Россия в соответствии с конституцией рф является: Статья 1 \ КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принята 12 дек. 1993 всенародным голосованием (референдумом). Необходимость принятия новой К. была обусловлена коренными преобразованиями в жизни Российского государства. Суть этих преобразований состоит прежде всего в переходе от социалистической системы хозяйствования к рыночной экономике, от авторитарной политической системы к многопартийности, от централизованной власти Советов народных депутатов к разделению властей. К. по‑новому определила основополагающие принципы общественного устройства России. РФ – Россия – провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. К. в качестве основополагающего принципа определяет принцип законности. Суть его состоит в строгом соблюдении требований закона всеми субъектами общественных отношений. К. имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К. и законы. Существенным является провозглашение в К. равноправия и полноправия граждан, а также гарантированность прав и свобод. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» К. перечислены основополагающие права и свободы человека и гражданина, а также гарантии осуществления прав и свобод. Последовательно раскрыт принцип гуманизма, который вытекает из принципа равноправия и полноправия человека и гражданина и означает заботу о человеке, всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. Россия является федеративным и многонациональным государством, поэтому важнейшее значение имеет провозглашение в К. государственного единства. В преамбуле, а также в ряде статей установлено, что суверенитет РФ и верховенство К. распространяются на всю ее территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Гарантируются единство экономического пространства, единство территории, единый государственный язык (русский), единая денежная единица (рубль) и т. д. Новым в российском конституционном законодательстве является принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 и 11 К.: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии с К. законодательным и представительным органом РФ является двухпалатный парламент РФ – ФС РФ. Он состоит из двух палат – СФ и ГД. В СФ входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти – на срок полномочий соответствующего органа; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, – пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора РФ; не более 30 представителей РФ, назначаемых Президентом РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно. ГД состоит из 450 депутатов.

К., являясь основным законом государства, регулирует такие важнейшие общественные отношения, как основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и т. д. В ней, таким образом, определены начала всех др. законодательных актов, всех отраслей права. Если любой др. акт содержит положения, противоречащие К., действует К. Важной юридической гарантией стабильности К. является особый порядок ее принятия и изменения. К. относится к так называемому типу «жестких» конституций. Это означает, что порядок ее изменения усложнен. Гл. 9 К. предусматривает, что гл. 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены ФС РФ. Поправки к гл. 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Правовая охрана К. обеспечивается с помощью конституционного контроля. Он относится к ведению РФ. Обеспечение соответствия К. конституций (уставов) субъектов РФ входит в предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Особое место в защите К. и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом К. Обязанность соблюдать и защищать К. входит в содержание присяги Президента РФ. В целях защиты К. формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются СФ по представлению Президента РФ. В решении задач конституционного контроля участвуют и др. государственные органы – Верховный Суд РФ, прокуратура РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством РФ.

ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 80

  1. Президент Российской Федерации является главой государства.
  2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти <*>.
  3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

 

Статья 81 <*>

  1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства.
    Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

 

КонсультантПлюс: примечание.

О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.

  1. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

  1. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

 

Статья 82

  1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

  1. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации <*>.

 

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;

б. 1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д. 1″ настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;

е. 2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <15>;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;

е. 5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

———————————

<15> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).

 

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

 

Статья 85

  1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

 

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

 

Статья 87

  1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
  2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
  3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

 

Статья 88

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

 

Статья 89

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

 

Статья 90

  1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
  2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
  3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

 

Статья 91

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

 

Статья 92

  1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
  3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

 

Статья 92.1 <*>

  1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
  2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.
  3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.

 

Статья 93 <*>

  1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
  2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
  3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

 

 

Нарушенная Конституция России | Wilson Center

BY WILLIAM POMERANZ

Конституция Путина готова стать законом страны. Хотя новый коронавирус и последовавший за ним экономический спад серьезно подорвали популярность Путина, исход предстоящего конституционного плебисцита, похоже, предрешен. Действительно, копии пересмотренной конституции поступили в московские книжные магазины задолго до официальных результатов голосования 1 июля.

Главный бенефициар, конечно же, Владимир Путин, который теперь может рассчитывать еще на два срока и 16 лет непрерывного пребывания у власти. Однако в процессе он внес некоторые фундаментальные противоречия в конституцию, которые серьезно ограничивают ее способность служить заявлением об основополагающих правовых принципах. Это может не беспокоить Путина, который всегда полагался на очень персонализированную систему правления. Тем не менее, эти изменения идут вразрез с первоначальной попыткой российской конституции 1993 года — пусть и амбициозной — создать более демократическую и правовую страну.

На самом деле путинские поправки означают возврат к советской практике, когда высший закон страны был во многом декоративным и оторванным от реальной системы управления. Такое замечание не следует каким-то образом рассматривать как безоговорочное одобрение конституции 1993 года. Конституция Бориса Ельцина родилась в результате насилия и политического истощения, в конечном итоге сохранив сильную прогосударственную ориентацию, которую Путин свободно использовал в течение двух десятилетий своего пребывания у власти. Тем не менее, при всех своих недостатках, это была и самая либеральная конституция в истории России.

Несоответствия в конституционных поправках Путина 2020 года проистекают из требования первоначальной Конституции 1993 года о том, что ее первые две главы, которые касаются основ конституционного строя и прав и свобод граждан России, соответственно, могли быть пересмотрены только через конституционное соглашение. Путин явно не собирался созывать такое собрание. Вместо этого он втиснул более 200 изменений в последующие главы, несмотря на то, что эти изменения открыто подрывали и противоречили неизмененным основным руководящим принципам документа.

Конфликты теперь многочисленны и глубоки. Конституция 1993 г. определила носителем суверенитета многонациональный народ Российской Федерации. Поправка теперь называет русский язык языком «государствообразующего народа», тем самым возвышая этнических русских в том, что теоретически было равноправным и многоэтничным населением. Статья 15, часть 4, сделала общепризнанные принципы и нормы международного права неотъемлемой частью российского права. Однако теперь поправки позволяют Конституционному суду отклонять любое решение международного суда, если оно противоречит Конституции Российской Федерации, что является явным нарушением его обязанностей как члена Совета Европы.

Зарождающееся разделение властей в Российской Федерации, которое изначально никогда не было сильным, теперь полностью скомпрометировано поправками 2020 года. В частности, по инициативе президента любой высокопоставленный федеральный судья может быть отстранен от должности Советом Федерации. Высший суд России еще больше втянулся в политику; согласно поправкам, если законодательный орган отменит президентское вето, президент может обратиться в Конституционный суд за определением конституционности закона. Возможности Думы назначать премьер-министра технически расширены. Однако независимость правительства была уменьшена из-за того, что исполнительная власть — теоретически автономная ветвь власти — находилась под общим руководством президента.

Список противоречий можно продолжить. Некоторые поправки значительно расширили социальные права и придали им большее значение без соответствующего усиления гражданских прав. Статья 12 конституции 1993 года первоначально провозглашала, что местное самоуправление будет независимым, однако, согласно путинским реформам, такие местные институты теперь будут объединены в единую систему публичной власти, определение которой будет принято позднее. Создание светского государства теперь было изменено, чтобы подчеркнуть историческое влияние предков России, особенно их веру в Бога. 1993 Конституции далее провозглашалось, что в России не будет официальной идеологии, но консервативные ценности Путина теперь получили конституционное одобрение, в первую очередь определение брака как союза между мужчиной и женщиной.

В целом поправки затрагивают примерно 60 процентов Конституции, оставляя после себя более беспорядочное и бессвязное изложение высшего закона России. Если и есть что-то неизменное в российской конституционной мысли, так это необходимость отстаивать национальное единство и целостность государства. Этот принцип привел к Основным законам 19 века.06 («единое и неделимое государство»), проложил себе путь через союз «советских» народов при коммунизме и в конечном итоге был включен в конституцию 1993 года и ее «единую систему государственной власти». Поправки Путина укрепляют эту давнюю норму, признавая превосходство российского государства как вытекающее из исторической идеи «государственного единства». И все же, как показывает российская история, этот принцип в первую очередь служил предлогом для сохранения статус-кво при одновременном нанесении ударов как по инакомыслию, так и по этническим меньшинствам.

Конституционное наследие Путина теперь состоит в превращении ошибочного, но перспективного документа в оборонительный. Противоречия, внесенные поправками, еще больше превращают конституцию в фасад, который будет следовать советской (и постсоветской) практике опираться на неформальные, а не формальные правила. Падение популярности Путина вполне может создать новые возможности для разрозненной российской оппозиции. Конституция Путина будет направлена ​​на то, чтобы эти новые возможности навсегда оставались закрытыми.

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно автору и не отражают точку зрения Института Кеннана.

Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 1.

Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 1.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1.
Российская Федерация — Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны.
Статья 2.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязанностью государства является признание, уважение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Статья 3.
  1. Многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации.
  2. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
  3. Референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным проявлением власти народа.
  4. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются в соответствии с федеральным законом.
Статья 4.
  1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
  2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
  3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Статья 5.
  1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, являющихся равноправными субъектами Российской Федерации.
  2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.
  3. Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ее государственной целостности, единой системе государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
  4. Все субъекты Российской Федерации равны между собой в отношениях с федеральными органами государственной власти.
Статья 6.
  1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом и является единым и равным независимо от оснований, по которым оно было приобретено.
  2. Каждый гражданин Российской Федерации имеет на ее территории все права и свободы и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
  3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства или права изменить его.
Статья 7.
  1. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена ​​на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  2. Российская Федерация обеспечивает охрану труда и здоровья населения, устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, осуществляет государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, а также инвалидов и граждан пожилого возраста, развивает систему социального обслуживания и устанавливать государственные пенсии, пособия и другие гарантии социального обеспечения.
Статья 8.
  1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, поддержка конкуренции и свобода любой экономической деятельности.
  2. В Российской Федерации признаются и пользуются равной защитой частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 9.
  1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.
  2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 10.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти независимы.
Статья 11.
  1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации.
  2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
  3. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации разграничиваются в соответствии с настоящей Конституцией, Федеральным и иными договорами о разграничении предметов ведения и силы.
Статья 12.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление действует самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не могут входить в состав органов государственной власти.
Статья 13.
  1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
  2. Никакая идеология не может быть установлена ​​в качестве государственной или обязательной идеологии.
  3. В Российской Федерации признаются политическое плюрализм и многопартийность.
  4. Общественные объединения равны перед законом.
  5. Создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации и подрыв безопасности государства, формирование вооруженных формирований, запрещается возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 14.
  1. Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может быть установлена ​​в качестве государственной или обязательной религии.
  2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 15.
  1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые Российской Федерацией, не могут противоречить Конституции Российской Федерации.
  2. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы и Конституцию Российской Федерации.
  3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Ни один нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы или обязанности человека и гражданина, не может применяться, если он не опубликован официально для всеобщего сведения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *