последние изменения и поправки, судебная практика
СТ 29.7 КоАП РФ
1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29. 4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.
2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
1. Установленная КоАП РФ процедура рассмотрения дела представляет собой ряд последовательных действий (этапов), выполняемых судьей, коллегиальным органом или должностным лицом, в производстве которых находится соответствующее дело об административном правонарушении.
Все процедурные действия можно разделить на три этапа:
1) подготовка к слушанию дела;
2) рассмотрение дела по существу;
3) принятие решения по делу.
2. На первом этапе объявляется, кто рассматривает дело (если дело рассматривается коллегиальным органом, то объявляется состав коллегиального органа), какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Этот порядок не распространяется на случаи, установленные ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
После этого проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя в соответствии с представленными документами. Решение о допуске данных лиц для участия в рассмотрении дела может быть оформлено устным определением судьи, органа или должностного лица.
Следующим процессуальным действием будет являться выяснение причин неявки участников производства. Проверяются условия извещения неявившихся участников производства, выясняется фактическая возможность получения повестки или извещения в иной форме, изучаются доказательства надлежащего извещения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных Приказом ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 N 423-п (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Кроме этого, судья, коллегиальный орган, должностное лицо также рассматривают причины неявки (по представленным документам), чтобы определить, являются они уважительными или нет.
Рассмотрев эти причины, судья, коллегиальный орган, должностное лицо выслушивают мнение участников производства о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц. После чего принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В случае продолжения разбирательства по делу судья, председательствующий коллегиального органа, должностное лицо разъясняют лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.
Порядок разъяснения прав имеет свои особенности в зависимости от статуса участника производства. Так, процессуальные права и обязанности лицу, в отношении которого ведется производство, разъясняются отдельно от других участников производства. О разъяснении данному лицу его прав и обязанностей отбирается расписка либо делается соответствующая запись в протоколе о рассмотрении дела.
Далее должны разъясняться (с документальным подтверждением этого факта) права потерпевшим, законным представителям физического или юридического лица, а также защитникам, представителям и Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Разъяснение прав и обязанностей свидетелям, экспертам, специалистам производится на этапе рассмотрения дела, т.е. перед началом их непосредственного допроса либо участия в процессуальном действии.
После разъяснения прав и обязанностей участникам производства заслушиваются поступившие от них отводы и ходатайства. Отводы должны быть заявлены и рассмотрены с учетом требований ст. ст. 29.2 и 29.3 КоАП РФ, а ходатайства — ст. ст. 24.4, 29.4 КоАП РФ.
Письменные отводы и ходатайства приобщаются к материалам дела, а устные заносятся в протокол рассмотрения дела. Если же протокол не ведется, то ходатайства и отводы должны быть заявлены только в письменном виде.
Пункт 7 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает вынесение определения об отложении рассмотрения дела. Выносимые определения должны соответствовать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ и излагаться только в письменной форме. Отложение рассмотрения дела не должно нарушать сроков его рассмотрения, указанных в ст. 29.6 КоАП РФ.
На этапе подготовки к слушанию дела могут выноситься еще два вида определений:
1) о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ;
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (подсудности) в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.
И в первом, и во втором случаях определение должно быть мотивированным и выноситься только в письменной форме.
3. После совершения всех вышеперечисленных действий и при отсутствии препятствий к дальнейшему рассмотрению дела судья, орган, должностное лицо переходят к следующему этапу — рассмотрению дела по существу.
Данный этап включает в себя процессуальные действия, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Последовательность этих действий законом не оговаривается, однако судья, орган, должностное лицо должны исходить из формальной логики и задач всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Вместе с тем ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ указывает на определенную последовательность исследования обстоятельств дела. Так, при продолжении рассмотрения дела (подготовки к рассмотрению дела — ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ) оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела. Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
4. Часть 3 устанавливает, что в случае необходимости могут осуществляться и другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
5. Последним этапом рассмотрения дела является принятие решения по делу. Этот этап также отдельно не регламентируется, однако судья, орган, должностное лицо при вынесении постановления по делу должны руководствоваться положениями ст. ст. 29.9 — 29.13 КоАП РФ.
Процедура осуществления административного производства
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств срок его рассмотрения может быть продлен органом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока орган, рассматривающий дело, выносит мотивированное определение.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности;
6) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
7) дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
8) должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
9) В соответствии со ст. 25.4. КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
10) Законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
11) Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
12) При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.
13) В соответствии со ст. 25.5. для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.
14) В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
15) Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
16) Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
17) Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
1) о назначении административного наказания;
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КОАП РФ;
2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КОАП РФ;
3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
Объявление постановления по делу об административном правонарушении
1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
2. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Внимание:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает следующее:
1) При неоплате административного штрафа в месячный срок соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа (в соответствии со ст. 32.2. КоАП РФ).
2) Кроме того, принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф в установленные сроки, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ – наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях № 975 от 22 июля 2013 года.

Глава II. Основы процессуального законодательства об административных правонарушениях Республики Таджикистан
Глава III. Производство по делам об административных правонарушениях
Глава IV. Права и обязанности участников дела об административных правонарушениях
Глава V. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административных правонарушениях
Глава VI. Доказательства и Порядок представления доказательств
Глава VII. Меры по обеспечению производства по делу об административном правонарушении
Глава VIII. Процессуальное оформление дел об административных правонарушениях
Глава IX.

Глава XI. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Глава XII. Пересмотр постановлений судов, уполномоченных государственных органов (должностных лиц) по делам об административных правонарушениях
Глава XIII : Рассмотрение дел об административных правонарушениях в апелляционном порядке
Глава XIV: Рассмотрение дел об административных правонарушениях в порядке надзора
Глава XV: Возобновление производства по делам об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам
Глава XVI. Порядок производства по делам об административных правонарушениях
Глава XVII. Исполнение постановлений о назначении административных наказаний
Глава XVIII. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
Глава XIX.

Момент обнаружения коррупционного правонарушения
В Обобщении судебной практики рассмотрения судами дел о коррупционных административных правонарушениях за 2015 год и первое полугодие 2016 года судам необходимо определить время совершения правонарушения и время выявления правонарушения. Данное утверждение связано с тем, что законодательством не предусмотрено, что именно следует считать моментом выявления коррупционного правонарушения.
Также согласно письму Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел «О привлечении к административной ответственности за отдельные правонарушения, связанные с коррупцией» отмечено, что для определения начала срока давности привлечения лица Для административной ответственности за административное правонарушение, связанное с коррупцией, важную роль играет как день совершения, так и день обнаружения правонарушения.
В НАПК существует практика, согласно которой фактическим моментом выявления правонарушения следует считать дату уточнения всех необходимых данных и составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Порядка контроля и полной проверки декларирования лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, НАПК осуществляет контроль за своевременностью подачи деклараций на основании, в том числе , самообнаружение Национальным агентством. по данным Реестра. Именно на этом основании установлен факт несвоевременной подачи деклараций одним из клиентов АБ «Приходько и Партнеры», главным специалистом отдела контроля за своевременностью подачи деклараций Департамента проверки деклараций и мониторинга образа жизни НАПК, было обнаружено.
Дальнейший анализ протокола дает основание констатировать, что: «Декларацию лицо представило только после его уведомления в НАПК письмами от 29.11.2018 № 44-01/57729/18 и № 44-01/57730/18 от тот факт, что он не представил эту декларацию». Таким образом, на основании анализа протокола делаем вывод, что НАПК стало известно о факте непредставления декларации не позднее даты уведомления лица о непредставлении декларации, что подтверждается датой исходящей корреспонденции. в вышеуказанных письмах, содержащихся в материалах дела.
Такова позиция судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности по ст. 172-6 КоАП, в частности:
- Устиновский районный суд в постановлении от 29.01.2019 по делу № 403 /375/18 констатировано: «судья установил, что факт выявления административного правонарушения, связанного с коррупцией, предшествовал составлению протокола № 106/18 от 07.06.2018, в связи с чем содержащиеся в нем сведения о дате выявления административного правонарушения правонарушения (07.06.2018) опровергается доказательствами, приобщенными к протоколу.
- Тернопольским городским районным судом в постановлении от 13.02.2019 по делу № 607/26355/18 указано: «Фактический момент обнаружения совершенных ЛИЦО_1 административных правонарушений, связанных с коррупцией, предусмотренных ч.
1 ст. № 172-6 КУпАП , от 26 октября 2018 года, что подтверждается грифом входящей корреспонденции, который содержится в уведомлении отдела проверки деклараций и контроля за образом жизни НАПК. Таким образом, суд подчеркивает, что момент фактического обнаружения административного правонарушения ЛИЦО_1 не может быть датой составления указанных административных протоколов.
- Устиновский районный суд в определении от 01.02.2019 по делу № 403/489/18 указал: «Факт выявления административного правонарушения, связанного с коррупцией, предшествовал составлению протокола № 163/18 от 27.07.2018 , в связи с чем содержащиеся в нем сведения о дате выявления правонарушения (27 июля 2018 г.) опровергаются приобщенными к протоколу доказательствами. “
- Сквирский районный суд в определении от 05.12.2017 по делу № 376/2755/17 указано: и подписание протокола 25 сентября 2017 года. «
- Апелляционный суд Киевской области в решении от 29.01.2018 № 379/1255/17 указал: как видно из содержания указанного акта должностное лицо полиции конкретно указывает, что ЛИЦО_2, являясь субъектом ответственности за коррупцию правонарушения, совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.
2 ст. 4 ст. 172-6 КУпАП. При этом в протоколе указываются конкретные обстоятельства совершения данного правонарушения. “
- Соломенский районный суд г. Киева в определении от 08.02.2019 г.по делу № 760/187/19 указано: «Однако суд не согласен с выводом НАПК, поскольку, как видно из уведомления Национального агентства лица, уполномоченные на выполнение функций государства или органа местного самоуправления № 07/29165/18 от 27.06.2018 года усматривается, что факт несвоевременной подачи декларации ЛИЦО_1 был обнаружен 27.06.2018 года. Таким образом, суд считает датой выявления административного правонарушения 27 июня 2018 года, то есть дату направления уведомления.
Таким образом, можно говорить об установившейся практике судов о том, что моментом выявления правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 172-6 КоАП РФ, является не дата составления протокола, а дата составления уполномоченного лицо узнало о непредставлении декларации, то есть направлении уведомления в соответствии с частью 3 статьи 49 Закона Украины «О предотвращении коррупции».
Согласно части 3 статьи 38 КоАП административное взыскание за совершение правонарушения, связанного с коррупцией, может быть наложено в течение трех месяцев со дня его обнаружения, но не позднее двух лет со дня его совершения. комиссия. Пунктом 7 статьи 247 КоАП предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении прекращается, если на момент рассмотрения дела истек срок, предусмотренный статьей 38 КоАП.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами дел о коррупции и других правонарушениях, связанных с коррупцией» № 13 за своевременное, всестороннее, полное и объективное расследование обстоятельств дела судами такие вопросы, в частности, соответствуют ли сроки, предусмотренные ст. 38 КУпАП.
Поскольку фактическим моментом выявления правонарушения, совершенного клиентом АБ «Приходько и партнеры» по ч. 1 ст. 176-2 КоАП, является 29.11./2018 (дата направления уведомления о непредставлении декларации), по состоянию на 2 апреля 2019 года прошло три месяца выявления по смыслу статьи 38 КоАП, в связи с чем производство по делу подлежит закрытие в связи с истечением срока административного взыскания.