Религиозные организации гк рф: ГК РФ Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации / КонсультантПлюс

Содержание

Статья 8. Религиозная организация / КонсультантПлюс

Статья 8. Религиозная организация

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 80-ФЗ)

2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозные организации вправе входить в структуру централизованной религиозной организации, выходить из нее или могут быть исключены из структуры централизованной религиозной организации, если такое право религиозных организаций, а также основания и порядок их вхождения в структуру централизованной религиозной организации, выхода и (или) исключения из нее определены уставом централизованной религиозной организации, в структуру которой они входят, и соответствуют ее внутренним установлениям.

(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 68-ФЗ)

Устав централизованной религиозной организации в соответствии с ее внутренними установлениями может предусматривать запрет на выход и (или) исключение религиозных организаций из централизованной религиозной организации, в структуру которой они входят.

(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 68-ФЗ)

5. Официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в наименованиях централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, и (или) религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, на основании письменного согласия указанной централизованной организации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 169-ФЗ)

6. Религиозной организацией признается также организация, созданная централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющая цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или организация, а также духовная образовательная организация.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 05.04.2021 N 68-ФЗ)

7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

КонсультантПлюс: примечание.

Юрлица, в наименованиях которых содержатся сведения о вероисповедании, должны привести свои наименования в соответствие с требованиями п. 8 ст. 8 до 01.01.2022.

КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла п. 8 ст. 8 см. Постановление КС РФ от 03.11.2020 N 45-П.

8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Сведения о вероисповедании могут также содержаться в наименованиях юридических лиц, учредителями (участниками) которых являются религиозные организации. Иные юридические лица, за исключением юридических лиц, зарегистрированных в организационно-правовой форме общественной организации или общественного движения, не вправе включать в свои наименования сведения о вероисповедании. Юридические лица, зарегистрированные в организационно-правовой форме общественной организации или общественного движения, вправе включать в свои наименования сведения о вероисповедании на основании письменного согласия централизованной религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.

(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 68-ФЗ)

8.1. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 06.04.2015 N 80-ФЗ)

9. Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех рабочих дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 261-ФЗ, от 05.04.2021 N 68-ФЗ)

Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 261-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 13.07.2015 N 261-ФЗ.

Сведения о местных религиозных организациях могут представляться в порядке, установленном настоящим пунктом, соответствующей централизованной религиозной организацией.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

10. В отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 и статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.

(п. 10 введен Федеральным законом от 06.04.2015 N 80-ФЗ)

Ст. 123.26 ГК РФ. Основные положения о религиозных организациях

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

2. Гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется настоящим Кодексом и законом о свободе совести и о религиозных объединениях. Положения настоящего Кодекса применяются к религиозным организациям, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

3. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

См. все связанные документы >>>

1. Изменения, внесенные 5 мая 2014 г. в положения о юридических лицах, существенно изменили статус религиозных организаций. Изначально религиозные организации рассматривались как разновидность общественных организаций. В ФЗ «О некоммерческих организациях» дается единое определение общественных и религиозных организаций (п. 1 ст. 6). Однако религиозная организация, хоть и признается добровольным объединением граждан, относится к унитарным организациям, в отличие от общественных организаций, которые являются корпорациями.

Из определения можно выделить следующие специфические признаки религиозной организации:

— учредители: физические лица — граждане РФ, а также иные лица, постоянно проживающие на территории РФ, местные религиозные организации;

— цель: совместное осуществление вероисповедания, распространение веры;

— регистрация в качестве юридического лица.

В определении религиозной организации, содержащемся в п. 1 комментируемой статьи, выделено два вида религиозных организаций: местные и централизованные. Первые объединяют собственно физических лиц в целях совместного исповедания и распространения веры, вторые — включают в себя местные религиозные организации. Ранее виды в гражданском законодательстве не указывались, а зафиксированы были лишь в п. 2 ст. 8 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Кроме того, к религиозным отнесены организации, созданные централизованными религиозными организациями, и созданные ими руководящие или координирующие органы. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель осуществления вероисповедания и распространения веры, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация (п. 6 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Из п. 1 комментируемой статьи следует, что участниками местной религиозной организации могут быть наряду с гражданами РФ и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие в РФ. Под иными лицами понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, в установленном порядке получившие разрешения на постоянное проживание и виды на жительство в России. В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» учредителями религиозной организации могут быть только граждане РФ.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи, Гражданским кодексом определяется гражданско-правовое положение религиозных организаций, т.е. то, что касается создания, прекращения и деятельности религиозной организации как юридического лица. Вопросы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности, гражданским законодательством не регулируются. Кроме того, правовое положение религиозных организаций определяется ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», причем данный Закон имеет приоритет перед положениями Кодекса о религиозных организациях.

Согласно комментируемой статье и п. 1 ст. 15 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ. Формирование органов управления религиозных организаций, определение их функций выведены из сферы действия ГК РФ. Государство и его органы не вправе вмешиваться во внутренние дела религиозного объединения и отношения участников религиозного объединения, возникшие в связи с формированием органов управления религиозного объединения. Эти отношения регулируются в соответствии с ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» уставом и внутренними установлениями религиозной организации. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций.

3. Пункт 3 статьи исключает реорганизацию религиозной организации в форме преобразования. Это объясняется невозможностью осуществления религиозной деятельности с использованием каких-либо иных форм некоммерческих организаций, а изменение сферы деятельности в данном случае также затруднительно, учитывая особенности имущества, принадлежащего религиозной организации.

Статья 123.26 ГК РФ. Основные положения о религиозных организациях

Оглавление

Ч.1 статьи 123.26 ГК РФ

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Ч.2 статьи 123.26 ГК РФ

2. Гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется настоящим Кодексом и законом о свободе совести и о религиозных объединениях. Положения настоящего Кодекса применяются к религиозным организациям, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Ч.3 статьи 123.26 ГК РФ

3. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Комментарии к статье

Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (Гришаев С.П., Богачева Т.В., Свит Ю.П.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)

Сделки, представительство, исковая давность: Постатейный комментарий к статьям 153 — 208 Гражданского кодекса Российской Федерации (отв. ред. А.Г. Карапетов) («М-Логос», 2018)

Общие положения об обязательствах: Учебное пособие (Хохлов В.А.) («Статут», 2015)

Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к разделу III «Общая часть обязательного права (под ред. Л.В. Санниковой) («Статут», 2016)

Путеводитель. Что нужно знать об обязательствах (КонсультантПлюс, 2020)

Путеводитель. Договоры и сделки (КонсультантПлюс, 2020)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Статья 123.26 ГК РФ с комментариями — Основные положения о религиозных организациях

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

2. Настоящий Кодекс определяет гражданско-правовое положение религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций определяется также законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

3. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Комментарий к статье 123.26 Гражданского Кодекса РФ

Религиозные объединения создаются и действуют в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», нормы которого также выступают в качестве специальных.

Согласно статье 6 названного Федерального закона религиозным объединением признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозная группа — это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией является добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные.

Местная религиозная организация состоит не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории РФ на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

Статья 117 ГК РФ Общественные и религиозные организации (объединения)

Yurguru.ru / Гражданский кодекс РФ / Глава 4. Юридические лица / Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения)

Гражданский кодекс РФ. Глава 4. Юридические лица

1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

3. Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.

Статья 117 ГК РФ Общественные и религиозные организации (объединения) — полный текст документа с комментариями юристов и возможностью обмениваться мнениями с профессионалами в сфере права, задавайте вопросы или высказывайте свое мнение относительно статей нормативно-правовых актов, изучайте комментарии коллег.


Другие статьи Главы 4. Юридические лица:

§ 1. Основные положения

§ 2. Хозяйственные товарищества и общества

1. Общие положения

2. Полное товарищество

3. Товарищество на вере

4. Общество с ограниченной ответственностью

5. Общество с дополнительной ответственностью

6. Акционерное общество

7. Дочерние и зависимые общества

§ 3. Производственные кооперативы

§ 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

§ 5. Некоммерческие организации

КЧ-3-9/[email protected] | ФНС России | 77 город Москва

Дата решения: 07.04.2020

Номер решения: КЧ-3-9/[email protected]

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса:

Вид налога: Нет

Тема налогового спора: Порядок выхода из состава учредителей некоммерческих организаций 

Позиция налогового органа, решение которого обжалуются:

До 2016 года учредители некоммерческих организаций не имели возможности выходить из состава учредителей таких организаций. В соответствии с Федеральным законом от 31.01.2016 № 7-ФЗ такое право получили учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Однако данное правило не распространяется на религиозные организации. Их учредители сохраняют свой статус в качестве учредителей таких организаций. 

Позиция налогоплательщика:

Положения статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 2.2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривают возможность изменения состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций путем добровольного выхода лица из состава учредителей таких организаций и внесения в реестр соответствующих изменений.

Учитывая положения статьи 6 ГК РФ (применение гражданского законодательства по аналогии), возможно принятие регистрирующим органом решения об исключении из реестра учредителя религиозной организации.

Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:

Пунктом 3 статьи 50 ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме, в том числе религиозной организации.

В силу пункта 1 статьи 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся, в том числе религиозные организации.

Согласно пункту 3 статьи 15 Закона № 7-ФЗ если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Законом № 129-ФЗ сведения о своем выходе в регистрирующий орган.

Пунктом 2.2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, положения пункта 2.2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ не подлежат применению в отношении религиозной организации.

Согласно материалам жалобы Заявителя 11.02.2020 в Управление представлены документы для государственной регистрации изменения сведений о религиозной организации, содержащихся в реестре, в связи с прекращением участия учредителя в Религиозной организации.

По результатам рассмотрения представленных документов Управлением принято Решение, в котором указано, в том числе, что внесение в ЕГРЮЛ изменений в сведения об учредителях и (или) участниках Религиозных организаций Законом № 129-ФЗ не предусмотрено.

Учитывая положения вышеизложенных нормативных актов, ФНС России считает Решение не подлежащим отмене, поскольку указанные положения определяют конкретный перечень некоммерческих организаций, в отношении которых допускается внесение в реестр изменений состава учредителей (участников).

Довод Заявителя о применении в отношении Религиозной организации аналогии закона в соответствии со статьей 6 ГК РФ является необоснованным, поскольку отсутствие права у учредителей (участников) религиозных организаций на выход из данных организаций не свидетельствует о неурегулировании законодательством указанных отношений.

При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба, руководствуясь подпунктом «б» пункта 3 статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», оставляет жалобу без удовлетворения.

Статья 123.26 ГК РФ и комментарии к ней

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

2. Гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется настоящим Кодексом и законом о свободе совести и о религиозных объединениях. Положения настоящего Кодекса применяются к религиозным организациям, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

3. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Комментарий к статье 123.26 ГК РФ

1. Комментируемая статья в развитие содержащегося в п. 3 ст. 50 ГК РФ перечня видов некоммерческих организаций, в который включены и религиозные организации, определяет основные особенности для данной организационно-правовой формы юридических лиц. Согласно настоящей статье религиозные организации отнесены к некоммерческим унитарным организациям.

В соответствии с комментируемой статьей религиозной организацией является добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица. При этом по существу религиозной организацией обозначаются три организационно и структурно взаимосвязанных, а также сгруппированных по установленным критериям объединения, позиционируемых как местная религиозная организация, централизованная религиозная организация, руководящий (координирующий) орган религиозной организации. При этом каждая составляющая представленной структуры может быть зарегистрирована в качестве юридического лица. Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» <1> (далее — Закон о свободе совести) к религиозным организациям также отнесены учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией, имеющие соответствующие признаки, присущие только религиозным объединениям, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация (п. 1 ст. 6 Закона).

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

2. До 1 сентября 2014 г. в законодательстве религиозные организации имели общее определение с общественными организациями и зачастую рассматривались как разновидность последних. На это, в частности, обращалось внимание в п. 7.1.3 Концепции развития гражданского законодательства РФ: «Различные общественные организации и объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации и объединения выступают в гражданских правоотношениях в качестве юридических лиц исключительно с целью материального обеспечения своей основной деятельности, не являющейся предметом гражданско-правового регулирования, в связи с чем приобретают строго целевую правоспособность. В качестве юридических лиц, осуществляющих определенную хозяйственную деятельность, они выступают в единой по сути организационно-правовой форме (общественных организаций), для которой не имеет существенного значения их основная деятельность, выходящая за рамки гражданского права и не затрагиваемая их гражданско-правовым статусом юридического лица» <1>. Необходимость рассмотрения религиозных организаций как разновидности общественных объединений отмечалась и в литературе <2>.

———————————
<1> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. Ст. А.Л. Маковского. С. 68.

КП: примечание.

Учебник «Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права» (том 1) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

<2> См.: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. С. 272, 273.

Нельзя не отметить обладание религиозной организацией дополнительными существенными признаками, отличающими ее от общественных объединений, которые позволяют рассматривать такие организации как самостоятельную форму юридического лица. Как обоснованно отмечал И.В. Елисеев, «если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы» <1>.

———————————
<1> Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 5-е изд. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000. Т. 1. С. 173, 174.

Религиозные организации имеют отличия от общественных по множеству аспектов. Это и собственная, отличная от общественных объединений, организационная структура, особенности обособления имущества и ответственности перед кредиторами. К примеру, согласно п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Одновременно следует обратить внимание на то, что перечень такого имущества устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. Установлены и другие отличительные особенности, присущие только религиозным организациям, например, по пользованию имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений.

Следует также отметить, что в Законе о некоммерческих организациях особо подчеркивается статус религиозных организаций. Так, бланкетные нормы, предусматривающие определение федеральным законом особенностей правового положения для общественных и религиозных организаций, существенно отличаются редакцией. Применительно к религиозным организациям установлено, что особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются Федеральным законом о религиозных объединениях (п. 4 ст. 6 Закона о некоммерческих организациях). Одновременно Законом о некоммерческих организациях исключается применение к религиозным организациям общих положений данного Закона о создании, государственной регистрации, реорганизации, преобразовании, ликвидации некоммерческих организаций, а также касающихся многих других вопросов деятельности некоммерческих организаций (требований к учредителям, учредительным документам и внесения в них изменений, органов управления и др.). Такое уточнение, примененное законодателем, можно объяснить попыткой подчеркнуть специфический режим, присущий только религиозной организации как самостоятельной организационно-правовой форме юридического лица. В литературе также имеется полярная вышеназванной точка зрения, согласно которой религиозная организация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица <1>. В результате в ГК РФ общественные и религиозные организации получили самостоятельные определения, а также разграничение по организационно-правовой форме: первые отнесены к корпоративным некоммерческим организациям, вторые — к унитарным некоммерческим организациям.

———————————
<1> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 5-е изд. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000. Т. 1. С. 179.

Применительно к религиозным организациям не удалось избежать шероховатостей используемых формулировок: «религиозная организация» и «религиозное объединение». Следует отметить, что с учетом положений Закона о свободе совести понятие «религиозные объединения» используется для обозначения не только религиозных организаций как юридических лиц, но и действующих без государственной регистрации религиозных групп. В частности, религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций: в качестве первой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (п. 2 ст. 6 и п. 1 ст. 7 названного Закона). Вместе с тем понятия «религиозная организация» и «религиозное объединение» по своему содержанию полностью идентичны.

3. Гражданский кодекс РФ определяет гражданско-правовое положение религиозных организаций, общие требования к уставу и его содержанию, компетенцию органов управления религиозной организации, а также правовой режим ее имущества. Иные вопросы, затрагивающие правовое положение религиозных организаций и особенности их деятельности, определяются Законом о свободе совести и внутренними установлениями (внутренними документами) религиозной организации.

Учитывая специфику деятельности религиозных организаций, и прежде всего исключительное значение реализуемой религиозной организацией среди неограниченного круга лиц своей основной цели по исповеданию и свободному распространению веры, для религиозных организаций установлен императивный запрет на преобразование в юридическое лицо любой другой организационно-правовой формы.

Россия: Путин подписал приказ о внесении изменений в закон о свободе совести

23.06.2017

Секуляристы / атеисты (правонарушители)

Христиане (правонарушители)

Российским религиозным организациям запрещено превращаться в различные юридические лица

Российским религиозным организациям запрещено превращаться на разные юридические лица

Взято с любезного разрешения из информационного бюллетеня «Нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений», редактируемого Вилли Фаутре от имени Human Rights Without Frontiers Int’l — www.hrwf.net

РИА Новости (06.04.2015) — Президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий преобразование религиозных организаций в юридические лица другой организационно-правовой формы.

Как уточнили на сайте Кремля, документ вносит изменения в Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» и отдельные законодательные акты РФ. «Реорганизация религиозной организации осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы », — говорится в тексте закона.

Кроме того, в документе разъясняется значение понятия« религиозная организация »и характер имущественных отношений между религиозные организации и их учредители, в частности, говорится, что религиозная организация может быть создана гражданами РФ или другими лицами, постоянно и легально проживающими на территории России.

В информации для правового государственного управления сказано, что федеральный закон разъясняет «порядок законодательного регулирования гражданским законодательством и законодательством о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях отношений с участием религиозных организаций. порядок создания, правовой статус и деятельность религиозных организаций ».

Также установлено, что религиозные организации Крыма и Севастополя, которые весной прошлого года вошли в состав Российской Федерации, в срок до 1 января 2016 года «могут подавать свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации. и ходатайствовать о внесении сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц.»(тр. ПДС, опубликовано 6 апреля 2015 г.)


ДОКУМЕНТ: О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН« О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ »И ДРУГИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой № 270011

Март 2015
Утверждено Советом Федерации 1 апреля 2015 г.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» следующие изменения:

1.В статью 1 добавить слова «с учетом особенностей их правового гражданского состояния:

2. В статье 8

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

1. Религиозная организация определяется как добровольное объединение граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованных для целей совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированных в установленном законом порядке как юридическое лицо [судебное лицо]

Вопросы Участие учредителей и других юридических и физических лиц в деятельности религиозных организаций определяется уставом и / или внутренними постановлениями религиозных организаций.Учредитель (учредители) религиозной организации вправе выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними решениями религиозной организации »

б) дополнить к пункту 8.1 следующее содержание:

«8.1. Порядок формирования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия этими органами решений, а также взаимоотношения религиозной организации с лицами, входящими в ее состав, определяются уставом и внутренними постановлениями религиозной организации. .»;

в) добавить в пункт 10 следующего содержания:

» 10. Положения пункта 5 статьи 50 и статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на религиозные организации. »;

г) в статью 9, пункт 5 дополнить следующего содержания:

« 5. Решение о создании религиозной организации включает сведения о создании религиозной организации, утверждении ее устава и избрании (назначении) органов религиозной организации.»;

4) в статью 13.1 дополнить следующего содержания:

« Статья 13.1. Реорганизация религиозной организации осуществляется на основаниях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством. Религиозная организация не может быть реорганизована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы ».

Статья 2

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации следующие изменения:

1) в исключить из пункта 4 статьи 49 слова «в соответствии с»

2) пункта 2 статьи 123.26 изложить в следующей редакции:

«2. Правовой гражданский статус религиозных организаций определяется настоящим Кодексом и законом о свободе совести и религиозных объединениях. Положения настоящего Кодекса применяются к религиозным организациям, если иное не предусмотрено. предусмотрены законом о свободе совести и религиозных объединениях и другими законами

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними постановлениями, не нарушая закона.

Порядок формирования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия этими органами решений, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в ее состав, определяются в соответствии с законом о свободе. совести и религиозных объединений, а также уставом и внутренними решениями религиозной организации ».

Статья 3

Пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г.« Об активации части первой Гражданский кодекс Российской Федерации »абзац следующего содержания:

« Юридические лица, являющиеся религиозными организациями, указанные в абзаце первом настоящего пункта, могут представить свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации и подать заявление о включении сведений о их в Едином государственном реестре юридических лиц в период до 1 января 2016 года.«

Статья 4

Пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 г.« О некоммерческих организациях »изложить в следующей редакции:

« 2. Учредители, участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не обладают правами собственности на переданное ими этим организациям имущество, в том числе членские взносы.

Учредители и участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не связаны требованиями таких организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не несут ответственности по обязательствам своих учредителей и участников (членов).»

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.В. Путин

Москва, Кремль
6 апреля 2015 г.

(тр. PDS, опубликовано 7 апреля 2015 г.)

Новый антимиссионерский закон в России в контексте — Институт религиозной свободы

По состоянию на 20 июля этого года рядовые граждане России и иностранцы, проживающие в России, сталкиваются с огромными штрафами за то, что разделяют свои убеждения, даже если они делают это в своих собственных домах.Это представляет собой новый уровень подавления свободы слова и гражданского общества в постсоветской России. По данным исследовательского центра Pew Research Center, правительственные ограничения на религию в России в последние годы усиливаются, в результате чего Россия попадает в верхнюю группу нарушителей свободы вероисповедания. Теперь, вводя ограничения на то, что религиозные люди могут говорить, даже в пределах своего собственного дома, Россия пополняет ряды таких стран, как Вьетнам, который аналогичным образом запрещает распространение религиозных убеждений за пределами религиозных учреждений.Как заметил Михаил Одинцов, до недавнего времени отвечавший за защиту религиозных прав в офисе Федерального уполномоченного по правам человека в России, «в религиозной политике мы приближаемся к нормам Советского Союза».

Июльский закон (известный как «закон Яровой» по имени одного из его авторов, Ирины Яровой) был оформлен как серия поправок к закону о борьбе с экстремизмом. Положения о религии были внесены за пять дней до второго чтения и приняты без участия общественности, несмотря на широко распространенные протесты общественности.Несмотря на то, что он назван законом о борьбе с экстремизмом, его лучше всего понимать как часть продолжающегося подавления гражданского общества в России. В последние годы мы стали свидетелями все более ограничительных поправок к российским законам о некоммерческих организациях и религиях, а также предлогам и незаконным попыткам закрыть религиозные организации меньшинств, НПО и журналистов, критикующих правительство. Например, в соответствии с действующими законами об экстремизме Свидетели Иеговы уже подвергали своих членов судебному преследованию, запрещали религиозные материалы и удерживали их на границе, а также угрожали ликвидацией.В то время как насилие со стороны религиозных экстремистов и других является реальной проблемой в России, как и везде, «экстремизм» был удобным ярлыком для обозначения непопулярных групп, не представляющих угрозы насилия для государства, таких как русские православные старообрядцы и последователи турецких теолог Саид Нурси.

Усиливающиеся репрессии против гражданского общества в сочетании с широко распространенными страхами перед хищническими иностранными религиями создают токсичную смесь. После распада Советского Союза некоторые в России выражали озабоченность по поводу восприятия хорошо финансируемых иностранцев, приезжающих, чтобы строить свои общины за счет русского православия, ослабленного советской системой.После 70 лет религиозных преследований и принятия религий государством это, возможно, и понятно. Однако защита русского православия стала восприниматься как отвечающая национальным стратегическим интересам. В 2000 г. в заявлении Российской Федерации о политике национальной безопасности говорилось, что «[обеспечение] национальной безопасности Российской Федерации также включает защиту ее. . . духовно-нравственное наследие »и« включает противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Закон Яровой расширяет понятие экстремизма и объединяет его с защитой от прозелитизма в рамках «национальной безопасности». Он обширен — запрещает большинство форм миссионерской деятельности, включая распространение веры в частных домах. Миссионерская деятельность, определяемая как «деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своей доктрине [включая обмен информацией в Интернете] среди лиц, не являющихся участниками», может осуществляться только сейчас лицами, имеющими разрешение от своей религиозной ассоциации и доказательство их регистрация организации.Уполномоченные представители могут заниматься миссионерской деятельностью только на церковной собственности, а религиозная деятельность должна осуществляться в регионе, в котором зарегистрирована религиозная организация или группа. Особо запрещается обращение в веру в жилых районах, равно как и попытки обойти закон путем преобразования жилых помещений в нежилые для религиозного использования. Лица, нарушающие закон, подлежат штрафу от 5 000 до 50 000 рублей (до шести недель средней заработной платы или 780 долларов США).Организации несут ответственность за нарушения своих членов и могут быть оштрафованы на сумму от 100 000 до 1 000 000 рублей и ликвидированы. Иностранные миссионеры также ограничены: они могут быть приглашены в страну только религиозной организацией, с которой у них должен быть договор, а представительства иностранных религиозных организаций (иностранных религий, не прошедших местную или национальную регистрацию) не могут заниматься миссионерской деятельностью. деятельность.

Части закона сформулированы нечетко, и неясно, как он будет интерпретироваться.Закон включает широкие запреты на любую миссионерскую деятельность, направленную на «нарушение общественной безопасности и общественного порядка; экстремистская деятельность, принуждение к разрушению семьи »,« нанесение вреда нравственности »и« побуждение людей к отказу от выполнения установленных законом гражданских обязанностей ». Такие широкие категории не позволяют отдельным лицам определить, соблюдают ли они. Например, «отказ выполнять гражданские обязанности» был уловкой, использовавшейся в советское время для заключения в тюрьму религиозных диссидентов.

Неясностей много.Является ли это незаконной миссионерской деятельностью, если «миссионер» не принадлежит зарегистрированной религиозной организации? Какие виды деятельности являются «церковными службами» или «религиозными таинствами и церемониями» (которые разрешены в домашних условиях) и когда эти действия становятся незаконной «миссионерской работой»? Несколько человек в разных регионах уже были привлечены к ответственности по закону, и прецеденты предполагают, что закон будет толковаться широко. Гражданин Ганы был осужден 1 августа за крещение в арендованном бассейне санатория, хотя он утверждал, что мы не пытались привлечь новых членов.14 августа независимый баптистский проповедник из США был оштрафован за проведение богослужения в своем доме, поскольку он якобы разместил его на досках объявлений в близлежащих многоквартирных домах.

Конституционные вызовы новому закону находятся в разработке, и все еще можно надеяться, что закон будет отменен. Закон явно нарушает конституционные гарантии свободы слова и религии в России, а также международные обязательства России в отношении свободы вероисповедания и свободы слова. Российское законодательство и международные нормы предоставляют свободу действий для законов, которые защищают государство от реальных угроз насилия, но, запрещая простое разделение убеждений, закон Яровой явно входит в суть защищаемой религиозной речи и наносит вред законопослушным гражданам.Михаил Федотов, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, лично заявил Путину, что закон «создаст необоснованные и чрезмерные ограничения свободы совести верующих всех религий и посягнет на основные конституционные нормы. принцип невмешательства государства во внутренние дела религиозных объединений ».

Парламентарии должны отклонить новые законопроекты, угрожающие праву на свободу ассоциации и выражения мнений

Три законопроекта, принятые сегодня в первом чтении Государственной Думой, нижней палатой российского парламента, резко ограничивают права и свободы в стране, навязывая новые намордники о лицах, которые критикуют правительство и запрещают им участвовать в общественной жизни, заявила сегодня Amnesty International.

Эти законопроекты предназначены для россиян, которые поддержали гражданское общество и религиозные организации, которые позже были объявлены «экстремистскими» или «террористическими», и расширяют сферу действия закона о «нежелательных» организациях.

«Режим Владимира Путина нацелен на полное изгнание критиков из гражданского пространства. Основная цель этой последней, особенно наглой атаки — движение Алексея Навального. Несправедливо заключив в тюрьму своего архидентиста, Кремль теперь преследует всех, у кого хватило смелости поддержать его », — сказала Наталья Звягина, директор московского офиса Amnesty International.

Режим Владимира Путина нацелен на полное изгнание критиков из гражданского пространства. Основная цель этой последней, особенно наглой атаки — движение Алексея Навального

. Наталья Звягина, директор московского офиса Amnesty International

Согласно первому законопроекту, власти стремятся наказать за осуществление права на объединение, не допуская к общественной жизни тех, кто разделяет критический взгляд на правительство и совместно работает над осуществлением перемен.Согласно закону, тем, кто основал, руководил, работал или иным образом участвовал в деятельности организации, которая позже была обозначена как «экстремистская» или «террористическая» и впоследствии была запрещена, будет запрещено баллотироваться в нижнюю палату парламента страны. Парламент на срок от трех до пяти лет после вступления в силу запрета организации. Более того, законопроект предусматривает его обратную силу.

Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального, который уже был объявлен «иностранным агентом», в настоящее время борется с попытками властей объявить его «экстремистской организацией».По словам Леонида Волкова, который руководил региональной сетью Навального до ее роспуска в апреле, до 200 000 человек, участвовавших в краудфандинге, могут нарушить новый закон. Хотя союзники и сторонники Навального, безусловно, являются главной мишенью, законопроект также затронет многие другие гражданские и религиозные группы, которые были или могут стать мишенью в соответствии с расплывчатым российским законодательством о «борьбе с экстремизмом» и «терроризмом».

«Это не что иное, как отчаянный шаг, направленный на то, чтобы уничтожить любой клочок видимого несогласия.Власти готовы наказать значительную часть населения за осуществление своего права на свободу выражения мнений и ассоциаций, еще более ограничив их возможности для эффективного участия в общественной жизни », — сказала Наталья Звягина.

Власти готовы наказать значительную часть населения за осуществление своего права на свободу выражения мнений и ассоциаций, еще более ограничив их возможности для эффективного участия в общественной жизни

Наталья Звягина, директор московского офиса Amnesty International

Два других законопроекта расширяют сферу действия закона о «нежелательных» организациях, вводя запрет на участие в их деятельности за рубежом, присваивая статус «нежелательных» организациям, которые считаются посредниками в финансовых операциях с теми, которые уже запрещены. , и ужесточение уголовных санкций.Они предлагают, чтобы уголовная ответственность наступала только после одного административного преследования, а не после двух, как сейчас, а в некоторых случаях сразу.

«Этот закон, похоже, был разработан против другой оппозиционной группы,« Открытая Россия ». Это еще одна сетевая структура, которая сумела встать на ноги в политическом вакууме, созданном режимом Владимира Путина. Его активисты и сторонники уже дорого заплатили, и теперь ставки будут еще выше », — сказала Наталья Звягина.

«Мы призываем российских парламентариев не принимать эти законопроекты. Они представляют серьезную угрозу правам человека и должны вызывать самую серьезную озабоченность в российском обществе и международном сообществе ».

Фон

Amnesty International — глобальное движение за права человека, независимое от какого-либо правительства, политической идеологии или экономических интересов. Высказывание озабоченности по поводу нарушений прав человека в отношении отдельных кандидатов, членов или сторонников политической партии или защитников определенной политической позиции не означает, что Amnesty International поддерживает эту партию или платформу кандидата.

Чего следует ожидать верующим? / Декабрь / 2020 / Отчеты и аналитика / Религия в светском обществе / SOVA

Статья Ольги Сибиревой опубликована в журнале Talk About: Law and Religion. Блог Международного центра изучения права и религии.

Ольга Сибирева — руководитель проекта «Религия в светском обществе» Московского информационно-аналитического центра «СОВА»

В России религиозная дискриминация часто направлена ​​против новых религиозных движений и протестантских организаций, и это тенденция только усилилась с годами.Все более жесткая политика государства в отношении религиозных меньшинств проявляется, прежде всего, на законодательном уровне.

Российский закон «О свободе совести и религиозных объединениях» устанавливает основные правила религиозной жизни. Он был принят в 1997 году, и с тех пор почти ежегодно в него вносились поправки; многие из этих поправок ухудшили положение свободы религии и убеждений в России.

В конце 2018 года Министерство юстиции объявило о новых поправках, направленных на введение новых ограничений свободы религии или убеждений.Законопроект был официально внесен в Государственную Думу (российский парламент) в июле 2020 года. Авторы этих новых поправок утверждают, что законопроект усилит борьбу России с религиозным экстремизмом. Но что это за новые положения; что они будут делать; и почему их критикуют как миряне, так и эксперты?

Новые поправки запрещают религиозным группам иметь связи с лицами, подозреваемыми в финансировании терроризма, а также с иностранными гражданами и лицами без гражданства, пребывание которых в России признано нежелательным или деятельность которых признана российскими судами экстремистской.Этим лицам запрещено быть лидерами или членами религиозных организаций в России. Тот же запрет ограничивает физических лиц, банковские счета которых были заморожены Межведомственной комиссией России по противодействию финансированию терроризма. Эта Комиссия может заблокировать средства организаций и лиц, о которых имеется информация о причастности к террористической деятельности, даже при отсутствии юридических оснований для включения их в Список террористов и экстремистов, находящийся в ведении Федеральной службы финансового мониторинга ( Росфинмониторинг ). ).

Ранее эти нормы были приняты для некоммерческих организаций, но новые поправки распространяют эти нормы на религиозные организации. Хотя борьба с терроризмом сама по себе является законным и неотложным интересом правительства, направленным на защиту прав человека и общественной безопасности, присущая этим положениям расплывчатость может привести к произвольному вмешательству в деятельность религиозных меньшинств и непопулярных религиозных групп, замаскированным под усилия по борьбе с терроризмом.

Поправки также усложняют отчетность религиозных групп: в настоящее время религиозная группа обязана уведомлять Министерство юстиции о своей деятельности каждые три года.Если поправки будут приняты, религиозные группы будут вынуждены делать это ежегодно.

Также поправки предполагают, что священнослужители и сотрудники религиозных организаций, получившие духовное образование за рубежом, должны пройти обязательную переаттестацию и перевоспитание в России. Наконец, поправки изменят термин «член» религиозной группы на «участник».

Русская Православная Церковь — единственная религиозная организация, поддержавшая новый законопроект.Представители других религиозных организаций рассматривают законопроект как угрозу свободе вероисповедания и ее нормам как попытку государства усилить свою способность вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных организаций. Кроме того, по мнению многих лидеров религиозных меньшинств, новые поправки не помогут в борьбе с экстремизмом, потому что настоящие экстремисты и террористы обычно не ищут формального членства в официальных религиозных организациях.

Обязательная переаттестация лиц, получивших образование за рубежом, и замена термина «член религиозной группы» на «участник» вызвали самую широкую дискуссию.Религиозные организации и правозащитники видят опасность в замене термина «член религиозной группы» на «участник», потому что верующие, по крайней мере христиане, считают понятие «член церкви» очень важным. Они будут продолжать использовать эту фразу, даже если требуемое слово «участник» написано в официальных документах их организации или группы, но одно это несоответствие может создать дополнительные препятствия для осуществления свободы вероисповедания, включая отказ в регистрации религиозным организациям, которые этого не делают. соблюдать такие изменения.

Как отметил председатель Российского союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Сергей Ряховский:

Печальный опыт правоохранительной практики… говорит о том, что сотрудники правоохранительных органов не будут разбираться в деталях. Для них все, кто пойдет на службу или даже на дружеское чаепитие, на котором обсуждают Библию, являются участниками религиозных мероприятий. Если среди них есть лицо, признанное членом запрещенной экстремистской организации, даже если он уже отбыл наказание, то церковь (религиозная группа) будет признана нарушающей закон.

Требование переаттестации просто избыточно. Очевидно, что если религиозные организации еще не ввели такую ​​процедуру, это означает, что они признают квалификацию духовенства, получившего образование за пределами России. Так что у государства нет оснований сомневаться в этой квалификации. Для некоторых религиозных организаций не имеет значения, где именно человек получил духовное образование. Например, президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер подчеркнул, что «в иудаизме учебное заведение, которое вы закончили, не так важно, как имя раввина, благословившего вас стать раввином.

В этой ситуации требование государства о переаттестации и перевоспитании духовенства является вмешательством во внутренние дела религиозных организаций. Расплывчатость этих положений, в том числе отсутствие правил, регулирующих учреждение, которое будет проводить повторную сертификацию, и процедуру повторной сертификации, может привести к злоупотреблению этими положениями правоохранительными органами.

Обязательная переаттестация также означает, что каждый иностранный религиозный лидер или священник должен будет получить подтверждение своего образования от российских властей, и государство получит широкие полномочия не одобрять это образование и, таким образом, предотвратить служение нежелательных священников. в России.Это может привести к ситуации, когда в какой-то момент некоторые религиозные организации могут вообще не иметь священников, потому что основные духовные школы их религий находятся за пределами России. Буддийские организации даже направили в Государственную Думу письмо с разъяснением, что российские буддийские священнослужители

не имеют возможности получить дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации из-за отсутствия соответствующих их вероисповеданию религиозных образовательных организаций, зарегистрированных в России в соответствии с Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» .

Российские законодатели утверждают, что обязательная переаттестация защитит российских верующих от проповедников-экстремистов. Но, как отмечает епископ Сергей Ряховский, «подпольным проповедникам не нужны разрешения, свидетельства и т. Д.» Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, добавил, что сторонники радикальных движений «являются убежденными противниками самого принципа централизации религиозной деятельности … поэтому сами избегают службы в установленных и крупных религиозных структурах.Викарий Римско-католической архиепархии Богородицы в Москве Кирилл Горбунов выразил единую позицию многих групп религиозных меньшинств: «Государство не должно вмешиваться во внутренние дела воспитания духовенства. Пока они не нарушают закон, это следует оставить на усмотрение самих религий ».

Даже глава юридического отдела Русской православной церкви игуменья Ксения Чернега, поддерживающая все остальные поправки, считает, что пункт об обязательной переаттестации следует изменить.По ее мнению, повторной аттестации «должны подвергаться только те священнослужители и лица из числа религиозного персонала, прошедшего обучение за рубежом, которые начнут заниматься религиозной и педагогической деятельностью в стране после вступления в силу нового закона».

В декабре 2020 года Государственная Дума приняла законопроект в первом чтении; предложения религиозных организаций, похоже, не повлияли на эту версию и не были приняты во внимание. Председатель комитета по развитию гражданского общества, общественных и религиозных организаций Сергей Гаврилов обещает, что поправка о переаттестации духовенства будет изменена для второго чтения.Остальные поправки, очевидно, будут одобрены в их нынешнем виде, и вскоре вступят в силу новые ограничения.


Церковно-государственные отношения и реституция собственности в современной России

18 августа 2016 г.

Михаил Строкан, стажер, CSIS Россия и программа Евразии

За последние несколько лет в России произошли существенные изменения в церковно-государственных отношениях. Государство стало значительно более восприимчивым к интересам Русской Православной Церкви (РПЦ) и стало более готовым и способным удовлетворить эти интересы.Церковь получает все более существенную и всестороннюю поддержку на всех уровнях власти, от прямого финансирования программ церковного строительства на региональном уровне до позитивного отношения к ней со стороны федеральных и местных политиков, средств массовой информации и самого президента Владимира Путина. Даже такое важное для россиян мероприятие, как Парад Победы, за последние два года включало в себя религиозную символику. Эти индикаторы более тесных отношений между церковью и государством демонстрируют растущее внимание к роли религии в современном российском обществе, как это представляется нынешним российским руководством.

Однако то, что действительно отличает этот период от предыдущих десятилетий, — это Закон о передаче религиозной собственности религиозным организациям, принятый Федеральным Собранием России в 2010 году. Закон позволяет религиозным организациям предъявлять претензии практически к любой государственной (федеральной , региональное или муниципальное) имущество в стране, которое имеет или когда-либо имело какое-либо религиозное значение. Если религиозная организация заинтересована в получении определенного объекта государственной собственности, она должна направить запрос в государственный орган, владеющий этим имуществом, с объяснением и доказательством его религиозного значения.Затем этот государственный орган обсуждает возможность и потенциальные проблемы с передачей. При соблюдении всех условий религиозной организации предоставляется частная собственность или бесплатное пользование имуществом.

Несмотря на растущую поддержку церкви государством, мы не должны забывать, что согласно Конституции: 1) «Российская Федерация является светским государством» и 2) «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед закон.» Это звучит вполне разумно в контексте «правового государства», но что означают определенные ключевые слова в этих положениях для нынешнего руководства России? В 2012 году президент Путин дал свое толкование светского государства: «Если мы говорим об отделении церкви от государства, при нынешнем положении дел мы должны говорить о другом сущностном значении секуляризма, и, на мой взгляд, , между государством и религиозными организациями должна быть установлена ​​совершенно другая парадигма взаимоотношений — парадигма партнерства, взаимопомощи и поддержки.На самом деле это противоположно тому, как обычно понимается светское государство.

Церковь неуклонно восстанавливается как учреждение после распада СССР. Однако после принятия закона 2010 г. он начал масштабную кампанию по «реституции» религиозной собственности по всей стране, конфискованной советским правительством. Хотя слово «реституция» много раз использовалось в связи с этим законом в средствах массовой информации и духовенстве, оно не упоминается в тексте закона.Технически говоря, реституция не применялась бы даже к РПЦ, которая считалась частью государства в Императорской России, которая, в отличие от современной Российской Федерации, ни в каком смысле не была светским государством. В царской России у РПЦ почти не было автономии, а ее собственность принадлежала государству и управлялась Святейшим Синодом, правительственным органом, сменившим Патриарха в 1721 году. Бесплатная передача государственной собственности Церкви была поэтому спорно с самого начала. Более того, в некоторых случаях это становилось еще более проблематичным.По словам Антона Иванова, заместителя председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Почему-то РПЦ пользуется спросом на прибыльные постройки, а не на заброшенные соборы, которые нужно восстанавливать, то есть, быть инвестированным ».

Одно недавнее дело, вызвавшее активную дискуссию, было вызвано письмом митрополита Варсонофия премьер-министру Дмитрию Медведеву о начале процесса реституции трех основных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга.-Петербург: храм Спаса-на-Крови, Исаакиевский собор и бывший женский монастырь Смольного.

Первые два являются частью музея, который входит в тройку самых посещаемых объектов в России. В мэрии Санкт-Петербурга обеспокоены тем, что «единственный доходный музей в России может потерять туристов» после передачи его зданий РПЦ. Представитель церкви Наталья Родоманова, однако, утверждает: «Туристы будут иметь такой же доступ, как и сейчас, за исключением того, что вход будет бесплатным.Собор Святого Петра в Риме принадлежит католической церкви, и … это не мешает туристическому потоку ».

Третье здание, левое крыло Смольного женского монастыря, уже более двух десятилетий используется одним из самых престижных университетов России, Санкт-Петербургским государственным университетом, и является домом для трех гуманитарных факультетов. Большую часть советского времени Смольный монастырь был заброшен; только правые остались в использовании после того, как большевики переместили Петроградский Совет в район Смольного в 1917 году.В этом крыле до сих пор находится часть городской администрации Санкт-Петербурга. В 1990 году Смольный собор стал использоваться как концертный зал. Этот центральный элемент монастыря уже был передан РПЦ в начале этого года. Обеспокоенные профессора, студенты и петербуржцы ответили петербуржцам прошениями к губернатору с просьбой не допустить передачи церкви имущества университета и Государственного музея Исаакиевского собора. На сегодняшний день под петициями собрано около 95 000 подписей.

Одна из причин, по которой люди считают претензии церкви на Смольный монастырь особенно неуместными, заключается в том, что это место фактически потеряло свое практическое религиозное значение еще в 18 веке. В 1764 году он был преобразован в первое женское высшее учебное заведение в России с преимущественно светской программой обучения. Тем не менее, Фонд госимущества (Росимущество) недавно заявил, что не будет оспаривать передачу зданий церкви.

Этот случай является одним из многих, демонстрирующих серьезность, с которой государство играет свою роль в поддержании тесного партнерства с церковью.Однако в чем выгода для государства? Российское руководство использует такие меры, как закон 2010 года, для укрепления неформального союза между современным российским государством и церковью, что, в свою очередь, помогает обеспечить стабильность режима в стране. В обмен на финансирование, собственность и более широкую поддержку со стороны государства, а также на положительное изображение в средствах массовой информации, Патриарх и духовенство продвигают политику и положительный имидж Путина, распространяя их среди миллионов прихожан. Поскольку в России доля взрослых, идентифицирующих себя как православные христиане, с 1990-х годов увеличилась более чем вдвое (в 2010 году, по оценкам Всероссийского центра изучения общественного мнения, 75% россиян были православными), Церковь стала ценным стратегическим ресурсом, который государство поддерживает. -оптимизировано для собственных целей.Такой подход гарантирует, что Церковь останется опорой статус-кво, а не будет позволено свободно парить или, что еще хуже, встать на сторону оппозиции.

Помимо прагматического использования, РПЦ ценна для российского государства еще и по идеологическим причинам. Церковь активно участвует в воссоединении «Русского мира», то есть мирового сообщества русскоязычных (особенно на постсоветском пространстве), группы, которую Путин назвал самой большой разделенной нацией в мире.В этом качестве Китайская Республика является одним из самых мощных инструментов внешней политики России. Важность православного наследия часто упоминается в заявлениях российских официальных лиц, в том числе в знаменитой речи Путина о Крыме, в которой он подчеркнул религиозный символизм и значение Крыма для российского народа. В Крыму крестился «князь Владимир». Его духовный подвиг по принятию Православия предопределил общую основу культуры, цивилизации и общечеловеческих ценностей, объединяющих народы России, Украины и Беларуси.”

Закон 2010 года закрепляет негласное соглашение между церковью и государством: государство удовлетворяет требования церкви, повышая ее институциональное благосостояние, и, в свою очередь, церковь остается верной правительственной программе внутренней и внешней политики. Более тесное партнерство между церковью и государством, о чем свидетельствует текущий и продолжающийся процесс реституции собственности, иллюстрирует растущее значение, которое государство наделяет ролью церкви в обществе.

В Грузии принят новый закон о статусе религиозных организаций

До этой поправки религиозные группы, за исключением Грузинской православной церкви (ГПЦ), могли регистрироваться только как некоммерческое юридическое лицо частного права (например, НПО, союз или фонд).Большинство религиозных групп выразили недовольство и в течение нескольких лет отказывались регистрироваться по существующей методике. Одни эксперты положительно оценивают поправку, другие критикуют и жалуются, что она очень неквалифицированная.

«Законопроект принят в течение 5 рабочих дней в трех слушаниях. Подобный темп исключает возможность участия религиозных сообществ и особенно вовлечение религиозных меньшинств в этот процесс. Кроме того, информация о заседаниях комитетов о первом и третьем слушаниях не публиковалась на веб-сайте парламента, что является вопиющим нарушением устава », — заявил юрист Ассоциации молодых юристов Грузии (GYLA) Татуули Тодуа. Дом прав человека Тбилиси.

GYLA также считает, что поправка содержит некоторые расплывчатые нормы, поэтому ее необходимо улучшить в будущем. «Согласно поправке, Национальное агентство публичного реестра уполномочено регистрировать религиозные объединения в качестве юридического лица публичного права, если они имеют « тесные исторические связи с Грузией или определены как религия по законам в государствах-членах Совета Европы » . Неясно, какие доказательства нужны Национальному агентству публичного реестра для подтверждения тесных исторических связей.С другой стороны, также неясно, что они подразумевают под «религиозными союзами, которые определены как религии в соответствии с законами государств-членов Совета Европы». Эти нормы можно трактовать по-разному », — отметил Татули Тодуа.

Тбилисский Дом прав человека попытался узнать, какие доказательства нужны Государственному реестру, чтобы доказать историческую связь религиозных организаций с Грузией. Государственный реестр объяснил только процедуру регистрации. Следует отметить, что новая поправка не дает никаких дополнительных привилегий религиозным организациям, поскольку «в процессе регистрации религиозные организации должны использовать те же процедуры, которые определены для некоммерческих юридических лиц, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации». Грузия ».[1]

«Понятно, что этот вопрос требует более глубокого и четкого правового регулирования. Эта цель не может быть достигнута в рамках Гражданского кодекса. Желательно, чтобы этот вопрос регулировался законом о религиозных объединениях, но этого, к сожалению, не произошло », — говорится в публичном заявлении главы Республиканской партии Грузии Давида Усупашвили.

«Юридическое лицо публичного права является субъектом государства, и когда кому-то предоставляется этот статус, это означает, что государство подчеркивает его важность.Как правило, за подобными поправками должно последовать принятие нового закона. Например, когда политическим партиям был предоставлен статус юридического лица публичного права, был принят новый органический закон, охватывающий права и обязанности. В этом случае новая поправка гласит, что в процессе регистрации религиозные общины должны использовать те же процедурные правила, что и для НПО. Это законодательная чушь », — заявил глава Союза XXI века Паата Гачечиладзе.

Закон подвергся критике со стороны Грузинской православной церкви (ГПЦ) и прихожан.После принятия закона Патриархат Грузии выступил с официальным заявлением, в котором говорится: «ГПЦ призвала грузинских законодателей приостановить процесс принятия поправки, чтобы мы могли достичь консенсуса среди грузинского общества. К сожалению, этого не произошло. Этот закон противоречит интересам церкви и государства. Я думаю, что закон скоро повлечет за собой негативные последствия, и ответственность за это будет нести государство ».

12 июля 2011 года глава парламента дал определение закону и сказал, что согласно этой поправке религиозным организациям предоставляется только правовой статус.Он также отметил, что это не означает ущемления прав ГОК. «Очень жаль, что мы услышали много домыслов и неправильного толкования закона. Мы надеемся, что в большинстве случаев это произошло из-за того, что они не читали закон », — сказал глава парламента Давид Бакрадзе.

«В настоящее время ГОК имеет особое влияние на грузинское общество. И власти, и оппозиция принимают во внимание позицию ГОК; сопротивление мнению ГОК считается почти преступлением.Ни государство, ни церковь не должны вмешиваться в дела друг друга. Хотя, поскольку некоторые религиозные общины отказались регистрироваться в качестве НПО, я считаю, что эта поправка была оптимальным решением проблемы. Согласно этой поправке, религиозные организации могут регистрироваться как юридические лица публичного права, но не могут пользоваться правами закона о публичных юридических лицах. По своему содержанию они остаются юридическими лицами частного права », — сказал независимый эксперт Бека Миндиашвили.

Католическая церковь была одной из тех религиозных организаций, которые отказались регистрироваться как юридическое лицо частного права, и отсутствие правового статуса создавало для них много проблем.

«Прошло несколько лет с тех пор, как мы существуем в Грузии, но мы отказались регистрироваться на законных основаниях, потому что мы считаем, что церковь не должна основываться человеком. Мы считаем, что церковь учреждена Богом и не может быть юридическим лицом частного права, поэтому мы с вами не можем быть учредителями. Теперь мы рады этой поправке », — сказал Епископ Католической церкви в Грузии Геузеппе Пазоти.

Армянская церковь отказывалась регистрироваться в течение нескольких лет, и теперь они оценили новые поправки.Для них было неприемлемо быть зарегистрированным как юридическое лицо частного права.

«Мы рады этим поправкам, но пока не знаем, как они будут работать на практике. Сейчас мы готовим наши документы и в ближайшее время собираемся подать заявку на регистрацию в Национальный реестр », — сказала главный представитель Армянской церкви Мари Аракелова.

Следует отметить, что на данный момент в Государственном реестре зарегистрированы две религиозные организации как юридическое лицо публичного права: «Мусульманское управление Грузии» и «Собрание езидов в Грузии».Государственный реестр попросил «Ахли-Бате» исправить ошибки и приостановил процесс регистрации.

Также Геузеппе Пазоти обратился в Государственный регистр с заявлением о регистрации «Апостольской администрации кавказских латинских католиков» в качестве юридического лица публичного права. В тот же день в регистрационный орган подали заявку на регистрацию «Ассирийской халдейской католической общины в Грузии» в качестве юридического лица публичного права.

Как заявил в бюро парламента председатель парламента Давид Бакрадзе, новый закон не будет распространяться на имущественные права и обязанности.

Согласно отчетам Народного защитника, реституция собственности религиозных меньшинств, конфискованной у них в советское время, все еще остается проблематичной на протяжении многих лет.

«Довольно странно, что ГПЦ вновь получила собственность, конфискованную в советское время государством, но пять католических храмов по-прежнему принадлежат ГПЦ. Переговоры продолжаются годами, и я тоже участвую в этом процессе. Мы понимаем, что прошло много времени и, возможно, в этих храмах теперь есть православные прихожане, поэтому мы предлагаем ГПЦ сначала признать эти храмы своей собственностью, а затем вернуть их нам, когда они смогут.Но они никогда не соглашались. Они утверждают, что это православные храмы, но структура храмов и стиль строительства показывают, что это католические храмы », — сказал епископ Католической церкви в Грузии Геузеппе Пазоти.

Тбилисский Дом Прав Человека обратился в ГОК с просьбой прокомментировать этот вопрос, но они отказались комментировать эту тему. «ГОК не будет комментировать это обвинение», — заявила адвокат ГОК Кетеван Хизанишвили.

«Государство возвращает все ГПЦ, но не другим религиозным объединениям.Мы снова сталкиваемся с проблемой принципа треугольника, потому что, если государство вернет собственность другим религиозным организациям для восстановления исторической справедливости, это может вызвать протест в грузинском обществе, как это было в отношении нового закона », — сказал Бека Миндиашвили.

Следует отметить, что ГОК финансируется за счет государства. В 2010 году ГК получила из государственного бюджета 13,3 миллиона долларов США (25,3 лари).

«Я считаю, что это дискриминация, когда ГОК финансируется из моей, вашей, зарплаты Свидетелей Иеговы или атеиста.Я считаю, что это очень несправедливое отношение к другим религиозным общинам и нарушает принцип разделения государства и церкви », — сказал Бека Миндиашвили.

«Я не чувствую, что меня дискриминируют в Грузии. Я был заместителем губернатора Самцхе-Джавахети, а также депутатом парламента. Я тоже в настоящее время работаю на государственной службе, и как, по вашему мнению, подвергаются дискриминации еврейский народ ?! »- сказал Фирузи Кочобашвили, глава правления Большой синагоги в Тбилиси.

Согласно переписи 2002 года 93,9% населения Грузии считали себя православными, 9,9% — мусульманами, 3,9% — Армянской апостольской церковью, 0,8% — католиками и 0,1% — евреями. Около 0,6% населения неверующие.

Кроме того, есть около 700 человек «пятидесятников», 5000 человек евангельских баптистов, 1000 человек евангелических лютеран и 600 человек адвентистов седьмого дня.

Shorena Latatia


[1] Номер 133803 письмо Национального агентства публичного реестра

Российская Федерация: новый закон душит независимое гражданское общество — Российская Федерация

Amnesty International сожалеет, что президент Путин подписал противоречивые поправки к законам, регулирующим организации гражданского общества в России.Закон был опубликован официальным правительственная газета Российская газета 17 января 2006 г. и выйдет вступит в силу через три месяца.
«Международная амнистия» не противодействовать усилиям по обеспечению прозрачности и подотчетности гражданского общества организации. Однако этот закон дает чрезмерные полномочия по проверке и усмотрение властей при мониторинге организаций и принятии решений об их регистрации и закрытии «, — сказала Никола Дакворт, директор Программы Европа и Центральная Азия.

«Эти усиленные способности к изучению можно злоупотреблять «.

Несмотря на поправки в закон в ответ на протесты внутри страны и за рубежом он по-прежнему содержит положения которые вызывают серьезную озабоченность по поводу свободы объединений в России. Много положения не приняли во внимание критику внесенных предложений Эксперт Совета Европы. Положения, которые эксперт посчитал «несоразмерными», «слишком ограничительный» и «расплывчатый», чтобы соответствовать международным стандарты остались в законе.

Например, власти будут может отказать в регистрации организациям гражданского общества, если организация название «оскорбляет общественную порядочность или этнические и религиозные чувства». У них также будет неограниченное право отправлять представителей на любое мероприятие. организованы российскими и зарубежными организациями гражданского общества, необязательно имея разумные основания полагать, что нарушается российское законодательство. Они также будет иметь беспрецедентные полномочия по проверке источников финансирования, а также планируемые и фактические расходы.

«Организации гражданского общества в доска — работа в таких разнообразных областях, как окружающая среда, образование и права человека — будут затруднены в их работе. Россия должна подбадривать их сектор гражданского общества, не подавляя его «, — сказала Никола Дакворт, Директор Программы Европы и Центральной Азии.

Это не политический вопрос и не вопрос о вмешательстве во внутренние дела России.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *