Кто оплачивает ущерб в ДТП: собственник или владелец автомобиля? Объясняет автоблогер | Pchela.news
Прежде чем передавать управление своим автомобилем кому бы то ни было, хорошенько задумайтесь, что в случае ДТП, возможно, ущерб придется выплачивать вам. Вы к этому готовы? Один из свежих примеров: у водителя, которому было передано управление, оказалось поддельное водительское удостоверение, о чем собственник и не догадывался. Но поскольку права управления у водителя не было, то передача управления ему была незаконной, и часть выплаты по ущербу от ДТП возложили на собственника.
Юрий Панченко
Автомобиль — источник повышенной опасности. Это означает, что в любой момент времени автомобиль может выйти из подчинения человека. Как к любому другому владельцу повышенной опасности, к водителю применяется статья 1079 Гражданского кодекса. Согласно ее положениям, в отношении собственника действует презумпция виновности. И если он кому-то передает свой автомобиль в пользование, то в случае ДТП ему необходимо доказать две вещи:
- Передача управления была на законных основаниях.
- Угона автомобиля не было. (Если угон был и в этом есть вина собственника, то платить ему).
Передача управления в рамках ПДД происходит, когда за руль в присутствии собственника садится другой водитель. В данном случае водитель должен иметь водительское удостоверение соответствующей категории, а данные о нем должны быть внесены в страховой полис или полис должен быть «открытым». Если прав у водителя нет или в полисе о нем не упоминается, то в случае ДТП ущерб возмещать собственнику.
Передача управления в рамках Гражданского кодекса может происходить несколькими способами, самыми популярными из которых являются:
- Договор безвозмездного пользования.
- Договор простой аренды.
Оба этих договора не требуют обязательной письменной формы. Но лучше найти листочек любой бумаги и набросать договор в произвольной форме. Главное, чтобы на нем была подпись нового владельца, которая подтвердит передачу управления. Если договор заключается в устной форме, крайне желательно делать это при свидетелях.
Передавая другу вместе с автомобилем ключи и свидетельство о регистрации, собственник фактически заключает договор безвозмездного пользования. У автомобиля появляется новый владелец, который или должен быть внесен в страховой полис, или же ему потребуется в течение 10 дней выписать новый полис, уже от своего имени. Правда, в последнем случае потребуется правоустанавливающий документ, то есть договор в письменной форме.
Таким образом, на руках у собственника так или иначе остается документ, подтверждающий законность передачи управления. Если в полис ОСАГО новый владелец не внесен или письменного договора с ним нет, то у собственника могут возникнуть проблемы в случае ДТП.
Более сложный пример. Собственник передает свой автомобиль в безвозмездное пользование новому владельцу, у которого нет права управления. Нормальное явление, закон подобное допускает. Ведь новый владелец может посадить за руль водителя с правами. И обратите внимание: собственник, владелец и водитель, непосредственно воздействующий на органы управления автомобилем, — три разных физических лица.
В данном случае собственнику однозначно следует написать договор. Если он поленился, договор не оформил, у нового владельца не оказалось водительского удостоверения, и за руль он посадил какого-нибудь проходимца, то собственнику пора вспоминать, сколько денег у него отложено на «черный день». Этот день может в любой момент наступить — доказать законность передачи управления будет проблематично.
Как было сказано выше, собственник помимо представления доказательств, что передача транспортного средства произведена на законных основаниях, должен еще представить доказательства, что автомобиль в угоне не числится. Справку, если понадобится, можно взять в ГИБДД.
Но для чего столь странная процедура?
Если автомобиль в угоне, то к собственнику, если угонщики совершат ДТП, не будет никаких претензий по возмещению ущерба, но с одной оговоркой. Если угон имел место с попустительства собственника, то частично возмещение ущерба может быть возложено и на него.
Например, водитель бросил ключи от автомобиля на рабочем столе в своей конторе и ушел покурить. Сослуживец решил подшутить и перегнать автомобиль на другую стоянку, но в момент воплощения своей выходки совершил ДТП. Выплачивать ущерб придется обоим.
И теперь разберем очень интересное дело, которое пару месяцев назад рассмотрел Верховный суд.
Собственница передала в 2014 году свой автомобиль в безвозмездное пользование водителю. Предполагалось, что в последующем водитель выкупит автомобиль, но собственница денег не увидела, и автомобиль так и остался принадлежать ей. Причем каждый год она возобновляла страховку, указывая там и имя водителя, и продолжала платить налог на автомобиль.
Как позже выяснилось, водитель был лишен права управления и ездил по поддельному водительскому удостоверению. Таким образом, никакого договора между собственницей и водителем в письменной форме не существовало, и в полисе ОСАГО под своей действительной фамилией он не фигурировал.
То есть законных оснований передачи управления автомобилем не было.
В 2017 году водитель совершает смертельный наезд на пешехода и скрывается от следствия на своей родине — в одной из бывших республик СССР. Дочь погибшего пешехода потребовала выплаты морального ущерба. Но так как взыскать его с водителя, который был за рулем, возможности не было, она потребовала возмещение с собственницы автомобиля.
Судами всех уровней в иске было отказано.
А вот Верховный суд с исковыми требованиями дочери погибшего пешехода согласился. С одной стороны, имело место противоправное завладение транспортным средством с попустительства собственницы, с другой стороны, передача ключей и «Свидетельства о регистрации» в сложившихся конкретных обстоятельствах не свидетельствует о законности передачи управления. Следовательно, доля выплат по возмещению морального ущерба должна быть возложена и на собственницу.
Тема ответственности собственника при ДТП, совершенным водителем, которому передан в пользование автомобиль, — весьма широкая. Есть договор аренды с наймом экипажа, есть договор аренды с последующим выкупом, есть доверенность, есть договор каршеринга, есть в конце концов и трудовой договор, когда водитель работает по найму.
При совершении ДТП не собственником в первую очередь подлежит выяснению фактические обстоятельства передачи управления, то есть фактические взаимоотношения между собственником и водителем. И чтобы не оказаться крайним, собственнику крайне желательно оформлять взаимоотношения письменно, чтобы при наступлении неприятных последствий была возможность доказать законность передачи управления. Собственность — это большая ответственность. Автомобиль как источник повышенной опасности в собственности — двойная ответственность. Если собственник теряет контроль над автомобилем, то он должен нести ответственность. Такова позиция Верховного суда.
Фото: предоставлено автором; Татьяны Тихоновой, pixabay.com
Верховный суд разъяснил, как определять ответчика после ДТП по вине такси
После ДТП по вине такси потерпевший получил возмещение с учётом износа и подал иск к собственнику машины-такси, требуя выплаты оставшейся части. Верховный суд указал судам на способы доказывания трудовых отношений в сфере такси.
20.07.2022
16:21
Верховный суд разъяснил, кто несёт ответственность, если автомобиль «ушёл по рукам». Фото: 59.ruЮлия ГЕРАСИМОВА
Как выяснило АСН, Верховный суд рассмотрел дело, в котором пострадавшему отказали во взыскании ущерба с собственника авто — после выплаты возмещения по ОСАГО.
С миру по нитке
14 февраля 2020 г. в Архангельске в ДТП получил повреждения BMW 533i (модель выпускалась в 80-х гг. прошлого века — АСН), принадлежащий П.
Виновником аварии был К., управлявший Renault Logan. В свою очередь этот автомобиль (с нанесённым логотипом «Яндекс.Такси») принадлежал ООО «НТФ», купившему полис ОСАГО у «Росгосстраха».
Эксклюзивные материалы АСН и наиболее интересные статьи про страховой рынок России и мира читайте в официальном telegram-канале АСН. В день подписчики канала получат 1-3 наиболее интересных статей про страхование.
18 февраля 2020 г. П. обратился в «Росгосстрах» с заявлением о наступлении страхового случая. После волокиты со СТОА страховщик выплатил страховое возмещение — стоимость восстановительного ремонта в размере 43 тыс. р. После жалобы финобмудсмену, П. получил от «Росгосстраха» еще 49 тыс. р. и неустойку.
Пострадавший провёл независимую экспертизу 4 июня 2020 г., которая указала, что стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца без учёта износа по среднерыночным ценам составляет 161,4 тыс. р. Он обратился в суд с иском к страховщику и попросил довзыскать 2 тыс. р. страхового возмещения, 80 тыс. р. неустойки, расходы на услуги эксперта и услуги по дефектовке и диагностике.
В этом же заявлении истец предъявил требование к собственнику автомобиля — ООО «НТФ» и попросил с него взыскать ущерб 70 тыс. р. и расходы на оплату эксперта в сумме 6 тыс. р. Свои требования он обосновал тем, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля превышает выплату, произведенную страховщиком с учётом износа запасных частей. Поэтому он попросил взыскать с ООО «НТФ» разницу между фактически выплаченной суммой и общим размером материального ущерба.
Дом, который построил Джек
Октябрьский районный суд Архангельска требования П. к «Росгосстраху» удовлетворил частично, взыскав стоимость страхового возмещения и снизив только размер неустойки до 15 тыс. р.
В иске же к ООО «НТФ» отказал полностью. Суд посчитал, что истец не доказал, что К. состоял в трудовых отношениях с ООО «НТФ». Второй аргумент суда — на момент ДТП К. не являлся владельцем Renault Logan.
П. в ходе судебных разбирательств указывал, что ООО «НТФ» является организацией, оказывающей услуги легкового такси. Это следует из выписки ЕГРЮЛ. Кроме того, на Renault Logan был нанесён логотип «Яндекс.Такси». Собственником ТС, при использовании которого причинён вред и страхователем ОСАГО в отношении этого автомобиля является ООО «НТФ».
Апелляция не согласилась с П., поддержала первую инстанцию и указала, что транспортное средство было предоставлено К.
Кассация поддержала нижестоящие суды.
Где доказательства?
Верховный суд указал, что частью 4 статьи 198 Гражданско-процессуального кодекса (ГПК) указано, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, выводы суда, оценка доказательств и нормы права, на которые ссылается суд при вынесении решения.
Организация возмещает вред, причинённый её работником при исполнении трудовых обязанностей (статья 1068 ГК РФ). Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора, а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали по заданию юрлица и под его контролем за безопасным ведением работ.
Юрлица и граждане — деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих — обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
Верховный суд отметил, что отсутствие письменного приказа о принятии на работу либо письменного гражданского договора само по себе не исключает наличия трудовых отношений между гражданином, управляющим источником повышенной опасности, и владельцем этого источника.
Более того, наличие письменного договора аренды само по себе не предопределяет того, что имел место действительный переход права владения машиной. Верховный суд считает, что суд обязан определить действительные правоотношения сторон по владению источником повышенной опасности.
Собственник ТС считается таковым, пока он не докажет, что произошёл переход владения транспортным средством. И доказывать это должен собственник, а не пострадавший, отметила коллегия Верховного суда.
В этом деле судам следует выяснить, состоял ли водитель К. в трудовых отношениях с ООО «НТФ», платились ли за него страховые и пенсионные взносы, не было ли его в штате. Так же суды должны проверить фактическое исполнение договоров аренды и проката в части перечисления арендной платы. Судам необходимо уточнить, кто наносил логотип на автомобиль и использовался ли он в тот момент в качестве такси.
По теме:
Верховный суд: после самостоятельного ремонта потребитель может потребовать у страховщика ОСАГО возмещения «износа»
«Росгосстрах» не смог признать договор ОСАГО недействительным и заключённым под влиянием обмана: клиент застраховал автомобиль для личных нужд, а использовал как такси
Москвичка отсудила у «Яндекс.Такси» 3 млн р. за травму в ДТП
«Яндекс.Такси» привлекли к ответственности перед пассажиром
Читайте новости АСН
в Телеграм-канале
Могу ли я подать в суд лично на кого-то после ДТП?
После автомобильной аварии больше всего вас беспокоит боль от полученных травм и возможность оплатить расходы. Медицинское обслуживание и повреждение автомобиля недешевы, даже в некоторых незначительных авариях. Вы можете задаться вопросом, можете ли вы лично подать в суд на виновного водителя за ущерб, который он вам причинил.
Хотя это может быть опцией, обычно в этом нет необходимости. Обычно для возмещения ваших расходов вы обращаетесь в страховую компанию водителя, а не к водителю индивидуально. Однако бывают ситуации, когда ваш адвокат по автомобильным авариям может порекомендовать обратиться в суд.
Стоит ли судиться с другим водителем после ДТП?
Судиться с другим водителем, безусловно, стоит того, особенно если страховка уже выплатила максимальную сумму, которую вы можете указать в своем иске. Однако не откладывайте, так как существуют определенные сроки, которые могут повлиять на ваше дело, и если вы будете ждать слишком долго, суды могут полностью отклонить ваш иск. Поговорите с адвокатом сегодня, чтобы узнать, какой путь лучше всего использовать в вашем деле.
ВОПРОСЫ?
ЗВОНИТЕ (404) 400-4000
, чтобы найти ближайший офис John Foy
Ваш первый шаг: переговоры со страховой компанией
Ваш адвокат может помочь вам договориться со страховой компанией виновного водителя о справедливом урегулировании . Во многих случаях, если у вас есть опытный адвокат, вы и страховщик можете прийти к соглашению. Вы получите компенсацию, и дело будет закрыто.
Иногда страховая компания отказывается от того, что она хочет (или не хочет) вам предложить. Если длительные переговоры все еще не позволяют вам покрыть ваши расходы, вы можете подать иск лично на водителя после аварии.
Ситуации, в которых вы можете подать в суд на кого-то лично в связи с автомобильной аварией
Если вы подали иск о причинении личного вреда виновному водителю для компенсации вашего ущерба, а страховщик отклоняет ваш иск, предлагает заниженное урегулирование или отказывается вести переговоры , вашим следующим шагом может стать судебный иск против водителя. Большинство штатов не позволят вам напрямую подать в суд на страховую компанию.
Если виновником является незастрахованный водитель, у него, очевидно, не будет страховой компании, в которую можно отправить претензию. В этой ситуации у вас будет два варианта:
1. Подача иска в отношении водителя в индивидуальном порядке
Вы имеете право предъявить иск лично водителю за причиненный вам ущерб. Проблема здесь в том, что у большинства незастрахованных водителей нет денег или активов, на которые можно было бы рассчитывать во время судебного процесса. Даже если вы выиграете, вы не сможете много восстановиться.
Если вы решили подать в суд, лучше как можно скорее обратиться к опытному юристу по автомобильным авариям. Они могут рассмотреть ваше дело и порекомендовать вам наилучшие следующие шаги. Они также могут сообщить вам, каким может быть ваш потенциальный результат, если вы продолжите судебный процесс.
2. Подача иска незастрахованного автомобилиста
Второй вариант после того, как вас сбил незастрахованный водитель, — обратиться в свою страховую компанию. У большинства водителей есть незастрахованные/недостаточно застрахованные автомобилисты (UM/UIM). Это дополнительная страховка, которую вы можете приобрести вместе со своим полисом, но она есть у большинства водителей, если они специально не отказались от нее. Он покрывает вас до определенной суммы, если вас сбил водитель без страховки (или без достаточной страховки).
Даже с покрытием UM/UIM этого может быть недостаточно для покрытия ваших расходов, и вы можете потребовать возмещения ущерба от виновного водителя. Тем не менее, подача иска — это то, что вам следует обсудить с юристом, который разбирается в законах о дорожно-транспортных происшествиях в вашем регионе.
Ниже мы опишем юридический процесс после автомобильной аварии, а также при предъявлении иска лично кому-то может быть хорошим вариантом.
Доказывание вины и ответственности после автомобильной аварии
Наиболее важным фактором в автомобильной аварии в Джорджии является вина. Вот как это работает:
- Все водители обязаны действовать таким образом, чтобы не подвергать опасности других водителей на дороге.
- Если водитель не справился с этой обязанностью, он проявил небрежность.
- Когда небрежность водителя приводит к дорожно-транспортному происшествию с травмами и повреждением имущества, виноват водитель.
Законы об ответственности и халатности зависят от штата. Поскольку Грузия является страной вины, виновный водитель несет ответственность за все расходы, связанные с аварией, которую он вызвал.
Вы все еще можете подать заявление о возмещении ущерба, даже если вы частично виноваты в аварии
Согласно §51-1-6 OCGA, лицо, пострадавшее в результате нарушения правовых обязанностей другим лицом, имеет право на возмещение причиненного ему ущерба. . Это означает, что если вы пострадали в автокатастрофе, вызванной другим водителем, вы, вероятно, имеете право потребовать компенсацию за причиненный ущерб. Вы можете сделать это, даже если вы частично виноваты в аварии, если вы не виноваты на 50% или более.
Чтобы получить бесплатную юридическую консультацию, позвоните по номеру 404-400-4000
Подача иска о возмещении личного вреда станет проще, если вы наймете адвоката, который поможет вам
Первым шагом в получении компенсации является подача иска о причинении личного вреда в At- вина водителя страховая компания. После того, как вы сделаете это, страховщик установит вину и решит, принять ли ваше требование и оплатить запрошенное вами урегулирование, отклонить ваше требование или отправить встречное предложение об урегулировании.
Поскольку страховые компании не любят выплачивать большие суммы по искам о ДТП, они, скорее всего, либо предложат урегулирование по низкой цене, либо отклонят иск. Именно здесь адвокат по травмам может помочь вам бороться за ваше право на полную компенсацию.
У вас есть ограниченное количество времени, чтобы подать в суд на кого-то после автомобильной аварии в Джорджии
Если вы решите лично подать в суд на водителя за вашу автомобильную аварию, ваше время ограничено. OCGA §9-3-33 гласит, что у вас есть « два года после возникновения права на иск», что означает, что у вас есть два года с даты автомобильной аварии, чтобы подать иск.
Очень важно начать работу как можно скорее. В судебном процессе задействовано много шагов, и вы можете потратить много времени на ожидание. Даже если вы выиграете судебный процесс, и другой водитель должен будет заплатить вам, вы можете не получить полную компенсацию, которую заслуживаете, если вообще получите. Есть целый процесс, который требует опыта адвоката по автомобильным авариям.
Наши адвокаты по автомобильным авариям штата Джорджия могут помочь вам с иском о ДТП
Если вы беспокоитесь о том, чтобы получить необходимую и заслуженную компенсацию после автомобильной аварии, свяжитесь с John Foy & Associates. Во время БЕСПЛАТНОЙ консультации мы можем подробно изучить ваш случай и определить наилучший план действий для вас. Если это связано с судебным иском против кого-то лично после вашего несчастного случая, мы будем рядом на каждом этапе пути.
Уже более 20 лет мы помогаем пострадавшим в автомобильных авариях выиграть необходимые им деньги. Мы знаем, что нужно, чтобы выиграть успешное дело от начала до конца. Чтобы записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию сегодня, позвоните нам по телефону (404) 400-4000 или свяжитесь с нами онлайн.
Позвоните или отправьте текстовое сообщение по номеру 404-400-4000 или заполните бесплатную форму оценки дела
На кого мне подать в суд после автомобильной аварии?
Если вы попали в аварию, у вас наверняка возникло много вопросов, особенно если вы получили травмы или получили материальный ущерб.
После обращения за медицинской помощью (при необходимости) и выполнения всех необходимых действий на месте аварии вашим следующим вопросом может быть: «На кого мне подать в суд после автомобильной аварии?» Вы предъявляете иск водителю или страховой компании?
Многие пострадавшие автомобилисты просто подают иск в страховую компанию другой стороны и ведут переговоры оттуда. Однако автомобильные аварии могут привести к судебным искам, особенно если страховая компания не желает выплатить вам сумму, на которую вы имеете право. Если это станет лучшим вариантом для вас, вот некоторая полезная информация.
Ответ на вопрос, на кого вам следует подать в суд, зависит от множества факторов, включая законы штата, в котором вы живете, страховое покрытие другого водителя, а также наличие у водителя страховки. Ниже приводится краткий обзор ваших вариантов действий, если вы получили ущерб в результате автомобильной аварии.
Определение ответственности
Первым делом нужно определить, кто виноват в автомобильной аварии. Если вы на 100 процентов виноваты, попытка подать в суд на другого водителя за ваши собственные травмы или медицинские расходы не будет успешной попыткой. Квалифицированный юрист может помочь вам определить вину в вашем несчастном случае, а также помочь вам решить, на какой ущерб вы можете иметь право в связи с вашими травмами, исходя из вашей доли вины.
Но это приводит к следующему вопросу: каков закон о небрежности в вашем штате? Судебные иски по автомобильным авариям обычно основываются на теории о халатности другого водителя. Имея это в виду, законы штатов различаются тем, как они возмещают ущерб в зависимости от уровня халатности каждого водителя.
Государства следуют модели сопутствующей, сравнительной или модифицированной сравнительной небрежности. Например, если вы живете в состоянии сопутствующей небрежности, даже один процент вины за аварию может помешать или сократить восстановление. Другие штаты присуждают возмещение убытков пропорционально проценту халатности каждой стороны.
Ведение переговоров со страховой компанией
Помимо первоначального определения вины в соответствии с законами вашего штата о халатности, вам необходимо выяснить, есть ли у другого водителя страховое покрытие в размере, достаточном для покрытия ваших травм, если страховка компания раскроет эту информацию.
Во многих штатах существует вариант страхования без вины, при котором страховая компания оплачивает медицинское страхование независимо от того, какой водитель стал причиной аварии. Тем не менее, в большинстве штатов без вины вы можете предъявить иск другому водителю о ремонте и замене в связи с повреждением имущества, лечением и потерей дохода.
Проще говоря, если вы подали иск в страховую компанию другой стороны, провели с ней обширные переговоры, но они все еще не покрывают все ваши расходы, вашим следующим шагом может быть возбуждение судебного дела против другого водителя.
Подача иска на виновного водителя
Если вы уже подали иск о возмещении ущерба в страховую компанию, но не получили компенсацию, которую, по вашему мнению, заслуживаете, ваш следующий шаг – подать иск против водителя за халатность. Вы имеете законное право подать в суд на виновного водителя за телесные повреждения, которые были вызваны аварией, включая отягчающие ранее существовавшие травмы. Если страховая компания не действовала недобросовестно или преднамеренно не удовлетворила требование, которое закон требует от нее выплаты, в большинстве штатов вам не разрешается подавать иск против страховой компании напрямую.
Что делать, если у виновного водителя нет страховки?
Если у другого водителя нет страховки, у вас есть два варианта. Во-первых, вы можете попытаться подать в суд лично на водителя. Имейте в виду: у водителей, у которых нет страховки, также может быть не так много активов, из которых можно было бы заплатить за судебный процесс. Следовательно, даже если вы выиграете дело против водителя, вы все равно не сможете восстановиться.
Второй вариант — подать заявление в свою страховую компанию в соответствии с вашими незастрахованными льготами для автомобилистов, если они у вас есть. Важно знать, что пособие для незастрахованных автомобилистов не может превышать сумму вашего основного покрытия. Например, если у вас есть страховое покрытие в размере 150 000 долларов США, вы можете получить только до 150 000 долларов США в виде незастрахованных пособий.
Кому подавать в суд после аварии: Связанные ресурсы
- Урегулирование до суда: Альтернативное разрешение споров
- Документы для предъявления вашему адвокату после дорожно-транспортного происшествия
- Независимая медицинская экспертиза
Нужно подать в суд после автомобильной аварии? Получите юридическую помощь сегодня
Получить травму в автокатастрофе ужасно. Обход страховых компаний может еще больше усугубить неприятную ситуацию. Если у вас есть травмы, а страховая компания другой стороны не выплатит вам сумму, вам, возможно, придется подать в суд на водителя.