним из самых сложных вопросов после войны может быть спрос на информацию, такую как актуальная топография в освобожденных регионах. Однако мы пока не можем понять, насколько серьезными будут эти проблемы для нас и наших коллег из органов государственного управления. И есть вещи, к которым нельзя подготовиться. Например, украинская система глобального позиционирования частично функционирует. Демонтаж станций – это серьезная проблема везде. Большинство наземных станций работают; они работают в сотрудничестве с другими коммерческими сетями. Но что касается станций, которые существуют на территориях, временно контролируемых русскими, то мы понятия не имеем, что с ними произошло».
Еще одна серьезная проблема, которую предстоит решить Украине (при поддержке Всемирного банка и других организаций), заключается в том, что страна находится в разгаре реформы рынка земли, в которой Государственный геокадастр играет ведущую роль. Из общей площади земель Украины в 60 миллионов гектаров примерно 42 миллиона относятся к сельскохозяйственным угодьям. 25% всех сельскохозяйственных угодий находится в государственной собственности. Остальное было распределено небольшими порциями около 20 лет назад среди членов бывших коммунистических колхозов. Собственники либо сдают эту землю в аренду крупным агрохолдингам, либо сами обрабатывают землю, хотя мелких землевладельцев в Украине около семи миллионов. В 2021 году были приняты законы об открытии рынка сельскохозяйственных земель. Чтобы дать «мелким» фермерам фору, в первые годы гражданин Украины может купить максимум 100 га (с помощью дешевых кредитов). С января 2024 года она увеличится до 10 000 га для всех граждан/юридических лиц Украины. Референдум должен решить, следует ли продолжать исключать иностранцев. Однако этот проект реформ был приостановлен во время российского военного вторжения.
50 помещений в настоящее время полностью недоступны, в том числе разрушенный районный офис в Бахмыте. (Изображение предоставлено Госгеокадастром)
«Мы были абсолютно готовы к тому, чтобы начать реформу рынка земли», — твердо заявляет глава Госгеокадастра. Поскольку большая часть государственных земель в настоящее время не отмечена должным образом в кадастре, организация приступила к обучению региональных инженеров-землеустроителей правильному размежеванию и учету кадастровых участков. Важным шагом стало также внедрение автоматического обмена информацией с Государственным реестром прав. То же самое касается развертывания по всей стране геопортала, который предоставляет необходимую информацию нотариусам и другим заинтересованным сторонам.
Помимо поддержки земельной реформы, геопортал будет способствовать повышению доступности общедоступных геопространственных данных для украинского государственного и частного секторов. Будет легче распространять цифровую топографическую карту масштаба 1:50 000 и базу топографических данных о территории Украины. Организация планировала дополнить их картами масштаба 1:10 000 и 1:25 000, а также процедурами обновления в реальном времени, развертыванием системы географических названий и т. д. Также планировалось запустить дистанционное зондирование для отслеживания землепользования и эволюции природных ресурсов. «После войны проекты могут быть немедленно возобновлены в полную силу», — решительно говорит он.
Ускорить Победу Завершает интервью Завадский проникновенным заявлением: «Жестокая война, которую Российская Федерация ведет против нас с 24 февраля, принесла много горя и страданий. Все сотрудники Госгеокадастра продолжают работать, несмотря на полномасштабное вторжение, и делают все возможное, чтобы ускорить нашу победу. Это сейчас в центре внимания украинцев, а также оказание помощи нашим вооруженным силам, которые мужественно защищают Украину и продолжают ежедневно рисковать своей жизнью ради нашей страны. Я знаю, что Украина не одинока в своем стремлении победить и восстановить все, что было бесчеловечно разрушено. Эти трудные времена действительно показали нам много международных, настоящих друзей, и я очень горжусь этим. Ведь в борьбе со злом важно быть единым».
Пожалуйста, перейдите сюда, чтобы узнать больше о том, как платформа EUSpace4Ukraine фокусируется на приложениях на основе спутниковых данных, которые помогают НКО в Украине доставлять медикаменты и продукты питания, поддерживать усилия по эвакуации, а также помогают беженцам найти дорогу в других странах ЕС.
Виталий Кличко, мэр Киева, и его брат Владимир Кличко с терминалами Starlink, предоставленными SpaceX для обеспечения работы интернета во время российского вторжения в Украину.