Часть I. КАЧЕСТВО ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Часть I. КАЧЕСТВО ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Раздел 4. ПОЧВЫ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Кемеровская область расположена на юге Западной Сибири. На севере граничит с Томской областью, на востоке – с Красноярским краем, на юго-западе – с Алтайским краем и Новосибирской областью. В центральной части области находится Кузнецкая котловина, окруженная с запада Салаирским кряжем, с востока – хребтами Кузнецкого Алатау, с юга – Горной Шорией. На севере равнины области постепенно переходят в Западно-Сибирскую низменность.
Горные массивы, окружающие Кузнецкую котловину, покрыты тайгой, высоким разнотравьем, местами снегами. Эта территория составляет 49,8 % общей площади области и мало пригодна для сельскохозяйственного использования. В основном эти земли представляют лесной фонд и особо охраняемые территории: государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау» и Шорский национальный парк.
Природные условия и почвенный покров области разнообразны. Северная часть характеризуется серыми почвами, Кузнецкая котловина – черноземами выщелоченными и оподзоленными, среднемощными и мощными, горные массивы – дерново-подзолистыми почвами. Наиболее благоприятные природные условия для сельскохозяйственного производства в центральных степных и лесостепных районах области.
Черноземные почвы в отличие от всех других почв обладают самым высоким плодородием. Они во многих районах области (Промышленновском, Беловском, Ленинск-Кузнецком, Юргинском, Прокопьевском) составляют основной фонд пашен, в меньшем количестве встречаются в других районах.
В связи с пересеченностью рельефа местности, неоднородным почвенным покровом и залесенностью, распаханность земель, закрепленных за сельскохозяйственными предприятиями и гражданами, различная: в центральных, степных и лесостепных районах она составляет 49 %, в северной части – 35 % и в горной местности – 9 %.
Общая площадь земель в административных границах Кемеровской области по состоянию на 31.
12.007 составляет 9572,5 тыс. га. Распределение земельного фонда области по категориям земель представлено в табл. 4.1 и на рис. 4.1.
Таблица 4.1
Распределение земельного фонда области по категориям земель, тыс. га
Наименование категории земель | Площадь | % к площади земельного фонда | ||
2006 | 2007 | 2007/2006, (+/-) | ||
Площадь в административных границах области | 9572,5 | 9572,5 | 0 | 100,0 |
Земли сельскохозяйственного назначения | 2689,4 | 2687,4 | -2,0 | 28,1 |
Земли населенных пунктов, в т. ч.: | 382,4 | 382,7 | +0,3 | 4,0 |
земли городских поселений | 287,9 | 287,6 | -0,3 |
|
земли сельских поселений | 94,5 | 95,1 | +0,6 |
|
Земли промышленности, транспорта, связи иного назначения | 131,3 | 132,1 | +0,8 | 1,4 |
Земли особо охраняемых территорий | 404,9 | 404,9 | 0 | 4,2 |
Земли лесного фонда | 5782,1 | -0,1 | 60,4 | |
Земли водного фонда | 27,0 | 27,0 | 0 | 0,3 |
Земли запаса | 155,3 | 156,3 | +1,0 | 1,6 |
Рис. 4.1. Распределение земельного фонда области по категориям земель, тыс. га
По функциональному назначению преобладают земли лесного фонда – 60,4 %; на земли сельскохозяйственного назначения приходится 28,1 %.
Земли сельскохозяйственного назначения – это земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям для ведения сельскохозяйственного производства. К ним также относятся земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота. Кроме того, к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам.
За прошедший год площадь земель, отнесенных к данной категории, уменьшилась на 2,0 тыс. га и составила 2687,4 тыс. га.
Уменьшение земель произошло:
– в связи с переводом из категории земель сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения) для промышленных нужд в земли промышленности – 0,7 тыс.
– в связи с переводом в земли населенных пунктов – 0,2 тыс. га;
– в связи с исправлением технической ошибки – 1,1 тыс. га: возврат ошибочно включенных земель промышленности в земли сельскохозяйственного назначения.
Площадь сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения занимает 2404,3 тыс. га (89 %), из них пашня составляет 1486,6 тыс. га (55 %). Площадь несельскохозяйственных угодий в данной категории составила 283,0 тыс. га (11 %).
В соответствии с действующим законодательством данная категория включает земли, расположенные в пределах черты городских и сельских поселений. В настоящее время продолжаются работы по разграничению земель, направленные на обеспечение соблюдения требований действующего законодательства, по реформированию структуры и границ муниципальных образований.
По состоянию на 01.01.2008 земли населенных пунктов занимают площадь 382,7 тыс. га. По сравнению с предшествующим годом площадь земель данной категории увеличилась на 0,3 тыс.
га.Произошло увеличение площади сельских населенных пунктов на 0,6 тыс. га и уменьшение городских на 0,3 тыс. га.
Из всех земель населенных пунктов в собственности граждан находится 31,7 тыс. га, в собственности юридических лиц – 8,3 тыс. га, что в целом составило 10,5 % земель населенных пунктов. В государственной и муниципальной собственности находилось 342,7 тыс. га, или 89,5 %.
По сравнению с истекшим годом площадь земель населенных пунктов, находящихся в собственности граждан, увеличилась на 2,0 тыс. га, а площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц, – на 0,4 тыс. га.
Изменения, произошедшие в структуре и количестве земель собственников-граждан, связаны с уточнением сведений о правах и приобретением (оформлением) гражданами земельных участков в собственность.
Увеличение земель собственников – юридических лиц произошло в связи с выкупом земельных участков предприятиями, имеющими в собственности здания, строения, сооружения, из земель, находящихся в муниципальной собственности, соответственно уменьшилась государственная и муниципальная собственность.
В данную категорию включены земли, которые используются и предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.
Общая площадь этих земель в области составляет 132,1 тыс. га. По сравнению с прошлым годом площадь земель промышленности увеличилась на 0,8 тыс. га. Основные изменения связаны:
– с утверждением материалов инвентаризации земель транспорта и предоставлением из земель запаса (ОАО «РЖД» – Прокопьевский район) – 0,1 тыс. га;
– с предоставлением из земель сельскохозяйственного назначения для промышленных предприятий 0,7 тыс. га (Беловский, Гурьевский и Новокузнецкий районы).
Распределение земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения приведено на рис. 4.2.
В соответствии с действующим законодательством к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения (рис. 4.3). На территории области расположены государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау», заповедник историко-культурного наследия «Томская писаница», Шорский национальный парк, множество санаториев-профилакториев, домов отдыха, спортивно-оздоровительных учреждений, к примеру, в Таштагольском районе освоено пять горно-лыжных трасс, в стадии завершения горно-лыжный комплекс.
По состоянию на 31.12.2007 площадь данной категории земель составляет 404,9 тыс. га, по сравнению с 2007 годом площадь не изменилась.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, а также Земельным кодексом Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные и нелесные земли. Лесные земли представлены участками, как покрытыми лесной растительностью, так и не покрытыми лесной растительностью, но предназначенными для ее восстановления. К нелесным землям отнесены земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства.
На 31.12.2007 площадь земель лесного фонда составила 5782,1 тыс. га
Площадь земель данной категории уменьшилась на 0,1 тыс. га в результате перевода п. Ортон и п. Теба в Междуреченском районе из земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
Распределение земель лесного фонда представлено на рис. 4.4.
Рис. 4.4. Распределение земель лесного фонда, тыс. га
К землям водного фонда, согласно Земельному кодексу Российской Федерации, относятся земли, занятые поверхностными водными объектами, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
По сравнению с 2007 годом площадь земель водного фонда не изменилась и составила 27,0 тыс. га.
На 31.12.2007 площадь земель данной категории увеличилась на 1,0 тыс. га и составила 156,3 тыс. га.
Увеличение площади земель запаса произошло за счет:
– возврата рекультивированных земель – 0,2 тыс. га в Кемеровском районе;
– возврата ненарушенных земель, ранее предоставленных для промышленных нужд ОАО «Южный Кузбасс», – 0,1 тыс. га;
– возврата ошибочно включенных в земли сельскохозяйственного назначения при передаче земель фонда перераспределения – 0,8 тыс. га (Прокопьевский район).
В течение года было предоставлено из земель запаса промышленным предприятиям 0,1 тыс. га (Беловский, Кемеровский и Прокопьевский районы).
4.2. Распределение земельного фонда по угодьям
Распределение земельного фонда области площадью 9572,5 тыс. га по угодьям представлено на рис. 4.5.
Рис. 4.5. Распределение земельного фонда области по угодьям, тыс. га
Сельскохозяйственные угодья. Площадь сельскохозяйственных угодий по состоянию на 31.12.2007 составила 2651,7 тыс. га, из них пашни 1556,0 тыс. га (58,7 %), многолетних насаждений – 26,9 тыс. га (1,0 %), сенокосов – 476,5 тыс. га (18,0 %), пастбищ – 592,3 тыс. га (22,3 %).
Основная доля сельскохозяйственных угодий сосредоточена в категории земель сельскохозяйственного назначения. Площадь сельскохозяйственных угодий данной категории составила 2404,3 тыс. га, в том числе пашни 1486,6 тыс. га, многолетних насаждений – 14,6 тыс. га, сенокосов – 400,5 тыс. га и пастбищ – 502,6 тыс. га.
Уменьшение площади сельскохозяйственных угодий в категории земель сельскохозяйственного назначения на 1,8 тыс. га произошло за счет предоставления земель промышленным предприятиям.
Значительные площади, 129,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий, находятся на территории поселений. На землях лесного фонда сельскохозяйственные угодья занимают 71,5 тыс. га, на землях запаса сосредоточено 32,4 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, и на землях остальных категорий сельскохозяйственные угодья занимают малый процент площади.
В 2007 году площадь сельскохозяйственных угодий в целом по области уменьшилась на 0,4 тыс. га (пашня на 0,3 тыс. га и сенокосы на 0,1 тыс. га), за счет предоставления для промышленных нужд в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах.
Распределение сельскохозяйственных угодий представлено на рис. 4.6.
Рис. 4.6. Распределение сельскохозяйственных угодий, тыс. га
Земли под водными объектами, включая болота. Площадь земель под водой и болотами по сравнению с прошедшим годом не изменилась и составила на 31.12.2007 183,0 тыс. га (1,9 % всего земельного фонда Кемеровской области), в том числе под водой (реками, озерами, прудами, водохранилищами) находится 91,9 тыс. га, под болотами – 91,1 тыс. га.
Земли под водой присутствуют во всех категориях земель. Наиболее значительные площади под водой находятся: на землях сельскохозяйственного назначения – 24,1 тыс. га, на землях лесного фонда – 25,4 тыс. га, на землях водного фонда – 25,2 тыс. га.
Значительные площади под болотами находятся на землях сельскохозяйственного назначения – 63,5 тыс. га, на землях лесного фонда – 17,9 тыс. га.
Земли застройки. Общая площадь земель застройки на начало 2008 года составила 100,7 тыс. га (1,1 % от общей площади области). В нее включены территории под зданиями и сооружениями, а также земельные участки, необходимые для их эксплуатации и обслуживания. В категории земель поселений сосредоточено 78,7 тыс. га (78,2%) этих земель. На землях сельскохозяйственного назначения территории застройки составляют 13,8 тыс. га и используются под размещение предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, скотных дворов и ферм, машинно-тракторных парков. Площадь застроенных земель в лесном фонде составляет 2,0 тыс. га. В нее вошли земли, занятые перевалочными складами и базами для хранения древесины. Застроенные земли особо охраняемых территорий (0,8 тыс. га) находятся под зданиями и сооружениями, имеющими рекреационное, оздоровительное назначение.
По сравнению с прошлым годом площадь под застройкой увеличилась на 0,1 тыс. га за счет предоставления земель под застройку в сельских населенных пунктах.
Земли под дорогами. Общая площадь земель, занятых дорогами, на начало 2008 года составила 173,4 тыс. га (1,8 % от общей площади области). На землях населенных пунктов дорогами, улицами, проездами занято 34,3 тыс. га (19,8 % от площади всех дорог), из них в городских поселениях 18,0 тыс. га, в сельских – 16,3 тыс. га.
На категорию земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения приходится 31,1 тыс. га земель (18,1 % от площади всех дорог), из них на земли транспорта приходится 25,3 тыс. га, в том числе земли железнодорожного транспорта занимают 11,4 тыс. га, земли автомобильного транспорта – 13,7 тыс. га.
В землях лесного фонда под дорогами находится 73,6 тыс. га (42,5 % от площади всех дорог).
По сравнению с прошлым годом площадь земель под дорогами в области увеличилась на 0,2 тыс. га. Увеличение произошло в категории земель населенных пунктов.
Лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд, занимали в 2007 году 6233,9 тыс. га, из них земли под лесами составили 6072,3 тыс. га, их площадь по сравнению с прошлым годом увеличилась на 0,1 тыс. га, за счет уточнения и возврата рекультивированных земель.
Площадь земель, занятых лесомелиоративными насаждениями, – 0,3 тыс. га.
Площадь земель под древесно-кустарниковой растительностью составила 161,3 тыс. га. Площадь древесно-кустарниковой растительности по сравнению с прошлым годом не изменилась.
Нарушенные земли и их рекультивация. В 2007 году в Кемеровской области число предприятий, нарушивших почвенный покров, составило 455, из них ведущее место занимают предприятия угольной промышленности – 172, сельского хозяйства – 112, предприятий промышленно-строительных материалов – 39 и 64 предприятия других отраслей.
Нарушение почвенного покрова и рекультивацию земель проводили в основном предприятия угольной промышленности. За отчетный год площадь нарушенных земель составила 465 га, площадь рекультивированных земель – 380 га.
Часть угольных предприятий находится в стадии ликвидации, поэтому площади нарушенных и отработанных земель уточняются.
Всего за 2007 год нарушено земель, включая уточнения, 546 га, отработано нарушенных земель – 280 га, рекультивировано – 434 га (рис. 4.7).
Рис. 4.7. Площади нарушенных и рекультивированных земель, га
По состоянию на 31.12.2007 в области числится 62 361 га нарушенных земель (0,65 % от общей площади области), в том числе при разработке месторождений полезных ископаемых– 57 292 га, при торфоразработках – 222 га, при строительстве –3484 га.
Отработано нарушенных земель – 8882 га, из них при разработке месторождений полезных ископаемых 7791 га.
В 2007 году снято и заскладировано 42 тыс. куб. метров плодородного слоя почвы, использовано 42 тыс. куб. метров, в том числе на рекультивацию 33 тыс. куб. метров, на улучшение малопродуктивных угодий – 4 тыс., для других целей – 5 тыс.
На 01.01.2008 заскладировано 8549 тыс. куб. метров плодородного слоя почвы.
Прочие земли. На 31.12.2007 в целом по Кемеровской области прочими землями было занято 167,7 тыс. га, или 1,8 % от общей площади земель. В состав прочих земель включены свалки, пески, овраги и другие земли.
За прошедший год площадь прочих земель увеличилась на 0,1 тыс. га за счет проведения инвентаризации некоторых промышленных предприятий.
4.3. Распределение земель в Кемеровской области по формам собственности и принадлежности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальным образованиям
По состоянию на 31.12.2007 в собственности граждан и юридических лиц находилось 1453,7 тыс. га, что составило 15,2 % земельного фонда области.
За отчетный год площадь земель, находящаяся в собственности граждан, по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 3,9 тыс. га и составила 1385,9 тыс. га. Уменьшение произошло в связи с выкупом земельных участков (в основном земли сельскохозяйственного назначения) в собственность юридических лиц.
Площадь земель, находящаяся в собственности юридических лиц, увеличилась на 9,8 тыс. га и составила 67,8 тыс. га.
Общая площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, занимает 8118,8 тыс. га, или 84,8 % от площади области.
Распределение земель сельскохозяйственного назначения. По данным на 31.12.2007, в государственной и муниципальной собственности находилось 1278,9 тыс. га (47,6 %) земель сельскохозяйственного назначения, в собственности граждан – 1354,2 тыс. га (50,4 %), в собственности юридических лиц – 54,3 тыс. га (2,0 %).
Из всех земель области, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходилось 96,9 % (1408,5 тыс. га).
В результате мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения не зарегистрировано; в собственности Кемеровской области – 459,2 тыс. га, из них 3,0 тыс. га предоставлено юридическим лицам в пользование и 68,0 тыс. га в аренду.
За прошедший год площадь земель, находящихся в собственности граждан, уменьшилась на 5,9 тыс. га (за счет выкупа юридическими лицами земель коллективно-долевой собственности граждан), в то же время собственность юридических лиц увеличилась на 8,2 тыс. га.
Распределение земель населенных пунктов. По состоянию на 31.12.2007 из всех земель населенных пунктов в собственности граждан находилось 31,7 тыс. га, в собственности юридических лиц – 8,3 тыс. га, что в целом составило 10,5 % земель данной категории. В государственной и муниципальной собственности находилось 342,7 тыс. га, или 89,5 %, из них в федеральной собственности зарегистрировано 3,6 тыс. га и 0,4 тыс. га – в муниципальной собственности.
Распределение земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Приватизация земель в данной категории по состоянию на 31.12.2007 составила юридическими лицами 5,0 тыс. га, или 3,8 % от общей площади земель данной категории. В государственной и муниципальной собственности находилось 127,1 тыс. га земель, из них 8,1 тыс. га – в собственности Российской Федерации, 1,9 тыс. га – в собственности Кемеровской области, в муниципальной собственности – 1,2 тыс. га.
Увеличение земель в собственности юридических лиц произошло на 1,2 тыс. га за счет выкупа земель небольшими предприятиями и организациями.
Распределение земель иных категорий. По состоянию на 31.12.2007 в собственности юридических лиц находилось 0,2 тыс. га (0,05 %) земель особо охраняемых территорий, в государственной и муниципальной собственности – 404,7 тыс. га.
В 2007 году площадь земель лесного фонда составила 5782,1 тыс. га, из них в собственности Российской Федерации – 5442,8 тыс. га.
Площадь земель водного фонда по сравнению с 2006 годом не изменилась и составила 27,0 тыс. га. Вся земля находилась в государственной и муниципальной собственности.
Площадь земель запаса увеличилась на 1,0 тыс. га и составила 156,3 тыс. га, которые находились в государственной и муниципальной собственности.
Закон КР от 11 января 2001 года № 4 «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения»
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 11 января 2001 года № 4
Об управлении землями сельскохозяйственного назначения
(В редакции Законов КР от 25 июля 2006 года № 129, 24 ноября 2006 года № 189, 12 июня 2007 года № 83, 26 января 2009 года № 28, 26 мая 2009 года № 174, 22 июля 2011 года № 120, 14 мая 2012 года № 50, 19 июня 2012 года № 88, 17 июня 2015 года № 132, 28 июля 2015 года № 198, 28 июля 2015 года № 199, 25 июля 2016 года № 137, 30 июля 2016 года № 156, 24 января 2018 года № 12, 30 июня 2018 года № 64, 24 июля 2020 года № 89, 14 августа 2020 года № 126)
Настоящий Закон регулирует правовые отношения управления землями сельскохозяйственного назначения и направлен на обеспечение эффективного и безопасного использования земель в интересах народа Кыргызской Республики.
Глава I
Основные
понятия
Статья 1.
Земли сельскохозяйственного назначения — земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей и используемые для ведения семеноводческого, племенного, экспериментального хозяйства и сельскохозяйственных кооперативов, товарного сельскохозяйственного производства, защитного лесоразведения, садоводства, огородничества, дачи, проведения научно-исследовательских, опытно-селекционных и сортоиспытательных работ, а также для других целей, связанных с сельскохозяйственным производством.
(В редакции Закона КР от 30 июня 2018 года № 64)
Статья 2.
Земли Государственного фонда сельскохозяйственных угодий — земельные участки, сформированные из сельскохозяйственных угодий (за исключением пастбищ) и находящиеся в государственной собственности.
Статья 3.
Земельная доля — земельный участок сельскохозяйственного назначения (в разрезе по угодьям), предоставленный в собственность гражданину Кыргызской Республики на безвозмездной основе в ходе земельно-аграрной реформы, право собственности на который удостоверяется свидетельством.
(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года № 129)
Статья 4.
Земельный участок — это единый контур земельной площади в натуре, имеющий фиксированную границу.
Право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом или свидетельством.
(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года № 129)
Глава II
Право собственности на
землю сельскохозяйственного назначения
Статья 5.
Земля является национальным богатством Кыргызской Республики, достоянием народа, проживающего на ее территории.
Статья 6.
Право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения в Кыргызской Республике имеют государство, граждане Кыргызской Республики, кооперативы и юридические лица Кыргызской Республики, занимающиеся выращиванием и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции.
Банки и специализированные финансово-кредитные учреждения, получившие лицензии или свидетельства Национального банка Кыргызской Республики, имеют временное право собственности на земли сельскохозяйственного назначения в течение двух лет в порядке, предусмотренном статьей 27 настоящего Закона.
(В редакции Законов КР от 26 мая 2009 года № 174, 14 мая 2012 года № 50, 28 июля 2015 года № 199)
Статья 7.
Предоставление и передача в собственность земель сельскохозяйственного назначения в Кыргызской Республике запрещаются:
— иностранным гражданам, юридическим лицам и государствам, кроме случаев, предусмотренных Земельным кодексом Кыргызской Республики;
— лицам без гражданства, проживающим на территории Кыргызской Республики;
— супругам, если один из них является гражданином иностранного государства либо лицом без гражданства.
Действие лиц, нарушающих данную статью, подлежит к привлечению их к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
(В редакции Законов КР от 12 июня 2007 года № 83, 26 мая 2009 года № 174)
Глава III
Государственная
регистрация прав на землю сельскохозяйственного назначения
Статья 8.
Государственная регистрация прав на собственность, а также обмена, купли-продажи, дарения, залога и наследования земель сельскохозяйственного назначения осуществляется уполномоченным органом Правительства Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 19 июня 2012 года № 88)
Статья 9.
Государственная регистрация самостоятельно дробленных земельных долей и участков сельскохозяйственного назначения не допускается.
Глава IV
Целевое использование
земель сельскохозяйственного назначения
Статья 10.
Земли сельскохозяйственного назначения используются исключительно для сельскохозяйственного производства.
Статья 11.
Если собственник земельного участка (земельной доли) сельскохозяйственного назначения осуществляет на нем любое строительство, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Кыргызской Республики, или использует его для несельскохозяйственных целей, то уполномоченным государственным органом вносится предупреждение.
В случае невыполнения требований уполномоченного государственного органа уполномоченный государственный орган вправе начать процедуру изъятия земельного участка (земельной доли) в пользу государства в судебном порядке.
(В редакции Закона КР от 25 июля 2016 года № 137)
Глава V
Земли
сельскохозяйственного назначения как объект аренды
Статья 12.
Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан Кыргызской Республики, кооперативов и юридических лиц Кыргызской Республики, занимающихся выращиванием и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции, могут быть переданы в аренду на условиях, определенных сторонами исключительно для сельскохозяйственного производства.
(В редакции Законов КР от 26 мая 2009 года № 174, 14 мая 2012 года № 50)
Статья 13.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, передаются в аренду на условиях открытого торга, согласно утвержденному Правительством Кыргызской Республики положению, исключительно для сельскохозяйственного производства.
Субаренда земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, запрещается.
(В редакции Законов КР от 24 ноября 2006 года № 189, 17 июня 2015 года № 132)
Глава VI
Земли
сельскохозяйственного назначения как объект мены
Статья 14.
Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан Кыргызской Республики, кооперативов и юридических лиц Кыргызской Республики, занимающихся выращиванием и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции, могут быть обменены только на другие земельные доли и участки в границах Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 26 мая 2009 года № 174, 14 мая 2012 года № 50)
Глава VII
Земли
сельскохозяйственного назначения как объект купли-продажи
Статья 15.
Собственник земельной доли сельскохозяйственного назначения имеет право продавать ее с учетом требований статьи 6 настоящего Закона, без уплаты госпошлины.
Земельная доля в размере до 5 га может быть продана только единым контуром земельной площади, без дробления, за исключением случаев изъятия для государственных (транспортной, энергетической, с реализацией международных договоров Кыргызской Республики) нужд.
Выделение земельной доли в самостоятельные земельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных (транспортной, энергетической, с реализацией международных договоров Кыргызской Республики) нужд.
При этом размеры выделяемых самостоятельных земельных участков не могут быть меньше 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных (транспортной, энергетической, с реализацией международных договоров Кыргызской Республики) нужд.
(В редакции Законов КР от 30 июля 2016 года № 156, 14 августа 2020 года № 126)
Статья 16.
Собственник особо ценных сельскохозяйственных угодий имеет право отчуждать земельный участок в размере до 5 га только единым контуром земельной площади, без дробления, за исключением случаев изъятия для государственных (транспортной, энергетической, с реализацией международных договоров Кыргызской Республики) нужд.
Выделение собственником особо ценных сельскохозяйственных угодий в самостоятельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных (транспортной, энергетической, с реализацией международных договоров Кыргызской Республики) нужд.
При этом размеры выделяемых самостоятельных участков не могут быть меньше 5 га, за исключением случаев изъятия для государственных (транспортной, энергетической, с реализацией международных договоров Кыргызской Республики) нужд.
(В редакции Законов КР от 30 июля 2016 года № 156, 14 августа 2020 года № 126)
Статья 17.
Покупателем земель сельскохозяйственного назначения может быть государство, граждане Кыргызской Республики, кооперативы и юридические лица Кыргызской Республики, занимающиеся выращиванием и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции.
При продаже земельных долей или земельных участков сельскохозяйственного назначения сельские жители Кыргызской Республики и сельскохозяйственные кооперативы, зарегистрированные и действующие на территории данного аильного аймака, имеют преимущественное право покупки продаваемой доли или земельного участка, кроме случая продажи с публичных торгов.
Продажа земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в неустановленных приграничных территориях, запрещается.
(В редакции Законов КР от 26 мая 2009 года № 174, 14 мая 2012 года № 50, 24 января 2018 года № 12)
Статья 18.
(Исключена в соответствии с Законом КР от 26 мая 2009 года № 174)
Статья 19.
Покупатель земель сельскохозяйственного назначения в случае перепродажи приобретенного земельного участка (земельной доли) в течение первого года госпошлину платит в размере 40 процентов, второго года 20 процентов, третьего года — 10 процентов от покупной стоимости земельного участка (земельной доли).
Статья 20.
Земли Государственного фонда сельскохозяйственных угодий не продаются. В исключительных случаях передача земельных участков Государственного фонда сельскохозяйственных угодий в собственность граждан Кыргызской Республики по предложению местных кенешей осуществляется на основании решения Правительства Кыргызской Республики, утвержденного Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Статья 21.
Земли пастбищ находятся в собственности государства и передаются только в пользование согласно Закону Кыргызской Республики «О пастбищах».
(В редакции Закона КР от 26 января 2009 года № 28)
Глава VIII
Земли
сельскохозяйственного назначения как объект залога
Статья 22.
Объектом залога могут быть земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан Кыргызской Республики, кооперативов и юридических лиц Кыргызской Республики, занимающихся выращиванием и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции.
(В редакции Законов КР от 26 мая 2009 года № 174, 14 мая 2012 года № 50)
Статья 23.
Право получить в залог земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения предоставляется исключительно банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям, получившим лицензии или свидетельства Национального банка Кыргызской Республики, а также лицам, отвечающим требованиям статьи 6 настоящего Закона.
(В редакции Закона КР от 26 мая 2009 года № 174)
Статья 24.
Банки и специализированные финансово-кредитные учреждения имеют право обращения взыскания на предмет залога в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 25 июля 2006 года № 129, 26 мая 2009 года № 174)
Статья 25.
Земельные доли или участки сельскохозяйственного назначения, временное право собственности на которые перешло банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям, продаются на открытых аукционных торгах лицам, указанным в статье 17 настоящего Закона.
Государственная регистрация проданных земельных долей осуществляется в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.
(В редакции Законов КР от 25 июля 2006 года № 129, 26 мая 2009 года № 174)
Статья 26.
(Исключена в соответствии с Законом КР от 26 мая 2009 года № 174)
Статья 27.
Банки и специализированные финансово-кредитные учреждения, которые приобрели временное право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, обязаны осуществить отчуждение данных земельных участков в течение двух лет с момента возникновения временного права собственности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 26 мая 2009 года № 174, 28 июля 2015 года № 198)
Глава IX
Земли
сельскохозяйственного назначения как объект наследования и
дарения
Статья 28.
Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности гражданина Кыргызской Республики, могут быть переданы по наследству. Наследник, при переходе к нему права владения земельными долями и участками, имеет право использовать их и распоряжаться ими по своему усмотрению, если он удовлетворяет требованиям, предъявляемым к покупателю земель сельскохозяйственного назначения.
Наследниками земельных долей и участков сельскохозяйственного назначения по завещанию и по закону могут быть граждане Кыргызской Республики.
Если наследником земельной доли и/или земельного участка сельскохозяйственного назначения является иностранное лицо или лицо без гражданства, оно обязано в течение одного года с момента возникновения права на земельную долю и/или участок произвести их отчуждение гражданину Кыргызской Республики.
Если наследником земельной доли и/или земельного участка сельскохозяйственного назначения является иностранный гражданин, получивший статус соотечественника с иностранным гражданством, он обязан в течение десяти лет с момента возникновения права на земельную долю и/или участок произвести их отчуждение гражданину Кыргызской Республики.
При этом размер земельной доли и/или участка сельскохозяйственного назначения, передаваемых по наследству, не может быть меньше среднехозяйственного размера земельной доли, установленного в соответствующей сельской управе (айыл окмоту) на момент проведения земельно-аграрной реформы.
(В редакции Законов КР от 25 июля 2006 года № 129, 24 июля 2020 года № 89)
Статья 29.
Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности гражданина Кыргызской Республики, могут являться объектами дарения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и могут быть подарены.
Размер земельной доли и/или участка сельскохозяйственного назначения, являющихся объектами дарения, не может быть меньше среднехозяйственного размера земельной доли, установленного в соответствующей сельской управе (айыл окмоту) на момент проведения земельно-аграрной реформы.
(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года № 129)
Глава X
Покупка земель
сельскохозяйственного назначения для государственных целей
Статья 30.
Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан Кыргызской Республики, в случаях, необходимых для государственных целей (строительство стратегических объектов и инженерных сооружений), могут быть отчуждены по решению Правительства Кыргызской Республики путем выкупа после выплаты рыночной стоимости земель и расчетных затрат или предоставления равноценного участка из земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий.
Статья 31.
Собственники земельных долей и участков сельскохозяйственного назначения при неубедительных доводах отчуждения их земель для государственных целей имеют право обратиться в суд.
Статья 32.
Земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности и переданные в аренду, отчуждаются для государственных целей после выплаты расчетных затрат и упущенной выгоды в момент отчуждения.
Статья 33.
Для наделения землей социально уязвимых слоев населения, молодых семей государство имеет право быть покупателем на рынке земель сельскохозяйственного назначения на основании специального решения Правительства Кыргызской Республики, утвержденного Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года № 129)
Глава XI
Отчуждение земель
сельскохозяйственного назначения для уплаты долгов
Статья 34.
Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан Кыргызской Республики, не могут быть отчуждены за их долги, возникшие до вступления в силу настоящего Закона.
Глава XII
Порядок вступления
настоящего Закона в силу
Статья 35.
Настоящий Закон вступает в силу с момента официального опубликования, кроме главы VII.
Опубликован в газете «Эркин Тоо» за 17 января 2001 года № 4
Статья 36.
Действие главы VII настоящего Закона вступает в силу с 1 сентября 2001 года.
Статья 37.
Правительству Кыргызской Республики внести предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, вытекающие из настоящего Закона.
Президент |
А. Акаев |
Земельные сервитуты | Служба сохранения природных ресурсов
Пособия
Компонент сельскохозяйственных земельных сервитутов Программы сохранения сельскохозяйственных земель защищает долгосрочную жизнеспособность национального продовольственного снабжения, предотвращая перевод продуктивных рабочих земель в несельскохозяйственное использование. Земли, защищенные сервитутами сельскохозяйственных угодий, обеспечивают дополнительные общественные блага, включая качество окружающей среды, сохранение исторического наследия, среду обитания диких животных и защиту открытого пространства. Кроме того, сервитуты сельскохозяйственных земель используют местные партнерские отношения для обеспечения финансирования NRCS, а местные партнеры несут ответственность за долгосрочное управление сервитутами.
Кто имеет право?
- В число правомочных партнеров входят племена американских индейцев, правительства штатов и местные органы власти, а также неправительственные организации, у которых есть программы защиты сельскохозяйственных угодий, пастбищ или пастбищ.
- Правомочные землевладельцы включают владельцев частной земли, в том числе земли, находящейся во владении племен и их членов.
- Все землевладельцы, в том числе обязательные члены юридических лиц-землевладельцев, должны соответствовать ограничениям скорректированного валового дохода (AGI) и должны соответствовать положениям HEL/WC Закона о продовольственной безопасности от 19 года.85.
Какая земля подходит?
Земля, имеющая право на сельскохозяйственные сервитуты, включает частные земли или земли племен, которые являются сельскохозяйственными угодьями, пахотными землями, пастбищными угодьями, пастбищами, пастбищами и непромышленными частными лесными угодьями. NRCS будет отдавать приоритет приложениям, которые защищают сельскохозяйственное использование и связанные с ним природоохранные ценности земли, а также те, которые максимально защищают смежные акры, предназначенные для сельскохозяйственного использования, включая земли на ферме или ранчо.
Приемлемые типы земель также должны соответствовать одному из четырех следующих критериев приемлемости земли:
- Участки, зарегистрированные для защиты первоклассной, уникальной или другой продуктивной почвы.
- Земельные участки зарегистрированы для обеспечения защиты пастбищ и связанных с ними природоохранных ценностей.
- Посылки, содержащие исторические или археологические ресурсы.
- Земля, которая продвигает государственную или местную политику, соответствующую целям ACEP-ALE.
Как это работает?
NRCS предоставляет финансовую помощь правомочным партнерам для приобретения сервитутов сельскохозяйственных земель, которые защищают сельскохозяйственное использование и природоохранную ценность соответствующих земель.
Работающим фермам программа помогает фермерам и владельцам ранчо сохранить свои земли в сельском хозяйстве. В рамках компонента сервитута сельскохозяйственных земель NRCS может внести до 50 процентов справедливой рыночной стоимости сервитута сельскохозяйственных земель.
Программа также защищает использование пастбищ и связанных с ними природоохранных ценностей путем сохранения пастбищ, включая пастбища, пастбища и кустарники. Если NRCS определяет, что пастбища, имеющие особое экологическое значение, будут защищены, NRCS может вносить до 75 процентов справедливой рыночной стоимости сервитута сельскохозяйственных земель.
Сельскохозяйственные земли Сервитуты являются постоянными или на максимальный срок, разрешенный законом.
Как мне найти подходящего партнера для владения моим сельскохозяйственным земельным сервитутом?
Посетите следующие веб-сайты, чтобы узнать, как найти подходящего партнера для проведения природоохранных сервитутов.
- Справочник по охране сельскохозяйственных угодий
- Земельный трастовый альянс
С чего начать?
Землевладельцы — Чтобы узнать больше об ALE, обратитесь в местное отделение NRCS. Специалист по охране окружающей среды NRCS посетит вас и оценит вашу землю, чтобы помочь вам определить право на участие в различных компонентах ACEP. Если ваша земля имеет право на ООВ, и вы ищете подходящую организацию для удержания вашего природоохранного сервитута; пожалуйста, посетите ACEP-ALE для землевладельцев — FIC.
Правомочные организации – Чтобы узнать больше об ALE, обратитесь к персоналу отдела программ государственного офиса NRCS, чтобы узнать, как вы можете сотрудничать с NRCS для регистрации природоохранных сервитутов на соответствующей земле.
- ACEP-ALE для юридических лиц
Сохранение сельскохозяйственных земель — округ Эри, Пенсильвания
Программа сохранения сельскохозяйственных земель округа Эри защищает жизнеспособные сельскохозяйственные угодья путем приобретения сервитутов для сохранения сельскохозяйственных земель, владельцы которых заинтересованы в сохранении сельскохозяйственных земель, и путем поощрения создания зон сельскохозяйственной безопасности в муниципалитеты.
Программа сервитутов по сохранению сельскохозяйственных земель
Округ Эри является гордым участником признанной на национальном уровне программы Пенсильвании по сохранению сельскохозяйственных угодий. При поддержке заинтересованных землевладельцев программа помогает навсегда сохранить фермы для сельскохозяйственного производства. Это помогает гарантировать снабжение продовольствием в будущем и способствует более здоровой экономике. Это также гарантирует, что образ жизни, которым дорожат многие жители округа Эри, сохранится для будущих поколений.
Эта программа является добровольной. Чтобы подать заявку на программу сервитута сохранения сельскохозяйственных земель, землевладелец должен заполнить и подать заявку. В рамках программы приобретаются постоянные сервитуты. Землевладельцы остаются во владении землей, но сервитут ограничивает подразделения, несельскохозяйственное развитие и другие виды использования, несовместимые с коммерческим сельским хозяйством.
По состоянию на февраль 2023 года в округе Эри сохранилось 84 фермы в 16 муниципалитетах, всего около 9800 акров.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ: Руководство программы по сохранению сельскохозяйственных культур округа Эри (pdf)
КАК ПОДАТЬ ЗАЯВКУ: Правомочные землевладельцы могут подать заявку на участие в программе, заявки принимаются с 1 903 сентября по ст. в четных годах. Количество ферм, выбранных в каждом цикле подачи заявок, зависит от доступного финансирования. Процесс подачи заявки находится под надзором Erie County Agriculture 9.0086 Совет по охране земель .
Следующий период подачи заявок начнется в 2024 году. В это время заявки будут доступны в Департаменте планирования и общественного развития округа Эри, а также на веб-сайте округа Эри.
ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ: Свяжитесь с Джоном Макгранором по телефону (814) 451-7329 или по электронной почте [email protected].
Зоны сельскохозяйственной безопасности
Зоны сельскохозяйственной безопасности (ASA) были созданы 19муниципалитетов по всему округу Эри, чтобы поощрять, продвигать, сохранять и защищать нормальные сельскохозяйственные операции.
О зонах сельскохозяйственной безопасности:
- ASA — это территория в пределах одного или нескольких муниципалитетов, состоящая как минимум из 250 акров, принадлежащая одному или нескольким лицам.